Гризельда Эль Тайиб
Гризельда Эль Тайиб | |
---|---|
Рожденный | 15 марта 1925 г. Великобритания |
Умер | 20 мая 2022 г. Хартум , Судан | (97 лет)
Национальность | Британский |
Альма-матер | Хартумский университет |
Род занятий | художник, культурный антрополог |
Заметная работа | Региональные народные костюмы Судана |
Супруг | Абдулла Эль Тайеб |
Дороти Гризельда Эль Тайиб [ 1 ] MBE британского происхождения (15 марта 1925 — 20 мая 2022) — художница и культурный антрополог , известная главным образом своими новаторскими исследованиями традиционных костюмов , отражающих культуру и общество Судана с 1970-х годов. Свое исследование она опубликовала в 2017 году в иллюстрированной книге « Региональные народные костюмы Судана».
Прожив большую часть жизни в Судане и других африканских странах со своим суданским мужем, академиком Абдуллой Эль Тайибом , она опубликовала этнографические исследования и акварельные картины в таких областях, как изобразительное искусство Судана , народная литература , музыка , традиционные костюмы и женское образование в Суданом и был назван «суданским художником британского происхождения».
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Эль Тайиб училась в Школе искусств Челси в Лондоне, Великобритания , и переехала в Судан в 1950-х годах, когда сопровождала своего мужа Абдуллу Эль Тайиба после его учебы в Лондонском университете . [ 2 ] Ссылаясь на ее многолетний вклад в искусство Судана, авторы статьи «Современное искусство в Судане» назвали ее «суданской художницей британского происхождения». Помимо своей собственной работы в качестве художника, она инициировала курсы художественного образования в школах и колледжах Судана, а также на факультете искусств колледжа Абдуллахи Байеро (позже Университет Кано ), Нигерия . Ее любимым художественным жанром была акварель, а ее личный стиль называли разновидностью «реалистического импрессионизма », где ей «часто удается уловить суть самой жизни». [ 3 ]
Будучи первой студенткой фольклорных исследований в Институте африканских и азиатских исследований Хартумского университета , она на основе своих полевых исследований провела исследование региональных костюмов нескольких этнических групп в северном и восточном Судане, что привело к ее магистерской диссертации в 1976 году. Примерно сорок лет спустя она опубликовала исправленную и обновленную версию своего предыдущего произведения в книге « Региональные народные костюмы Судана». [ 4 ] Помимо этих исследований в своей основной области знаний , Эль Тайиб также опубликовала статьи о суданском народном инструменте кисар. [ 5 ] и об образовании женщин в Судане. [ 6 ]
За свой вклад в британо-суданские отношения в 2002 году она была удостоена звания члена Ордена Британской Империи (MBE). [ 7 ]
Публикации о современном изобразительном искусстве и африканских народных историях.
[ редактировать ]В 1971 году Эль Тайиб стал соавтором статьи в журнале African Arts о жизни и творчестве суданского художника Омера Хейри. [ 8 ] Для переведенных мужем сборников народных рассказов Судана и Африки она иллюстрировала книги «Герои Аравии» . [ 9 ] и Истории из песков Африки. [ 10 ] В качестве комментатора современного изобразительного искусства Судана Эль Тайиб написал введение к книге 2015 года « Современные художники Судана: искусство во времена невзгод» . [ 11 ]
Публикации о народных костюмах
[ редактировать ]
В 1976 году Эль Тайиб опубликовала свой иллюстрированный отчет о суданских национальных костюмах. В этом исследовании на 320 страницах она описала «подробности костюмов коренных народов, которые носили суданцы на севере, востоке и в центральной части прибрежного Судана в первой половине этого столетия, прежде чем радикальные политические и социальные изменения привели к необратимой тенденции к вестернизации ». [ 12 ]
План состоял в том, чтобы начать с тех этнических групп в Северном Судане, где быстро растущая урбанизация, значительное влияние средств массовой информации и перемещение населения из-за переселения угрожали исчезновением определенных форм одежды. Необходимость фиксации всего этого в 1970-е годы была весьма острой, ибо уже за два с половиной десятилетия я лично стал свидетелем исчезновения лицевого покрывала буллама , гургаба , поясной накидки, женского маркуба , плоской открытой обуви. , и деревянные сабо каркаб , а также все чаще серьги в форме полумесяца, называемые фидаят , и зумам , украшение для носа, все из которых были довольно распространены в ранние времена. 1950-е годы.
- Гризельда Эль Тайиб, Региональные народные костюмы Судана, стр. 15
В коллективном издании «Суданская женщина» 1987 года она опубликовала главу о женской одежде в Северном Судане . [ 13 ]
Региональные народные костюмы Судана
[ редактировать ]
В 2017 году вышла иллюстрированная книга Эль Тайиба « Региональные народные костюмы Судана». [ 4 ] основан на ее социокультурных и антропологических исследованиях и представляет ее описания и изображения избранных суданских народных костюмов . Объем этой книги ограничен определенными частями страны, где автор могла совершать поездки на места, используя анкеты и неформальные интервью во время своих исследований в 1970-х годах. Поскольку образ жизни суданцев в различных городских и сельских районах значительно различается между традиционными и современными формами, в книге представлены как местные, так и традиционные формы одежды, а также современная одежда и мода в городских обществах. Особенно это касается последней главы, написанной в 2016 году, в которой описываются изменения в суданской одежде со времени ее предыдущего исследования. Среди других причин Эль-Тайиб объяснил современные изменения в одежде и связанных с ними личных вкусах международным влиянием телевидения, арабских журналов мод и дресс-кодом, принятым международной суданской диаспорой. [ 14 ]
«В то время как в настоящее время изменения моды, инновации, модификации, прически, тенденции в золоте и других украшениях часто исходят из столицы вовне, в прошлом так было не всегда. Каждый из изучаемых здесь регионов подвергался различным внутренним и внешним воздействиям, которые влияют на одежду: торговля и доступность различных предметов или подражание завоевателям, вождям и другим группам высокого престижа».
- Гризельда Эль Тайиб, Региональные народные костюмы Судана, стр. 17
Поскольку Южный Судан стал независимой страной в 2011 году, а также ввиду большого количества этнических групп на бывших южных частях бывшего Судана, эти и другие географические районы не могли быть включены в ее исследование, посвященное восточные и центральные прибрежные районы Судана. [ 15 ]
Принимая во внимание как материальные аспекты костюмов, так и социальные группы , которые их носят, в описаниях упоминаются местные материалы, различные возрастные группы и географические места, различные предметы одежды , украшения или прически, а также их названия на местных языках. . Также была включена информация от владельцев магазинов, портных, ткачей, индиго красителей цвета и сапожников. Сопровождающие акварельные иллюстрации были сделаны самой авторкой, стремясь передать важные детали и способ ношения костюмов, обеспечивая тем самым преимущества перед фотографиями. [ 16 ]
Книга разделена на следующие разделы:
- Исторические темы
- Нубийское платье
- Рашаиды Костюм
- Одежда Бежа - Халенга - Бени Амер - Хадендава
- Достопримечательности реки Судан
- Суданский Тобе
- Выводы
- Тогда и сейчас
- Примечания и библиография
Личная жизнь
[ редактировать ]Гризельда Эль Тайиб была замужем за выдающимся суданским ученым и писателем Абдуллой Эль Тайибом. Оставшись в Хартуме после смерти мужа, она умерла 20 мая 2022 года в возрасте 97 лет. [ 17 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «День рождения королевы 2002» . Новости Би-би-си. 14 июня 2002 года . Проверено 24 мая 2022 г.
- ^ «Британец в Судане: «Я лучше умру здесь» » . Новости Би-би-си . 4 апреля 2013 г.
- ^ Даум, Вернер и Рашид Диаб (2009). Современное искусство в Судане. Хопкинс, Питер Г. (ред.) Кенана Справочник Судана . Нью-Йорк: Рутледж, стр. 497f. ISBN 0-7103-1160-5
- ^ Перейти обратно: а б Эль Тайиб, Эль-Нагер и Надь 2017 .
- ^ Эль Тайиб, Гризельда (2000). «Лира (кисар)» . Африка, искусство и культура : 35–36. OCLC 57902137 .
- ^ Эль-Тайиб, Гризельда (1965). «Женское образование в Судане» . Исследования Кано Исследования Кано .
- ^ «Дипломатическая служба и за рубежом» . Новости Би-би-си . 14 июня 2002 года . Проверено 23 июня 2021 г.
- ^ Эль Тайиб, Д. Гризельда; Грейнер, Реми (1971). «Джордж Эдвард/Омер Хейри» . Африканское искусство . 4 (3): 34–39. дои : 10.2307/3334427 . ISSN 0001-9933 . JSTOR 3334427 .
- ^ Тайиб, Абдаллах; Эль Тайиб, Гризельда (2017). Герои Аравии OCLC 1100590226 .
- ^ Уэст, Майкл; Эль Тайиб, Абдулла; Эль Тайиб, Гризельда (1978). Истории из песков Африки . Лондон: Лонгман. ISBN 978-0-582-53409-4 . OCLC 439045437 .
- ^ Хаггар, Лина и Тарним Саид (2015). Современные художники Судана: искусство во времена невзгод . Хартум: Искусство и ремесла Дабанга. ISBN 978-99942-4-025-8 . OCLC 961267194 .
- ^ Эль-Тайиб, Гризельда (1976). Иллюстрированный сборник суданских национальных костюмов (Диссертация). Хартум: Хартумский университет. OCLC 758743198 .
- ^ Хейр, Хамад Мохаммед; Эль Тайиб, Гризельда; Бадри, Балкис Юсуф; Накар, Самия аль-Хади; Хидер эль-Сайед, Махасин; Хиллави, Хатим Ба Бакр Абд аль-Кадир; Ахмед, Асия Махджуб; Кеньон, Сьюзен М; Джамиат аль-Хартум (1987). Суданская женщина . ISBN 978-0-86372-104-5 . OCLC 22389273 .
- ^ Эль Тайиб, Эль-Нагер и Надь 2017 , стр. 13.
- ^ Помимо территории современного государства Южный Судан, были исключены как горная местность Нуба, так и западный Судан с Дарфуром.
- ^ Эль Тайиб, Эль-Нагер и Надь 2017 , стр. 14.
- ^ «Она ушла сегодня — Гризельда Абдулла Аль-Тайеб… Англо-суданская история любви » . Небесный Судан. 20 мая 2022 года. Архивировано из оригинала 20 мая 2022 года . Проверено 20 мая 2022 г.
Цитируемые работы и дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эль Тайиб, Гризельда (1976) Иллюстрированный сборник суданских национальных костюмов . Хартум: Институт африканских и азиатских исследований ОСЛК 758743198
- Эль Тайиб, Гризельда; Эль-Нагер, Сара; Надь, Энико (2017). Региональные народные костюмы Судана . ISBN 978-3-940190-96-3 . OCLC 1056575561 .
- Браун, Мари Грейс (2017). Хартум ночью: мода и телесная политика в Имперском Судане . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 9781503602687 .
- Косгрейв, Бронвин (2000). Полная история костюма и моды: от Древнего Египта до наших дней . Нью-Йорк: Книги с галочками. ISBN 0-8160-4574-7 .
- Даум, Вернер и Рашид Диаб (2009). Современное искусство в Судане. Хопкинс, Питер Г. (ред.) Кенана Справочник Судана . Нью-Йорк: Рутледж, стр. 453–516. ISBN 0-7103-1160-5
- Фарис, Джеймс К. (1972). Новое личное искусство Лондон: Дакворт. ISBN 978-0-7156-0594-3 . OCLC 883716226 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Документы и аудиофайлы о жизни Гризельды и Абдуллы Эль Тайиба на Sudanmemory.org
- Документальное видео о Гризельде и Абдулле Эль Тайибе на арабском языке с английскими субтитрами на YouTube
- Блог из Судана со множеством изображений суданской одежды и ссылок.
- Описание традиционных шрамов и других форм телесных украшений суданских женщин.
- 1925 рождений
- 2022 смертей
- Суданские художники ХХ века
- Суданские художники XXI века
- Выпускники Хартумского университета
- Суданские писатели публицистики
- Культура Судана
- Британские писатели-социологи
- Суданская одежда
- Британские эмигранты в Судане
- Культурные антропологи
- Члены Ордена Британской Империи
- Обладательницы Ордена «Отличник среди женщин»