Моно-ха
Моно-ха (もの派) — название художественного движения, возглавляемого японскими и корейскими художниками 20-го века. Художники Моно-ха исследовали взаимодействие природных и промышленных материалов, таких как камень, стальные пластины, стекло, лампочки, хлопок, губка, бумага, дерево, проволока, веревка, кожа, масло и вода, располагая их практически в неизменном виде. , эфемерные состояния. Работы сосредоточены как на взаимозависимости этих различных элементов и окружающего пространства, так и на самих материалах.
Происхождение термина «Моно-ха» и его членов
[ редактировать ]«Моно-ха» обычно переводится буквально, как «Школа вещей». Художники Моно-ха регулярно утверждают, что «Моно-ха» — это термин, пренебрежительно придуманный критиками (в частности, Теруо Фудзиедой). [1] и Тошиаки Минемура [2] в журнале Bijutsu Techo в 1973 году) задолго до того, как они начали выставлять свои работы, и начинали они не как организованный коллектив. Сочинения и беседы художников были опубликованы до того, как критики придумали этот термин, в том числе основополагающая статья Ли «Мир и структура — Коллапс объекта [Мысли о современном искусстве]» в 1969 году. [3] и заслуживающий внимания круглый стол художников «Голоса начинающих художников: из области неискусства» [4] опубликовано в 1970 году. Многие из художников Моно-ха впервые были выставлены в галереях Тамура и Маки в Токио, принадлежащих Нобуо (Синро) Ямагииси, который также был писателем-художником и чьи архивы находятся в коллекции Национального центра искусств Токио .
Тосиаки Минемура объясняет в своем эссе 1986 года «Что было Моно-ха?», что с точки зрения академического образования и интеллектуального обмена художники Моно-ха делятся на три группы: [5]
- « Связь Ли и Тамаби ». В их число входят Нобуо Сэкине , Кишио Суга , Синго Хонда, Кацухико Нарита и Кацуро Ёсида на факультете живописи в Ёсишиге Сайто классе и Сусуму Косимидзу на факультете скульптуры в Университете искусств Тама (он же Тамаби), а также Дзиро Такамацу и Ли Уфан. , корейский художник, близкий друг Секине.
- « Связь Гейдай », группа художников вокруг Кодзи Энокура и Нобору Такаямы, которые оба были выпускниками Токийского университета искусств (также известного как Гейдай), а также Хироши Фуджи и Макото Хабу, которые позже участвовали в Моно-ха.
- « Связь Ничидай », студенты факультета изящных искусств Университета Нихон (также известного как Ничидай), центральной фигурой которого был Нориюки Харагути, также известный как «Группа Йокосука», из-за того, что Харагути вырос в Йокосуке и его критика местного военного присутствия США. через его работу. [6]
Социально-политический контекст
[ редактировать ]Моно-ха возникла в ответ на ряд социальных, культурных и политических прецедентов, возникших в 1960-х годах. За исключением Ли Уфана, который был на десять лет старше, большинство художников Моно-ха только начинали свою карьеру, когда произошли жестокие студенческие протесты 1968–69 годов.
В то же время было много протестов против второго продления американо-японского договора о безопасности (известного сокращенно по-японски как Анпо ) в 1970 году, обязывающего Японию оказывать логистическую поддержку войне США во Вьетнаме. В сочетании с требованиями вернуть Окинаву к 1972 году и вывести там расположенное ядерное оружие, атмосфера протеста в этот период была симптомом растущего недоверия к намерениям Соединенных Штатов в отношении Азии и их доминирующему положению в двусторонних отношениях с Японией. . Активизм « поколения Анпо » породил высокоинтеллектуальную контркультуру, которая одновременно критиковала американский империализм и остро осознавала свою японскую идентичность. [7]
Художники Моно-ха в то время обычно отрицали свою причастность к студенческим активистским движениям, хотя считается, что напряженный политический климат повлиял на их творчество, позволив им по-разному справиться и осмыслить свое беспокойство и разочарование в послевоенной современности.
Недавнее внимание в Соединенных Штатах
[ редактировать ]В 2012 году галерея Blum & Poe представила искусство Моно-ха в США с помощью обзорной выставки «Реквием по солнцу: Искусство Моно-ха», куратором которой является Мика Ёситаке . В галерее также прошли персональные выставки Ли Уфана , Кишио Суги , Сусуму Косимидзу , Кодзи Энокура и Нобуо Сэкине .
Фаза-Мать-Земля
[ редактировать ]Фаза-Мать-Земля | |
---|---|
Художник | Нобуо Секине |
Год | 1968, 2008 и 2012 гг. |
Тип | искусство земли |
Размеры | 2,7 × 2,2 м (110 × 87 дюймов); Диаметр 2,2 м (87 дюймов) |
Расположение | Кобе , Парк Сума Рикю |
Нобуо Секине считается «Фаза-Мать-Земля» первой работой движения Моно-ха. [8] Первоначально создан в парке Сума Рикю в Кобе и без официального разрешения. Работа воссоздана в 2008 году. [9] и 2012 г. Это была большая цилиндрическая башня из утрамбованной земли, извлеченная из цилиндрической ямы такой же формы.
Члены
[ редактировать ]- Дзиро Такамацу
- Нобуо Секине
- Ли Уфан
- Кишио Суга
- Кодзи Энокура
- Сусуму Косимидзу
- Нобору Такаяма
- Кацухико Нарита
- Нориюки Харагути
- Кацуро Ёсида
- Кенджи Инумаки
- Шинго Хонда
- Кейджи Уэмацу
Библиография
[ редактировать ]- Авангардная Япония: 1910–1970 . Париж: Центр Жоржа Помпиду, 1986.
- Чонг, Дорюн. Токио 1955–1970: новый авангард . Нью-Йорк: Музей современного искусства, 2012.
- Коплос, Джанет. Современная японская скульптура . Нью-Йорк: Abbeville Press, 1991.
- Манро, Александра. Японское искусство после 1945 года: Крик против неба . Нью-Йорк: Harry N. Abrams Inc, 1994.
- Ёситаке, Мика. Реквием по Солнцу: Искусство Моно-ха . Лос-Анджелес: Блюм и По, 2012.
- Кишио Суга . Лос-Анджелес: Блюм и По, 2012.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Моноха но сакуго» (Ошибка Моно-ха), Bijutsu techō (март 1973), стр. 8-11
- ^ «<Курикаэси> до <Сисутему> – «Моно-ха» иго но морару» («Повторение» и «Система» — Мораль после «Моно-ха»), Bijutsu techō, № 375 (декабрь 1973 г.), стр. .170–175
- ^ Ли, «Сэкай то кодзо: Тайсё но гакай (гендай бидзюцу ронко)» (Мир и структура — Коллапс объекта [Мысли о современном искусстве]), Dezain hihyō , вып. 9 (июнь 1969 г.)
- ^ «Хацуген суру синджинтачи - Хигейдзюцу но чихей кара» (Голоса начинающих художников: из царства не-искусства), Bijutsu techō 22, no 324 (февраль 1970 г.): 12–53.
- ^ Минемура, Тошиаки. «Что такое МОНО-ХА?» , МОНО-ХА , Галерея Камакура, 1986, стр.6
- ^ Кишио Суга . Лос-Анджелес: Блюм и По, 2012, стр.8.
- ^ Манро, Александра. Японское искусство после 1945 года: Крик против неба . Гарри Н. Абрамс Инк, 1994. стр.215.
- ^ «Серия: 1000 произведений искусства, которые стоит увидеть, прежде чем умереть» . Хранитель . 30 октября 2008 года . Проверено 2 августа 2011 г.
- ^ Роулингс, Эшли (2008). «Фаза-Мать-Земля» Нобуо Сэкине на реконструкции» . Арт-пространство Токио (28 октября) . Проверено 31 июля 2011 г.