Фонтан молодости (Кранах)
Фонтан молодости | |
---|---|
Русский: Источник молодости | |
![]() | |
Художник | Лукас Кранах Старший |
Год | 1546 |
Середина | масло на липовом панно |
Размеры | 186,1 см × 120,6 см (73,3 × 47,5 дюйма) |
Расположение | Галерея живописи , Берлин |
«Фонтан молодости» — картина, написанная маслом на панели, выполненная в 1546 году немецким художником Лукасом Кранахом Старшим .
Описание
[ редактировать ]Изображение представляет собой картину маслом на липовой доске, выполненную в альбомном формате размером 186,1 х 120,6 сантиметра. Внизу в центре изображена крылатая змея, летящая из мастерской Кранаха, и 1546 год. [ 1 ] [ 2 ] На нем изображен фонтан, в котором купаются пожилые женщины, а не мужчины, омолаживаются и, наконец, предаются музыке, танцам и вкусной еде. В этом сказочном образе Кранах во многих деталях представляет настоящую банную культуру Средневековья, основанную на вере в то, что определенные ванны могут исцелять и омолаживать. Чувственные удовольствия теперь принадлежали ванной. Картина принадлежала к инвентарю бывших прусских королевских дворцов, а сейчас висит в музее Gemäldegalerie в Берлине . [ 3 ] [ 4 ]
Анализ
[ редактировать ]На заднем плане изображен фантастический скалистый пейзаж с нереальными перспективами и пропорциями. В крайнем левом углу можно увидеть миниатюрный замок на скале, склонившийся над скалой. На центральном фоне изображен средневековый вид города с каменным арочным мостом через реку, ведущую в город. Справа могучая горная цепь, окруженная пышными полями и фруктовыми деревьями. Бесплодная скала в левой половине символизирует трудный возраст женщин, а густой зеленый лес справа выступает метафорой молодости. Бассейн, занимающий центральный передний план, показан с высокой точки зрения и изображен в виде квадрата, окруженного ступенями, ведущими в бассейн. Фонтан в форме колонны посреди бассейна увенчан фигурами Венеры и Купидона, наводя на мысль, что ванна служит силе любви.
На переднем плане мы видим эффект фонтана: к бассейну ведут пожилых женщин, хрупких и измученных, некоторые даже неспособных ходить. Они раздеваются, погружаются в целебную воду и появляются помолодевшими на правом берегу бассейна, где бравый юноша проводит их в палатку. Здесь женщины одеваются, прежде чем перейти к чувственным удовольствиям, как показано на заднем плане справа, где молодые пары танцуют и ужинают под музыку. [ 5 ] На левом краю бассейна мы видим мужчину в красной куртке, держащего в руках книгу. Он смотрит на одну из пожилых обнаженных женщин, что позволяет предположить, что он ученый или врач, исследующий эффект фонтана. На краю бассейна изображены две женщины, закутанные в полотенца. Эти женщины, одна из которых сидит в переднем левом углу, а другая в центре дна бассейна, кажется, не хотят заходить в воду, сомневаясь, что обновленная жизнь вообще желательна. Тот факт, что эту баню посещают только женщины, объясняется верой в то, что пожилые мужчины автоматически омолаживаются, общаясь с молодыми женщинами. На самом деле такие якобы целебные источники посещали и мужчины. На картине Кранаха все мужчины молоды, изображены галантными и выгодными по отношению к старшим женщинам, какими бы уродливыми и непривлекательными они ни были. Разбросанные по всему изображению фигуры Кранаха отсылают к отдельным этапам сверхъестественного превращения: это поиски рая. На картине изображена мечта мужчины. Купание ассоциировалось со здоровьем, что легко привело к вере в более широкое воздействие воды, о чем свидетельствуют религиозные обряды крещения. Фонтан был популярным мотивом в средневековых повествованиях, особенно в средневековая французская литература и предлагала разнообразные возможности для изображения обнаженной натуры и жанровых сцен.
Изображение старых обнаженных женщин весьма необычно для искусства этого периода: более распространенным жанром были идеализированные обнаженные юноши и девушки. Идеал красоты для женщины эпохи Кранаха состоял из выпуклого живота, округлых форм без лобковых волос, высоко посаженной груди с маленькими сосками и светлых волос. Большинство фигур в творчестве Кранаха следуют идеалам красоты того времени и заставляют специалистов полагать, что эта картина написана его рукой. Однако авторство изображения не установлено. В исследованиях авторами называют Лукаса Кранаха Старшего и его сына. В последнее время это связано с поздней работой отца, но к казни, вероятно, были привлечены и другие сотрудники мастерской Кранаха. Предполагается, что картина была заказана неизвестным заказчиком. [ 6 ]
Происхождение
[ редактировать ]К 1830 году фонтан входил в управление королевских дворцов. Затем она попала в Королевский музей и сейчас висит в Gemäldegalerie в Берлине.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Каталог Gemäldegalerie Berlin . Берлин-Далем 1975, стр. 118 ф.
- ^ «ЦИФРОВОЙ АРХИВ КРАНАХА» . lucascranach.org .
- ^ Хеннинг Бок, Ирен Гейсмайер, Райнальд Гроссханс, Ян Кельх, Вильгельм Х. Кёлер, Райнер Михаэлис, Ханнелора Нюцманн, Эрих Шлейер: Gemäldegalerie Berlin. Полный каталог. Государственные музеи Берлина, Прусское культурное наследие , Берлин, 1996 г., ISBN 3-88609-290-9 .
- ^ «Фонтан молодости» . Государственные музеи Берлина . Проверено 21 апреля 2024 г.
- ^ Дирк Спрен: «Краткая история машины времени». в: Куарр Меркур 89/90 . 1999, № 36. С. 111–113.)
- ^ Фрэнк, Кристиан. «Ассоциация 1000 лет Кронаха eV - Историко-культурная ассоциация Лукаса Кранаха в городе Кронах - 500 лет - Лукасу Кранаху Младшему». www.1000-jahre-kronach-ev.de . Проверено 7 мая 2016 г.
Источники
[ редактировать ]- Густав Фридрих Хартлауб: Фонтан молодости , 1549 г. (= Художественное письмо. 4). Манн, Берлин, около 1943 г., OCLC 260090865 (онлайн).
- Отрывок из «Фонтана молодости» Лукаса Кранаха В: You: культурный ежемесячник . Том 6, 1946 г., выпуск 9, doi:10.5169/seals-289826. (Два увеличенных отрывка на следующих страницах)
- Елена Лиховодова: Поиски рая земного в «Фонтане молодости» Л. Кранаха Старшего. Э. (= Берлинский университет свободных диссертаций). Берлин 2000/2001, OCLC 638132208.
Внешние ссылки
[ редактировать ]