Jump to content

Пражский алтарь Лукаса Кранаха Старшего

Пражский алтарь , оригинальный размер примерно 230 х 370 см. Рисунок Дагмары Гамсиковой, реконструкция Йиндржиха Носека.

Пражский алтарь (ок. 1520 г.) Лукаса Кранаха Старшего, изображающий Деву Марию и святых женщин, на момент создания был вторым по значимости алтарем собора Святого Вита . Алтарный образ, скорее всего, был привезен в Прагу по заказу императора Максимилиана I. Причиной этого могла быть помолвка его внучки Марии с Людовиком II Венгерским , помолвка Фердинанда I и Анны Ягеллон (1515 г.) или коронация Мария Габсбургская как королева Богемии (1522 г.). Сто лет спустя, в 1619 году, алтарь пал жертвой кальвинистского иконоборчества . Из него вырезали фигуры святых, а центральную часть разрушили.

Описание

[ редактировать ]
Пражский алтарь : Святая Кристина
Пражский алтарь : Святая Екатерина и Святая Варвара
Пражский алтарь : Святая Агнесса , Государственная художественная галерея Карлсруэ
Пражский алтарь : Святая Маргарита , Государственная галерея в замке Йоханнисбург
Пражский алтарь : Святая Аполлония , частное собрание.

Этот панельный алтарь общей высотой 220–230 см и шириной около 370 см, скорее всего, был трехстворчатым с двумя шарнирными створками. Альтернативно, он мог состоять из одной панели, которую позже, в конце 16 века, разделили. В это время алтарь, видимо, был перенесен в другое место, а задняя сторона створок, украшенная растительным орнаментом и мрамором, была закрашена сценой Благовещения Богородицы .

Историки попытались восстановить первоначальный вид алтаря на основе пяти сохранившихся фрагментов и неполных отчетов того периода. Что касается освящения часовни, то Празднование Девы Марии, вероятно, должно было стать центром алтаря. Мадонна с Младенцем , восседающая на облаке, была окружена восемью стоящими и сидящими святыми женщинами (слева): Святая Аполлония , Святая Агнесса Римская , Святая Доротея , Святая Екатерина , Святая Варвара , Святая Маргарита , Святая Кристина Больсенская и Святая Урсула .

Исполнение картины отличается высоким качеством, поэтому алтарный образ можно считать подлинным произведением Лукаса Кранаха Старшего . Святые Девы, окружающие Деву Марию (называемые Святой беседой или Мадонной среди святых ), держат в руках свитки, на которых есть надписи Марианским хвалам и заступническим молитвам, в которые включены слоги имен святых женщин или их атрибутов. . Эти тексты мог написать гуманист Иоганнес Куспиниан , организовавший Венский брачный союз. «Царица Небесная» упоминается в тексте, который святая Екатерина держит в руках . Мадонна несущими изображалась в золотой мандорле, окруженной облаками с херувимами и двумя ангелами, ее корону. Великолепие и драгоценность картины подчеркнуты совершенством передачи материалов старинных костюмов, в которые одеты Святые Богородицы, – меховых воротников, бархата и парчи, тканей, подол которых расшит золотом и жемчугом, богатых золотых украшений с драгоценные камни. [ 1 ]

Резной алтарь раннего Возрождения 1509 года в Мауэр-бай-Мельк , Германия, имеет схожую концепцию с Пражским алтарем. Немецкий эксперт Ханс Георг Тюммель выполнил реконструкцию рисунка алтаря, включая сохранившиеся фрагменты, который был использован для представления Пражского алтаря на выставке Europa Jagellonica в Кутной Горе в 2012 году. [ 2 ] Мадонну окружали три стоящие святые женщины с обеих сторон и две коленопреклоненные фигуры спереди. Согласно описанию, написанному в 1619 году замковым писцом Хюбелем, алтарный образ также имел треугольную подставку. [ 3 ]

Сохранившиеся фрагменты алтаря

[ редактировать ]

Святая Кристина

[ редактировать ]

Панно из липы размером 72 х 50,5 см; фрагмент правой створки алтаря. На снимке изображена коленопреклоненная святая Кристина без своего обычного атрибута (скорее всего, у ее ног лежал жернов), однако ее можно узнать по тексту на листе бумаги в ее руках. [ 4 ] Слева — маленькая голова ангела в облаке, а справа — часть стоящей фигуры, скорее всего, Святой Урсулы . На задней стороне панно находится часть фигуры ангела из Благовещения . Картина находилась в собрании Пражского Града с 1619 по 1782 год, затем с 1801 года — в собрании Гётца, а между 1801 и 1922 годами была передана взаймы из собрания Ностица Картинной галерее Общества патриотических друзей искусства. С 1934 по 1999 год им владел Ричард Моравец . В 1999 году Национальная галерея в Праге приобрела ее у его наследников.

Святая Екатерина и Святая Варвара

[ редактировать ]

Панно из липы размером 105,5 х 173,5 см; фрагмент центральной части алтаря. На картине изображены коленопреклоненные фигуры – слева Святая Екатерина , справа Святая Варвара с чашей и хозяином. Позади Святой Екатерины находится часть фигуры Святой Доротеи с небольшой корзиной цветов, а за Святой Варварой находится часть фигуры Святой Маргариты с драконом у ее ног. Между ними — одеяние Девы Марии с херувимами и фрагмент позолоченного и перфорированного фона, обрамляющего фигуру Мадонны. Картина находилась в коллекции Пражского Града до 1792 года, затем была передана в аренду Картинной галерее Общества патриотических друзей искусства, откуда была передана в собрание Национальной галереи в Праге . В 1992 году он был возвращен Картинной галерее Пражского Града .

Святая женщина, Святая Агнесса Римская?

[ редактировать ]

Панно из липы размером 55,5 х 43 см; фрагмент левой части алтаря. На картине изображены коленопреклоненные святые женщины; судя по тексту, который она держит, скорее всего, это Святая Агнесса . Эта картина попала из собрания Пражского Града в собственность герцогов Саксен-Лауэнбургских и оттуда в собрание маркграфины Сивиллы Огюст Баден-Баденской (1691 г.). В 18 веке он находился в замке Раштатт (опись 1722 года), а сейчас находится в коллекции Staatliche Kunsthalle Karlsruhe . [ 5 ]

Святая Маргарита

[ редактировать ]

Панно из липы размером 53,4 х 42,5 см; фрагмент центральной части алтаря. Святая Маргарита изображается в виде молодой девушки с длинными волнистыми волосами и повязкой на голове. Позади нее — часть плаща Марии с херувимами и позолоченным фоном с перфорированным орнаментом.

Где-то до 1810 года картина попала в собрание Государственной галереи в замке Йоханнисбург , Ашаффенбург . [ 6 ]

Святая Аполлония?

[ редактировать ]

Фрагмент с фигурой святой Аполлонии . находится в частной коллекции Яна Виттмана и Кертин Отто, Мюнхен. [ 7 ] [ 8 ]

История алтаря

[ редактировать ]

По словам Винценца Крамаржа, алтарь был изготовлен в 1515 году в связи с помолвкой Фердинанда I и Анны Ягеллон . [ 9 ] По мнению других историков, его могли заказать к коронации Марии Габсбургской как королевы Богемии в 1522 году. [ 10 ] К. Чамоникола заключает, что император Максимилиан I приказал нарисовать ретабль, изображающий дом Габсбургов , члены которого изображались в образе святых женщин в манере « сакрального идентификационного портрета ». [ 11 ] Комиссия для этой дорогостоящей и ответственной работы в любом случае была каким-то образом связана с королевской семьей и по срокам была связана с восшествием престол Людовика II Венгерского и его жены Марии Габсбургской на богемский . [ 12 ]

Алтарь был спроектирован для особняка хора Девы Марии в конце собора, места, первоначально задуманного Карлом IV как место для строительства королевской гробницы. В этом месте алтарь, к счастью, избежал великого пожара, описанного летописцем Вацлавом Гаеком , который вспыхнул в соборе в 1541 году. [ 13 ] Огонь уничтожил крышу и большую часть внутреннего убранства, в том числе главный алтарь, однако оставил нетронутыми несколько часовен в амбулатории собора. Алтарный образ, возможно, был перенесен из капеллы Девы Марии , а его панели разделены на центральную часть и два шарнирных крыла во время реконструкции собора и в связи со строительством мавзолея Габсбургов . Во время коронации Матьяша Австрийского в 1611 году алтарь записан на гравюре как находившийся в Марианском хоре , месте, где он изначально должен был располагаться. [ 14 ]

Сообщения о разрушении алтаря хорошо задокументированы в исторических источниках. Незадолго до своей коронации Фридрих V Пфальцский приказал собор Святого Вита очистить от католических картин и скульптур, против чего возражали кальвинисты . В период с 21 по 23 декабря 1619 года большая часть религиозных объектов собора стала жертвой кальвинистского иконоборчества . Некоторые из наиболее ценных произведений, в том числе Фридрихом алтарь Кранаха, первоначально были санкционированы V Пфальцским на перемещение в ризницу и часовню Святого Сигизмунда . Их перевез туда художник Ганс фон Фельц и в качестве посредника короля предложил купить алтарь за 500 талеров. 22 декабря придворный проповедник Авраам Скультет проповедь произнес в соборе Святого Вита «Об идолопоклоннических изображениях». [ 15 ]

Под руководством Скультета и при поддержке Моравской церкви и Братского единства, исповедовавших верность кальвинизму , последовала радикальная чистка, в ходе которой жертвой стал и алтарь Кранаха. По словам Якоба Хюбла, строительного писца Пражского Града , 27 декабря, скорее всего, по приказу короля, в собор Святого Вита был отправлен священник Фридрих Салмут вместе с плотником, который, по крайней мере, вырезал панели с женщины-святые. Одной из причин этого могло быть то, что лик одного из святых был также портретом собственной дочери императора .

Панно с фигурами святых хранились в коллекции замка и упоминались в описях, проведенных в 1621, 1648, 1650 гг. и позднее. Всего было задокументировано семь панелей, что соответствует числу всех восьми святых – на одной панели, которая сейчас находится в коллекции Пражского Града , изображены две коленопреклонённые фигуры вместе. [ 16 ] Из них пять сохранились в коллекции Пражского Града , а две панели с изображением святых Доротеи и святой Урсулы остаются пропавшими без вести.

  1. ^ Хамсикова М, 2011, с. 90-93
  2. ^ Иржи Файт, Европа Ягеллоника 1386–1572 гг.
  3. ^ Крамарж, 1939, цитируется Хамсиковой М., 2011, с. 92
  4. ^ Цифровой архив Кранаха: «[Самая любимая дева Христа. virtutu[m] [o]operatrix . Помогите бедным Я пришел к даме. Плач всегда к тебе
  5. ^ Архив Лукаса Кранаха: Пражский алтарь [левое крыло, фрагмент]: Святая женщина (Агнесса?) Со страницей
  6. ^ Архив Лукаса Кранаха: Пражский алтарь [центральная панель, фрагмент]: Святая Маргарита
  7. ^ Хамсикова М, 2011, с. 89
  8. ^ Архив Лукаса Кранаха: Пражский алтарь [левое крыло, фрагмент]: Святая женщина (Аполлония?)
  9. ^ Крамарж, 1939, цитируется Хамсиковой М., 2011, с. 92
  10. ^ Горжейши Дж, Вацкова Дж, 1973
  11. ^ Чамоникола К., 2005, стр. 18–22.
  12. ^ Хамсикова М, 2011, с. 93
  13. ^ Europeana: О несчастном событии, произошедшем из-за пожара на Малой Стране, в Пражском Граде и в Градчанах в 1541 году.
  14. ^ Шронек М, Горничкова К, Арт, 2010, стр. 6.
  15. ^ Краткое сообщение, но основанное на могущественном значении Священного Писания относительно идолопоклоннических изображений. Дано христианскому собранию в славном костеле Пражского Града в то время, когда по повелению его милости короля знаменитый замковый костел был очищен от всех идолов и идолопоклонства в четвертое воскресенье Адвента, то есть 22-й день Рождества Христова. Декабрь 1619 года Господа нашего, автор Авраам Скультет.
  16. ^ Горничкова К, Шронек М, Торс алтаря Девы Марии из собора Св. Добро пожаловать, в: Катерина Горничкова, Михал Шронек (ред.), 2010, стр. 375-376

Источники

[ редактировать ]
  • Иржи Файт, Europa Jagellonica 1386–1572 – Путеводитель по выставке, Галерея Среднечешского края в Кутной Горе, ISBN   9788070561720
  • Гамсикова Магдалена, Прием работы Лукаса Кранаха Старшего в живописи первой половины XVI века в Чехии, диссертация, ФФ УК Прага, 2011 г.
  • Михал Шронек, Катерина Горничкова, алтарь Кранаха в соборе Св. Вита - ее зарождение и кончина, Арт/Арт нет. 1, 2010, с. 2–16 (Исследование в рамках исследовательского проекта «Образы как инструменты католической конфессиональной полемики на чешских землях в период 1550–1650 гг.», финансируемого Агентством по грантам Академии наук Чешской Республики, номер гранта IAA800330902)
  • Катерина Горничкова, Михал Шронек (ред.), Искусство чешской Реформации (1380–1620), Academia Praha 2010, ISBN   978-80-200-1879-3
  • Михал Шронек, Катерина Горничкова, Der Cranach-Altar im Veitsdom - seine Entstehung und sein Untergang, Umění/Art 1, 2010, стр. 2–16 Умени/Искусство, 1, 2010, онлайн
  • Калиопи Хамоникола, Лукас Кранах и чешские земли. Под знаком крылатого змея / Лукас Кранах и Чешские земли. Под знаком крылатого змея, (каталог), Прага 2005, ISBN   978-80-86217-92-5
  • Иржина Горжейши, Ярмила Вацкова, Некоторые аспекты ягеллонского придворного искусства, Искусство XXI, 1973, стр. 496–511
  • Винценц Крамарж: Алтарь работы Лукаша Кранаха в храме Св. Вита, в: Народные списки 1939, приложение №. 186.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 77608b25e97fad0ec4ce3f9d0cd6b19f__1711274820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/77/9f/77608b25e97fad0ec4ce3f9d0cd6b19f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Prague Altarpiece of Lucas Cranach the Elder - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)