Нобита
Нобита ⲙⲓⲅⲛ̅ ⲙⲓⲅⲓⲧⲛ︦ ⲅⲟⲩⲗ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
в. 400–7 век | |||||||||
Капитал | Пахорас | ||||||||
Общие языки | Нубийский Греческий коптский | ||||||||
Религия | Культ Исиды Коптское православие (с 543 г.) | ||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||
Король Нобатии | |||||||||
• 450 г. н.э. | Абурни (первый известный король) | ||||||||
Историческая эпоха | Поздняя античность / раннее средневековье | ||||||||
• Учредил | в. 400 | ||||||||
• Интегрировано в Макурию | 7 век | ||||||||
| |||||||||
Сегодня часть | Судан Египет |
Нобатия / n oʊ ˈ b eɪ ʃ ə / или Нобадия ( / n oʊ ˈ b eɪ d i ə / ; греческий : Νοβαδία, Нобадия ; древненубийский : ⲙⲓⲅⲛ̅ Мигин или ⲙⲓⲅⲓⲧⲛ︦ ⲅⲟⲩ ⲗ, Мигитин Гул зажёг « Земли Нобадии ». [1] ) — позднеантичное королевство в Нижней Нубии . Вместе с двумя другими нубийскими королевствами, Макурией и Алодией , оно стало преемником королевства Куш . После своего основания примерно в 400 г. Нобадия постепенно расширялась, победив Блемми на севере и присоединив территорию между вторым и третьим порогами Нила на юге. В 543 году оно приняло коптское христианство . Затем при неизвестных обстоятельствах он был аннексирован Мукурией в VII веке.
История
[ редактировать ]Королевство Нобатия было основано в бывшей меройской провинции Акине , которая включала большую часть Нижней Нубии и, как предполагается, была автономной еще до окончательного падения Королевства Куш в середине 4 века. [2]
Хотя нобаты / ˈ n ɒ b ə t i / были приглашены в этот регион из Западной пустыни римским императором Диоклетианом в 297 году нашей эры, их царство стало осязаемым только около 400 года нашей эры. [3] Ранняя Нобатия, вполне вероятно, представляет собой ту же самую цивилизацию, которая известна археологам как культура Баллана .
В конце концов, нобатам удалось победить блемми , а надпись Силко «Василискос» нобатов утверждает, что они вытеснили блемми в Восточную пустыню . Примерно в это же время нобатийская столица была основана в Пахорасе (современный Фарас ); вскоре после этого Нобатия обратилась в нехалкидонское христианство .
К 707 году Нобатия была аннексирована их южным соседом Макурией . Обстоятельства этого слияния неизвестны. Также неизвестно, что случилось с королевской семьей Нобадиана. [4] Слияние, скорее всего, произошло до мусульманского завоевания в 652 году, поскольку арабские истории говорят только об одном христианском государстве в Нубии, которое достигало, по крайней мере, до Старой Донголы . Нобатия, похоже, сохранила некоторую автономию в новом государстве. Им правил епарх Нобатии, которого также называли Доместиком Пахораса. Первоначально они были назначены, но в более поздний период, похоже, стали династическими. Некоторые из их записей были найдены в форте Ибрим и представляют собой фигуру, обладающую огромной силой.
историях имя Нобатиа часто упоминается как аль-Марис В арабских . Епархат Нобадия оставался неотъемлемой частью Королевства Мукурия до конца Мукурии, что подтверждается документом 1463 года, в котором упоминается епарх по имени Теддерре. [5] [6]
- Деревянная шкатулка с инкрустациями из слоновой кости, Джебель Адда (4 век)
- Королевская корона обнаружена в Баллане (V век)
Религия
[ редактировать ]Язычество
[ редактировать ]Со времен Птолемеев «государственной религией» Нижней Нубии был культ Исиды в Филах . Его значение пережило период Птолемеев и Мероев, и нубийские паломники продолжали путешествовать в Филе. [7] Храм на Филах в конечном итоге был закрыт между 535 и 538 годами, и нубийцам был запрещен вход. [ почему? ] [8] Другой культ Исиды, греко-римские мистерии Исиды , практиковался в Нобадии в раскопанном святилище в Каср-Ибриме. Этот культ практиковался и в меройские времена. [9]
христианство
[ редактировать ]Как подтверждают эпиграфические и археологические данные, христианство уже присутствовало среди частей нобадийского общества еще до официального обращения в 543 г. [10] Нобадийская элита, возможно, начала рассматривать возможность обращения в христианство в 530-х годах, параллельно с закрытием храма Исиды. [11] Христианство начало распространяться по Нобадии на разных уровнях с разной скоростью. Города, например, быстро приняли новую религию, а христианизация деревень завершилась только в VII–IX веках. [12] К югу от второго порога христианство, похоже, начало распространяться позже, чем на севере, возможно, с конца VI или начала VII века. [13] Многие древнеегипетские храмы были преобразованы в церкви и украшены христианскими настенными росписями.
- Копия коптской надписи в храме Дендура , посвященная преобразованию храма в церковь во время правления короля Эйрпаноме (середина VI века)
- Коптские надписи в храме Калабши, посвященные преобразованию его в церковь неким епископом Павлом.
- начала VII века. Фрагмент фриза Фарасского собора
- Переоборудованный храм Амады с ныне снесенным христианским куполом.
- Поврежденные картины христианских святых внутри храма Амады
- План христианской церкви (красный), вставленной в храм Вади-эс-Себуа.
- Христианская картина Святого Петра в храме Вади-эс-Себуа
- Христианские настенные росписи в храме Калабша
Военная культура
[ редактировать ]Об организации нобатийской армии ничего не известно. [14] Многие виды оружия, использовавшиеся нобатианцами, были созданы в меройский период. [15]
Ракетное вооружение
[ редактировать ]Археология языческого периода подтверждает значимость стрельбы из лука для нубийцев, а следовательно, и для нобатийцев. [16] Слегка рефлекторные длинные луки , которые засвидетельствованы у кушитских наемников со времен Среднего царства , были заменены рефлекторными составными луками в меройский или постмеройский период, размером около одного метра и первоначально предназначенными для стрельбы с лошади . [17] Один простой деревянный самодельный лук известен из раннего нобадийского захоронения в Кустуле. [18] Нобадийцы стреляли колючими и, возможно, отравленными стрелами длиной около 50 см. [19] Для хранения стрел использовали колчаны из дубленой кожи длинношеих животных, например коз или газелей. Кроме того, они были дополнены ремнями, клапанами и изысканным декором. [20] Колчаны, возможно, носили спереди, а не сзади. [21] На руке, держащей лук, лучники носили браслеты, предохранявшие руку от травм при натягивании тетивы . У знати браслеты могли быть изготовлены из серебра, а более бедные варианты - из сыромятной кожи. [22] Кроме того, лучники носили кольца на больших пальцах размером от трех до четырех см. [23] Таким образом, нубийские лучники использовали технику рисования, очень похожую на персидскую и китайскую, обе из которых также основывались на кольцах на больших пальцах. [24]
В Каср-Ибриме два арбалетных были обнаружены дротика. До сих пор в Нубии не было зарегистрировано использование арбалетов. [25]
Холодное оружие
[ редактировать ]Характерным оружием нобадийцев был тип короткого меча. [26] У него прямое лезвие с полой заточкой, которое было заточено только с одной стороны и поэтому предназначалось не для колющих, а для рубящих ударов. [27] Помимо упомянутых мечей, были также копья, некоторые из них с большими лезвиями, а также алебарды . Возможно, что копья с большими лезвиями и алебарды были лишь церемониальными. [28]
Защита тела
[ редактировать ]Нобадийские воины и их лидеры использовали щиты и бронежилеты, большая часть которых была изготовлена из кожи. [26] [27] Фрагменты толстой шкуры были найдены в царских гробницах Кустула, что позволяет предположить, что основное погребение обычно хоронили в доспехах. [29] Хорошо сохранившийся и богато украшенный нагрудник из бычьей кожи происходит из Касра Ибрима, [27] в то время как аналогичный, но более фрагментарный кусок был обнаружен в Гебель-Адде , хотя он был сделан из шкуры рептилии, возможно, крокодила. [30] Другой фрагмент, который, возможно, когда-то представлял собой бронежилет, происходит из Кустула. Он состоял из нескольких слоев дубленой кожи и был усыпан свинцовыми розетками. [26]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Пирс, Ричард. «Нубийские топонимы в средневековых нубийских источниках». Дотаво: Журнал нубийских исследований . 4 .
- ^ Облуски 2014 , стр. 195–196.
- ^ Облуски 2014 , с. 35.
- ^ Уэлсби 2002 , с. 88.
- ^ Лайтар 2011 , с. 123.
- ^ Вернер 2013 , стр. 145–146.
- ^ Адамс 2013 , с. 154-155.
- ^ Облуски 2014 , с. 170.
- ^ Адамс 2013 , с. 155-156.
- ^ Облуски 2014 , стр. 171, 173–174.
- ^ Облуски 2014 , с. 171.
- ^ Облуски 2014 , стр. 173–175.
- ^ Облуски 2014 , стр. 177–178.
- ^ Уэлсби 2002 , с. 82.
- ^ Уильямс 1991 , с. 76.
- ^ Уэлсби 2002 , с. 78.
- ^ Зелински 2015 , с. 794.
- ^ Уильямс 1991 , с. 84.
- ^ Уильямс 1991 , с. 77.
- ^ Уильямс 1991 , с. 78.
- ^ Зелински 2015 , с. 801.
- ^ Зелински 2015 , с. 795.
- ^ Зелински 2015 , с. 798.
- ^ Зелински 2015 , с. 798-899.
- ^ Адамс 2013 , с. 138.
- ^ Перейти обратно: а б с Уильямс 1991 , с. 87.
- ^ Перейти обратно: а б с Уэлсби 2002 , с. 80.
- ^ Уэлсби 2002 , с. 79.
- ^ Уэлсби 2002 , с. 80-81.
- ^ Хьюберт и Эдвардс 2010 , с. 87.
Ссылки
[ редактировать ]- Адамс, Уильям Ю. (2013). Каср Ибрим: Фаза Балланы . Общество исследования Египта. ISBN 978-0856982163 .
- Юбер, Рейнхард; Эдвардс, Дэвид Н. (2010). «Первое кладбище Гебель-Абба, 1963. Постсредневековое повторное использование курганов X-группы» . Судан и Нубия . 14 : 83–90.
- Лайтар, Адам (2011). «Последняя продажа земли Каср Ибрима, 1463 год нашей эры (EA 90225)». Нубийские голоса. Исследования христианской нубийской культуры .
- Облуски, Артур (2014). Возвышение Нобадии. Социальные изменения в Северной Нубии в поздней античности . Факультет права и управления Варшавского университета. ISBN 978-8392591993 .
- Уэлсби, Дерек (2002). Средневековые королевства Нубии. Язычники, христиане и мусульмане вдоль Среднего Нила . Британский музей. ISBN 0714119474 .
- Вернер, Роланд (2013). Христианство в Нубии. История и облик африканской церкви . Лит.
- Уильямс, Брюс Бейер (1991). Остатки нубадийской группы X из королевских комплексов на кладбищах Q и 219, а также из частных кладбищ Q, R, V, W, B, J и M в Кустуле и Баллане . Чикагский университет.
- Зелински, Лукаш (2015). «Новый взгляд на нубийскую стрельбу из лука» . Польская археология в Средиземноморье . 24 (1): 791–801.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дейн, Рэйчел Джейн (2006). Эстетика и идентичность Кустула и Балланы, Нижняя Нубия (PDF) . Даремская диссертация.
- Дейкстра, JHF (2005). Религиозные встречи на южной границе Египта в поздней античности (298–642 гг. н.э.) (PDF) .
- Дейкстра, JHF (2014). «Я, Силко, пришел в Талмис и Тафис». Взаимодействия между народами за пределами египетской границы и Римом в поздней античности». В JHF Dijkstra; Г. Фишер (ред.). Внутри и снаружи: Взаимодействия между Римом и народами на арабских и египетских границах в поздней античности . Левен. стр. . . 299–330 978-90-429-3124-4 .
- Фуллер, Дориан (2015). «Экономическая основа отколовшегося Кустульского государства: товарные культуры, продовольственные сдвиги и спрос на рабочую силу в постмероитский переходный период». В Майкле Заке (ред.). Кушитский мир. Материалы 11-й Международной конференции по мероитским исследованиям. Вена, 1–4 сентября 2008 г. Verein der Förderer der Sudanforschung. стр. 33–60.
- Годлевский, Влодзимеж (1986). «Заметки об искусстве Нобадии (V – VIII века)». Нубише Студиен .
- Ростовская, Божена (1982). «Нобадийская живопись. Современное состояние исследований». Нубия Кристиана . стр. 283–299.
- История Нубии
- История Судана
- Макурия
- Христианство в Судане
- Страны древней Африки
- Бывшие страны Африки
- Государства и территории, основанные в IV веке.
- Разрушения VII века в Африке
- Государства и территории, упраздненные в VII веке.
- Христианство в средние века
- Коптская православная церковь
- Пятнистые глаза
- Бывшие королевства