Пражский алтарь Лукаса Кранаха Старшего

Пражский алтарь (ок. 1520 г.) Лукаса Кранаха Старшего, изображающий Деву Марию и святых женщин, на момент создания был вторым по значимости алтарем собора Святого Вита . Алтарный образ, скорее всего, был привезен в Прагу по заказу императора Максимилиана I. Причиной этого могла быть помолвка его внучки Марии с Людовиком II Венгерским , помолвка Фердинанда I и Анны Ягеллон (1515 г.) или коронация Мария Габсбургская как королева Богемии (1522 г.). Сто лет спустя, в 1619 году, алтарь пал жертвой кальвинистского иконоборчества . Из него вырезали фигуры святых, а центральную часть разрушили.
Описание
[ редактировать ]




Этот панельный алтарь общей высотой 220–230 см и шириной около 370 см, скорее всего, был трехстворчатым с двумя шарнирными створками. Альтернативно, он мог состоять из одной панели, которую позже, в конце 16 века, разделили. В это время алтарь, видимо, был перенесен в другое место, а задняя сторона створок, украшенная растительным орнаментом и мрамором, была закрашена сценой Благовещения Богородицы .
Историки попытались восстановить первоначальный вид алтаря на основе пяти сохранившихся фрагментов и неполных отчетов того периода. Что касается освящения часовни, то Празднование Девы Марии, вероятно, должно было стать центром алтаря. Мадонна с Младенцем , восседающая на облаке, была окружена восемью стоящими и сидящими святыми женщинами (слева): Святая Аполлония , Святая Агнесса Римская , Святая Доротея , Святая Екатерина , Святая Варвара , Святая Маргарита , Святая Кристина Больсенская и Святая Урсула .
Исполнение картины отличается высоким качеством, поэтому алтарный образ можно считать подлинным произведением Лукаса Кранаха Старшего . Святые Девы, окружающие Деву Марию (называемые Святой беседой или Мадонной среди святых ), держат в руках свитки, на которых есть надписи Марианским хвалам и заступническим молитвам, в которые включены слоги имен святых женщин или их атрибутов. . Эти тексты мог написать гуманист Иоганнес Куспиниан , организовавший Венский брачный союз. «Царица Небесная» упоминается в тексте, который святая Екатерина держит в руках . Мадонна несущими изображалась в золотой мандорле, окруженной облаками с херувимами и двумя ангелами, ее корону. Великолепие и драгоценность картины подчеркнуты совершенством передачи материалов старинных костюмов, в которые одеты Святые Богородицы, – меховых воротников, бархата и парчи, тканей, подол которых расшит золотом и жемчугом, богатых золотых украшений с драгоценные камни. [ 1 ]
Резной алтарь раннего Возрождения 1509 года в Мауэр-бай-Мельк , Германия, имеет схожую концепцию с Пражским алтарем. Немецкий эксперт Ханс Георг Тюммель выполнил реконструкцию рисунка алтаря, включая сохранившиеся фрагменты, который был использован для представления Пражского алтаря на выставке Europa Jagellonica в Кутной Горе в 2012 году. [ 2 ] Мадонну окружали три стоящие святые женщины с обеих сторон и две коленопреклоненные фигуры спереди. Согласно описанию, написанному в 1619 году замковым писцом Хюбелем, алтарный образ также имел треугольную подставку. [ 3 ]
Сохранившиеся фрагменты алтаря
[ редактировать ]Святая Кристина
[ редактировать ]Панно из липы размером 72 х 50,5 см; фрагмент правой створки алтаря. На снимке изображена коленопреклоненная святая Кристина без своего обычного атрибута (скорее всего, у ее ног лежал жернов), однако ее можно узнать по тексту на листе бумаги в ее руках. [ 4 ] Слева — маленькая голова ангела в облаке, а справа — часть стоящей фигуры, скорее всего, Святой Урсулы . На задней стороне панно находится часть фигуры ангела из Благовещения . Картина находилась в собрании Пражского Града с 1619 по 1782 год, затем с 1801 года — в собрании Гётца, а между 1801 и 1922 годами была передана взаймы из собрания Ностица Картинной галерее Общества патриотических друзей искусства. С 1934 по 1999 год им владел Ричард Моравец . В 1999 году Национальная галерея в Праге приобрела ее у его наследников.
Святая Екатерина и Святая Варвара
[ редактировать ]Панно из липы размером 105,5 х 173,5 см; фрагмент центральной части алтаря. На картине изображены коленопреклоненные фигуры – слева Святая Екатерина , справа Святая Варвара с чашей и хозяином. Позади Святой Екатерины находится часть фигуры Святой Доротеи с небольшой корзиной цветов, а за Святой Варварой находится часть фигуры Святой Маргариты с драконом у ее ног. Между ними — одеяние Девы Марии с херувимами и фрагмент позолоченного и перфорированного фона, обрамляющего фигуру Мадонны. Картина находилась в коллекции Пражского Града до 1792 года, затем была передана в аренду Картинной галерее Общества патриотических друзей искусства, откуда была передана в собрание Национальной галереи в Праге . В 1992 году он был возвращен Картинной галерее Пражского Града .
Святая женщина, Святая Агнесса Римская?
[ редактировать ]Панно из липы размером 55,5 х 43 см; фрагмент левой части алтаря. На картине изображены коленопреклоненные святые женщины; судя по тексту, который она держит, скорее всего, это Святая Агнесса . Эта картина попала из собрания Пражского Града в собственность герцогов Саксен-Лауэнбургских и оттуда в собрание маркграфины Сивиллы Огюст Баден-Баденской (1691 г.). В 18 веке он находился в замке Раштатт (опись 1722 года), а сейчас находится в коллекции Staatliche Kunsthalle Karlsruhe . [ 5 ]
Святая Маргарита
[ редактировать ]Панно из липы размером 53,4 х 42,5 см; фрагмент центральной части алтаря. Святая Маргарита изображается в виде молодой девушки с длинными волнистыми волосами и повязкой на голове. Позади нее — часть плаща Марии с херувимами и позолоченным фоном с перфорированным орнаментом.
Где-то до 1810 года картина попала в собрание Государственной галереи в замке Йоханнисбург , Ашаффенбург . [ 6 ]
Святая Аполлония?
[ редактировать ]Фрагмент с фигурой святой Аполлонии . находится в частной коллекции Яна Виттмана и Кертин Отто, Мюнхен. [ 7 ] [ 8 ]
История алтаря
[ редактировать ]По словам Винценца Крамаржа, алтарь был изготовлен в 1515 году в связи с помолвкой Фердинанда I и Анны Ягеллон . [ 9 ] По мнению других историков, его могли заказать к коронации Марии Габсбургской как королевы Богемии в 1522 году. [ 10 ] К. Чамоникола заключает, что император Максимилиан I приказал нарисовать ретабль, изображающий дом Габсбургов , члены которого изображались в образе святых женщин в манере « сакрального идентификационного портрета ». [ 11 ] Комиссия для этой дорогостоящей и ответственной работы в любом случае была каким-то образом связана с королевской семьей и по срокам была связана с восшествием престол Людовика II Венгерского и его жены Марии Габсбургской на богемский . [ 12 ]
Алтарь был спроектирован для особняка хора Девы Марии в конце собора, места, первоначально задуманного Карлом IV как место для строительства королевской гробницы. В этом месте алтарь, к счастью, избежал великого пожара, описанного летописцем Вацлавом Гаеком , который вспыхнул в соборе в 1541 году. [ 13 ] Огонь уничтожил крышу и большую часть внутреннего убранства, в том числе главный алтарь, однако оставил нетронутыми несколько часовен в амбулатории собора. Алтарный образ, возможно, был перенесен из капеллы Девы Марии , а его панели разделены на центральную часть и два шарнирных крыла во время реконструкции собора и в связи со строительством мавзолея Габсбургов . Во время коронации Матьяша Австрийского в 1611 году алтарь записан на гравюре как находившийся в Марианском хоре , месте, где он изначально должен был располагаться. [ 14 ]
Сообщения о разрушении алтаря хорошо задокументированы в исторических источниках. Незадолго до своей коронации Фридрих V Пфальцский приказал собор Святого Вита очистить от католических картин и скульптур, против чего возражали кальвинисты . В период с 21 по 23 декабря 1619 года большая часть религиозных объектов собора стала жертвой кальвинистского иконоборчества . Некоторые из наиболее ценных произведений, в том числе Фридрихом алтарь Кранаха, первоначально были санкционированы V Пфальцским на перемещение в ризницу и часовню Святого Сигизмунда . Их перевез туда художник Ганс фон Фельц и в качестве посредника короля предложил купить алтарь за 500 талеров. 22 декабря придворный проповедник Авраам Скультет проповедь произнес в соборе Святого Вита «Об идолопоклоннических изображениях». [ 15 ]
Под руководством Скультета и при поддержке Моравской церкви и Братского единства, исповедовавших верность кальвинизму , последовала радикальная чистка, в ходе которой жертвой стал и алтарь Кранаха. По словам Якоба Хюбла, строительного писца Пражского Града , 27 декабря, скорее всего, по приказу короля, в собор Святого Вита был отправлен священник Фридрих Салмут вместе с плотником, который, по крайней мере, вырезал панели с женщины-святые. Одной из причин этого могло быть то, что лик одного из святых был также портретом собственной дочери императора .
Панно с фигурами святых хранились в коллекции замка и упоминались в описях, проведенных в 1621, 1648, 1650 гг. и позднее. Всего было задокументировано семь панелей, что соответствует числу всех восьми святых – на одной панели, которая сейчас находится в коллекции Пражского Града , изображены две коленопреклонённые фигуры вместе. [ 16 ] Из них пять сохранились в коллекции Пражского Града , а две панели с изображением святых Доротеи и святой Урсулы остаются пропавшими без вести.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хамсикова М, 2011, с. 90-93
- ^ Иржи Файт, Европа Ягеллоника 1386–1572 гг.
- ^ Крамарж, 1939, цитируется Хамсиковой М., 2011, с. 92
- ^ Цифровой архив Кранаха: «[Самая любимая дева Христа. virtutu[m] [o]operatrix . Помогите бедным Я пришел к даме. Плач всегда к тебе
- ^ Архив Лукаса Кранаха: Пражский алтарь [левое крыло, фрагмент]: Святая женщина (Агнесса?) Со страницей
- ^ Архив Лукаса Кранаха: Пражский алтарь [центральная панель, фрагмент]: Святая Маргарита
- ^ Хамсикова М, 2011, с. 89
- ^ Архив Лукаса Кранаха: Пражский алтарь [левое крыло, фрагмент]: Святая женщина (Аполлония?)
- ^ Крамарж, 1939, цитируется Хамсиковой М., 2011, с. 92
- ^ Горжейши Дж, Вацкова Дж, 1973
- ^ Чамоникола К., 2005, стр. 18–22.
- ^ Хамсикова М, 2011, с. 93
- ^ Europeana: О несчастном событии, произошедшем из-за пожара на Малой Стране, в Пражском Граде и в Градчанах в 1541 году.
- ^ Шронек М, Горничкова К, Арт, 2010, стр. 6.
- ^ Краткое сообщение, но основанное на могущественном значении Священного Писания относительно идолопоклоннических изображений. Дано христианскому собранию в славном костеле Пражского Града в то время, когда по повелению его милости короля знаменитый замковый костел был очищен от всех идолов и идолопоклонства в четвертое воскресенье Адвента, то есть 22-й день Рождества Христова. Декабрь 1619 года Господа нашего, автор Авраам Скультет.
- ^ Горничкова К, Шронек М, Торс алтаря Девы Марии из собора Св. Добро пожаловать, в: Катерина Горничкова, Михал Шронек (ред.), 2010, стр. 375-376
Источники
[ редактировать ]- Иржи Файт, Europa Jagellonica 1386–1572 – Путеводитель по выставке, Галерея Среднечешского края в Кутной Горе, ISBN 9788070561720
- Гамсикова Магдалена, Прием работы Лукаса Кранаха Старшего в живописи первой половины XVI века в Чехии, диссертация, ФФ УК Прага, 2011 г.
- Михал Шронек, Катерина Горничкова, алтарь Кранаха в соборе Св. Вита - ее зарождение и кончина, Арт/Арт нет. 1, 2010, с. 2–16 (Исследование в рамках исследовательского проекта «Образы как инструменты католической конфессиональной полемики на чешских землях в период 1550–1650 гг.», финансируемого Агентством по грантам Академии наук Чешской Республики, номер гранта IAA800330902)
- Катерина Горничкова, Михал Шронек (ред.), Искусство чешской Реформации (1380–1620), Academia Praha 2010, ISBN 978-80-200-1879-3
- Михал Шронек, Катерина Горничкова, Der Cranach-Altar im Veitsdom - seine Entstehung und sein Untergang, Umění/Art 1, 2010, стр. 2–16 Умени/Искусство, 1, 2010, онлайн
- Калиопи Хамоникола, Лукас Кранах и чешские земли. Под знаком крылатого змея / Лукас Кранах и Чешские земли. Под знаком крылатого змея, (каталог), Прага 2005, ISBN 978-80-86217-92-5
- Иржина Горжейши, Ярмила Вацкова, Некоторые аспекты ягеллонского придворного искусства, Искусство XXI, 1973, стр. 496–511
- Винценц Крамарж: Алтарь работы Лукаша Кранаха в храме Св. Вита, в: Народные списки 1939, приложение №. 186.