Франц Антон Бустелли
Франц Антон Бустелли (12 апреля 1723 - 18 апреля 1763) был немецким модельером швейцарского происхождения на баварской фарфоровой мануфактуре Нимфенбург с 1754 года до своей смерти в 1763 году. Он широко известен как лучший модельер фарфора в стиле рококо : «если искусство европейского фарфора находит свое наиболее совершенное выражение в стиле рококо , так же стиль находит свое наиболее совершенное выражение в творчестве Бустелли». [2]
Бустелли родился в Локарно в италоязычной Швейцарии и умер в Мюнхене , Бавария, сразу после своего 40-летия. Подробностей его жизни известно немного, но он учился на скульптора, вероятно, в основном по дереву. [3] в Италии. Он свободно говорил и писал по-немецки и, возможно, вырос в Баварии.
Нимфенбург
[ редактировать ]Бустелли присоединился к фабрике Neudeck в Мюнхене в 1754 году, через год после ее основания местным правителем Максимилианом III Иосифом, курфюрстом Баварии . В том же году курфюрст Зигмунду графу фон Хаймхаузену . поручил фабрику [4] Фабрика переехала в 1761 году на территорию курфюрстского дворца Нимфенбург недалеко от Мюнхена, где она и находится по сей день, но ее продукцию обычно называют Нимфенбургом и в более ранний период. секреты технологий, разработанных Иоганном Фридрихом Беттгером для мейсенской фабрики в Саксонии Он относительно поздно вошел в группу фарфоровых заводов, созданных в Европе, поскольку постепенно стали известны (основанной в 1710 году). Бустелли быстро повысили до моделимейстера , или главного моделиста, и он создал формы примерно для 150 новых моделей для Нойдека и Нимфенбурга.
Его первыми фигурками были маленькие классические боги и путти . [5] за ним следовала череда уличных торговцев , [6] а также некоторые более крупные религиозные фигуры, в том числе распятие , которые следуют непосредственно из стиля южногерманской резьбы по дереву того периода. В серии китайских и турецких фигурок [7] примерно с 1756 года, отражая вкус рококо к китайскому стилю и ориентализму , он достиг вершины своего могущества, которую можно увидеть в зрелых фигурах последующих лет. Самая известная из его работ — это набор из восьми пар одиночных фигур мужского и женского пола, взгляды которых взаимодействуют, изображая персонажей «Комедии дель арте» (1759–1760). [8] За ними следовали группы парных влюбленных и другие фигуры, например гончие. [9] Он участвовал в разработке большого обеденного сервиза для курфюрста, хотя тщательно продуманные отдельные картины Йозефа Цехенбергера были завершены только после его смерти. [10]
Бустелли производил модели, которые изготавливались по формам, а после того, как Нимфенбург представил раскрашенные фигурки в 1756 году, он выполнил или разработал схему окраски готовой модели, которой следовали художники фабрики. Модели выпускались как в полихромном, так и в простом белом исполнении, причем последних было больше, а окраска часто значительно различалась между экземплярами (см. Рисунок выше). Вместе со старшим и гораздо более плодовитым моделистом Иоганном Иоахимом Кэндлером из Мейсена, Бустелли является выдающейся фигурой фарфора в стиле рококо, а его лучшие работы обладают уникальным изяществом, энергией, драматизмом и часто остроумием. Его фигурки тщательно продуманы и имеют круглую форму, чтобы их можно было оценить со всех сторон. Основания необычайно тонкие и часто украшены завитками, которые элегантно сочетаются с фигурами. Некоторые сюжеты взяты из гравюр , и многие, кажется, демонстрируют влияние традиционных театральных жестов того периода. [11]
Ему платили не очень высоко, и на момент смерти его имущество включало мебель и личные вещи, некоторые из его собственных фигурок, 228 гравюр и 31 книгу по химии. [2]
Сегодня многие модели Бустелли по-прежнему производятся в Нимфенбурге, хотя и не по оригинальным формам, а с использованием современных штампов. [12] Оригинальные фигурки могут стоить более 150 000 долларов. [13] [14] [15] Лучшие коллекции оригинальных произведений находятся в Мюнхене, в Баварском национальном музее , где его творчеству посвящен целый зал, и в коллекции Боймля в Марштальмузеуме во дворце Нимфенбург; [16] Семья Боймль владела фабрикой с 1888 по 1975 год. [17] Примеры есть и в других музеях мира.
5196 Бустелли (3102 Т-2) — астероид главного пояса , открытый в 1973 году и названный в честь Бустелли; [18] У Беттгера и Кендлера из Мейсена есть два предыдущих числа.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Пример белого цвета. Архивировано 7 марта 2012 г. в Wayback Machine в Суонси, и в другой цветовой схеме. Архивировано 26 мая 2011 г. в Wayback Machine от Christie's.
- ^ Перейти обратно: а б «Ретроспектива рококо» . Время . 30 августа 1963 года. Архивировано из оригинала 22 декабря 2008 года.
- ^ Кэмпбелл, Гроув
- ^ «Зигмунд Граф фон Хаймхаузен, президент-основатель Курбайерской академии» . Баварский национальный музей. Архивировано из оригинала 17 декабря 2013 года . Проверено 17 декабря 2013 г.
- ↑ Три путти как классические божества. Архивировано 26 мая 2011 года в Wayback Machine , Christie's.
- ↑ Продавец сыра. Архивировано 26 мая 2011 года в Wayback Machine на аукционе Christie's.
- ↑ Bowing Oriental. Архивировано 26 мая 2011 года в Wayback Machine на аукционе Christie's.
- ^ Метрополитен-музей Колумбайна
- ^ Кэмпбелл, Гроув
- ^ Нимфенбург «Служба избирательного суда»; 2 оригинальные пластины внизу. Архивировано 27 марта 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ Сэвидж, 156
- ↑ Страница Бустелли в архиве от 26 декабря 2008 г. в фарфоре Wayback Machine Nymphenburg.
- ^ «Лот Кристи» . Архивировано из оригинала 26 мая 2011 года . Проверено 4 февраля 2009 г.
- ^ "другой" . Архивировано из оригинала 26 мая 2011 года . Проверено 4 февраля 2009 г.
- ↑ Айовин, Джули В. (25 мая 2000 г.). «Рококо XVIII века — рейв в современном техно» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Туристический офис Мюнхена с подробностями посещения.
- ^ История фарфора Нимфенбурга .
- ^ Лутц Д. Шмадель, Словарь названий малых планет Международного астрономического союза, 2003, sv "Bustelli".
Ссылки
[ редактировать ]- Гордон Кэмпбелл, Энциклопедия декоративного искусства Grove, Том 1 , «Бустелли, Франц-Антон (стр. 163), Oxford University Press, США, 2006, ISBN 0-19-518948-5 , ISBN 978-0-19-518948-3
- Джордж Сэвидж, Фарфор сквозь века , Пингвин, (2-е изд.), 1963 г.
- См . статью на немецком языке, где вы найдете обширную библиографию работ на немецком языке.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Большая группа в Музее Виктории и Альберта
- База данных фигурок, выставленных на аукционе Christie's ; самая большая группа изображений в Интернете.