Морис Принсет
Морис Принс (1875 – 23 октября 1973) [1] был французским математиком и актуарием , сыгравшим роль в зарождении кубизма . Он был соратником Пабло Пикассо , Гийома Аполлинера , Макса Жакоба , Жана Метцингера и Марселя Дюшана . Он известен как «le mathématicien du cubisme» («математик кубизма»). [2] [3]

Принсе приписывают представление работ Анри Пуанкаре и концепции « четвертого измерения кубистам Бато-Лавуар » . [4] Принсе обратил внимание Пикассо на книгу Эспри Жуффре 1903 года « трактат о геометрии Элементарный четырех измерений» . [5] популяризация «Науки и гипотезы» Пуанкаре , в которой Жуффре описал гиперкубы и другие сложные многогранники в четырех измерениях и спроецировал их на двумерную страницу. Альбомы Пикассо для «Авиньонских девиц» иллюстрируют влияние Жуффре на творчество художника. [6]
В 1907 году жена Принсе ушла от него к Андре Дерену , и он отошел от круга художников Бато-Лавуар. [7] Но Принсе оставался близким к Метцингеру и участвовал в заседаниях Золотой секции в Пюто . Он читал неформальные лекции группе, многие из которых были увлечены математическим порядком. [8]
Влияние Принсе на кубистов засвидетельствовали его современники. Морис де Вламинк писал: «Я был свидетелем зарождения кубизма, его роста и упадка. Пикассо был акушером, Гийом Аполлинер — акушеркой, Принс — крестным отцом». [9]
В 1910 году Метцингер сказал о нем: «[Пикассо] излагает свободную, подвижную перспективу, из которой гениальный математик Морис Принсе вывел целую геометрию». [10] Позже Метцингер написал в своих мемуарах, что:
Морис Принс часто присоединялся к нам. Хотя он был довольно молод, благодаря своим знаниям математики он получил важную работу в страховой компании. Но помимо своей профессии, он как художник концептуализировал математику, а как эстетик он использовал n -мерные континуумы. Он любил заинтересовывать художников новыми взглядами на космос, открытыми Шлегелем и некоторыми другими. Ему это удалось. [11]
Луи Воксель саркастически окрестил Принсе «отцом кубизма»:
М. Принсе подробно изучил неевклидову геометрию и теоремы Римана, о которых Глейз и Метцингер говорят довольно небрежно. Итак, однажды г-н Принсе встретил г-на Макса Жакоба и поделился с ним одним или двумя своими открытиями, касающимися четвертого измерения. М. Жакоб сообщил об этом гениальному М. Пикассо, и М. Пикассо увидел в этом возможность новых орнаментальных схем. Г-н Пикассо объяснил свои намерения г-ну Аполлинеру, который поспешил записать их в формуляры и систематизировать. Эта штука распространялась и распространялась. Родился кубизм, детище г-на Принсе. [12]
Дюшан сказал Пьеру Кабану: «Мы вообще не были математиками, но мы действительно верили в Принсе». [13]
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Миллер, Артур И. (2001). Эйнштейн, Пикассо: Пространство, время и красота, вызывающая хаос . Нью-Йорк: Основные книги. стр. 171 . ISBN 0-465-01860-2 .
- ^ Миллер. Эйнштейн, Пикассо . стр. 100 . ISBN 0-465-01859-9 . Миллер цитирует:
- Лосось, Андре (1955). Бесконечная память, ранний период (1903–1908) . Париж: Editions Gallimard. п. 187.
- Лосось, Андре (1956). Бесконечная память, Вторая эпоха (1908–1920) . Париж: Editions Gallimard. п. 24.
- Креспель, Жан-Поль (1978). Повседневная жизнь на Монмартре во времена Пикассо, 1900-1910 гг . Париж: Хашетт. п. 120. ИСБН 2-01-005322-2 .
- ^ Десимо, Марк (2007). Морис Принсе, Математик кубизма (на французском языке). Париж: Editions L'Echoppe. ISBN 2-84068-191-9 .
- ^ Миллер. Эйнштейн, Пикассо . стр. 101 . ISBN 0-465-01859-9 .
- ^ Жуффре, Дух (1903). Элементарный трактат по четырехмерной геометрии и введение в n-мерную геометрию (на французском языке). Париж: Готье-Виллар. OCLC 1445172 . Проверено 6 февраля 2008 г.
- ^ Миллер. Эйнштейн, Пикассо . стр. 106–117.
- ^ Роббин, Тони (2006). Тени реальности, четвертое измерение в теории относительности, кубизме и современной мысли . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 34. ISBN 0-300-11039-1 .
- ^ Эверделл, Уильям Р. (1997). Первые современники: профили истоков мысли двадцатого века . Чикаго: Издательство Чикагского университета. стр. 312 . ISBN 0-226-22480-5 .
- ^ Вламинк, Морис (6 июня 1942 г.). «Свободные мнения... о живописи». Комедии : 1, 6.
Я был свидетелем зарождения кубизма, его роста, его упадка. Пикассо был акушеркой, Гийом Аполлинер — акушеркой, Принсе — крестным отцом.
в Секель, Элен (1994). «Антология ранних комментариев к Авиньонским девицам ». У Уильяма Рубина; Хелен Секель; Джудит Казинс (ред.). Авиньонские девицы . Нью-Йорк: Музей современного искусства. п. 264. ИСБН 0-87070-162-2 . - ^ Метцингер, Жан (октябрь – ноябрь 1910 г.). «Заметка о живописи». Сковорода : 60 дюймов. Миллер. Эйнштейн, Пикассо . п. 167.
- ^ Метцингер, Жан (1972). Кубизм родился . Париж: Éditions Présence. стр. 43–44. в Ферри, Люк (1993). Homo Aestheticus: изобретение вкуса в эпоху демократии . Роберт Де Лоаиса, пер. Чикаго: Издательство Чикагского университета. стр. 215 . ISBN 0-226-24459-8 .
- ^ Воксель, Луи (29 декабря 1918 г.). «Тетрадь мастерской: Отец кубизма». Дневник недели : 11. в Хендерсон, Линда Дэлримпл (1983). Четвертое измерение и неевклидова геометрия в современном искусстве . Принстон: Издательство Принстонского университета. п. 72. ИСБН 0-691-10142-6 .
- ^ Кабанн, Пьер (1971). Диалоги с Марселем Дюшаном . Лондон: Темза и Гудзон. п. 39. в Кранден, Роберт Морс (1993). Американские салоны: встречи с европейским модернизмом, 1885-1917 гг . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 431 . ISBN 0-19-506569-7 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Десимо, Марк (2007). Морис Принсе, Математик кубизма (на французском языке). Париж: Editions L'Echoppe. ISBN 2-84068-191-9 .
- Хендерсон, Линда Дэлримпл (1983). Четвертое измерение и неевклидова геометрия в современном искусстве . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-10142-6 .
- Миллер, Артур И. (2001). Эйнштейн, Пикассо: Пространство, время и красота, вызывающая хаос . Нью-Йорк: Основные книги. ISBN 0-465-01860-2 .