Jump to content

Музыка Судана

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Известный певец Мохаммед аль-Амин и его группа
Продолжительность: 46 секунд.
Государственный гимн Судана в исполнении оркестра ВМС США.

Богатая и разнообразная музыка Судана имеет традиционные сельские корни северо-восточной Африки. [1] а также демонстрирует арабское , западное или другое африканское влияние, особенно на популярную городскую музыку начала 20 века. С тех пор, как такие большие города, как Хартум, стали плавильными котлами для людей разного происхождения, их культурное наследие и вкусы сформировали многочисленные формы современной популярной музыки. [2] В сегодняшнем глобализованном мире создание и потребление музыки через спутниковое телевидение или в Интернете является движущей силой культурных изменений в Судане, популярной среди местной аудитории, а также среди суданцев, живущих за границей .

Даже после отделения Южного Судана в 2011 году Судан сегодняшний более пятисот этнических групп очень разнообразен: на территории третьей по величине страны Африки разбросаны . Культуры ее этнических и социальных групп отмечены сложным культурным наследием, восходящим к распространению ислама , региональной истории работорговли и культурному наследию коренных народов Африки. Хотя некоторые этнические группы до сих пор сохраняют свой собственный африканский язык , большинство суданцев сегодня используют особую суданскую версию арабского языка .

Благодаря своему географическому положению в Африке, где африканская , арабская , христианская и исламская культуры сформировали идентичность людей, а также в южном поясе Сахельского региона, Судан был культурным перекрестком между Северной, Восточной и Западной Африкой, а также Аравийский полуостров , на протяжении сотен лет. Таким образом, он имеет богатую и очень разнообразную музыкальную культуру, начиная от традиционной народной музыки до популярной суданской городской музыки 20-го века и заканчивая африканской популярной музыкой, современной находящейся под международным влиянием.

Несмотря на религиозные и культурные возражения против музыки и танцев в общественной жизни, музыкальные традиции всегда пользовались большой популярностью у большинства суданцев. Помимо пения на стандартном арабском языке , большинство суданских певцов выражают свои тексты на суданском арабском языке, тем самым затрагивая чувства своей национальной аудитории, а также растущего числа суданцев, живущих за рубежом, особенно в Египте, Саудовской Аравии и странах Персидского залива. Даже во времена широкомасштабных ограничений общественной жизни, налагаемых правительством, публичные концерты или празднование свадеб и других общественных мероприятий с музыкой и танцами всегда были частью культурной жизни Судана. [3]

Народная музыка и другие традиционные музыкальные формы

[ редактировать ]
Мужчина играет на традиционных суданских барабанах.

Сельская традиционная музыка и танцы

[ редактировать ]

Как и в других регионах Африки, традиционные музыкальные стили Судана древние. [а] богат и разнообразен, в разных регионах и этнических группах существует множество различных музыкальных традиций. Музыка в Африке всегда имела большое значение как неотъемлемая часть религиозной и общественной жизни общин. Исполнение песен, танцев и инструментальной музыки используется в ритуалах и социальных церемониях, таких как свадьбы, обряды обрезания или для сопровождения длительных походов бедуинов на верблюдах . В этих выступлениях музыка всегда была социальным событием, отмеченным сочетанием исполнителей, текстов, музыки и участия сообщества, например танцев или других видов участия в музыкальном событии. Традиционная музыка и ее исполнение передавались из поколения в поколение опытными музыкантами молодому поколению и не записывались, за исключением недавнего времени музыкантов с формальным образованием или этномузыкологов . [б] [6] [7]

В отличие от традиционной арабской музыки , большинство суданских музыкальных стилей являются пентатоническими , а одновременные ударные или пение в полиритмах являются еще одной характерной чертой суданской музыки к югу от Сахары. [8] Музыка Судана также имеет сильную традицию лирического выражения , в которой используются косвенные метафоры, говорится о любви, истории племени или красоте страны. В своем эссе «Суданское пение 1908–1958 » автор Эль Сирр А. Гадур перевел пример текста песни о любви начала 20 века следующим образом: [9]

Племенные менестрели с танбурой , 1906 год.

О прекрасная, приблизься
Покажите шрамы на щеке
Пусть мой восторг будет галлюцинацией любви
Укус скорпиона
Это более терпимо, чем ваше презрение.

Один из наиболее типичных восточноафриканских инструментов, называемый танбура или кисар . в нубийской музыке [10] традиционно исполнялась певцами в качестве обычного аккомпанемента таких песен, но эта суданская лира в значительной степени была заменена в 20 веке арабским удом . [с] Барабаны, хлопки в ладоши и танцы — другие важные элементы традиционных музыкальных представлений, а также использование других африканских инструментов , таких как традиционные ксилофоны , флейты или трубы. Одним из примеров этого являются сложные деревянные трубы из тыквы , называемые аль-Ваза. [12] [13] в исполнении народа Берта из штата Голубой Нил .

В книге «История мира в 100 предметах» представлен большой деревянный щелевой барабан в форме буйвола из южного Судана, вероятно, сделанный в XIX веке для традиционных представлений в больших ансамблях или для призыва воинов. Сейчас он хранится в Британском музее в Лондон. [14] Медный барабан , который, по общему мнению, использовался силами махдистов в битве при Омдурмане (1898 г.), находится в коллекции Музея национальной армии в Лондоне. [15]

Роль женщин в традиционной музыке

[ редактировать ]
Суданские женщины выступают на традиционном фестивале или свадебном торжестве

Во многих этнических группах выдающиеся женщины играют важную роль в социальном прославлении достоинств и истории племени. В своем отчете о женщинах-певицах в Дарфуре этномузыколог Роксана Конник Карлайл рассказывает о своей полевой работе в 1960-х годах в трех этнических группах. Общие черты этих бардов из этнической группы загава она описывает так: [16]

«Свободный вокальный ритм и простой размер, волнообразные и, как правило, нисходящие сольные мелодии в пределах октавы, большое значение, придаваемое осмысленному тексту, слоговая настройка текста по тону и в целом расслабленное и вдумчивое исполнение песен – вот черты присутствует в репертуаре бардов-загави и певиц-неспециалистов (...) Ее личный характер должен был завоевать уважение ее народа, прежде чем она сможет быть функционально приемлемой как человек, обладающий силой направлять свои мысли и свои эмоциональные реакции. области, которыми она руководит, она должна быть признана самой умной и остроумной певицей, часто она должна воплощать идею физического влечения, и особенно она должна обладать даром поэзии и импровизации, все это заключено в человеке достойной осанки».

- Роксана Конник Карлайл, Певицы в Дарфуре, Республика Судан (1976) , с. 266

Другой традиционной формой женской роли в устной поэзии являются песни хвалы или высмеивания певцов в западном Судане , называемые Хакамат . Это женщины высокого социального положения, уважаемые за свое красноречие, интуицию и решительность, которые могут как подстрекать , так и очернять мужчин своего племени , когда они участвуют в распрях с другими племенами. Социальное влияние этих Хакаматов может быть настолько сильным, что они были приглашены миротворческими инициативами в Дарфуре, чтобы оказать свое влияние на разрешение конфликтов или современные социальные проблемы, такие как защита окружающей среды . [17] [18]

Суданские женщины также известны как дома, так и в более широком регионе своей ролью певиц и музыкантов, играющих на барабане далука в Агани аль-Банат (перевод: девичьи песни). [19] а также за их духовные музыкальные представления под названием зар , которые, как полагают, способны изгонять злых духов из одержимых людей. [20] [21]

Суфийский участник во время зикра во второй половине дня в пятницу у могилы шейха Хамеда эль-Нила в Омдурмане.

Ритуалы зикра как религиозные формы чтения и исполнения

[ редактировать ]

Многочисленные братства суфийских дервишей в Судане представляют собой религиозные мистические группы, которые используют молитвы, музыку и ритуальные танцы для достижения измененного состояния сознания в исламской традиции, называемой зикр (память). Однако эти ритуальные церемонии зикра рассматриваются верующими не как музыкальные представления, а как форма молитвы. Каждый орден или линия передачи внутри ордена имеет одну или несколько форм зикра , литургия которого может включать декламацию , инструментальное сопровождение барабанами , танец, костюмы , благовония и иногда приводит к экстазу и трансу . [22] Ритуалы зикра чаще всего отмечаются поздно вечером в пятницу, как, например, ритуал у могилы шейха Хамеда эль-Нила в Омдурмане . [23] [24]

Духовые оркестры и истоки современной суданской музыки

[ редактировать ]

С начала 1920-х годов радио, пластинки, кино, а затем и телевидение внесли свой вклад в развитие суданской популярной музыки, представив новые инструменты и стили. Уже во время турецко-египетского правления , а затем во время англо-египетского кондоминиума до обретения независимости сначала египетские, а затем британские военные оркестры оставили свой след, особенно посредством музыкальной подготовки суданских солдат и внедрения западных духовых инструментов . [25] По мнению социального историка Ахмада Сикаинга, «суданских участников военных оркестров можно рассматривать как первых профессиональных музыкантов, возглавивших процесс модернизации и коренного населения ». [26] [д] И сегодня такие марширующие оркестры представляют собой характерный элемент Судана, исполняя национальный гимн в День независимости и другие официальные праздники.

Развитие современной суданской музыки

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Граммофонная пластинка на 78 оборотов в минуту с двумя частями песни хагиба Абделя Карима Карумы , конец 1920-х или 1930-х годов.

Самое сильное стилистическое влияние на развитие современной популярной суданской музыки оказала музыка хагиба (произносится как хаги-ба и означает «портфель» ). Однако название «хагиба » стало применяться к популярным песням 1920-х годов, когда радиоведущий Ахмед Мохамед Салех рассказал о старых пластинках, собранных в его портфеле для его шоу «Хагибат аль-фанн» Художественный портфель »), которые он представил на Радио Омдурман в 1940-е годы. [и]

С точки зрения истории музыки Судана, ярлык хагиба относится к важному изменению в развитии современной музыки: развивался новый городской стиль пения и текстов, отходя от племенных народных песен и мелодий религиозного, религиозного пения. . Этот стиль был открыт певцом Мухамадом Вад Эль Факи, а также другими, такими как Мухамад Ахмед Сарур, которых позже вдохновил Вад Эль Факи. [9] Эти песни изначально были вдохновлены вокальной традицией исламского восхваления пророка Мухаммеда , известной как мадех . [ф] Постепенно мелодии, известные из маде, стали использоваться такими певцами, как Вад Эль Факи и другими, для сопровождения новых, нерелигиозных текстов. В детские годы в религиозной школе , называемой халва в Судане, Вад Эль Факи научился декламации на классическом арабском языке , управлению голосом и правильному произношению. По словам Эль-Сирра А. Гадура, Вад Эль-Факи «не принадлежал ни к одной из основных этнических общин Омдурмана. Это освободило его от узкой идентичности и сделало его «общим» певцом, преодолевшим племенной барьер на пути к более широкой национальной принадлежности. " [9]

Hageeba начиналась как по существу вокальная музыка, исполняемая вокалистом и припевом, с перкуссией, исходящей от бубен барабана, похожего на . Его исполняли на свадьбах и других общественных мероприятиях, и вскоре он стал популярным. – В 1930-х годах первые коммерческие граммофонные пластинки суданских музыкантов, таких как Мухамад Ахмед Сарур и Халил Фарах, со скоростью вращения 78 об/мин были записаны в Каире и проданы из Омдурмана, откуда эта новая музыка распространилась среди слушателей в Большом Хартуме и других городских центрах. [29] [30]

[ редактировать ]

С середины 1920-х годов импортировались современные инструменты, такие как фортепиано, аккордеоны и скрипки, а также пластинки и проигрыватели. [г] В 1930-х годах в Судане открылся ряд музыкальных компаний, в том числе музыкальная компания Gordon Memorial College . Один из ее участников по имени Мохамед Адам Адхам сочинил пьесу «Адхамия», одно из самых ранних официальных суданских произведений, которое до сих пор часто исполняется. [31]

Пионерами этой эпохи часто были певцы и авторы песен, в том числе плодовитый Абдаллах Абдель Карим по прозвищу Карума, [32] новаторы Ибрагим аль-Абади и Халил Фарах, [33] поэт и певец, написавший слова и музыку к патриотической песне «Азза фи Хавак» , активный деятель суданского национального движения. [34] [35] Аль-Абади был известен своим неортодоксальным стилем сочетания традиционной свадебной поэзии с музыкой. развился особый стиль ритмического хорового пения суданских женщин на основе хвалебного пения Кроме того, в 1930-е годы , который назывался «Тум-Тум» . Зародившаяся из Кости на Белом Ниле , лирика «тум-тум» была романтичной, но порой говорила и о трудностях женской жизни . Музыка была танцевальной и быстро стала популярной в городских центрах. [36]

В 1940-е годы наблюдался приток новых имен в связи с появлением музыкальных программ на Радио Омдурман. [37] Среди известных исполнителей были Исмаил Абдул Муайн, Хасан Аттия и Ахмед аль-Мустафа. Еще одним певцом и автором песен был Ибрагим аль Кашиф , которого называли отцом современного пения . Аль Кашиф пел в стиле Мохамеда Ахмеда Сарура, пионера хагибы , и опирался на то, что начал Абдель Карим Карума, обновляя популярные стили пения. Для живых выступлений также было два танцевальных зала в Хартуме , Сент-Джеймс и Гордон Мюзик-Холл. [38]

Впоследствии суданская популярная музыка превратилась в то, что обычно называют «постхагиба» , стиль, доминировавший в 1940-х, 1950-х и 1960-х годах. Этот период был отмечен появлением инструментов как с Востока, так и с Запада, таких как скрипка, аккордеон , уд, табла или барабаны бонго . Позже стиль биг-бэнда со струнной секцией возник и духовыми инструментами. Музыку постхагибы , смешанную с египетскими и западными элементами, также называли аль-агани аль-хадис (современные песни). [39]

[ редактировать ]
Шархабил Ахмед и его группа

В 1960-х годах американские поп-звезды стали широко известны, что оказало глубокое влияние на таких суданских музыкантов, как Осман Аламу и Ибрагим Авад, последний стал первым суданским музыкантом, танцующим на сцене. [40] Под этим влиянием суданская популярная музыка претерпела дальнейшую вестернизацию и появление электрогитар и духовых инструментов. Гитарная музыка также пришла с юга страны и игралась наподобие конголезских гитарных стилей. Конголезская музыка, такая как сукус , а также кубинская румба , оказала глубокое влияние на суданскую популярную музыку. [41]

Судана Начав свою карьеру в конце 1950-х годов, нубийский певец, автор песен и инструменталист Мохаммед Варди стал одной из первых суперзвезд . Несмотря на его изгнание после военного переворота в 1989 году , его популярность в Судане и за его пределами продолжала расти до его возвращения в 2002 году и вплоть до его смерти в 2012 году. [42]

Певец и автор песен Сайед Халифа был одним из первых суданских музыкантов, обучавшихся формальной теории музыки, которую он освоил в Арабском музыкальном институте в Каире в начале 1950-х годов. Как и другие суданские певцы, он выступал как на стандартном арабском языке , так и на суданской форме арабского языка, тем самым обращаясь как к образованной элите, так и к простым людям. Халифа известен своими песнями Ya Watani (Моя Родина) и Izzayakum Keifinnakum (Как дела?) . [43]

Начиная с конца 1970-х годов, новым популярным певцом стал Мостафа Сид Ахмед . Будучи учителем в молодости, он поступил в Колледж изящных искусств и музыки в Хартуме и сочинил свою музыку на стихи многих известных суданских поэтов, таких как Ажари Мохамед Али и Махджуб Шариф , часто выражая стремление к свободе и борьбу Суданский народ против диктатуры. [44]

Важным событием в современной суданской музыке стала группа Шархабил и его группа , созданная группой друзей из Омдурмана, а именно Шархабил Ахмед. [41] и его коллеги-музыканты Али Нур Эльгалил , Фаргали Рахман, Камаль Хусейн, Махадди Али, Хасан Сируги и Ахмед Давуд. Жена Шархабиля и участник группы Закия Абдул Гассим Абу Бакр была первой женщиной-гитаристкой в ​​Судане. [45] Они представили современные ритмы, относящиеся к западной поп-музыке и соулу, используя электрогитары, контрабас и духовые инструменты, напоминающие джаз, с упором на ритм-секцию. Их тексты также были поэтичными и стали очень популярными. До конца 2010-х годов группа Шархабиля была одним из ведущих имен в суданской музыке, выступая как дома, так и за рубежом. Другая популярная группа конца 1970-х называлась The Scorpions и Саиф Абу Бакр . [46]

Запись кавера на песню Аль Балабила "Мой путь в школу"

С 1940-х годов женщины постепенно становились социально приемлемыми на музыкальной сцене: известными певицами были Ум эль-Хасан эль-Шайгия и, прежде всего, Аиша аль-Фалатия , которая еще в 1943 году была первой женщиной, певшей на суданском радио. Другой выдающейся певицей и политической активисткой до и после обретения Суданом независимости в 1956 году была Хава аль-Тагтага , которая оказала длительное влияние на «моральную и культурную легитимность, которую она даровала молодым поколениям суданских певиц, которые следуют ее традициям». , как выразился критик Магди Эль Гизули. [47]

В 1970-е годы на сцене и радио появилась волна новых женских групп. Самой известной среди них была группа из трех сестер под названием Al Balabil (перевод: Соловьи). Они сформировались как группа в 1971 году, появились на многих живых выступлениях и телешоу и стали очень популярны в Восточной Африке. [48] [42] В 1980-е годы произошел взлет Ханан Булу Булу , певицы, чьи выступления некоторые считали чувственными и провокационными. Ее неоднократно задерживали власти и даже избивали сторонники жесткой линии. [49]

Международные популярные жанры, такие как западная танцевальная музыка, рок или поп-музыка и афроамериканская музыка, оказали глубокое влияние на современную суданскую музыку. Как и в других африканских странах, одним из этих влияний были военные духовые оркестры . Игра в таких оркестрах привлекала многих молодых новобранцев , которые позже перенесли свой недавно изученный музыкальный стиль и инструменты в популярную музыку. Результатом стала танцевальная музыка, называемая (суданским) джазом , которая не имела отношения к американскому стилю джаза, но была похожа на другие современные стили танцевальной музыки в Восточной Африке. Среди выдающихся лидеров группы того времени - Абдель Гадир Салим и Абдель Азиз Эль Мубарак , оба добились международной известности и распространения своих альбомов. [39]

Оглядываясь назад, можно сказать, что 1960-80-е годы были названы «Золотым веком суданской популярной музыки». [50] Этот период был задокументирован переизданными альбомами в 2018 году, когда исследователи из США и Германии искали до сих пор существующие записи той эпохи. В результате этого исследования несколько оцифрованных альбомов популярной музыки из Судана были подвергнуты цифровому ремастерингу . [51] В их число входили такие звезды, как Абдель Азиз Эль Мубарак, Камаль Тарбас , Ходжали Осман , Абу Обейда Хасан, [52] Камаль Кейла, Шархабил Ахмед, Ханан Булу Булу, Самира Дуния и, самое известное, Мохаммед Варди стали доступны на международном рынке. [53]

Особое место среди музыкантов Судана можно отвести композитору, музыканту и музыкальному руководителю Али Осману , который обосновался в Каире в 1978 году и стал одной из важных фигур в Египте в области классической и современной музыки в европейской традиции. Начав свою карьеру в Судане в качестве рок-музыканта-самоучки, позже он обратился к классической музыке и сочинял симфонические произведения , вдохновленные Суданом или Египтом, которые исполнялись по всему миру. [54]

[ редактировать ]

После военного переворота в 1989 году введение шариата правительством законов исламистским привело к закрытию музыкальных залов и концертов под открытым небом, а также ко многим другим ограничениям для музыкантов и их публики. Многие из самых выдающихся музыкантов и писателей страны были отстранены от общественной жизни, а в некоторых случаях даже заключены в тюрьму. Другие, такие как Мохаммед аль-Амин, чей личный стиль игры на уде повлиял на других музыкантов, [55] и Мохаммед Варди уехали в изгнание в Каир или другие места. [56] Традиционная музыка также пострадала: церемонии зара в Восточной Африке , где женщины вызывают и изгоняют злых духов с помощью музыки и танцев, прерывались и считались «языческими». [57] В контексте женских церемоний певица Сетона, родившаяся в Кордофане и выросшая в Хартуме, прежде чем эмигрировать в Каир в 1989 году, опубликовала два альбома под названием Tariq Sudan и Queen of Hena , в которых некоторые из ее песен связаны с хны . церемониями [58] Еще одна певица и композитор популярных песен, появившаяся на музыкальной сцене Судана в 1990-е годы, – Нада Аль-Калаа. В своих песнях, видеоклипах и интервью средствам массовой информации Аль-Калаа представила консервативные взгляды на социальную жизнь и гендерные роли. Это, а также поддержка богатых покровителей в Судане и Нигерии вызвали критику, обвиняющую ее в близости к военному правительству. С другой стороны, ее музыка и публичные выступления уже более двадцати лет снискали ей множество поклонников. [59]

Певец и автор песен Омер Ихсас и его посланники мира из Дарфура

Популярному певцу Абу Араки аль-Бахейту запретили исполнять свои политические песни, но в итоге он сумел продолжить выступления вопреки властям. [60] и вернулся в 2019 году во время суданской революции . [61] У других, таких как певец из Южного Судана Юсиф Фатаки, радио Омдурман удалило все записи. Среди других исполнителей, которые продолжали пользоваться популярностью в это время, - Абдель Карим аль-Кабли или Махмуд Абдулазиз , оба с особенно долгой и разнообразной историей выступлений и записей, а также Мохаммед аль-Амин и Мохаммед Варди. [62] Слепой игрок на уде Авад Ахмуди, время от времени сопровождавший Варди и поэтические концерты, был известен своим особенным стилем игры на уде в своем типичном стиле и пентатонических гаммах. [63]

Еще один музыкант, начавший свою карьеру в конце 1980-х и также пострадавший от притеснений со стороны военного правительства, — Омер Ихсас . Уроженец южного Дарфура, он и его группа играли и распространяли свое послание мира и примирения как в лагерях для внутренне перемещенных лиц в Дарфуре, так и в Хартуме, а также на международных площадках. [64]

Среди иностранных музыкантов, ставших популярными в Судане, были регги суперзвезда Боб Марли и американский поп-певец Майкл Джексон , а фанк Джеймса Брауна вдохновил таких суданских исполнителей, как Камаль Кейла. [65] Распространение международной поп-музыки через радио, телевидение, кассеты и цифровые записи также побудило все большее число суданских музыкантов петь на английском языке, связывая свою музыку с внешним миром. – Несмотря на то, что правительство того времени не поощряло музыку, танцы и театр, Колледж музыки и драмы Суданского университета науки и технологий в Хартуме, существовавший с 1969 года, продолжал предлагать курсы и степени, давая таким образом молодым людям возможность изучать музыку или театр. [66]

2000-е – настоящее время

[ редактировать ]

Песни протеста, регги, хип-хоп и рэп.

[ редактировать ]

Песни с политическим посланием были популярны в Судане по крайней мере с 1960-х годов. Политические тексты поэтов и музыкантов, такие как « Зеленый октябрь » Мохаммеда Варди или песня Мохаммеда Аль-Амина «21 октября», стали известны в контексте Октябрьской революции 1964 года . [67] С тех пор, как в декабре 2018 года началась третья суданская революция , музыканты, поэты и художники играют важную роль в движении, в основном ориентированном на молодежь . [68] [69] Ссылаясь на сидячую забастовку возле штаба суданской армии 25 апреля 2019 года, песня « Dum » (перевод « кровь ») американского рэп-музыканта суданского происхождения Аймана Мао была названа «Гимном суданской революции». [70] [71] По словам суданского блоггера Олы Диаба, «молодые городские музыканты использовали свои музыкальные таланты и творческие способности, чтобы выразить бунт протестующих против президента Аль-Башира и его режима». [72] [73]

Как и в других странах, музыка регги, рэп или хип-хоп объединяет местные таланты и международную молодую аудиторию как в живых выступлениях, так и в Интернете. В 2018 году суданский журналист Ола Диаб опубликовал список современных музыкальных клипов будущих артистов как из Судана, так и из суданской диаспоры в США, Европе или на Ближнем Востоке. [74] Один из них — суданско-американский рэпер Рэми Давуд , а другой — судано-итальянская певица и автор песен Амира Хейр. [75]

Международные артисты, такие как популярный австралийский хип-хоп музыкант Бэнгс , родившийся в Джубе , Южный Судан, видят в этих жанрах путь к миру, терпимости и сообществу для миллионов африканской молодежи, которая многочисленна, но политически маргинализирована. Как показывает пример южносуданского певца Эммануэля Джала , тексты песен способны заставить даже детей-солдат представить себе другой образ жизни. [76] Джимми Бриггс, автор книги « Утраченная невинность: когда дети-солдаты идут на войну» (2005), согласился: «Музыкальная группа — это не армия, но она может распространять мощные социальные послания до того, как начнутся проблемы». [77]

Современная городская музыка XXI века.

[ редактировать ]

С тех пор как в Судане стало доступно производство музыки в студиях звукозаписи с использованием современных инструментов и цифровых носителей, все большее число людей слушают частные (онлайн) радиостанции, такие как Capital Radio 91.6 FM, или смотрят музыкальные клипы. [78] Как и в других странах с ограничениями свободы выражения мнений, использование смартфонов предлагает особенно молодым, городским и образованным людям, а главное, суданским женщинам, относительно безопасное пространство для обмена со своими друзьями или дальними родственниками, а также доступ ко многим источники развлечений, обучения или общей информации. [79]

До Суданской революции 2018/19 года разрешение на публичные концерты должно было быть получено Министерством культуры, а также полицией, а после 23:00 все публичные мероприятия должны были прекратиться. Поскольку у преимущественно молодой аудитории не было достаточно денег для оплаты билетов, большинство концертов, например, в Национальном театре в Омдурмане, в саду Национального музея Судана или на спортивной арене «Грин-Ярд» в Хартуме, предлагались бесплатно. Музыкальные выступления также были организованы в помещениях французских, немецких и британских культурных центров, что дало молодым артистам возможность выступить в защищенной среде. Семинары с участием приезжих артистов и фестивали, такие как Международный фестиваль Кармаколь или Музыкальный фестиваль Сама, дали возможность молодым суданским музыкантам улучшить свои навыки и опыт. [80] [81] [82]

Асват Аль Мадина в кафе «Ратина», Хартум, 2021 г.

Известными местными артистами этой эпохи являются музыканты Игд аль-Джалад , группы, известной своим критическим выражением на протяжении многих лет. [49] [83] популярная певица Нэнси Аджадж и поп-группа Асват Алмадина , [84] все они поют более или менее очевидные тексты о своей любви к стране, которую они называют своим наследием и будущим, несмотря на правящее правительство того времени. Другой популярный музыкант — Мазин Хамид , который стал известен как продюсер музыкальных клипов , а также благодаря своим живым выступлениям в качестве певца, гитариста и композитора. [85] Ислам Эльбейти — молодая суданская бас-гитаристка, радиоведущая и активистка социальных перемен. [86] Будучи членами важной группы суданской диаспоры , Alsarah & The Nubatones, Синкане или рэпер Оддиси, являются примерами музыкантов суданского происхождения, живущих в США. [87]

После музыкального обучения в Женском университете Ахфада группа молодых женщин под названием Salute yal Bannot (« Уважение к девушкам »). в Омдурмане, а также благодаря участию в мастер-классах и концертах в Немецком институте культуры в Хартуме в 2017 году стала широко известна [88] Их песня African Girl [89] набрал более 130 000 просмотров только на YouTube и заслужил приглашение на популярное музыкальное шоу Arabs Got Talent в Бейруте . Покинув группу, одна из их солисток, композитор и клавишница Хиба Эльгизули продолжила карьеру певицы и автора песен и продюсировала свои собственные музыкальные клипы. [90]

Новое направление в суданской городской музыке с 2010-х годов называется Заниг и стало популярным как форма андеграундной музыки , распространяющаяся через контрафактные записи, живые выступления и звуковые системы в общественном транспорте. Это описал журналист культуры и научный сотрудник Института Рифт-Валли Магди эль-Гизули:

Этот контрафактный музыкальный жанр, впервые созданный королем Айманом аль-Рубо , представляет собой сплав западноафриканских битов и египетского стиля махраджанат с частыми ускорениями и замедлениями, а также техно повторениями в стиле . Королевы Занига поют о « противодетных таблетках » и агентстве « мамочек » и представляются такими изречениями, как: «Если вы будете следовать за сахарными мамочками, вы в конечном итоге будете водить шесть машин, а если вы будете следовать за маленькими бутонами, вы зря потратите свои деньги». деньги в ресторанах». [91]

В 2020 году в Хартуме был открыт местный филиал Арабского дома уда ( Байт аль-Уд аль-Араби ), посвященный обучению игре на арабских музыкальных инструментах уд и канун, а также классической арабской музыке и традициям, а также центр проведения мероприятий. и обменять. [92] Arab Oud House — это сеть музыкальных центров, основанная известным иракским игроком на уде и композитором Насиром Шаммой , со штаб-квартирой в Каире и филиалами в Александрии (Египет), а также в Константине (Алжир) и Абу-Даби (ОАЭ). [93]

В 2022 году новая группа из Порт-Судана под названием Noori & his Dorpa Band опубликовала музыкальные клипы и альбом для Ostinato Records. [94] Их музыка вдохновлена ​​традиционной и современной музыкой народа беджа , в которой используется традиционная танбура (лира) в сочетании с электрогитарой, а также саксофон, электрогитары и ритм-секция. [95]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Археологи Британского музея нашли так называемые каменные гонги доисторических времен, которые, как полагают, использовались в качестве инструментов в социальной деятельности цивилизациями, жившими вблизи Нила. Смотрите видео Британского музея по следующей ссылке. [4]
  2. ^ В Институте исследований Африки и Азии Хартумского университета есть отдел музыковедения с большой коллекцией визуальных, звуковых и письменных материалов. [5]
  3. ^ Благодаря своим концертам и записям для западных музыкальных лейблов покойный композитор и игрок на уде Хамза Эль Дин стал всемирно известным. Он был южно-египетским нубийцем по происхождению и пел как на своем родном диалекте суданского арабского языка, так и на нубийском языке . [11]
  4. Еще в 1874 году немецкий путешественник Густав Нахтигаль сообщил, что армейский оркестр турецкого генерал-губернатора играл в его честь европейские гимны, марши и танцы. Источник: Густав Нахтигаль Сахара и Судан . Перевод с немецкого оригинала с введением и примечаниями Аллана ГБ Фишера и Х. Дж. Фишера. Том IV: Вадаи и Дарфур , с. 394. Лондон-Нью-Йорк-Беркли. 1971-1987 гг.
  5. ^ Краткий и хорошо изученный обзор истоков и дальнейшего развития музыки хакиба, а также некоторые ссылки на современные электронные версии можно найти на веб-странице суданской культурной платформы Locale и музыканта Саммани Хаджо. [27]
  6. ^ «Мадих означает хвала, хвалебное стихотворение, прославление и, в этом контексте, хвалебный гимн в честь Аллаха и Пророка Мухаммеда. Одна из самых известных традиций мадиха в северном Судане восходит к ее основателю Хаджу Эль-Махи, который жил в Кассингере недалеко от Кареймы с 1780 по 1870 год. Говорят, что он сочинил около 330 религиозных стихотворений, которые до сих пор поются под аккомпанемент двух таров. В текстах песен часто проявляется восторженная религиозность или моральные намерения. Их выступления являются частью частных праздников или общественных гуляний, а также их можно услышать на улицах рынков». [28]
  7. ^ «Пластинки, проигрыватели и новые инструменты продаются в Хартуме с 1925 года. В 1931 году в Каире были сделаны записи для Серрора и Халила Фараха, последний в сопровождении лютни, фортепиано и скрипки. Эти записи быстро стали популярными в кофейнях в Эта популярность Хартума побудила бизнесменов выпускать больше пластинок с суданскими певцами, включая Ибрагима Абдула Джалиля, Ан-Наима Мохаммеда Нура, Карому, Аль-Амина Бурхана, Али Шайги и певиц Мэри Шариф, Ашу Фалатию и Махлу аль-Абадию. Их сопровождали лютня, аккордеон, фортепиано, скрипка, флейта, рикк , табла , а позже и бонги. Другими известными артистами той эпохи были Зингар, Исмаил Абдель Муайн, Хасан Атья и Авонда». Источник: Артур Саймон (2001) «Судан, Республика» в Grove Music онлайн, см. раздел «Дальнейшая литература».

Справочные примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Традиционная музыка Африки» . Музыка в Африке . 1 июня 2018 года . Проверено 15 ноября 2019 г. .
  2. ^ Сикаинга, Ахмад (2012), «Краткая история суданской популярной музыки», Райл, Джон; Уиллис, Джастин; Бальдо, Сулиман; Мадут Джок, Джок (ред.), Справочник по Судану (цифровое издание), Лондон: Институт Рифт-Валли, стр. 243–253, ISBN  9781847010308
  3. ^ Верни, Джером и Ясин, 2006, стр. 397-407.
  4. ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : Британский музей (15 января 2016 г.). «Как играть на древнем каменном гонге» . Ютуб . Проверено 2 мая 2020 г.
  5. ^ Хартумский университет. «Институт Африки и Азии» .
  6. ^ Ахмед, Аль-Румайса (1 мая 2017 г.). «Доктор Али Аль Доу: Музыка как наследие» . Андарья.com . Проверено 21 ноября 2019 г.
  7. ^ В своем отчете о нубийском музыканте Дахабе за 1973 год этномузыковед Артур Саймон дает подробное описание социальных и художественных аспектов традиционной нубийской музыки и изменений, которые она претерпела в современном обществе. Видеть Саймон, Артур (2012). Кисир и танбура: Дахаб Халил, нубийский музыкант из Саи, беседует с Артуром Саймоном из Берлина (на английском и немецком языках). Саймон Библиотексвиссен. ISBN  978-3-940862-34-1 .
  8. ^ Сэди, Стэнли , изд. (1995). "Судан". Словарь музыки и музыкантов Гроува . Macmillan Publishers Ltd., стр. 327–331.
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Гадур, Эль Сирр А. (26 апреля 2006 г.). «Суданское пение 1908–1958» . Сообщество Даремского университета . Архивировано из оригинала 26 апреля 2006 года . Проверено 8 мая 2020 г.
  10. ^ Пламли, Гвендолен Элис (1976). Эль Танбур: Суданская лира или нубийский кисар . Town and Gown Press. ISBN  9780905107028 .
  11. ^ «Хамза Эль Дин, 76 лет; музыкант популяризировал древние традиционные песни Северной Африки» . Лос-Анджелес Таймс . 30 мая 2006 г. ISSN   0458-3035 . Проверено 22 марта 2021 г.
  12. ^ «Аль-ваза: музыкальный инструмент, отражающий суданское наследие» . Хартум Стар . 5 сентября 2019 года . Проверено 14 ноября 2019 г.
  13. ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : CGTN Africa (16 января 2016 г.), труба Ваза возвращается, поскольку жители суданского региона Голубого Нила отмечают окончание сбора урожая , получено 23 марта 2021 г.
  14. ^ «BBC — Всемирная история — Объект: Суданский щелевой барабан» . www.bbc.co.uk. ​Проверено 21 февраля 2022 г.
  15. ^ «Чайник-барабан» . МИНИМ-Великобритания . Проверено 30 марта 2022 г.
  16. ^ Карлайл, Роксана Конник (1975). «Женщины-певицы в Дарфуре, Судан». Черная перспектива в музыке . 3 (3): 253–268. дои : 10.2307/1214011 . ISSN   0090-7790 . JSTOR   1214011 .
  17. ^ Эванс-Притчард, Блейк (4 января 2012 г.). «Певицы разжигают кровь в Дарфуре» . Институт освещения войны и мира . Проверено 2 июля 2020 г.
  18. ^ Ли, Эми (25 февраля 2021 г.). «Старейшины дарфурских женщин «Хамакат» пересматривают песни ради мира» . Права на мир . Проверено 27 марта 2021 г.
  19. ^ Малик, Саадия И. (2003). Изучение Агани аль-Баната: постколониальный этнографический подход к песням, культуре и выступлениям суданских женщин (докторская диссертация). Университет Огайо.
  20. ^ Аль Сафи, Ахмад. «Культы одержимости» . Проверено 29 мая 2020 г.
  21. ^ «Египетский ритуал «зар»» . Qantara.de – Диалог с исламским миром . Проверено 22 марта 2021 г.
  22. ^ Тома, Хабиб Хасан ; Шварц, Лори (пер.) (1996). Музыка арабов . Портленд, Орегон: Amadeus Press. п. 162. ИСБН  0-931340-88-8 .
  23. ^ Бреу, Филипп. «Суфии Хартума» . Qantara.de – Диалог с исламским миром . Проверено 10 ноября 2019 г. .
  24. ^ Хейр, Ала; Бернс, Джон; Алгрефви, Ибрагим (5 февраля 2016 г.). «Психоделический мир суданских суфиев – в картинках» . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Проверено 10 ноября 2019 г. .
  25. ^ Эйр, Бэннинг (20 сентября 2018 г.). «Ахмад Сикаинга о двух Суданах» . Афропоп по всему миру . Проверено 7 мая 2020 г.
  26. ^ Сикаинга, 2012, с. 247
  27. ^ Локаль и Саммани. «Краткое введение в Хакибу» . localesd.com . Проверено 30 июля 2020 г.
  28. ^ Саймон, Артур (2001). Исламская религиозная песня и музыка . Гроув Музыка онлайн. doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.27077 . ISBN  978-1-56159-263-0 .
  29. ^ Сикаинга, 2012, с. 249
  30. ^ Иль, Энрико (2019). «Судан: Современная и современная исполнительская практика». В Стурмане, Джанет Линн (ред.). Международная энциклопедия музыки и культуры SAGE . SAGE Publications, Incorporated. ISBN  978-1-4833-1773-1 . OCLC   1090239829 .
  31. ^ «Суданское пение 1908–1958» . Автор: Эль Сирр А. Гадур . 15 декабря 2005 г. Архивировано из оригинала 26 апреля 2006 г.
  32. ^ «Абдель Карим Карума» . Дискогс . Проверено 12 ноября 2019 г. .
  33. ^ «Халил Фарах» . Дискогс . Проверено 28 марта 2021 г.
  34. ^ Хасан, Соха (15 июля 2019 г.). «Суданка и песня протеста» . Международная медиа-поддержка . Проверено 28 марта 2021 г.
  35. ^ Верней, 2006, с. 398
  36. ^ Сикаинга, 2012, с. 249–250
  37. ^ Лавуа, Мэтью. «Золотая эра омдурманских песен» . Новости «Голоса Америки» . Проверено 12 ноября 2019 г. .
  38. ^ Эль Хасан, Идрис Салим. «Хартум: Портрет африканского колониального города» . Академия.edu . Хартумский университет.
  39. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Верней, 2006, с. 399
  40. ^ Верней, 2006, с. 400
  41. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Нкрума, Гамаль (18 августа 2004 г.). «Шархабил Ахмед: король джаза Судана» . Еженедельник Аль-Ахрам . Архивировано из оригинала 20 сентября 2005 года . Проверено 27 сентября 2005 г.
  42. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Пять песен, определивших золотую эпоху Судана» . Глаз Ближнего Востока . 15 октября 2020 г. Проверено 13 декабря 2020 г.
  43. ^ аль Мубарак, Халид (17 июля 2001 г.). «Некролог: Сайед Халифа» . Хранитель . Проверено 10 апреля 2021 г.
  44. ^ Веззадини, Елена (май 2019 г.). «Левые уклоны и оживление революционной памяти: Интервью с Еленой Вецзадини» . Исследование Нории . Проверено 7 января 2021 г.
  45. ^ «Интервью с первой профессиональной женщиной-гитаристкой Судана: «Министерство культуры пренебрегает суданским искусством» » . Радио Дабанга . 22 июня 2021 г. Проверено 18 августа 2021 г.
  46. ^ Эйр, Бэннинг (20 сентября 2018 г.). «Новые релизы суданской музыки» . Афропоп по всему миру . Проверено 12 мая 2020 г.
  47. ^ Эль Гизули, Магди (20 декабря 2012 г.). «Суданская хава: Банат достиг совершеннолетия» . sudantribune.com . Проверено 30 декабря 2020 г.
  48. Интервью на английском языке с двумя певцами смотрите в видео на Aljazeera : «Суданские верховные власти » . Аль-Джазира, английский The Stream . 21 июня 2016 года . Проверено 12 ноября 2019 г. .
  49. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Верней, 2006, с. 401
  50. ^ Сохони, Вик (23 сентября 2018 г.). «На каждом углу каждой улицы Хартума звучала музыка» . www.aljazeera.com . Проверено 12 ноября 2019 г. .
  51. ^ Херд, Элисон (13 сентября 2018 г.). «Мировая музыка имеет значение – забытое музыкальное наследие Судана возрождается благодаря скрипкам и синтезаторам» . РФИ . Проверено 23 декабря 2019 г.
  52. ^ Майклсон, Рут (18 февраля 2020 г.). «Случайная мегазвезда Судана, вернувшаяся из мертвых» . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Проверено 10 мая 2020 г.
  53. ^ «Два Нила, чтобы спеть мелодию: скрипки и синтезаторы Судана» . Остинато Рекордс . 14 сентября 2018 года . Проверено 23 декабря 2019 г.
  54. ^ Метвали, Ати (25 февраля 2017 г.). «Вспоминая Али Османа: композитора, академика и дирижера египетского оркестра Аль-Нур-Валь-Амаль» . Ахрам Онлайн . Проверено 10 июня 2020 г.
  55. ^ «Мохаммед эль-Амин» . sudanupdate.org . Проверено 14 ноября 2019 г.
  56. ^ Мохаммед аль-Амин вернулся в Судан в 1994 году, а Мохаммед Варди вернулся в 2003 году. См. Verney, 2006, p. 400
  57. ^ Верней, 2006, с. 403
  58. ^ См . Статью о Сетоне на английском языке внизу веб-страницы немецкого культурного центра Iwalewa Haus : Салах М. Хасан, Сетона: местный художник по хне во всем мире , в Фонде принца Клауса и др. (ред.) Искусство африканской моды. Африка Мировая Пресса 1998. ISBN   0865437262
  59. ^ «Непрекращающиеся споры о биографии, карьере и женственности певицы Нады Аль-Калаа» . Фанак.com . 22 ноября 2020 г. Проверено 11 мая 2021 г.
  60. ^ Ромеро, Анхель (16 апреля 2018 г.). «Профили художников: Абу Араки аль-Бахейт» . Всемирный музыкальный центр . Проверено 12 ноября 2019 г. .
  61. ^ «Судан: Абу-Араки аль-Бахит празднует сидячими слушаниями» . allafrica.com . 22 апреля 2019 г. Проверено 17 ноября 2021 г.
  62. ^ Верней, 2006, стр.400.
  63. ^ Шаммат, Лемья (29 декабря 2020 г.). «Авад Ахмуди, виртуоз уда» . ArabLit и ArabLit Quarterly . Проверено 19 октября 2021 г.
  64. ^ Ромеро, Анхель (17 октября 2017 г.). «Профили художников: Омер Ихсас» . worldmusiccentral.org . Проверено 11 апреля 2021 г.
  65. ^ «Хабиби Фанк 008: Мусульмане и христиане, Камаль Кейла» . Хабиби Фанк Рекордс . Проверено 23 декабря 2019 г.
  66. ^ Суданский университет науки и технологий. «Колледж музыки и драмы» . драма.sustech.edu . Проверено 23 декабря 2019 г.
  67. ^ Эльзахра Авад, Фатима (3 апреля 2019 г.). «Суданская музыка свидетельствует о долгой революционной истории» . Андарья . Проверено 27 февраля 2023 г.
  68. ^ Эльбагир, Юсра (22 марта 2017 г.). «Письмо из Африки: Как поэзия подвергается государственной цензуре в Судане» . Новости Би-би-си . Проверено 28 марта 2021 г.
  69. ^ «Лирическая революция — память Судана» . www.sudanmemory.org . Проверено 25 февраля 2023 г.
  70. ^ Кушкуш, Исмаил (4 июня 2019 г.). « Кровь», гимн суданской революции, обретает новый смысл на фоне жестоких репрессий» . Нация . ISSN   0027-8378 . Проверено 25 апреля 2021 г.
  71. ^ «Лирическая революция — память Судана» . www.sudanmemory.org . Проверено 27 февраля 2023 г.
  72. ^ Диаб, Ола (30 декабря 2018 г.). «Новые треки 'Sudan Uprising', которые стоит послушать» . Журнал «500 слов» . Проверено 1 апреля 2021 г.
  73. ^ Адель, Фади (18 мая 2019 г.). «10 хип-хоп-треков суданской революции» . www.scenenoise.com . Архивировано из оригинала 25 мая 2019 года . Проверено 12 ноября 2019 г. .
  74. ^ Диаб, Ола (15 октября 2018 г.). «10 городских современных песен суданских исполнителей, которые стоит послушать» . Журнал «500 слов» . Проверено 1 апреля 2021 г.
  75. ^ «Амира Хейр выпускает вид откуда-то» . Всемирный музыкальный центр . 28 июля 2011 года . Проверено 28 марта 2021 г.
  76. ^ Ирландия, Коридон (20 марта 2008 г.). «Конференция раскрывает мирный потенциал африканского хип-хопа» . Гарвардская газета . Проверено 23 марта 2021 г.
  77. ^ Бриггс, Джимми (2005). Невинные погибли: когда дети-солдаты идут на войну . Интернет-архив. Нью-Йорк: Основные книги. ISBN  978-0-465-00798-1 .
  78. ^ Омния Шаукат (8 ноября 2016 г.). «Афродизиакальное и влиятельное интервью с Ахмадом Хикматом» . Журнал «Андария» . Проверено 15 ноября 2019 г. .
  79. ^ Гаафар, Рим (13 февраля 2019 г.). «Суданские женщины в центре революции» . Журнал «Андария» . Проверено 15 ноября 2019 г. .
  80. ^ «Фестиваль Кармаколь возвращается в декабре 2021 года» . Журнал «500 слов» . Проверено 25 февраля 2023 г.
  81. ^ «Sama Music Campus Sudan 2018 – 2020» . Глобал Мьюзик Интернэшнл . Проверено 7 апреля 2021 г.
  82. ^ «Усиление женских голосов в суданском хип-хопе» . НАДЯ . 10 мая 2022 г. Проверено 22 марта 2023 г.
  83. ^ «Битлз Судана: 200 песен изгнаны из Хартума в Норвегию · ArtsEverywhere» . ИскусствоВезде . 21 сентября 2017 года . Проверено 5 мая 2020 г.
  84. ^ Асват Альмадина. "Дом" . aswatalmadina.com . Проверено 12 ноября 2019 г. .
  85. ^ Салих, Атиф Али (15 сентября 2016 г.). «Кафе-шоу - Мазин Хамид: Новая музыкальная история» [Кафе-шоу - Мазин Хамид: Новая музыкальная история]. Monte Carlo International/MCD (на арабском языке) . Проверено 3 июня 2023 г.
  86. ^ Британский Совет Судан. «Художник месяца: Ислам Эльбейти» . sudan.britishcouncil.org . Проверено 15 апреля 2021 г.
  87. ^ Саед, Омния (26 сентября 2016 г.). «Четыре артиста новой школы суданской музыки рассказывают о своих поисках дома и идентичности» . Хорошо, Африка . Проверено 5 апреля 2021 г.
  88. ^ Вагенкнехт, Лаура (8 сентября 2016 г.). « Уважение к девочкам» — познакомьтесь с женской группой Судана» . DW.COM . Проверено 12 ноября 2019 г. .
  89. ^ Музыкальное видео из архива Ghostarchive и Wayback Machine : Goethe-Institut, Salute yal bannot "Африканская девушка" , получено 12 ноября 2019 г.
  90. ^ «Хиба Эльгизули» . Музыка в Африке . 23 июня 2018 года . Проверено 12 ноября 2019 г. .
  91. ^ Эль Гизули, Магди (январь 2020 г.). «Мобилизация и сопротивление во время восстания в Судане – от районных комитетов до королев Занига» (PDF) . Институт Рифт-Валли (RVI) . п. 4 . Проверено 9 сентября 2020 г.
  92. ^ «Приманка вслух – Хартум» . www.schoolandcollegelistings.com (на арабском языке) . Проверено 18 октября 2021 г.
  93. ^ «Фестиваль в Абу-Даби празднует Уд!» . Аль Баваба . Проверено 18 октября 2021 г.
  94. ^ Noori & His Dorpa Band — Saagama (Beja Power! Electric Soul & Brass с побережья Красного моря в Судане) , получено 6 августа 2022 г.
  95. ^ "Beja Power" Нури и его группы Dorpa Band: непокорный перед лицом репрессий - Qantara.de" . Qantara.de - Диалог с исламским миром . Проверено 6 августа 2022 г.

Цитируемые работы

[ редактировать ]
  • Сикаинга, Ахмад (2012), «Краткая история суданской популярной музыки», Райл, Джон; Уиллис, Джастин; Бальдо, Сулиман; Мадут Джок, Джок (ред.), Справочник по Судану (цифровое издание), Лондон: Институт Рифт-Валли, стр. 243–253, ISBN  9781847010308
  • Верни, Питер; Джером, Хелен; Ясин, Моавия (2006). «Судан. Все еще хочется танцевать». В Бротоне, Саймон; Эллингем, Марк; Ласкет, Джон (ред.). Приблизительный путеводитель по мировой музыке: Африка и Ближний Восток . Лондон, Нью-Йорк: Rough Guides. стр. 397–407. ISBN  978-1-84353-551-5 . OCLC   76761811 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Избранная дискография

[ редактировать ]

Для аудиофайлов или музыкальных клипов

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 256d964eb6fe8fda293dd96ee43cd0d3__1719787140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/25/d3/256d964eb6fe8fda293dd96ee43cd0d3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Music of Sudan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)