Нобуо Секине
Нобуо Секине | |
---|---|
![]() Художник Нобуо Секине смотрит в сторону Тихого океана, ок. 2014 г., полуостров Палос-Вердес, Калифорния. Фото: Гея Вудс | |
Рожденный | Сайтама , Япония | 19 сентября 1942 г.
Умер | 13 мая 2020 г. Лос-Анджелес , Калифорния, США | (77 лет)
Национальность | японский |
Образование | Университет искусств Тама |
Известный | Современное искусство |
Заметная работа | Фаза-Мать-Земля |
Движение | Моно-ха |
Веб-сайт | http://www.nobuosekine.com |
Нобуо Сэкине ( Nobuo Sekine , Sekine Nobuo , 19 сентября 1942 — 13 мая 2019) — японский скульптор, проживавший как в Токио , Япония, так и в Лос-Анджелесе , Калифорния.
Выпускник Университета искусств Тама, он был одним из ключевых членов Mono-ha , группы художников, ставших известными в конце 1960-х — начале 1970-х годов. Художники Моно-ха исследовали взаимодействие природных и промышленных материалов, располагая их или взаимодействуя с ними в основном в неизмененных, эфемерных состояниях. [ 1 ]
Фирменными материалами Секине были земля, вода, камень, масляная глина, губка, стальные пластины и другие. Его Фаза — Мать-Земля , состоящая из вырытой в земле ямы глубиной 2,7 метра и диаметром 2,2 метра, с выкопанной землей, уплотненной в цилиндр точно таких же размеров, считается инициатором движения Моно-ха . [ 2 ] [ 3 ] Позже названный «большим взрывом». [ 4 ] В рамках движения работа привлекла внимание не только сокурсников Тама, но и Ли Уфана , который был старше Секине и искал теоретическую основу для нового искусства. Эта работа привела к интенсивному интеллектуальному обмену между Секиным и Ли. [ 5 ] с участием других учеников Тама, что послужило основополагающей теорией Моно-ха , сочетающей в себе принцип Сэкине «не делать» ( цукуранай кото ) [ 6 ] и идея Ли о «мире, как он есть» ( аругамама но секай ), [ 7 ] подготавливая почву для себя и своих сверстников к полноценному исследованию моно (вещей), что и стало названием их движения. [ 8 ] Собственные работы Секина быстро развивались от «Фазы — Матери-Земли» до «Фазы-Губки» (1968) и «Фазы небытия — Масляная глина» (1969), причем все эти работы получили высшие награды на крупных конкурсах. [ 9 ] К 1970 году Сэкине зарекомендовал себя как молодая, но восходящая фигура современного искусства, будучи приглашен вместе с Сюсаку Аракавой на выставку в японском павильоне на Венецианской биеннале в 1970 году критиком Ёсиаки Тоно. [ 10 ] Пока Аракава заполнял интерьер павильона, Сэкине воздвиг на открытом воздухе крупномасштабную скульптуру « Фаза небытия» . Несмотря на это внимание, художник отказался от практики Моно-ха и в 1973 году основал Канкё Бидзюцу Кенкюдзё (Студию искусств окружающей среды), чтобы сосредоточиться в первую очередь на общественной скульптуре. [ 11 ]
Ранняя карьера
[ редактировать ]Нобуо Сэкине родился в 1942 году в городе Сики префектуры Сайтама, Япония. С 1962 по 1968 год он был студентом факультета живописи Университета искусств Тама в Токио, где учился у влиятельных художников-преподавателей Ёсисиге Сайто и Дзиро Такамацу . [ 12 ] Иллюзионистские картины и скульптуры Такамацу сыграли центральную роль в развитии арт-сцены Токио того времени, так же как и его перформансы и акции, относящиеся к антиарт-направлению («Инцидент на линии Яманотэ», и другие мероприятия группы Hi-Red Center, соучредителем которого он является). [ 13 ]
Ранние работы Секине отражали этот подход. Он был включен в основополагающую групповую выставку «Уловки и видение: украденные глаза», проходившую в Токийской галерее и галерее Мурамацу в 1968 году. Там он выставил «Фаза № 4» настенную скульптуру (1968) (位相 № 4). В зависимости от угла, под которым рассматривалось это произведение, его цилиндрическая форма казалась цельной или фрагментарной. В следующем году Секине провел свою первую персональную выставку в Токийской галерее. [ 12 ]
Фаза — Мать-Земля
[ редактировать ]Фаза-Мать-Земля | |
---|---|
![]() «Фаза — Мать-Земля», 1968 г. Земля, цемент Цилиндр: 220 х 270 (диаметр) см, отверстие: 220 х 270 (диаметр) см Вид инсталляции на 1-й выставке современной скульптуры в парке Кобе Сума Рикю С разрешения художника Фото Осаму Мурая | |
Художник | Нобуо Секине |
Год | 1968, 2008 и 2012 гг. |
Тип | искусство земли |
Размеры | 2,7 × 2,2 м (110 × 87 дюймов); Диаметр 2,2 м (87 дюймов) |
Главный поворотный момент в карьере Сэкине наступил в октябре 1968 года, когда он создал работу «Фаза: Мать-Земля» в парке Сума Рикю в Кобе для Первой выставки современной скульптуры под открытым небом (第一回野外彫刻展). Работа , выполненная при содействии Сусуму Косимидзу и Кацуро Ёсида, представляла собой вырытую в земле яму глубиной 2,7 метра и диаметром 2,2 метра, а выкопанную землю уплотнили в цилиндр точно таких же размеров.
Он задумал свою работу как «мысленный эксперимент», который будет иметь дело с законами осознания фаз пространства — формой «аргументированного мышления, которое делает вывод, верны или нет гипотезы, и в некоторых случаях может игнорировать физические явления реальность». Далее он пояснил: «Если вы выкопаете яму в земле и будете копать вечно, в конечном итоге земля станет похожей на яичную скорлупу, а если вы продолжите вытаскивать всю землю, она превратится в негативную версию самой себя. " [ 14 ]
Несмотря на простую конструкцию, попытка уплотнить землю до желаемой формы оказалась технически сложной задачей. В конце концов Секине обратился в геологическую лабораторию Токийского университета, где ему посоветовали чередовать слои земли с цементом, прежде чем прочно их утрамбовать. [ 15 ]
В то время Секин практически ничего не знал о лэнд-арте. Создание произведения на открытом воздухе даже не было его собственной идеей; его просто пригласили принять участие в выставке скульптур под открытым небом. Однако, когда Секин закончил работу, произошло нечто неожиданное: он был просто ошеломлен чистой силой «вещи» (моно) перед ним. Реальность этого затмила все концепции, которые он изначально имел в виду. Секинэ недавно сравнил это с «несчастным случаем», который поразил его (и двух других художников Моно-ха, которые ему помогали, Ёсиду и Косимидзу Сусуму) в течение недели, хотя в то время он не мог выразить словами воздействие он чувствовал. Секин знал, что теперь перед ним стоит другая проблема, но его интерес по-прежнему был сосредоточен на топологическом пространстве. [ 16 ]
Ли Уфан пролил свет на «несчастный случай», произошедший с Сэкине, Кошимидзу и Ёсидой:
С незапамятных времен мир всегда полностью исполнен «таким, какой он есть» (арагамама). Человек, однако, не может видеть мир, который существует, таким, какой он есть, «как он есть» из-за усиленной работы его собственного сознания, стоящего перед миром. Посмотрите на этих «одержимых идеями людей», которые суетятся повсюду в парках, даже в природных ландшафтах, в своих усилиях улучшить и украсить природу… Они искусственно утверждают свою волю к вещам из желания придать им форму, но в конечном итоге тем более объективируют грань между своими произведениями и природой. И все же среди этих событий один-единственный «Совершивший» открыл почти чудесным образом другой мир. Зрелище было почти мифологическим… как будто гигант «вырезал» и «отложил» землю прямо здесь, совершенно забавная форма…. И все же оно превращает [землю] в вещь трогательной выразительности, ярко передающую мир «таким, какой он есть».
- Уфан Ли, Сонзай Му во Коэте: Сэкине Нобуо Рон («За гранью бытия и небытия: О Сэкине Нобуо», Мидзуэ, июнь 1969, стр.52
Фаза-Мать-Земля считается первоначальным произведением движения Моно-ха . [ 17 ] Позже это было названо «большим взрывом» движения. [ 18 ]
Работа была воссоздана в 1970 году для Всемирной выставки в Осаке. [ 19 ] в 2008 году [ 20 ] и снова в 2012 году на выставке « Реквием по солнцу: Искусство Моно-ха, Блюма и По», Лос-Анджелес. [ 21 ]
Другие важные работы
[ редактировать ]Фаза — Губка (1968) (位相:スポンジ) представляла собой белый цилиндр из губки, деформированный под тяжестью положенного на него черного листа железа. Из этой работы можно понять, что структура остается прежней, даже если происходят изменения формы, и что деформированное можно вернуть в первоначальную форму. Рассказывая об этой работе, Ли Уфан предположил, что «возможно, все, что оставалось делать первобытным людям, — это складывать камни наподобие дольменов. Однако в сегодняшнем индустриальном обществе железная пластина на губчатом цилиндре более естественно вызывает реакцию». [ 22 ]

Стальная пластина, губка
130 х 120 х 120 см
Вид инсталляции на 5-й премии Музея современного искусства Нагаока (первая премия), универмаг Сэйбу, Токио, 16–27 ноября 1968 года.
С разрешения художника
Фото Эйзабуро Хара
На первой персональной выставке Секине в Токийской галерее в 1969 году он выставил «Фазу небытия — масляная глина» (1969) (空相—油土), которая состояла из огромной массы маслянистой глины, представленной в ее естественном состоянии. Зрителям разрешалось прикоснуться к этой работе и изменить ее форму, подразумевая, скульптура она или нет, и в отличие от ее доминирующего физического присутствия, эта «скульптура» была преходящей. Об этом произведении куратор Саймон Грум написал: [ 4 ]
Просто представленная в своем естественном состоянии, огромная масса глины, кажется, существует в состоянии постоянного напряжения между нашим осознанием ее всепоглощающего физического присутствия и нашим сознательным желанием сформировать ее, будь то мысленно через обилие возможных форм, которые она может предложить, или физически, как и мы, привлечены к тактильной природе материала в его бесконечной податливости.
- Саймон Грум, «Встреча с Моно-ха», Моно-ха: Школа вещей, Чайный двор, стр.8, 2001 г.
«Фаза небытия — вода» (1969) (空相:水) состояла из двух контейнеров с водой: одного — цилиндра высотой 110 см, а другого — прямоугольной коробки высотой 30 см. Контейнеры были выкрашены в черный цвет, чтобы вода казалась невидимой, но, поскольку зрителям разрешалось прикасаться к работе, как только они это делали, о присутствии воды свидетельствовала рябь.

Сталь, лак, вода
30 х 220 х 160 см, 120 х 120 х 120 см
Вид инсталляции на 9-й выставке современного искусства Японии, Токийский Метрополитен-арт-музей, 10–30 мая 1969 года.
С разрешения художника
Фаза небытия / Венецианская биеннале
[ редактировать ]В июле 1970 года вместе с Сюсаку Аракавой Сэкине был выбран для выставки в павильоне Японии на Венецианской биеннале . Он создал Фазу небытия (空相), которая состояла из большого камня, помещенного на вершину высокой квадратной колонны из зеркальной нержавеющей стали. Колонна отражает окружающий пейзаж и почти исчезает из поля зрения, а камень кажется парящим в воздухе. Ёсиаки Тоно, комиссар павильона Японии, написал:
СЕКИНЕ сказал, что сегодня художник ничего не создает; он лишь смахивает пыль с вещей и показывает их такими, какие они есть, а не такими, какими их видят наши предрассудки. Планируется, что он примет участие в Международном симпозиуме в рамках Венецианской биеннале, на котором, как ожидается, он создаст работу, аналогичную той, которую он выставлял в Музее под открытым небом Хаконе в прошлом году. Это была квадратная колонна из зеркальной стали, поддерживающая огромный камень так, что казалось, будто он парит без какой-либо поддержки. В результате этот огромный материальный объект был странным образом дематериализован и отвергнут.
- Ёсиаки Тоно, Нобуо Сэкине: XXXV Международная выставка искусств в Венеции, проводимая биеннале, стр.2, 1970 г.
Ёсиаки Тоно упомянул дискуссию за круглым столом, состоявшуюся по случаю Девятой выставки современного искусства, известной как Майнити-тэн, которая началась в мае 1969 года, где Сэкине упомянул об изменении облика художественного производства и отказался от позиции современного субъекта, которая была передана из поколения в поколение. начиная с эпохи Возрождения. [ 23 ]
Получив опыт работы в Венеции, Секин в 1973 году основал Студию экологического искусства для работы над общественной скульптурой. [ 24 ]
Его успех на Венецианской биеннале привел к тому, что ему предложили несколько персональных выставок в Европе, в том числе передвижную выставку, на которой представлены основные скульптурные работы, « Фаза небытия — черный» (1978–79) (空相—黒).
Фаза небытия — чёрная
[ редактировать ]«Фаза небытия — черный» (1978–79) (空相—黒) — менее известная, но не менее важная серия, состоящая из черных скульптур из стеклопластика , которые контрастируют с природным и искусственным. Около 50 скульптур варьируются от грубых комообразных форм, низко лежащих на полу, до полированных геометрических фигур, возвышающихся, как тотемы. Эти работы ознаменовали решающий сдвиг в практике Секине — от акцента на сырье и пластичности к поверхностным качествам затвердевших форм. Секин намеренно затруднил идентификацию материала, использованного для создания этих произведений — на первый взгляд не видно, сделаны ли они из камня, стекла, металла или пластика. Когда Секин установил эти работы, он считал их размещение «топологической сценой», управляемой эстетическими принципами, подобными тем, которые можно найти в садах камней дзен , а именно, асимметричным расположением разрозненных элементов, которые в совокупности представляют более широкий ландшафт морей, островов и горы.

Переменная размеров
Вид инсталляции в Токийской галерее, 18 апреля – 2 мая 1969 года.
С разрешения художника
Фото Нобуо Секине
Интеллектуальный обмен с Ли Уфаном
[ редактировать ]В ноябре 1968 года Секине встретил художника корейского происхождения Ли Уфана , который вскоре стал иметь центральное значение для Моно-ха и выражения его идей. Ли изучал различные философии, в том числе труды Лао-цзы и Чжуан-цзы (которые также оказали влияние на творчество Секине), а после переезда в Японию в 1956 году изучал современную западную философию в Университете Нихон . Ли признавал прогрессивность идей Секина и восхищался его творчеством, а Секин нашел в Ли теоретика, поддерживающего его художественную практику и взгляды на искусство. [ 25 ] Из своего изучения послевоенного авангарда он знал, что новому искусству, подобному его, нужен столь же новый язык, чтобы оставить неизгладимый след в истории. Таким образом, для Секина Ли был ответом на его поиски. [ 26 ]
В серии комментариев, появившихся в различных художественных журналах с 1969 по 1970 год, Ли утверждал, что определил возникновение «новой структуры», раскрывающей «мир таким, какой он есть». Теория Ли отдавала предпочтение «вещам или субстанциям», расположенным в «месте», которые вместе создают «встречу с бытием», ярко реальную и свободную от раздвоения субъекта/объекта. «Поступок Секина, таким образом, означает не превращение мира в объект познания, как в случае с объектом, — писал Ли, — а освобождение его среди необъективных явлений, в область восприятия; то есть позволить миру быть в своем собственном существе». [ 27 ]
Ли расширяет эту пористую взаимность, теоретизируя взаимосвязь без предписанного конца, идею, которую он далее уточняет в своем чтении Исо-Даичи Сэкине ( «Фаза-Земля» , 1968), юмористически размышляя о трансагентной запутанности: [ 28 ]
Внутри шигуса, грязь, грязь, космические пространства, Секине Секинес, грязь, космические грязи, Секине грязи, грязь Секинес, космические секине, Секине пространства.
- Ли Уфан, «Deai o motomete» (В поисках встречи), Bijutsu techō 22, no 324 (февраль 1970 г.): 116.
Выставки
[ редактировать ]Первая персональная выставка Секине состоялась в Токийской галерее в 1969 году. С тех пор у него было множество персональных выставок в Японии, в том числе на Венецианской биеннале в 1970 году. Персональные выставки его работ прошли в Копенгагене, [Галерея La Bertesca], Генуя, [ Галерея La Bertesca] Милан, Токио и Нагоя.
С 1978 по 1979 год «Фаза небытия — Черное» была предметом персональной выставки, которая прошла от Кюнстхалле Дюссельдорфа , Германия, до Музея современного искусства Луизианы , Хумлебек, Дания; Музей Крёллер-Мюллер , Оттерло, Нидерланды; и Центр искусств Хени-Онстад , Хёвикодден, Норвегия.
Секине также был включен в такие знаковые исследования, как «Пересмотр Моно-ха» , Национальный музей искусств, Осака, 2005 г.; Японское искусство после 1945 года: «Крик против неба», проходившее в Художественном музее Иокогамы, Музее Гуггенхайма в Сохо , Нью-Йорк, и Музее современного искусства Сан-Франциско , 1994; и «Япония авангарда 1910–1970», Центр Жоржа Помпиду , Париж, 1986.
Работы Секине вновь привлекли внимание в Соединённых Штатах после того, как он был включен в книгу «Реквием по Солнцу: Искусство Моно-ха» в Blum & Poe , Лос-Анджелес, в феврале 2012 года. Эта выставка стала первым обзором Моно-ха в Соединенные Штаты. Работы Секине также были представлены на выставке «Токио 1955–1970: Новый авангард» в Музее современного искусства в Нью-Йорке в 2012 году. Кроме того, в январе 2014 года в Blum & Poe прошла его первая персональная выставка в США.
Секине представляли галереи Blum & Poe (Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Токио) и Tokyo Gallery + BTAP (Токио, Пекин).
Смерть
[ редактировать ]Секин умер 13 мая 2020 года в Лос-Анджелесе , Калифорния , в возрасте 76 лет. [ 29 ]
Коллекции
[ редактировать ]Работы Нобуо Секине находятся в коллекциях многочисленных музеев, в том числе:
- Музей под открытым небом Хаконэ , Хаконе
- Музей современного искусства Хара , Токио
- Городской музей современного искусства Хиросимы , Хиросима
- Музей современного искусства Луизианы , Дания
- Национальный музей искусств, Осака
- Центр искусств Хени-Онстад , Норвегия
- Городской художественный музей Такамацу , Кагава
- Муниципальный художественный музей Тойоты , Тойота
Награды
[ редактировать ]1969
Приз Concour, 1-я Международная выставка современной скульптуры, Хаконе, Япония.
Приз
Групповая работа, 6-я Парижская биеннале, Париж, Франция
1968
Приз Concour, 8-я выставка современного искусства Японии, Токио
Премия газеты Асахи, выставка современной скульптуры, парк Сума Рикю, Кобе
Первая премия, 5-я выставка, Музей современного искусства, Нагаока.
1967
Поощрительный приз, 11-я выставка Shell Art, Токио.
Библиография
[ редактировать ]- Чонг, Дорюн. Токио 1955–1970: новый авангард . Нью-Йорк: Музей современного искусства, 2012.
- Коплос, Джанет. Современная японская скульптура . Нью-Йорк: Abbeville Press, 1991.
- Авангардная Япония: 1910–1970 . Париж: Центр Жоржа Помпиду, 1986.
- Моногатари: Выставка искусств Нобуо Сэкине 1970–2011 гг . Шанхай: Издательство Шанхайского народного изобразительного искусства, 2011.
- Что такое Моно-ха? Токио: Токийская галерея + BTAP, 2007.
- Ёситаке, Мика. Реквием по Солнцу: Искусство Моно-ха . Лос-Анджелес: Блюм и По, 2012.
Автобиография
[ редактировать ]Сэкине, Нобуо Фукэй-но юбива Токио: Тосё Синбун, 2006.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Реквием по Солнцу: Искусство Моно-ха» Выставки «Blum & Poe» . www.blumandpoe.com . Проверено 20 ноября 2021 г.
- ^ Манро, Александра (1994) Японское искусство после 1945 года: Художественный музей Иокогамы, Иокогама Бидзюцукан, Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Музей современного искусства Сан-Франциско, Художественный музей Иокогамы, Нью-Йорк: Х. Н. Абрамс. . 256–283.ISBN 0-8109-3512-0 . OCLC 29877932 .
- ^ Уфан, Ли; Томии, Рэйко (2013). «За пределами бытия и небытия: О Сэкине Нобуо (1970–71)» . Обзор японской культуры и общества . 25 (1): 238–261. дои : 10.1353/roj.2013.0006 . ISSN 2329-9770 . S2CID 191609503 .
- ^ Jump up to: а б Жених, Саймон. «Встреча с Моно-ха», Моно-ха: Школа вещей . Чайный двор, 2001, стр.8.
- ^ Томии, Рэйко (2013). «Шесть противоречий Моно-ха» . Обзор японской культуры и общества . 25 : 218–219. ISSN 0913-4700 . JSTOR 43945396 .
- ^ Тоно, Ёсиаки, Сэкине Нобуо, Хориучи Масакадзу, Икеда Масуо и Сугай Куми «Цуруку то юкото, цукуранай то ю кото». Bijutsu techō 315 (июль 1969): 176–192.
- ^ Ри Вуфан, «Мир как он есть», Открыто: место, фаза, время, самостоятельная публикация, изд. Сэкине Нобуо, май 1970 г.,
- ^ Ёситаке, Мика (2013). «Что такое Моно-ха?» . Обзор японской культуры и общества . 25 : 203. ISSN 0913-4700 . JSTOR 43945395 .
- ^ «Резюме «Нобуо Секине «Художники «Blum & Poe» . www.blumandpoe.com . Проверено 15 декабря 2021 г.
- ^ Тоно, Ёсиаки (1970). Нобуо Секинэ: XXXV Международная выставка искусств Венеции, проводимая биеннале . неподходящий редактор.
- ^ «Нобуо Секине | Музей современного искусства Луизианы, Хумлебек, Дания «Новости «Blum & Poe» . www.blumandpoe.com . Проверено 16 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Фукей но юбива Нобуо Сэкине, Нобуо Сэкине, март 2006 г. ISBN. 4-88611-412-1 . OCLC 675486503 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Искусство, антиискусство, неискусство: эксперименты в общественной сфере послевоенной Японии, 1950-1970 гг . Чарльз Меревезер, Рика Иезуми Хиро, Рэйко Томии, Исследовательский институт Гетти. Лос-Анджелес: Исследовательский институт Гетти. 2007. ISBN 978-0-89236-866-2 . OCLC 69792075 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Секине, Нобуо. «Моно-ха Тандзё но коро», Переосмысление Моно-ха . Национальный художественный музей, Осака, 2005 г., стр.74.
- ^ Акира, Татехата (сентябрь 2002 г.). «Моно-ха и японский кризис современности» . Третий текст . 16 (3): 224. дои : 10.1080/09528820110160664 . ISSN 0952-8822 . S2CID 144379143 .
- ^ Акира, Татехата (1 сентября 2002 г.). «Моно-ха и японский кризис современности» . Третий текст . 16 (3): 225. дои : 10.1080/09528820110160664 . ISSN 0952-8822 . S2CID 144379143 .
- ^ «Серия: 1000 произведений искусства, которые стоит увидеть, прежде чем умереть» . Хранитель . 30 октября 2008 года . Проверено 2 августа 2011 г.
- ^ «Сёгэн: Моно-ха га катару Моно-ха/Свидетельство: Моно-ха, объясненное Моно-ха», специальный выпуск, Bijutsu techno, № 706 (май 1995 г.): 269.
- ^ Акира, Татехата (1 сентября 2002 г.). «Моно-ха и японский кризис современности» . Третий текст . 16 (3): 235. дои : 10.1080/09528820110160664 . ISSN 0952-8822 . S2CID 144379143 .
- ^ Роулингс, Эшли (2008). «Фаза-Мать-Земля» Нобуо Сэкине на реконструкции» . Арт-пространство Токио (28 октября) . Проверено 31 июля 2011 г.
- ^ «Реквием по Солнцу: Искусство Моно-ха» Выставки «Blum & Poe» . www.blumandpoe.com . Проверено 16 ноября 2021 г.
- ^ Ли, Уфан .
- ^ Тоно, Ёсиаки (июль 1969 г.). «Делать» и «не делать». Бидзюцу Техо .
- ^ Коллективизм после модернизма: искусство социального воображения после 1945 года . Блейк Стимсон, Грегори Шолетт. Миннеаполис, Миннесота: Издательство Университета Миннесоты. 2007. с. 73. ИСБН 978-0-8166-9665-9 . OCLC 212816060 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Окада, Киёси. Материя и восприятие 1970: Моно-ха и поиск основ . Ёмиури Симбун Ша, 1995, стр.15
- ^ Томии, Рэйко. «Историзация «современного искусства»: некоторые дискурсивные практики в Гендай Бидзюцу в Японии». позиции: критика культур Восточной Азии , т. 12 нет. 3, 2004, с. 625.
- ^ Монро, Александра. Японское искусство после 1945 года: Крик против неба . Гарри Н. Абрамс / Художественный музей Иокогамы, 1994, стр.262.
- ^ Ёсида, Кеничи (2021). Авангардное искусство и недоминантная мысль в послевоенной Японии: образ, материя, разделение . Абингдон, Оксон. п. 192. ИСБН 978-1-000-21728-5 . OCLC 1224193801 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «НЕКРОЛ: НОБУО СЕКИНЭ (1942–2019)» . АртазияТихоокеанский регион. 15 мая 2019 г.