Jump to content

Изобразительное искусство Судана

(Перенаправлено из суданского искусства )

Правители Куша, VII век до н.э., Кермы. музей
Нубийские пирамиды Мероэ, 300 г. до н.э. - примерно 350 г. н.э.
Суданская церемония джиртига в рамках свадебных торжеств

Изобразительное искусство Судана включает в себя историческое и современное производство предметов, созданных жителями сегодняшней Республики Судан и характерных для их соответствующих культур. Сюда входят объекты культурных традиций региона Северо-Восточной Африки, исторически называемого Суданом , включая южные регионы, которые стали независимыми как Южный Судан в 2011 году.

На протяжении всей своей истории Судан был перекрестком между Центральной Африкой, Восточной Африкой, Египтом , средиземноморскими культурами, странами Африки к югу от Сахары на западе и побережьем Красного моря на востоке страны. До 20-го века эти культурные традиции находились под влиянием коренных африканских, фараонских , греко-римских , византийских и арабских культур, которые привели к большому разнообразию форм культурного самовыражения, часто специфичных для этнической или социальной группы, которая их производила и использовала. [ примечание 1 ] являются выражением материальной культуры общества прикладное искусство и ремесла В этой истории искусств Судана .

Начиная с начала XIX века, установление сначала турецко-египетского , а затем англо-египетского правления, характеризующегося иностранным военным и политическим доминированием, положило начало постепенной эволюции современного национального государства с новыми культурными влияниями на образ жизни и материальное обеспечение. Культура Судана.

После обретения независимости в 1956 году суданские выпускники колониальной системы образования заняли ведущие позиции в новом государстве и тем самым способствовали возникновению городской культуры и современного искусства . Эти культурные изменения стали наиболее заметными с 1950-х по 1980-е годы, в период, который позже был назван « Создание движения современного искусства в Судане ».

В 21 веке развитие визуального искусства в стране характеризовалось цифровыми формами коммуникации, включая аудиовизуальное искусство, распространяемое и получаемое через спутниковое телевидение, онлайн-СМИ , а также изображения и фильмы, распространяемые через социальные сети. [ примечание 2 ] Во время суданской революции 2018 и 2019 годов молодые художники внесли свой вклад в протесты и моральный дух народного движения, создавая настенные росписи, граффити, карикатуры, фотографии и видеообращения.

Исторические периоды, предшествовавшие современному Судану

[ редактировать ]

Доисторические времена

[ редактировать ]
Наскальная гравюра с изображением нильских лодок в Сабу-Джадди , около 1570–1100 гг. до н.э.

объектов материальных артефактов Древнейшие из существующих в Нубии , например каменные орудия , относятся к доисторическим временам. [ 1 ] Сайт Сабу-Джадди наскального искусства представляет собой уникальное скопление из более чем 1600 наскальных рисунков разных исторических периодов, охватывающих более 6000 лет в разные эпохи нубийской цивилизации. Хорошо сохранившиеся рисунки изображают диких и домашних животных, людей и лодки. [ 2 ] и были включены Всемирным фондом памятников в список памятников, заслуживающих внимания. [ 3 ] Другие древние наскальные рисунки были найдены в засушливой долине, известной как Вади Абу Дом в пустыне Баюда . [ 4 ] Еще один важный доисторический памятник был обнаружен в приграничном регионе между Суданом, Ливией и Египтом, в горном хребте Габаль-эль-Увейнат . [ 5 ] В западном регионе Судана группа Джебель-Мокрам , характеризующаяся своей керамикой и небольшими глиняными фигурками животных, представляла собой доисторическую неолитическую культуру, процветавшую во втором тысячелетии до нашей эры. [ 6 ]

Керма и Королевство Куш

[ редактировать ]

Оружие, предметы керамики и другие предметы домашнего обихода, относящиеся к культуре Кермы (2500–1500 гг. до н.э.), резиденции одной из самых ранних Африки , цивилизаций древней представлены в таких музеях, как Национальный музей Судана , Музей Кермы , Британский музей , Музей изящных искусств, Бостон [ 7 ] и Метрополитен-музей . [ 8 ]

Рельеф храма льва с изображением Натакамани и Аманиторе в Наке.

Во времена Кушского царства (около 950 г. до н. э. – 350 г. н. э.), когда монархи Куша правили своим северным соседом Египтом как фараоны более века, нубийские статуи, такие как сфинкс Тахарка , [ 9 ] приобрели египетские черты и возводились в храмах или нубийских пирамидах , например в Мероэ , [ 10 ] Судана один из объектов Всемирного наследия . [ 11 ] [ 1 ] Среди других ресурсов материальная культура древней Нубии использовала золото, слоновую кость , черное дерево , благовония , шкуры или драгоценные камни, а ожерелья или браслеты были найдены в гробницах королевских семей. [ 12 ] Нубийские короли и королевы, последних называли Кандаками Куша , были изображены в каменных рельефах на храмах, подобных тому, который посвящен Апедемаку (Храму Льва) в Наке . [ 13 ] Другими примерами древней нубийской архитектуры являются храмы, высеченные в скалах , храмы из сырцового кирпича, называемые деффуфа , могилы с каменными стенами или жилища из сырцового кирпича, деревянные и каменные полы, дворцы и хорошо продуманные дороги. [ 14 ]

Влияние греко-римской культуры

[ редактировать ]
Мраморная голова нубийца, ок. 120–100 гг. до н. э., период Птолемеев.

С 3-го века до нашей эры по 3-й век нашей эры северная Нубия была захвачена и присоединена к Египту, которым управляло Королевство Птолемеев , а затем Римская империя . Культурное влияние этого периода даже на юге, например, в Нубии, можно увидеть в так называемых «римских банях» в Мероэ, раскопанном здании, названном «выдающимся примером культурного трансфера между африканским королевством и греко -римской культурой Средиземноморья». ." [ 15 ] [ примечание 3 ]

Еще одним примером культурного влияния Нубии во время правления Птолемеев в Египте является мраморная голова нубийского молодого человека, вероятно, изготовленная в регионе Восточного Средиземноморья и сейчас выставленная в Бруклинском музее в США. [ 16 ]

Архангел Михаил , Фарас , 9 век. в Национальном музее Варшавы

Средневековая Нубия

[ редактировать ]

В средневековой Нубии (ок. 500–1500 гг. н. э.) жители христианских королевств Макурия , Нобадия и Алодия создали отдельные формы архитектуры, такие как собор Фарас , скульптуры и настенные росписи, более 650 из которых были опубликованы в современные научные тексты. [ 17 ] Они относятся к коптскому искусству Египта, а иногда и к эфиопскому искусству . Они использовали старнубийский язык , коптский , греческий или арабский для различных религиозных или светских текстов, сохранившихся в рукописях или в виде надписей на песчанике , мраморе или терракоте . [ 18 ] [ 19 ]

Хотя подтверждено, что мусульманские мигранты, вероятно, купцы и ремесленники, поселились в Нижней Нубии начиная с 9 века, фактическая исламизация Нубии началась в конце 14 века. [ 20 ]

Приход ислама и арабизация

[ редактировать ]
Мечеть в Сеннаре , иллюстрация Фредерика Кайо , начало XIX века.
Суданская каскара с ножнами

В XVI и XVII веках были созданы новые исламские королевства – Султанат Фундж и Султанат Дарфур , положившие начало длительному периоду постепенной исламизации и арабизации Судана. Эти султанаты и их общества существовали до тех пор, пока Судан не был завоеван османским египетским вторжением в 1820 году, а в случае Дарфура - даже до 1916 года. [ 21 ] Основные культурные изменения этого периода были отмечены принятием исламской религии и растущим использованием арабского языка как элемента повседневной жизни. О других культурных событиях сообщили иностранные гости, такие как Фредерик Кайо. [ 22 ] и относятся к архитектуре городов и мечетей, производству оружия, такого как метательные ножи или каскара . мечи [ примечание 4 ] – и работорговля . [ 23 ] В этот период в Судане были основаны школы арабского языка и исламоведения, называемые халва , и суфийские братства укоренились. [ 24 ] Примерами их материальной культуры являются флаг с исламским утверждением веры , который сейчас находится в Британском музее , или деревянная табличка конца 19-го века, используемая в качестве доски для письма для студентов, изучающих Коран , представленная в Интернете Бруклинским музеем , Нью-Йорк. Город. [ 25 ] [ примечание 5 ]

19 и 20 века до независимости.

[ редактировать ]

С начала XIX века рисунки и фотографии, сделанные иностранными гостями, представляют собой одни из самых ранних записей традиционного искусства различных этнических и социальных групп, такого как архитектура, одежда, прически, украшения или шрамирование. [ 26 ]

После первого периода турецко-египетского правления (1821–1885 гг.) Государство Махдистов (1885–1899 гг.) оставило важные следы в Омдурмане , одном из трех основных районов Большого Хартума. Гробница Махди , Дом Халифа , монеты махдистов и особые виды одежды, такие как пальто -джибба , которое носили последователи Махди, [ 27 ] свидетельствуют о культурном характере этого периода.

В начале 19 века египтяне, британцы и другие иностранные жители Хартума превратили город из военного лагеря в город с сотнями кирпичных домов. [ 28 ] А во время кондоминиума англо -египетского Судана (1899–1956 гг.) британская армия и гражданская администрация положили начало важным изменениям в обществе, экономике и культуре. [ 29 ]

Британская администрация также ввела западную систему образования : Мемориальный колледж Гордона для высшего образования и художественного образования в школах, а также Школу дизайна, открытую в 1945 году. Это считается началом развития современного искусства в Судане и живописи. или скульптура в западном понимании начала укореняться. [ 30 ] Историк Хизер Дж. Шарки сделала следующий комментарий о влиянии визуальной культуры на британскую систему образования: «Фотографии и картинки позволили мальчикам и старикам из Гордон-колледжа увидеть и, следовательно, представить себе мир, Британскую империю и Судан. по-новому, визуальная культура была так же важна для развития национализма , как и культура слова». [ 31 ] Именно в развивающемся визуальном искусстве документального кино Гадалла Губара , который, как говорят, был первым суданским оператором , прошел обучение для Колониального киноотдела . [ 32 ]

Для подготовки учителей, особенно профессионального обучения , в 1943 году в Институте образования был введен художественный курс, а через три года была создана Школа дизайна. В 1951 году эта школа была переведена в Хартумский технический институт, а в 1971 году она стала Колледжем изящных и прикладных искусств Суданского университета науки и технологий (SUSTECH). Несмотря на значительные неудачи, вызванные главным образом пренебрежением со стороны некоторых правительств, это продолжается и в начале 2020-х годов. [ 33 ] и это место, где многие современные суданские художники и музыканты начали свое художественное образование. [ 34 ]

Традиционное прикладное искусство и ремесла

[ редактировать ]
Женщина Шайгия в украшениях и традиционной одежде, ок. 1880 г.

В соответствии с современными представлениями о материальной культуре любой социальной группы , термины традиционное искусство , народное искусство, прикладное искусство , ремесла или ремесла относятся к широкому спектру культурных объектов, созданных человеком. [ 35 ] Помимо так называемого изобразительного искусства , это относится к таким разнообразным суданским изделиям из текстиля и одежды, включая традиционные галабии , тюрбаны и тюбетейки для мужчин или вуали и тубы для женщин. [ 36 ] к обуви и другим видам изделий из кожи, таким как сандалии, кожаные талисманы со священными письменами, или к ювелирным украшениям и другим видам личных украшений, например, украшениям из хны на руках или лодыжках. [ 37 ] Суданские традиции работы с деревом, керамикой или металлом можно найти в традиционной мебели, такой как кровати ангариба , [ 38 ] в глиняных сосудах для питьевой воды, расставленных вне частных домов, [ 39 ] в качестве контейнеров для сжигания благовоний или традиционных кофейников, называемых джабана . [ 40 ]

В 2017 году культурный антрополог Гризельда Эль Тайиб [ 41 ] опубликовала свою книгу «Региональные народные костюмы Судана» с иллюстрациями одежды и других видов личных украшений разных этнических групп Судана. [ 42 ] этнические традиции боди-арта , такие как рубцы , прически типа кос или так называемые нечеткие прически мужчин Хадендоа , современные дреды и макияж . Кроме того, в повседневном использовании были или до сих пор используются [ 43 ] По той же теме Энциклопедия исламского искусства и архитектуры The Grove предупреждает, что «к 1990-м годам многие традиционные виды искусства Судана оказались под угрозой из-за модернизации и импорта товаров массового производства». [ 30 ]

В интервью 2013 года в Эль-Фашире , Дарфур , историк искусства Гибриль Абдулазиз рассказал о долгой истории и развитии местных ремесел и форм искусства, таких как наскальная живопись, гравюра на камне и коже или каллиграфия. Цитируя примеры из своей 700-страничной книги об истории Эль-Фашира и его исторического развития, он описал эволюцию этих традиционных художественных практик с течением времени, а также современное развитие искусства в Дарфуре до XXI века. [ 44 ]

современное искусство 20-го века

[ редактировать ]

Начало в 1940-х и до 1960-х годов.

[ редактировать ]

Ссылаясь на раннюю группу художников-графиков и живописцев конца 1940-х годов в Хартуме, в обзоре « Современное искусство в Судане » , опубликованном в 2009 году учеными Вернером Даумом и Рашидом Диабом , упоминается « Искусство кофеен » ( фанн аль -макахи ). [ 45 ] Эти художники создали суданские мотивы для упаковки продуктов и первые задокументированные картины на мольбертах . Говорят, что их художественные произведения отражают зарождающееся городское общество в столице, где современное искусство заменяет этнические традиции, ограниченные конкретной племенной культурой. [ примечание 6 ]

Однако решающий период для появления « Хартумской школы современного искусства » начался в середине 1950-х годов, когда первые суданские художники-фигуративисты вернулись домой после аспирантуры в Англии. Их работы стали признаваться как дома, так и за рубежом, и стали известны как важный вклад в развитие современного африканского искусства. [ 30 ] [ 46 ]

В своем обзоре Даум и Диаб охарактеризовали современное суданское искусство как «колеблющееся между утверждением своих собственных корней и западным влиянием. [...] Первое движение пыталось рассматривать суданское наследие и культуру как основной фактор художественного творчества, [. ..] под влиянием социального состояния этой конкретной арабо-исламско-африканской культуры. Следующее поколение полностью примет западные школы и стили, такие как абстрактная живопись , кубизм или сюрреализм, чтобы утвердить универсальность искусства. Эту тенденцию можно рассматривать как средний путь между ними: использование суданских, арабских и африканских элементов в поисках идентичности , не делая на них прямых намеков , а трансформируя и развивая их новаторским способом». [ 47 ]

После окончания Хартума многие студенты учились в Лондоне, где познакомились с произведениями разных культур, в том числе африканского и исламского искусства, выставленными в британских музеях и галереях. Возможность изучить собственные художественные традиции появилась в период расцвета суданского национализма (1950–1960-е гг.). Вернувшись в Судан, они высоко осознавали свое художественное наследие и ценность местных ремесел. Они начали называть себя суданскими художниками и разработали стили, основанные на их собственной культуре, используя мотивы и узоры суданской арабской каллиграфии и ремесленных произведений. Отсутствие традиций в живописи и скульптуре оставило место для изучения культур коренных народов свежим взглядом и породило новые тенденции в современном суданском искусстве.

- Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove

Основные выставки и коллекции

[ редактировать ]

В 1995 году галерея Уайтчепел в Лондоне представила выставку « Семь историй о современном искусстве Африки» в рамках фестиваля Africa95 . Клементина Делисс , главный куратор, заявила, что выставка предложила «зрителю испытать небольшую часть концептуальных и эстетических проявлений изобразительного искусства в Африке во второй половине двадцатого века». [ 48 ] Эта выставка и участие кураторов и художников из Африки или африканской диаспоры позже были признаны одним из важнейших событий фестиваля. В мероприятии приняли участие художники из Судана Мо Абарро, Рашид Диаб, Камала Ибрагим Исхак, Абдель Басит Эль Хатим, Северино Матти, Хасан Муса, Амир Нур , Ибрагим Эль-Салахи и Осман Вакиалла. [ 48 ]

В 2016 году Художественный фонд Шарджи , Объединенные Арабские Эмираты , представил памятную выставку под названием « Хартумская школа – Создание движения современного искусства в Судане (1945 – настоящее время) » , включающую картины, фотографии и скульптуры суданских художников, таких как как картины Хусейна Шарифа и Ибрагима Эль Салахи или фотографии Рашида Махди и Гадаллы Губары. Другими художниками, представлявшими модернистское движение в Судане, были Осман Вакиалла, Бастави Багдади, Ахмед Шибрейн , Абдельразиг Абдельгаффар, Мохаммад Омер Халил, Таг эль-Сир Ахмед, Мохамед Эль-Хасан Абдель Рахим по имени Шайги, Сиддиг Эль Нигуми, Магдуб Раббах, Ахмед Хамид Аль. Араби и Гризельда Эль-Тайиб. Эту ретроспективу дополнили две отдельные персональные выставки , посвященные картинам Камалы Ибрагима Исхака и скульптурам Амира Нура. [ 49 ]

По случаю ретроспективной выставки работ Ибрагима эль-Салахи в 2016 году: [ 50 ] Галерея современного искусства Тейт в Лондоне назвала Хартумскую школу « движением модернистского искусства, образовавшимся в Судане в 1960 году и стремившимся разработать новый визуальный словарь, отражающий самобытность новой независимой нации». [ 51 ]

Фонд Barjeel Art Foundation в Объединенных Арабских Эмиратах представляет на своей онлайн-странице суданские картины Абдель Кадера Хасана, Камалы Ибрагима Исхака , Мохаммеда Омара Халила, Омара Хайри, Ибрагима Эль-Салахи , Хусейна Шарифа , Ахмада Шибрейна и графику Халида Альбайха . [ 52 ]

Отдельные художники

[ редактировать ]

Осман Вакиалла (1925–2007) работал художником и каллиграфом . Он окончил Школу дизайна Мемориального колледжа Гордона в Хартуме в 1945 году, а затем продолжил художественное обучение в Лондоне и Каире. Использование им арабской каллиграфии как современной, нерелигиозной графической формы помещает Вакиаллу в движение арабского искусства, которое стало известно как движение Хуруфия . [ 53 ] В начале 1960-х годов некоторые из его учеников в Хартуме, такие как Ахмад Мохаммед Шибрейн (р. 1931), Ибрагим эль-Салахи (р. 1930) и Таг эль-Сир Ахмед (р. 1933), присоединились к Вакиалле в создании суданского искусства. движение позже будет названо «Хартумской школой современного искусства». [ 54 ]

британского происхождения Гризельда Эль Тайиб (1928–2022) была искусствоведом , педагогом и художником-визуалистом, которая в основном известна своими новаторскими исследованиями и акварельными рисунками традиционных костюмов , поскольку они отражают культуру и общество Судана с 1970-х годов. . Ссылаясь на ее многолетний вклад в искусство Судана, авторы статьи «Современное искусство в Судане» назвали ее «суданской художницей британского происхождения». [ 55 ] Ибрагим эль-Салахи (р. 1930) стал известен самым широким международным признанием среди художников из Судана. Он считается одним из выдающихся представителей « Хартумской школы африканского модернизма » и художественного движения Хуруфия , которое стремилось объединить традиционные формы исламской каллиграфии с современным искусством . [ 56 ] В 2016 году галерея современного искусства Тейт в Лондоне представила выставку « Ибрагим Эль-Салахи: дальновидный модернист » со 100 работами, охватывающими более чем пятидесятилетнюю международную карьеру художника. Он назвал Эль-Салахи «одной из самых значительных фигур африканского и арабского модернизма», поместив его работы в контекст мировой истории искусства . [ 50 ]

Ахмед Шибрейн (р. 1931) учился в Колледже изящных и прикладных искусств в Хартуме, а затем в Центральной школе искусств и дизайна в Лондоне по специальности графический дизайн. После своего возвращения в Судан в 1960 году он основал факультет графического дизайна в Колледже изящных и прикладных искусств, где также работал деканом. Шибрейн стал известен своими современными формами каллиграфии в своих картинах и считается частью движения хуруфия , а также одним из художников «Хартумской школы». [ 57 ]

Сиддик Эль Нигуми (1931–1996) создавал художественную керамику . Получив образование сначала в Судане, он жил в Соединенном Королевстве с 1967 года. В своей полированной терракотовой глиняной посуде он объединил европейские и африканские влияния. [ 58 ] В Музее Виктории и Альберта в Лондоне хранятся некоторые из его работ, в том числе его ибрик , современная версия традиционного суданского кофейника, представленная в Интернете. [ 59 ]

Хусейн Шариф (1934–2005), художник, поэт, кинорежиссер и преподаватель факультета искусств Хартумского университета, был суданским интеллектуалом и художником, работавшим с конца 1950-х по 1990-е годы. [ 60 ] После изучения современной истории в Кембриджском университете в Англии он получил степень магистра в лондонской Школе изящных искусств Слейда , где учился у Люсьена Фрейда . Наряду с другими работами, его картина «Ангел, беременный луной » была выставлена ​​в лондонской Галерее One в 1960 году, а в Национальной портретной галерее в Лондоне хранятся фотографии Шарифа, сидящего перед своими картинами. [ 61 ] Говорят, что Шариф написал более 500 картин, но лишь немногие из них задокументированы. [ 60 ]

Мо Абарро (1935–2016), родившийся как Мохаммед Ахмед Абдалла Абарро, был скульптором, известным своим керамическим искусством. Как и другие художники его поколения, он окончил Колледж изящных и прикладных искусств в Хартуме, а затем изучал керамику в Центральной школе искусств и ремесел в Лондоне. После аспирантуры по промышленному дизайну керамики он вернулся в Судан, чтобы преподавать керамику в течение нескольких лет, но решил вернуться в Англию в 1966 году, чтобы продолжить свою карьеру в Великобритании. [ 62 ] Его работы были описаны как отражающие традиционные суданские купола и арки, а также формы калебасов и плетений. [ 63 ]

Камала Ибрагим Исхак (р. 1936), первая современная женщина-художница в Судане. [ 64 ] Изучал живопись в Колледже изящных искусств Суданского университета науки и технологий в Хартуме, а затем в Королевском колледже искусств в Лондоне. Вместе со своими учениками Мухаммадом Хамидом Шаддадом и Найлой Эль Тайиб она была основателем группы концептуального искусства под названием «Кристаллисты», которая привнесла новые направления в суданское искусство. [ 65 ] По данным Фонда искусств Шарджи, ее работы «бросают вызов традиционному мужскому взгляду на искусство в Судане, изображая сцены из жизни женщин в цветах солнца, песка и неба». [ 66 ]

Мохаммад Омар Халил (род. 1936) изучал изобразительное искусство в Хартуме до 1959 года, а с 1963 года - живопись и гравюру во Флоренции, Италия. Работая и преподавая в течение нескольких десятилетий в Соединенных Штатах с 1967 года, он использовал найденные предметы , архивные материалы, текстиль или фотографии помимо обычных красок. [ 67 ] В своих принтах он предпочитает разные оттенки черного, как он объяснил по случаю своей выставки « Родина под моими ногтями» в лондонском Mosaic Rooms в 2020 году. [ 68 ] [ 69 ] [ 70 ] [ 71 ] Халила называют «одним из самых важных современных художников арабского мира, оказавшим влияние на два поколения региональных художников». [ 72 ] В 2012 году его работы были представлены на ретроспективной выставке в Институте арабского мира в Париже. [ 73 ] [ 74 ]

Амир Нур (1936–2021), скульптор и академик, изучал африканское искусство и скульптуру в Университете Сент-Эндрюс , Шотландия, Королевском колледже искусств в Лондоне, Великобритания и Школе искусства и архитектуры Йельского университета , США. . Его скульптуры, сделанные из таких материалов, как бетон , стекловолокно или сталь, абстрактны и минималистичны , но все же ссылаются на животных, пейзаж и архитектуру, которые связаны с Суданом и афро-исламской культурой его юности. [ 75 ]

Омер Хайри (1939–1999) начал изучать искусство как основной предмет в средней школе, а с 1960 года продолжил обучение в Колледже изящных и прикладных искусств. Из-за проблем с психическим здоровьем ему пришлось прервать учебу. Тем не менее, он стал известен своими картинами на местных выставках, которые с тех пор были представлены в публичных коллекциях. [ 76 ] [ 77 ] [ 78 ] Суданский кинорежиссер Алья Муса принял участие в проекте документального фильма об этой «тайне, даже для тех, кто окружал его робкое присутствие и его смелые работы». [ 79 ]

Хасан Муса (род. 1951), покинувший Судан для учебы в аспирантуре во Франции в 1970-х годах, известен как художник, каллиграф, гравер и иллюстрировал множество книг. [ 80 ] В 1960-е годы он занимался популярным жанром мейл-арта , также известным как пост-арт , связанным с , направленной против истеблишмента . деятельностью [ 81 ] Его работа «Мученичество святого Себастьяна» была включена в выставку «Современность и воспоминания» на Венецианской биеннале 1997 года . Говорят, что своими адаптациями классических западных шедевров он создал «критический взгляд на западное искусство, политику и культуру». [ 82 ]

Рашид Диаб (род. 1957) сначала изучал живопись и историю искусства в Хартуме, а затем продолжил обучение в аспирантуре в Университете Комплутенсе в Мадриде, Испания. [ 83 ] Работы его раннего периода, созданные в Испании, описываются как абстрактные, сильные образы, отражающие цвета и текстуру его родной страны. По возвращении в Судан он отреагировал на различные способы интерпретации своей местной аудиторией и обратился к более узнаваемым формам самовыражения, например, к женщинам, помещенным «в абсолютное небытие». [ 84 ] Работы Диаба выставлялись на международных выставках, а некоторые из них представлены онлайн в Художественном музее Хиндие в Иордании. [ 85 ]

Салах Эль Мур (род. 1966) всемирно известен как художник, графический дизайнер , автор книг и режиссер. Его картины демонстрируют влияние традиций, фольклора, разных людей и окружающей среды, а использование цвета демонстрирует смелые тона в широких линиях. [ 86 ] Он живет и работает между Каиром и Хартумом, а его картины выставлялись на выставках на Ближнем Востоке, в Европе и США. [ 87 ] В 2018 году его картины были представлены вместе с работами Камалы Исхака и Ибрагима Эль-Салахи галереей Саатчи , Лондон, на выставке под названием « Леса и духи: фигуративное искусство Хартумской школы». [ 88 ]

Ахмед Абушарияа (р. 1966) окончил Колледж изящных и прикладных искусств в 1990 году и в середине 90-х жил в Кении. Позже он некоторое время жил в Кёльне , Германия, а с 2000 года жил в Кампале , Уганда, где продолжает работать и выставлять свои картины. [ 89 ] [ 90 ] Говорят, что на его стиль повлияли ранние современные художники Судана, в том числе Ибрагим эль Салахи и Рашид Диаб. [ 91 ]

Помимо уже упомянутых имен, другими суданскими художниками 20-го века, включенными в Смитсоновской библиотеки список читателей по современному африканскому искусству , являются Муса Халифа (род. 1941), Мохамед Омер Бушара (род. 1946), [ 92 ] и Салих Абду Машамун (1946 г.р.). [ 93 ]

XXI век и искусство революции

[ редактировать ]
Суданская художница Амна Эльхассан , фото Ала Хейр , 2020 г.

Как писал в 2012 году суданский академик Ахмад Сикаинга, современные художественные движения в Судане и их социальное происхождение не привлекли особого внимания историков искусства. [ примечание 7 ] Однако во время суданской революции 2018/19 года роль художников освещалась в международных средствах массовой информации, что отражает их интерес к текущим событиям. [ 94 ] До и во время революции художники выражали свои взгляды на общество и политику, хотя это выражение было жестко ограничено бывшим правительством Омара аль-Башира. [ 95 ] [ 96 ] В ноябре 2020 года студенты Колледжа изящных искусств Суданского университета науки и технологий (SUSTEC) выставили мемориальную скульптуру, изображающую лозунги Революции: Свобода, Мир и Справедливость. [ 97 ] В апреле 2021 года в Хартуме прошли новые художественные выставки, посвященные революции и протестующим, убитым во время революции. [ 98 ]

Халид Альбайх, политический карикатурист и правозащитник, прославился благодаря своей странице в Facebook « Khartoon!». а также его интервью ближневосточным и западным СМИ. [ 99 ] В 2019 году был соредактором иллюстрированной книги « Судан пересказал ». [ 100 ] Используя различные художественные жанры, такие как графическое повествование , акварель или фотография, группа молодых художников рассказала свои версии суданской истории, настоящего и будущего. [ 101 ] Амна Эльхассан , одна из этих молодых художниц, с тех пор начала международную карьеру, проведя персональную выставку в 2022 году в известном художественном музее Ширна во Франкфурте, Германия. [ 102 ] Что касается важной роли женщин в Суданской революции, а также художественных работ женщин-художников, их вклад был отмечен в статьях, на выставках и публичных художественных выступлениях. [ 103 ]

Художественные галереи и меценатство

[ редактировать ]

В 2009 году в статье о современном искусстве в Судане говорилось, что «художникам в Хартуме серьезно мешают нехватка выставочных площадей и отсутствие покровительства». [ 104 ] В нем упоминалась только одна «полуобщественная» художественная галерея в Хартуме и периодически проводимые выставки в одном из крупных отелей. Скорее, он отдавал должное «главной роли», которую сыграли три зарубежных культурных центра Великобритании, Франции и Германии. Кроме того, частные галереи открыли суданские художники Ахмад Мухаммад Шибрейн и Рашид Диаб. Арт-центр Диаба также стал местом, где работы Ибрагима Эль-Салахи, живущего в изгнании с 1978 года, были представлены в 2000 году суданскому художественному миру. [ 105 ] Еще одной галереей, продвигающей суданских художников в Хартуме, была галерея Дабанга, владелица которой Лина Хаггар в 2017 году отредактировала книгу « Современные художники Судана: искусство во времена невзгод» . [ 77 ] В 2016 году Художественная галерея Mojo была одним из немногих коммерческих арт-пространств, представляющих суданское искусство. [ 106 ] [ 107 ] До 2022 года в Хартуме работал ряд других художественных галерей, таких как Downtown Gallery. [ 108 ] [ 109 ]

После бегства из Хартума в Найроби из-за войны в Судане основатель Downtown Gallery Рахим Шадад стал одним из кураторов выставки суданских художников под названием « Возмущение в Ниле» в 2023 году . Представленные работы Рашида Диаба, Рима Алжеалли , Эльтайеба Давелбейта, Валида Мохаммеда, Ясмин Абдуллы и Бакри Моаза, он был показан сначала в Кельне , Германия, затем в Лиссабоне , Португалия, и в марте 2024 года в Мадриде , Испания. [ 110 ] [ 111 ]

[ редактировать ]

Популярные формы искусства, такие как мультфильмы и комиксы, опубликованные в печати или в Интернете, также привлекают все большее внимание и реагируют на текущие события, такие как международная пандемия COVID-19 . [ 112 ] С 2018 года фестиваль комиксов под названием Khartoum Comic Con организуется как выставка для суданских художников-комиксов и их аудитории. [ 113 ]

Кино и фотография в Судане

[ редактировать ]
Документальная фотография, изображающая сторонников Суданской революции , сделанная Усамой Эльфаки, 2019 г.

Иностранные исследователи и фотографы создавали рисунки и фотографии, начиная с середины XIX века. [ 114 ] В 20 веке фоторепортажи о нубийцах в южной части Судана, снятые фотографами Джорджем Роджером . [ 115 ] и Лени Рифеншталь [ 116 ] а также фотожурналисты, освещающие человеческие кризисы, сформировали международный имидж страны. [ 117 ] В начале 21 века появление цифровой фотографии привело к более широкому освещению суданскими фотографами фотографии и искусства. [ 118 ] [ 119 ]

После того, как кинопроизводство и кинотеатры в Судане открылись во времена британской колонии в первой половине 20-го века, суданская публика в Хартуме и других городах познакомилась с документальными и художественными фильмами из-за границы, а с 1930-х годов было организовано несколько кинопродукций под открытым небом. кинотеатры. После обретения независимости лишь немногие фильмы были сняты первым поколением суданских кинематографистов, такими как Гадалла Губара или Хусейн Шариф. В 2019 году биографии трёх суданских кинематографистов 1960-х годов были представлены в документальном фильме « Разговоры о деревьях» , в котором также излагаются личные взгляды на причины упадка кинотеатров и кинопроизводства в Судане. [ 120 ] [ 121 ]

Влияние войны 2023 года на художников

[ редактировать ]

После начала войны в Судане в 2023 году многие художники, как и другие суданцы, пострадали в наиболее пострадавших районах от разрушения своих домов и студий, нехватки основных коммунальных услуг, перебоев в транспортном и финансовом обслуживании. В последующие месяцы многие суданцы стали бездомными и были вынуждены покинуть Хартум, а также крупные города Дарфура, в том числе Вад-Мадани. [ 122 ] 27 декабря 2023 года BBC News сообщила, что художники и промоутеры искусства бежали в соседние столицы, такие как Каир, Аддис-Абеба или Найроби. [ 123 ]

Уже в июле 2023 года суданская региональная культурная организация «Мульти студии Muse» провела расследование, чтобы «понять положение художников в этих обстоятельствах, чтобы пролить свет на их социальные, семейные и финансовые условия». В итоговом докладе основное внимание уделялось 45 художникам и практикам искусства в пострадавших от конфликта районах, особенно в Хартуме и соседних странах. Почти 60% ответивших художников, все еще проживающих в Судане, не смогли продолжить свою деятельность в своем нынешнем месте проживания, тогда как около 40% художников за пределами Судана считали работу в своей художественной сфере своим основным источником дохода. Около 86% художников Хартума планировали переехать в другие страны при условии получения визы и достаточных финансовых средств. В исследовании делается вывод, что в этих обстоятельствах суданские художники нуждаются в эффективной поддержке со стороны культурных учреждений и сетей. [ 124 ] С этой целью в сентябре 2023 года The Muse начала издавать свой двуязычный арт-журнал Muse. Среди художников, представленных в первом выпуске, были художники Салах Эль Мур, Эльхассан Эльмаунтассер и Амна Эльхассан, а также фотографы Ала Хейр и Метче Джаафар. . [ 125 ]

Чтобы поддержать суданских художников в изгнании, арт-куратор Рахим Шаддад из Downtown Gallery, который с 2019 года активно занимается продвижением современного визуального искусства, создал фонд для поддержки суданских художников. [ 126 ] В 2024 году он стал одним из кураторов групповой выставки под названием «Возмущение в Ниле», включающей работы Рашида Диаба, Мохаммеда А. Отайби, Рима Алджеали и других, для галерей в Лиссабоне , Португалия , и Мадриде , Испания . [ 127 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. В статье о культурной жизни Судана Британская энциклопедия пишет: «Ключом к пониманию современной суданской культуры является разнообразие. Каждая крупная этническая группа и исторический регион имеет свои особые формы культурного самовыражения. (...) Из-за большого культурного разнообразия Судана трудно классифицировать традиционные культуры различных народов. Традиционные общества Судана имеют разнообразные лингвистические, этнические, социальные, культурные и религиозные характеристики. Распространение денежной экономики привело к общему ослаблению социальных связей, обычаев, отношений и способов организации в традиционных культурах, многое из прошлого все еще остается нетронутым». «Судан – Культурная жизнь» . Британская энциклопедия . Проверено 28 апреля 2021 г.
  2. ^ В основном это касается людей, имеющих доступ к электронным устройствам, что по-прежнему исключает значительные слои суданского общества, особенно в сельской местности. Эти изменения в общении, стиле жизни и общем отношении приобретают все большее значение.
  3. ^ Еще одним примером римского искусства является так называемая Голова Мероэ , или Голова Августа из Мероэ, бронзовая голова размером больше натуральной величины, изображающая первого римского императора Августа, которая была найдена на древнем нубийском городище Мероэ в 1910 года, а затем был вывезен в Британский музей .
  4. ^ «Хотя большинство сохранившихся экземпляров относятся к 19 веку, считается, что каскара возникла примерно в начале 14 века и может представлять собой локальный пережиток прямого обоюдоострого средневекового арабского меча». Источник: Уиллс, Чак (2006). Вооружение: иллюстрированная история . Ирвингтон, Нью-Йорк: Hylas Publishing. стр. 90–91. ISBN  978-1-59258-127-6 .
  5. ^ Согласно веб-странице Бруклинского музея, «студенты использовали бы такие деревянные доски для письма в качестве тетрадей, тетрадей или грифельных досок, занимаясь каллиграфией и запоминая отрывки из Корана. Помимо арабского письма, геометрических границ, эту доску украшают завитки, стилизованные изображения скорпионов, четвероногих животных и людей на лошадях».
  6. ^ Эти популярные кофейни назывались Аль-Зайбик или Вад аль-Ага , а художники, названные Даумом и Диабом, - Али Усман (1936–1959), Мустафа аль-Арифи (1927–1979), Ахмад Салим, Абу аль- Хасан аль-Мадани, Хасан аль-Баталь, Уюн Кадис (Кошачий глаз) и Муса Кисм ад-Дин, также известный как Джиха (р. 1931). Последний использовал акварель и уголь и известен своими этикетками на упаковках, изображающими исторических и религиозных личностей или лица молодых женщин с характерными суданскими чертами. Другими общественными местами, используемыми для такой визуальной рекламы, были магазины или грузовики за пределами магазинов или грузовиков, которые существуют до сих пор, и авторы считают, что это прикладное искусство «прокладывает путь современному искусству». (Даум и Диаб, 2009, стр. 459f)
  7. Суданский академик Ахмад Сикаинга, преподающий в Университете штата Огайо в США, начал свою статью «Краткая история суданской популярной музыки » такими словами: «В литературе о подъеме современного Судана преобладают политические взгляды. анализ и сравнительное отсутствие социальной и культурной истории. Такие темы, как популярная культура, музыка, танцы и одежда, получили мало внимания со стороны историков. Эти предметы в основном были оставлены на усмотрение антропологов и других лиц, чьи исследования проводились в сельской местности. играют центральную роль в возникновении общей народной культуры в городских центрах страны. Эта культура возникает из жизни маргинальных групп, рабочих физического труда, крестьян, рабов и женщин, а также из слияния большого разнообразия. внутренние и внешние воздействия. Сикаинга, Ахмад (2012), «Краткая история суданской популярной музыки», Райл, Джон; Уиллис, Джастин; Бальдо, Сулиман; Мадут Джок, Джок (ред.), Справочник по Судану (цифровое издание), Лондон: Институт Рифт-Валли, стр. 243, ISBN  9781847010308
  1. ^ Jump up to: а б «Судан, Египет и Нубия» . Британский музей . Проверено 26 апреля 2021 г.
  2. ^ Стирн, Мэтт. «Сабу-Джадди: место, раскрывающее зеленое прошлое Сахары» . www.bbc.com . Проверено 27 апреля 2021 г.
  3. ^ «Сайты наскального искусства Сабу-Джадди» . Всемирный фонд памятников . Проверено 27 апреля 2021 г.
  4. ^ «Древние наскальные рисунки, найденные в Судане» . УПИ . 13 мая 2011 года . Проверено 24 мая 2021 г.
  5. ^ Центр всемирного наследия ЮНЕСКО (4 июня 2004 г.). «Технический отчет Джебель Уэнат» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . Проверено 24 мая 2021 г. Тысячи наскальных рисунков разных стилей и тематик разбросаны по всей территории, свидетельствуя о развитии раннего скотоводства в Африке и обменах между различными этническими группами по всей Сахаре.
  6. ^ Родольфо Фаттович: Поздняя предыстория дельты Гаша (Восточный Судан) . В «Поздней предыстории бассейна Нила и Сахары» , Познань, Польша, 1989, с. 496
  7. ^ «Нубия: Сокровища Древнего Судана» . Музей изящных искусств Бостона . Проверено 13 августа 2023 г.
  8. ^ Метрополитен-музей. «Классический стакан Кермы» . www.metmuseum.org . Проверено 26 апреля 2021 г.
  9. ^ Британский музей. «Сфинкс Тахарго» . Британский музей . Проверено 26 апреля 2021 г.
  10. ^ «Хотя некоторые нубийские верования и обычаи сохранялись, египтизация доминировала в идеях, практиках и иконографии и даже подавляла их». Шиллингтон, Кевин (4 июля 2013 г.). Энциклопедия истории Африки, трехтомный комплект . Рутледж. ISBN   978-1-135-45669-6 , с. 700.
  11. ^ «Мероэ – объект всемирного наследия – фотографии, информация и отчеты о путешествиях» . www.worldheritagesite.org . Проверено 27 апреля 2021 г.
  12. ^ «Музей Гетти представляет Нубию: драгоценности Древнего Судана из Музея изящных искусств Бостона | Getty News» . www.getty.edu . Проверено 13 августа 2023 г.
  13. ^ Археологический музей (17 января 2018 г.). «Проект Нага (Центральный Судан)» . Архивировано из оригинала 17 января 2018 года . Проверено 27 апреля 2021 г.
  14. ^ Бьянки, Роберт Стивен. Повседневная жизнь нубийцев. Вестпорт: Greenwood Press, 2004, стр. 227, ISBN   0-313-32501-4
  15. ^ Вольф, Симона и Ганс Ульрих Онаш (январь 2016 г.). «Новое защитное убежище римских бань в Мероэ (Судан)» . Немецкий археологический институт (DAI) . Проверено 27 апреля 2021 г.
  16. ^ «Бруклинский музей» . www.brooklynmuseum.org . Проверено 3 августа 2021 г.
  17. ^ Зелинская, Доброчная; Цакос, Александрос (2019). «Изображения архангела Михаила в настенных росписях средневековой Нубии». В Ингвильд Салид Гилхус; Александрос Цакос; Марта Камилла Райт (ред.). Архангел Михаил в Африке. История, культ и личность. Академик Блумсбери. стр. 79–94. ISBN   9781350084711
  18. ^ Лайтар, Адам (2003). Каталог греческих надписей в Национальном музее Судана в Хартуме . Издательство Питерс. ISBN  978-90-429-1252-6 .
  19. ^ Уэлсби, Дерек (2002). Средневековые королевства Нубии. Язычники, христиане и мусульмане вдоль Среднего Нила. Британский музей. ISBN   0714119474
  20. ^ Вернер, Роланд (2013). Христианство в Нубии: история и форма африканской церкви (на немецком языке). ЛИТ Верлаг Мюнстер. ISBN  978-3-643-12196-7 .
  21. ^ Алан Мурхед, Голубой Нил , исправленное издание. (1972). Нью-Йорк: Харпер и Роу, с. 215
  22. ^ Филипп Ментеро, «Повторное открытие коллекций Фредерика Кайо: вклад в историю египтологии», История искусства , n тот 62, май 2008 г. ( ISBN   978-2-7572-0210-4 ).
  23. ^ «Судан – Фунджи» . Британская энциклопедия . Проверено 28 апреля 2021 г.
  24. ^ «Судан – Распространение ислама» . Британская энциклопедия . Проверено 28 апреля 2021 г.
  25. ^ «Доска для письма Корана» . Бруклинский музей . Проверено 29 апреля 2021 г.
  26. Снимки, сделанные австрийским писателем-путешественником Рихардом Бухтой в 1870-х годах, считаются самыми ранними фотографиями этнических людей, живущих вдоль Белого Нила и за его пределами. Источник: Мортон, Кристофер (май 2015 г.). «Ричард Бухта и визуальное представление Экватории в конце девятнадцатого века» . (в) Африканский фотографический архив: исследовательские и кураторские стратегии, стр. 19–38. : 19.
  27. ^ Музей Питта Риверса , Оксфорд. «Джибба из Судана, Африка» . web.prm.ox.ac.uk. ​Проверено 29 апреля 2021 г.
  28. ^ «Первоначально Хартум служил форпостом египетской армии , но поселение быстро превратилось в региональный торговый центр. Оно также стало центром работорговли » . Источник: Роман Адриан Цибривский. (2013) Столицы мира: энциклопедия географии, истории и культуры. ABC-CLIO, США, с. 139.
  29. ^ «Хартум, столица и крупнейший, самый современный город, был восстановлен лордом Китченером в начале 1900-х годов после его разрушения армией Махди в 1885 году. Центр города был расположен в виде ряда образцов Юнион Джека в целях защиты. Основные здания, в том числе Дворец, Дом губернатора, Мемориальный колледж Гордона, Гранд-отель, банки и офисы (все построены между 1900 и 1912 годами), были построены в различных иностранных стилях, отражая тем самым колониальную власть». Источник: Оксфордские исламские исследования онлайн. «Судан, Демократическая Республика». oxfordislamicstudies.com . Проверено 8 мая 2021 г.
  30. ^ Jump up to: а б с Нур, Амир И.М.; Блэр, Шейла С.; Блум, Джонатан М. (2003). «Судан, Демократическая Республика - Оксфордские исламские исследования онлайн» . www.oxfordartonline.com . дои : 10.1093/gao/9781884446054.article.T082205 . Проверено 8 мая 2021 г.
  31. ^ Шарки, Хизер Дж. (2003). Жизнь при колониализме. Национализм и культура в англо-египетском Судане . Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. п. 56. ИСБН  9780520235595 .
  32. ^ Заки, Омар (16 сентября 2012 г.). «Судан: Гадалла Губара – забытая легенда кинопроизводства» . allAfrica.com . Проверено 30 апреля 2021 г.
  33. ^ Суданский университет науки и технологий (16 марта 2021 г.). «Профессор Сагирун, министр HESR, выступает на семинаре по визуальному документированию заболеваний в SUST» . www.sustech.edu . Проверено 3 мая 2021 г.
  34. ^ Даум и Диаб, 2009, стр. 460–462.
  35. ^ Исаак, Шелли. «Что такое «изобразительное» искусство?» . МысльКо . Проверено 4 мая 2021 г.
  36. ^ «Национальная одежда Судана. Мужчины предпочитают свободные халаты, а женщины - запахивающиеся ткани» . Nationalclothing.org . Проверено 4 мая 2021 г.
  37. ^ Браун, Мари Грейс (2017). Хартум ночью: мода и телесная политика в Имперском Судане . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. ISBN  9781503602687 .
  38. ^ Джерби, Биргит. «Ангареб в Северном Судане – больше, чем просто кровать» (PDF) . Проверено 4 мая 2021 г.
  39. ^ «Искусство гончарного дела в Судане» . Африка Географическая . 15 ноября 2016 г. Проверено 29 апреля 2021 г.
  40. ^ Седро, А.; Журавски, Б. (2019). «Жизнь прошлым в современной суданской деревне. Традиционное гончарное производство в излучине Нила Ад-Дабба» . Études et Travaux (32): 23. doi : 10.12775/etudtrav.32.003 . S2CID   216552481 .
  41. ^ «Британец в Судане: «Я лучше умру здесь» » . Новости Би-би-си . 4 апреля 2013 года . Проверено 5 мая 2021 г.
  42. ^ Эль Тайиб, Гризельда (2017). Региональные народные костюмы Судана . Сара Эль-Нагер, Энико Надь. Sequence media / Книжное производство xlibri.de. ISBN  978-3-940190-96-3 . OCLC   1056575561 .
  43. ^ Оксфордские исламские исследования онлайн. «Судан, Демократическая Республика» . oxfordislamicstudies.com . Проверено 8 мая 2021 г. Суданское боди-арт особенно хорошо известно, особенно декоративная роспись тела и сложные узоры рубцевания и укладки волос среди некоторых нубийцев. Менее сложные традиции встречаются у других этнических групп. [ мертвая ссылка ]
  44. ^ Майяхи, штат Алабама. «Искусство Дарфура: интервью с историком Джибрилем Абдулазизом» (PDF) . unamid.unmissions.org . стр. 26–29 . Проверено 13 января 2024 г.
  45. ^ Даум, Вернер и Рашид Диаб (2009). Современное искусство в Судане. Хопкинс, Питер Г. (ред.) Кенана Справочник Судана. Нью-Йорк: Рутледж, с. 459f
  46. ^ «Хартумская школа: первая суданская школа современного искусства - Память Судана» . www.sudanmemory.org . Проверено 3 апреля 2022 г.
  47. ^ Даум и Диаб, 2009, с. 458.
  48. ^ Jump up to: а б Фридель, Юлия (3 мая 2017 г.). «Семь историй о современном искусстве Африки» . Современный И. Проверено 3 мая 2021 г.
  49. ^ «Фонд искусств Шарджи представляет выставки суданского искусства» . harpersbazaararabia.com/ . 28 ноября 2016 года . Проверено 28 апреля 2021 г.
  50. ^ Jump up to: а б Тейт Модерн. «Ибрагим Эль-Салахи: дальновидный модернист - выставка в галерее Тейт Модерн» . Тейт . Проверено 28 апреля 2021 г.
  51. ^ «Хартумская школа – художественный семестр» . Тейт . Проверено 28 апреля 2021 г.
  52. ^ «Судан» . Фонд искусств Барджила . Проверено 28 апреля 2021 г.
  53. ^ Абдалла, Венеция Портер и Мухаммад Ахмад (17 февраля 2007 г.). «Некрологи: Осман Вакиалла» . Хранитель . Проверено 29 апреля 2021 г.
  54. ^ «Изучение движения современного искусства Судана | Центр африканских исследований и исследований Корнеллского университета искусств и наук» . africana.cornell.edu . 4 января 2017 года . Проверено 29 апреля 2021 г.
  55. ^ Даум и Диаб (2009). стр. 497f
  56. ^ «Понял и посчитал»: разговор с Ибрагимом Эль-Салахи» . Музеи и фонд Гуггенхайма . 13 декабря 2016. Проверено 29 апреля 2021 .
  57. ^ Хасан, Яхья (8 декабря 2020 г.). «Судан: искусство Ахмеда Шибрэйна – союз арабской и африканской культур» . allAfrica.com . Проверено 30 апреля 2021 г.
  58. ^ «Некролог: Сиддиг Эль Нигуми» . Независимый ​ сентября 18 Получено 29 апреля.
  59. ^ Музей Виктории и Альберта (1980). «Ибрик | Эль Нигуми, Сиддиг | Виктория и Альберта Изучите коллекции» . Музей Виктории и Альберта: ознакомьтесь с коллекциями . Проверено 29 апреля 2021 г.
  60. ^ Jump up to: а б Халид, Суха (2 июня 2020 г.). «О живых воспоминаниях: Хусейн Шариф» . Журнал «500 слов» . Проверено 28 апреля 2021 г.
  61. ^ «Хусейн Шариф – Национальная портретная галерея» . www.npg.org.uk. ​Проверено 28 апреля 2021 г.
  62. ^ Британский музей. «Мохаммед Абдалла» . www.britishmuseum.org . Проверено 30 апреля 2021 г.
  63. ^ Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove. «Судан, Демократическая Республика» . Оксфордские исламские исследования . Проверено 30 апреля 2021 г. [ мертвая ссылка ]
  64. ^ Кеннеди, Джин. «Свет пустыни: Судан», стр. 108–122. В: Новые течения, древние реки: современные африканские художники в эпоху перемен . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Смитсоновского института, 1992.
  65. ^ Ленссен, Аннека (4 апреля 2018 г.). «Мы рисовали кристалл, мы думали о кристалле» — Манифест кристаллистов (Хартум, 1976 г.) в контексте» . post.moma.org . Проверено 2 мая 2021 г.
  66. ^ Фонд искусств Шарджи. «Камала Ибрагим Ишаг» . Шарджахарт.org . Проверено 28 апреля 2021 г.
  67. ^ «Мохаммад Омер Халил» . www.artbreath.org . Проверено 29 апреля 2021 г.
  68. ^ Коллиер, Лиззи Вартанян (31 марта 2020 г.). «Суданский гравер излучает свет из тьмы» . Гипераллергический . Проверено 22 июня 2021 г.
  69. ^ «Работы – Мохаммад Омер Халил – Художники – Национальный музей африканского искусства – Смитсоновский институт» . africa.si.edu . Проверено 18 января 2022 г.
  70. ^ «Мохаммад Омар Халил – Родина под моими ногтями» . Мозаичные комнаты . Проверено 22 июня 2021 г.
  71. ^ «Мохаммад Омар Халил: Родина под моими ногтями» . Современный И (на немецком языке) . Проверено 5 июня 2023 г.
  72. ^ «Мохаммад Омер Халил» . Уолл Стрит Интернэшнл . 3 июня 2019 года . Проверено 28 апреля 2021 г.
  73. ^ Институт арабского мира, изд. (2012). 25 лет арабского творчества (на французском языке). Чинизелло Бальзамо (Милан). стр. 114–117. ISBN  978-88-366-2431-7 . OCLC   800000455 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  74. ^ «Картины: Мохаммед Омар Халил» . www.mohammadkhalil.com . Проверено 24 сентября 2021 г.
  75. ^ «Амир И.М. Нур – Рогатые ворота» . Музей изящных искусств Санкт-Петербурга, Флорида, США . Проверено 28 апреля 2021 г.
  76. ^ «Омер Хайри, также известный как Джордж Эдвард Сканкукур - Память Судана» . www.sudanmemory.org . Проверено 3 апреля 2022 г.
  77. ^ Jump up to: а б Восток, Генна. "Боюсь " Арт Дубай Получено 3 мая.
  78. ^ «Рыбак» . Фонд искусств Барджила . 3 марта 2021 г. Проверено 2 декабря 2022 г.
  79. ^ Муса, Аля. «Стать Омером Хайри» . Тепличный киноцентр . Проверено 3 мая 2021 г.
  80. ^ Хасан, Салах; Гиоргис, Эльсабет (1 мая 2001 г.). «Хасан Муса» . В: Журнал современного африканского искусства . 2001 (13–14): 106–113. дои : 10.1215/10757163-13-14-1-106 . ISSN   1075-7163 . S2CID   201769527 .
  81. ^ Специальные коллекции, Библиотека SOAS (23 января 2019 г.). «Хасан Муса: печать художника» . Проверено 2 мая 2021 г.
  82. ^ Нджами, Саймон; Дуран, Люси; Музей Кунст Паласт (Дюссельдорф, Германия); Художественная галерея Йоханнесбурга, ред. (2007). Африка ремикс: современное искусство континента . Йоханнесбург, Южная Африка: Jacana Media. п. 98. ИСБН  978-1-77009-363-8 .
  83. ^ Хасан, Салах М.; Энвезор, Смерть (1995). Новые видения: последние работы шести африканских художников: Рашида Диаба, «Ангела сада», Дэвида Колоане, Восене Косрофа, Хурии Ниати, Олу Огибе Итонвилл: Национальный музей изящных искусств Зоры Нил Херстон. п. 11.
  84. ^ Томпкинс, Гвен (7 июля 2007 г.). «Суданский художник рисует из агонии нации» . NPR.org . Проверено 3 мая 2021 г.
  85. ^ «Выборы из Судана» . Общий . 27 апреля 2020 г. Проверено 29 апреля 2021 г.
  86. ^ «Неправильный Эль Мур» . www.artskop.com . Проверено 3 мая 2021 г.
  87. ^ «Галерея Машрабия: «Поток глаз» Салаха Эль Мура» . Каир 360 Путеводитель по Каиру, Египет . 24 декабря 2013 года . Проверено 3 мая 2021 г.
  88. ^ «Леса и духи: новая выставка в галерее Саатчи подчеркивает влияние африканского искусства» . Творческий бум . 21 сентября 2018 года . Проверено 3 мая 2021 г.
  89. ^ «Дух лиц, искаженные природные фигуры на свидании» . Независимая Уганда . 7 апреля 2021 г. Проверено 4 мая 2021 г.
  90. ^ «Искусство в Судане: суданский художник Ахмед Абушария» . Сама газета . 4 ноября 2010 г. Проверено 4 мая 2021 г.
  91. ^ Галерея Африарт. «Абушария Ахмед» . afriartgallery.org . Проверено 4 мая 2021 г.
  92. ^ Хейл, Сондра (1994). «Мохамед Омер Бушара» . Африканское искусство . 27 (1): 66–71. дои : 10.2307/3337173 . ISSN   0001-9933 . JSTOR   3337173 .
  93. ^ Смитсоновские библиотеки, Вашингтон, округ Колумбия. «Современное африканское искусство: основной список для чтения» . www.sil.si.edu . Проверено 29 апреля 2021 г. {{cite web}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  94. ^ «В фотографиях: Искусство, питающее революцию в Судане» . Новости Би-би-си . 4 мая 2019 года . Проверено 2 мая 2021 г.
  95. ^ Эльхассан, Сара (21 февраля 2019 г.). «Как суданское искусство питает революцию» . Хорошо, Африка . Проверено 2 мая 2021 г.
  96. ^ Сюэреб Сейду, Кристина (декабрь 2020 г.). «Африканско-суданское искусство противостоит военным» . выпуску . Проверено 2 мая 2021 г.
  97. ^ «Судан: Колледж изящных искусств открывает мемориал Декабрьской революции». allAfrica.com , 15 ноября 2020 г., стр. Н.А. Gale Academic OneFile , link.gale.com/apps/doc/A641934029/AONE?u=wikipedia&sid=ebsco, по состоянию на 29 декабря 2022 г.
  98. ^ «Суданские художники отмечают революцию выставками» . Радио Дабанга . 12 апреля 2021 г. Проверено 2 августа 2021 г.
  99. ^ «Будущее не написано: Халид Аль-Баих, Хартун!» . Google Искусство и культура . Проверено 4 мая 2021 г.
  100. ^ «Судан пересказал» . www.goethe.de . Проверено 4 мая 2021 г.
  101. ^ «Пересказ Судана» . SAVVY Современный . Проверено 4 мая 2021 г.
  102. ^ «Пять веских причин увидеть Амну Эльхасан в Ширне» . ШИРН КУНСТХалле ФРАНКФУРТ . 10 ноября 2022 г. Проверено 14 ноября 2022 г.
  103. ^ «Женское сопротивление, созданное в Судане» . ШИРН КУНСТХалле ФРАНКФУРТ . 16 ноября 2022 г. Проверено 28 ноября 2022 г.
  104. ^ Даум и Диаб, 2009, с. 465f
  105. ^ Даум и Диаб, 2009, с. 473
  106. ^ Ньябола, Нанджала (25 мая 2016 г.). «Нарождающаяся арт-сцена Хартума готова к приему мировой аудитории» . Хорошо, Африка . Проверено 2 мая 2021 г.
  107. ^ Мюррей, Элизабет (12 ноября 2020 г.). «Как искусство помогло продвинуть революцию в Судане» . Институт мира США . Проверено 14 мая 2021 г.
  108. ^ Малик, Тони (4 апреля 2021 г.). «Искусственный опыт - Галерея в центре города» . Андарья . Проверено 29 апреля 2021 г.
  109. ^ «Художественные галереи и пространства Судана» . Журнал «500 слов» . 13 марта 2022 г. Проверено 27 июля 2022 г.
  110. ^ «За заголовками: как суданский куратор поместил искусство своей страны на глобальную карту, несмотря на конфликт, Махасин Исмаил» . Андарья . Проверено 14 апреля 2024 г.
  111. ^ Бланко, Патрисия Р. (14 марта 2024 г.). « Суданское «Искусство беженцев»: картины, избежавшие войны «в крайнем случае» » . Эль Паис (на испанском языке) . Проверено 14 апреля 2024 г.
  112. ^ «Пандемия COVID-19 в Судане в карикатурах Омара Дафаллаха» . Радио Дабанга . 30 июля 2021 г. Проверено 2 августа 2021 г.
  113. ^ «Хартумский Comic Con объединяет суданских любителей комиксов» . Журнал «500 слов» . Проверено 2 августа 2021 г.
  114. ^ См., например, Аддлман-Франкель, Кейт (2018). «Опыт других мест: фотография в рассказах о путешествиях Пьера Тремо». Фотографии . 11 (1): 31–56. дои : 10.1080/17540763.2017.1399287 . S2CID   192293462 .
  115. ^ «Джордж Роджер Нуба и Латука: цветные фотографии» . www.magnumphotos.com . Проверено 5 мая 2021 г.
  116. ^ Людвиг, Александра (1 марта 2006 г.). «Встреча Лени Рифеншталь с нубийцем» . Вмешательства . 8 (1): 83–101. дои : 10.1080/13698010500515191 . ISSN   1369-801X . S2CID   161232895 .
  117. ^ См., например, ЮНИСЕФ (апрель 2018 г.). « Информационный бюллетень ЮНИСЕФ по здоровью и питанию в Судане ». Проверено 5 мая 2021 г.
  118. ^ Диалло, Аиша (29 октября 2016 г.). «Там, где встречаются Белый и Голубой Нил» . Современный И. Проверено 5 мая 2021 г.
  119. ^ Иванез, Эльза (21 мая 2018 г.). «Суданская одежда сквозь призму современности» . Проект ТексМероэ . Проверено 5 мая 2021 г.
  120. ^ Вайсберг, Джей (17 февраля 2019 г.). «Берлинское кинообзор: «Разговоры о деревьях» » . Разнообразие . Проверено 5 мая 2021 г.
  121. ^ Кушкуш, Исмаил. «Серебряные экраны Судана» . www.aljazeera.com . Проверено 5 мая 2021 г.
  122. ^ «Судан, шесть месяцев конфликта – ключевые факты и цифры (19 октября 2023 г.) | УКГВ» . www.unocha.org . 19 октября 2023 г. Проверено 4 января 2024 г.
  123. ^ Эйнаше, Исмаил (27 декабря 2023 г.). «Война в Судане: тяжело на сердце художникам, рисующим боль конфликта» . Новости Би-би-си . Проверено 4 января 2024 г.
  124. ^ «Исследование условий суданских художников, пострадавших от войны — мультистудии The Muse» . 12 октября 2023 г. Проверено 4 января 2024 г.
  125. ^ "Журнал муза - Мультистудия Muse" . 20 сентября 2023 г. Проверено 4 января 2024 г.
  126. ^ Браун, Райан Ленора (6 июля 2023 г.). « Рассказывая нашу собственную историю»: на фоне войны в Судане любители искусства занимают определенную позицию» . Христианский научный монитор . ISSN   0882-7729 . Проверено 16 июля 2023 г.
  127. ^ «Casa Árabe | Волнения в Ниле: Современное искусство Судана» . ru.casaarabe.es . Архивировано из оригинала 18 апреля 2024 года . Проверено 10 марта 2024 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d6eb649611449b9d3d1b8e39c52f9de3__1723162620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d6/e3/d6eb649611449b9d3d1b8e39c52f9de3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Visual arts of Sudan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)