Jump to content

Позвоните Адде

Координаты : 22 ° 17'50 "N 31 ° 38'13" E  /  22,29709 ° N 31,636884 ° E  / 22,29709;
Позвоните Адде
Вид на Гебель Адда в 1910 году.
Самая высокая точка
Координаты 22 ° 17'50 "N 31 ° 38'13" E  /  22,29709 ° N 31,636884 ° E  / 22,29709;
География
Гебель Адда находится в Египте.
Позвоните Адде
Позвоните Адде

Гебель-Адда (также Джебель-Адда ) — гора и археологический объект на правом берегу Нубийского Нила на территории современного южного Египта . Поселение на его вершине было постоянно заселено с позднего меройского периода (2-4 века нашей эры) до османского периода, когда оно было заброшено к концу 18 века. Своей наибольшей известности он достиг в 14 и 15 веках, когда, казалось, был столицей позднего королевства Макурия . Это место было подвергнуто поверхностным раскопкам Американским исследовательским центром в Египте незадолго до того, как оно было затоплено озером Насер в 1960-х годах, при этом большая часть оставшегося раскопанного материала, который сейчас хранится в Королевском музее Онтарио в Канаде, осталась неопубликованной. Были обнаружены меройские надписи, древненубийские документы, большое количество изделий из кожи, два дворцовых сооружения и несколько церквей, в некоторых из которых сохранились нетронутые росписи. Близлежащий древнеегипетский скальный храм Хоремхеб , также известный как храм Абу Оды, был спасен и перенесен. [1]

Расположение

[ редактировать ]

Возвышаясь из своих равнинных окрестностей в виде столовой горы с крутыми склонами со всех сторон, Гебель-Адда лежала в Нижней Нубии , на восточном берегу Нила, между первым и вторым водопадами, в пяти километрах к юго-востоку от Абу-Симбела . Нынешняя граница с Суданом проходит в 20 километрах к югу. В окрестностях когда-то было несколько небольших поселений христианских времен: церковь Кау лежала примерно в 20 километрах ниже по течению на той же стороне реки, тогда как Абдаллах Нирки и Тамит находились прямо напротив, а могильники Кустул лежали примерно в десяти километрах. на юг. Все эти объекты были затоплены в конце 1960-х – начале 1970-х годов.

Египетский храм на склонах горы часто называют в честь современной деревни Абу-Ода, располагавшейся у подножия горы. Горная крепость была местом, которое в средневековых арабских источниках называлось Дау ( араб . دو ), которое считалось столицей Макурии с 1365 по 1500 год. Старонубийское название города было Атва. [2]

Шкатулка из Гебель Адда с декорированной инкрустацией из слоновой кости (4 век н.э.), Королевский музей Онтарио.
Позднехристианская керамика (12–14 вв.), Королевский музей Онтарио.

В начале Нового Египетского царства в шестнадцатом веке до нашей эры фараоны завоевали нубийскую часть Нила в нескольких кампаниях против Королевства Керма и построили храмы в нескольких местах, увековечив себя в надписях вплоть до двенадцатого века. Во время правления Харемхеба (ок. 1319–1292) в соседнем Абу-Оде был построен скальный храм.

Хотя большая часть раскопанного материала остается неопубликованной, похоже, что вершина холма Гебель-Адда была заселена, по крайней мере, с позднего меройского периода , вероятно, со 2-го века нашей эры. [3] Поселение было окружено оборонительной стеной, простая конструкция которой несколько раз видоизменялась и расширялась вплоть до христианского периода. После того, как Египет стал римской провинцией , Гебель Адда находился под управлением египетского губернатора в составе Триаконтасхойноса . С середины третьего века нашей эры этот район подвергся нападению с юга со стороны Блемми, которые контролировали Нижнюю Нубию в следующем столетии. Между вторым и четвертым веками Гебель-Адда был важным провинциальным центром вместе с Фарасом . На равнине сохранилось большое кладбище, принадлежащее культуре Х-группы (около 350–550 гг.).

Распространение христианства в позднеримском Египте и строительство первых церквей в регионе началось в середине шестого века. В это время соответственно заметно христианское влияние в Гебель-Адде: амфоры , найденные в могиле X-группы, украшены христианскими граффити в виде греческих крестов . Это не означает, что могильник был христианским, однако находка свидетельствует о распространении христианского символа. [4] С позднехристианского периода до шестнадцатого века Фарас, Каср-Ибрим и Гебель-Адда были крупнейшими городами-крепостями в Нижней Нубии. Комплекс зданий в этот период, возможно, был дворцом королей Дотаво. Большая часть города была перестроена в 13 веке, помимо дворцовой территории были построены другие более крупные здания и церковь. В 14 веке дворец и оборонительные сооружения были снова расширены. [5] Королевство Дотаво в основном характеризуется надписями, известными из Гебель Адда и Касра Ибрима. В 1155 году епископ Селима и король Дотаво упоминаются в тексте Касра Ибрима. В письме Гебеля Адды, датированном 1484 годом, упоминается Джоэл Дотаво, а также дворяне и церковные лидеры. [6] С 13 века мамлюки совершали набеги на нубийские христианские королевства. Султан Байбарс I послал войска, чтобы свергнуть макурского царя Давида в Донголе в 1276 году в ответ на предыдущие нубийские набеги. По пути происходили бои при Гебель-Адде и Мейнарти , вплоть до решающего сражения при Донголе, ставшего победным для египтян. [7] С этого времени египетские мусульмане все больше доминировали в политике Нубийских империй. Мукурские правители в Нижней Нубии также страдали от набегов кочевых племен. При поддержке Египта им удалось в 1364 году при Гебель-Адде одержать победу над повстанцами. Предположительно, горная крепость стала их убежищем, из которого они управляли империей Дотаво. [8] В 1560-х годах османы установили гарнизон в городе-крепости Каср-Ибрим и на острове Сай . К этому времени, по общепринятым меркам, королевство Дотаво уже исчезло. [9] Гебель Адда оставался заселенным на протяжении всего турецкого периода до конца 18 века, когда его население, вероятно, мигрировало в Баллану на другом берегу Нила. [10]

История исследований

[ редактировать ]
Вид со стороны Гебель Адда на юг, 1964 год.

Европейские путешественники девятнадцатого века описывали выдающийся скалистый холм и руины бывшего города рядом с деревней Абауда. Антон фон Прокеш-Остен насчитал семьдесят небольших курганов из камней и глиняных кирпичей в песчаных впадинах у подножия горы, которые, по мнению местных жителей, были могилами исламских мучеников (святых), погибших при завоевании христианского поселения. . Прокеш-Остен принял это место за римское. Он также посетил «Фельсенграб фон Абауда» («скальная гробница Абауда») — храм фараонов, позже преобразованный в церковь — на склоне горы, посвятив ему отдельный абзац в своем путеводителе. [11] Во время своего пребывания в 1906 году Артур Вейгал также датировал могилы с подземными сводчатыми камерами периодом Фатимидов (десятый – двенадцатый века нашей эры). [12]

В 1932–33 Уго Моннере де Виллар проводил раскопки в Нижней Нубии по поручению египетского управления древностей и при поддержке Министерства иностранных дел Италии. Он написал первый подробный отчет о крепости и гробницах. Моннере, которого в основном интересовали руины христианского средневековья, обнаружил три церковных здания к югу от крепостного холма.

В 1959 году Мустафа эль-Амир начал первые систематические раскопки в качестве руководителя экспедиции Александрийского университета . В ходе трехмесячной кампании они обнаружили большую часть христианского кладбища (Кладбище 2), а также шесть больших курганов периода X-группы (Кладбище 1), несколько жилищ позднехристианского периода на холме и церковь, уже осмотренная Моннере (церковь 1). На этом основывались раскопки, проведенные Николасом Б. Милле от имени Американского исследовательского центра. Самая обширная их работа проводилась в четырех кампаниях с 1962 по 1965 год, с декабря по апрель. [13]

Древний средневековый город располагался на гребне крутого холма, от которого на север к берегу Нила ведет более пологий отрог. Единственным доступом была крутая и узкая тропа, частично включавшая лестницу, которая поднималась к отрогу и оттуда вела сначала в северные предместья, а затем в сам город через массивные ворота, укрепленные в четырнадцатом веке. Этот маршрут защищала глинобитная башня; в меройский период к северу от него проходила городская стена, которую позже археологи обнаружили под руинами христианского и исламского периода. На северо-восточной стороне располагалась каменная прямоугольная площадка, вероятно, составлявшая основание ( стилобат ) храма. Отсюда ограждающая стена пересекала северо-восточную оконечность холма и на некотором расстоянии от поселения вдоль его восточной стороны. [14] По крайней мере в некоторых местах глинобитная стена была укреплена снаружи дополнительной стеной из бутового камня. [15]

Как и в Каср-Ибриме или Ихминди , жилые дома были построены близко друг к другу, и добраться до них можно было только по узким извилистым улочкам. Стены состояли преимущественно из глиняного кирпича, крыши построены в виде нубийских сводов .

Одна из примерно семи церквей в этом районе сохранилась между плотно расположенными разрушенными домами, лежащими слева от лестницы, когда она выходила на плато. Холм достиг своей самой высокой точки на юго-западе, где разбросанные фрагменты гранитных колонн, обнаруженные около 1900 года, указывали на место более крупной церкви. фрагменты капителей В завалах были найдены из красноватого песчаника, одна из которых украшена крупными гладкими листьями, а также поясок, украшенный волютами . [12] Прямо над меройской северной оборонительной башней стояла еще одна церковь, которая в средние века рухнула вместе с северной внешней стеной башни.

Храм Хоремхаба

[ редактировать ]

Небольшой скальный храм ( спеос ) лежал прямо над уровнем воды (при тогдашнем нормальном уровне воды Нила в 120 метров над уровнем моря). К входным воротам храма, высеченным в песчанике, можно было подняться по тринадцати ступенькам. Небольшой проход вел в центральный зал (прихожую), разделенный четырьмя колоннами, с целлой сзади и двумя смежными комнатами сбоку. Он был посвящен богам Амон-Ре и Тоту из Гермополя Великого . Встречаются также изображения богини Анукет с головой сокола и Гора . Показаны все четыре нубийские формы Гора. Рельефы изображают Харемхеба, приносящего жертву верховным богам Анибе , Бухэну , Кубану (египетский Баки, сегодня недалеко от ад-Дакки ) и Абу-Симбелу (египетский Меха). [16]

Ранние христиане превратили храм в церковь, покрыв стены слоем штукатурки, чтобы скрыть рельефы египетских богов, и расписав их фресками . Прокеш-Остен описывает стены, богато покрытые египетскими иероглифами и изображениями, а также христианские мотивы, такие как Святой Георгий с рыжим конем над купелью. [17] При строительстве Асуанской плотины части часовни были вырезаны из скалы и перестроены возле храма Абу-Симбела .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Дитер Арнольд : Храмы Египта. Жилища богов, культовые сооружения, памятники архитектуры. Артемида и Винклер, Мюнхен и др., 1992 г. ISBN   3-7608-1073-X , с. 78.
  • Ханс Бонне: Настоящий лексикон египетской религиозной истории. де Грюйтер, Берлин, 1952, с. 203.
  • Николас Б. Милле: Гебель Адда. Предварительный отчет за 1963 год. В: Журнал Американского исследовательского центра в Египте , 2, 1963, ISSN   0065-9991 , стр. 147–165.
  • Николас Б. Милле: Гебель Адда. Предварительный отчет, 1963–64. В: Журнал Американского исследовательского центра в Египте , 4, 1964, стр. 7–14.
  • Николас Б. Милле: Гебель Адда. Предварительный отчет, 1965–66. В: Журнал Американского исследовательского центра в Египте , 6, 1967, стр. 53–63.
  • Мирелла Сидро: Скальный храм Абу Оды. Архитектурно-иконографическое исследование. Доктор Ковач, Гамбург, 2006 г., ISBN   3-8300-2181-X ( Древности 38).
  • Артур Э.П. Вейгалл: Отчет о древностях Нижней Нубии. Первый Караракт на границе с Суданом и их состояние в 1906–07 годах. Издательство Оксфордского университета, Оксфорд, 1907, с. 141.
  • Дерек А. Уэлсби: Средневековые королевства Нубии. Британское музейное издательство, Лондон, 2002 г., ISBN   0-7141-1947-4 , стр. 122 и далее, 250, 252.
[ редактировать ]
  1. ^ Ян Шоу, Роберт Джеймсон (ред.): Археологический словарь. Blackwell Publishers, Оксфорд, 2002 г., стр. 249, ISBN   0-631-23583-3 .
  2. ^ Адам Лайтар и Эфтимиос Керлс (2020). «Фрагмент литургического календаря из Гебель-Адды (Египетская Нубия)» в «Analecta Bollandiana» п. 86
  3. ^ Андре Вельдмейер (2016). «Раскопки Гебель Адда (Нижняя Нубия): древние нубийские изделия из кожи: сандалии и обувь». п. 11
  4. ^ Зигфрид Г. Рихтер, Исследования христианизации Нубии (Висбаден: Райхерт, 2002), ISBN   3-89500-311-5 , с. 145.
  5. ^ Дерек А. Уэлсби: Средневековые королевства Нубии. Лондон 2002, с. 122ф.
  6. ^ Дерек А. Уэлсби: Средневековые королевства Нубии. Лондон, 2002 г., стр. 250 и далее.
  7. ^ Джованни Вантини: Христианство в Судане. EMI, Болонья, 1981, с. 174.
  8. ^ Ислам в Нубии. Нубийский музей.
  9. ^ Дерек А. Уэлсби: Средневековые королевства Нубии. Лондон 2002, с. 254.
  10. ^ Николас Милле (1964). «Предварительный отчет об экспедиции Гебель Адда, 1963–1964 годы» в «Журнале Американского исследовательского центра в Египте». п. 12
  11. ^ А. Прокеш Риттер фон Остен, Das Land zwischen den Katarakten des Nil (Вена: Герольд, 1831), стр. 23f., 153–55 ( =&id=OqhYMrTtvuIC&oi=fnd&pg=PA15&dq=abhuda&ots=3WTSembs4_&sig=VIAGK5kdAasCIygXza v8WGF9EDY#v=одна страница&q =abahuda&f=false Интернет в Google Книгах ).
  12. ^ Перейти обратно: а б Артур Э.П. Вейгалл: Отчет о древностях Нижней Нубии… (Оксфорд, 1907), стр. 141.
  13. ^ Николас Б. Милле: Гебель Адда. Предварительный отчет за 1963 год. 1963, с. 147.
  14. ^ Джеффри С. Майлхэм и Д. Рэндалл-Масивер, Церкви в Нижней Нубии (= Младшая экспедиция Экли Б. Кокса в Нубию. Том 2) (Филадельфия: Университетский музей Филадельфии, 1910), стр. 5.
  15. ^ Николас Б. Милле: Гебель Адда. Предварительный отчет за 1963 год. 1963, с. 53.
  16. ^ Иоахим Виллайтнер: Нубия. Древние памятники между Асуаном и Хартумом. Хирмер, Мюнхен 1997, ISBN 3-7774-7500-9, стр. 46.
  17. ^ А. Прокеш Рыцари Востока: Земля между водопадами Нила (Вена, 1831 г.), с. 153.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a8325333080f29bcfb6e614d46204532__1719985320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a8/32/a8325333080f29bcfb6e614d46204532.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gebel Adda - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)