Лютеранское искусство

Лютеранское искусство состоит из всего религиозного искусства, созданного для лютеран и лютеранских церквей . Сюда входят скульптура, живопись и архитектура. Произведения искусства в лютеранских церквях возникли как отчетливый маркер веры в эпоху Реформации и были попыткой проиллюстрировать, дополнить и изобразить в материальной форме учение лютеранского богословия.
Эпоха Реформации
[ редактировать ]
Мартин Лютер поощрял демонстрацию некоторых религиозных образов в церквях, рассматривая евангелическо-лютеранскую церковь как продолжение «древней апостольской церкви». [1] Он защищал использование «важности изображений как инструментов обучения и средств преданности». [2] заявив: «Если иметь образ Христа в моем сердце не грех, а хорошо, то почему должно быть грехом иметь его в моих глазах?» [3]
Его отношение к изображениям стало более позитивным после того, как в 1521 году начался его спор с Андреасом Карлштадтом . Лютер оставил Карлштадта фактически ответственным за свою церковь в Виттенберге , когда ушел в отступление в Вартбурге , но Карлштадт провел значительно более радикальную реформацию , чем одобрил Лютер. который включал удаление всех религиозных изображений из церквей. Как и в случае с более поздними кальвинистскими программами полного уничтожения изображений, это вызвало более массовое сопротивление, чем другие аспекты радикальных нововведений, и поддержка Лютером изображений была отчасти попыткой отличить его позиции от более радикальных, а также попыткой избегать разжигания оппозиции по вопросу, который он не считает центральным.
Лютер также понимал ценность грубых полемических гравюр на дереве в пропагандистской битве и заказал некоторые из них сам. Похоже, он также лично работал с художниками над созданием дидактических композиций, которые использовались в качестве фронтисписов книг, в том числе для Библии Лютера , которая имела тщательно продуманный фронтиспис во всех ранних изданиях, гравюрах и относительно небольших версиях, написанных маслом. Закон и Евангелие (1529 г.) лютеранского художника Лукаса Кранаха Старшего - самая ранняя картина этого типа. [4] раскрашена в разных вариантах и превращена в гравюру на дереве . Некоторые из них имеют схожую композицию, разделенную вертикально на две части деревом, что также встречается во многих полемических гравюрах; обычно есть хорошая и плохая стороны. Лютеранские катехизисы , важные средства распространения лютеранских учений среди общин, часто иллюстрировались гравюрами на дереве, равно как и молитвенники и другая религиозная литература. [5]
В начале распространения лютеранства на территории Германии в 1520-х и 1530-х годах местные постановления предписывали различные варианты обращения с существующими изображениями в церквях. Там, где, как это иногда бывает, ничего не было сказано, предполагается, что предполагалось сохранить множество изображений. Например, в лютеранских церквях Нюрнберга «боковые алтари, причастные дома и святыни служили (и продолжают обеспечивать) визуальный фон для евангелического богослужения». [6] В других местах, в зависимости от мнения правителя или совета, все изображения должны были быть удалены, как в Гессене в 1526 году, хотя Мартин Лютер возражал против этого решения, по-видимому, безрезультатно. [7] В некоторых постановлениях указывалось, что следует удалять только «изображения рядом и перед которыми практиковалось особое поклонение, идолопоклонство и особое почитание свечами и огнями», но также подчеркивалось, что «мы не можем быть иконоборцами», как сказано в гамбургском постановлении 1529 года. . [8] В Бранденбурге был объявлен запрет на сохранение «алтарей... изображений и картин», а в Вюртемберге изображения, которыми пренебрегали или были повреждены, были восстановлены или заменены. [9] и Временный Аугсбургский Лейпцигский временные соглашения решили этот вопрос, заявив, что священное искусство будет сохранено в лютеранских церквях, хотя они не будут центром богослужения, что сделало лютеранскую позицию промежуточным звеном между тем, что лютеранские богословы считали «римским Католическое идолопоклонство» и «кальвинистское иконоборчество». [10]
Несколько лютеранских алтарей , в том числе «Тайной вечери» , были заказаны Мартином Лютером. Алтарь Шнеберга был помещен в главный алтарь церкви Св. Вольфганга в Шнеберге и, как лютеранский священный образ, отражал «религиозные формы северного искусства пятнадцатого и начала шестнадцатого веков». [3] ( Алтарь Шнеберга 1539 г.) вместе с Виттенбергским алтарем. (1547 г.) и Веймарский алтарь (1555 г.) были христоцентричными по своей иконографии, и «эти алтари укрепили ключевые учения новой церкви и помогли укрепить чувство конфессиональной идентичности». [11] В восточной Германии лютеранские покровители установили около тридцати новых алтарей. [12] Большинство запрестольных образов дореформации сохранились в лютеранских церквях, поскольку «алтарь все еще считался особенно святым местом и должен быть украшен соответствующим образом». [13]

Лютеранское священное искусство приобрело новую функцию в дополнение к возбуждению ума к мыслям о Божественном, а также служило дидактической цели. [3] Кранаха Например, «Закон и Евангелие» «закрепляет особую авторитетность слова Библии, включая библейские отрывки в качестве выдающихся частей композиции». [11] Лютеранство было ответственным за «взрыв творчества в графическом искусстве»: такие работы, как Passional Christi und Antichristi Филиппа Меланхтона , описывались как «богато иллюстрированные». [11] [14]


Что касается богослужения , то «лютеранское богослужение превратилось в сложную ритуальную хореографию, происходящую в богато убранном церковном интерьере». [15] Богато украшенные интерьеры лютеранских церквей отражали лютеранское евхаристическое богословие , которое учило реальному присутствию Христа в Евхаристии как сакраментальному союзу . [1] В лютеранских церквях, а также домах было выставлено заметное распятие , подчеркивающее их высокое отношение к теологии Креста . [1] [16] [17] Он стал популярным религиозным образом среди лютеран, которые «молились, медитировали и даже плакали перед ними». [17] Таким образом, для лютеран «Реформация скорее обновила, чем уничтожила религиозный имидж». [18]
Во время Бельденской бури или иконоборческой ярости банды, которых часто относили к кальвинистам, насильственно уничтожали священные произведения искусства из церквей. [19] [20] [21] Лютеране в целом выступали против иконоборчества, один из них сказал: «Вы, черный кальвинист, вы разрешаете разбивать наши картины и взламывать наши кресты; мы собираемся разбить вас и ваших кальвинистских священников в ответ». [1] Таким образом, кальвинистское иконоборчество «спровоцировало ответные беспорядки лютеранской мафии» в Германии. [22] Лютеранский теолог и священник Иоганн Арндт был вынужден бежать из Анхальта, когда тот стал кальвинистским в 1580-х годах, из-за его защиты христианского сакрального искусства. [12] Он написал трактат «Иконография» , в котором критиковал реформатскую веру за освящение евхаристических элементов на деревянных столах, а не на каменных алтарях. [12] По мере распространения кальвинизма и связанного с ним аниконизма «лютеране в ответ подтвердили свою приверженность правильному использованию религиозных образов». [23]
период барокко
[ редактировать ]
Художники, создавшие искусство лютеранского барокко, черпали вдохновение не только у Мартина Лютера, но и у популярного лютеранского благочестия во второй половине XVI и XVII веков. [23] Дрезденская церковь Фрауэнкирхе является выдающимся примером искусства лютеранского барокко, строительство которого было завершено в 1743 году по заказу лютеранского городского совета Дрездена: [24]
С кафедры у входа в хор проповедовалось чистое Слово Божье на поистине великолепном визуальном фоне. Внутреннее убранство Фрауэнкирхе с ее внушительным главным алтарем, изображающим в скульптурном рельефе эмоциональную сцену молитвы Христа на Елеонской горе, великолепным органом и куполом с картинами евангелистов и добродетелей Джованни Баттисты Гроне, является даже иллюзией. иллюзия, зависящая от приемов итальянского барокко. Фрауэнкирхе соперничала с современными католическими церквями по своей красоте и великолепию, и наблюдатели восемнадцатого века фактически сравнивали ее с собором Святого Петра в Риме. [24]
Во второй половине 17 века искусство высокого барокко продолжало распространяться по Саксонии под властью Иоганна Георга II . [24] Такие предметы, как алтарь Йоханнескирхе, напоминали « Снятие с креста» Питера Пауля Рубенса . [24]
Более типично, Даниэль Хисген (1733-1812) был немецким художником периода рококо , который работал художником лютеранских церквей в Верхнем Гессене , специализируясь на циклах картин, украшающих переднюю часть парапета галереи в церквях с верхней галереей. Его сдержанные циклы демонстрируют скромную известность, ожидаемую от лютеранского искусства в немецких церквях того времени, выбирая средний путь между большими и заметными изображениями в католических церквях и полным отсутствием изображений в кальвинистских.
19 век
[ редактировать ]В Евангелическо-лютеранской церкви в Дании было спроектировано несколько лютеранских запрестольных образов, которые были размещены в приходских церквях. [25] Многие из них были созданы такими художниками, как Карл Блох и Йоаким Сковгаард . [25]
Сегодняшний день
[ редактировать ]Что касается произведений искусства, украшающих лютеранские церкви в современную эпоху:
Лютеранские храмы содержат изображения и скульптуры не только Христа, но также библейских, а иногда и других святых, а также выдающиеся украшенные кафедры из-за важности проповеди, витражи, богато украшенную мебель, великолепные образцы традиционной и современной архитектуры, резные или украшенные иным образом алтарные части и щедрое использование свечей на алтаре и в других местах. [1]
В Финляндии Хилкка Тойвола в 20 веке создал множество витражей. В Евангелическо-лютеранской церкви Дании религиозные художники, в том числе Арне Хауген Соренсен , Питер Брандес , Хайн Хейнсен и Майя Лиза Энгельхардт, продолжают создавать лютеранское искусство и сегодня. [25] Утверждалось, что в немецких лютеранских церквях сохранилось больше марианских запрестольных образов дореформации , чем в католических. [1] где многие были заменены в период барокко.
См. также
[ редактировать ]- Искусство в протестантской Реформации и Контрреформации
- Алтарь кафедры
- Алтарь Шнеберга
- Виттенбергский алтарь
- Веймарский алтарь
- Готский алтарь
- Церковь Дротем
Примечания
[ редактировать ]![]() | Эта статья содержит слишком много или слишком длинные цитаты . ( май 2018 г. ) |
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Лампорт, 138. «Лютеране продолжали поклоняться в дореформационных церквях, как правило, с небольшими изменениями в интерьере. Было даже высказано предположение, что в Германии по сей день можно найти больше древних марианских алтарей в лютеранских церквях, чем в католических церквях. Так, в Германии а в Скандинавии сохранилось множество произведений средневекового искусства и архитектуры Джозеф Лео Кернер отметил, что лютеране, видя себя в традициях древней апостольской церкви, стремились защитить, а также реформировать использование изображений «пустое, белое». Мытая церковь провозгласила полностью одухотворенный культ, что противоречит учению Лютера о реальном присутствии Христа в таинствах» (Koerner 2004, 58). Фактически, в XVI веке наиболее сильное сопротивление уничтожению изображений исходило не от католиков, а от Лютеране против кальвинистов: «Вы, черный кальвинист, вы разрешаете разбивать наши картины и взламывать наши кресты; в ответ мы собираемся разбить вас и ваших кальвинистских священников» (Koerner 2004, 58). Произведения искусства продолжали выставляться в лютеранских церквях, часто включая внушительное большое распятие в святилище, что является явной отсылкой к теология креста . ... Напротив, реформатские (кальвинистские) церкви разительно отличаются. Обычно не украшенные и лишенные эстетической привлекательности, картины, скульптуры и богато украшенные алтарные образы практически отсутствуют; свечей мало или нет; распятия и кресты также по большей части отсутствуют.
- ^ Нааеке, Энтони Ю. (2006). Калейдоскопическая катехизация: Миссионерская катехизация в Африке, особенно в епархии Ва в Гане . Питер Лэнг. п. 114. ИСБН 9780820486857 .
Хотя некоторые реформаторы, такие как Жан Кальвин и Ульрих Цвингли, отвергали все изображения, Мартин Лютер защищал важность изображений как инструментов обучения и помощи в преданности.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Благородный, 67-69
- ^ Noble, 1, 12-14 о масштабах «лютеранства» Кранаха в первые годы.
- ^ Исцеление (2017), 33-38.
- ^ Исцеление (2017), 46
- ^ Исцеление (2017), 43-45. «В Гессене, например, Хомбергский синод, собравшийся в 1526 году по указанию ландграфа Филиппа, не сделал никаких уступок в отношении изображений: все должно быть удалено, независимо от статуса и тематики. Хотя Лютер возражал против выводов, к которым пришел этот синод , Филипп снова издал указ об удалении изображений в 1527 году».
- ^ Исцеление (2017), 43-44.
- ^ Исцеление (2017), 52
- ^ Исцеление (2017), 51
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Кэмерон, Юан (1 сентября 2016 г.). Новая Кембриджская история Библии: Том 3, с 1450 по 1750 год . Издательство Кембриджского университета. стр. 1198–1339. ISBN 9781316351741 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Кацнельсон, Ира; Рубин, Мири (8 апреля 2016 г.). Религиозное обращение: история, опыт и значение . Рутледж. стр. 109–112. ISBN 9781317067009 .
- ^ Кацнельсон, Ира; Рубин, Мири (2016). Религиозное обращение: история, опыт и значение . Рутледж. стр. 109–112. ISBN 9781317067009 .
Однако на большинстве лютеранских территорий алтари и запрестольные образы не только сохранились, но и продолжали использоваться и даже вводились в эксплуатацию заново. Лютеранская приверженность доктрине реального присутствия Христа, несомненно, дает ключ к пониманию этого визуального консерватизма. Алтарь по-прежнему считался особо святым местом и должен был быть соответственно украшен.
- ^ «Антипапистская брошюра Лютера, Passional Christi und Antichristi, 1521 — Британская библиотека» . Британская библиотека .
- ^ Спайсер, Эндрю (5 декабря 2016 г.). Лютеранские церкви в Европе раннего Нового времени . Тейлор и Фрэнсис. п. 237. ИСБН 9781351921169 .
По мере своего развития на северо-востоке Германии лютеранское богослужение превратилось в сложную ритуальную хореографию, происходящую в богато обставленном церковном интерьере. Об этом свидетельствует фон эпитафии, написанной в 1615 году Мартином Шульцем и предназначенной для Николаикирхе в Берлине (см. рис. 5.5).
- ^ Марквардт, Джанет Т.; Джордан, Элис А. (14 января 2009 г.). Средневековое искусство и архитектура после Средневековья . Издательство Кембриджских ученых. п. 71. ИСБН 9781443803984 .
Фактически, лютеране часто оправдывали свое продолжающееся использование средневековых распятий теми же аргументами, которые использовались со времен средневековья, как видно на примере алтаря Святого Креста в цистерцианской церкви Доберана.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Исцели, Бриджит (20 февраля 2018 г.). «Реформация и лютеранское барокко» . Издательство Оксфордского университета .
Изображения также стали играть ключевую роль в новых формах лютеранского благочестия, пропагандируемых в конце шестнадцатого и семнадцатого веков такими фигурами, как Иоганн Арндт. Распятие, в частности, стало важным религиозным изображением. Распятия, которые были объектом особой ненависти кальвинистских иконоборцев, украшали лютеранские церкви и дома, а лютеране молились, размышляли и даже плакали перед ними.
- ^ Диксон, К. Скотт (9 марта 2012 г.). Оспаривание Реформации . Джон Уайли и сыновья. п. 146. ИСБН 9781118272305 .
По мнению Кернера, занимающегося лютеранским искусством, Реформация скорее обновила, чем уничтожила религиозный образ.
- ^ Арнаде, Питер Дж., Нищие, иконоборцы и гражданские патриоты: политическая культура голландского восстания , стр. 97–142, Cornell University Press, 2008, ISBN 0-8014-7496-5 , ISBN 978-0-8014-7496-5
- ^ Старк, Родни (18 декабря 2007 г.). Победа разума: как христианство привело к свободе, капитализму и успеху на Западе . Издательская группа Random House. п. 176. ИСБН 9781588365002 .
В «Бельденшторме», или «Иконоборческой ярости», участвовали бродячие банды радикальных кальвинистов, которые были категорически против всех религиозных изображений и украшений в церквях и действовали согласно своим убеждениям, врываясь в католические церкви и уничтожая все произведения искусства и наряды.
- ^ Байфилд, Тед (2002). Век гигантов, 1500–1600 гг. н.э.: В эпоху духовного гения западный христианский мир разрушается . Проект христианской истории. п. 297. ИСБН 9780968987391 .
Убежденные католики, но выступавшие против тактики инквизиции, они поддержали Вильгельма Оранского в подавлении кальвинистского восстания голландской бельденской бури от имени регента Маргариты Пармской и охотно пришли на совет по ее приглашению.
- ^ Маршалл, Питер (22 октября 2009 г.). Реформация . Издательство Оксфордского университета . п. 114 . ISBN 9780191578885 .
Иконоборческие инциденты во время кальвинистской «Второй Реформации» в Германии спровоцировали ответные беспорядки со стороны лютеранской толпы, в то время как разрушение имиджа протестантов в Балтийском регионе вызвало глубокую неприязнь к соседним восточным православным, группе, с которой реформаторы, возможно, надеялись найти общее дело.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Исцели, Бриджит (20 февраля 2018 г.). «Реформация и лютеранское барокко» . Издательство Оксфордского университета . Проверено 1 мая 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Исцели, Бриджит (1 декабря 2011 г.). « Лучше папист, чем кальвинист»: искусство и идентичность в поздней лютеранской Германии» . Немецкая история . 29 (4). Немецкое историческое общество: 584–609. дои : 10.1093/gerhis/ghr066 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Алтарь: давняя традиция» . Евангелическо-лютеранская церковь в Дании . 2017. Архивировано из оригинала 1 мая 2018 г. Проверено 26 июля 2022 г. .
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Исцелите, Бриджит (2017), Великолепная вера: искусство и идентичность в лютеранской Германии , Oxford University Press, 2017, ISBN 0191057541 , 9780191057540, книги Google
- Лэмпорт, Марк А. (31 августа 2017 г.). Энциклопедия Мартина Лютера и Реформации . Издательство Rowman & Littlefield. ISBN 9781442271593 .
- Благородный, Бонни (2009). Лукас Кранах Старший: Искусство и преданность немецкой Реформации . Университетское издательство Америки. ISBN 978-0-7618-4337-5 .