Закон и благодать (Лукас Кранах Старший)

Закон и благодать (также Первородный грех ; Искупление человечества ; Закон и Евангелие ; Проклятие и спасение ; Падение и искупление человечества , Ветхий Завет как Lex и Новый Завет как Gratia , на немецком языке: Sündenfall und Erlösung или Gesetz und Gnade , Gesetz und Evangelium ) считается одной из важнейших картин Лукаса Кранаха Старшего . Эта работа, находящаяся в коллекции Национальной галереи в Праге , является одной из двух старейших известных версий этой темы и была выполнена в 1529 году. Ее также называют «пражским типом» , и она послужила моделью для ряда других картин, включая раннюю - Копия XVI века, которая также хранится в коллекции древнеевропейского искусства Пражской национальной галереи. Это самая известная и самая влиятельная аллегория, изображающая фундаментальные положения лютеровской реформы церкви. [ 1 ] [ 2 ]
История
[ редактировать ]Происхождение картины неизвестно, но, вероятно, она была заказана для церкви в северной Чехии. В конце 18 века он был собственностью господ Врбно, откуда попал в коллекцию графа Иоганна Непомука фон Ностиц-Ринека . Между 1814 и 1922 годами она была передана из его коллекции в аренду Картинной галерее Общества патриотических друзей искусства . В 1922 году картина была возвращена владельцам, а в 1950 году приобретена Национальной галереей в Праге .
Копия картины также происходит из собственности господ Врбно. В 1800 году его одолжила Национальной галерее в Праге Мари Анна Тун , урожденная Коловрат-Либштейнская .
Описание
[ редактировать ]Масло на доске из липы. Размеры 72 х 88,5 см являются результатом того, что боковые и нижняя части оригинальной картины были обрезаны до 1815 года. Отсутствующая нижняя часть содержала тексты и сохранилась в копии картины, которая также находится в коллекции Национальной галереи. в Праге . Инфракрасная рефлектография выявила подрисовку, выполненную от руки, с многочисленными мелкими деталями, определяющими физиономию фигур. Роспись придерживается рисунка и лишь изредка уточняет форму. [ 3 ]
Инфракрасное рефлектографическое исследование копии оригинальной картины размером 87 х 88,5 см, [ 4 ] чья визуальная композиция идентична оригиналу, но все еще сохраняет тексты, демонстрирует квадратную сетку, которая использовалась при ее создании. Используемый пигмент и стиль живописи соответствуют дате создания примерно середины 16 века. [ 5 ] Тексты на немецком языке точно идентифицируют отдельные фигуры и сцены, объясняя их значение. [ 6 ] Таким образом, образ является важным средством интерпретации учения Лютера об «оправдании верой».
Интерпретация
[ редактировать ]Картина симметрично разделена на две половины Древом Жизни , ветви которого сухие слева и зеленые справа. Левая половина (sub lege) изображает истории Ветхого Завета : коленопреклоненный Моисей получает скрижали Десяти Заповедей на горе Синай ; Адам и Ева под Древом познания ; стан израильтян, которые бросили вызов Богу и умирают от укусов ядовитых змей; шест с поднятым змеем в пустыне – бронзовым змеем, защищавшим тех, кто смотрел на него; и открытая гробница с мертвым человеком как символ смерти.
К обнаженному человеку, сидящему посередине под деревом, телом на стороне греха (Закона) и головой, обращенной в сторону Благодати, обращается слева ветхозаветный пророк Исайя , указывая на Распятый Искупитель в другой половине сцены изображает символы Божественного Милосердия . Иоанн Креститель , обращающийся к человеку с правой стороны картины, показывает Агнца Божия с геральдическим флагом – символом спасения.
На правой стороне (безвозмездно) сцены из Нового Завета изображены : Распятие и Агнец Божий ; Мария на горе Сион, символизирующая верующих, кротко и смиренно подчиняющихся воле Божией; Христос, воплотившийся с крестом, летящим от хора ангелов к Марии; и Благовещение пастухам на заднем плане. Воскресший Иисус стоит на переднем плане и сокрушает под ногами змея и человеческий скелет как символы дьявола и смерти .
В своей работе «De Servo Arbitrio» (1525 г.) Мартин Лютер основывает свои идеи на Послании Павла к римлянам и более конкретно объясняет свою концепцию. Визуальная интерпретация учения Лютера, сделанная Кранахом и также под влиянием Филиппа Меланхтона , датируется периодом после 1528 года. Она объясняет разницу между католицизмом (основанным на Ветхом Завете) и протестантизмом (основанным на вере в Божественное Милосердие). [ 7 ] После публикации «Аугсбургского исповедания» Меланхтона (1530 г.) картина символизировала весьма актуальный образ Церкви на распутье.
Кранах создал несколько композиций на тему «Закон и милосердие», которые придерживаются расположения двух половин, изображающих Ветхий и Новый Завет. Однако в деталях они заметно различаются. Первым подобным изображением является иллюстрация Кранаха к титульному листу « произведения Лютера Auslegung der Evangelien vom Advent bis cum Ostern» (1528, Виттенберг), соответствующая изображению «Прага», являющемуся одним из двух сохранившихся ранних типов. [ 8 ]
Вторая из ранних версий («Готский тип», 1529 г.) принадлежит Фонду замка Фриденштайн , Гота ( Stiftung Schloss Friedenstein Gotha ). [ 9 ] От пражской версии она отличается прежде всего тем, что обе сцены отделены друг от друга, напоминая, таким образом, две стороны открытой книги.
Левая сторона изображает Христа как правителя сферы и справедливости Страшного суда с рядами просителей с обеих сторон. Внизу на Земле обнаженный и беззащитный человек ( Адам ), преследуемый смертью и дьяволом, бежит в пылающий ад с головами грешников. Моисей в окружении пророков строго показывает пальцем на страницы Десяти Заповедей и подтверждает неотвратимость своей участи.
С правой стороны Иоанн Креститель указывает на нагого человека ( Христа ) на кресте как на Спасителя (словами Евангелия от Иоанна (1:29): «Се, Агнец Божий, который берет на себя грех мира!») Кровь из ребра Христа, приносящая спасение и смешивающаяся с голубем Святого Духа , бьет на голову человека (идея смывания грехов человека Духом Святым, подобная празднованию Евхаристии и Крещения). [ 10 ] Агнец Божий стоит над дьяволом и смертью. Воскресший Христос возвышается над пещерой с пустой гробницей. В другой версии (Нюрнберг, 1529 г.) Агнец стоит посередине, а воскресший Христос торжествует над смертью.
Аналогичную композицию имеют четыре сцены на панелях крылатого алтаря церкви Св. Вольфганга в Шнеберге (1532-1539). Этот алтарный образ сопровождается пределлой, изображающей Тайную вечерю , на которой апостолы принимают кровь Христа в виде вина. Обновленная версия оригинальной композиции, над которой также работал Лукас Кранах Младший , также включает Папу среди грешников в огне ада. Согласно летописи города Яхимова (Иоахимсталя), на алтарном образе, изготовленном в мастерской Кранаха, среди апостолов изображены Кранах Старший и Кранах Младший , Мартин Лютер и Фридрих Мудрый , курфюрст Саксонский. Лютер и Меланхтон также изображены апостолами на ретабле замковой церкви в Дессау (1565 г.), и Кранах Младший приносит им вино.
-
Закон и благодать , рисунок Лукаса Кранаха Старшего (1529 г.)
-
Закон и благодать (1529), Гота
-
Закон и благодать (1529 г.), Германский национальный музей Норимберк
-
Закон и благодать , гравюра на дереве Лукаса Кранаха Старшего (1529-1530)
-
Проклятие и искупление (1536), частное собрание.
-
Шнебергская церковь Св. Вольфганга (1532-1539 гг.)
-
Закон и благодать (1550), Лютерхаус Виттенберг
-
Тайная вечеря (1565 г.), церковь Св. Иоанна, Дессау.
-
Закон и благодать , рельеф (около 1650 г.), Любек
Размышления о чешских землях
[ редактировать ]- Ретабло алтаря, церковь Св. Иоакима в Яхимове (по заказу графов Шликов, разрушена пожаром в 1873 г.)
- Фреска, Замок Пардубице [ 11 ]
- Роспись, внешний вид монастырской церкви Св. Михаила Архангела, Гораджовице
- Фрески, замковая часовня в Горшовском Тыне
- Росписи, Церковь Св. Вацлав, Моравская Острава [ 12 ]
- Клуатр Доминиканского монастыря в Ческе-Будеёвицах [ 13 ]
- Эпитафия каменный рельеф, кладбищенская церковь Святой Марии, Броумов [ 14 ]
- Эпитафия деревянный рельеф семьи Григерсдорфов в Йорданове (1596 г.)
- Расписная эпитафия, церковь Святых Петра и Павла, Бернартице (1571 г.) [ 15 ]
- Иллюминация, Бартоломей Нетолицкий (Мелантрих) Библия
Ссылки
[ редактировать ]- ^ RW Scribner, 1981, стр. 216-217.
- ^ Академия Хана: Кранах, Закон и Евангелие (Закон и благодать)
- ^ Цифровой архив Кранаха: Закон и благодать 1529, инв. нет. CZ_NGP_O10732
- ^ Цифровой архив Кранаха, Закон и Евангелие 1500–1599, Инв. нет. CZ_NGP_O9619
- ^ Коткова О, 2007, с. 30
- ^ Горничкова К, Шронек М, 2010, с. 283
- ^ Фред С. Кляйнер, 2009, с. 509
- ^ Коткова О, 2007, стр. 28-29
- ^ Цифровой архив Кранаха: Проклятие и искупление 1529 г.
- ^ Хамсикова М, 2011, с. 108
- ^ Ройт Й, Грубый В, Настенная роспись на тему «Закон и благодать» в замке в Пардубице, в: Umění 40, 1992, с. 124
- ^ Ройт Дж., 2008, с. 850
- ^ Ройт Дж., 2008, с. 849
- ^ Ройт Дж., 2008, стр. 843–844.
- ^ Якубец О., 2007 г.
Источники
[ редактировать ]- Коткова Ольга, Кранах со всех сторон / Кранах со всех сторон, кот. 188 стр., Национальная галерея в Праге 2016, ISBN 978-80-7035-618-0
- Гамсикова Магдалена, Прием работы Лукаса Кранаха Старшего в живописи первой половины XVI века в Чехии, диссертация, ФФ УК Прага, 2011 г.
- Горничкова Катерина, Шронек Михал (ред.), Искусство чешской Реформации (1380–1620), Academia Praha 2010, стр. 282–283, ISBN 978-80-200-1879-3
- Фред С. Кляйнер, Искусство Гарднера на протяжении веков: западная перспектива, Svazek 2, Cengage Learning 2009, ISBN 978-1133954804
- Ройт Ян, Неизвестное изображение лютеранской темы «Закон и благодать» в Броумове, в: Данёва Х, Клипа Ю, Столарова Л, Силезия - земля Чешской Короны. История и культура 1300–1740 гг., Национальная галерея в Праге, 2008 г., ISBN 978-80-7035-396-7
- Коткова Ольга, Немецкая и австрийская живопись XIV – XVI веков. Национальная галерея в Праге, стр. 34–35, Прага, 2007 г., ISBN 978-80-7035-358-5
- Якубец, Ондржей и др., Вечная память. Расписные эпитафии эпохи Возрождения на чешских землях, кат. 176 стр., Художественный музей Оломоуца, 2007 г.
- Р.В. Скрибнер, Ради простых людей: популярная пропаганда немецкой реформации, Cambridge University Press, 1981, стр. 216–217.