Рокайль

Рокайль ( США : / r oʊ ˈ k aɪ , r ɒ ˈ k aɪ / ro(h)- KY , [1] [2] [3] [4] Французский: [ʁɔkɑj] ) — французский стиль обильного декора с обилием кривых, контр-кривых, волнистости и элементов, смоделированных по образцу природы, который появился в мебели и внутренней отделке во время раннего правления Людовика XV во Франции . Это была реакция на тяжеловесность и формальность стиля Людовика XIV . Оно началось примерно в 1710 году, достигло своего пика в 1730-х годах и завершилось в конце 1750-х годов, сменившись неоклассицизмом . [5] [6] Это было начало движения французского барокко в мебели и дизайне, а также начало движения рококо , которое к середине 18 века распространилось на Италию, Баварию и Австрию.
Обзор
[ редактировать ]Рокайль был буйным и вдохновленным природой, как и рококо, но, в отличие от рококо, обычно был симметричным и не перегруженным декором. Он получил свое название от смеси камня, ракушек и штукатурки, которая использовалась для создания живописного эффекта в гротах в эпоху Возрождения , а также от названия орнамента в форме морской ракушки, который часто использовался в декорациях рокайля. [7] В 1736 году дизайнер и ювелир Жан Мондон опубликовал Premier Livre: De forme Rocquaille et Cartel — сборник рисунков орнаментов мебели и внутреннего убранства. Это было первое появление в печати термина рокайль для обозначения этого стиля. [8]
Этот стиль использовался, в частности, в салонах: новый стиль помещения был призван произвести впечатление и развлечь гостей. Самым ярким примером был салон принцессы в Отеле де Субиз в Париже, спроектированный Жерменом Боффраном и Шарлем-Жозефом Натуаром (1735–1740). К характеристикам французского рококо относились исключительная художественность, особенно в сложных рамах для зеркал и картин, вылепленных из гипса и часто позолоченных; извилистые изгибы и контр-лечения, а также использование растительных форм (виноградных лоз, листьев, цветов), переплетающихся в сложных конструкциях. Ведущими дизайнерами мебели в этом стиле были Жюст-Орель Мейссонье и Шарль Крессан , а также мастер по дереву Николя Пино . [9]
- Эскиз корпуса часов Жиля-Мари Оппенорда (1715 г.)
- Дизайн стола Жюста-Ореля Мейссонье ( ок. 1730 г. )
- Дизайн спальни принца в отеле Субиз Жермена Боффрана (1735–1740).
- Дизайн камина и камина Николя Пино (1-я половина 18 века)
- Эскиз фарфорового письменного набора Жюста-Орель Мейсонье (1748 г.)
- Дизайн с цветами и листьями аканта Алексиса Пейротта (1750 г.)
Мебель
[ редактировать ]Декорация в стиле рокайль была насыщена декором по образцу морских ракушек, каскадов листьев и цветов, пальмовых листьев и других природных элементов. Декор стен и мебели обычно выполнялся из резного дерева или штукатурки, позолоченной. Французский дизайнер Бернар Торо в 1716 году выпустил книгу ярких ранних образцов рокайля, которая получила широкое распространение в Европе. Первым крупным мастером этого стиля был Жюст-Орель Мейсонье , за ним следовали Жан Берен Старший , Жиль-Мари Оппенордт , Николя Пино , а также скульпторы-моделисты Томас Жермен , Жак Каффьери и немец Жан-Клод Дюплесси . [6]
Среди мастеров-краснодеревщиков или ébénistes мебели в стиле рокай был Матье Криэр (1689–1776), который стал мастером в 1738 году. Он был особенно известен как своей прекрасной инкрустацией или инкрустацией, так и своими сундуками с китайской или японской тематикой, с изящными Китайский лак или лак Мартина, украшения из позолоченной и скульптурной бронзы. [10]
Другой важной фигурой стиля рокайль был эбентист Шарль Крессент (1685–1768), который был мастером как в гильдии резчиков по дереву, так и в гильдии скульпторов по бронзовым украшениям - редкое достижение, полученное соответственно в 1708 и 1714 годах. Крессент не только изготавливал мебель. для Людовика XV , но также для короля Португалии и курфюрста Баварии. Он наиболее известен своими комодами, книжными шкафами и письменными столами, которые часто были инкрустированы палисандровым и фиалковым деревом и украшены особенно тонким орнаментом в стиле рокайль из позолоченной бронзы, в котором изображены младенцы, смешанные с птицами и каскадной растительностью. Он представил несколько стилистических новшеств, в том числе «espagnolettes à aigrette» — небольшие бюсты молодых женщин, украшавшие углы его комодов и столов. Это стало обычным украшением других мастеров рокайля. [11]
Среди других известных мастеров по мебели были члены семьи Крессон, Луи Крессон (1706–1761), Рене Крессон (1705–1749) и Мишель Крессон исключительной работы. (1709–1781), каждый из которых производил стулья, шкафы , комоды и другую мебель для королевских резиденций. Их дети также стали менюзье и эбенистами во время правления Людовика XVI . [10]
- Рокайльный орнамент из листьев, цветов и ракушек
- Кабинет Людовика XV Рокайля (1725–1730) работы Шарля Крессена (1725–1730)
- Письменный стол со шпанголетами работы Шарля Крессена (1730–1735).
- Комод Чарльза Крессента (1730 г.), поместье Уоддесдон
- Комод для дофина Матье Криэра (1748 г.)
- Комод Чарльза Крессента (1745–1749), Художественный музей Нельсона-Аткинса.
Работа с деревом и внутренняя отделка
[ редактировать ]Украшение в стиле рокайль было распространено в деревянных стеновых панелях и другом внутреннем убранстве между 1730 и 1750 годами. Отделка обычно выполнялась из резного и позолоченного дерева или лепнины на белом фоне. Панели в рамах часто также имели декоративную роспись, обычно арабески или яркие цветочные узоры, и часто изображали животных или экзотические сюжеты, действие которых происходило в Китае, Японии или Турции.
- Салон отеля de Soubise в Париже (1735–1740).
- Работа по дереву в отеле Варенжевиль работы Николя Пино (1735 г.)
- Украшение потолка кабинета премьер-министра Франции в отеле Матиньон (1720–1725).
- Салон отеля де Лассе, ныне резиденции президента Национального собрания.
Серебро, фарфор и металлообработка
[ редактировать ]Помимо использования в мебели, этот стиль появился в изделиях из фарфора и металла. В 1738 году была основана Венсенская мануфактура благодаря поддержке Людовика XV и мадам де Помпадур , чтобы конкурировать с мануфактурами в Шантильи и Мейсене . [12] В 1756 году мануфактура была перенесена в здание в Севре , построенное по инициативе мадам де Помпадур, недалеко от ее замка .
Самыми замечательными металлическими изделиями в стиле рокайль были чугунные и позолоченные заборы и ворота, созданные мастером железа Жаном Ламуром для новой площади Станислава в Нанси между 1750 и 1758 годами, когда герцогство Лотарингия было присоединено к Франции. Площадь завершал ансамбль зданий, балконы и подвесные фонари которых соответствовали решетке забора и ворот. [13]
- Серебряный канделябр работы Жюста-Орель Мейсонье (1734–1735).
- Рамка для настенных часов Жака Кафьери (1745–1750).
- Позолоченная чугунная ограда площади Станислава в Нанси (Франция) работы Жана Ламура (1750–1758).
- Позолоченный чугунный фонарный столб на площади Станислава в Нанси, Франция, работа Жана Ламура (1750–1758).
- Ворота с двумя статуями и изысканными коваными решетками в Вюрцбурге (Германия), решетки работы Иоганна Георга Эгга (1752 г.)
- Венсенский мягкий фарфор с узором рокайль и китайской сценой (1749–1750).
- Ваза из венсенского фарфора работы Жан-Клода Дюплесси (1753 г.)
- Астрономические часы из позолоченной бронзы работы Жака Кафьери (1754 г.), Версальский музей.
- Две фарфоровые купели для святой воды из Нимфенбурга, модель, вероятно, работы Франца Антона Бустелли (около 1760 г.)
Влияние и упадок
[ редактировать ]Рокайль повлиял на стиль Чиппендейл в Англии и на работы баварского художника-декоратора бельгийского происхождения Франсуа де Кювилье . Этот стиль также на какое-то время стал очень популярным в Италии, особенно в Венеции, и распространился на Австрию, Баварию и Испанию, где принял более яркую и насыщенную форму.
Открытие греческих древностей, начавшееся в 1738 году в Геркулануме и особенно в Помпеях в 1748 году, повернуло французскую архитектуру в направлении более симметричного и менее яркого неоклассицизма и стиля Людовика XV . Мебель и отделка стали более геометричными; ножки мебели стали прямыми, напоминая римские или греческие колонны, а богато украшенная резьба на внешней стороне мебели все чаще заменялась тонкими инкрустациями из разноцветного дерева.
См. также
[ редактировать ]Примечания и цитаты
[ редактировать ]- ^ «рокайль» . Словарь английского языка американского наследия (5-е изд.). ХарперКоллинз . Проверено 19 августа 2019 г.
- ^ «Рокайль» . Словарь английского языка Коллинза . ХарперКоллинз . Проверено 19 августа 2019 г.
- ^ «рокайль» . Lexico Британский словарь английского языка . Издательство Оксфордского университета . Архивировано из оригинала 15 апреля 2021 г.
- ^ «рокайль» . Словарь Merriam-Webster.com . Проверено 19 августа 2019 г.
- ^ Онлайн-энциклопедия Ларусса
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ловреглио 2006 , с. 369.
- ^ Дючер 1988 , с. 136.
- ^ Де Морант, Генри, История декоративного искусства , с. 355
- ^ Кляйнер, Фред (2010). Искусство Гарднера на протяжении веков: западный взгляд . Cengage Обучение. стр. 583–584. ISBN 978-0-495-57355-5 . Проверено 21 февраля 2011 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ловреглио 2006 , с. 128.
- ^ Ловреглио 2006 , с. 127.
- ^ Севрская фарфоровая мануфактура | Люди | Коллекция Смитсоновского института Купер-Хьюитта, Национальный музей дизайна
- ^ Де Морант 1970 , стр. 376.
Библиография
[ редактировать ]- Де Морант, Генри (1970). История декоративного искусства (на французском языке). Книжный магазин Хачетт.
- Дюшер, Роберт (1988). Характеристика стилей (на французском языке). Париж, Франция: Фламмарион. ISBN 2-08-011539-1 .
- Рено, Кристоф (2006). Стили архитектуры и мебели (на французском языке). Париж, Франция: Жиссеро. ISBN 978-2-877-4746-58 .
- Виган, Клод-Поль (1995). Французская мебель – переходный период Людовика XVI (на французском языке). Париж, Франция: Массен. ISBN 2-7072-0281-9 .
- Ловреглио, Аурелия и Анна (2006). Словарь мебели и предметов искусства от средневековья до XXI века (на французском языке). Париж, Франция: Ле Робер. ISBN 2-84902-079-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]