Изобразительное искусство Судана
Часть серии о |
Культура Судана |
---|
Изобразительное искусство Судана включает в себя историческое и современное производство предметов, созданных жителями сегодняшней Республики Судан и характерных для их соответствующих культур. Сюда входят объекты культурных традиций региона Северо-Восточной Африки, исторически называемого Суданом , включая южные регионы, которые стали независимыми как Южный Судан в 2011 году.
На протяжении всей своей истории Судан был перекрестком между Центральной Африкой, Восточной Африкой, Египтом , средиземноморскими культурами, странами Африки к югу от Сахары на западе и побережьем Красного моря на востоке страны. До 20-го века эти культурные традиции находились под влиянием коренных африканских, фараонских , греко-римских , византийских и арабских культур, которые привели к большому разнообразию форм культурного самовыражения, часто специфичных для этнической или социальной группы, которая их производила и использовала. [ примечание 1 ] являются выражением материальной культуры общества прикладное искусство и ремесла В этой истории искусств Судана .
Начиная с начала XIX века, установление сначала турецко-египетского , а затем англо-египетского правления, характеризующегося иностранным военным и политическим доминированием, положило начало постепенной эволюции современного национального государства с новыми культурными влияниями на образ жизни и материальное обеспечение. Культура Судана.
После обретения независимости в 1956 году суданские выпускники колониальной системы образования заняли ведущие позиции в новом государстве и тем самым способствовали возникновению городской культуры и современного искусства . Эти культурные изменения стали наиболее заметными с 1950-х по 1980-е годы, в период, который позже был назван « Создание движения современного искусства в Судане ».
В 21 веке развитие визуального искусства в стране характеризовалось цифровыми формами коммуникации, включая аудиовизуальное искусство, распространяемое и получаемое через спутниковое телевидение, онлайн-СМИ , а также изображения и фильмы, распространяемые через социальные сети. [ примечание 2 ] Во время суданской революции 2018 и 2019 годов молодые художники внесли свой вклад в протесты и моральный дух народного движения, создавая настенные росписи, граффити, карикатуры, фотографии и видеообращения.
Исторические периоды, предшествовавшие современному Судану
[ редактировать ]Доисторические времена
[ редактировать ]объектов материальных артефактов Древнейшие из существующих в Нубии , например каменные орудия , относятся к доисторическим временам. [ 1 ] Сайт Сабу-Джадди наскального искусства представляет собой уникальное скопление из более чем 1600 наскальных рисунков разных исторических периодов, охватывающих более 6000 лет в разные эпохи нубийской цивилизации. Хорошо сохранившиеся рисунки изображают диких и домашних животных, людей и лодки. [ 2 ] и были включены Всемирным фондом памятников в список памятников, заслуживающих внимания. [ 3 ] Другие древние наскальные рисунки были найдены в засушливой долине, известной как Вади Абу Дом в пустыне Баюда . [ 4 ] Еще один важный доисторический памятник был обнаружен в приграничном регионе между Суданом, Ливией и Египтом, в горном хребте Габаль-эль-Увейнат . [ 5 ] В западном регионе Судана группа Джебель-Мокрам , характеризующаяся своей керамикой и небольшими глиняными фигурками животных, представляла собой доисторическую неолитическую культуру, процветавшую во втором тысячелетии до нашей эры. [ 6 ]
Керма и Королевство Куш
[ редактировать ]Оружие, предметы керамики и другие предметы домашнего обихода, относящиеся к культуре Кермы (2500–1500 гг. до н.э.), резиденции одной из самых ранних Африки , цивилизаций древней представлены в таких музеях, как Национальный музей Судана , Музей Кермы , Британский музей , Музей изящных искусств, Бостон [ 7 ] и Метрополитен-музей . [ 8 ]
Во времена Кушского царства (около 950 г. до н. э. – 350 г. н. э.), когда монархи Куша правили своим северным соседом Египтом как фараоны более века, нубийские статуи, такие как сфинкс Тахарка , [ 9 ] приобрели египетские черты и возводились в храмах или нубийских пирамидах , например в Мероэ , [ 10 ] Судана один из объектов Всемирного наследия . [ 11 ] [ 1 ] Среди других ресурсов материальная культура древней Нубии использовала золото, слоновую кость , черное дерево , благовония , шкуры или драгоценные камни, а ожерелья или браслеты были найдены в гробницах королевских семей. [ 12 ] Нубийские короли и королевы, последних называли Кандаками Куша , были изображены в каменных рельефах на храмах, подобных тому, который посвящен Апедемаку (Храму Льва) в Наке . [ 13 ] Другими примерами древней нубийской архитектуры являются храмы, высеченные в скалах , храмы из сырцового кирпича, называемые деффуфа , могилы с каменными стенами или жилища из сырцового кирпича, деревянные и каменные полы, дворцы и хорошо продуманные дороги. [ 14 ]
-
Ювелирные украшения, найденные на мумии нубийского царя Аманинатакилебте (538-519 гг. до н. э.).
-
Золотой браслет найден в гробнице члена королевской семьи в Джебель-Баркале
Влияние греко-римской культуры
[ редактировать ]С 3-го века до нашей эры по 3-й век нашей эры северная Нубия была захвачена и присоединена к Египту, которым управляло Королевство Птолемеев , а затем Римская империя . Культурное влияние этого периода даже на юге, например, в Нубии, можно увидеть в так называемых «римских банях» в Мероэ, раскопанном здании, названном «выдающимся примером культурного трансфера между африканским королевством и греко -римской культурой Средиземноморья». ." [ 15 ] [ примечание 3 ]
Еще одним примером культурного влияния Нубии во время правления Птолемеев в Египте является мраморная голова нубийского молодого человека, вероятно, изготовленная в регионе Восточного Средиземноморья и сейчас выставленная в Бруклинском музее в США. [ 16 ]
Средневековая Нубия
[ редактировать ]В средневековой Нубии (ок. 500–1500 гг. н. э.) жители христианских королевств Макурия , Нобадия и Алодия создали отдельные формы архитектуры, такие как собор Фарас , скульптуры и настенные росписи, более 650 из которых были опубликованы в современные научные тексты. [ 17 ] Они относятся к коптскому искусству Египта, а иногда и к эфиопскому искусству . Они использовали старнубийский язык , коптский , греческий или арабский для различных религиозных или светских текстов, сохранившихся в рукописях или в виде надписей на песчанике , мраморе или терракоте . [ 18 ] [ 19 ]
Хотя подтверждено, что мусульманские мигранты, вероятно, купцы и ремесленники, поселились в Нижней Нубии начиная с 9 века, фактическая исламизация Нубии началась в конце 14 века. [ 20 ]
Приход ислама и арабизация
[ редактировать ]В XVI и XVII веках были созданы новые исламские королевства – Султанат Фундж и Султанат Дарфур , положившие начало длительному периоду постепенной исламизации и арабизации Судана. Эти султанаты и их общества существовали до тех пор, пока Судан не был завоеван османским египетским вторжением в 1820 году, а в случае Дарфура - даже до 1916 года. [ 21 ] Основные культурные изменения этого периода были отмечены принятием исламской религии и растущим использованием арабского языка как элемента повседневной жизни. О других культурных событиях сообщили иностранные гости, такие как Фредерик Кайо. [ 22 ] и относятся к архитектуре городов и мечетей, производству оружия, такого как метательные ножи или каскара . мечи [ примечание 4 ] – и работорговля . [ 23 ] В этот период в Судане были основаны школы арабского языка и исламоведения, называемые халва , и суфийские братства укоренились. [ 24 ] Примерами их материальной культуры являются флаг с исламским утверждением веры , который сейчас находится в Британском музее , или деревянная табличка конца 19-го века, используемая в качестве доски для письма для студентов, изучающих Коран , представленная в Интернете Бруклинским музеем , Нью-Йорк. Город. [ 25 ] [ примечание 5 ]
19 и 20 века до независимости.
[ редактировать ]С начала XIX века рисунки и фотографии, сделанные иностранными гостями, представляют собой одни из самых ранних записей традиционного искусства различных этнических и социальных групп, такого как архитектура, одежда, прически, украшения или шрамирование. [ 26 ]
После первого периода турецко-египетского правления (1821–1885 гг.) Государство Махдистов (1885–1899 гг.) оставило важные следы в Омдурмане , одном из трех основных районов Большого Хартума. Гробница Махди , Дом Халифа , монеты махдистов и особые виды одежды, такие как пальто -джибба , которое носили последователи Махди, [ 27 ] свидетельствуют о культурном характере этого периода.
В начале 19 века египтяне, британцы и другие иностранные жители Хартума превратили город из военного лагеря в город с сотнями кирпичных домов. [ 28 ] А во время кондоминиума англо -египетского Судана (1899–1956 гг.) британская армия и гражданская администрация положили начало важным изменениям в обществе, экономике и культуре. [ 29 ]
Британская администрация также ввела западную систему образования : Мемориальный колледж Гордона для высшего образования и художественного образования в школах, а также Школу дизайна, открытую в 1945 году. Это считается началом развития современного искусства в Судане и живописи. или скульптура в западном понимании начала укореняться. [ 30 ] Историк Хизер Дж. Шарки сделала следующий комментарий о влиянии визуальной культуры на британскую систему образования: «Фотографии и картинки позволили мальчикам и старикам из Гордон-колледжа увидеть и, следовательно, представить себе мир, Британскую империю и Судан. по-новому, визуальная культура была так же важна для развития национализма , как и культура слова». [ 31 ] Именно в развивающемся визуальном искусстве документального кино Гадалла Губара , который, как говорят, был первым суданским оператором , прошел обучение для Колониального киноотдела . [ 32 ]
Для подготовки учителей, особенно профессионального обучения , в 1943 году в Институте образования был введен художественный курс, а через три года была создана Школа дизайна. В 1951 году эта школа была переведена в Хартумский технический институт, а в 1971 году она стала Колледжем изящных и прикладных искусств Суданского университета науки и технологий (SUSTECH). Несмотря на значительные неудачи, вызванные главным образом пренебрежением со стороны некоторых правительств, это продолжается и в начале 2020-х годов. [ 33 ] и это место, где многие современные суданские художники и музыканты начали свое художественное образование. [ 34 ]
Традиционное прикладное искусство и ремесла
[ редактировать ]В соответствии с современными представлениями о материальной культуре любой социальной группы , термины традиционное искусство , народное искусство, прикладное искусство , ремесла или ремесла относятся к широкому спектру культурных объектов, созданных человеком. [ 35 ] Помимо так называемого изобразительного искусства , это относится к таким разнообразным суданским изделиям из текстиля и одежды, включая традиционные галабии , тюрбаны и тюбетейки для мужчин или вуали и тубы для женщин. [ 36 ] к обуви и другим видам изделий из кожи, таким как сандалии, кожаные талисманы со священными письменами, или к ювелирным украшениям и другим видам личных украшений, например, украшениям из хны на руках или лодыжках. [ 37 ] Суданские традиции работы с деревом, керамикой или металлом можно найти в традиционной мебели, такой как кровати ангариба , [ 38 ] в глиняных сосудах для питьевой воды, расставленных вне частных домов, [ 39 ] в качестве контейнеров для сжигания благовоний или традиционных кофейников, называемых джабана . [ 40 ]
В 2017 году культурный антрополог Гризельда Эль Тайиб [ 41 ] опубликовала свою книгу «Региональные народные костюмы Судана» с иллюстрациями одежды и других видов личных украшений разных этнических групп Судана. [ 42 ] этнические традиции боди-арта , такие как рубцы , прически типа кос или так называемые нечеткие прически мужчин Хадендоа , современные дреды и макияж . Кроме того, в повседневном использовании были или до сих пор используются [ 43 ] По той же теме Энциклопедия исламского искусства и архитектуры The Grove предупреждает, что «к 1990-м годам многие традиционные виды искусства Судана оказались под угрозой из-за модернизации и импорта товаров массового производства». [ 30 ]
В интервью 2013 года в Эль-Фашире , Дарфур , историк искусства Гибриль Абдулазиз рассказал о долгой истории и развитии местных ремесел и форм искусства, таких как наскальная живопись, гравюра на камне и коже или каллиграфия. Цитируя примеры из своей 700-страничной книги об истории Эль-Фашира и его исторического развития, он описал эволюцию этих традиционных художественных практик с течением времени, а также современное развитие искусства в Дарфуре до XXI века. [ 44 ]
современное искусство 20-го века
[ редактировать ]Начало в 1940-х и до 1960-х годов.
[ редактировать ]Ссылаясь на раннюю группу художников-графиков и живописцев конца 1940-х годов в Хартуме, в обзоре « Современное искусство в Судане » , опубликованном в 2009 году учеными Вернером Даумом и Рашидом Диабом , упоминается « Искусство кофеен » ( фанн аль -макахи ). [ 45 ] Эти художники создали суданские мотивы для упаковки продуктов и первые задокументированные картины на мольбертах . Говорят, что их художественные произведения отражают зарождающееся городское общество в столице, где современное искусство заменяет этнические традиции, ограниченные конкретной племенной культурой. [ примечание 6 ]
Однако решающий период для появления « Хартумской школы современного искусства » начался в середине 1950-х годов, когда первые суданские художники-фигуративисты вернулись домой после аспирантуры в Англии. Их работы стали признаваться как дома, так и за рубежом, и стали известны как важный вклад в развитие современного африканского искусства. [ 30 ] [ 46 ]
В своем обзоре Даум и Диаб охарактеризовали современное суданское искусство как «колеблющееся между утверждением своих собственных корней и западным влиянием. [...] Первое движение пыталось рассматривать суданское наследие и культуру как основной фактор художественного творчества, [. ..] под влиянием социального состояния этой конкретной арабо-исламско-африканской культуры. Следующее поколение полностью примет западные школы и стили, такие как абстрактная живопись , кубизм или сюрреализм, чтобы утвердить универсальность искусства. Эту тенденцию можно рассматривать как средний путь между ними: использование суданских, арабских и африканских элементов в поисках идентичности , не делая на них прямых намеков , а трансформируя и развивая их новаторским способом». [ 47 ]
После окончания Хартума многие студенты учились в Лондоне, где познакомились с произведениями разных культур, в том числе африканского и исламского искусства, выставленными в британских музеях и галереях. Возможность изучить собственные художественные традиции появилась в период расцвета суданского национализма (1950–1960-е гг.). Вернувшись в Судан, они высоко осознавали свое художественное наследие и ценность местных ремесел. Они начали называть себя суданскими художниками и разработали стили, основанные на их собственной культуре, используя мотивы и узоры суданской арабской каллиграфии и ремесленных произведений. Отсутствие традиций в живописи и скульптуре оставило место для изучения культур коренных народов свежим взглядом и породило новые тенденции в современном суданском искусстве.
- Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove
Основные выставки и коллекции
[ редактировать ]В 1995 году галерея Уайтчепел в Лондоне представила выставку « Семь историй о современном искусстве Африки» в рамках фестиваля Africa95 . Клементина Делисс , главный куратор, заявила, что выставка предложила «зрителю испытать небольшую часть концептуальных и эстетических проявлений изобразительного искусства в Африке во второй половине двадцатого века». [ 48 ] Эта выставка и участие кураторов и художников из Африки или африканской диаспоры позже были признаны одним из важнейших событий фестиваля. В мероприятии приняли участие художники из Судана Мо Абарро, Рашид Диаб, Камала Ибрагим Исхак, Абдель Басит Эль Хатим, Северино Матти, Хасан Муса, Амир Нур , Ибрагим Эль-Салахи и Осман Вакиалла. [ 48 ]
В 2016 году Художественный фонд Шарджи , Объединенные Арабские Эмираты , представил памятную выставку под названием « Хартумская школа – Создание движения современного искусства в Судане (1945 – настоящее время) » , включающую картины, фотографии и скульптуры суданских художников, таких как как картины Хусейна Шарифа и Ибрагима Эль Салахи или фотографии Рашида Махди и Гадаллы Губары. Другими художниками, представлявшими модернистское движение в Судане, были Осман Вакиалла, Бастави Багдади, Ахмед Шибрейн , Абдельразиг Абдельгаффар, Мохаммад Омер Халил, Таг эль-Сир Ахмед, Мохамед Эль-Хасан Абдель Рахим по имени Шайги, Сиддиг Эль Нигуми, Магдуб Раббах, Ахмед Хамид Аль. Араби и Гризельда Эль-Тайиб. Эту ретроспективу дополнили две отдельные персональные выставки , посвященные картинам Камалы Ибрагима Исхака и скульптурам Амира Нура. [ 49 ]
По случаю ретроспективной выставки работ Ибрагима эль-Салахи в 2016 году: [ 50 ] Галерея современного искусства Тейт в Лондоне назвала Хартумскую школу « движением модернистского искусства, образовавшимся в Судане в 1960 году и стремившимся разработать новый визуальный словарь, отражающий самобытность новой независимой нации». [ 51 ]
Фонд Barjeel Art Foundation в Объединенных Арабских Эмиратах представляет на своей онлайн-странице суданские картины Абдель Кадера Хасана, Камалы Ибрагима Исхака , Мохаммеда Омара Халила, Омара Хайри, Ибрагима Эль-Салахи , Хусейна Шарифа , Ахмада Шибрейна и графику Халида Альбайха . [ 52 ]
Отдельные художники
[ редактировать ]Осман Вакиалла (1925–2007) работал художником и каллиграфом . Он окончил Школу дизайна Мемориального колледжа Гордона в Хартуме в 1945 году, а затем продолжил художественное обучение в Лондоне и Каире. Использование им арабской каллиграфии как современной, нерелигиозной графической формы помещает Вакиаллу в движение арабского искусства, которое стало известно как движение Хуруфия . [ 53 ] В начале 1960-х годов некоторые из его учеников в Хартуме, такие как Ахмад Мохаммед Шибрейн (р. 1931), Ибрагим эль-Салахи (р. 1930) и Таг эль-Сир Ахмед (р. 1933), присоединились к Вакиалле в создании суданского искусства. движение позже будет названо «Хартумской школой современного искусства». [ 54 ]
британского происхождения Гризельда Эль Тайиб (1928–2022) была искусствоведом , педагогом и художником-визуалистом, которая в основном известна своими новаторскими исследованиями и акварельными рисунками традиционных костюмов , поскольку они отражают культуру и общество Судана с 1970-х годов. . Ссылаясь на ее многолетний вклад в искусство Судана, авторы статьи «Современное искусство в Судане» назвали ее «суданской художницей британского происхождения». [ 55 ] Ибрагим эль-Салахи (р. 1930) стал известен самым широким международным признанием среди художников из Судана. Он считается одним из выдающихся представителей « Хартумской школы африканского модернизма » и художественного движения Хуруфия , которое стремилось объединить традиционные формы исламской каллиграфии с современным искусством . [ 56 ] В 2016 году галерея современного искусства Тейт в Лондоне представила выставку « Ибрагим Эль-Салахи: дальновидный модернист » со 100 работами, охватывающими более чем пятидесятилетнюю международную карьеру художника. Он назвал Эль-Салахи «одной из самых значительных фигур африканского и арабского модернизма», поместив его работы в контекст мировой истории искусства . [ 50 ]
Ахмед Шибрейн (р. 1931) учился в Колледже изящных и прикладных искусств в Хартуме, а затем в Центральной школе искусств и дизайна в Лондоне по специальности графический дизайн. После своего возвращения в Судан в 1960 году он основал факультет графического дизайна в Колледже изящных и прикладных искусств, где также работал деканом. Шибрейн стал известен своими современными формами каллиграфии в своих картинах и считается частью движения хуруфия , а также одним из художников «Хартумской школы». [ 57 ]
Сиддик Эль Нигуми (1931–1996) создавал художественную керамику . Получив образование сначала в Судане, он жил в Соединенном Королевстве с 1967 года. В своей полированной терракотовой глиняной посуде он объединил европейские и африканские влияния. [ 58 ] В Музее Виктории и Альберта в Лондоне хранятся некоторые из его работ, в том числе его ибрик , современная версия традиционного суданского кофейника, представленная в Интернете. [ 59 ]
Хусейн Шариф (1934–2005), художник, поэт, кинорежиссер и преподаватель факультета искусств Хартумского университета, был суданским интеллектуалом и художником, работавшим с конца 1950-х по 1990-е годы. [ 60 ] После изучения современной истории в Кембриджском университете в Англии он получил степень магистра в лондонской Школе изящных искусств Слейда , где учился у Люсьена Фрейда . Наряду с другими работами, его картина «Ангел, беременный луной » была выставлена в лондонской Галерее One в 1960 году, а в Национальной портретной галерее в Лондоне хранятся фотографии Шарифа, сидящего перед своими картинами. [ 61 ] Говорят, что Шариф написал более 500 картин, но лишь немногие из них задокументированы. [ 60 ]
Мо Абарро (1935–2016), родившийся как Мохаммед Ахмед Абдалла Абарро, был скульптором, известным своим керамическим искусством. Как и другие художники его поколения, он окончил Колледж изящных и прикладных искусств в Хартуме, а затем изучал керамику в Центральной школе искусств и ремесел в Лондоне. После аспирантуры по промышленному дизайну керамики он вернулся в Судан, чтобы преподавать керамику в течение нескольких лет, но решил вернуться в Англию в 1966 году, чтобы продолжить свою карьеру в Великобритании. [ 62 ] Его работы были описаны как отражающие традиционные суданские купола и арки, а также формы калебасов и плетений. [ 63 ]
Камала Ибрагим Исхак (р. 1936), первая современная женщина-художница в Судане. [ 64 ] Изучал живопись в Колледже изящных искусств Суданского университета науки и технологий в Хартуме, а затем в Королевском колледже искусств в Лондоне. Вместе со своими учениками Мухаммадом Хамидом Шаддадом и Найлой Эль Тайиб она была основателем группы концептуального искусства под названием «Кристаллисты», которая привнесла новые направления в суданское искусство. [ 65 ] По данным Фонда искусств Шарджи, ее работы «бросают вызов традиционному мужскому взгляду на искусство в Судане, изображая сцены из жизни женщин в цветах солнца, песка и неба». [ 66 ]
Мохаммад Омар Халил (род. 1936) изучал изобразительное искусство в Хартуме до 1959 года, а с 1963 года - живопись и гравюру во Флоренции, Италия. Работая и преподавая в течение нескольких десятилетий в Соединенных Штатах с 1967 года, он использовал найденные предметы , архивные материалы, текстиль или фотографии помимо обычных красок. [ 67 ] В своих принтах он предпочитает разные оттенки черного, как он объяснил по случаю своей выставки « Родина под моими ногтями» в лондонском Mosaic Rooms в 2020 году. [ 68 ] [ 69 ] [ 70 ] [ 71 ] Халила называют «одним из самых важных современных художников арабского мира, оказавшим влияние на два поколения региональных художников». [ 72 ] В 2012 году его работы были представлены на ретроспективной выставке в Институте арабского мира в Париже. [ 73 ] [ 74 ]
Амир Нур (1936–2021), скульптор и академик, изучал африканское искусство и скульптуру в Университете Сент-Эндрюс , Шотландия, Королевском колледже искусств в Лондоне, Великобритания и Школе искусства и архитектуры Йельского университета , США. . Его скульптуры, сделанные из таких материалов, как бетон , стекловолокно или сталь, абстрактны и минималистичны , но все же ссылаются на животных, пейзаж и архитектуру, которые связаны с Суданом и афро-исламской культурой его юности. [ 75 ]
Омер Хайри (1939–1999) начал изучать искусство как основной предмет в средней школе, а с 1960 года продолжил обучение в Колледже изящных и прикладных искусств. Из-за проблем с психическим здоровьем ему пришлось прервать учебу. Тем не менее, он стал известен своими картинами на местных выставках, которые с тех пор были представлены в публичных коллекциях. [ 76 ] [ 77 ] [ 78 ] Суданский кинорежиссер Алья Муса принял участие в проекте документального фильма об этой «тайне, даже для тех, кто окружал его робкое присутствие и его смелые работы». [ 79 ]
Хасан Муса (род. 1951), покинувший Судан для учебы в аспирантуре во Франции в 1970-х годах, известен как художник, каллиграф, гравер и иллюстрировал множество книг. [ 80 ] В 1960-е годы он занимался популярным жанром мейл-арта , также известным как пост-арт , связанным с , направленной против истеблишмента . деятельностью [ 81 ] Его работа «Мученичество святого Себастьяна» была включена в выставку «Современность и воспоминания» на Венецианской биеннале 1997 года . Говорят, что своими адаптациями классических западных шедевров он создал «критический взгляд на западное искусство, политику и культуру». [ 82 ]
Рашид Диаб (род. 1957) сначала изучал живопись и историю искусства в Хартуме, а затем продолжил обучение в аспирантуре в Университете Комплутенсе в Мадриде, Испания. [ 83 ] Работы его раннего периода, созданные в Испании, описываются как абстрактные, сильные образы, отражающие цвета и текстуру его родной страны. По возвращении в Судан он отреагировал на различные способы интерпретации своей местной аудиторией и обратился к более узнаваемым формам самовыражения, например, к женщинам, помещенным «в абсолютное небытие». [ 84 ] Работы Диаба выставлялись на международных выставках, а некоторые из них представлены онлайн в Художественном музее Хиндие в Иордании. [ 85 ]
Салах Эль Мур (род. 1966) всемирно известен как художник, графический дизайнер , автор книг и режиссер. Его картины демонстрируют влияние традиций, фольклора, разных людей и окружающей среды, а использование цвета демонстрирует смелые тона в широких линиях. [ 86 ] Он живет и работает между Каиром и Хартумом, а его картины выставлялись на выставках на Ближнем Востоке, в Европе и США. [ 87 ] В 2018 году его картины были представлены вместе с работами Камалы Исхака и Ибрагима Эль-Салахи галереей Саатчи , Лондон, на выставке под названием « Леса и духи: фигуративное искусство Хартумской школы». [ 88 ]
Ахмед Абушарияа (р. 1966) окончил Колледж изящных и прикладных искусств в 1990 году и в середине 90-х жил в Кении. Позже он некоторое время жил в Кёльне , Германия, а с 2000 года жил в Кампале , Уганда, где продолжает работать и выставлять свои картины. [ 89 ] [ 90 ] Говорят, что на его стиль повлияли ранние современные художники Судана, в том числе Ибрагим эль Салахи и Рашид Диаб. [ 91 ]
Помимо уже упомянутых имен, другими суданскими художниками 20-го века, включенными в Смитсоновской библиотеки список читателей по современному африканскому искусству , являются Муса Халифа (род. 1941), Мохамед Омер Бушара (род. 1946), [ 92 ] и Салих Абду Машамун (1946 г.р.). [ 93 ]
XXI век и искусство революции
[ редактировать ]Как писал в 2012 году суданский академик Ахмад Сикаинга, современные художественные движения в Судане и их социальное происхождение не привлекли особого внимания историков искусства. [ примечание 7 ] Однако во время суданской революции 2018/19 года роль художников освещалась в международных средствах массовой информации, что отражает их интерес к текущим событиям. [ 94 ] До и во время революции художники выражали свои взгляды на общество и политику, хотя это выражение было жестко ограничено бывшим правительством Омара аль-Башира. [ 95 ] [ 96 ] В ноябре 2020 года студенты Колледжа изящных искусств Суданского университета науки и технологий (SUSTEC) выставили мемориальную скульптуру, изображающую лозунги Революции: Свобода, Мир и Справедливость. [ 97 ] В апреле 2021 года в Хартуме прошли новые художественные выставки, посвященные революции и протестующим, убитым во время революции. [ 98 ]
Халид Альбайх, политический карикатурист и правозащитник, прославился благодаря своей странице в Facebook « Khartoon!». а также его интервью ближневосточным и западным СМИ. [ 99 ] В 2019 году был соредактором иллюстрированной книги « Судан пересказал ». [ 100 ] Используя различные художественные жанры, такие как графическое повествование , акварель или фотография, группа молодых художников рассказала свои версии суданской истории, настоящего и будущего. [ 101 ] Амна Эльхассан , одна из этих молодых художниц, с тех пор начала международную карьеру, проведя персональную выставку в 2022 году в известном художественном музее Ширна во Франкфурте, Германия. [ 102 ] Что касается важной роли женщин в Суданской революции, а также художественных работ женщин-художников, их вклад был отмечен в статьях, на выставках и публичных художественных выступлениях. [ 103 ]
Художественные галереи и меценатство
[ редактировать ]В 2009 году в статье о современном искусстве в Судане говорилось, что «художникам в Хартуме серьезно мешают нехватка выставочных площадей и отсутствие покровительства». [ 104 ] В нем упоминалась только одна «полуобщественная» художественная галерея в Хартуме и периодически проводимые выставки в одном из крупных отелей. Скорее, он отдавал должное «главной роли», которую сыграли три зарубежных культурных центра Великобритании, Франции и Германии. Кроме того, частные галереи открыли суданские художники Ахмад Мухаммад Шибрейн и Рашид Диаб. Арт-центр Диаба также стал местом, где работы Ибрагима Эль-Салахи, живущего в изгнании с 1978 года, были представлены в 2000 году суданскому художественному миру. [ 105 ] Еще одной галереей, продвигающей суданских художников в Хартуме, была галерея Дабанга, владелица которой Лина Хаггар в 2017 году отредактировала книгу « Современные художники Судана: искусство во времена невзгод» . [ 77 ] В 2016 году Художественная галерея Mojo была одним из немногих коммерческих арт-пространств, представляющих суданское искусство. [ 106 ] [ 107 ] До 2022 года в Хартуме работал ряд других художественных галерей, таких как Downtown Gallery. [ 108 ] [ 109 ]
После бегства из Хартума в Найроби из-за войны в Судане основатель Downtown Gallery Рахим Шадад стал одним из кураторов выставки суданских художников под названием « Возмущение в Ниле» в 2023 году . Представленные работы Рашида Диаба, Рима Алжеалли , Эльтайеба Давелбейта, Валида Мохаммеда, Ясмин Абдуллы и Бакри Моаза, он был показан сначала в Кельне , Германия, затем в Лиссабоне , Португалия, и в марте 2024 года в Мадриде , Испания. [ 110 ] [ 111 ]
Комиксы и мультфильмы как популярные виды искусства
[ редактировать ]Популярные формы искусства, такие как мультфильмы и комиксы, опубликованные в печати или в Интернете, также привлекают все большее внимание и реагируют на текущие события, такие как международная пандемия COVID-19 . [ 112 ] С 2018 года фестиваль комиксов под названием Khartoum Comic Con организуется как выставка для суданских художников-комиксов и их аудитории. [ 113 ]
Кино и фотография в Судане
[ редактировать ]Иностранные исследователи и фотографы создавали рисунки и фотографии, начиная с середины XIX века. [ 114 ] В 20 веке фоторепортажи о нубийцах в южной части Судана, снятые фотографами Джорджем Роджером . [ 115 ] и Лени Рифеншталь [ 116 ] а также фотожурналисты, освещающие человеческие кризисы, сформировали международный имидж страны. [ 117 ] В начале 21 века появление цифровой фотографии привело к более широкому освещению суданскими фотографами фотографии и искусства. [ 118 ] [ 119 ]
После того, как кинопроизводство и кинотеатры в Судане открылись во времена британской колонии в первой половине 20-го века, суданская публика в Хартуме и других городах познакомилась с документальными и художественными фильмами из-за границы, а с 1930-х годов было организовано несколько кинопродукций под открытым небом. кинотеатры. После обретения независимости лишь немногие фильмы были сняты первым поколением суданских кинематографистов, такими как Гадалла Губара или Хусейн Шариф. В 2019 году биографии трёх суданских кинематографистов 1960-х годов были представлены в документальном фильме « Разговоры о деревьях» , в котором также излагаются личные взгляды на причины упадка кинотеатров и кинопроизводства в Судане. [ 120 ] [ 121 ]
Влияние войны 2023 года на художников
[ редактировать ]После начала войны в Судане в 2023 году многие художники, как и другие суданцы, пострадали в наиболее пострадавших районах от разрушения своих домов и студий, нехватки основных коммунальных услуг, перебоев в транспортном и финансовом обслуживании. В последующие месяцы многие суданцы стали бездомными и были вынуждены покинуть Хартум, а также крупные города Дарфура, в том числе Вад-Мадани. [ 122 ] 27 декабря 2023 года BBC News сообщила, что художники и промоутеры искусства бежали в соседние столицы, такие как Каир, Аддис-Абеба или Найроби. [ 123 ]
Уже в июле 2023 года суданская региональная культурная организация «Мульти студии Muse» провела расследование, чтобы «понять положение художников в этих обстоятельствах, чтобы пролить свет на их социальные, семейные и финансовые условия». В итоговом докладе основное внимание уделялось 45 художникам и практикам искусства в пострадавших от конфликта районах, особенно в Хартуме и соседних странах. Почти 60% ответивших художников, все еще проживающих в Судане, не смогли продолжить свою деятельность в своем нынешнем месте проживания, тогда как около 40% художников за пределами Судана считали работу в своей художественной сфере своим основным источником дохода. Около 86% художников Хартума планировали переехать в другие страны при условии получения визы и достаточных финансовых средств. В исследовании делается вывод, что в этих обстоятельствах суданские художники нуждаются в эффективной поддержке со стороны культурных учреждений и сетей. [ 124 ] С этой целью в сентябре 2023 года The Muse начала издавать свой двуязычный арт-журнал Muse. Среди художников, представленных в первом выпуске, были художники Салах Эль Мур, Эльхассан Эльмаунтассер и Амна Эльхассан, а также фотографы Ала Хейр и Метче Джаафар. . [ 125 ]
Чтобы поддержать суданских художников в изгнании, арт-куратор Рахим Шаддад из Downtown Gallery, который с 2019 года активно занимается продвижением современного визуального искусства, создал фонд для поддержки суданских художников. [ 126 ] В 2024 году он стал одним из кураторов групповой выставки под названием «Возмущение в Ниле», включающей работы Рашида Диаба, Мохаммеда А. Отайби, Рима Алджеали и других, для галерей в Лиссабоне , Португалия , и Мадриде , Испания . [ 127 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ В статье о культурной жизни Судана Британская энциклопедия пишет: «Ключом к пониманию современной суданской культуры является разнообразие. Каждая крупная этническая группа и исторический регион имеет свои особые формы культурного самовыражения. (...) Из-за большого культурного разнообразия Судана трудно классифицировать традиционные культуры различных народов. Традиционные общества Судана имеют разнообразные лингвистические, этнические, социальные, культурные и религиозные характеристики. Распространение денежной экономики привело к общему ослаблению социальных связей, обычаев, отношений и способов организации в традиционных культурах, многое из прошлого все еще остается нетронутым». «Судан – Культурная жизнь» . Британская энциклопедия . Проверено 28 апреля 2021 г.
- ^ В основном это касается людей, имеющих доступ к электронным устройствам, что по-прежнему исключает значительные слои суданского общества, особенно в сельской местности. Эти изменения в общении, стиле жизни и общем отношении приобретают все большее значение.
- ^ Еще одним примером римского искусства является так называемая Голова Мероэ , или Голова Августа из Мероэ, бронзовая голова размером больше натуральной величины, изображающая первого римского императора Августа, которая была найдена на древнем нубийском городище Мероэ в 1910 года, а затем был вывезен в Британский музей .
- ^ «Хотя большинство сохранившихся экземпляров относятся к 19 веку, считается, что каскара возникла примерно в начале 14 века и может представлять собой локальный пережиток прямого обоюдоострого средневекового арабского меча». Источник: Уиллс, Чак (2006). Вооружение: иллюстрированная история . Ирвингтон, Нью-Йорк: Hylas Publishing. стр. 90–91. ISBN 978-1-59258-127-6 .
- ^ Согласно веб-странице Бруклинского музея, «студенты использовали бы такие деревянные доски для письма в качестве тетрадей, тетрадей или грифельных досок, занимаясь каллиграфией и запоминая отрывки из Корана. Помимо арабского письма, геометрических границ, эту доску украшают завитки, стилизованные изображения скорпионов, четвероногих животных и людей на лошадях».
- ^ Эти популярные кофейни назывались Аль-Зайбик или Вад аль-Ага , а художники, названные Даумом и Диабом, - Али Усман (1936–1959), Мустафа аль-Арифи (1927–1979), Ахмад Салим, Абу аль- Хасан аль-Мадани, Хасан аль-Баталь, Уюн Кадис (Кошачий глаз) и Муса Кисм ад-Дин, также известный как Джиха (р. 1931). Последний использовал акварель и уголь и известен своими этикетками на упаковках, изображающими исторических и религиозных личностей или лица молодых женщин с характерными суданскими чертами. Другими общественными местами, используемыми для такой визуальной рекламы, были магазины или грузовики за пределами магазинов или грузовиков, которые существуют до сих пор, и авторы считают, что это прикладное искусство «прокладывает путь современному искусству». (Даум и Диаб, 2009, стр. 459f)
- ↑ Суданский академик Ахмад Сикаинга, преподающий в Университете штата Огайо в США, начал свою статью «Краткая история суданской популярной музыки » такими словами: «В литературе о подъеме современного Судана преобладают политические взгляды. анализ и сравнительное отсутствие социальной и культурной истории. Такие темы, как популярная культура, музыка, танцы и одежда, получили мало внимания со стороны историков. Эти предметы в основном были оставлены на усмотрение антропологов и других лиц, чьи исследования проводились в сельской местности. играют центральную роль в возникновении общей народной культуры в городских центрах страны. Эта культура возникает из жизни маргинальных групп, рабочих физического труда, крестьян, рабов и женщин, а также из слияния большого разнообразия. внутренние и внешние воздействия. Сикаинга, Ахмад (2012), «Краткая история суданской популярной музыки», Райл, Джон; Уиллис, Джастин; Бальдо, Сулиман; Мадут Джок, Джок (ред.), Справочник по Судану (цифровое издание), Лондон: Институт Рифт-Валли, стр. 243, ISBN 9781847010308
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Судан, Египет и Нубия» . Британский музей . Проверено 26 апреля 2021 г.
- ^ Стирн, Мэтт. «Сабу-Джадди: место, раскрывающее зеленое прошлое Сахары» . www.bbc.com . Проверено 27 апреля 2021 г.
- ^ «Сайты наскального искусства Сабу-Джадди» . Всемирный фонд памятников . Проверено 27 апреля 2021 г.
- ^ «Древние наскальные рисунки, найденные в Судане» . УПИ . 13 мая 2011 года . Проверено 24 мая 2021 г.
- ^ Центр всемирного наследия ЮНЕСКО (4 июня 2004 г.). «Технический отчет Джебель Уэнат» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 24 мая 2021 г.
Тысячи наскальных рисунков разных стилей и тематик разбросаны по всей территории, свидетельствуя о развитии раннего скотоводства в Африке и обменах между различными этническими группами по всей Сахаре.
- ^ Родольфо Фаттович: Поздняя предыстория дельты Гаша (Восточный Судан) . В «Поздней предыстории бассейна Нила и Сахары» , Познань, Польша, 1989, с. 496
- ^ «Нубия: Сокровища Древнего Судана» . Музей изящных искусств Бостона . Проверено 13 августа 2023 г.
- ^ Метрополитен-музей. «Классический стакан Кермы» . www.metmuseum.org . Проверено 26 апреля 2021 г.
- ^ Британский музей. «Сфинкс Тахарго» . Британский музей . Проверено 26 апреля 2021 г.
- ^ «Хотя некоторые нубийские верования и обычаи сохранялись, египтизация доминировала в идеях, практиках и иконографии и даже подавляла их». Шиллингтон, Кевин (4 июля 2013 г.). Энциклопедия истории Африки, трехтомный комплект . Рутледж. ISBN 978-1-135-45669-6 , с. 700.
- ^ «Мероэ – объект всемирного наследия – фотографии, информация и отчеты о путешествиях» . www.worldheritagesite.org . Проверено 27 апреля 2021 г.
- ^ «Музей Гетти представляет Нубию: драгоценности Древнего Судана из Музея изящных искусств Бостона | Getty News» . www.getty.edu . Проверено 13 августа 2023 г.
- ^ Археологический музей (17 января 2018 г.). «Проект Нага (Центральный Судан)» . Архивировано из оригинала 17 января 2018 года . Проверено 27 апреля 2021 г.
- ^ Бьянки, Роберт Стивен. Повседневная жизнь нубийцев. Вестпорт: Greenwood Press, 2004, стр. 227, ISBN 0-313-32501-4
- ^ Вольф, Симона и Ганс Ульрих Онаш (январь 2016 г.). «Новое защитное убежище римских бань в Мероэ (Судан)» . Немецкий археологический институт (DAI) . Проверено 27 апреля 2021 г.
- ^ «Бруклинский музей» . www.brooklynmuseum.org . Проверено 3 августа 2021 г.
- ^ Зелинская, Доброчная; Цакос, Александрос (2019). «Изображения архангела Михаила в настенных росписях средневековой Нубии». В Ингвильд Салид Гилхус; Александрос Цакос; Марта Камилла Райт (ред.). Архангел Михаил в Африке. История, культ и личность. Академик Блумсбери. стр. 79–94. ISBN 9781350084711
- ^ Лайтар, Адам (2003). Каталог греческих надписей в Национальном музее Судана в Хартуме . Издательство Питерс. ISBN 978-90-429-1252-6 .
- ^ Уэлсби, Дерек (2002). Средневековые королевства Нубии. Язычники, христиане и мусульмане вдоль Среднего Нила. Британский музей. ISBN 0714119474
- ^ Вернер, Роланд (2013). Христианство в Нубии: история и форма африканской церкви (на немецком языке). ЛИТ Верлаг Мюнстер. ISBN 978-3-643-12196-7 .
- ^ Алан Мурхед, Голубой Нил , исправленное издание. (1972). Нью-Йорк: Харпер и Роу, с. 215
- ^ Филипп Ментеро, «Повторное открытие коллекций Фредерика Кайо: вклад в историю египтологии», История искусства , n тот 62, май 2008 г. ( ISBN 978-2-7572-0210-4 ).
- ^ «Судан – Фунджи» . Британская энциклопедия . Проверено 28 апреля 2021 г.
- ^ «Судан – Распространение ислама» . Британская энциклопедия . Проверено 28 апреля 2021 г.
- ^ «Доска для письма Корана» . Бруклинский музей . Проверено 29 апреля 2021 г.
- ↑ Снимки, сделанные австрийским писателем-путешественником Рихардом Бухтой в 1870-х годах, считаются самыми ранними фотографиями этнических людей, живущих вдоль Белого Нила и за его пределами. Источник: Мортон, Кристофер (май 2015 г.). «Ричард Бухта и визуальное представление Экватории в конце девятнадцатого века» . (в) Африканский фотографический архив: исследовательские и кураторские стратегии, стр. 19–38. : 19.
- ^ Музей Питта Риверса , Оксфорд. «Джибба из Судана, Африка» . web.prm.ox.ac.uk. Проверено 29 апреля 2021 г.
- ^ «Первоначально Хартум служил форпостом египетской армии , но поселение быстро превратилось в региональный торговый центр. Оно также стало центром работорговли » . Источник: Роман Адриан Цибривский. (2013) Столицы мира: энциклопедия географии, истории и культуры. ABC-CLIO, США, с. 139.
- ^ «Хартум, столица и крупнейший, самый современный город, был восстановлен лордом Китченером в начале 1900-х годов после его разрушения армией Махди в 1885 году. Центр города был расположен в виде ряда образцов Юнион Джека в целях защиты. Основные здания, в том числе Дворец, Дом губернатора, Мемориальный колледж Гордона, Гранд-отель, банки и офисы (все построены между 1900 и 1912 годами), были построены в различных иностранных стилях, отражая тем самым колониальную власть». Источник: Оксфордские исламские исследования онлайн. «Судан, Демократическая Республика». oxfordislamicstudies.com . Проверено 8 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Нур, Амир И.М.; Блэр, Шейла С.; Блум, Джонатан М. (2003). «Судан, Демократическая Республика - Оксфордские исламские исследования онлайн» . www.oxfordartonline.com . дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T082205 . Проверено 8 мая 2021 г.
- ^ Шарки, Хизер Дж. (2003). Жизнь при колониализме. Национализм и культура в англо-египетском Судане . Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. п. 56. ИСБН 9780520235595 .
- ^ Заки, Омар (16 сентября 2012 г.). «Судан: Гадалла Губара – забытая легенда кинопроизводства» . allAfrica.com . Проверено 30 апреля 2021 г.
- ^ Суданский университет науки и технологий (16 марта 2021 г.). «Профессор Сагирун, министр HESR, выступает на семинаре по визуальному документированию заболеваний в SUST» . www.sustech.edu . Проверено 3 мая 2021 г.
- ^ Даум и Диаб, 2009, стр. 460–462.
- ^ Исаак, Шелли. «Что такое «изобразительное» искусство?» . МысльКо . Проверено 4 мая 2021 г.
- ^ «Национальная одежда Судана. Мужчины предпочитают свободные халаты, а женщины - запахивающиеся ткани» . Nationalclothing.org . Проверено 4 мая 2021 г.
- ^ Браун, Мари Грейс (2017). Хартум ночью: мода и телесная политика в Имперском Судане . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 9781503602687 .
- ^ Джерби, Биргит. «Ангареб в Северном Судане – больше, чем просто кровать» (PDF) . Проверено 4 мая 2021 г.
- ^ «Искусство гончарного дела в Судане» . Африка Географическая . 15 ноября 2016 г. Проверено 29 апреля 2021 г.
- ^ Седро, А.; Журавски, Б. (2019). «Жизнь прошлым в современной суданской деревне. Традиционное гончарное производство в излучине Нила Ад-Дабба» . Études et Travaux (32): 23. doi : 10.12775/etudtrav.32.003 . S2CID 216552481 .
- ^ «Британец в Судане: «Я лучше умру здесь» » . Новости Би-би-си . 4 апреля 2013 года . Проверено 5 мая 2021 г.
- ^ Эль Тайиб, Гризельда (2017). Региональные народные костюмы Судана . Сара Эль-Нагер, Энико Надь. Sequence media / Книжное производство xlibri.de. ISBN 978-3-940190-96-3 . OCLC 1056575561 .
- ^ Оксфордские исламские исследования онлайн. «Судан, Демократическая Республика» . oxfordislamicstudies.com . Проверено 8 мая 2021 г.
Суданское боди-арт особенно хорошо известно, особенно декоративная роспись тела и сложные узоры рубцевания и укладки волос среди некоторых нубийцев. Менее сложные традиции встречаются у других этнических групп.
[ мертвая ссылка ] - ^ Майяхи, штат Алабама. «Искусство Дарфура: интервью с историком Джибрилем Абдулазизом» (PDF) . unamid.unmissions.org . стр. 26–29 . Проверено 13 января 2024 г.
- ^ Даум, Вернер и Рашид Диаб (2009). Современное искусство в Судане. Хопкинс, Питер Г. (ред.) Кенана Справочник Судана. Нью-Йорк: Рутледж, с. 459f
- ^ «Хартумская школа: первая суданская школа современного искусства - Память Судана» . www.sudanmemory.org . Проверено 3 апреля 2022 г.
- ^ Даум и Диаб, 2009, с. 458.
- ^ Jump up to: а б Фридель, Юлия (3 мая 2017 г.). «Семь историй о современном искусстве Африки» . Современный И. Проверено 3 мая 2021 г.
- ^ «Фонд искусств Шарджи представляет выставки суданского искусства» . harpersbazaararabia.com/ . 28 ноября 2016 года . Проверено 28 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Тейт Модерн. «Ибрагим Эль-Салахи: дальновидный модернист - выставка в галерее Тейт Модерн» . Тейт . Проверено 28 апреля 2021 г.
- ^ «Хартумская школа – художественный семестр» . Тейт . Проверено 28 апреля 2021 г.
- ^ «Судан» . Фонд искусств Барджила . Проверено 28 апреля 2021 г.
- ^ Абдалла, Венеция Портер и Мухаммад Ахмад (17 февраля 2007 г.). «Некрологи: Осман Вакиалла» . Хранитель . Проверено 29 апреля 2021 г.
- ^ «Изучение движения современного искусства Судана | Центр африканских исследований и исследований Корнеллского университета искусств и наук» . africana.cornell.edu . 4 января 2017 года . Проверено 29 апреля 2021 г.
- ^ Даум и Диаб (2009). стр. 497f
- ^ «Понял и посчитал»: разговор с Ибрагимом Эль-Салахи» . Музеи и фонд Гуггенхайма . 13 декабря 2016. Проверено 29 апреля 2021 .
- ^ Хасан, Яхья (8 декабря 2020 г.). «Судан: искусство Ахмеда Шибрэйна – союз арабской и африканской культур» . allAfrica.com . Проверено 30 апреля 2021 г.
- ^ «Некролог: Сиддиг Эль Нигуми» . Независимый сентября 18 Получено 29 апреля.
- ^ Музей Виктории и Альберта (1980). «Ибрик | Эль Нигуми, Сиддиг | Виктория и Альберта Изучите коллекции» . Музей Виктории и Альберта: ознакомьтесь с коллекциями . Проверено 29 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Халид, Суха (2 июня 2020 г.). «О живых воспоминаниях: Хусейн Шариф» . Журнал «500 слов» . Проверено 28 апреля 2021 г.
- ^ «Хусейн Шариф – Национальная портретная галерея» . www.npg.org.uk. Проверено 28 апреля 2021 г.
- ^ Британский музей. «Мохаммед Абдалла» . www.britishmuseum.org . Проверено 30 апреля 2021 г.
- ^ Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove. «Судан, Демократическая Республика» . Оксфордские исламские исследования . Проверено 30 апреля 2021 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Кеннеди, Джин. «Свет пустыни: Судан», стр. 108–122. В: Новые течения, древние реки: современные африканские художники в эпоху перемен . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Смитсоновского института, 1992.
- ^ Ленссен, Аннека (4 апреля 2018 г.). «Мы рисовали кристалл, мы думали о кристалле» — Манифест кристаллистов (Хартум, 1976 г.) в контексте» . post.moma.org . Проверено 2 мая 2021 г.
- ^ Фонд искусств Шарджи. «Камала Ибрагим Ишаг» . Шарджахарт.org . Проверено 28 апреля 2021 г.
- ^ «Мохаммад Омер Халил» . www.artbreath.org . Проверено 29 апреля 2021 г.
- ^ Коллиер, Лиззи Вартанян (31 марта 2020 г.). «Суданский гравер излучает свет из тьмы» . Гипераллергический . Проверено 22 июня 2021 г.
- ^ «Работы – Мохаммад Омер Халил – Художники – Национальный музей африканского искусства – Смитсоновский институт» . africa.si.edu . Проверено 18 января 2022 г.
- ^ «Мохаммад Омар Халил – Родина под моими ногтями» . Мозаичные комнаты . Проверено 22 июня 2021 г.
- ^ «Мохаммад Омар Халил: Родина под моими ногтями» . Современный И (на немецком языке) . Проверено 5 июня 2023 г.
- ^ «Мохаммад Омер Халил» . Уолл Стрит Интернэшнл . 3 июня 2019 года . Проверено 28 апреля 2021 г.
- ^ Институт арабского мира, изд. (2012). 25 лет арабского творчества (на французском языке). Чинизелло Бальзамо (Милан). стр. 114–117. ISBN 978-88-366-2431-7 . OCLC 800000455 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Картины: Мохаммед Омар Халил» . www.mohammadkhalil.com . Проверено 24 сентября 2021 г.
- ^ «Амир И.М. Нур – Рогатые ворота» . Музей изящных искусств Санкт-Петербурга, Флорида, США . Проверено 28 апреля 2021 г.
- ^ «Омер Хайри, также известный как Джордж Эдвард Сканкукур - Память Судана» . www.sudanmemory.org . Проверено 3 апреля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Восток, Генна. "Боюсь " Арт Дубай Получено 3 мая.
- ^ «Рыбак» . Фонд искусств Барджила . 3 марта 2021 г. Проверено 2 декабря 2022 г.
- ^ Муса, Аля. «Стать Омером Хайри» . Тепличный киноцентр . Проверено 3 мая 2021 г.
- ^ Хасан, Салах; Гиоргис, Эльсабет (1 мая 2001 г.). «Хасан Муса» . В: Журнал современного африканского искусства . 2001 (13–14): 106–113. дои : 10.1215/10757163-13-14-1-106 . ISSN 1075-7163 . S2CID 201769527 .
- ^ Специальные коллекции, Библиотека SOAS (23 января 2019 г.). «Хасан Муса: печать художника» . Проверено 2 мая 2021 г.
- ^ Нджами, Саймон; Дуран, Люси; Музей Кунст Паласт (Дюссельдорф, Германия); Художественная галерея Йоханнесбурга, ред. (2007). Африка ремикс: современное искусство континента . Йоханнесбург, Южная Африка: Jacana Media. п. 98. ИСБН 978-1-77009-363-8 .
- ^ Хасан, Салах М.; Энвезор, Смерть (1995). Новые видения: последние работы шести африканских художников: Рашида Диаба, «Ангела сада», Дэвида Колоане, Восене Косрофа, Хурии Ниати, Олу Огибе Итонвилл: Национальный музей изящных искусств Зоры Нил Херстон. п. 11.
- ^ Томпкинс, Гвен (7 июля 2007 г.). «Суданский художник рисует из агонии нации» . NPR.org . Проверено 3 мая 2021 г.
- ^ «Выборы из Судана» . Общий . 27 апреля 2020 г. Проверено 29 апреля 2021 г.
- ^ «Неправильный Эль Мур» . www.artskop.com . Проверено 3 мая 2021 г.
- ^ «Галерея Машрабия: «Поток глаз» Салаха Эль Мура» . Каир 360 Путеводитель по Каиру, Египет . 24 декабря 2013 года . Проверено 3 мая 2021 г.
- ^ «Леса и духи: новая выставка в галерее Саатчи подчеркивает влияние африканского искусства» . Творческий бум . 21 сентября 2018 года . Проверено 3 мая 2021 г.
- ^ «Дух лиц, искаженные природные фигуры на свидании» . Независимая Уганда . 7 апреля 2021 г. Проверено 4 мая 2021 г.
- ^ «Искусство в Судане: суданский художник Ахмед Абушария» . Сама газета . 4 ноября 2010 г. Проверено 4 мая 2021 г.
- ^ Галерея Африарт. «Абушария Ахмед» . afriartgallery.org . Проверено 4 мая 2021 г.
- ^ Хейл, Сондра (1994). «Мохамед Омер Бушара» . Африканское искусство . 27 (1): 66–71. дои : 10.2307/3337173 . ISSN 0001-9933 . JSTOR 3337173 .
- ^ Смитсоновские библиотеки, Вашингтон, округ Колумбия. «Современное африканское искусство: основной список для чтения» . www.sil.si.edu . Проверено 29 апреля 2021 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «В фотографиях: Искусство, питающее революцию в Судане» . Новости Би-би-си . 4 мая 2019 года . Проверено 2 мая 2021 г.
- ^ Эльхассан, Сара (21 февраля 2019 г.). «Как суданское искусство питает революцию» . Хорошо, Африка . Проверено 2 мая 2021 г.
- ^ Сюэреб Сейду, Кристина (декабрь 2020 г.). «Африканско-суданское искусство противостоит военным» . выпуску . Проверено 2 мая 2021 г.
- ^ «Судан: Колледж изящных искусств открывает мемориал Декабрьской революции». allAfrica.com , 15 ноября 2020 г., стр. Н.А. Gale Academic OneFile , link.gale.com/apps/doc/A641934029/AONE?u=wikipedia&sid=ebsco, по состоянию на 29 декабря 2022 г.
- ^ «Суданские художники отмечают революцию выставками» . Радио Дабанга . 12 апреля 2021 г. Проверено 2 августа 2021 г.
- ^ «Будущее не написано: Халид Аль-Баих, Хартун!» . Google Искусство и культура . Проверено 4 мая 2021 г.
- ^ «Судан пересказал» . www.goethe.de . Проверено 4 мая 2021 г.
- ^ «Пересказ Судана» . SAVVY Современный . Проверено 4 мая 2021 г.
- ^ «Пять веских причин увидеть Амну Эльхасан в Ширне» . ШИРН КУНСТХалле ФРАНКФУРТ . 10 ноября 2022 г. Проверено 14 ноября 2022 г.
- ^ «Женское сопротивление, созданное в Судане» . ШИРН КУНСТХалле ФРАНКФУРТ . 16 ноября 2022 г. Проверено 28 ноября 2022 г.
- ^ Даум и Диаб, 2009, с. 465f
- ^ Даум и Диаб, 2009, с. 473
- ^ Ньябола, Нанджала (25 мая 2016 г.). «Нарождающаяся арт-сцена Хартума готова к приему мировой аудитории» . Хорошо, Африка . Проверено 2 мая 2021 г.
- ^ Мюррей, Элизабет (12 ноября 2020 г.). «Как искусство помогло продвинуть революцию в Судане» . Институт мира США . Проверено 14 мая 2021 г.
- ^ Малик, Тони (4 апреля 2021 г.). «Искусственный опыт - Галерея в центре города» . Андарья . Проверено 29 апреля 2021 г.
- ^ «Художественные галереи и пространства Судана» . Журнал «500 слов» . 13 марта 2022 г. Проверено 27 июля 2022 г.
- ^ «За заголовками: как суданский куратор поместил искусство своей страны на глобальную карту, несмотря на конфликт, Махасин Исмаил» . Андарья . Проверено 14 апреля 2024 г.
- ^ Бланко, Патрисия Р. (14 марта 2024 г.). « Суданское «Искусство беженцев»: картины, избежавшие войны «в крайнем случае» » . Эль Паис (на испанском языке) . Проверено 14 апреля 2024 г.
- ^ «Пандемия COVID-19 в Судане в карикатурах Омара Дафаллаха» . Радио Дабанга . 30 июля 2021 г. Проверено 2 августа 2021 г.
- ^ «Хартумский Comic Con объединяет суданских любителей комиксов» . Журнал «500 слов» . Проверено 2 августа 2021 г.
- ^ См., например, Аддлман-Франкель, Кейт (2018). «Опыт других мест: фотография в рассказах о путешествиях Пьера Тремо». Фотографии . 11 (1): 31–56. дои : 10.1080/17540763.2017.1399287 . S2CID 192293462 .
- ^ «Джордж Роджер Нуба и Латука: цветные фотографии» . www.magnumphotos.com . Проверено 5 мая 2021 г.
- ^ Людвиг, Александра (1 марта 2006 г.). «Встреча Лени Рифеншталь с нубийцем» . Вмешательства . 8 (1): 83–101. дои : 10.1080/13698010500515191 . ISSN 1369-801X . S2CID 161232895 .
- ^ См., например, ЮНИСЕФ (апрель 2018 г.). « Информационный бюллетень ЮНИСЕФ по здоровью и питанию в Судане ». Проверено 5 мая 2021 г.
- ^ Диалло, Аиша (29 октября 2016 г.). «Там, где встречаются Белый и Голубой Нил» . Современный И. Проверено 5 мая 2021 г.
- ^ Иванез, Эльза (21 мая 2018 г.). «Суданская одежда сквозь призму современности» . Проект ТексМероэ . Проверено 5 мая 2021 г.
- ^ Вайсберг, Джей (17 февраля 2019 г.). «Берлинское кинообзор: «Разговоры о деревьях» » . Разнообразие . Проверено 5 мая 2021 г.
- ^ Кушкуш, Исмаил. «Серебряные экраны Судана» . www.aljazeera.com . Проверено 5 мая 2021 г.
- ^ «Судан, шесть месяцев конфликта – ключевые факты и цифры (19 октября 2023 г.) | УКГВ» . www.unocha.org . 19 октября 2023 г. Проверено 4 января 2024 г.
- ^ Эйнаше, Исмаил (27 декабря 2023 г.). «Война в Судане: тяжело на сердце художникам, рисующим боль конфликта» . Новости Би-би-си . Проверено 4 января 2024 г.
- ^ «Исследование условий суданских художников, пострадавших от войны — мультистудии The Muse» . 12 октября 2023 г. Проверено 4 января 2024 г.
- ^ "Журнал муза - Мультистудия Muse" . 20 сентября 2023 г. Проверено 4 января 2024 г.
- ^ Браун, Райан Ленора (6 июля 2023 г.). « Рассказывая нашу собственную историю»: на фоне войны в Судане любители искусства занимают определенную позицию» . Христианский научный монитор . ISSN 0882-7729 . Проверено 16 июля 2023 г.
- ^ «Casa Árabe | Волнения в Ниле: Современное искусство Судана» . ru.casaarabe.es . Архивировано из оригинала 18 апреля 2024 года . Проверено 10 марта 2024 г.
Библиография
[ редактировать ]- Албайх, Халид ; и др. (2019). Пересказ Судана (на английском, немецком и арабском языках). Берлин: Хирнкост. п. 248. ИСБН 978-3945398906 . Проверено 6 мая 2021 г.
- Али, Видждан (1997). Современное исламское искусство: развитие и преемственность . Гейнсвилл, Флорида: Университетское издательство Флориды. ISBN 9780813015262
- Браун, Мари Грейс (2017). Хартум ночью: мода и телесная политика в Имперском Судане . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 9781503602687 .
- Даум, Вернер и Рашид Диаб (2009). Современное искусство в Судане. Хопкинс, Питер Г. (ред.) Кенана Справочник Судана . Нью-Йорк: Рутледж, стр. 453–516. ISBN 0-7103-1160-5
- Дюкоммун, Жанин Андре и Хешам Эльшазли (2009). Керма и королевский тайник .
- Эль Тайиб, Гризельда и др. (2017). Региональные народные костюмы Судана. Кауферинг: Sequence Media. ISBN 9783940190963 , 3940190969
- Европейская комиссия – CORDIS (23 октября 2020 г.). «Археология текстильного производства в королевстве Мероэ: новые подходы к культурной самобытности и экономике в древнем Судане и Нубии» . cordis.europa.eu/ . Проверено 9 мая 2021 г.
- Фридель, Юлия (3 мая 2017 г.). «История выставки – Семь историй о современном искусстве Африки» . Contemporaryand.com . Проверено 3 мая 2021 г.
- Хаггар, Лина и Тарним Саид. Современные художники Судана: искусство во времена невзгод / под редакцией Виктора Рема; фотограф Иссам Хафиз. Хартум, Судан: Dabanga Art & Crafts, 2015. 141 стр. с цветными иллюстрациями. ОСЛК 961267194
- Хаггар, Лина; Эламин, Мохаммед Осман (2020). تسقط Искусство революции (на арабском и английском языках). Хартум: Искусство и ремесла Дабанга. ISBN 978-99942-76-72-1 .
- Хасан, Салах (ред.) (2012). Ибрагим Эль-Салахи – дальновидный модернист , Музей африканского искусства, Нью-Йорк ISBN 9781849762267 , 1849762260 , каталог выставки онлайн.
- Хасан, Салах М.; Энвезор, Смерть (1995). Новые видения: последние работы шести африканских художников: Рашида Диаба, «Ангела сада», Дэвида Колоане, Восене Косрофа, Хурии Ниати, Олу Огибе Итонвилл: Национальный музей изящных искусств Зоры Нил Херстон. п. 11.
- Кадода, Гада (28 марта 2022 г.). Суданские интеллектуалы в глобальной среде: захват культурного капитала . Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-1-7936-2277-8 .
- Кеннеди, Джин. «Свет пустыни: Судан», стр. 108–122. В книге « Новые течения, древние реки: современные африканские художники в эпоху перемен» . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Смитсоновского института, 1992.
- Мухаммад, Баки Бадави, « Искусство: изобразительное искусство и художники: Судан» , в: Энциклопедия женщин и исламских культур, главный редактор Суад Джозеф.
- Портер, Венеция. Слово в искусство: художники современного Ближнего Востока. Британское музейное издательство, 2006 г. ISBN 9780714111643
- Шарки, Хизер Дж. (2003) Жизнь с колониализмом: национализм и культура в англо-египетском Судане. Беркли и Лос-Анджелес, Калифорнийский университет Press. ISBN 0520929365 , 9780520929364
- «Судан, Демократическая Республика». [ мертвая ссылка ] В энциклопедии исламского искусства и архитектуры The Grove . Ред. Джонатан М. Блум , Шейла С. Блэр . Оксфордские исламские исследования онлайн . ISBN 9780195309911 , 9780195373042
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Судан, Египет и Нубия на страницах Британского музея
- В стране Куш , иллюстрированная статья о материальной культуре Судана из журнала Smithsonian Magazine.
- Портрет суданского художника Ибрагима Эль Салахи в Google Arts & Culture
- Статья с фотографиями об Амире Нуре: Баланс, Закономерности, Ритмы. 2016 год
- Картины ХХ века из Судана в Google Arts & Culture
- Картины и художественная керамика Хартумской школы Судана памяти
- Картины суданских художников в Barjeel Art Foundation
- Пересказ Судана – взгляд на иллюстрированную книгу художественных рассказов современных суданских художников.
- Статья в журнале «Как искусство помогло продвинуть суданскую революцию» о художниках, участвовавших в суданской революции