Jump to content

Искусство Буркина-Фасо

Деревянная маска, черты довольно стилистически вырезанные, с выступающими ртом и глазами, длинным прямым носом, двумя рогами на макушке. Вся лицевая поверхность покрыта тонким геометрическим резным орнаментом. Остатки розоватого вещества на поверхности лица. По низу маски пришита мантия из черного волокна. Согласно верованиям Бобо, бог Вуро создал мир, а затем поручил своему сыну Дво помогать человечеству. Все маски Бобо служат средством контакта между людьми и этими божествами; некоторые представляют самих божеств, а другие, называемые масками боло, изображают животных и людей. Маски боло, подобные этой, обычно танцуют для развлечения.

Искусство Буркина-Фасо является продуктом богатой культурной истории. Частично это связано с тем, что очень немногие жители Буркина стали мусульманами или христианами. [1] Многие древние художественные традиции, которыми так известна Африка, сохранились в Буркина-Фасо, поскольку многие люди продолжают чтить духов предков и духов природы. По большей части они чтят духов, используя маски и резные фигурки. Многие страны к северу от Буркина-Фасо стали преимущественно мусульманскими, в то время как многие страны к югу от Буркина-Фасо являются преимущественно христианскими. Напротив, многие жители Буркина-Фасо продолжают возносить молитвы и жертвоприношения духам природы и духам своих предков. В результате они продолжают использовать те виды искусства, которые мы видим в музеях Европы и Америки. [2]

Одним из основных препятствий для понимания искусства Буркина-Фасо, в том числе искусства Бва, была путаница между стилями Бва, « гурунси » и Мосси , а также путаница народа Бва со своими западными соседями. народ Бобо . Эта путаница возникла в результате использования французскими колониальными офицерами переводчиков Жюла на рубеже веков. Эти переводчики считали эти два народа одним и тем же и поэтому называли бобо «Бобо-Финг», а бва — «Бобо-Уле». На самом деле эти два народа вообще не связаны между собой. Их языки совершенно разные, их социальные системы совершенно разные, и, конечно же, их искусство совершенно другое. Что касается художественных стилей, путаница возникает из-за того, что бва, «гурунси» и мосси делают маски, покрытые красно-белыми и черными геометрическими графическими узорами. Это просто стиль вольтовских или гурских народов, а также включает в себя догонов и другие народы, говорящие на вольтовских языках . [3]

Маски Мосси

[ редактировать ]
Маска Мосси, конец 19 или начало 20 века. Бруклинский музей

Маски занимают важное место в религиозной жизни ньонёсе , древних земледельцев и духовной части общества народа мосси . Накомсе (главный класс) не носят масок. Использование масок при инициациях и похоронах вполне типично для всех вольтийских или гур-язычных народов, в том числе ньоньосе, лела, виниама, нуна, бваба и догон. Маски появляются на захоронениях, чтобы от имени предков проследить за тем, чтобы были проведены надлежащие процедуры захоронения. Затем они появляются на нескольких похоронах или поминальных службах, которые проводятся через регулярные промежутки времени после смерти старейшины. Маски используются, чтобы почтить память умершего и убедиться, что дух умершего заслуживает допуска в мир предков. Без надлежащих похорон дух остается возле дома и доставляет неприятности своим потомкам. Маски часто вырезают из дерева Сейба пентандра , искусственного капокиера. Они вырезаны в трех основных стилях, которые соответствуют стилям древних людей, которые были завоеваны в 1500 году вторгшимися накомсе и интегрированы в новое общество Мосси: На севере маски представляют собой вертикальные доски с круглым вогнутым или выпуклым лицом.

Маска на похоронах в деревне Кирси в 1976 году. К рогам была добавлена ​​черная пластиковая детская кукла, чтобы создать каран-вэмбу в честь предка-женщины.

На юго-западе маски изображают таких животных, как антилопа, буйвол и различные странные существа, окрашенные в красный, белый и черный цвета. На востоке, в окрестностях Булсы , маски имеют высокие столбики над лицом, к которым прикреплены волокна.

Две женские маски Мосси в восточном стиле на церемонии завершения года в деревне Зегедегин.

Женские маски имеют две пары круглых зеркал вместо глаз, а маленькие маски, изображающие Яли, «ребенка», имеют два вертикальных рога. Все маски ньоньосе носят с плотными костюмами, сделанными из волокна дикой конопли Hibiscus cannabinus . В прежние времена только северные жители ньонёсе в Ятенге и Кая и восточные жители вокруг Булсы разрешали фотографировать свои маски. Жители юго-запада запретили фотографировать, потому что это не соответствовало «яаба суре», пути предков. В число персонажей масок входят Балинга, женщина Фулани, катре, гиена, ньяка, маленькая антилопа, Ван Пелега, большая антилопа и многие другие. Однако теперь маски из всех трех областей появляются на ежегодных общественных фестивалях, таких как SIAO (Fr. Salon International de l'Artisanat de Ouagadougou), Неделя культуры и Нетипичные ночи Кудугу (Les Nuits Atypiques de Koudougou). У каждой семьи Нёнёсэ есть своя маска, и им по сей день поручено защищать маски. Маски очень священны и являются связью с духами предков и природы. [2]

Народ Бва проживает в центральной части Буркина-Фасо. в прошлые годы их ошибочно ассоциировали с Бобо. На самом деле они вообще не связаны с бобо, а их языки и культура совершенно разные. Народ Бва говорит на языке гольтовской семьи языков, а народ Бобо говорит на языке семьи Манде. В прошлом путаница была вызвана неспособностью французов различить этих двух людей через своих переводчиков Юла.

Народ Бва очень похож на другие народы Буркина-Фасо отсутствием централизованной политической власти. Традиционно у них нет вождей. Напротив, у народа Мосси, живущего на востоке, есть сильная система вождей и королей. в результате мосси консервативны и сопротивляются переменам, а бва открыты и восприимчивы к переменам.

Бва производят несколько различных видов масок, в том числе маски из листьев, посвященные богу по имени Дво, и деревянные маски, посвященные богу Ланле.

Маски из листьев, деревня Бва в Бони, 2006 г.
Маски бва, деревня Досси, 1985 год.

Стиль Бва хорошо известен коллекционерам и исследователям всего мира. Это деревянные маски, изображающие животных, или высокие широкие дощатые маски, символизирующие дух Ланле. Они покрыты красно-белыми и черными графическими узорами, символизирующими религиозные законы, которым должны подчиняться жители деревень, если они хотят получить Божье благословение. Эти хорошо известные узоры не являются декоративными, они представляют собой графические узоры в системе письма, которую может прочитать любой посвященный член сообщества. Они включают в себя черно-белые шахматные доски, похожие на мишени, зигзагообразные узоры, обозначающие путь предков, X-образные узоры и полумесяцы. [2]

Маски используются в самых разных контекстах. Они появляются на похоронах старших старейшин, как мужчин, так и женщин. Они появляются во время инициации, когда молодые мужчины и женщины обучаются значению масок и важности духов и вступают во взрослое деревенское общество. Они появляются даже в рыночные дни, когда их выступления привлекают посетителей на местный рынок, где они, вероятно, потратят больше денег, а также помогут экономике сообщества. [2]

в Танцор Виниама маске .
Танцор Виниама в маске.
Два Виниамы в масках . танцора

Регион к юго-западу от плато Мосси занят рядом автохтонных фермерских групп, которые моси вместе, а в большинстве исследований, именуются гурунси. Единственное число, гурунга, указывает на то, что слово имеет происхождение Море (слово класса Море "-га, -се"). К так называемым народам Гурунси относятся Нуна, Нунума, Лела, Виниама, Сисала, Касена, Нанкана и Кусасе, говорящие на схожих языках Гур. Лела говорят на леле, нуна говорят на нуни, Виниама говорят на Виниене, а Касена говорят на Касеме. Большинство народов в этом районе считают гурунси уничижительной формой обращения и предпочитают, чтобы их называли по этническому имени.

Маска буйвола семейства Иво, деревня Оури, 1985 год.

Основными производителями масок являются Лела, Нунума и Виниама на севере и Нуна на юге. Сисала тоже когда-то пользовались масками, но они практически исчезли. Лела, Нунума, Виниама и Нуна повлияли на стили, использование и значение масок среди своих соседей Бва и Мосси. Маски, вырезанные из дерева, представляют собой духов кустарника или духов, принимающих формы животных. Эти формы животных могут быть более натуралистичными у Нунумы и Нуна или более стилизованными у Лелы и Виниамы. Чаще всего встречаются антилопа, буйвол, кустарниковая свинья, птица-носорог, гиена и змея. Некоторые маски представляют собой духов, не имеющих узнаваемой формы животного. Какой бы тип ни был представлен, маски имеют большие круглые глаза, окруженные концентрическими кругами, короткую морду для масок животных или большой выпуклый рот для сверхъестественных духов. Они покрыты геометрическими узорами, окрашенными в красный, белый и черный цвета, которые перекрашиваются каждый год, за исключением Виниама. Некоторые маски увенчаны высокой доской. [2]

Маски представляют собой духов-защитников, которые могут принимать формы животных или выглядеть как странные существа. Эти духи охраняют семью, клан или общину и при правильном соблюдении правил их умилостивления обеспечивают плодородие, здоровье и процветание владельцев. Таким образом, маски обеспечивают непрерывность жизни в мире гурунси. Практически любое необычное событие может оправдать консультацию с прорицателем и изготовление маски, символизирующей ответственный за это дух. Когда владелец маски умирает, маска может быть передана его сыну или может быть отправлена ​​в дом духов линии, где она медленно разлагается. Спустя годы прорицатель может прописать новую маску той же формы, а старую маску относят местному кузнецу, который изготовляет замену. Потом такие старые маски часто продаются на антикварном рынке. Маски появляются на многочисленных мероприятиях в течение засушливого сезона. Они танцуют, чтобы изгнать злые силы из сообщества. Они участвуют в похоронах старейшин мужского и женского пола. Каждые три, пять или семь лет участвуют самые священные маски общины, включая посвящения молодых людей и каждые семь лет в жертвоприношениях для обеспечения благополучия деревни. Маски могут появляться по особым причинам в течение всего года. Практически каждый базарный день появляются развлекательные маски, чтобы танцевать для толп посетителей. Священные маски ванкра не появляются на таких популярных публичных выступлениях. [2]

Народ лоби проживает на юго-западе Буркина-Фасо, а также на севере Кот-д'Ивуара и Гане. Они чрезвычайно устойчивы к любой централизованной политической власти. Вместо этого их сообщества основаны на законах Бога. Центральным персонажем в каждой общине Лоби является религиозный специалист по имени Тильдар.

Художник Лоби с резным табуретом, 1984 год.

Этот прорицатель отвечает за общение с духами, которые управляют сообществом и защищают членов каждой семьи от несчастных случаев, болезней, насилия и всех многочисленных угроз, с которыми люди сталкиваются в суровых условиях Западной Африки.Лоби представляют собой духов природы, которых они называли Тиль, с фигурами, которые можно вырезать из дерева, слепить из глины или отлить из латуни.

Храм в доме Лоби, деревня Дако, Буркина-Фасо.

Эти фигурки называются Ботеба и обычно размещаются в темном святилище в самом отдаленном месте в задней части семейного дома. Глиняные фигурки большего размера можно хранить снаружи, где благодаря материалу, из которого они сделаны, они будут защищены от кражи. Фигурки из латуни часто носят на теле члены семьи.

Каждая из этих фигур демонстрирует разные жесты или позы, у некоторых из них может быть две или даже три головы, некоторые женские фигуры несут под мышкой младенца. Эти уникальные особенности представляют собой особый талант или силу духовного существа, которое они воплощают. Фигура с двумя головами в два раза быстрее распознает угрозу и справится с ней. Фигурка с младенцем обладает силой приносить плодородие женщинам семьи. Фигура, держащая одну руку, преграждает вход злым духам в семейный дом. [2]

В большей части литературы по африканскому искусству группа, проживающая в районе Бобо-Диуласо, называется Бобо-Финг. Эти люди называют себя Бобо. Они говорят на языке манде . Население бобо составляет около 110 000 человек, подавляющее большинство из которых проживает в Буркина-Фасо, хотя территория, занимаемая бобо, простирается на север до Мали. Бобо далеко не однородны. Они представляют собой древнее объединение нескольких народов, собравшихся вокруг ряда основных кланов, не сохранивших никаких устных традиций иммиграции в этот район. Их язык и культура более тесно связаны с языками и культурой их северных соседей манде, бамана и минианка, чем с языками и культурой их вольтовских соседей тегурунси и мосси, но их следует рассматривать как южное продолжение народа манде, живущего в то, что сейчас называется Буркина-Фасо, а не навязчивая группа Манде, которая недавно проникла в регион. Хотя более 41% линий Бобо заявляют об иностранном происхождении, они также заявляют, что являются автохтонными. [2]

Бога-создателя Бобо зовут Вуро. Он не поддается описанию и не изображается скульптурой. Бобо Космогонические мифы , wuro da fere, описывают сотворение мира Вуро и упорядочивание его творений, которые размещаются в основных противостоящих парах: человек/духи, мужчина/женщина, деревня/куст, одомашненный/дикий, культура/природа. , безопасность/опасность, холод/жара, фермер/кузнец. Балансы между силами в том виде, в котором они были созданы Вуро, ненадежны, и человеку легко посредством самых простых повседневных действий загрязнить свой мир и вывести силы из равновесия. Даже сельское хозяйство, при котором урожай собирается в кустах и ​​привозится в деревню, может нарушить шаткое равновесие между культурой/природой, деревней/бушем. Следующее краткое содержание описывает отношения между Вуро, человеком, и кузнецом.

Бобо используют маски в трех основных случаях: маски появляются во время сбора урожая во время ежегодных обрядов, называемых бирева дага. Маски участвуют в мужском посвящении, называемом йеле дага, что является их основной функцией. Наконец, они участвуют в погребении (себи) и похоронных обрядах (сьекве) людей, убитых Дво, или старших жрецов Дво. Это второстепенная функция, и не все маски всех кланов Бобо присутствуют на этих обрядах. Маски, похоже, гораздо чаще участвуют в похоронах в районе Сьянкома на юге, недалеко от Бобо-Диуласо, чем на севере.

Танцовщица в маске антилопы выступает на похоронах в деревне Дофигсо на юге Бобо, весна 1985 года.

Маски из листьев, представляющие изначальную и универсальную форму Дво, служат для интеграции человека в человеческое общество и связи человеческого сообщества с миром природы; волоконные маски фиксируют человека в социальной группе, посвященной одной из поздних форм Дво. Эти маски являются важными агентами социализации. Значение этих уроков запечатлевается в каждом новом поколении в главном институте посвящения. [2]

Мальчикам Бобо различные уровни знаний объясняются в несколько этапов в течение пятнадцати лет. Маски играют важную роль в инициации, поскольку они восстанавливают и укрепляют космический порядок, созданный Вуро, а также восстанавливают баланс и ритмы мира природы и сообщества. Каждый новый шаг посвящения сопровождается важными церемониями, когда посвященные танцуют с несколькими типами масок. [2]

Роспись стен

[ редактировать ]

Эта традиция дает женщинам коллективную гордость и самоуважение, проявляющееся в процессе бамбольсе - термина, используемого исключительно для описания украшений или украшений, придающих эстетику отделке стен. Эти стены украшены геометрическими узорами и символами животных и людей. Каждый из этих символов представляет собой ключевые части жизни в их обществе. Народ Гуренси и их настенные украшения напрямую связаны со способностями женщины и ее вкладом в свое сообщество. Это общество полиаморно , и эта традиция дает женщинам возможность продемонстрировать свою индивидуальность, одновременно служа социальным взаимодействием и способом доставить удовольствие своим мужьям. Женщины говорят, что этот вид искусства является частью их жизни так же, как еда или сон. [4]

  1. ^ Рой, Кристофер Д. «Страны Африки: Буркина-Фасо», Искусство и жизнь в Африке, «Ресурсы стран» . Архивировано из оригинала 15 января 2014 г. Проверено 14 апреля 2014 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Рой, Кристофер Д., «Искусство рек Верхняя Вольта», 1987, Париж, Чаффин.
  3. ^ «Искусство и жизнь в Африке - Художественный музей Университета Айовы» . uiowa.edu. Архивировано из оригинала 30 июня 2013 г. Проверено 14 апреля 2014 г.
  4. ^ ЛаДьюк, Бетти. (1997). Африка: женское искусство, женская жизнь . Трентон, Нью-Джерси: Africa World Press. стр. 2–22. ISBN  0-86543-434-4 . ОСЛК   35521674 .


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ddaa9d9a0ca799f0820ba2872872dab8__1719332700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/dd/b8/ddaa9d9a0ca799f0820ba2872872dab8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Art of Burkina Faso - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)