Племя Шайгия
Шаигия Шайкиа | |
---|---|
![]() | |
Этническая принадлежность | Суданские арабы |
Расположение | |
Демоним | Шайки или Шайги |
Язык | Суданский арабский |
Религия | Суннитский ислам |
Шайгия . , Шайкия , Шавайга или Шайкиа ( араб . الشىقيّة ) — арабизированные нубийцы [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] племя. Они являются частью суданских арабов , а также одним из трех известных племен суданских арабов в Северном Судане , наряду с джаалином и данагла . Племя населяет регион Дар аль-Шайкия, который простирается вдоль берегов реки Нил от Корти до конца 4-го порога Нила и включает столицу племени Мерове Шерик и части пустыни Баюда.
Несмотря на то, что сегодня они говорят на суданском арабском языке, различные источники XIX века сообщают, что шайкия были двуязычными на арабском и донголави , нубийском языке . [ 6 ] Некоторые современные авторы предполагают, что шайкиа говорили на нобиине, а не на донголави. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]
В 20 веке племя Шайки было одним из тех, кто жил вдоль Нила и пострадал от плотины Мерове . [ 10 ]
Происхождение и родословная
[ редактировать ]Несмотря на заявления о происхождении Аббасидов , шаигия были классифицированы как арабизированные нубийцы . [ 11 ] Они заявляют о своем происхождении от -хиджази араба по имени Шаиг, потомка Аббаса (дяди исламского пророка Мухаммеда ), пришедшего с Аравийского полуострова в VII веке после арабского завоевания Египта . [ 12 ] Якобы он и его семья поселились в Судане и смешались с местными нубийцами , создав это племя. Однако исторически кажется, что это племя возникло в 15 веке как гибрид различных племен, поселившихся в этом районе. [ 13 ] По словам Николлса, в начале 20-го века дворяне племени отрицали свое арабское происхождение и заявляли, что они являются коренными жителями Судана и всегда населяли ту же территорию, что и сегодня. [ 14 ]
Хотя говорят на суданском арабском языке сегодня шаигия они говорили на нубийском языке . , еще в 19 веке [ 15 ] Несколько путешественников отметили, что они владеют двумя языками: арабским и донголави , языком реки Данагла ниже по течению. Некоторые современные авторы полагают, что шайкиа говорили на нобиине, а не на донголави. [ 6 ] Историк Джей Сполдинг проанализировал несколько арабских документов Шайки середины XIX века и обнаружил широкое использование объективных суффиксных частиц , которые, по его мнению, уходят своими корнями в Нобиин. Он заключает, что доарабский язык Шайкия, который он называет Старым Шайки , был тесно связан с Нобиином, если не идентичен. [ 16 ] Археолог Али Осман также утверждал, что нубийские слова, сохранившиеся в диалекте шайки, имеют нобийское происхождение. [ 17 ] Арабизация быстро продвигалась в Судане XIX века из-за предполагаемого превосходства арабского языка над нубийскими и другими африканскими языками. [ 18 ] Сообщается, что среди шайкиа нубийцы дожили до начала 20-го века. [ 19 ] Еще в 1918 году сообщалось, что на нубийском языке (донголави) все еще говорили вплоть до Каримы, недалеко от Джебель-Баркала . [ 20 ]
История
[ редактировать ]
В средневековый период Дар Шаикия был частью христианского нубийского королевства Макурия . [ 21 ] Шайгия впервые упоминается в 1529 году. [ 22 ] когда итальянский посетитель Верхнего Египта заметил, что пирамиды можно найти в стране «Ксиогейя». [ 23 ] Они были подданными султаната Фундж . [ 22 ] который простирался на север до Донголы . [ 23 ] С шестнадцатого века до колонизации в Шайгии было множество известных исламских школ, которые привлекали студентов со всего Судана. [ 24 ] Около 1690 года племя вырвалось из Королевства Фундж , победив губернатора Абделаба , и стало единственным независимым племенем в регионе. Первое сообщение о племени шайгия было дано шотландским путешественником Джеймсом Брюсом в его книге «Путешествие к истоку Нила» (1790 г.), который заметил, что племя мигрировало из более южных регионов на свою нынешнюю родину около 1772 г.

Тем не менее, лучшее раннее описание принадлежит авантюристу и историку Джону Льюису Буркхардту , который, очарованный Шайгия, провел некоторое время с этим племенем. Его отчеты о событиях были опубликованы в 1819 году в «Путешествиях по Нубии». Хищнический характер племени говорит об изменениях со времен Брюса: «Мой проводник, в постоянном страхе перед Шайкией, не позволял мне зажечь огонь, хотя ночи становились очень холодными». [ 25 ] Очевидно, племенем управляли два Мака (титул, данный королями Фунджа вождям племени), Мак-Джавиш и Мак-Зубейр. Военная подготовка юношей Шайкия была жестокой, и в очень раннем возрасте они были способны метать копья верхом на лошади с поразительной точностью. Их необъяснимая нетерпимость к другим племенам привела к набегам на соседей и за их пределы. Они нападали на деревни и караваны вплоть до Вади-Хальфа на севере и Шенди на юге, вынуждая некоторые семьи соседних племен эмигрировать на запад ( Данагла ). Постоянные нападения на город Шенди и убийство некоторых местных дядей Мак Нимра вынудили Джа'алинов обратиться за помощью к королю Фунджа, который в период своего политического упадка был слишком ослаблен и не мог помочь. Буркхардт, который жил в Мерове около 1807 года, дает нам более подробное описание племени.
«Шайкия постоянно воюют. Все они сражаются верхом на лошадях, в кольчугах. Огнестрельное оружие среди них не распространено, их единственным оружием являются копье, мишень и сабля. Все они ездят на жеребцах Донгола и славятся своим искусством верховой езды. Их молодежь иногда совершает набеги до Дарфура . Шайкиа - совершенно независимые люди, обладающие большим богатством зерном и скотом. Они известны своим гостеприимством и личностью своего гостя или компаньона. Если у путешественника есть друг, и его ограбили в дороге, его имущество будет возвращено, даже если оно было захвачено королем. Многие из них умеют писать и читать. Их ученые люди пользуются большим уважением. у них есть школы, в которых преподаются все науки, составляющие курс магометанского обучения, за исключением математики и астрономии. Те из шайкиев, которые являются солдатами, часто употребляют вино и спиртные напитки, приготовленные из фиников».
- В.Буркхардт, Путешествие по Нубии (опубликовано в 1819 г.)
Около 1811 года им бросили вызов мамлюки в , Донголе но они продолжали доминировать на значительной части Нубии. [ 26 ] Подстрекаемые Михерой Бинт Аббудом , они сопротивлялись турецко-египетскому вторжению в 1820 году в битве при Корти после отказа подчиниться, потерпели поражение из-за применения огнестрельного оружия и пушек и отступили на юг. Мак-Джавиш вместе с большинством своих людей искал убежища в Шенди в надежде убедить вождя Джа'Али Мак Нимра объединить силы против гораздо более сильного врага. Мак Нимр отклонил предложение, и шайкиа были переданы туркам, которые пообещали помиловать воинов шайкиа и вернуть их землю, если они примут службу в турецких рядах. После заключения сделки шайкии использовались при подавлении восстания Джаалина (1822 г.) и продемонстрировали поразительную жестокость. За свои услуги они получили земли Джаалина между Шенди и Хартумом ( 15 ° 37'59 "с.ш. 32 ° 31'59" в.д. / 15,633 ° с.ш. 32,533 ° в.д. ). [ 26 ]

Во время Махдистской войны 1884/85 года первым боем генерала Гордона было спасение нескольких шайкиев, все еще служивших вместе с захватчиками и осажденных в форте Аль-Халфайя. [ 26 ] к северу от Хартума . Крепость Аль-Убайид в 1883 году принадлежала майору Ахмеду Хусейну-паше (Суарабская секция), и, несмотря на попытку Хикс-паши освободить его, крепость пала перед Махди. (Майор Хусейн бежал в Египет в 1891 году и вернулся во время завоевания в 1898 году. Его семья до сих пор проживает в Омдурмане , Северном Хартуме и Хаджаре аль-Асале .) Его внуки дошли до Германии и Америки, где они ходят под именем Хусейн. .
В апреле 1884 года Салех-бей (Салех Вад эль-Мек), глава племени, и 1400 человек сдались силам Махди. Многие Шаигия продолжали служить генералу Гордону, и это привело к запрещению племени Махди. разыскали и казнили сыновей Салеха Когда пал Хартум, дервиши . [ 26 ]
После завоевания Судана англо-египетской армией (1896/98 г.) было обнаружено, что шайгия сократились до нескольких сотен семей. [ 26 ] После этого племя процветало. Они играли заметную роль в египетской армии, а затем в Силах обороны Судана . Генерал Ибрагим Аббуд , награжденный MBE за доблесть при Керене в 1941 году, был шайки из секции Ониа, а затем президентом Судана в 1964 году.
Культура
[ редактировать ]
Они известны своей храбростью, щедростью и просвещением. «Они охотятся на Льва». [ нужна ссылка ] Свободолюбивые и гостеприимные, они имели школы, в которых все мусульманские науки преподавали , были богаты зерном и скотом. Их бойцов, верхом на лошадях знаменитой породы Донгола , боялись во всем восточном Судане . Их вожди носили кольчуги и несли щиты из гиппопотама или крокодила кожи . Их оружием было копье, меч или копье. [ 26 ] Шайгия разделены на двенадцать групп или подплемен, каждое из которых происходит от одного из двенадцати сыновей основателя Шайга. Во многих шутках рассказывается о ссоре Шайги с Джали. Часто Шайги бывает смелым, а Джали — упрямым.
Они переняли племенной обычай отмечать три горизонтальные линии на щеках своих детей. Это делалось нагретым ножом, но сейчас это умирающий обычай.
Коммуникация
[ редактировать ]Члены племени Шаигия говорят и пишут на арабском языке. Некоторые слои населения, живущие в районе Красного моря, говорят на языке, похожем на язык хадендоа . Сообщается, что в их произношении удаляется последняя буква некоторых слов. Распространенное мужское имя — Аль-Сир, что происходит из турецкого языка и означает лидер. Распространенное женское имя, которое почти никто не использует за пределами племени, — «Хад-Альраид», что означает «самая большая любовь, которую вы можете дать кому-то или чему-то». [ нужна ссылка ]
Формы искусства
[ редактировать ]
В музыке племени Шайги можно услышать особый инструмент: тамбур, или танбура , разновидность лиры . Шаигия строили свои дома из кирпичей, сделанных из глины и коровьего навоза, как это делали другие североафриканские и арабские этнические группы. Крыши делали из соломы, чтобы в домах было прохладно. Самая распространенная форма нанесения изображений на тело мужчинами — это нанесение хны на руки на свадьбе. Женщины красились хной только перед своим браком.
Учреждения
[ редактировать ]Семья
[ редактировать ]В сельской местности различных подплемен (или даров) ярко выражена расширенная семейная жизнь. Довольно часто в одном доме живут несколько поколений (мать, отец, дедушка, бабушка, дети, тети, дяди, двоюродные братья и сестры). Большинство домохозяйств племени Шайгия состоят из больших семей. Некоторые мужчины имеют более одной жены. Глава дома – отец. Если отца нет в доме, то главой является мать. Если мать недееспособна, то дело берет на себя дядя. Дядя обычно является братом отца и должен выступать в роли отца. Если дядя не сможет выполнить роль, то ее возьмет на себя дедушка.
Религия
[ редактировать ]Основная религия племени шайгия — суннитский ислам .
Обучение
[ редактировать ]Большинство детей посещают государственную школу. Женщины обычно являются учителями, а мужчины занимаются сельским хозяйством и сажают растения. Все уроки важны, но больше всего внимания уделяется религии, языкам и математике. Религия считается важной, и для этого многие дети посещают традиционные религиозные школы, называемые халвой в Судане . Это место, куда дети ходят перед поступлением в государственную школу, чтобы выучить классический арабский язык и выучить Коран .
Социальное поведение
[ редактировать ]Дети племени Шайгия любят играть в игру под названием Сига , похожую на крестики-нолики. Сначала рисуют на песке большой квадрат, внутри которого находится 9 маленьких квадратов, играют двое детей, у каждого по пять камней, каждый камень разного цвета. Каждый пытается выстроить свои камни в линию из 3, в то время как другой блокирует и пытается помешать своему противнику построить прямую линию.
Приветствие Шайгия похоже на большинство других суданских племенных или мусульманских приветствий. Когда шайгийцы встречают кого-то постарше, они говорят: «Ас-саламу алейкум йа хадж» или «Мархабан йа хадж», похлопывают себя по левому плечу, а затем пожимают друг другу руки. Если они встречают своего друга, они говорят «Мархабан» или «Эзаякум». Дамы обнимают друг друга и пожимают друг другу руки.
На свадьбе жених наносит хну — своего рода черное украшение, которое люди обычно наносят на руки и ноги. Хна наносится в виде пасты из высушенных и измельченных листьев лавсонии с добавлением масла и воды. Невесты используют его в декоративных целях, обычно с цветочным декором. При однократном нанесении он приобретает красноватый оттенок, при двухкратном нанесении становится черным.
Привычки в еде типичны практически для всего Судана: завтрак около 10 утра, обед в 15 часов и ужин в 19 часов. Основным блюдом всегда будет хлеб под названием гурраса , приготовленный из муки. Обычно его окунают в мясное карри. После каждого приема пищи пьют черный чай с сахаром.
Когда кто-то умирает, немедленно совершаются похоронные обряды по умершему. Семьи погибших носят черное или белое, а мужчины берут труп, моют его, накрывают большой белой простыней и хоронят. Вдовы обычно оплакивают установленный период в четыре месяца и десять дней.
Когда рождается ребенок, мать ребенка и женщины города воют ( загарид ), чтобы объявить о рождении ребенка, а через 7 дней семья устраивает вечеринку, чтобы дать новорожденному имя.
Социальная структура
[ редактировать ]Большую часть утра мужчины работают в полях, ухаживая за посевами. Охота также популярна. Жены заботятся о детях и кормят своих мужей, когда они работают в поле. Мальчики из племени Шайгия после школы помогают в поле. Девочки остаются дома, чтобы помочь своим мамам и сделать себя красивее (украсить себя нарядной одеждой и другими украшениями). Им не разрешается часто выходить на улицу, пока им не исполнится 15 лет. Лидером семьи всегда является отец, но когда к лидеру приходят неприятности, вместо него руководит мать или дядя этой семьи.
Примечания
[ редактировать ]- ^ О'Фэи 1996 , с. 406: «Несмотря на заявления о происхождении Аббасидов, шайкийа, несомненно, являются арабизированными и исламизированными нубийцами».
- ^ Телуолл 1982 , с. 50.
- ^ Крамер, Лоббан и Флер-Лоббан 2013 , стр. 382.
- ^ Адамс 1977 , стр. 557–558, 562.
- ^ Вернер 2013 , с. 29.
- ^ Jump up to: а б Герхардс 2023 , стр. 139–140.
- ^ Сполдинг 1990 , с. 288.
- ^ Беххаус-Герст 1996 , стр. 25–26.
- ^ Герхард 2023 , с. 140.
- ^ «Волна порицания африканских плотин» . Проверено 14 мая 2021 г.
- ^ О'Фэи, RS (24 апреля 2012 г.), "S̲h̲āyḳiyya" , Энциклопедия ислама, второе издание , Брилл , получено 12 июля 2023 г.
- ^ Николлс, В. (14 мая 1913 г.). Шайкия. Отчет о племенах шайкия и истории провинции Донгола с XIV по XIX век . Дублин: Ходжес . Проверено 14 мая 2021 г. - из Интернет-архива.
- ^ МакМайкл, штат Калифорния (17 марта 2011 г.). История арабов в Судане: и некоторые сведения о людях, которые им предшествовали, и о племенах, населяющих Дарфур (переиздание). Кембридж: Коллекция Кембриджской библиотеки - африканские исследования. ISBN 978-1108010252 .
- ^ Николлс, В. (2 июля 2012 г.). Шайкия: отчет о племенах шайкия и истории провинции Донгола с XIV по XVI век (классическое переиздание). Забытые книги. ISBN 978-0267726547 . Проверено 21 января 2023 г.
- ^ О'Фэи и Сполдинг 1974 , стр. 28–29.
- ^ Сполдинг 1990 , стр. 287–288.
- ^ Шинни 1984 , с. 176.
- ^ Герхардс 2023 , стр. 144–145.
- ^ Герхард 2023 , с. 139.
- ^ Вест 1918 , с. 28.
- ^ Герхард 2023 , с. 147.
- ^ Jump up to: а б О'Фэйи 1996 , с. 406.
- ^ Jump up to: а б О'Фэи и Сполдинг 1974 , с. 28.
- ^ Каррар 1992 , стр. 16–19.
- ^ В. Буркхардт, Путешествие по Нубии , 1819 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Шагия ». Британская энциклопедия . Том. 24 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 769. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
Ссылки
[ редактировать ]- Открытие истока Нила, Дж. Брюс 1790 г.
- Путешествие по Нубии, 1819 г. В. Буркхардт
- Адамс, Уильям Ю. (1977). Нубия. Коридор в Африку . Принстонский университет. ISBN 0691093709 .
- Беххаус-Герст, Марианна (1996). Изменение языка посредством языкового контакта на примере нубийцев в долине Нила (на немецком языке). Кеппе. ISBN 3-927620-26-2 .
- Герхардс, Габриэль (2023). «Доарабские языки Джаалиина и Абабде в европейской литературе девятнадцатого века» . Древний Судан (на немецком языке). 34 . Суданское археологическое общество в Берлине eV: 135–152.
- Каррар, Али Сахих (1992). Суфийские братства в Судане . К. Херст и компания. ISBN 1-85065-111-6 .
- Крамер, Роберт С.; Лоббан, Ричард А. младший; Флер-Лоббан, Кэролайн (2013). Исторический словарь Судана . Страшила. ISBN 978-0810861800 .
- О'Фэйи, RS; Сполдинг, Джей Л. (1974). Королевства Судана . Книги Метуэна Янга. ISBN 0416774504 .
- О'Фэйи, RS (1996). «Шайкийя». Энциклопедия ислама . Том. IX. Брилл. п. 406. ИСБН 978-90-04-10422-8 .
- Шинни, Польша (1984). «Жизнь и язык в Махасе сегодня» . Журнал востоковедения . 58, 1/4: 173–178.
- Сполдинг, Джей (1990). «Старый язык шайци в исторической перспективе». История в Африке . 17 . Кембриджский университет: 283–292. дои : 10.2307/3171817 . JSTOR 3171817 . S2CID 153767706 .
- Телволл, Робин (1982). «Лингвистические аспекты истории Великой Нубии». У Кристофера Эрета; Меррик Познански (ред.). Археологическая и лингвистическая реконструкция истории Африки . Калифорнийский университет. стр. 39–52. ISBN 0520045939 .
- Вернер, Роланд (2013). Христианство в Нубии. История и облик африканской церкви (на немецком языке). Лит.
- Уэст, Луи К. (1918). «Провинция Донгола Англо-Египетского Судана» . Суданские заметки и записи . 5, 1 :22–37.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ибрагим, Хайдер (1979). Шайкия: культурные и социальные изменения жителей реки Северного Судана . Штайнер. ISBN 3515029079 .
- Шайкия. Отчет о племенах шайкия и истории провинции Донгола с XIV по XIX век (1913 г.)
- Создание современного Судана, К.Д.Д. Хендерсон, 1953, Фабер и Фабер
- История Судана, премьер-министр Холт и М.В. Дейли, 1981 г.
- Англо-египетский Судан под редакцией графа Глейхена (Лондон, 1905 г.)
- Этнология египетского Судана , А. Х. Кин , (Лондон, 1884 г.)
- Шайкия Северного Судана, Николлс, 1903 г., Дублин.