Музыка Судана
Часть серии о |
Культура Судана |
---|
![]() |

Богатая и разнообразная музыка Судана имеет традиционные сельские корни северо-восточной Африки. [1] а также демонстрирует арабское , западное или другое африканское влияние, особенно на популярную городскую музыку начала 20 века. С тех пор, как такие большие города, как Хартум, стали плавильными котлами для людей разного происхождения, их культурное наследие и вкусы сформировали многочисленные формы современной популярной музыки. [2] В сегодняшнем глобализованном мире создание и потребление музыки через спутниковое телевидение или в Интернете является движущей силой культурных изменений в Судане, популярной среди местной аудитории, а также среди суданцев, живущих за границей .
Даже после отделения Южного Судана в 2011 году Судан сегодняшний более пятисот этнических групп очень разнообразен: на территории третьей по величине страны Африки разбросаны . Культуры ее этнических и социальных групп отмечены сложным культурным наследием, восходящим к распространению ислама , региональной истории работорговли и культурному наследию коренных народов Африки. Хотя некоторые этнические группы до сих пор сохраняют свой собственный африканский язык , большинство суданцев сегодня используют особую суданскую версию арабского языка .
Благодаря своему географическому положению в Африке, где африканская , арабская , христианская и исламская культуры сформировали идентичность людей, а также в южном поясе Сахельского региона, Судан был культурным перекрестком между Северной, Восточной и Западной Африкой, а также Аравийский полуостров , на протяжении сотен лет. Таким образом, он имеет богатую и очень разнообразную музыкальную культуру, начиная от традиционной народной музыки до популярной суданской городской музыки 20-го века и заканчивая африканской популярной музыкой, современной находящейся под международным влиянием.
Несмотря на религиозные и культурные возражения против музыки и танцев в общественной жизни, музыкальные традиции всегда пользовались большой популярностью у большинства суданцев. Помимо пения на стандартном арабском языке , большинство суданских певцов выражают свои тексты на суданском арабском языке, тем самым затрагивая чувства своей национальной аудитории, а также растущего числа суданцев, живущих за рубежом, особенно в Египте, Саудовской Аравии и странах Персидского залива. Даже во времена широкомасштабных ограничений общественной жизни, налагаемых правительством, публичные концерты или празднование свадеб и других общественных мероприятий с музыкой и танцами всегда были частью культурной жизни Судана. [3]
Народная музыка и другие традиционные музыкальные формы
[ редактировать ]Сельская традиционная музыка и танцы
[ редактировать ]Как и в других регионах Африки, традиционные музыкальные стили Судана древние. [а] богат и разнообразен, в разных регионах и этнических группах существует множество различных музыкальных традиций. Музыка в Африке всегда имела большое значение как неотъемлемая часть религиозной и общественной жизни общин. Исполнение песен, танцев и инструментальной музыки используется в ритуалах и социальных церемониях, таких как свадьбы, обряды обрезания или для сопровождения длительных походов бедуинов на верблюдах . В этих выступлениях музыка всегда была социальным событием, отмеченным сочетанием исполнителей, текстов, музыки и участия сообщества, например танцев или других видов участия в музыкальном событии. Традиционная музыка и ее исполнение передавались из поколения в поколение опытными музыкантами молодому поколению и не записывались, за исключением недавнего времени музыкантов с формальным образованием или этномузыкологов . [б] [6] [7]
В отличие от традиционной арабской музыки , большинство суданских музыкальных стилей являются пентатоническими , а одновременные ударные или пение в полиритмах являются еще одной характерной чертой суданской музыки к югу от Сахары. [8] Музыка Судана также имеет сильную традицию лирического выражения , в которой используются косвенные метафоры, говорится о любви, истории племени или красоте страны. В своем эссе «Суданское пение 1908–1958 » автор Эль Сирр А. Гадур перевел пример текста песни о любви начала 20 века следующим образом: [9]

О прекрасная, приблизься
Покажите шрамы на щеке
Пусть мой восторг будет галлюцинацией любви
Укус скорпиона
Это более терпимо, чем ваше презрение.
Один из наиболее типичных восточноафриканских инструментов, называемый танбура или кисар . в нубийской музыке [10] традиционно исполнялась певцами в качестве обычного аккомпанемента таких песен, но эта суданская лира в значительной степени была заменена в 20 веке арабским удом . [с] Барабаны, хлопки в ладоши и танцы — другие важные элементы традиционных музыкальных представлений, а также использование других африканских инструментов , таких как традиционные ксилофоны , флейты или трубы. Одним из примеров этого являются сложные деревянные трубы из тыквы , называемые аль-Ваза. [12] [13] в исполнении народа Берта из штата Голубой Нил .
В книге «История мира в 100 предметах» представлен большой деревянный щелевой барабан в форме буйвола из южного Судана, вероятно, сделанный в XIX веке для традиционных представлений в больших ансамблях или для призыва воинов. Сейчас он хранится в Британском музее в Лондон. [14] Медный барабан , который, по общему мнению, использовался силами махдистов в битве при Омдурмане (1898 г.), находится в коллекции Музея национальной армии в Лондоне. [15]
Роль женщин в традиционной музыке
[ редактировать ]
Во многих этнических группах выдающиеся женщины играют важную роль в социальном прославлении достоинств и истории племени. В своем отчете о женщинах-певицах в Дарфуре этномузыколог Роксана Конник Карлайл рассказывает о своей полевой работе в 1960-х годах в трех этнических группах. Общие черты этих бардов из этнической группы загава она описывает так: [16]
«Свободный вокальный ритм и простой размер, волнообразные и, как правило, нисходящие сольные мелодии в пределах октавы, большое значение, придаваемое осмысленному тексту, слоговая настройка текста по тону и в целом расслабленное и вдумчивое исполнение песен – вот черты присутствует в репертуаре бардов-загави и певиц-неспециалистов (...) Ее личный характер должен был завоевать уважение ее народа, прежде чем она сможет быть функционально приемлемой как человек, обладающий силой направлять свои мысли и свои эмоциональные реакции. области, которыми она руководит, она должна быть признана самой умной и остроумной певицей, часто она должна воплощать идею физического влечения, и особенно она должна обладать даром поэзии и импровизации, все это заключено в человеке достойной осанки».
- Роксана Конник Карлайл, Певицы в Дарфуре, Республика Судан (1976) , с. 266
Другой традиционной формой женской роли в устной поэзии являются песни хвалы или высмеивания певцов в западном Судане , называемые Хакамат . Это женщины высокого социального положения, уважаемые за свое красноречие, интуицию и решительность, которые могут как подстрекать , так и очернять мужчин своего племени , когда они участвуют в распрях с другими племенами. Социальное влияние этих Хакаматов может быть настолько сильным, что они были приглашены миротворческими инициативами в Дарфуре, чтобы оказать свое влияние на разрешение конфликтов или современные социальные проблемы, такие как защита окружающей среды . [17] [18]
Суданские женщины также известны как дома, так и в более широком регионе своей ролью певиц и музыкантов, играющих на барабане далука в Агани аль-Банат (перевод: девичьи песни). [19] а также за их духовные музыкальные представления под названием зар , которые, как полагают, способны изгонять злых духов из одержимых людей. [20] [21]

Ритуалы зикра как религиозные формы чтения и исполнения
[ редактировать ]Многочисленные братства суфийских дервишей в Судане представляют собой религиозные мистические группы, которые используют молитвы, музыку и ритуальные танцы для достижения измененного состояния сознания в исламской традиции, называемой зикр (память). Однако эти ритуальные церемонии зикра рассматриваются верующими не как музыкальные представления, а как форма молитвы. Каждый орден или линия передачи внутри ордена имеет одну или несколько форм зикра , литургия которого может включать декламацию , инструментальное сопровождение барабанами , танец, костюмы , благовония и иногда приводит к экстазу и трансу . [22] Ритуалы зикра чаще всего отмечаются поздно вечером в пятницу, как, например, ритуал у могилы шейха Хамеда эль-Нила в Омдурмане . [23] [24]
Духовые оркестры и истоки современной суданской музыки
[ редактировать ]С начала 1920-х годов радио, пластинки, кино, а затем и телевидение внесли свой вклад в развитие суданской популярной музыки, представив новые инструменты и стили. Уже во время турецко-египетского правления , а затем во время англо-египетского кондоминиума до обретения независимости сначала египетские, а затем британские военные оркестры оставили свой след, особенно посредством музыкальной подготовки суданских солдат и внедрения западных духовых инструментов . [25] По мнению социального историка Ахмада Сикаинга, «суданских участников военных оркестров можно рассматривать как первых профессиональных музыкантов, возглавивших процесс модернизации и коренного населения ». [26] [д] И сегодня такие марширующие оркестры представляют собой характерный элемент Судана, исполняя национальный гимн в День независимости и другие официальные праздники.
Развитие современной суданской музыки
[ редактировать ]1920-е годы: хагиба, зарождение современной популярной музыки в Судане.
[ редактировать ]
Самое сильное стилистическое влияние на развитие современной популярной суданской музыки оказала музыка хагиба (произносится как хаги-ба и означает «портфель» ). Однако название «хагиба » стало применяться к популярным песням 1920-х годов, когда радиоведущий Ахмед Мохамед Салех рассказал о старых пластинках, собранных в его портфеле для его шоу «Хагибат аль-фанн» (« Художественный портфель »), которые он представил на Радио Омдурман в 1940-е годы. [и]
С точки зрения истории музыки Судана, ярлык хагиба относится к важному изменению в развитии современной музыки: развивался новый городской стиль пения и текстов, отходя от племенных народных песен и мелодий религиозного, религиозного пения. . Этот стиль был открыт певцом Мухамадом Вад Эль Факи, а также другими, такими как Мухамад Ахмед Сарур, которых позже вдохновил Вад Эль Факи. [9] Эти песни изначально были вдохновлены вокальной традицией исламского восхваления пророка Мухаммеда , известной как мадех . [ф] Постепенно мелодии, известные из маде, стали использоваться такими певцами, как Вад Эль Факи и другими, для сопровождения новых, нерелигиозных текстов. В детские годы в религиозной школе , называемой халва в Судане, Вад Эль Факи научился декламации на классическом арабском языке , управлению голосом и правильному произношению. По словам Эль-Сирра А. Гадура, Вад Эль-Факи «не принадлежал ни к одной из основных этнических общин Омдурмана. Это освободило его от узкой идентичности и сделало его «общим» певцом, преодолевшим племенной барьер на пути к более широкой национальной принадлежности. " [9]
Hageeba начиналась как по существу вокальная музыка, исполняемая вокалистом и припевом, с перкуссией, исходящей от бубен барабана, похожего на . Его исполняли на свадьбах и других общественных мероприятиях, и вскоре он стал популярным. – В 1930-х годах первые коммерческие граммофонные пластинки суданских музыкантов, таких как Мухамад Ахмед Сарур и Халил Фарах, со скоростью вращения 78 об/мин были записаны в Каире и проданы из Омдурмана, откуда эта новая музыка распространилась среди слушателей в Большом Хартуме и других городских центрах. [29] [30]
1930-е – 1950-е годы: рост популярной музыки через пластинки, радио и мюзик-холлы.
[ редактировать ]С середины 1920-х годов импортировались современные инструменты, такие как фортепиано, аккордеоны и скрипки, а также пластинки и проигрыватели. [г] В 1930-х годах в Судане открылся ряд музыкальных компаний, в том числе музыкальная компания Gordon Memorial College . Один из ее участников по имени Мохамед Адам Адхам сочинил пьесу «Адхамия», одно из самых ранних официальных суданских произведений, которое до сих пор часто исполняется. [31]
Пионерами этой эпохи часто были певцы и авторы песен, в том числе плодовитый Абдаллах Абдель Карим по прозвищу Карума, [32] новаторы Ибрагим аль-Абади и Халил Фарах, [33] поэт и певец, написавший слова и музыку к патриотической песне «Азза фи Хавак» , активный деятель суданского национального движения. [34] [35] Аль-Абади был известен своим неортодоксальным стилем сочетания традиционной свадебной поэзии с музыкой. развился особый стиль ритмического хорового пения суданских женщин на основе хвалебного пения Кроме того, в 1930-е годы , который назывался «Тум-Тум» . Зародившаяся из Кости на Белом Ниле , лирика «тум-тум» была романтичной, но порой говорила и о трудностях женской жизни . Музыка была танцевальной и быстро стала популярной в городских центрах. [36]
В 1940-е годы наблюдался приток новых имен в связи с появлением музыкальных программ на Радио Омдурман. [37] Среди известных исполнителей были Исмаил Абдул Муайн, Хасан Аттия и Ахмед аль-Мустафа. Еще одним певцом и автором песен был Ибрагим аль Кашиф , которого называли отцом современного пения . Аль Кашиф пел в стиле Мохамеда Ахмеда Сарура, пионера хагибы , и опирался на то, что начал Абдель Карим Карума, обновляя популярные стили пения. Для живых выступлений также было два танцевальных зала в Хартуме , Сент-Джеймс и Гордон Мюзик-Холл. [38]
Впоследствии суданская популярная музыка превратилась в то, что обычно называют «постхагиба» , стиль, доминировавший в 1940-х, 1950-х и 1960-х годах. Этот период был отмечен появлением инструментов как с Востока, так и с Запада, таких как скрипка, аккордеон , уд, табла или барабаны бонго . Позже стиль биг-бэнда со струнной секцией возник и духовыми инструментами. Музыку постхагибы , смешанную с египетскими и западными элементами, также называли аль-агани аль-хадис (современные песни). [39]
1960-е – 1980-е годы: золотой век популярной музыки в Судане.
[ редактировать ]
В 1960-х годах американские поп-звезды стали широко известны, что оказало глубокое влияние на таких суданских музыкантов, как Осман Аламу и Ибрагим Авад, последний стал первым суданским музыкантом, танцующим на сцене. [40] Под этим влиянием суданская популярная музыка претерпела дальнейшую вестернизацию и появление электрогитар и духовых инструментов. Гитарная музыка также пришла с юга страны и игралась наподобие конголезских гитарных стилей. Конголезская музыка, такая как сукус , а также кубинская румба , оказала глубокое влияние на суданскую популярную музыку. [41]
Судана Начав свою карьеру в конце 1950-х годов, нубийский певец, автор песен и инструменталист Мохаммед Варди стал одной из первых суперзвезд . Несмотря на его изгнание после военного переворота в 1989 году , его популярность в Судане и за его пределами продолжала расти до его возвращения в 2002 году и вплоть до его смерти в 2012 году. [42]
Певец и автор песен Сайед Халифа был одним из первых суданских музыкантов, обучавшихся формальной теории музыки, которую он освоил в Арабском музыкальном институте в Каире в начале 1950-х годов. Как и другие суданские певцы, он выступал как на стандартном арабском языке , так и на суданской форме арабского языка, тем самым обращаясь как к образованной элите, так и к простым людям. Халифа известен своими песнями Ya Watani (Моя Родина) и Izzayakum Keifinnakum (Как дела?) . [43]
Начиная с конца 1970-х годов, новым популярным певцом стал Мостафа Сид Ахмед . Будучи учителем в молодости, он поступил в Колледж изящных искусств и музыки в Хартуме и сочинил свою музыку на стихи многих известных суданских поэтов, таких как Ажари Мохамед Али и Махджуб Шариф , часто выражая стремление к свободе и борьбу Суданский народ против диктатуры. [44]
Важным событием в современной суданской музыке стала группа Шархабил и его группа , созданная группой друзей из Омдурмана, а именно Шархабил Ахмед. [41] и его коллеги-музыканты Али Нур Эльгалил , Фаргали Рахман, Камаль Хусейн, Махадди Али, Хасан Сируги и Ахмед Давуд. Жена Шархабиля и участник группы Закия Абдул Гассим Абу Бакр была первой женщиной-гитаристкой в Судане. [45] Они представили современные ритмы, относящиеся к западной поп-музыке и соулу, используя электрогитары, контрабас и духовые инструменты, напоминающие джаз, с упором на ритм-секцию. Их тексты также были поэтичными и стали очень популярными. До конца 2010-х годов группа Шархабиля была одним из ведущих имен в суданской музыке, выступая как дома, так и за рубежом. Другая популярная группа конца 1970-х называлась The Scorpions и Саиф Абу Бакр . [46]

С 1940-х годов женщины постепенно становились социально приемлемыми на музыкальной сцене: известными певицами были Ум эль-Хасан эль-Шайгия и, прежде всего, Аиша аль-Фалатия , которая еще в 1943 году была первой женщиной, певшей на суданском радио. Другой выдающейся певицей и политической активисткой до и после обретения Суданом независимости в 1956 году была Хава аль-Тагтага , которая оказала длительное влияние на «моральную и культурную легитимность, которую она даровала молодым поколениям суданских певиц, которые следуют ее традициям». , как выразился критик Магди Эль Гизули. [47]
В 1970-е годы на сцене и радио появилась волна новых женских групп. Самой известной среди них была группа из трех сестер под названием Al Balabil (перевод: Соловьи). Они сформировались как группа в 1971 году, появились на многих живых выступлениях и телешоу и стали очень популярны в Восточной Африке. [48] [42] В 1980-е годы произошел взлет Ханан Булу Булу , певицы, чьи выступления некоторые считали чувственными и провокационными. Ее неоднократно задерживали власти и даже избивали сторонники жесткой линии. [49]
Международные популярные жанры, такие как западная танцевальная музыка, рок или поп-музыка и афроамериканская музыка, оказали глубокое влияние на современную суданскую музыку. Как и в других африканских странах, одним из этих влияний были военные духовые оркестры . Игра в таких оркестрах привлекала многих молодых новобранцев , которые позже перенесли свой недавно изученный музыкальный стиль и инструменты в популярную музыку. Результатом стала танцевальная музыка, называемая (суданским) джазом , которая не имела отношения к американскому стилю джаза, но была похожа на другие современные стили танцевальной музыки в Восточной Африке. Среди выдающихся лидеров группы того времени - Абдель Гадир Салим и Абдель Азиз Эль Мубарак , оба добились международной известности и распространения своих альбомов. [39]
Оглядываясь назад, можно сказать, что 1960-80-е годы были названы «Золотым веком суданской популярной музыки». [50] Этот период был задокументирован переизданными альбомами в 2018 году, когда исследователи из США и Германии искали до сих пор существующие записи той эпохи. В результате этого исследования несколько оцифрованных альбомов популярной музыки из Судана были подвергнуты цифровому ремастерингу . [51] В их число входили такие звезды, как Абдель Азиз Эль Мубарак, Камаль Тарбас , Ходжали Осман , Абу Обейда Хасан, [52] Камаль Кейла, Шархабил Ахмед, Ханан Булу Булу, Самира Дуния и, самое известное, Мохаммед Варди стали доступны на международном рынке. [53]
Особое место среди музыкантов Судана можно отвести композитору, музыканту и музыкальному руководителю Али Осману , который обосновался в Каире в 1978 году и стал одной из важных фигур в Египте в области классической и современной музыки в европейской традиции. Начав свою карьеру в Судане в качестве рок-музыканта-самоучки, позже он обратился к классической музыке и сочинял симфонические произведения , вдохновленные Суданом или Египтом, которые исполнялись по всему миру. [54]
1990-е – 2000-е: ограничения шариата и упадок популярной музыки.
[ редактировать ]После военного переворота в 1989 году введение шариата правительством законов исламистским привело к закрытию музыкальных залов и концертов под открытым небом, а также ко многим другим ограничениям для музыкантов и их публики. Многие из самых выдающихся музыкантов и писателей страны были отстранены от общественной жизни, а в некоторых случаях даже заключены в тюрьму. Другие, такие как Мохаммед аль-Амин, чей личный стиль игры на уде повлиял на других музыкантов, [55] и Мохаммед Варди уехали в изгнание в Каир или другие места. [56] Традиционная музыка также пострадала: церемонии зара в Восточной Африке , где женщины вызывают и изгоняют злых духов с помощью музыки и танцев, прерывались и считались «языческими». [57] В контексте женских церемоний певица Сетона, родившаяся в Кордофане и выросшая в Хартуме, прежде чем эмигрировать в Каир в 1989 году, опубликовала два альбома под названием Tariq Sudan и Queen of Hena , в которых некоторые из ее песен связаны с хны . церемониями [58] Еще одна певица и композитор популярных песен, появившаяся на музыкальной сцене Судана в 1990-е годы, – Нада Аль-Калаа. В своих песнях, видеоклипах и интервью средствам массовой информации Аль-Калаа представила консервативные взгляды на социальную жизнь и гендерные роли. Это, а также поддержка богатых покровителей в Судане и Нигерии вызвали критику, обвиняющую ее в близости к военному правительству. С другой стороны, ее музыка и публичные выступления уже более двадцати лет снискали ей множество поклонников. [59]
Популярному певцу Абу Араки аль-Бахейту запретили исполнять свои политические песни, но в итоге он сумел продолжить выступления вопреки властям. [60] и вернулся в 2019 году во время суданской революции . [61] У других, таких как певец из Южного Судана Юсиф Фатаки, радио Омдурман удалило все записи. Среди других исполнителей, которые продолжали пользоваться популярностью в это время, - Абдель Карим аль-Кабли или Махмуд Абдулазиз , оба с особенно долгой и разнообразной историей выступлений и записей, а также Мохаммед аль-Амин и Мохаммед Варди. [62] Слепой игрок на уде Авад Ахмуди, время от времени сопровождавший Варди и поэтические концерты, был известен своим особенным стилем игры на уде в своем типичном стиле и пентатонических гаммах. [63]
Еще один музыкант, начавший свою карьеру в конце 1980-х и также пострадавший от притеснений со стороны военного правительства, — Омер Ихсас . Уроженец южного Дарфура, он и его группа играли и распространяли свое послание мира и примирения как в лагерях для внутренне перемещенных лиц в Дарфуре, так и в Хартуме, а также на международных площадках. [64]
Среди иностранных музыкантов, ставших популярными в Судане, были регги суперзвезда Боб Марли и американский поп-певец Майкл Джексон , а фанк Джеймса Брауна вдохновил таких суданских исполнителей, как Камаль Кейла. [65] Распространение международной поп-музыки через радио, телевидение, кассеты и цифровые записи также побудило все большее число суданских музыкантов петь на английском языке, связывая свою музыку с внешним миром. – Несмотря на то, что правительство того времени не поощряло музыку, танцы и театр, Колледж музыки и драмы Суданского университета науки и технологий в Хартуме, существовавший с 1969 года, продолжал предлагать курсы и степени, давая таким образом молодым людям возможность изучать музыку или театр. [66]
2000-е – настоящее время
[ редактировать ]Песни протеста, регги, хип-хоп и рэп.
[ редактировать ]Песни с политическим посланием были популярны в Судане по крайней мере с 1960-х годов. Политические тексты поэтов и музыкантов, такие как « Зеленый октябрь » Мохаммеда Варди или песня Мохаммеда Аль-Амина «21 октября», стали известны в контексте Октябрьской революции 1964 года . [67] С тех пор, как в декабре 2018 года началась третья суданская революция , музыканты, поэты и художники играют важную роль в движении, в основном ориентированном на молодежь . [68] [69] Ссылаясь на сидячую забастовку возле штаба суданской армии 25 апреля 2019 года, песня « Dum » (перевод « кровь ») американского рэп-музыканта суданского происхождения Аймана Мао была названа «Гимном суданской революции». [70] [71] По словам суданского блоггера Олы Диаба, «молодые городские музыканты использовали свои музыкальные таланты и творческие способности, чтобы выразить бунт протестующих против президента Аль-Башира и его режима». [72] [73]
Как и в других странах, музыка регги, рэп или хип-хоп объединяет местные таланты и международную молодую аудиторию как в живых выступлениях, так и в Интернете. В 2018 году суданский журналист Ола Диаб опубликовал список современных музыкальных клипов будущих артистов как из Судана, так и из суданской диаспоры в США, Европе или на Ближнем Востоке. [74] Один из них — суданско-американский рэпер Рэми Давуд , а другой — судано-итальянская певица и автор песен Амира Хейр. [75]
Международные артисты, такие как популярный австралийский хип-хоп музыкант Бэнгс , родившийся в Джубе , Южный Судан, видят в этих жанрах путь к миру, терпимости и сообществу для миллионов африканской молодежи, которая многочисленна, но политически маргинализирована. Как показывает пример южносуданского певца Эммануэля Джала , тексты песен способны заставить даже детей-солдат представить себе другой образ жизни. [76] Джимми Бриггс, автор книги « Утраченная невинность: когда дети-солдаты идут на войну» (2005), согласился: «Музыкальная группа — это не армия, но она может распространять мощные социальные послания до того, как начнутся проблемы». [77]
Современная городская музыка XXI века.
[ редактировать ]С тех пор как в Судане стало доступно производство музыки в студиях звукозаписи с использованием современных инструментов и цифровых носителей, все большее число людей слушают частные (онлайн) радиостанции, такие как Capital Radio 91.6 FM, или смотрят музыкальные клипы. [78] Как и в других странах с ограничениями свободы выражения мнений, использование смартфонов предлагает особенно молодым, городским и образованным людям, а главное, суданским женщинам, относительно безопасное пространство для обмена со своими друзьями или дальними родственниками, а также доступ ко многим источники развлечений, обучения или общей информации. [79]
До Суданской революции 2018/19 года разрешение на публичные концерты должно было быть получено Министерством культуры, а также полицией, а после 23:00 все публичные мероприятия должны были прекратиться. Поскольку у преимущественно молодой аудитории не было достаточно денег для оплаты билетов, большинство концертов, например, в Национальном театре в Омдурмане, в саду Национального музея Судана или на спортивной арене «Грин-Ярд» в Хартуме, предлагались бесплатно. Музыкальные выступления также были организованы в помещениях французских, немецких и британских культурных центров, что дало молодым артистам возможность выступить в защищенной среде. Семинары с участием приезжих артистов и фестивали, такие как Международный фестиваль Кармаколь или Музыкальный фестиваль Сама, дали возможность молодым суданским музыкантам улучшить свои навыки и опыт. [80] [81] [82]

Известными местными артистами этой эпохи являются музыканты Игд аль-Джалад , группы, известной своим критическим выражением на протяжении многих лет. [49] [83] популярная певица Нэнси Аджадж и поп-группа Асват Алмадина , [84] все они поют более или менее очевидные тексты о своей любви к стране, которую они называют своим наследием и будущим, несмотря на правящее правительство того времени. Другой популярный музыкант — Мазин Хамид , который стал известен как продюсер музыкальных клипов , а также благодаря своим живым выступлениям в качестве певца, гитариста и композитора. [85] Ислам Эльбейти — молодая суданская бас-гитаристка, радиоведущая и активистка социальных перемен. [86] Будучи членами важной группы суданской диаспоры , Alsarah & The Nubatones, Синкане или рэпер Оддиси, являются примерами музыкантов суданского происхождения, живущих в США. [87]
После музыкального обучения в Женском университете Ахфада группа молодых женщин под названием Salute yal Bannot (« Уважение к девушкам »). в Омдурмане, а также благодаря участию в мастер-классах и концертах в Немецком институте культуры в Хартуме в 2017 году стала широко известна [88] Их песня African Girl [89] набрал более 130 000 просмотров только на YouTube и заслужил приглашение на популярное музыкальное шоу Arabs Got Talent в Бейруте . Покинув группу, одна из их солисток, композитор и клавишница Хиба Эльгизули продолжила карьеру певицы и автора песен и продюсировала свои собственные музыкальные клипы. [90]
Новое направление в суданской городской музыке с 2010-х годов называется Заниг и стало популярным как форма андеграундной музыки , распространяющаяся через контрафактные записи, живые выступления и звуковые системы в общественном транспорте. Это описал журналист культуры и научный сотрудник Института Рифт-Валли Магди эль-Гизули:
Этот контрафактный музыкальный жанр, впервые созданный королем Айманом аль-Рубо , представляет собой сплав западноафриканских битов и египетского стиля махраджанат с частыми ускорениями и замедлениями, а также техно повторениями в стиле . Королевы Занига поют о « противодетных таблетках » и агентстве « мамочек » и представляются такими изречениями, как: «Если вы будете следовать за сахарными мамочками, вы в конечном итоге будете водить шесть машин, а если вы будете следовать за маленькими бутонами, вы зря потратите свои деньги». деньги в ресторанах». [91]
В 2020 году в Хартуме был открыт местный филиал Арабского дома уда ( Байт аль-Уд аль-Араби ), посвященный обучению игре на арабских музыкальных инструментах уд и канун, а также классической арабской музыке и традициям, а также центр проведения мероприятий. и обменять. [92] Arab Oud House — это сеть музыкальных центров, основанная известным иракским игроком на уде и композитором Насиром Шаммой , со штаб-квартирой в Каире и филиалами в Александрии (Египет), а также в Константине (Алжир) и Абу-Даби (ОАЭ). [93]
В 2022 году новая группа из Порт-Судана под названием Noori & his Dorpa Band опубликовала музыкальные клипы и альбом для Ostinato Records. [94] Их музыка вдохновлена традиционной и современной музыкой народа беджа , в которой используется традиционная танбура (лира) в сочетании с электрогитарой, а также саксофон, электрогитары и ритм-секция. [95]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Археологи Британского музея нашли так называемые каменные гонги доисторических времен, которые, как полагают, использовались в качестве инструментов в социальной деятельности цивилизациями, жившими вблизи Нила. Смотрите видео Британского музея по следующей ссылке. [4]
- ^ В Институте исследований Африки и Азии Хартумского университета есть отдел музыковедения с большой коллекцией визуальных, звуковых и письменных материалов. [5]
- ^ Благодаря своим концертам и записям для западных музыкальных лейблов покойный композитор и игрок на уде Хамза Эль Дин стал всемирно известным. Он был южно-египетским нубийцем по происхождению и пел как на своем родном диалекте суданского арабского языка, так и на нубийском языке . [11]
- ↑ Еще в 1874 году немецкий путешественник Густав Нахтигаль сообщил, что армейский оркестр турецкого генерал-губернатора играл в его честь европейские гимны, марши и танцы. Источник: Густав Нахтигаль Сахара и Судан . Перевод с немецкого оригинала с введением и примечаниями Аллана ГБ Фишера и Х. Дж. Фишера. Том IV: Вадаи и Дарфур , с. 394. Лондон-Нью-Йорк-Беркли. 1971-1987 гг.
- ^ Краткий и хорошо изученный обзор истоков и дальнейшего развития музыки хакиба, а также некоторые ссылки на современные электронные версии можно найти на веб-странице суданской культурной платформы Locale и музыканта Саммани Хаджо. [27]
- ^ «Мадих означает хвала, хвалебное стихотворение, прославление и, в этом контексте, хвалебный гимн в честь Аллаха и Пророка Мухаммеда. Одна из самых известных традиций мадиха в северном Судане восходит к ее основателю Хаджу Эль-Махи, который жил в Кассингере недалеко от Кареймы с 1780 по 1870 год. Говорят, что он сочинил около 330 религиозных стихотворений, которые до сих пор поются под аккомпанемент двух таров. В текстах песен часто проявляется восторженная религиозность или моральные намерения. Их выступления являются частью частных праздников или общественных гуляний, а также их можно услышать на улицах рынков». [28]
- ^ «Пластинки, проигрыватели и новые инструменты продаются в Хартуме с 1925 года. В 1931 году в Каире были сделаны записи для Серрора и Халила Фараха, последний в сопровождении лютни, фортепиано и скрипки. Эти записи быстро стали популярными в кофейнях в Эта популярность Хартума побудила бизнесменов выпускать больше пластинок с суданскими певцами, включая Ибрагима Абдула Джалиля, Ан-Наима Мохаммеда Нура, Карому, Аль-Амина Бурхана, Али Шайги и певиц Мэри Шариф, Ашу Фалатию и Махлу аль-Абадию. Их сопровождали лютня, аккордеон, фортепиано, скрипка, флейта, рикк , табла , а позже и бонги. Другими известными артистами той эпохи были Зингар, Исмаил Абдель Муайн, Хасан Атья и Авонда». Источник: Артур Саймон (2001) «Судан, Республика» в Grove Music онлайн, см. раздел «Дальнейшая литература».
Справочные примечания
[ редактировать ]- ^ «Традиционная музыка Африки» . Музыка в Африке . 1 июня 2018 года . Проверено 15 ноября 2019 г. .
- ^ Сикаинга, Ахмад (2012), «Краткая история суданской популярной музыки», Райл, Джон; Уиллис, Джастин; Бальдо, Сулиман; Мадут Джок, Джок (ред.), Справочник по Судану (цифровое издание), Лондон: Институт Рифт-Валли, стр. 243–253, ISBN 9781847010308
- ^ Верни, Джером и Ясин, 2006, стр. 397-407.
- ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : Британский музей (15 января 2016 г.). «Как играть на древнем каменном гонге» . Ютуб . Проверено 2 мая 2020 г.
- ^ Хартумский университет. «Институт Африки и Азии» .
- ^ Ахмед, Аль-Румайса (1 мая 2017 г.). «Доктор Али Аль Доу: Музыка как наследие» . Андарья.com . Проверено 21 ноября 2019 г.
- ^ В своем отчете о нубийском музыканте Дахабе за 1973 год этномузыковед Артур Саймон дает подробное описание социальных и художественных аспектов традиционной нубийской музыки и изменений, которые она претерпела в современном обществе. Видеть Саймон, Артур (2012). Кисир и танбура: Дахаб Халил, нубийский музыкант из Саи, беседует с Артуром Саймоном из Берлина (на английском и немецком языках). Саймон Библиотексвиссен. ISBN 978-3-940862-34-1 .
- ^ Сэди, Стэнли , изд. (1995). "Судан". Словарь музыки и музыкантов Гроува . Macmillan Publishers Ltd., стр. 327–331.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Гадур, Эль Сирр А. (26 апреля 2006 г.). «Суданское пение 1908–1958» . Сообщество Даремского университета . Архивировано из оригинала 26 апреля 2006 года . Проверено 8 мая 2020 г.
- ^ Пламли, Гвендолен Элис (1976). Эль Танбур: Суданская лира или нубийский кисар . Town and Gown Press. ISBN 9780905107028 .
- ^ «Хамза Эль Дин, 76 лет; музыкант популяризировал древние традиционные песни Северной Африки» . Лос-Анджелес Таймс . 30 мая 2006 г. ISSN 0458-3035 . Проверено 22 марта 2021 г.
- ^ «Аль-ваза: музыкальный инструмент, отражающий суданское наследие» . Хартум Стар . 5 сентября 2019 года . Проверено 14 ноября 2019 г.
- ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : CGTN Africa (16 января 2016 г.), труба Ваза возвращается, поскольку жители суданского региона Голубого Нила отмечают окончание сбора урожая , получено 23 марта 2021 г.
- ^ «BBC — Всемирная история — Объект: Суданский щелевой барабан» . www.bbc.co.uk. Проверено 21 февраля 2022 г.
- ^ «Чайник-барабан» . МИНИМ-Великобритания . Проверено 30 марта 2022 г.
- ^ Карлайл, Роксана Конник (1975). «Женщины-певицы в Дарфуре, Судан». Черная перспектива в музыке . 3 (3): 253–268. дои : 10.2307/1214011 . ISSN 0090-7790 . JSTOR 1214011 .
- ^ Эванс-Притчард, Блейк (4 января 2012 г.). «Певицы разжигают кровь в Дарфуре» . Институт освещения войны и мира . Проверено 2 июля 2020 г.
- ^ Ли, Эми (25 февраля 2021 г.). «Старейшины дарфурских женщин «Хамакат» пересматривают песни ради мира» . Права на мир . Проверено 27 марта 2021 г.
- ^ Малик, Саадия И. (2003). Изучение Агани аль-Баната: постколониальный этнографический подход к песням, культуре и выступлениям суданских женщин (докторская диссертация). Университет Огайо.
- ^ Аль Сафи, Ахмад. «Культы одержимости» . Проверено 29 мая 2020 г.
- ^ «Египетский ритуал «зар»» . Qantara.de – Диалог с исламским миром . Проверено 22 марта 2021 г.
- ^ Тома, Хабиб Хасан ; Шварц, Лори (пер.) (1996). Музыка арабов . Портленд, Орегон: Amadeus Press. п. 162. ИСБН 0-931340-88-8 .
- ^ Бреу, Филипп. «Суфии Хартума» . Qantara.de – Диалог с исламским миром . Проверено 10 ноября 2019 г. .
- ^ Хейр, Ала; Бернс, Джон; Алгрефви, Ибрагим (5 февраля 2016 г.). «Психоделический мир суданских суфиев – в картинках» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 10 ноября 2019 г. .
- ^ Эйр, Бэннинг (20 сентября 2018 г.). «Ахмад Сикаинга о двух Суданах» . Афропоп по всему миру . Проверено 7 мая 2020 г.
- ^ Сикаинга, 2012, с. 247
- ^ Локаль и Саммани. «Краткое введение в Хакибу» . localesd.com . Проверено 30 июля 2020 г.
- ^ Саймон, Артур (2001). Исламская религиозная песня и музыка . Гроув Музыка онлайн. doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.27077 . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- ^ Сикаинга, 2012, с. 249
- ^ Иль, Энрико (2019). «Судан: Современная и современная исполнительская практика». В Стурмане, Джанет Линн (ред.). Международная энциклопедия музыки и культуры SAGE . SAGE Publications, Incorporated. ISBN 978-1-4833-1773-1 . OCLC 1090239829 .
- ^ «Суданское пение 1908–1958» . Автор: Эль Сирр А. Гадур . 15 декабря 2005 г. Архивировано из оригинала 26 апреля 2006 г.
- ^ «Абдель Карим Карума» . Дискогс . Проверено 12 ноября 2019 г. .
- ^ «Халил Фарах» . Дискогс . Проверено 28 марта 2021 г.
- ^ Хасан, Соха (15 июля 2019 г.). «Суданка и песня протеста» . Международная медиа-поддержка . Проверено 28 марта 2021 г.
- ^ Верней, 2006, с. 398
- ^ Сикаинга, 2012, с. 249–250
- ^ Лавуа, Мэтью. «Золотая эра омдурманских песен» . Новости «Голоса Америки» . Проверено 12 ноября 2019 г. .
- ^ Эль Хасан, Идрис Салим. «Хартум: Портрет африканского колониального города» . Академия.edu . Хартумский университет.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Верней, 2006, с. 399
- ^ Верней, 2006, с. 400
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Нкрума, Гамаль (18 августа 2004 г.). «Шархабил Ахмед: король джаза Судана» . Еженедельник Аль-Ахрам . Архивировано из оригинала 20 сентября 2005 года . Проверено 27 сентября 2005 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Пять песен, определивших золотую эпоху Судана» . Глаз Ближнего Востока . 15 октября 2020 г. Проверено 13 декабря 2020 г.
- ^ аль Мубарак, Халид (17 июля 2001 г.). «Некролог: Сайед Халифа» . Хранитель . Проверено 10 апреля 2021 г.
- ^ Веззадини, Елена (май 2019 г.). «Левые уклоны и оживление революционной памяти: Интервью с Еленой Вецзадини» . Исследование Нории . Проверено 7 января 2021 г.
- ^ «Интервью с первой профессиональной женщиной-гитаристкой Судана: «Министерство культуры пренебрегает суданским искусством» » . Радио Дабанга . 22 июня 2021 г. Проверено 18 августа 2021 г.
- ^ Эйр, Бэннинг (20 сентября 2018 г.). «Новые релизы суданской музыки» . Афропоп по всему миру . Проверено 12 мая 2020 г.
- ^ Эль Гизули, Магди (20 декабря 2012 г.). «Суданская хава: Банат достиг совершеннолетия» . sudantribune.com . Проверено 30 декабря 2020 г.
- ↑ Интервью на английском языке с двумя певцами смотрите в видео на Aljazeera : «Суданские верховные власти » . Аль-Джазира, английский The Stream . 21 июня 2016 года . Проверено 12 ноября 2019 г. .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Верней, 2006, с. 401
- ^ Сохони, Вик (23 сентября 2018 г.). «На каждом углу каждой улицы Хартума звучала музыка» . www.aljazeera.com . Проверено 12 ноября 2019 г. .
- ^ Херд, Элисон (13 сентября 2018 г.). «Мировая музыка имеет значение – забытое музыкальное наследие Судана возрождается благодаря скрипкам и синтезаторам» . РФИ . Проверено 23 декабря 2019 г.
- ^ Майклсон, Рут (18 февраля 2020 г.). «Случайная мегазвезда Судана, вернувшаяся из мертвых» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 10 мая 2020 г.
- ^ «Два Нила, чтобы спеть мелодию: скрипки и синтезаторы Судана» . Остинато Рекордс . 14 сентября 2018 года . Проверено 23 декабря 2019 г.
- ^ Метвали, Ати (25 февраля 2017 г.). «Вспоминая Али Османа: композитора, академика и дирижера египетского оркестра Аль-Нур-Валь-Амаль» . Ахрам Онлайн . Проверено 10 июня 2020 г.
- ^ «Мохаммед эль-Амин» . sudanupdate.org . Проверено 14 ноября 2019 г.
- ^ Мохаммед аль-Амин вернулся в Судан в 1994 году, а Мохаммед Варди вернулся в 2003 году. См. Verney, 2006, p. 400
- ^ Верней, 2006, с. 403
- ^ См . Статью о Сетоне на английском языке внизу веб-страницы немецкого культурного центра Iwalewa Haus : Салах М. Хасан, Сетона: местный художник по хне во всем мире , в Фонде принца Клауса и др. (ред.) Искусство африканской моды. Африка Мировая Пресса 1998. ISBN 0865437262
- ^ «Непрекращающиеся споры о биографии, карьере и женственности певицы Нады Аль-Калаа» . Фанак.com . 22 ноября 2020 г. Проверено 11 мая 2021 г.
- ^ Ромеро, Анхель (16 апреля 2018 г.). «Профили художников: Абу Араки аль-Бахейт» . Всемирный музыкальный центр . Проверено 12 ноября 2019 г. .
- ^ «Судан: Абу-Араки аль-Бахит празднует сидячими слушаниями» . allafrica.com . 22 апреля 2019 г. Проверено 17 ноября 2021 г.
- ^ Верней, 2006, стр.400.
- ^ Шаммат, Лемья (29 декабря 2020 г.). «Авад Ахмуди, виртуоз уда» . ArabLit и ArabLit Quarterly . Проверено 19 октября 2021 г.
- ^ Ромеро, Анхель (17 октября 2017 г.). «Профили художников: Омер Ихсас» . worldmusiccentral.org . Проверено 11 апреля 2021 г.
- ^ «Хабиби Фанк 008: Мусульмане и христиане, Камаль Кейла» . Хабиби Фанк Рекордс . Проверено 23 декабря 2019 г.
- ^ Суданский университет науки и технологий. «Колледж музыки и драмы» . драма.sustech.edu . Проверено 23 декабря 2019 г.
- ^ Эльзахра Авад, Фатима (3 апреля 2019 г.). «Суданская музыка свидетельствует о долгой революционной истории» . Андарья . Проверено 27 февраля 2023 г.
- ^ Эльбагир, Юсра (22 марта 2017 г.). «Письмо из Африки: Как поэзия подвергается государственной цензуре в Судане» . Новости Би-би-си . Проверено 28 марта 2021 г.
- ^ «Лирическая революция — память Судана» . www.sudanmemory.org . Проверено 25 февраля 2023 г.
- ^ Кушкуш, Исмаил (4 июня 2019 г.). « Кровь», гимн суданской революции, обретает новый смысл на фоне жестоких репрессий» . Нация . ISSN 0027-8378 . Проверено 25 апреля 2021 г.
- ^ «Лирическая революция — память Судана» . www.sudanmemory.org . Проверено 27 февраля 2023 г.
- ^ Диаб, Ола (30 декабря 2018 г.). «Новые треки 'Sudan Uprising', которые стоит послушать» . Журнал «500 слов» . Проверено 1 апреля 2021 г.
- ^ Адель, Фади (18 мая 2019 г.). «10 хип-хоп-треков суданской революции» . www.scenenoise.com . Архивировано из оригинала 25 мая 2019 года . Проверено 12 ноября 2019 г. .
- ^ Диаб, Ола (15 октября 2018 г.). «10 городских современных песен суданских исполнителей, которые стоит послушать» . Журнал «500 слов» . Проверено 1 апреля 2021 г.
- ^ «Амира Хейр выпускает вид откуда-то» . Всемирный музыкальный центр . 28 июля 2011 года . Проверено 28 марта 2021 г.
- ^ Ирландия, Коридон (20 марта 2008 г.). «Конференция раскрывает мирный потенциал африканского хип-хопа» . Гарвардская газета . Проверено 23 марта 2021 г.
- ^ Бриггс, Джимми (2005). Невинные погибли: когда дети-солдаты идут на войну . Интернет-архив. Нью-Йорк: Основные книги. ISBN 978-0-465-00798-1 .
- ^ Омния Шаукат (8 ноября 2016 г.). «Афродизиакальное и влиятельное интервью с Ахмадом Хикматом» . Журнал «Андария» . Проверено 15 ноября 2019 г. .
- ^ Гаафар, Рим (13 февраля 2019 г.). «Суданские женщины в центре революции» . Журнал «Андария» . Проверено 15 ноября 2019 г. .
- ^ «Фестиваль Кармаколь возвращается в декабре 2021 года» . Журнал «500 слов» . Проверено 25 февраля 2023 г.
- ^ «Sama Music Campus Sudan 2018 – 2020» . Глобал Мьюзик Интернэшнл . Проверено 7 апреля 2021 г.
- ^ «Усиление женских голосов в суданском хип-хопе» . НАДЯ . 10 мая 2022 г. Проверено 22 марта 2023 г.
- ^ «Битлз Судана: 200 песен изгнаны из Хартума в Норвегию · ArtsEverywhere» . ИскусствоВезде . 21 сентября 2017 года . Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ Асват Альмадина. "Дом" . aswatalmadina.com . Проверено 12 ноября 2019 г. .
- ^ Салих, Атиф Али (15 сентября 2016 г.). «Кафе-шоу - Мазин Хамид: Новая музыкальная история» [Кафе-шоу - Мазин Хамид: Новая музыкальная история]. Monte Carlo International/MCD (на арабском языке) . Проверено 3 июня 2023 г.
- ^ Британский Совет Судан. «Художник месяца: Ислам Эльбейти» . sudan.britishcouncil.org . Проверено 15 апреля 2021 г.
- ^ Саед, Омния (26 сентября 2016 г.). «Четыре артиста новой школы суданской музыки рассказывают о своих поисках дома и идентичности» . Хорошо, Африка . Проверено 5 апреля 2021 г.
- ^ Вагенкнехт, Лаура (8 сентября 2016 г.). « Уважение к девочкам» — познакомьтесь с женской группой Судана» . DW.COM . Проверено 12 ноября 2019 г. .
- ^ Музыкальное видео из архива Ghostarchive и Wayback Machine : Goethe-Institut, Salute yal bannot "Африканская девушка" , получено 12 ноября 2019 г.
- ^ «Хиба Эльгизули» . Музыка в Африке . 23 июня 2018 года . Проверено 12 ноября 2019 г. .
- ^ Эль Гизули, Магди (январь 2020 г.). «Мобилизация и сопротивление во время восстания в Судане – от районных комитетов до королев Занига» (PDF) . Институт Рифт-Валли (RVI) . п. 4 . Проверено 9 сентября 2020 г.
- ^ «Приманка вслух – Хартум» . www.schoolandcollegelistings.com (на арабском языке) . Проверено 18 октября 2021 г.
- ^ «Фестиваль в Абу-Даби празднует Уд!» . Аль Баваба . Проверено 18 октября 2021 г.
- ^ Noori & His Dorpa Band — Saagama (Beja Power! Electric Soul & Brass с побережья Красного моря в Судане) , получено 6 августа 2022 г.
- ^ "Beja Power" Нури и его группы Dorpa Band: непокорный перед лицом репрессий - Qantara.de" . Qantara.de - Диалог с исламским миром . Проверено 6 августа 2022 г.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Сикаинга, Ахмад (2012), «Краткая история суданской популярной музыки», Райл, Джон; Уиллис, Джастин; Бальдо, Сулиман; Мадут Джок, Джок (ред.), Справочник по Судану (цифровое издание), Лондон: Институт Рифт-Валли, стр. 243–253, ISBN 9781847010308
- Верни, Питер; Джером, Хелен; Ясин, Моавия (2006). «Судан. Все еще хочется танцевать». В Бротоне, Саймон; Эллингем, Марк; Ласкет, Джон (ред.). Приблизительный путеводитель по мировой музыке: Африка и Ближний Восток . Лондон, Нью-Йорк: Rough Guides. стр. 397–407. ISBN 978-1-84353-551-5 . OCLC 76761811 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ахмед, Альрумайса. (2017) Доктор Али Аль Доу: Музыка как наследие. Культурный журнал «Андария»
- ад-Дау, Али; Мухаммад, Абд-Алла (1985). Традиционные музыкальные инструменты Судана (на арабском и английском языках). Хартум: Инст. африканских и азиатских исследований. OCLC 631658755 .
- аль-Фатих, Тахир. Ана Уммдурман: История музыки в Судане Аль-Фатих, Тахер (1993). Я Омдурман: музыкальная история Судана (на арабском языке). Хартум. ОСЛК 38217171 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Бадри, Лина. (2020) За звуками Судана: сохранение и прославление нашей музыкальной истории.
- Бэннинг, Эйр. (2018). Новые релизы суданской музыки. Афропоп по всему миру
- Иль Энрико (2019). Судан: Современная исполнительская практика , Ин Стурман, Джанет (ред.), Международная энциклопедия музыки и культуры SAGE. п. 2094 и далее. ISBN 1483317749 , 9781483317748
- Локаль.sd. Краткое введение в хагибу , иллюстрированные документы и аудиофайлы о роли музыки хагиба в Судане.
- Малик, Саадия И. (2003). Изучение Агани аль-Баната: постколониальный этнографический подход к песням, культуре и выступлениям суданских женщин (докторская диссертация). Университет Огайо.
- Эльбагир, Юсра. Письмо из Африки: Как поэзия подвергается государственной цензуре в Судане . Би-би-си Африка
- Саймон, Артур (2001). Судан, Республика . Гроув Музыка онлайн. doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.27077 . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- Ясин, Муавия Хасан. 2005. Мин тарих аль-гина ва-аль-музыка в Аль-Судане . Омдурман: Марказ Абд аль-Карим в Миргани аль-Сакафи. ISBN 9994256750 OCLC 537408538 Три тома на арабском языке по истории пения и музыки в Судане.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Избранная дискография
[ редактировать ]- Грубый путеводитель по музыке Судана (2005)
- 330 пластинок суданских и южносуданских музыкантов на дискогах
- Два Нила споют мелодию: скрипки и синтезаторы Судана
- Звуки Судана - Абдель Гадир Салим, Абдель Азиз Эль Мубарак, Мохамед Губара
Для аудиофайлов или музыкальных клипов
[ редактировать ]
- Аудиофайлы альбома 2022 года Beja power! Электрический соул и медные духовые инструменты с побережья Красного моря в Судане
- Избранные музыкальные клипы суданского фестивального продюсера Ранды Хамида
- Зикр в мечети Хамид Эль-Нил в Омдурмане на YouTube
- Музыка и история двух Суданов, подкаст Afropop Worldwide
- Пять песен, определивших золотую эпоху Судана , со ссылками на музыкальные клипы с переводом на английский язык.
- Аудиофайлы исторической песни хагиба Абделя Карима Карумы, Национальная библиотека Франции.
- Абу Обейда Хасан и его тамбур: Суданский звук Шаигия
- Джаз, джаз, джаз, The Scorpions и Саиф Абу Бакр
- Мусульмане и христиане, Камаль Кейла
- Оригинальные суданские кассеты, Нагат Абдаллах
- Суданские записи – Аль Балбиль Соло
- Грубый путеводитель по музыке Северной Африки , компакт-диск 1997 г.
- Суданский лейбл Munsphone на Discogs
- Аннотированная дискография sudanupdate.org
- Избранные музыкальные клипы с английским переводом и нотами группы The Sounds of Sudan на YouTube.
- BBC Radio 4 о новом поколении суданских музыкантов (аудиопрограмма)
- Полевые записи традиционной музыки в этнической группы гумуз суданском штате Голубой Нил 1980 года.
- Полевые записи традиционной музыки народов ингессана и берта 1980 года в суданском штате Голубой Нил.