Ненавидеть
Джибба арабский или джибба ( : , جبة jubbā латинизированный: ) , первоначально обозначавший верхнюю одежду, плащ или пальто, [1] — длинное пальто, которое носят мужчины-мусульмане. Во времена государства махдистов в Судане в конце XIX века эту одежду носили последователи Махди ( Ансар , «помощники»). Мухаммад Ахмад в 1881 году провозгласил себя аль-Махди аль-Мунтасаром («Ожидаемый праведный путь»), преемником исламского пророка Мухаммеда . Он призывал своих последователей присоединиться к джихаду против турецко-египетского Судана .
Махди постановил, что все его последователи должны носить залатанную джиббу , версию муракки , которую носят суфийские нищие , которая символизирует приверженность владельца религиозному образу жизни. [2] Аскетический стандарты в Судане, которые, по их мнению , символизм заплатанной одежды соответствовал цели махдистов восстановить строгие исламские были испорчены назначением европейских и американских христиан на руководящие посты османско-египетским правительством. [3]
Фон
[ редактировать ]суфизм
[ редактировать ]Заплатанная джибба, носили которую ансары в бою, была версией муракка ( лоскутного шитья), одежды, которую носили суфийские нищие. Несмотря на ее потрепанный вид, ношение такой одежды считалось честью, заслуженной только после того, как суфийский посвященный прошел три года обучения и дисциплины. [4] Их мастера часто изготавливали и давали суфийским послушникам, как только они считались готовыми принять аскетическую жизнь . [5] Когда эта одежда рвалась и изнашивалась, ее чинили заплатками, а не заменяли. Мухаммеду Ахмаду дали залатанную одежду после завершения суфийского послушничества в 1868 году. [6] После того как он провозгласил себя Махди в 1881 году, он постановил, что все Ансары должны носить подобную одежду. [7]
Приспособление
[ редактировать ]Махдистское вероучение имело два основных принципа: отказ от мирского и преданность джихаду ( священной войне), объявленному Махди. [7] Эти две ценности отражены в дизайне джиббы . Нашивки символизировали как приверженность религиозному образу жизни, так и по мере развития войны стали обозначать воинское звание и подразделение владельца. Правило, согласно которому все последователи Махди должны носить джиббу , имело то преимущество, что устраняло традиционные визуальные маркеры, которые отличали потенциально раздробленные племена , тем самым обеспечивая единство и сплоченность его сил. [6]
Конструкция джиббы по -разному носила военизированный характер. По сравнению с асимметричной и рваной мураккой махдистская джибба становилась все более стилизованной и симметричной. [8] Появилось два типа джиббы : джибба, которую носили рядовые махдисты, была простой по дизайну с нашивками, обычно ограниченными красным и синим цветом. [5] Джибба , которую носили военачальники, как правило, была более детализированной, стилизованной и яркой расцветки. Их часто украшали закрученной нашивкой/карманом на груди и вышивкой , подчеркивающей вырез одежды. Яркие цвета и детальный дизайн этой одежды делали ее более заметной во время боя. [5]
После падения Махдии джибба того стиля, который носили лидеры махдистов в бою, обычно махдисты носили в официальных случаях. Смотритель Дома-музея Халифы в Омдурмане был сфотографирован в одной из таких джибб в 1936 году. [9]
Производство и разные стили
[ редактировать ]Муракка , которую носили суфии, традиционно делалась из шерсти, от которой суфии получили свое название, а суф по-арабски означает шерсть. [9] Однако джибба, которую носили последователи Махди, была сделана из грубого хлопка, называемого даммур . [10] Производством хлопка занимались почти исключительно женщины Махдии. [11] Женщины пряли нить и ткали из нее ткань на ткацких станках . Затем ткань разрезали и сшили, чтобы сделать расклешенную юбку и длинные рукава джиббы . Наконец, были нанесены на одежду заплатки. Заплатки также обычно делались из хлопка. Однако после победы махдистов при осаде Хартума из руин города были взяты запасы шерсти, и большая часть этой ткани использовалась для изготовления и ремонта заплаток. [12] Обрывки вражеской униформы, собранные с полей сражений, также использовались для починки одежды. Хотя большую часть производства выполняли женщины Махдии, в процессе изготовления иногда участвовали европейские заключенные. [6]
В коллекции Музея на набережной Бранли в Париже есть джибба с вышитыми красными и черными нашивками и надписью под мышками: «Эту тунику следует носить с гордостью и мудростью». [13]
Дипломатия
[ редактировать ]Текстиль имел не только военное и религиозное значение, но и дипломатическую, хотя и безуспешную роль в конфликтах во время Махдистской войны. Махди и генерал-губернатор Судана Чарльз Джордж Гордон посылали друг другу подарки в виде одежды, надеясь побудить своего противника отступить. турецкую феску и красную почетную мантию. Гордон послал Махди [5] Однако вместо того, чтобы успокоиться, Махди счел богатые ткани оскорблением его ценностей аскетизма . Взамен он послал Гордону «тунику из лоскутков домашнего плетения», которая представляла собой «одежду, которую мы хотим для себя и наших спутников, которые желают грядущего мира». [14] Он надеялся, что Гордон наденет джиббу и примет ислам. [5]
Разграбленные джиббы
[ редактировать ]Государство махдистов было основано в 1885 году после осады Хартума. Махди умер вскоре после этой победы, и ему наследовал халиф Абдулахи . Государство Махдия продолжало находиться под его правлением до 1898 года, когда англо-египетские войска под предводительством лорда Китченера одержали решающую победу над силами махдистов в битве при Омдурмане . [15]
Многие джиббы были собраны на полях сражений англо-египетских побед, таких как Омдурман, Атбара и Тушка . Их привезли в Великобританию в качестве военных трофеев , и многие из них сейчас хранятся в культурных учреждениях по всей Великобритании. [16] [17] Рудольф Карл фон Слатин , бывший пленник сил махдистов, был освобожден в 1895 году и впоследствии был сфотографирован в образе солдата Ансара в залатанной джиббе , которая могла быть украдена с недавнего поля боя. [15]
Прием
[ редактировать ]В своей иллюстрированной книге « Региональные народные костюмы Судана» Гризельда Эль Тайиб писала о различных стилях джибб, хранящихся в Доме-музее Халифы в Омдурмане: «Также очень изысканными и орнаментальными являются некоторые мягкие джиббы, которые носили под кольчугами некоторые эмиры Махди. , выполнены в заплатанном махдистском стиле. них, выставленные в Музее Халифы Два из Это платье из типичного египетского шелка в сине-белую полоску, известного как шахия , чайное платье, с необычной мягкой подкладкой, свисающей сзади на шее и подбитой темно-синим цветом». [18]
С мая по август 2021 года Королевский инженерный музей в Великобритании представил выставку «Связи с Африкой: Судан и Махдия». Эта выставка исследует историю периода Мадхья в Судане, опираясь на уникальную коллекцию суданских артефактов, документов и фотографий музея. В Британии осада Хартума и последующая гибель генерала королевских инженеров Чарльза Гордона являются самыми известными эпизодами этой истории. Однако эта выставка была направлена на более разностороннее исследование Махдии: рассмотрение османско-египетской колонизации Судана , которая закончилась; в религиозной и общественной жизни при Махдии; и как этому положило конец британское вторжение в 1898 году. [19]
Этимология
[ редактировать ]Считается, что арабское слово jubbā является источником итальянского слова giubba и французского jupe , которые обозначают разновидность юбки. [20] В современном английском языке jupes — это в основном шотландское выражение, обозначающее мужское пальто, куртку или тунику. [21] В конце 13 века это слово обозначало свободную мужскую куртку и произошло от старофранцузского слова jupe , что означало «туника, надеваемая под доспехи». [22]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Перевод جبة на английский | арабско-английский словарь | Reverso» . словарь.reverso.net . Проверено 11 августа 2022 г.
- ^ «туника; джибба | Британский музей» . Британский музей . Проверено 24 февраля 2023 г.
- ^ Варбург, Габриэль (2003). Ислам, сектантство и политика в Судане со времен Махдии . Херст и компания. ISBN 978-1-85065-588-6 .
- ^ Тримингем, Дж. Спенсер (16 июля 1998 г.). Суфийские ордена в исламе . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-802823-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Фогельсанг-Иствуд, Джиллиан (7 апреля 2016 г.). Энциклопедия вышивки арабского мира . Академик Блумсбери. стр. 295–296. ISBN 978-0-85785-397-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с «Джибба: одежда для суфия и солдата · Цифровой архив установления африканских связей · Установление африканских связей» . Makingafricanconnections.org . Проверено 12 августа 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Интервью с имамом Ахмадом аль-Махди, внуком Махди · Цифровой архив «Создание африканских связей · Установление африканских связей» . Makingafricanconnections.org . Проверено 24 февраля 2023 г.
- ^ Спринг, Кристофер; Барли, Найджел; Хадсон, Джули (2001). «Африканские галереи Сейнсбери в Британском музее». Африканское искусство . 34 (3): 18–37, 93 [27–31]. дои : 10.2307/3337876 . JSTOR 3337876 .
- ^ Перейти обратно: а б «Ранний суфизм в Иране: протосуфизм в Хорасане» . www.independentphilosophy.net . Проверено 24 февраля 2023 г.
- ^ Орвальдер, Йозеф (1893). Десять лет плена в лагере Махди, 1882-1892: Из оригинальных рукописей отца Йозефа Орвальдера ... Хайнеманн и Балестье.
- ^ «Оружие и доспехи: Джибба из Судана, Африка» . web.prm.ox.ac.uk. Проверено 12 августа 2022 г.
- ^ Бодди, Дженис (5 июня 2018 г.). Цивилизация женщин: британские крестовые походы в колониальном Судане . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-18651-1 .
- ^ Музей набережной Бранли. «Братская туника» . Collections.quaibranly.fr (на французском языке) . Проверено 20 ноября 2021 г.
- ^ Холт, Питер М. (1966). Государство Махдистов в Судане 1881–1898 годов: исследование его истоков, развития и свержения . Кларендон Пресс.
- ^ Перейти обратно: а б Юник Смит, Кристал, (2017) «Вы, сыны Марса»: британское представление суданской кампании в печатной культуре, 1884–1899 гг . п. 102.
- ^ Томас, Эльвира (2020), Суданская Джибба в учреждениях Великобритании , номер документа : 10.5281/ZENODO.4047811 , получено 24 февраля 2023 г.
- ^ «Суданская джибба» . Королевские оружейные палаты . 31 августа 2018 г. Проверено 19 июня 2023 г.
- ^ Эль Тайиб, Гризельда; Эль-Нагер, Сара; Надь, Энико (2017). Региональные народные костюмы Судана . Sequence media / книжное производство xlibri.de. п. 33. ISBN 978-3-940190-96-3 . OCLC 1056575561 .
- ^ «Установление связей с Африкой: Судан и Махдия» . Makingafricanconnections.org . Проверено 12 августа 2022 г.
- ^ «Юбка: этимология юбки» . www.cnrtl.fr . Проверено 11 августа 2022 г.
- ^ «Определение юпов» . www.merriam-webster.com . Проверено 11 августа 2022 г.
- ^ "jupe | Этимология, происхождение и значение слова jupe по etymonline" . www.etymonline.com . Проверено 11 августа 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Весна, Кристофер (1995). «За пределами ткацкого станка: нетканые конструкции и технологии». Североафриканский текстиль . Лондон: Издательство Британского музея для попечителей Британского музея. стр. 99–105. ISBN 978-0-7141-2523-7 . OCLC 34544100 .