Jump to content

Рокайль

Украшение комода работы Чарльза Крессена (1745–1749), Метрополитен-музей.

Рокайль ( США : / r ˈ k , r ɒ ˈ k / ro(h)- KY , [1] [2] [3] [4] Французский: [ʁɔkɑj] ) — французский стиль обильного декора с обилием кривых, контр-кривых, волнистости и элементов, смоделированных по образцу природы, который появился в мебели и внутренней отделке во время раннего правления Людовика XV во Франции . Это была реакция на тяжеловесность и формальность стиля Людовика XIV . Оно началось примерно в 1710 году, достигло своего пика в 1730-х годах и завершилось в конце 1750-х годов, сменившись неоклассицизмом . [5] [6] Это было начало движения французского барокко в мебели и дизайне, а также начало движения рококо , которое к середине 18 века распространилось на Италию, Баварию и Австрию.

Рокайль был буйным и вдохновленным природой, как и рококо, но, в отличие от рококо, обычно был симметричным и не перегруженным декором. Он получил свое название от смеси камня, ракушек и штукатурки, которая использовалась для создания живописного эффекта в гротах в эпоху Возрождения , а также от названия орнамента в форме морской ракушки, который часто использовался в декорациях рокайля. [7] В 1736 году дизайнер и ювелир Жан Мондон опубликовал Premier Livre: De forme Rocquaille et Cartel — сборник рисунков орнаментов мебели и внутреннего убранства. Это было первое появление в печати термина рокайль для обозначения этого стиля. [8]

Этот стиль использовался, в частности, в салонах: новый стиль помещения был призван произвести впечатление и развлечь гостей. Самым ярким примером был салон принцессы в Отеле де Субиз в Париже, спроектированный Жерменом Боффраном и Шарлем-Жозефом Натуаром (1735–1740). К характеристикам французского рококо относились исключительная художественность, особенно в сложных рамах для зеркал и картин, вылепленных из гипса и часто позолоченных; извилистые изгибы и контр-лечения, а также использование растительных форм (виноградных лоз, листьев, цветов), переплетающихся в сложных конструкциях. Ведущими дизайнерами мебели в этом стиле были Жюст-Орель Мейссонье и Шарль Крессан , а также мастер по дереву Николя Пино . [9]

Декорация в стиле рокайль была насыщена декором по образцу морских ракушек, каскадов листьев и цветов, пальмовых листьев и других природных элементов. Декор стен и мебели обычно выполнялся из резного дерева или штукатурки, позолоченной. Французский дизайнер Бернар Торо в 1716 году выпустил книгу ярких ранних образцов рокайля, которая получила широкое распространение в Европе. Первым крупным мастером этого стиля был Жюст-Орель Мейсонье , за ним следовали Жан Берен Старший , Жиль-Мари Оппенордт , Николя Пино , а также скульпторы-моделисты Томас Жермен , Жак Каффьери и немец Жан-Клод Дюплесси . [6]

Среди мастеров-краснодеревщиков или ébénistes мебели в стиле рокай был Матье Криэр (1689–1776), который стал мастером в 1738 году. Он был особенно известен как своей прекрасной инкрустацией или инкрустацией, так и своими сундуками с китайской или японской тематикой, с изящными Китайский лак или лак Мартина, украшения из позолоченной и скульптурной бронзы. [10]

Другой важной фигурой стиля рокайль был эбентист Шарль Крессент (1685–1768), который был мастером как в гильдии резчиков по дереву, так и в гильдии скульпторов по бронзовым украшениям - редкое достижение, полученное соответственно в 1708 и 1714 годах. Крессент не только изготавливал мебель. для Людовика XV , но также для короля Португалии и курфюрста Баварии. Он наиболее известен своими комодами, книжными шкафами и письменными столами, которые часто были инкрустированы палисандровым и фиалковым деревом и украшены особенно тонким орнаментом в стиле рокайль из позолоченной бронзы, в котором изображены младенцы, смешанные с птицами и каскадной растительностью. Он представил несколько стилистических новшеств, в том числе «espagnolettes à aigrette» — небольшие бюсты молодых женщин, украшавшие углы его комодов и столов. Это стало обычным украшением других мастеров рокайля. [11]

Среди других известных мастеров по мебели были члены семьи Крессон, Луи Крессон (1706–1761), Рене Крессон (1705–1749) и Мишель Крессон исключительной работы. (1709–1781), каждый из которых производил стулья, шкафы , комоды и другую мебель для королевских резиденций. Их дети также стали менюзье и эбенистами во время правления Людовика XVI . [10]

Работа с деревом и внутренняя отделка

[ редактировать ]

Украшение в стиле рокайль было распространено в деревянных стеновых панелях и другом внутреннем убранстве между 1730 и 1750 годами. Отделка обычно выполнялась из резного и позолоченного дерева или лепнины на белом фоне. Панели в рамах часто также имели декоративную роспись, обычно арабески или яркие цветочные узоры, и часто изображали животных или экзотические сюжеты, действие которых происходило в Китае, Японии или Турции.

Серебро, фарфор и металлообработка

[ редактировать ]

Помимо использования в мебели, этот стиль появился в изделиях из фарфора и металла. В 1738 году была основана Венсенская мануфактура благодаря поддержке Людовика XV и мадам де Помпадур , чтобы конкурировать с мануфактурами в Шантильи и Мейсене . [12] В 1756 году мануфактура была перенесена в здание в Севре , построенное по инициативе мадам де Помпадур, недалеко от ее замка .

Самыми замечательными металлическими изделиями в стиле рокайль были чугунные и позолоченные заборы и ворота, созданные мастером железа Жаном Ламуром для новой площади Станислава в Нанси между 1750 и 1758 годами, когда герцогство Лотарингия было присоединено к Франции. Площадь завершал ансамбль зданий, балконы и подвесные фонари которых соответствовали решетке забора и ворот. [13]

Влияние и упадок

[ редактировать ]

Рокайль повлиял на стиль Чиппендейл в Англии и на работы баварского художника-декоратора бельгийского происхождения Франсуа де Кювилье . Этот стиль также на какое-то время стал очень популярным в Италии, особенно в Венеции, и распространился на Австрию, Баварию и Испанию, где принял более яркую и насыщенную форму.

Открытие греческих древностей, начавшееся в 1738 году в Геркулануме и особенно в Помпеях в 1748 году, повернуло французскую архитектуру в направлении более симметричного и менее яркого неоклассицизма и стиля Людовика XV . Мебель и отделка стали более геометричными; ножки мебели стали прямыми, напоминая римские или греческие колонны, а богато украшенная резьба на внешней стороне мебели все чаще заменялась тонкими инкрустациями из разноцветного дерева.

См. также

[ редактировать ]

Примечания и цитаты

[ редактировать ]
  1. ^ «рокайль» . Словарь английского языка американского наследия (5-е изд.). ХарперКоллинз . Проверено 19 августа 2019 г.
  2. ^ «Рокайль» . Словарь английского языка Коллинза . ХарперКоллинз . Проверено 19 августа 2019 г.
  3. ^ «рокайль» . Lexico Британский словарь английского языка . Издательство Оксфордского университета . Архивировано из оригинала 15 апреля 2021 г.
  4. ^ «рокайль» . Словарь Merriam-Webster.com . Проверено 19 августа 2019 г.
  5. ^ Онлайн-энциклопедия Ларусса
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ловреглио 2006 , с. 369.
  7. ^ Дючер 1988 , с. 136.
  8. ^ Де Морант, Генри, История декоративного искусства , с. 355
  9. ^ Кляйнер, Фред (2010). Искусство Гарднера на протяжении веков: западный взгляд . Cengage Обучение. стр. 583–584. ISBN  978-0-495-57355-5 . Проверено 21 февраля 2011 г.
  10. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ловреглио 2006 , с. 128.
  11. ^ Ловреглио 2006 , с. 127.
  12. ^ Севрская фарфоровая мануфактура | Люди | Коллекция Смитсоновского института Купер-Хьюитта, Национальный музей дизайна
  13. ^ Де Морант 1970 , стр. 376.

Библиография

[ редактировать ]
  • Де Морант, Генри (1970). История декоративного искусства (на французском языке). Книжный магазин Хачетт.
  • Дюшер, Роберт (1988). Характеристика стилей (на французском языке). Париж, Франция: Фламмарион. ISBN  2-08-011539-1 .
  • Рено, Кристоф (2006). Стили архитектуры и мебели (на французском языке). Париж, Франция: Жиссеро. ISBN  978-2-877-4746-58 .
  • Виган, Клод-Поль (1995). Французская мебель – переходный период Людовика XVI (на французском языке). Париж, Франция: Массен. ISBN  2-7072-0281-9 .
  • Ловреглио, Аурелия и Анна (2006). Словарь мебели и предметов искусства от средневековья до XXI века (на французском языке). Париж, Франция: Ле Робер. ISBN  2-84902-079-6 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0bd1a8475eb9161666531e33d0b65d7a__1715976900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0b/7a/0bd1a8475eb9161666531e33d0b65d7a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rocaille - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)