Закон и Евангелие (Кранах)

Закон и Евангелие (или Закон и благодать ) — одна из многих тематически связанных аллегорических панно Лукаса Кранаха Старшего примерно 1529 года. Картины, призванные иллюстрировать лютеранские идеи спасения, являются образцами лютеранского Меркбилдера . [1] которые представляли собой простые дидактические иллюстрации христианского учения.
Кранах, вероятно, опирался на мнение своего давнего друга Мартина Лютера При разработке этих панелей, иллюстрирующих протестантскую концепцию Закона и Евангелия, . Самыми ранними формами картины являются панно в Готе , Германия, и Национальная галерея в Праге ; Считается, что панель в Готе появилась позже. Картины легли в основу многих подобных работ Кранаха и его мастерской Лукаса Кранаха Младшего и других художников в различных формах, таких как гравюра, рельефная скульптура и предметы интерьера.
Богословский контекст
[ редактировать ]
Левое и правое «крылья» картин иллюстрируют протестантскую концепцию Закона и Евангелия , которая подчеркивает спасение через прощение грехов в свете личности и дела Иисуса Христа. «Закон», или Ветхий Завет , символизируется слева, а «Евангелие» или «Благодать» — справа. Панели иллюстрируют лютеранскую идею о том, что Закона недостаточно для спасения, а Евангелия достаточно. [2] Как писал Лютер в 1522 году:
Закон – это Слово, в котором Бог учит и говорит нам, что нам следует делать, а чего не делать, как в Десяти Заповедях. Теперь, где человеческая природа одинока, без благодати Божией, Закон не может быть соблюден, потому что с момента падения Адама в Рай человек развращен и не имеет ничего, кроме нечестивого желания грешить... Другое Слово Божие не является Законом или заповедью. и от нас это ничего не требует; но после того, как первое Слово, Слово Закона, совершило эту работу и в сердце возникли мучительные страдания и нищета, Бог приходит и предлагает Свое прекрасное, живое Слово, и обещает, обещает и обязывает Себя дать благодать и помощь. , чтобы мы могли выбраться из этого страдания и чтобы все грехи были не только прощены, но и изглажены... Видите, это божественное обещание Его благодати и прощения грехов правильно называется Евангелием». [3]
Две половины панели можно рассматривать как иллюстрацию противоположных теологий. Дональд Эресманн писал в 1967 году: «Путь к спасению, изложенный на правой стороне… разительно контрастирует с путем проклятия на левой стороне». [4] Более детальный подход предлагает зрителю найти динамичную связь между Законом и Евангелием. Историк искусства Бонни Ноубл предполагает, что в лютеранстве «закон также является средством, с помощью которого становится очевидной необходимость благодати… Картина проводит границу между динамикой закона и Евангелия (лютеранское богословие) с одной стороны, и законом. сам по себе (католицизм или иудаизм) с другой». [5]
Описание
[ редактировать ]
На левой стороне картины Готы, «Закон», обнаженный мужчина мучается демоном и скелетом (Смертью), которые толкают его в ад. Другие мотивы слева включают Христа на суде , Падение человека , Медного Змея и Моисея с его скрижалями. На правой стороне, «Евангелии», мужчина общается с Иоанном Крестителем , который указывает на Иисуса, как бы говоря: «Он умер за тебя». [6] Он стоит как перед Христом на Кресте , так и перед Воскресшим Христом , чья кровь изливается на человека через Голубя ( Святого Духа ), превращая кровь Христа в «спасительные воды крещения». [7] Агнец Божий стоит на попираемых демонами левой половине. Дерево разделяет две половины панели, изображенное умирающим с левой стороны, но живущим на стороне «Евангелия». В нижней части картины в Готе изображены шесть колонок Священного Писания Нового Завета на немецком языке, вероятно, выбранные Филиппом Меланхтоном . [8]
Пражская версия объединяет две половины, изображая одного человека, сидящего перед деревом, в окружении пророка слева и Иоанна Крестителя справа, оба из которых указывают на Христа. Эти две панели можно прочитать несколько по-разному: зрителю легче идентифицировать себя с мужчиной, когда он является центральным субъектом. Во временном плане панель в Готе показывает двух мужчин, одновременно сталкивающихся с последствиями прошлых действий, в то время как человек на панели в Праге явно имеет перед собой выбор. В то время как его «низкая» нижняя часть тела указывает на сторону «Закона», его голова и туловище утвердительно поворачиваются к Иоанну и половине «Евангелия». Картина включает в себя многие из тех же символов, что и панель Готы, такие как Медный Змей, Моисей (вверху слева), Падение, Распятый и Воскресший Христос. Богородица теперь стоит на холме справа. Первоначально эта панель содержала текст, обозначающий мотивы, но он был утерян во время чистки. Пражская композиция была предпочтительной для многих производных произведений Ганс Гольбейн Младший , Эрхард Альтдорфер , гравер Жоффруа Тори и другие. [9]
Кранах переместил мотив Медного Змея с левой стороны исходных двух панелей вправо в более поздних версиях, таких как гравюра на дереве. Это история Ветхого Завета, в которой Бог наказывает израильтян, бежавших из Египта, насылая на них змей; им достаточно лишь взглянуть на змея, помещенного Моисеем на крест, чтобы спастись. Лютер считал эту историю примером веры и иллюстрацией Евангелия. Смесь тем Ветхого и Нового Завета в обеих половинах панелей показывает, что Евангелие можно найти не только в Новом Завете. [10]
Значение
[ редактировать ]
Для Лютера и Кранаха такие произведения искусства, как «Закон» и «Евангелие», были призваны привить понимание Священного Писания и лютеранской мысли, а изображения считались приемлемыми до тех пор, пока они подчинялись письменному слову. Роль этих Реформационных Меркбилдеров контрастировала с религиозным искусством в других частях Европы, таким как ранняя нидерландская и итальянская живопись Возрождения . По словам Бонни Ноубл:
Ранее искусство возникло из небиблейских источников и выполняло туманные функции, например, вдохновляло на благочестивые размышления или даже на частные видения. Дореформационные изображения могли приносить пользу смотрящему и часто сами становились объектами почитания. Разнообразное происхождение и функции искусства до Реформации предлагали зрителю значительную свободу интерпретации, свободу, которую лютеранские взгляды на изображения яростно пытались ограничить. [11]
Таким образом, дидактический формат картины стремится определить и ограничить реакцию зрителя, делая ее созревшей для искусствоведческой критики, менее очарованной такими моральными или поучительными ценностями. В одном из обзоров работа Кранаха описывается как «поверхностная фантазия», которой не удалось поднять «мир религиозной мысли реформаторов… на художественную высоту»; это «протестантская аллегория, перегруженная мыслями» и «перегруженная сухим дидактическим пропагандистским содержанием». [12]
Картина также проанализирована с точки зрения типологии , в которой ищутся соответствия между Ветхим и Новым Заветами. В этом случае половина «Закона» иллюстрирует Ветхий Завет, а половина «Евангелия» — Новый Завет. Например, «типу» Моисея, возлагающего змея на крест, отвечает «прообраз» Распятия. Анализ осложняется появлением Христа на суде в Новом Завете на стороне «Закона» и мотивом Медного Змея Ветхого Завета на стороне «Евангелия» в более поздних версиях панели.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Эрстин, Гленн (2002). Театр, культура и сообщество в реформаторском Берне: 1523–1555 гг . Исследования средневековой и реформационной мысли Vol. 85. Брилл. ISBN 9789004123533
- ^ Благородный, 37
- ^ Лютер в переводе Кристенсена, CC (1979), Искусство и Реформация в Германии . Цитируется по Кусукава, Сатико (1995). Трансформация натурфилософии: случай Филиппа Меланхтона , с. 29
- ^ Цитируется в Noble, 41.
- ^ Благородный, 49
- ^ Кусукава, 199
- ^ Кернер, 373
- ^ Благородный, 15, 27–32, 40.
- ^ Кернер, 398
- ^ Nadel, 38
- ^ Благородный, 34 года.
- ^ Различные критики, собранные Веймером, 304–305.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Кернер, Джозеф Лео (1993). Момент автопортрета в искусстве немецкого Возрождения . Издательство Чикагского университета. ISBN 9780226449999 .
- Благородный, Бонни (2009). Лукас Кранах Старший: Искусство и преданность немецкой Реформации . Университетское издательство Америки. ISBN 978-0-7618-4337-5 .
- Веймер, Кристоф (2009). «Лютер и Кранах об оправдании в слове и образе» . В Венгерте, Тимоти Дж. (ред.). Пасторальный Лютер: Очерки практического богословия Мартина Лютера . Вм. Издательство Б. Эрдманс. стр. 292–309. ISBN 978-0-8028-6351-5 .