Позвоните Адде
Позвоните Адде | |
---|---|
Самая высокая точка | |
Координаты | 22 ° 17'50 "N 31 ° 38'13" E / 22,29709 ° N 31,636884 ° E |
География | |
Гебель-Адда (также Джебель-Адда ) — гора и археологический объект на правом берегу Нубийского Нила на территории современного южного Египта . Поселение на его вершине было постоянно заселено с позднего меройского периода (2-4 века нашей эры) до османского периода, когда оно было заброшено к концу 18 века. Своей наибольшей известности он достиг в 14 и 15 веках, когда, казалось, был столицей позднего королевства Макурия . Это место было подвергнуто поверхностным раскопкам Американским исследовательским центром в Египте незадолго до того, как оно было затоплено озером Насер в 1960-х годах, при этом большая часть оставшегося раскопанного материала, который сейчас хранится в Королевском музее Онтарио в Канаде, осталась неопубликованной. Были обнаружены меройские надписи, древненубийские документы, большое количество изделий из кожи, два дворцовых сооружения и несколько церквей, в некоторых из которых сохранились нетронутые росписи. Близлежащий древнеегипетский скальный храм Хоремхеб , также известный как храм Абу Оды, был спасен и перенесен. [1]
Расположение
[ редактировать ]Возвышаясь из своих равнинных окрестностей в виде столовой горы с крутыми склонами со всех сторон, Гебель-Адда лежала в Нижней Нубии , на восточном берегу Нила, между первым и вторым водопадами, в пяти километрах к юго-востоку от Абу-Симбела . Нынешняя граница с Суданом проходит в 20 километрах к югу. В окрестностях когда-то было несколько небольших поселений христианских времен: церковь Кау лежала примерно в 20 километрах ниже по течению на той же стороне реки, тогда как Абдаллах Нирки и Тамит находились прямо напротив, а могильники Кустул лежали примерно в десяти километрах. на юг. Все эти объекты были затоплены в конце 1960-х – начале 1970-х годов.
Египетский храм на склонах горы часто называют в честь современной деревни Абу-Ода, располагавшейся у подножия горы. Горная крепость была местом, которое в средневековых арабских источниках называлось Дау ( араб . دو ), которое считалось столицей Макурии с 1365 по 1500 год. Старонубийское название города было Атва. [2]
История
[ редактировать ]В начале Нового Египетского царства в шестнадцатом веке до нашей эры фараоны завоевали нубийскую часть Нила в нескольких кампаниях против Королевства Керма и построили храмы в нескольких местах, увековечив себя в надписях вплоть до двенадцатого века. Во время правления Харемхеба (ок. 1319–1292) в соседнем Абу-Оде был построен скальный храм.
Хотя большая часть раскопанного материала остается неопубликованной, похоже, что вершина холма Гебель-Адда была заселена, по крайней мере, с позднего меройского периода , вероятно, со 2-го века нашей эры. [3] Поселение было окружено оборонительной стеной, простая конструкция которой несколько раз видоизменялась и расширялась вплоть до христианского периода. После того, как Египет стал римской провинцией , Гебель Адда находился под управлением египетского губернатора в составе Триаконтасхойноса . С середины третьего века нашей эры этот район подвергся нападению с юга со стороны Блемми, которые контролировали Нижнюю Нубию в следующем столетии. Между вторым и четвертым веками Гебель-Адда был важным провинциальным центром вместе с Фарасом . На равнине сохранилось большое кладбище, принадлежащее культуре Х-группы (около 350–550 гг.).
Распространение христианства в позднеримском Египте и строительство первых церквей в регионе началось в середине шестого века. В это время соответственно заметно христианское влияние в Гебель-Адде: амфоры , найденные в могиле X-группы, украшены христианскими граффити в виде греческих крестов . Это не означает, что могильник был христианским, однако находка свидетельствует о распространении христианского символа. [4] С позднехристианского периода до шестнадцатого века Фарас, Каср-Ибрим и Гебель-Адда были крупнейшими городами-крепостями в Нижней Нубии. Комплекс зданий в этот период, возможно, был дворцом королей Дотаво. Большая часть города была перестроена в 13 веке, помимо дворцовой территории были построены другие более крупные здания и церковь. В 14 веке дворец и оборонительные сооружения были снова расширены. [5] Королевство Дотаво в основном характеризуется надписями, известными из Гебель Адда и Касра Ибрима. В 1155 году епископ Селима и король Дотаво упоминаются в тексте Касра Ибрима. В письме Гебеля Адды, датированном 1484 годом, упоминается Джоэл Дотаво, а также дворяне и церковные лидеры. [6] С 13 века мамлюки совершали набеги на нубийские христианские королевства. Султан Байбарс I послал войска, чтобы свергнуть макурского царя Давида в Донголе в 1276 году в ответ на предыдущие нубийские набеги. По пути происходили бои при Гебель-Адде и Мейнарти , вплоть до решающего сражения при Донголе, ставшего победным для египтян. [7] С этого времени египетские мусульмане все больше доминировали в политике Нубийских империй. Мукурские правители в Нижней Нубии также страдали от набегов кочевых племен. При поддержке Египта им удалось в 1364 году при Гебель-Адде одержать победу над повстанцами. Предположительно, горная крепость стала их убежищем, из которого они управляли империей Дотаво. [8] В 1560-х годах османы установили гарнизон в городе-крепости Каср-Ибрим и на острове Сай . К этому времени, по общепринятым меркам, королевство Дотаво уже исчезло. [9] Гебель Адда оставался заселенным на протяжении всего турецкого периода до конца 18 века, когда его население, вероятно, мигрировало в Баллану на другом берегу Нила. [10]
История исследований
[ редактировать ]Европейские путешественники девятнадцатого века описывали выдающийся скалистый холм и руины бывшего города рядом с деревней Абауда. Антон фон Прокеш-Остен насчитал семьдесят небольших курганов из камней и глиняных кирпичей в песчаных впадинах у подножия горы, которые, по мнению местных жителей, были могилами исламских мучеников (святых), погибших при завоевании христианского поселения. . Прокеш-Остен принял это место за римское. Он также посетил «Фельсенграб фон Абауда» («скальная гробница Абауда») — храм фараонов, позже преобразованный в церковь — на склоне горы, посвятив ему отдельный абзац в своем путеводителе. [11] Во время своего пребывания в 1906 году Артур Вейгал также датировал могилы с подземными сводчатыми камерами периодом Фатимидов (десятый – двенадцатый века нашей эры). [12]
В 1932–33 Уго Моннере де Виллар проводил раскопки в Нижней Нубии по поручению египетского управления древностей и при поддержке Министерства иностранных дел Италии. Он написал первый подробный отчет о крепости и гробницах. Моннере, которого в основном интересовали руины христианского средневековья, обнаружил три церковных здания к югу от крепостного холма.
В 1959 году Мустафа эль-Амир начал первые систематические раскопки в качестве руководителя экспедиции Александрийского университета . В ходе трехмесячной кампании они обнаружили большую часть христианского кладбища (Кладбище 2), а также шесть больших курганов периода X-группы (Кладбище 1), несколько жилищ позднехристианского периода на холме и церковь, уже осмотренная Моннере (церковь 1). На этом основывались раскопки, проведенные Николасом Б. Милле от имени Американского исследовательского центра. Самая обширная их работа проводилась в четырех кампаниях с 1962 по 1965 год, с декабря по апрель. [13]
Макет
[ редактировать ]Древний средневековый город располагался на гребне крутого холма, от которого на север к берегу Нила ведет более пологий отрог. Единственным доступом была крутая и узкая тропа, частично включавшая лестницу, которая поднималась к отрогу и оттуда вела сначала в северные предместья, а затем в сам город через массивные ворота, укрепленные в четырнадцатом веке. Этот маршрут защищала глинобитная башня; в меройский период к северу от него проходила городская стена, которую позже археологи обнаружили под руинами христианского и исламского периода. На северо-восточной стороне располагалась каменная прямоугольная площадка, вероятно, составлявшая основание ( стилобат ) храма. Отсюда ограждающая стена пересекала северо-восточную оконечность холма и на некотором расстоянии от поселения вдоль его восточной стороны. [14] По крайней мере в некоторых местах глинобитная стена была укреплена снаружи дополнительной стеной из бутового камня. [15]
Как и в Каср-Ибриме или Ихминди , жилые дома были построены близко друг к другу, и добраться до них можно было только по узким извилистым улочкам. Стены состояли преимущественно из глиняного кирпича, крыши построены в виде нубийских сводов .
Одна из примерно семи церквей в этом районе сохранилась между плотно расположенными разрушенными домами, лежащими слева от лестницы, когда она выходила на плато. Холм достиг своей самой высокой точки на юго-западе, где разбросанные фрагменты гранитных колонн, обнаруженные около 1900 года, указывали на место более крупной церкви. фрагменты капителей В завалах были найдены из красноватого песчаника, одна из которых украшена крупными гладкими листьями, а также поясок, украшенный волютами . [12] Прямо над меройской северной оборонительной башней стояла еще одна церковь, которая в средние века рухнула вместе с северной внешней стеной башни.
Храм Хоремхаба
[ редактировать ]Небольшой скальный храм ( спеос ) лежал прямо над уровнем воды (при тогдашнем нормальном уровне воды Нила в 120 метров над уровнем моря). К входным воротам храма, высеченным в песчанике, можно было подняться по тринадцати ступенькам. Небольшой проход вел в центральный зал (прихожую), разделенный четырьмя колоннами, с целлой сзади и двумя смежными комнатами сбоку. Он был посвящен богам Амон-Ре и Тоту из Гермополя Великого . Встречаются также изображения богини Анукет с головой сокола и Гора . Показаны все четыре нубийские формы Гора. Рельефы изображают Харемхеба, приносящего жертву верховным богам Анибе , Бухэну , Кубану (египетский Баки, сегодня недалеко от ад-Дакки ) и Абу-Симбелу (египетский Меха). [16]
Ранние христиане превратили храм в церковь, покрыв стены слоем штукатурки, чтобы скрыть рельефы египетских богов, и расписав их фресками . Прокеш-Остен описывает стены, богато покрытые египетскими иероглифами и изображениями, а также христианские мотивы, такие как Святой Георгий с рыжим конем над купелью. [17] При строительстве Асуанской плотины части часовни были вырезаны из скалы и перестроены возле храма Абу-Симбела .
- План храма по образцу Ипполито Роселлини , 1832 год.
- Интерьер храма в 1908 году. Обратите внимание на средневековую картину Христа на потолке.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дитер Арнольд : Храмы Египта. Жилища богов, культовые сооружения, памятники архитектуры. Артемида и Винклер, Мюнхен и др., 1992 г. ISBN 3-7608-1073-X , с. 78.
- Ханс Бонне: Настоящий лексикон египетской религиозной истории. де Грюйтер, Берлин, 1952, с. 203.
- Николас Б. Милле: Гебель Адда. Предварительный отчет за 1963 год. В: Журнал Американского исследовательского центра в Египте , 2, 1963, ISSN 0065-9991 , стр. 147–165.
- Николас Б. Милле: Гебель Адда. Предварительный отчет, 1963–64. В: Журнал Американского исследовательского центра в Египте , 4, 1964, стр. 7–14.
- Николас Б. Милле: Гебель Адда. Предварительный отчет, 1965–66. В: Журнал Американского исследовательского центра в Египте , 6, 1967, стр. 53–63.
- Мирелла Сидро: Скальный храм Абу Оды. Архитектурно-иконографическое исследование. Доктор Ковач, Гамбург, 2006 г., ISBN 3-8300-2181-X ( Древности 38).
- Артур Э.П. Вейгалл: Отчет о древностях Нижней Нубии. Первый Караракт на границе с Суданом и их состояние в 1906–07 годах. Издательство Оксфордского университета, Оксфорд, 1907, с. 141.
- Дерек А. Уэлсби: Средневековые королевства Нубии. Британское музейное издательство, Лондон, 2002 г., ISBN 0-7141-1947-4 , стр. 122 и далее, 250, 252.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фотографии храма в Гебель-Адде. [ постоянная мертвая ссылка ]
- Экспедиции в Гебель Адда, Нубия, с 1963 по 1966 год.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ян Шоу, Роберт Джеймсон (ред.): Археологический словарь. Blackwell Publishers, Оксфорд, 2002 г., стр. 249, ISBN 0-631-23583-3 .
- ^ Адам Лайтар и Эфтимиос Керлс (2020). «Фрагмент литургического календаря из Гебель-Адды (Египетская Нубия)» в «Analecta Bollandiana» п. 86
- ^ Андре Вельдмейер (2016). «Раскопки Гебель Адда (Нижняя Нубия): древние нубийские изделия из кожи: сандалии и обувь». п. 11
- ^ Зигфрид Г. Рихтер, Исследования христианизации Нубии (Висбаден: Райхерт, 2002), ISBN 3-89500-311-5 , с. 145.
- ^ Дерек А. Уэлсби: Средневековые королевства Нубии. Лондон 2002, с. 122ф.
- ^ Дерек А. Уэлсби: Средневековые королевства Нубии. Лондон, 2002 г., стр. 250 и далее.
- ^ Джованни Вантини: Христианство в Судане. EMI, Болонья, 1981, с. 174.
- ^ Ислам в Нубии. Нубийский музей.
- ^ Дерек А. Уэлсби: Средневековые королевства Нубии. Лондон 2002, с. 254.
- ^ Николас Милле (1964). «Предварительный отчет об экспедиции Гебель Адда, 1963–1964 годы» в «Журнале Американского исследовательского центра в Египте». п. 12
- ^ А. Прокеш Риттер фон Остен, Das Land zwischen den Katarakten des Nil (Вена: Герольд, 1831), стр. 23f., 153–55 ( =&id=OqhYMrTtvuIC&oi=fnd&pg=PA15&dq=abhuda&ots=3WTSembs4_&sig=VIAGK5kdAasCIygXza v8WGF9EDY#v=одна страница&q =abahuda&f=false Интернет в Google Книгах ).
- ^ Перейти обратно: а б Артур Э.П. Вейгалл: Отчет о древностях Нижней Нубии… (Оксфорд, 1907), стр. 141.
- ^ Николас Б. Милле: Гебель Адда. Предварительный отчет за 1963 год. 1963, с. 147.
- ^ Джеффри С. Майлхэм и Д. Рэндалл-Масивер, Церкви в Нижней Нубии (= Младшая экспедиция Экли Б. Кокса в Нубию. Том 2) (Филадельфия: Университетский музей Филадельфии, 1910), стр. 5.
- ^ Николас Б. Милле: Гебель Адда. Предварительный отчет за 1963 год. 1963, с. 53.
- ^ Иоахим Виллайтнер: Нубия. Древние памятники между Асуаном и Хартумом. Хирмер, Мюнхен 1997, ISBN 3-7774-7500-9, стр. 46.
- ^ А. Прокеш Рыцари Востока: Земля между водопадами Нила (Вена, 1831 г.), с. 153.