Jump to content

Ненавидеть

Акварель махдистской хранящаяся джиббы, в Британском музее.

Джибба арабский или джибба ( : , جبة jubbā латинизированный: ) , первоначально обозначавший верхнюю одежду, плащ или пальто, [1] — длинное пальто, которое носят мужчины-мусульмане. Во времена государства махдистов в Судане в конце XIX века эту одежду носили последователи Махди ( Ансар , «помощники»). Мухаммад Ахмад в 1881 году провозгласил себя аль-Махди аль-Мунтасаром («Ожидаемый праведный путь»), преемником исламского пророка Мухаммеда . Он призывал своих последователей присоединиться к джихаду против турецко-египетского Судана .

Махди постановил, что все его последователи должны носить залатанную джиббу , версию муракки , которую носят суфийские нищие , которая символизирует приверженность владельца религиозному образу жизни. [2] Аскетический стандарты в Судане, которые, по их мнению , символизм заплатанной одежды соответствовал цели махдистов восстановить строгие исламские были испорчены назначением европейских и американских христиан на руководящие посты османско-египетским правительством. [3]

Заплатанная джибба, носили которую ансары в бою, была версией муракка ( лоскутного шитья), одежды, которую носили суфийские нищие. Несмотря на ее потрепанный вид, ношение такой одежды считалось честью, заслуженной только после того, как суфийский посвященный прошел три года обучения и дисциплины. [4] Их мастера часто изготавливали и давали суфийским послушникам, как только они считались готовыми принять аскетическую жизнь . [5] Когда эта одежда рвалась и изнашивалась, ее чинили заплатками, а не заменяли. Мухаммеду Ахмаду дали залатанную одежду после завершения суфийского послушничества в 1868 году. [6] После того как он провозгласил себя Махди в 1881 году, он постановил, что все Ансары должны носить подобную одежду. [7]

Приспособление

[ редактировать ]
Смотритель дома халифа в Омдурмане , одетый в джиббу того типа, который раньше носили лидеры махдистской армии. 1936 год.

Махдистское вероучение имело два основных принципа: отказ от мирского и преданность джихаду ( священной войне), объявленному Махди. [7] Эти две ценности отражены в дизайне джиббы . Нашивки символизировали как приверженность религиозному образу жизни, так и по мере развития войны стали обозначать воинское звание и подразделение владельца. Правило, согласно которому все последователи Махди должны носить джиббу , имело то преимущество, что устраняло традиционные визуальные маркеры, которые отличали потенциально раздробленные племена , тем самым обеспечивая единство и сплоченность его сил. [6]

Конструкция джиббы по -разному носила военизированный характер. По сравнению с асимметричной и рваной мураккой махдистская джибба становилась все более стилизованной и симметричной. [8] Появилось два типа джиббы : джибба, которую носили рядовые махдисты, была простой по дизайну с нашивками, обычно ограниченными красным и синим цветом. [5] Джибба , которую носили военачальники, как правило, была более детализированной, стилизованной и яркой расцветки. Их часто украшали закрученной нашивкой/карманом на груди и вышивкой , подчеркивающей вырез одежды. Яркие цвета и детальный дизайн этой одежды делали ее более заметной во время боя. [5]

После падения Махдии джибба того стиля, который носили лидеры махдистов в бою, обычно махдисты носили в официальных случаях. Смотритель Дома-музея Халифы в Омдурмане был сфотографирован в одной из таких джибб в 1936 году. [9]

Производство и разные стили

[ редактировать ]
Рудольф Слатин в залатанной джиббе . 1896.

Муракка , которую носили суфии, традиционно делалась из шерсти, от которой суфии получили свое название, а суф по-арабски означает шерсть. [9] Однако джибба, которую носили последователи Махди, была сделана из грубого хлопка, называемого даммур . [10] Производством хлопка занимались почти исключительно женщины Махдии. [11] Женщины пряли нить и ткали из нее ткань на ткацких станках . Затем ткань разрезали и сшили, чтобы сделать расклешенную юбку и длинные рукава джиббы . Наконец, были нанесены на одежду заплатки. Заплатки также обычно делались из хлопка. Однако после победы махдистов при осаде Хартума из руин города были взяты запасы шерсти, и большая часть этой ткани использовалась для изготовления и ремонта заплаток. [12] Обрывки вражеской униформы, собранные с полей сражений, также использовались для починки одежды. Хотя большую часть производства выполняли женщины Махдии, в процессе изготовления иногда участвовали европейские заключенные. [6]

В коллекции Музея на набережной Бранли в Париже есть джибба с вышитыми красными и черными нашивками и надписью под мышками: «Эту тунику следует носить с гордостью и мудростью». [13]

Дипломатия

[ редактировать ]

Текстиль имел не только военное и религиозное значение, но и дипломатическую, хотя и безуспешную роль в конфликтах во время Махдистской войны. Махди и генерал-губернатор Судана Чарльз Джордж Гордон посылали друг другу подарки в виде одежды, надеясь побудить своего противника отступить. турецкую феску и красную почетную мантию. Гордон послал Махди [5] Однако вместо того, чтобы успокоиться, Махди счел богатые ткани оскорблением его ценностей аскетизма . Взамен он послал Гордону «тунику из лоскутков домашнего плетения», которая представляла собой «одежду, которую мы хотим для себя и наших спутников, которые желают грядущего мира». [14] Он надеялся, что Гордон наденет джиббу и примет ислам. [5]

Разграбленные джиббы

[ редактировать ]
Директор военной разведки Реджинальд Вингейт допрашивает суданского заключенного Эмира Махмуда в джиббе в 1898 году, на снимке военного корреспондента Фрэнсиса Грегсона.

Государство махдистов было основано в 1885 году после осады Хартума. Махди умер вскоре после этой победы, и ему наследовал халиф Абдулахи . Государство Махдия продолжало находиться под его правлением до 1898 года, когда англо-египетские войска под предводительством лорда Китченера одержали решающую победу над силами махдистов в битве при Омдурмане . [15]

Многие джиббы были собраны на полях сражений англо-египетских побед, таких как Омдурман, Атбара и Тушка . Их привезли в Великобританию в качестве военных трофеев , и многие из них сейчас хранятся в культурных учреждениях по всей Великобритании. [16] [17] Рудольф Карл фон Слатин , бывший пленник сил махдистов, был освобожден в 1895 году и впоследствии был сфотографирован в образе солдата Ансара в залатанной джиббе , которая могла быть украдена с недавнего поля боя. [15]

В своей иллюстрированной книге « Региональные народные костюмы Судана» Гризельда Эль Тайиб писала о различных стилях джибб, хранящихся в Доме-музее Халифы в Омдурмане: «Также очень изысканными и орнаментальными являются некоторые мягкие джиббы, которые носили под кольчугами некоторые эмиры Махди. , выполнены в заплатанном махдистском стиле. них, выставленные в Музее Халифы Два из Это платье из типичного египетского шелка в сине-белую полоску, известного как шахия , чайное платье, с необычной мягкой подкладкой, свисающей сзади на шее и подбитой темно-синим цветом». [18]

С мая по август 2021 года Королевский инженерный музей в Великобритании представил выставку «Связи с Африкой: Судан и Махдия». Эта выставка исследует историю периода Мадхья в Судане, опираясь на уникальную коллекцию суданских артефактов, документов и фотографий музея. В Британии осада Хартума и последующая гибель генерала королевских инженеров Чарльза Гордона являются самыми известными эпизодами этой истории. Однако эта выставка была направлена ​​​​на более разностороннее исследование Махдии: рассмотрение османско-египетской колонизации Судана , которая закончилась; в религиозной и общественной жизни при Махдии; и как этому положило конец британское вторжение в 1898 году. [19]

Этимология

[ редактировать ]

Считается, что арабское слово jubbā является источником итальянского слова giubba и французского jupe , которые обозначают разновидность юбки. [20] В современном английском языке jupes — это в основном шотландское выражение, обозначающее мужское пальто, куртку или тунику. [21] В конце 13 века это слово обозначало свободную мужскую куртку и произошло от старофранцузского слова jupe , что означало «туника, надеваемая под доспехи». [22]

  1. ^ «Перевод جبة на английский | арабско-английский словарь | Reverso» . словарь.reverso.net . Проверено 11 августа 2022 г.
  2. ^ «туника; джибба | Британский музей» . Британский музей . Проверено 24 февраля 2023 г.
  3. ^ Варбург, Габриэль (2003). Ислам, сектантство и политика в Судане со времен Махдии . Херст и компания. ISBN  978-1-85065-588-6 .
  4. ^ Тримингем, Дж. Спенсер (16 июля 1998 г.). Суфийские ордена в исламе . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-802823-9 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и Фогельсанг-Иствуд, Джиллиан (7 апреля 2016 г.). Энциклопедия вышивки арабского мира . Академик Блумсбери. стр. 295–296. ISBN  978-0-85785-397-4 .
  6. ^ Перейти обратно: а б с «Джибба: одежда для суфия и солдата · Цифровой архив установления африканских связей · Установление африканских связей» . Makingafricanconnections.org . Проверено 12 августа 2022 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б «Интервью с имамом Ахмадом аль-Махди, внуком Махди · Цифровой архив «Создание африканских связей · Установление африканских связей» . Makingafricanconnections.org . Проверено 24 февраля 2023 г.
  8. ^ Спринг, Кристофер; Барли, Найджел; Хадсон, Джули (2001). «Африканские галереи Сейнсбери в Британском музее». Африканское искусство . 34 (3): 18–37, 93 [27–31]. дои : 10.2307/3337876 . JSTOR   3337876 .
  9. ^ Перейти обратно: а б «Ранний суфизм в Иране: протосуфизм в Хорасане» . www.independentphilosophy.net . Проверено 24 февраля 2023 г.
  10. ^ Орвальдер, Йозеф (1893). Десять лет плена в лагере Махди, 1882-1892: Из оригинальных рукописей отца Йозефа Орвальдера ... Хайнеманн и Балестье.
  11. ^ «Оружие и доспехи: Джибба из Судана, Африка» . web.prm.ox.ac.uk. ​Проверено 12 августа 2022 г.
  12. ^ Бодди, Дженис (5 июня 2018 г.). Цивилизация женщин: британские крестовые походы в колониальном Судане . Издательство Принстонского университета. ISBN  978-0-691-18651-1 .
  13. ^ Музей набережной Бранли. «Братская туника» . Collections.quaibranly.fr (на французском языке) . Проверено 20 ноября 2021 г.
  14. ^ Холт, Питер М. (1966). Государство Махдистов в Судане 1881–1898 годов: исследование его истоков, развития и свержения . Кларендон Пресс.
  15. ^ Перейти обратно: а б Юник Смит, Кристал, (2017) «Вы, сыны Марса»: британское представление суданской кампании в печатной культуре, 1884–1899 гг . п. 102.
  16. ^ Томас, Эльвира (2020), Суданская Джибба в учреждениях Великобритании , номер документа : 10.5281/ZENODO.4047811 , получено 24 февраля 2023 г.
  17. ^ «Суданская джибба» . Королевские оружейные палаты . 31 августа 2018 г. Проверено 19 июня 2023 г.
  18. ^ Эль Тайиб, Гризельда; Эль-Нагер, Сара; Надь, Энико (2017). Региональные народные костюмы Судана . Sequence media / книжное производство xlibri.de. п. 33. ISBN  978-3-940190-96-3 . OCLC   1056575561 .
  19. ^ «Установление связей с Африкой: Судан и Махдия» . Makingafricanconnections.org . Проверено 12 августа 2022 г.
  20. ^ «Юбка: этимология юбки» . www.cnrtl.fr . Проверено 11 августа 2022 г.
  21. ^ «Определение юпов» . www.merriam-webster.com . Проверено 11 августа 2022 г.
  22. ^ "jupe | Этимология, происхождение и значение слова jupe по etymonline" . www.etymonline.com . Проверено 11 августа 2022 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Весна, Кристофер (1995). «За пределами ткацкого станка: нетканые конструкции и технологии». Североафриканский текстиль . Лондон: Издательство Британского музея для попечителей Британского музея. стр. 99–105. ISBN  978-0-7141-2523-7 . OCLC   34544100 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 195c4dedba07290dff6e5c1a1b6cbef1__1721705220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/19/f1/195c4dedba07290dff6e5c1a1b6cbef1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jibba - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)