Жан Ламбер-Рюки
Жан Ламбер-Рюки | |
---|---|
![]() Ламберт-Руки ок. 1918 год | |
Рожденный | 09/17/1888 Краков , Польша |
Умер | 07/27/1967 Париж, Франция |
Национальность | Польский, Французский |
Известный | Живопись, Скульптура |
Движение | Кубизм , Сюрреализм , Арт Деко |
Супруг | Моник Бикель м. 1920- |
Дети | Мара Руки — р. 7 апреля 1920 г. |
Жан Ламбер-Руки (1888–1967) — польский художник -авангардист , скульптор и график . Он был наиболее известен своим участием в движениях кубизма , сюрреализма и ар-деко . Он выставлялся на Осеннем салоне 1913 года в Париже; от1919 год представляли Леонс Розенберг в Galerie de l'Effort Moderne и арт-дилер Поль Гийом . В марте 1920 года Ламбер-Руки выставлялся на второй выставке « Золотой секции» в Галерее де Ла Боэти в Париже и участвовал в первой выставке «Союза современных художников», где продолжал показывать свои работы. Он работал с разными стилями и средствами массовой информации, временами находился под влиянием искусства Африки племенного . Ламберт-Руки также стал известен своими городскими пейзажами в стиле кубизма. [1] [2]
Ранний период жизни
[ редактировать ]
Жан Ламбер-Руки родился в 1888 году в Кракове (Польша) и был младшим в большой семье. Ему было одиннадцать лет, когда внезапно умер его отец. Вундеркинд, он зарабатывал на жизнь портретами, удивлявшими буржуазию . краковскую [1]
Чтобы продолжить учебу, он посещал художественную школу в своем родном городе, а затем поступил в Школу изящных искусств в Кракове, где подружился с Моисом Кислингом , художником, которого он нашел в Париже. Его юность ознаменовалась погружением в богатый фольклор Центральной Европы. Он совершил несколько поездок в Россию, гостил у цыган и разучил русские танцы. Его работа на протяжении всей карьеры оставалась глубоко пропитанной плодами этого раннего опыта. [1]
Воодушевленный выставкой работ Гогена в Кракове, он решил поехать в Париж и прибыл однажды утром в феврале 1911 года с 17 франками в кармане. Он сразу же встретил друзей польского происхождения, принявших его. Он поступил в Академию Коларосси , где общался с богемными художниками Монпарнаса в кафе Le Dôme Café и Café de la Rotonde . Там он встретил Хаима Сутина , Леопольда Сюрважа , Цугухару Фухиту , Блеза Сандрара , Макса Жакоба и Амедео Модильяни ; с которым он делил комнату на улице Гранд-Шомьер, 8 на Монпарнасе, студию, арендованную им польским поэтом, писателем и торговцем произведениями искусства Леопольдом Зборовским . [1]
Ламбер-Руки зарабатывал на жизнь ретушированием фотографий на Монмартре , что не удовлетворяло его денежных потребностей. В 1913 году он переехал в студию на улице Кампань Премьер, 29 в 14 округе Парижа . В 1914 году он вступил во Французский Иностранный легион, чтобы служить Франции во время войны. Он изменил свое имя на Жан Ламбер-Рюки. Он был ранен во время войны и был направлен в археологическую службу Археологического музея Салоник в Греции, где проводил раскопки. Позже он сделал копии мозаик Святой Софии Салоник для Лувра под руководством Жана Гиффри, куратора отдела живописи Национальных музеев. [1]
Во время службы в армии он подружился со скульпторами Жозефом Чаки и Гюставом Миклошем . Миклош стал крестным отцом дочери Ламберта-Руки Теано по имени «Мара». В 1918 году демобилизовавшись, Ламбер-Рюки вернулся в Париж, где поселился на улице Мулен-де-Бёр, 12 в районе Монпарнас. [1]
После Первой мировой войны
[ редактировать ]При поддержке Леонса Розенберга с 1918 года кубизм снова стал центральной проблемой для художников. В парижских салонах доминировало движение « Возвращение к порядку» , художник и теоретик Альберт Глейз в 1920 году попытался реанимировать дух « Золотой секции» с целью представить широкой публике художников-новаторов разных национальностей и организовать выставки с литературные и музыкальные прослушивания во многих странах. Дальнейшую поддержку этому начинанию оказали Фернан Леже , Александр Архипенко , Жорж Брак , Константин Бранкузи , Анри Лоран , Жак Вийон , Раймон Дюшан-Вийон , Луи Маркусси , Жозеф Чаки , Леопольд Сюрваж и Жан Ламбер-Рюки. [3] [4]
В 1920 году Ламбер-Рюки женился на Монике Бикель (род. 1892), ученице скульптора Огюста Родена . Их дочь Мара Руки родилась 7 апреля 1920 года. [1]
В 1923 году он подружился с медником Жаном Дюнаном , с которым проработал двадцать лет. Он отказался от предложения Жана Дюнана стать соавтором их произведений (кроме самого начала их сотрудничества). [1]
С 1925 года и до конца своей жизни Ламберт-Руки выставлял свои работы, многие из которых были заказаны, по всей Европе, Канаде и США, а также в церквях (большие реконструкции после Великой войны). В том же году он сотрудничал с Эмилем-Жаком Рульманом и Жаном Дюнаном на Международной выставке современного промышленного и декоративного искусства 1925 года, выставке, которая олицетворяла то, что десятилетия спустя стало называться арт-деко , «современный» стиль, характеризующийся обтекаемым стилем. геометрические и симметричные композиции и изящный вид эпохи машин. [5] [6]
В 1930 году Ламберт-Руки стал одним из пионеров современного религиозного искусства. В 1931 году он стал активным членом Союза современных художников (UAM), где выставлялся вместе с Рене Хербстом , Шарлем-Эдуардом Жаннере (Ле Корбюзье), Робертом Малле-Стивенсом , архитектором Жоржем-Анри Пингюссоном , Жаном Фуке (для которым он делал украшения), в экспонатах, в которых дизайн делал упор на украшение. [7]
Жан Ламбер-Рюки стал натурализованным гражданином Франции в 1932 году. [8]
В 1933 году он покинул свою студию на Монпарнасе и перешёл в студию на улице Плант, 26 в Париже. В мае 1943 года он участвовал в групповой выставке художников «2ème groupe» в галерее Drouant-David в Париже.
Он оставался одиноким на протяжении всей своей жизни, бегая от мира с его требованиями и суетой. Смыслом его существования была непрекращающаяся потребность создавать что-то «новое». [1]
Смерть
[ редактировать ]В 1967 году в возрасте 80 лет он умер в своем доме на улице Рю де Плант в Париже, Франция, от сосудистого заболевания.
Выставки при жизни
[ редактировать ]- 1913, Осенний салон.
- 1919, Осенний салон, Леонс Розенберг (Galerie de l'Effort Moderne) и с дилером Полем Гийомом.
- 1920, вторая выставка Золотой секции , Галереи де Ла Боэти и Салона Независимых.
- 1923, персональная выставка в Galerie de l'Effort Moderne.
- 1925, Hôtel du Collectionneur и Fumoir, с Жаком-Эмилем Рульманом и Жаном Дюнаном.
- 1932 г. представляет в Кремайере религиозную скульптуру, которая вызывает скандал, вынудивший его убрать свою работу с выставки.
- 1934, первое проявление сакрального искусства в Отеле герцогов Роханских.
- 1936 г., участвует в манифестации сакрального искусства, ОГАР (Главное управление религиозного искусства), бульвар Сен-Жермен, 241.
- 1937, Международная выставка, павильон УАМ. Он создал Accueil des Artistes Modernes , скульптурную стену у входа, а также несколько масок и скульптур внутри павильона. Он представляет Боном Ламбер в Павильоне де ла Люмьер. Он участвует в работе Павильона национальной солидарности и изготавливает украшения для Жана Фуке . Французское государство заказало скульптуру « Человек в пальто» .
- 1938, Выставка сакрального искусства, Марианский павильон.
- 1942, Персональная выставка в галерее Друан-Давид, где выставляется живопись и скульптура.
- 1943 год, выставка сюрреалистических рисунков на улице Анжу. Выставка "2ème groupe", Галерея Друан-Давид.
- 1947, Выставка современной французской керамики, Баден-Баден, затем в Вене.
- 1949, Салон художников-декораторов.
- 1953, персональная выставка Galerie La «Gentilhommière», бульвар Распай.
- 1954, персональная выставка в галерее Drouant-David, улица дю Фобур Сент-Оноре, 52.
- 1958, выставка Каир, Египет.
Избранные произведения
[ редактировать ]- Визит , 1919, 65 х 92 см, Музей 1930-х годов, Булонь-Бийанкур, Хранилище Центра Жоржа Помпиду , 1995
- «Композиция» , 1919, холст, масло, 56,5 × 47 см, Музей Эвре.
- Les Promeneurs , 1924, масло, панель, 33,5 × 46,5 см, Музей Эврё.
- Несколько работ в Департаменте Музея Уазы.
- Сен-Себастьян , 1950, скульптура из дерева, монохромная краска, 181 х 48 х 25 см, Мон-де-Марсан; городской музей
Избранная литература
[ редактировать ]- Артур Винярски, Жан Ламбер-Рюки, Варшава, 2017 г.
- Ж. Ламбер-Руки, Марк-Андре Руан, Жан-Пьер Тортиль, 1988 г.
- Ламберт-Руки: лирический сюрреалист, Галерея Суфер, 199?
- Гаргалло, Чаки, Ламберт-Руки: выставка в мэрии Парижа, Музей Бурделя, Пабло Гаргалло, Йожеф Чаки, 1977 г.
- Жан Ламбер-Рюки, 1888–1967: продажа, Hôtel Drouot, комната 1, М. А. Руан, Ж. П. Тортиль и Жак де Вос, 1971 г.
- Жан Ламбер-Рюки: вручение пожертвования, 11 октября 1997 г. - 18 января 1998 г., Департаментский музей Уазы, Бове, 1997 г.
- Жан-Ламбер-Рюки (1888–1967): скульптор на службе церкви (1938–1967), Ален Шубар, 1992 г.
- Мастерская Жана Ламбер-Рюки и Мары Руки, Отель Друо, 1981 год.
- Жан Ламбер-Рюки: и современная классика: Galerie Franka Berndt Bastille, Париж, с 13 сентября по 31 октября 1990 г., Аукционный дом (Ангиен-ле-Бен, Франция), 1990 г.
- Ламберт-Руки и современная классика: Выставка. Франка Берндт Бастилия, Галерея (Париж), 1990 г.
- Александр Виалат в зеркале воображения, 2003 г.
- Коллекция Mara Et Léano Rucki, 25 скульптур Жана Ламбера-Рюки. Мара Руки, Леано Руки, Tajan SA., 2003 г.
- Ламбер-Руки [1888–1967]: коллекция Жака Де Воса и различных любителей; Ар-нуво, арт-деко: продажа, Париж, Друо-Монтень, 9 марта 1994 г., аукционисты, Мес Кристиан де Ке, Делавенн и Лафарж, Жак Де Вос, 1994 г.
- Современное искусство: Пауль Каллос, 1928 г.р., прекрасная подборка из 18 работ с 1954 по 1984 гг., исключительная подборка работ Жана Ламбера-Рюки, 1888–1967 гг., 12 скульптур, корректуры художников, 2 картины из семьи художника: продажа, Париж, Друо-Монтень, 14 апреля 1992 г., аукционист, Я Пьер Корнетт де Сен-Сир Поль Каллос, Жан Ламбер-Рюки, 1992 г.
- Аббатство Сен-Бенуа-дю-Лак и его строители, Клод Бержерон, Джеффри Симминс, Жан Рошон (дом.), 1997 г.
- История современного дизайна: графика и продукты со времен промышленной революции, Дэвид Райзман, 2003 г.
- Современная фигуративная живопись, 1890–1950: Связь с Парижем, Мартин Вулперт, Джеффри Винтер, 2004 г.
- Коллекция Сьёберга: Жан Ламбер-Руки, Роже Безомбес, Анри Сьёберг, Друо, 2002 г.
- Оригинальность авангарда и других модернистских мифов, Розалинда Э. Краусс, 1986 г.
- Марсель Брейер и Комитет двенадцати планируют строительство церкви: монашеские мемуары , Хилари Тиммеш, Марсель Брейер, 2011 г.
- Жан Дюнан: его жизнь и творчество, Феликс Марсильяк, 1991,
- Коллекция колец Хасимото: Исторические кольца, Диана Скэрисбрик, 2004 г.
- Литургическое искусство, 1959 г.
- Международный арт-рынок, 1983 г.
- Каталог библиотеки Метрополитен-музея, Нью-Йорк: Метрополитен-музей (Нью-Йорк, Нью-Йорк). Библиотека, 1987 г.
- Жан Ламбер-Рюки, 1888–1967, Жак де Вос, Париж, 1991 г.
- Арт-деко, Джудит Миллер, 2007 г.
- Голан, Роми (1995). Современность и ностальгия: искусство и политика во Франции между войнами .
- Африканцы, путешествующие художники: 1860–1960, Линн Торнтон, 1990.
- История искусства, Кирстен Брэдбери, 2005 г.
- Энциклопедия ар-деко, Аластер Дункан, 1998 г.
- Christie's Art Deco, Фиона Галлахер, Саймон Эндрюс, Майкл Джеффри, 2000 г.
- Арт-деко, Виктор Арвас, 2000 г.
- Арт-деко 1910–1939, Тим Бентон, Шарлотта Бентон, Гислен Вуд, 2003 г.
- Коллекция Энди Уорхола: продана в пользу Фонда визуальных искусств Энди Уорхола, Том 1, Энди Уорхол, Джон Л. Мэрион, Фонд визуальных искусств Энди Уорхола, 1988 г.
- Декоративное искусство ХХ века, Sotheby's (фирма), 1990 г.
- Энциклопедия дизайна, Мел Байарс, 2004 г.
- Кольца: Сквозь века, Энн Дж. Уорд, 1981.
- Искусство, Дизайн, Фотография, Александр Дэвис, 1973 г.
- «Примитивизм» в искусстве 20-го века: близость племенного и современного, Том 2, Уильям Стэнли Рубин, Музей современного искусства (Нью-Йорк, Нью-Йорк), 1984 г.
- Интерьеры в стиле ар-деко: классика декора и дизайна 1920-х и 1930-х годов, Патрисия Байер, 1998 г.
- Вокруг фортепиано Жана Дюнана: скульптор, медник, лакировщик, 1877–1942, Жан Дюнан, Галерея Жака де Вос, Клер Бюссак, 1991
- Арт-деко, Ева Вебер, 2004 г.
- Коллекция Мары и Леано Руки: 25 скульптур Жана Ламбера-Рюки, Феликса Марсильяка, 2003 г.
- Кислинг и его друзья, Барбара Брус-Малиновская, Ежи Малиновский, Национальный музей в Варшаве, 1996 г.
Каталог резонне
[ редактировать ]Резюме каталога произведений Жана Ламбера-Рюки готовится Комитетом Жана Ламбера-Рюки (ассоциация, созданная 29 октября 2008 г. и объявленная в Journal Officiel 12 ноября 2008 г.).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Комитет Жана Ламбера-Рюки
- ^ «Грег Нанамура, Дизайн 20-го века, Жан Ламбер-Руки » . Архивировано из оригинала 29 сентября 2013 года . Проверено 26 сентября 2013 г.
- ^ Дэниел Роббинс, 1964, Альберт Глейз 1881–1953, Ретроспективная выставка , опубликованная Фондом Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк, в сотрудничестве с Национальным музеем современного искусства, Париж, Музеем в Оствале, Дортмунд.
- ^ «Золотое сечение», 1920 год . Архивировано из оригинала 9 августа 2019 года . Проверено 26 сентября 2013 г.
- ^ Бентон, Шарлотта; Бентон, Тим; Вуд, Гислен (2003). Арт-деко: 1910–1939. Булфинч. п. 16. ISBN 978-0-8212-2834-0
- ^ Бевис Хиллиер, Арт-деко 20-х и 30-х годов (Studio Vista/Dutton Picturebacks), 1968
- ^ Арлетт Барре-Деспонд и Сюзанна Тайз, Журден, Риццоли, штат Нью-Йорк, 1991, © Editions du Regar, 1988 г.
- ^ База Палисси : IM83001827 , Министерство культуры Франции. (на французском языке)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1888 рождений
- 1967 смертей
- Художники из Кракова
- Польские скульпторы
- Польские скульпторы-мужчины
- Польские художники
- Польские художники-мужчины
- Французские современные скульпторы
- Французские современные художники
- Польские художники-сюрреалисты
- Французские художники-кубисты
- Французские скульпторы XX века.
- Французские скульпторы-мужчины
- Школа Парижа
- Художники ар-деко
- Абстрактные скульпторы
- Французские художники 20 века.
- Французские художники-мужчины 20-го века
- Французские художники-мужчины
- Французские военнослужащие Первой мировой войны
- Выпускники Академии Коларосси
- Французские художники-абстракционисты
- Польские эмигранты во Франции