Jump to content

Лютеранское искусство

(Перенаправлено из лютеранского барокко )
Алтарь -лютеранской церкви немецкой евангелическо Святого Матфея в Чарльстоне .

Лютеранское искусство состоит из всего религиозного искусства, созданного для лютеран и лютеранских церквей . Сюда входят скульптура, живопись и архитектура. Произведения искусства в лютеранских церквях возникли как отчетливый маркер веры в эпоху Реформации и были попыткой проиллюстрировать, дополнить и изобразить в материальной форме учение лютеранского богословия.

Эпоха Реформации

[ редактировать ]
Закон и Евангелие лютеранских художников Лукаса Кранаха Старшего и Лукаса Кранаха Младшего (1536 г.).

Мартин Лютер поощрял демонстрацию некоторых религиозных образов в церквях, рассматривая евангелическо-лютеранскую церковь как продолжение «древней апостольской церкви». [1] Он защищал использование «важности изображений как инструментов обучения и средств преданности». [2] заявив: «Если иметь образ Христа в моем сердце не грех, а хорошо, то почему должно быть грехом иметь его в моих глазах?» [3]

Его отношение к изображениям стало более позитивным после того, как в 1521 году начался его спор с Андреасом Карлштадтом . Лютер оставил Карлштадта фактически ответственным за свою церковь в Виттенберге , когда ушел в отступление в Вартбурге , но Карлштадт провел значительно более радикальную реформацию , чем одобрил Лютер. который включал удаление всех религиозных изображений из церквей. Как и в случае с более поздними кальвинистскими программами полного уничтожения изображений, это вызвало более массовое сопротивление, чем другие аспекты радикальных нововведений, и поддержка Лютером изображений была отчасти попыткой отличить его позиции от более радикальных, а также попыткой избегать разжигания оппозиции по вопросу, который он не считает центральным.

Лютер также понимал ценность грубых полемических гравюр на дереве в пропагандистской битве и заказал некоторые из них сам. Похоже, он также лично работал с художниками над созданием дидактических композиций, которые использовались в качестве фронтисписов книг, в том числе для Библии Лютера , которая имела тщательно продуманный фронтиспис во всех ранних изданиях, гравюрах и относительно небольших версиях, написанных маслом. Закон и Евангелие (1529 г.) лютеранского художника Лукаса Кранаха Старшего - самая ранняя картина этого типа. [4] раскрашена в разных вариантах и ​​превращена в гравюру на дереве . Некоторые из них имеют схожую композицию, разделенную вертикально на две части деревом, что также встречается во многих полемических гравюрах; обычно есть хорошая и плохая стороны. Лютеранские катехизисы , важные средства распространения лютеранских учений среди общин, часто иллюстрировались гравюрами на дереве, равно как и молитвенники и другая религиозная литература. [5]

В начале распространения лютеранства на территории Германии в 1520-х и 1530-х годах местные постановления предписывали различные варианты обращения с существующими изображениями в церквях. Там, где, как это иногда бывает, ничего не было сказано, предполагается, что предполагалось сохранить множество изображений. Например, в лютеранских церквях Нюрнберга «боковые алтари, причастные дома и святыни служили (и продолжают обеспечивать) визуальный фон для евангелического богослужения». [6] В других местах, в зависимости от мнения правителя или совета, все изображения должны были быть удалены, как в Гессене в 1526 году, хотя Мартин Лютер возражал против этого решения, по-видимому, безрезультатно. [7] В некоторых постановлениях указывалось, что следует удалять только «изображения рядом и перед которыми практиковалось особое поклонение, идолопоклонство и особое почитание свечами и огнями», но также подчеркивалось, что «мы не можем быть иконоборцами», как сказано в гамбургском постановлении 1529 года. . [8] В Бранденбурге был объявлен запрет на сохранение «алтарей... изображений и картин», а в Вюртемберге изображения, которыми пренебрегали или были повреждены, были восстановлены или заменены. [9] и Временный Аугсбургский Лейпцигский временные соглашения решили этот вопрос, заявив, что священное искусство будет сохранено в лютеранских церквях, хотя они не будут центром богослужения, что сделало лютеранскую позицию промежуточным звеном между тем, что лютеранские богословы считали «римским Католическое идолопоклонство» и «кальвинистское иконоборчество». [10]

Несколько лютеранских алтарей , в том числе «Тайной вечери» , были заказаны Мартином Лютером. Алтарь Шнеберга был помещен в главный алтарь церкви Св. Вольфганга в Шнеберге и, как лютеранский священный образ, отражал «религиозные формы северного искусства пятнадцатого и начала шестнадцатого веков». [3] ( Алтарь Шнеберга 1539 г.) вместе с Виттенбергским алтарем. (1547 г.) и Веймарский алтарь (1555 г.) были христоцентричными по своей иконографии, и «эти алтари укрепили ключевые учения новой церкви и помогли укрепить чувство конфессиональной идентичности». [11] В восточной Германии лютеранские покровители установили около тридцати новых алтарей. [12] Большинство запрестольных образов дореформации сохранились в лютеранских церквях, поскольку «алтарь все еще считался особенно святым местом и должен быть украшен соответствующим образом». [13]

Алтарная панель церкви Св. Петра и Павла в Веймаре изображает Распятие Иисуса Лукас Кранах Старший и Мартин Лютер . , справа стоят

Лютеранское священное искусство приобрело новую функцию в дополнение к возбуждению ума к мыслям о Божественном, а также служило дидактической цели. [3] Кранаха Например, «Закон и Евангелие» «закрепляет особую авторитетность слова Библии, включая библейские отрывки в качестве выдающихся частей композиции». [11] Лютеранство было ответственным за «взрыв творчества в графическом искусстве»: такие работы, как Passional Christi und Antichristi Филиппа Меланхтона , описывались как «богато иллюстрированные». [11] [14]

Тимпан Тезисной двери замковой церкви в Виттенберге изображает Мартина Лютера и Филиппа Меланхтона , стоящих на коленях в молитве перед распятым Христом.
Лютеранская месса, изображенная в Николаикирхе в Берлине, Мартин Шульц, 1615 год.
Картины Даниэля Хисгена в основном представляют собой циклы на парапетах галерей лютеранской церкви. Сотворение мира (слева) до Благовещения . Здесь можно увидеть

Что касается богослужения , то «лютеранское богослужение превратилось в сложную ритуальную хореографию, происходящую в богато убранном церковном интерьере». [15] Богато украшенные интерьеры лютеранских церквей отражали лютеранское евхаристическое богословие , которое учило реальному присутствию Христа в Евхаристии как сакраментальному союзу . [1] В лютеранских церквях, а также домах было выставлено заметное распятие , подчеркивающее их высокое отношение к теологии Креста . [1] [16] [17] Он стал популярным религиозным образом среди лютеран, которые «молились, медитировали и даже плакали перед ними». [17] Таким образом, для лютеран «Реформация скорее обновила, чем уничтожила религиозный имидж». [18]

Во время Бельденской бури или иконоборческой ярости банды, которых часто относили к кальвинистам, насильственно уничтожали священные произведения искусства из церквей. [19] [20] [21] Лютеране в целом выступали против иконоборчества, один из них сказал: «Вы, черный кальвинист, вы разрешаете разбивать наши картины и взламывать наши кресты; мы собираемся разбить вас и ваших кальвинистских священников в ответ». [1] Таким образом, кальвинистское иконоборчество «спровоцировало ответные беспорядки лютеранской мафии» в Германии. [22] Лютеранский теолог и священник Иоганн Арндт был вынужден бежать из Анхальта, когда тот стал кальвинистским в 1580-х годах, из-за его защиты христианского сакрального искусства. [12] Он написал трактат «Иконография» , в котором критиковал реформатскую веру за освящение евхаристических элементов на деревянных столах, а не на каменных алтарях. [12] По мере распространения кальвинизма и связанного с ним аниконизма «лютеране в ответ подтвердили свою приверженность правильному использованию религиозных образов». [23]

период барокко

[ редактировать ]
Бронзовая статуя Мартина Лютера перед лютеранской церковью Богоматери в Дрездене работы Адольфа фон Донндорфа (1885 г.).
Лютеранская церковь Вознесения Господня при Фонде императрицы Августы Виктории, Иерусалим: Потолочная мозаика с изображением Христа Вседержителя

Художники, создавшие искусство лютеранского барокко, черпали вдохновение не только у Мартина Лютера, но и у популярного лютеранского благочестия во второй половине XVI и XVII веков. [23] Дрезденская церковь Фрауэнкирхе является выдающимся примером искусства лютеранского барокко, строительство которого было завершено в 1743 году по заказу лютеранского городского совета Дрездена: [24]

С кафедры у входа в хор проповедовалось чистое Слово Божье на поистине великолепном визуальном фоне. Внутреннее убранство Фрауэнкирхе с ее внушительным главным алтарем, изображающим в скульптурном рельефе эмоциональную сцену молитвы Христа на Елеонской горе, великолепным органом и куполом с картинами евангелистов и добродетелей Джованни Баттисты Гроне, является даже иллюзией. иллюзия, зависящая от приемов итальянского барокко. Фрауэнкирхе соперничала с современными католическими церквями по своей красоте и великолепию, и наблюдатели восемнадцатого века фактически сравнивали ее с собором Святого Петра в Риме. [24]

Во второй половине 17 века искусство высокого барокко продолжало распространяться по Саксонии под властью Иоганна Георга II . [24] Такие предметы, как алтарь Йоханнескирхе, напоминали « Снятие с креста» Питера Пауля Рубенса . [24]

Более типично, Даниэль Хисген (1733-1812) был немецким художником периода рококо , который работал художником лютеранских церквей в Верхнем Гессене , специализируясь на циклах картин, украшающих переднюю часть парапета галереи в церквях с верхней галереей. Его сдержанные циклы демонстрируют скромную известность, ожидаемую от лютеранского искусства в немецких церквях того времени, выбирая средний путь между большими и заметными изображениями в католических церквях и полным отсутствием изображений в кальвинистских.

Скульптура вокруг входа в лютеранскую церковь готического возрождения в Баутцене , Саксония .

В Евангелическо-лютеранской церкви в Дании было спроектировано несколько лютеранских запрестольных образов, которые были размещены в приходских церквях. [25] Многие из них были созданы такими художниками, как Карл Блох и Йоаким Сковгаард . [25]

Сегодняшний день

[ редактировать ]

Что касается произведений искусства, украшающих лютеранские церкви в современную эпоху:

Лютеранские храмы содержат изображения и скульптуры не только Христа, но также библейских, а иногда и других святых, а также выдающиеся украшенные кафедры из-за важности проповеди, витражи, богато украшенную мебель, великолепные образцы традиционной и современной архитектуры, резные или украшенные иным образом алтарные части и щедрое использование свечей на алтаре и в других местах. [1]

В Финляндии Хилкка Тойвола в 20 веке создал множество витражей. В Евангелическо-лютеранской церкви Дании религиозные художники, в том числе Арне Хауген Соренсен , Питер Брандес , Хайн Хейнсен и Майя Лиза Энгельхардт, продолжают создавать лютеранское искусство и сегодня. [25] Утверждалось, что в немецких лютеранских церквях сохранилось больше марианских запрестольных образов дореформации , чем в католических. [1] где многие были заменены в период барокко.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Лампорт, 138. «Лютеране продолжали поклоняться в дореформационных церквях, как правило, с небольшими изменениями в интерьере. Было даже высказано предположение, что в Германии по сей день можно найти больше древних марианских алтарей в лютеранских церквях, чем в католических церквях. Так, в Германии а в Скандинавии сохранилось множество произведений средневекового искусства и архитектуры Джозеф Лео Кернер отметил, что лютеране, видя себя в традициях древней апостольской церкви, стремились защитить, а также реформировать использование изображений «пустое, белое». Мытая церковь провозгласила полностью одухотворенный культ, что противоречит учению Лютера о реальном присутствии Христа в таинствах» (Koerner 2004, 58). Фактически, в XVI веке наиболее сильное сопротивление уничтожению изображений исходило не от католиков, а от Лютеране против кальвинистов: «Вы, черный кальвинист, вы разрешаете разбивать наши картины и взламывать наши кресты; в ответ мы собираемся разбить вас и ваших кальвинистских священников» (Koerner 2004, 58). Произведения искусства продолжали выставляться в лютеранских церквях, часто включая внушительное большое распятие в святилище, что является явной отсылкой к теология креста . ... Напротив, реформатские (кальвинистские) церкви разительно отличаются. Обычно не украшенные и лишенные эстетической привлекательности, картины, скульптуры и богато украшенные алтарные образы практически отсутствуют; свечей мало или нет; распятия и кресты также по большей части отсутствуют.
  2. ^ Нааеке, Энтони Ю. (2006). Калейдоскопическая катехизация: Миссионерская катехизация в Африке, особенно в епархии Ва в Гане . Питер Лэнг. п. 114. ИСБН  9780820486857 . Хотя некоторые реформаторы, такие как Жан Кальвин и Ульрих Цвингли, отвергали все изображения, Мартин Лютер защищал важность изображений как инструментов обучения и помощи в преданности.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Благородный, 67-69
  4. ^ Noble, 1, 12-14 о масштабах «лютеранства» Кранаха в первые годы.
  5. ^ Исцеление (2017), 33-38.
  6. ^ Исцеление (2017), 46
  7. ^ Исцеление (2017), 43-45. «В Гессене, например, Хомбергский синод, собравшийся в 1526 году по указанию ландграфа Филиппа, не сделал никаких уступок в отношении изображений: все должно быть удалено, независимо от статуса и тематики. Хотя Лютер возражал против выводов, к которым пришел этот синод , Филипп снова издал указ об удалении изображений в 1527 году».
  8. ^ Исцеление (2017), 43-44.
  9. ^ Исцеление (2017), 52
  10. ^ Исцеление (2017), 51
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Кэмерон, Юан (1 сентября 2016 г.). Новая Кембриджская история Библии: Том 3, с 1450 по 1750 год . Издательство Кембриджского университета. стр. 1198–1339. ISBN  9781316351741 .
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Кацнельсон, Ира; Рубин, Мири (8 апреля 2016 г.). Религиозное обращение: история, опыт и значение . Рутледж. стр. 109–112. ISBN  9781317067009 .
  13. ^ Кацнельсон, Ира; Рубин, Мири (2016). Религиозное обращение: история, опыт и значение . Рутледж. стр. 109–112. ISBN  9781317067009 . Однако на большинстве лютеранских территорий алтари и запрестольные образы не только сохранились, но и продолжали использоваться и даже вводились в эксплуатацию заново. Лютеранская приверженность доктрине реального присутствия Христа, несомненно, дает ключ к пониманию этого визуального консерватизма. Алтарь по-прежнему считался особо святым местом и должен был быть соответственно украшен.
  14. ^ «Антипапистская брошюра Лютера, Passional Christi und Antichristi, 1521 — Британская библиотека» . Британская библиотека .
  15. ^ Спайсер, Эндрю (5 декабря 2016 г.). Лютеранские церкви в Европе раннего Нового времени . Тейлор и Фрэнсис. п. 237. ИСБН  9781351921169 . По мере своего развития на северо-востоке Германии лютеранское богослужение превратилось в сложную ритуальную хореографию, происходящую в богато обставленном церковном интерьере. Об этом свидетельствует фон эпитафии, написанной в 1615 году Мартином Шульцем и предназначенной для Николаикирхе в Берлине (см. рис. 5.5).
  16. ^ Марквардт, Джанет Т.; Джордан, Элис А. (14 января 2009 г.). Средневековое искусство и архитектура после Средневековья . Издательство Кембриджских ученых. п. 71. ИСБН  9781443803984 . Фактически, лютеране часто оправдывали свое продолжающееся использование средневековых распятий теми же аргументами, которые использовались со времен средневековья, как видно на примере алтаря Святого Креста в цистерцианской церкви Доберана.
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Исцели, Бриджит (20 февраля 2018 г.). «Реформация и лютеранское барокко» . Издательство Оксфордского университета . Изображения также стали играть ключевую роль в новых формах лютеранского благочестия, пропагандируемых в конце шестнадцатого и семнадцатого веков такими фигурами, как Иоганн Арндт. Распятие, в частности, стало важным религиозным изображением. Распятия, которые были объектом особой ненависти кальвинистских иконоборцев, украшали лютеранские церкви и дома, а лютеране молились, размышляли и даже плакали перед ними.
  18. ^ Диксон, К. Скотт (9 марта 2012 г.). Оспаривание Реформации . Джон Уайли и сыновья. п. 146. ИСБН  9781118272305 . По мнению Кернера, занимающегося лютеранским искусством, Реформация скорее обновила, чем уничтожила религиозный образ.
  19. ^ Арнаде, Питер Дж., Нищие, иконоборцы и гражданские патриоты: политическая культура голландского восстания , стр. 97–142, Cornell University Press, 2008, ISBN   0-8014-7496-5 , ISBN   978-0-8014-7496-5
  20. ^ Старк, Родни (18 декабря 2007 г.). Победа разума: как христианство привело к свободе, капитализму и успеху на Западе . Издательская группа Random House. п. 176. ИСБН  9781588365002 . В «Бельденшторме», или «Иконоборческой ярости», участвовали бродячие банды радикальных кальвинистов, которые были категорически против всех религиозных изображений и украшений в церквях и действовали согласно своим убеждениям, врываясь в католические церкви и уничтожая все произведения искусства и наряды.
  21. ^ Байфилд, Тед (2002). Век гигантов, 1500–1600 гг. н.э.: В эпоху духовного гения западный христианский мир разрушается . Проект христианской истории. п. 297. ИСБН  9780968987391 . Убежденные католики, но выступавшие против тактики инквизиции, они поддержали Вильгельма Оранского в подавлении кальвинистского восстания голландской бельденской бури от имени регента Маргариты Пармской и охотно пришли на совет по ее приглашению.
  22. ^ Маршалл, Питер (22 октября 2009 г.). Реформация . Издательство Оксфордского университета . п. 114 . ISBN  9780191578885 . Иконоборческие инциденты во время кальвинистской «Второй Реформации» в Германии спровоцировали ответные беспорядки со стороны лютеранской толпы, в то время как разрушение имиджа протестантов в Балтийском регионе вызвало глубокую неприязнь к соседним восточным православным, группе, с которой реформаторы, возможно, надеялись найти общее дело.
  23. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Исцели, Бриджит (20 февраля 2018 г.). «Реформация и лютеранское барокко» . Издательство Оксфордского университета . Проверено 1 мая 2018 г.
  24. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Исцели, Бриджит (1 декабря 2011 г.). « Лучше папист, чем кальвинист»: искусство и идентичность в поздней лютеранской Германии» . Немецкая история . 29 (4). Немецкое историческое общество: 584–609. дои : 10.1093/gerhis/ghr066 .
  25. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Алтарь: давняя традиция» . Евангелическо-лютеранская церковь в Дании . 2017. Архивировано из оригинала 1 мая 2018 г. Проверено 26 июля 2022 г. .

Цитируемые работы

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 38adbb2c1be71499aabc95213efabc70__1696801980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/38/70/38adbb2c1be71499aabc95213efabc70.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lutheran art - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)