Церковь Дании
Евангелическо-лютеранская церковь в Дании | |
---|---|
Народная церковь | |
Тип | Причастие |
Классификация | протестант |
Ориентация | лютеранин |
Писание | Библия |
Теология | |
Политика | епископальный |
Верховный орган | Фредерик X Датский и Фолькетинг |
Министр Церковные дела | Мортен Далин |
Предстоятель | Петер Сков-Якобсен |
Епархии | 11 |
приходы | 2163 (ноябрь 2019 г.) [ 1 ] |
Ассоциации | |
Область | Королевство Дания (включая Гренландию , исключая Фарерские острова ) |
Язык | датский |
Источник | 1536 |
Отдельно от | Католическая церковь в Дании |
Разделения | |
Члены | 4.253.575 (71,4%, январь 2024 г.) [ 2 ] |
Места поклонения | 2,354 (2014) [ 1 ] |
Организация помощи | Народная церковная помощь (ACT Alliance Дания) |
Официальный сайт | Официальный сайт (на датском языке) Официальный сайт (на английском языке) |
Евангелическо -лютеранская церковь в Дании или Национальная церковь ( датский : Folkekirken , букв. «Народная церковь», или неофициально den danske Folkekirke , «Датская народная церковь»; гренландский : Ilagiit , букв. «Конгрегация»), иногда называемая — Датская церковь признанная , поддерживаемая государством церковь в Дании . [ 3 ] Высшую светскую власть церкви составляют правящий монарх и парламент Дании — Фолькетинг . [ 4 ] По состоянию на 1 января 2024 г. [update], 71,4% населения Дании являются членами, [ 2 ] хотя членство является добровольным. [ 5 ]
Халкидонское христианство было введено в Данию в 9 веке Ансгаром , архиепископом Гамбурга-Бремена . В 10 веке король Харальд Блютуз стал католиком и начал организовывать церковь, а к 11 веку христианство было широко принято по всей стране. Со времен Реформации в Дании церковь была евангелическо-лютеранской , сохраняя при этом большую часть своих высоких церковных традиций дореформации литургических .
1849 года Конституция Дании определила церковь как «Датскую народную церковь» и обязывает государство поддерживать ее как таковую. [ 6 ]
Датская церковь продолжает сохранять исторический епископат . Богословская власть принадлежит епископам : десяти епископам в материковой Дании и одному в Гренландии , каждый из которых курирует епархию. Епископ Копенгагена является primus inter pares .
Организация
[ редактировать ]Епархии
[ редактировать ]Датская церковь состоит из одиннадцати епархий , каждую из которых возглавляет епископ , в том числе одна Гренландская ( Фарерские острова были двенадцатой епархией до 29 июля 2007 года). Самый старший епископ ( primus inter pares ) — епископ Копенгагенский , в настоящее время Петер Сков-Якобсен . В дальнейшее подразделение вошли 111 благочиний и 2200 приходов . Насчитывается около 2400 рукоположенных пасторов (датский: præst ). [ 7 ]
епархия | Основан | Кафедральный собор | Действующий президент |
---|---|---|---|
Ольборгская епархия | 1554 | Ольборгский собор | Епископ Томас Рейнхольд Расмуссен (2021–) |
Орхусская епархия | 948 | Орхусский собор | Епископ Хенрик Виг-Поульсен (2015–) |
Копенгагенская епархия | 1922 | Копенгагенский собор | Епископ Питер Сков-Якобсен (2009–) ( примас Дании ) |
Фюнская епархия | 988 | Собор Святого Канута | Епископ Мэдс Дэвидсен (2023–) |
Епархия Хадерслева | 1922 | Хадерслевский собор | Епископ Марианна Кристиансен (2013–) |
Хельсингёрская епархия | 1961 | Хельсингёрский собор | Епископ Питер Берч (2021–) |
Епархия Лолланд-Фальстер | 1803 | Кафедральный собор Марибо | Епископ Марианна Гарден (2017–) |
Епархия Рибе | 948 | Собор Рибе | Епископ Элоф Вестергаард (2014–) |
Епархия Роскилле | 1922 | Роскилле собор | Епископ Улла Торбьёрн Хансен (2022–) |
Выборгская епархия | 1537 | Выборгский собор | Епископ Хенрик Стубкьер (2014–) |
Гренландская епархия | 1993 | Кафедральный собор Нью-Йорка | Епископ Панирак Зигстад Мунк (2020–) |
приходы
[ редактировать ]В каждом приходе есть приходской совет, избираемый членами церкви каждые четыре года. Приходской совет руководит практической деятельностью поместной церкви и решает вопрос о найме персонала, включая пасторов, музыкантов, прислужников и ризничего . Пастор (датский: præst ) подчиняется совету, за исключением духовных вопросов, таких как проведение церковных служб и пастырское попечение . Приходы в одном и том же районе сгруппированы в благочиния, в которых один священник исполняет обязанности благочинного. Благочиния, приходские советы и пастыри подчиняются архиерею епархии.
Добровольные собрания
[ редактировать ]Особенностью является возможность создания добровольных общин ( валгменигедов ) внутри Церкви. Они составляют несколько процентов членов церкви. Это добровольные объединения , избирающие свой приходской совет и приходского настоятеля, которому они соглашаются платить из своего кармана. Взамен они освобождаются от церковного налога . Добровольная община и ее пастырь подчиняются епископу епархии, а ее члены остаются полноправными членами Церкви. Исторически сложилось так, что когда в приходе доминировало консервативное большинство и священник, либеральное меньшинство часто создавало добровольную общину со своим собственным священником – и наоборот. Сегодня добровольные общины часто являются решением для людей, которые находят идею свободной церкви привлекательной, но хотят сохранить некоторые связи с церковью.
Опциональность прихода
[ редактировать ]Другая, менее часто используемая функция — это опциональность прихода ( sognebåndsløsning , буквально «выпуск приходских облигаций»). Если член Церкви недоволен конкретным пастором своего прихода, он может выбрать другого пастора, который лучше соответствует его христианским взглядам, например, из соседнего прихода.
Членство
[ редактировать ]год | население | члены | процент | меняются ежегодно |
---|---|---|---|---|
1984 | 5,113,500 | 4,684,060 | 91.6% | |
1990 | 5,135,409 | 4,584,450 | 89.3% | 0.4 |
2000 | 5,330,500 | 4,536,422 | 85.1% | 0.4 |
2010 | 5,534,738 | 4,479,214 | 80.9% | 0.6 |
2020 | 5,822,763 | 4,327,018 | 74.3% | 0.4 |
2023 | 5,932,654 | 4,276,271 | 72.1% | 1.1 |
2024 | 5,961,249 | 4.253.575 | 71.4% | 0.7 |
Статистические данные: 1984 г., [ 8 ] 1990–2024, [ 2 ] Источник: Служение Церкви. |
Согласно официальной статистике на январь 2023 года, 72,1% жителей Дании являются членами Датской церкви, что на 1,1 процентного пункта меньше, чем годом ранее. [ 2 ] Уровень членства варьируется от 54,4% в Копенгагенской епархии до 82,0% в Выборгской епархии . В последние десятилетия процент датчан, являющихся членами церкви, медленно снижается, наиболее важными причинами являются иммиграция из нелютеранских стран, уход некоторых членов и несколько более низкий уровень (56,2%) крещения датских младенцев. . [ 9 ]
Любой человек, крестившийся ( обычно крещение младенцев ) в Датской церкви, автоматически становится ее членом. Члены могут отказаться от своего членства, а затем вернуться, если пожелают. Отлучение от церкви возможно по закону, но это редкое явление. Примеры включают заявленных сатанистов . Член церкви, поддерживавший реинкарнацию , был отлучен от церкви, но в 2005 году Верховный суд отменил отлучение.
Вера и посещение церкви
[ редактировать ]По последнему запросу около 2,4% [ 10 ] членов церкви посещают службы каждую неделю, хотя в канун Рождества их посещает более трети населения. Церковь до сих пор широко используется для традиционных семейных церемоний, включая крещения и конфирмации . В 2022 году 31,2% свадеб [ 11 ] [ 12 ] и 80,7% похорон были проведены в Датской церкви, [ 13 ] и 66,5% детей 7–8 классов были подтверждены. [ 14 ] Уровень еженедельного посещения церкви аналогичен уровню в Норвегии и Швеции .
Согласно опросу 2009 года , 25% датчан считали Иисуса Сыном Божьим , а 18% считали, что он спаситель мира . [ 15 ]
Доктрина
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Апрель 2016 г. ) |
Целью церкви является широкое признание богословских взглядов при условии, что они согласуются с официальными символическими книгами, как это предусмотрено Датским кодексом 1683 года. Это:
- Апостольское вероучение
- Никейский символ веры
- Афанасианское вероучение
- Аугсбургское исповедание
- Малый катехизис Лютера
Пересмотренные версии Ветхого и Нового Заветов были утверждены королевой Маргрете II в 1992 году. Пересмотренный Сборник гимнов был утвержден в 2003 году. И переводы Библии , и Сборник гимнов вызвали широкие общественные и богословские дебаты.
Исторически сложилось так, что существует контраст между либеральным течением, вдохновленным NFS Grundtvig, и более строгими, пиетистскими или библейскими фундаменталистскими движениями (такими как Indre Mission ). Эта напряженность иногда угрожала разделить Церковь. Тидеверв — незначительная фракция, основанная на строгом лютеранстве и антисовременных, национально-консервативных взглядах. [ 16 ] [ 17 ]
Церковь Дании является членом Всемирного совета церквей , Всемирной лютеранской федерации , Сообщества протестантских церквей Европы и Сообщества Порвоо .
Литургия
[ редактировать ]Причастие включает три чтения из Библии : главу из одного из Евангелий , из одного из Посланий или другой части Нового Завета и, с 1992 года, из Ветхого Завета . Тексты выбираются из официального списка по итогам церковного года . Некоторые литургические особенности имеют фиксированное содержание, но свободны по форме. Этим объясняется общая молитва после проповеди , в которой священнику предлагается упомянуть царский дом. Некоторые просто упоминают «Королеву и весь ее дом», тогда как другие перечисляют всех членов королевского дома по имени и титулу.
Проповедь , как и в других протестантских церквях, является центральной частью службы. Священник берет отправную точку в тексте этого воскресенья, но волен формировать о нем личное послание. В особых случаях даже несвященникам может быть разрешено проповедовать. Гимны также занимают центральное место. В отличие от римско-католической и англиканской церквей, датские общины сидят и поют, а стоят, слушая чтение Библии.
Как и в других лютеранских церквях, Датская церковь признает только два таинства : Крещение и Вечерю Господню . Обычно они включены в Службу причастия. Раньше индивидуальная или совместная исповедь условием принятия Вечери Господней была . Официальный ритуал исповеди все еще существует, но сейчас используется очень редко. Существуют также официальные обряды конфирмации , венчания , благословения гражданской свадьбы и похорон . Экстренное крещение при необходимости может совершить любой христианин, после чего ребенок будет «ратифицирован» в Церкви.
Церковь и государство
[ редактировать ]Будучи высшим органом власти Датской церкви, монарх должен быть ее членом (статья 6 Конституции). Это касается также королевских принцев и принцесс, но не распространяется на их супругов. Однако традиционно каждый иностранец, ставший членом королевской семьи, обратился в христианство или стал членом церкви; в результате принц-консорт Хенрик обратился из католицизма перед тем, как жениться на королеве в 1968 году, а Мэри Дональдсон также перешла из пресвитерианства перед тем, как выйти замуж за наследного принца Фредерика в 2004 году.
Свобода религии
[ редактировать ]После Реформации в Дании в 1536 году лютеранское христианство стало государственной религией. В течение следующего столетия, в то время, когда религиозные войны охватили Европу, последовали жестокие преследования других конфессий ( лютеранская ортодоксия ). Исключения были предоставлены только иностранным дипломатам. По крайней мере, какое-то время в XVI веке преобладали небольшие кружки тайного католицизма. С 1683 года римско-католическим, реформатским и еврейским общинам было разрешено находиться в новом городе Фредерисия, причем две последние также находились в Копенгагене. Нелютеранам также было разрешено во Фридрихштадте , на Нордстранде в Шлезвиге и в Глюкштадте в Гольштейне . Конституцией 1849 года в Дании была введена свобода вероисповедания , но лютеранство осталось государственной церковью.
Признанные и одобренные религии
[ редактировать ]Религиозная община не нуждается в одобрении государства, чтобы пользоваться свободой вероисповедания, предоставленной конституцией. Однако утвержденные государством общины ( godkendte trossamfund ) пользуются рядом привилегий. Они могут проводить законные свадьбы , открывать собственные кладбища , получать виды на жительство для иностранных священников, освобождаются от корпоративного налога и налога на имущество , могут подавать заявки на получение средств из фонда государственной лотереи , а члены могут вычитать из налогов членские взносы и подарки общине.
Кроме того, те общины, которые были признаны королевским указом до 1970 года ( anerkendte trossamfund ), могут иметь юридическую силу давать имена и крестить детей, вести свои собственные церковные реестры и переписывать свидетельства на основе таких реестров. [ 5 ]
Это юридическое различие между «признанными» и «утвержденными» сообществами сохраняется, но в основном носит исторический характер. Сообщества, признанные до 1970 года, включают только восемь устоявшихся христианских общин, а также одну еврейскую общину. С 1970 по 1990-е годы было одобрено еще несколько христианских общин, но с 1998 года последовала гораздо более либеральная практика. С тех пор решение об утверждении новых религиозных общин принимает совет независимых экспертов. В состав совета входят профессора права, религиоведения и теологии, и он работает при Министерстве юстиции, намеренно отделенном от Министерства по делам церкви. Он просто исследует, соответствует ли организация основным определениям, таким как наличие доктрины, вероучения и культа, чтобы ее можно было назвать собранием веры. В 2003 году одобрение религии Форн Сидр вызвало общественные дебаты.
Отсутствие центральной власти
[ редактировать ]На практике Церкви запрещено занимать официальные позиции в политических или других вопросах, поскольку у нее нет центральных органов, которые могли бы определять такие позиции: ни духовного лидера (например, архиепископа ), ни центрального собрания или синода . Последнее слово по доктринальным вопросам в своих епархиях остается за епископами. Король (на практике министр по делам церкви) и парламент являются центральными органами, но они обычно занимаются административными вопросами и воздерживаются от вмешательства в духовные вопросы. Церковные законы изменяются редко, а когда это происходит, затрагиваются только административные вопросы.
Во-первых, обычно считается, что эти принципы обеспечивают несектантскую, толерантную церковь, в которой прихожане и священники пользуются высокой степенью свободы практиковать свою собственную интерпретацию лютеранского христианства. Во-вторых, многие датские политики и богословы утверждают, что только эта модель церкви и государства обеспечит разделение политики и религии, поскольку Церковь не может вмешиваться в политические вопросы или даже претендовать на то, чтобы говорить в один голос от имени своих членов. Они часто не одобряют термин « государственная церковь» и утверждают, что это, как следует из названия, «народная церковь».
Статья 66 Конституции Дании предусматривает, что церковные постановления устанавливаются законом. Это обязательное положение восходит к первой Конституции 1849 года, но так и не было реализовано на практике. Были опасения, что в случае создания центральной власти может произойти раскол.
В очень немногих случаях политики отклонялись от своего традиционного курса невмешательства в церковные доктринальные вопросы. Когда они это делали, то с заявленной целью предотвратить возможный раскол в церкви. вопросы женского духовенства и однополых браков . См . ниже
Регистрация актов гражданского состояния
[ редактировать ]Церковь Дании проводит гражданскую регистрацию рождений ) , смертей , смены имени и т. д. ( записи актов гражданского состояния . Хранение таких kirkebøger (« церковных книг ») — многовековая традиция, берущая начало с тех пор, когда настоятели приходов были единственными представителями власти в сельской местности. В 2002–2003 годах традиционные церковные записи были заменены новой национальной электронной системой регистрации под названием Personregistrering . После протестов в 2005 году министр образования и духовных дел Бертель Хаардер объявил, что люди, которые по разным причинам не хотели отправлять свои регистрационные формы (например, о рождении и именах) в местный церковный офис, теперь могут отправлять свои формы в центральный офис, расположенный в Нюкёбинг-Фальстере .
В 2010 году обязанность родителей сообщать о рождении ребенка была отменена. Вместо этого было решено, что в будущем задачей акушерок будет сообщать обо всех родах в Дании (только в том случае, если акушерка не присутствует при рождении ребенка, родители по-прежнему обязаны сообщать о рождении ребенка). .
С 1 декабря 2014 года все заявки по возможности должны подаваться в цифровой форме.
Экономическая поддержка
[ редактировать ]Статья 4 Конституции Дании гласит, что «Евангелическо-лютеранская церковь является официальной церковью Дании и как таковая поддерживается государством». [ 18 ] С другой стороны, статья 68 гарантирует, что граждане не обязаны платить личные пожертвования в пользу какой-либо религии, кроме своей собственной. [ 18 ] Возникает вопрос, как эти два принципа могут сосуществовать. Нечлены не платят церковный налог , но на дополнительную государственную дочернюю компанию приходится 12% дохода Церкви. Это означает, что каждый гражданин, даже не являющийся членом организации, вносит в среднем 130 крон в год (23 доллара США). Кроме того, епископы являются высокопоставленными чиновниками, зарплата которых полностью выплачивается государством. В свою очередь, Церковь выполняет определенные общественные задачи, такие как ведение реестров записей актов гражданского состояния и управление кладбищами , которые открыты для всех конфессий.
Отделение церкви от государства
[ редактировать ]Хотя дебаты об отделении церкви от государства время от времени возникают в Дании, нынешняя договоренность поддерживается большинством политических партий. На протяжении десятилетий ему бросали вызов левые и атеисты ; в последнее время также некоторыми идеологическими либералами и некоторыми членами свободных церквей .
Сторонники разделения ( упразднения ) утверждают, что государственная церковь нарушает равенство религий и принцип светского государства . Сторонники нынешней системы утверждают, что членство является добровольным, что существование государственной церкви имеет древние исторические корни и что церковь выполняет определенные административные задачи для государства. Они также утверждают, что будет сложно решить, следует ли передавать принадлежащую церкви недвижимость государству или нет. Бывшие владения католической церкви были переданы короне в ходе реформации 1536 года .
Согласно опросу, проведенному бесплатной ежедневной газетой MetroXpress в апреле 2007 года, 52% хотели разделить церковь и государство, 30% были против и 18% не определились. Министр образования и духовных дел Бертель Хаардер выступил против раскола: «Церковь и государство будут разделены, когда более половины населения перестанет быть их членами. Так сказала НФС Грундтвиг , и я это поддерживаю». Оппозиционные социал-демократы также выступили против раскола, но заявили, что между конфессиями должно быть больше равенства, возможно, за счет государственной дочерней компании, выплачиваемой также другим одобренным религиозным общинам. [ 20 ] Группы иммигрантов и мусульманское общество разделились по этому вопросу, поскольку некоторые считают, что официальное христианство предпочтительнее чисто светского государства.
Чистое равенство религий существует лишь в меньшинстве стран Западной Европы . Помимо Дании, только Фарерские острова , Исландия , Англия и Греция имеют официальные государственные церкви , а в Шотландии есть официально признанная «национальная церковь», не связанная с государством. Испания , Португалия , Италия и Австрия имеют официальные связи с католицизмом ( конкордат ), но эти связи не распространяются на признание католицизма государственной религией в этих странах. Кроме того, существуют различные степени государственного финансирования церкви в Бельгии , Люксембурге , Германии , Норвегии , Швеции , в большинстве кантонов Швейцарии и в Эльзас-Мозельском регионе Франции .
Похожие евангелическо-лютеранские церкви Северных стран
[ редактировать ]- Церковь Швеции – Шведская церковь
- Церковь Норвегии – Норвежская церковь
- Национальная церковь Исландии – Þjóðkirkjan
- Финляндии Finland Евангелическо-лютеранская церковь (шведский: Evangelisk-lutherska kyrkan i )
- Церковь Фарерских островов – Фолкакиркьян
Спорные вопросы
[ редактировать ]Женщины-священнослужители
[ редактировать ]Рукоположение женщин , обсуждавшееся в церкви с 1920-х годов, было разрешено с 1948 года, несмотря на довольно сильное сопротивление со стороны духовенства. К тогдашнему министру церковных дел обратился приходской совет, который пожелал нанять женщину-священника. Он решил, что никаких юридических препятствий для этого нет. [ 21 ] Первая женщина, ставшая епископом, была учреждена в 1995 году. По состоянию на 2021 год большинство священников - женщины. [ 22 ]
Среди небольшого консервативного меньшинства сохраняется сопротивление женщинам, рукоположенным в духовенство. В 2007 году епископ Выборгский , известный как умеренный консерватор, заявил, что он уделяет особое внимание священникам, которые, как известно, были против рукоположенных женщин. Он организовал церемонии рукоположения таким образом, чтобы новые священники, желающие того, могли избежать рукопожатия или рукоположения женщин, рукоположенных в священники. По словам епископа, такое произошло дважды из 100 совершенных им хиротоний. Этот вопрос стал заголовком новостей на фоне дебатов о мусульманских фундаменталистах , которые отказываются пожимать руки представителям противоположного пола. Министр образования и церковных дел Бертель Хаардер заявил, что обсудит этот вопрос с епископами, но также заявил, что следует уважать толерантность к различным взглядам. Напротив, министр занятости Клаус Йорт Фредериксен считает, что священников, о которых идет речь, следует уволить, поскольку государственные служащие обязаны пожимать руки кому угодно. [ 23 ]
Однополые браки
[ редактировать ]Опрос датской общественности 2011 года показал, что 75,8% датчан одобряют однополые браки, заключаемые в церкви. [ 24 ]
По данным опроса 1137 священников, проведенного в 2011 году, 62% из них поддерживали однополые браки в Церкви на тех же основаниях, что и гетеросексуалы, а 28% были против. Карта результатов намекает на традиционное разделение запад-восток: консервативное крыло доминирует в центральной части Западной Ютландии (бывший Рингкьёбинг-Амт ) и на Борнхольме , но либеральные священники доминируют в большинстве других городов. [ 25 ]
В 2004 году опрос пасторов показал, что 60% из них выступают против церковных браков однополых пар. [ 26 ]
Раннее положение церкви
[ редактировать ]Поскольку Дания одобрила однополые гражданские союзы ( зарегистрированные партнерства ) в 1989 году, встал вопрос о церемониях церковного благословения таких союзов. После запроса Датской национальной ассоциации геев и лесбиянок в 1993 году епископы создали комиссию для выработки позиции по этому вопросу.
Первая позиция в отношении зарегистрированных партнерств была достигнута в 1997 году. Епископы утверждали, что церемония бракосочетания является Божьей основой для отношений между мужчиной и женщиной, но на этот взгляд на брак не повлиял тот факт, что некоторые люди предпочли жить в браке. ответственное сообщество с лицом того же пола, одобренное обществом, т.е. зарегистрированное партнерство. Епископы не одобряли институционализацию новых ритуалов, но пары, желающие неритуализированного маркирования в церкви своего зарегистрированного партнерства, должны быть обязаны. В таких случаях решение остается за настоятелем, и ему следует обратиться за советом к своему епископу. [ 27 ]
В то время многие церкви предпочитали благословлять зарегистрированные партнерства, однако это благословение отличалось от юридической церемонии, которую проводил мэр или другой муниципальный чиновник. [ 28 ]
Принимаются однополые браки
[ редактировать ]15 июня 2012 года Датская церковь приняла решение проводить церемонии однополых браков, а не просто благословлять их; поэтому Дания теперь признает однополые браки . В начале 2012 года министр по вопросам равенства , духовных дел и сотрудничества Северных стран Ману Сарин представил законопроект, разрешающий однополые браки, который был принят парламентом в июне 2012 года. [ 29 ] Свадебный обряд с литургией разработали и представили парламенту одиннадцатью архиереями, выступающими за заключение однополых браков в церкви. [ 30 ] Ману Сарин и большинство епископов первоначально предлагали, чтобы в рамках ритуала однополые пары объявлялись не «супругами», а «спутниками жизни» ( livsfæller , датский неологизм ), но позже министр изменил свое мнение по этому поводу. Две консервативные организации внутри церкви, Внутренняя миссия и Лютеранская миссия , а также один из двенадцати епископов продолжают протестовать против однополых браков. [ 31 ] Каждый отдельный священник сам решит, будет ли он заключать браки однополых пар. Первая однополая пара поженилась в пятницу, 15 июня. [ 32 ]
Процесс официального признания однополых браков в Датской церкви начался 8 февраля 1973 года, когда «священник Прово» Харальд Сёби провел свадьбу мужской пары, хотя и не признанную юридически, по предложению журналиста из газета «Экстра Бладет» назвала это событие «первой в мире гей-свадьбой». 25 февраля 1973 года Харальд Сёби провел еще одну свадьбу, на этот раз женской пары, в телевизионной программе. Государственный прокурор расследовал эти дела, но пришел к выводу, что использование священником своего облачения не было незаконным. Сёби вышел на пенсию в 1964 году за политическую активность, но остался рукоположенным священником в церкви. В течение следующих 15 лет Сёби совершил около 210 благословений или свадеб однополых пар. [ 33 ]
Когда в 1989 году Дания ввела зарегистрированные партнерства , вопросу однополых браков в течение нескольких лет уделялось мало внимания. Церковные благословения этого партнерства постепенно набирали силу (см. выше). Позже стала обсуждаться возможность зарегистрированного партнерства или однополых браков, совершаемых церковью. Этот вопрос был необычным образом поднят премьер-министром Андерсом Фогом Расмуссеном в 2004 году, который заявил, что одобрит такое изменение, хотя и утверждал, что говорит по этому вопросу как частное лицо, а не как премьер-министр.
Мнения сторонников о том, следует ли называть такую церемонию «браком» или просто « зарегистрированным партнерством » (registreret Partnerskab) , как назывался первоначальный однополый гражданский союз, расходятся. На практике духовенству было разрешено самому решать, заключать однополые браки или нет, аналогично праву отказывать в повторном браке разведенным лицам (политика, проводимая консервативным меньшинством священников).
конституционность
[ редактировать ]Еще одно противоречие заключается в том, что эта новая практика может противоречить датской конституции; § 4 датской конституции гласит: « Евангелистско-лютеранская церковь является официальной церковью Дании и как таковая должна поддерживаться государством » . [ 18 ]
§ 4 не только устанавливает «Фолькекиркен» как государственную церковь, но также дает определенные границы того, что такое государственная церковь. Оно вынуждено следовать лютеранским доктринам, и если, как утверждают некоторые критики, [ 34 ] лютеранские доктрины прямо заявляют, что гомосексуализм является грехом , а разрешение однополых браков в государственной церкви является нарушением конституции.
Гей-священнослужители
[ редактировать ]Духовенство геев и лесбиянок существует, и обычно это считается сугубо личным вопросом. Приходские советы играют центральную роль в отборе и приеме на работу новых священников, включая собеседования с кандидатами. После приема на работу приходские священники становятся государственными служащими и не могут быть уволены, за исключением случаев пренебрежения обязанностями , что в конечном итоге будет решением епископа.
В 2011 году женщина-священник, служившая в двух небольших островных приходах, была уволена после разногласий с приходским советом Агерсё , в то время как соседний Омё поддержал её. Она утверждала, что ее уволили из-за ее сексуальной ориентации, но приходской совет отверг это обвинение и назвал причиной «проблемы сотрудничества». Двадцатью годами ранее она выступила в роли лесбиянки и практикующей садомазохизм в одной шведской телевизионной программе. [ 35 ] [ 36 ]
В 2009 году приходской священник в Тингбьерге , пригороде Копенгагена, переехал из прихода на секретный адрес после нападений на его дом викария , его машину и приходскую церковь. Дом священника был выставлен на продажу. По данным Avisen.dk , местная молодежь утверждала, что преследовала его, среди прочего, потому, что он был открытым гомосексуалистом. [ 37 ] Сам священник отрицал, что это проблема, но утверждал, что нападения были частью общей тенденции в «разрушающемся районе» и усилились после того, как он публично высказался о местной молодежной преступности. [ 38 ] На воскресной службе, состоявшейся несколько недель спустя, присутствовали несколько видных гостей, поддержавших священника, в том числе премьер-министр Ларс Лёкке Расмуссен , министр образования и церковных дел Бертель Хаардер и фотограф Якоб Холдт . [ 39 ] Тингбьерг — одноплановый район государственного жилья , отмеченный бандитским насилием и молодежной преступностью , а также самый криминальный район Копенгагена. [ 40 ]
Заявление Господа Иисуса
[ редактировать ]отдел Датской церкви В 2000 году экуменический публично раскритиковал римско-католическую декларацию Dominus Iesus , в которой термин « церковная община » неоднозначно использовался для обозначения протестантских конфессий, включая лютеранские церкви. Датская церковь утверждала, что на экуменические отношения оказывает разрушительное воздействие, если одна церковь лишает другую права называться Церковью , и что это так же разрушительно, как если бы один христианин лишал другого христианина права называться христианином. [ 41 ]
См. также
[ редактировать ]- Датская церковь моряков и зарубежная церковь
- Датская церковь в Южном Шлезвиге
- История Дании ; по истории Датской церкви
- Религия в Дании
- Христианство в Дании
- Католическая церковь в Дании
- Религия на Фарерских островах
- Религия в Гренландии
- Другие национальные лютеранские церкви Скандинавии
- Церковь Фарерских островов
- Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии
- Церковь Исландии
- Церковь Норвегии
- Церковь Швеции
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Кинкель, Йенс (16 ноября 2019 г.). «Церкви в Дании» . Церкви Дании (на датском языке) . Проверено 16 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д Членство в церкви 1990–2024 гг. Folkekirken.dk (на датском языке)
- ↑ Государственное финансирование Национальной церкви. Архивировано 1 ноября 2006 г. в Wayback Machine (на датском языке) . Проверено 21 января 2011 г.
- ^ kristøndingen.dk - «Королева и отношение к народной церкви». Архивировано 20 декабря 2011 г. в Wayback Machine - на датском языке .
- ^ Jump up to: а б Свобода религии и религиозные общины в Дании. Архивировано 5 февраля 2012 г. в Wayback Machine Министерства по делам церкви. Проверено 21 января 2011 г.
- ^ Согласно § 4 Конституции Дании , «Евангелистско-лютеранская церковь является датской народной церковью и поддерживается как таковая государством».
- ^ Описание роли и количество священников (в настоящее время 2400) приведены на официальном сайте церкви.
- ^ Членство в церкви, статистика Дании , 1984 г. (на датском языке)
- ^ Статистика крещений 1990–2021 гг. Folkekirken.dk (на датском языке)
- ^ «Только 2,4 процента ходят в церковь каждую неделю» . Христианская газета . Проверено 20 июня 2015 г.
- ^ Церковные свадьбы и благословения Folkekirken.dk (на датском языке)
- ^ Браки по дню брака и месяцу брака Статистическое управление Дании
- ^ Похороны в народной церкви Folkekirken.dk (на датском языке)
- ^ Подтверждение Folkekirken.dk (на датском языке)
- ^ Опрос, проведенный в декабре 2009 года среди 1114 датчан в возрасте от 18 до 74 лет, Каждый четвертый датчанин верит в Иисуса. Архивировано 25 декабря 2009 г. в Wayback Machine (Каждый четвертый датчанин верит в Иисуса), Kristeligt Dagblad, 23 декабря 2009 г. (на датском языке) . )
- ^ «Обложка Tidehverv - Журнал впервые вышел в октябре 1926 года» . Проверено 20 июня 2015 г.
- ^ «Тидехвервсбевегельсен — Гильдендаль — немецкие доги» . Проверено 20 июня 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с «Конституция Дании 1953 года» (PDF) . Создать проект . Проверено 25 апреля 2016 г.
- ^ Асситер, Элисон , изд. (2012). Кьеркегор и политическая жизнь . Ньюкасл-апон-Тайн: Паб Cambridge Scholars. п. 81. ИСБН 9781443843850 .
- ↑ Датчане хотят отделить церковь от государства. Архивировано 27 сентября 2007 г. в Wayback Machine , MetroXpress , 4 апреля 2007 г. (на датском языке).
- ↑ Священники против браков гомосексуалистов в церкви , Кристелигт Дагблад , 14 января 2004 г.
- ^ Хейн, Нильс; Хэнскомб, Матильда (07 марта 2022 г.). «В Народной церкви больше женщин, чем в Швеции и Норвегии: именно она сформировала роль священника» . Христианская газета (на датском языке) . Проверено 4 октября 2023 г.
- ↑ Министр занятости: Увольняйте священников-дискриминаторов , Politiken , 24 мая 2007 г. (на датском языке)
- ^ «The Post – The Copenhagen Post – датские новости на английском языке» . Проверено 20 июня 2015 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Опрос: один из четырех священников против однополых браков (Опрос: один из четырех священников против однополых браков) , Danmarks Radio , 23 ноября 2011 г. (на датском языке, с картой)
- ^ «Пастыри против брака гомосексуалистов в церкви». Христианская газета . 14 января 2004 г.
- ^ Декларация епископов об однополых союзах, 1997 г. Архивировано 11 сентября 2007 г. в Wayback Machine (на датском языке).
- ↑ Епископ вступает в дело о благословениях гомосексуалистов , Kristeligt Dagblad , 4 августа 2003 г. (на датском языке)
- ↑ Дания движется к легализации однополых браков , Digital Journal, 24 октября 2011 г.
- ^ «Теперь ты можешь поцеловать жениха» . Архивировано из оригинала 16 июня 2013 года . Проверено 20 июня 2015 г.
- ^ «43 разгневанных священника бросают вызов епископам» . 14 июня 2012 года . Проверено 20 июня 2015 г.
- ^ «Наконец-то Стин и Стиг получили слово церкви» . 15 июня 2012 года . Проверено 20 июня 2015 г.
- ^ да: Харальд Сёби
- ^ «ДЕБАТЫ: Конституция делает это невозможным» . 2 мая 2011 г.
- ^ «дейлидвижение» . 6 сентября 2010 года . Проверено 20 июня 2015 г.
- ^ «Уволенный священник: Моя сексуальность доставила проблемы» [Уволенный священник: Моя сексуальность доставила проблемы]. Христианская газета (на датском языке). 15 декабря 2011 г. Архивировано из оригинала 13 июня 2013 г.
- ↑ , Священника Тингбьерга преследуют за то, что он гей Avisen.dk , 15 октября 2009 г. (на датском языке)
- ↑ Священник Тингбьерг: Вы предоставлены самому себе (Священник Тингбьерг: Вы предоставлены самому себе) , Кристелигт Дагблад , 17 октября 2009 г. (на датском языке)
- ↑ Тингбьерге Политики поддерживают преследуемого священника в , Politiken , 25 октября 2009 г.
- ^ [politiken.dk/indland/ECE816952/praest-paa-flugt-fra-tingbjerg-folk-er-bange/ Священник сбегает из Тингбьерга: «Люди боятся », Politiken , 25 октября 2009 г.
- ↑ Римско-католической церкви в Дании. Архивировано 14 января 2009 г. в Wayback Machine.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт (на датском языке)
- Министерство церковных дел (на датском языке)
- Церковь Дании
- 1536 заведений в Дании
- Члены Всемирной лютеранской федерации
- Лютеранство в Европе
- Члены Всемирного совета церквей
- Национальные церкви
- Религиозные организации, основанные в 1536 году
- Государственные церкви (христианские)
- Организации, основанные в 1536 году
- Утверждение христианских конфессий в Европе