Организаторы нео-дадаизма
Организаторы неодадаизма ( Neo-Dadaizumu - Oruganaizāzu ) , иногда сокращаемые до Neo-Dada Organizers или просто Neo-Dada ( Нео-Дада ) , были недолговечным, но влиятельным японским неодадаистским художественным коллективом, образованным Масунобу Ёсимура в 1960 году. [1] Состоящие из небольшой группы молодых, многообещающих художников, которые периодически встречались в ателье Ёсимуры «Белый дом» в Синдзюку , организаторы Неодадаа занимались всеми видами визуальных и перформансных работ, но специализировались на создании тревожных, импульсивных зрелищ. , часто связанное с физическим разрушением объектов, которое искусствовед Ичиро Хариу считал «дико бессмысленным», и это вдохновило другого искусствоведа, Ёсиаки Тоно, на создание термина «антиискусство» ( хан-гейдзюцу ). [2] Примеры включают заполнение галерей грудами мусора, разбивание мебели в такт джазовой музыке и шествие по улицам Токио в разной одежде и раздетости. [3] Используя человеческое тело в качестве средства искусства, их жестокие выступления отражали как их недовольство ограничительной средой японского мира искусства того времени, так и современные социальные события, в первую очередь массовые протесты Анпо 1960 года против американо-японской безопасности. Договор . [4]
Организаторы Неодадаизма провели в 1960 году три официальные выставки, а также ряд причудливых «акций», «событий» и «хеппенингов», в которых они стремились высмеять, деконструировать, а во многих случаях физически разрушить традиционные формы искусство. Многие из членов и участников группы впоследствии стали известными художниками, в том числе Генпей Акасегава , Сюсаку Аракава , Саяко Кишимото , Тэцуми Кудо , Нацуюки Наканиси и Усио Синохара .
Художественная позиция
[ редактировать ]Организация Neo-Dada Organizers была создана в то время, когда Япония быстро модернизировалась после разрушений Второй мировой войны . Группа позиционировала себя в оппозиции ко всем устоявшимся формам и институтам искусства, особенно к направлениям гуманизма и социалистического реализма , которые доминировали в японских художественных кругах в 1950-х годах. [5] но также и недавняя тенденция к оптовому импорту зарубежных художественных направлений, таких как абстрактное искусство и Art Informel . [6] Но помимо противостояния доминирующим формам искусства того времени, организаторы нео-дада отреагировали на усилия правительства Либерально-демократической партии во главе с консервативным премьер-министром Нобусукэ Киси по пересмотру и продлению Договора о безопасности США и Японии (известного как «Анпо «на японском языке), что привело к массовым протестам Анпо по всей стране. [7] Поскольку он заключил Японию в квазипостоянный военный союз с Соединенными Штатами , этот договор заставил многих японцев опасаться, что Япония станет мишенью в случае начала ядерной войны. [8]
На своей первой выставке, состоявшейся в галерее Ginza в Токио в апреле 1960 года, организаторы нео-дада обнародовали список своих руководящих принципов:
Мы неодадаисты.
— Нео-даддисты некультурны.
— Нео-даддисты — не японцы.
— Неодаддисты — не люди.
— Нео-даддисты — это группа, приверженная художественной революции.
— Нео-даддисты полностью отвергают движение абстрактного искусства.
— Нео-даддисты обладают жаждой убийств. [6]
Эти принципы сигнализировали о преданности группы тому, что член группы Генпей Акасегава позже назвал «творческим разрушением», посредством чего группа стремилась создать пространство для появления новых видов искусства, систематически выискивая и разрушая все существующие художественные нормы и условности. [6]
«манифест» группы (написанный участником группы Усио Синохарой В июне 1960 года Акасегава зачитал группе репортеров ):
Сколько бы мы ни фантазировали о деторождении в 1960 году, один-единственный атомный взрыв случайно решит за нас все, поэтому боевые быки Пикассо больше не волнуют нас больше, чем брызги крови сбитой бездомной кошки. Когда мы вступаем в пропитанную кровью арену в 20,6 веке – веке, который растоптал искренние произведения искусства, – единственный способ избежать резни – это самим стать мясниками. [6]
В этом заявлении выражалось чувство безнадежного отчаяния, что в то время, когда попытки создания новых форм искусства душились репрессивными идеологиями и замкнутыми институтами, единственный способ спасти искусство — это убить его. [3]
Имя
[ редактировать ]Термин « неодада » впервые был использован в мае 1957 года в Роберта Розенблюма статье «Castelli Group» для журнала Arts Magazine , а затем, что более драматично, в январе 1958 года, в нью-йоркском художественном ежемесячнике ARTnews , для описания стиля новейшие художники-коллажи и ассамбляжи — прежде всего Джаспер Джонс и Роберт Раушенберг . [9] Последние стали известны в Японии прежде всего благодаря искусствоведу Ёсиаки Тоно, опубликовавшему о них статью в ноябрьском 1959 года номере журнала «Гэйдзюцу синчо» . [10] [11]
Использование термина «неодада» не означало, что группа заявляла о какой-либо прямой связи с оригинальными японскими дадаистами 1920-х годов (такими как Томоёси Мураяма или группа MAVO ). Термин «неодада» в таком использовании был как подмигиванием нью-йоркскому авангарду, так и отсылкой к историческому дадаизму. Тем не менее, отношения между некоторыми членами «Организаторов Неодада» и их американскими коллегами могут быть напряженными, что особенно ярко проявляется в конфронтации между Ушио Синохарой и Робертом Раушенбергом во время перформанса « Двадцать вопросов Бобу Раушенбергу» , который проходил в Sōgetsu Art. Центр 28 ноября 1964 года. [12]
Добавив к своему названию английское слово «организаторы», группа выразила свою заинтересованность в присвоении (и, возможно, высмеивании) левого жаргона продолжающихся протестов Анпо . [1] Японское название группы, написанное Neo・dada・oruganaizāzu катаканой , в стандартном английском переводе обычно переводится как «Организаторы нео-дада » с точками между словами . Однако использование группой этого названия было непоследовательным, и со временем его все чаще стали называть просто «Нео-Дада». В объявлении о своей первой выставке группа назвала выставку «Выставкой организатора неодадаизма» без буквы «s» в конце. [13] но слово «Организаторы» с буквой «s» использовалось и в других контекстах. [14]
Историк искусства Рэйко Томии в «Записках переводчика» 2005 года утверждала, что название группы следует писать «Нео Дада» без дефиса, несмотря на то, что термин « Нео-Дада » почти всегда пишется через дефис в английском языке. [14] Однако дефисы обычно не существуют в японском письме, и члены группы часто использовали японский интерпункт (черная точка, расположенная по центру, ближайший японский эквивалент дефиса) между словами «Нео» и «Дада», о чем свидетельствуют их листовки, статьи и произведения искусства. [15] [13] В любом случае, термин «Организаторы Неодада» (с дефисом и во множественном числе) стал стандартным термином для группы в англоязычной науке. [16] [17] [18] [19] [20] а также в стандартных искусствоведческих справочных изданиях. [21]
Деятельность
[ редактировать ]Члены группы Неодада собрались в ателье своего лидера Масунобу Ёсимуры , называемом «Белый дом» ( Ховаито Хаусу ), который был спроектирован Арата Исодзаки и построен Дзюнзо Ёсимурой в Синдзюку в 1958 году. база операций до 1962 года. [22]
В «Белом доме» они проводили дни и ночи, обсуждая, писали листовки, организовывали выступления и вечеринки, работали над независимой выставкой «Ёмиури» и другими групповыми выставками. [23] В 1960 году они устроили серию стремительных выставок, временами сопровождавшихся партизанскими действиями на улице. [22]
В 1960 году движение против возобновления американо-японского договора о безопасности распространилось по всей стране и сформировало фон для жестоких политических потрясений того времени. [24] В Токио Сейм окружила толпа демонстрантов, и посреди разглагольствований и беспорядков Сюсаку Аракава бросил кирпич в полицию: легенда гласит, что в результате демонстрация переросла в бунт. [ нужна ссылка ] Организаторы Неодада активно принимали участие в протестах против Договора на улицах Токио, но сознательно стремились объединить политическую революцию с художественной революцией. [25] Например, они маршировали по улицам с листовками, лампочками и другими причудливыми атрибутами, прикрепленными по всему телу, и заменяли крики «Анпо хантай» («Долой Договор о безопасности») криками «Анфо хантай» («Долой Договор о безопасности»). Арт-Информель »). [25] [26]
Параллельно с этой активистской деятельностью группа организовала три официальные выставки, а отдельные члены коллектива участвовали в крупных событиях начала 1960-х годов, особенно в цикле независимых выставок Ёмиури (1949–1963) и в Центре искусств Согецу (1958–1971) . ).
Выбранные события
[ редактировать ]Первая выставка нео-дадаизма (4–9 апреля 1960 г.)
[ редактировать ]Первая «официальная» выставка Neo-Dada Organizers прошла в галерее Ginza в Токио. [27] Группа демонстрировала найденные предметы и мусор, проигрывая джазовые кассеты и «сексуальный шепот». [28] Тем временем полуобнаженный мужчина рубил «произведения искусства» топором. [28] Звуки разрушаемых объектов были записаны, а затем громко воспроизведены на улицу из окна галереи. [29] Бэцуджин Исибаши также исполнил свою работу «Пятнадцать минут на улице Васэда утром», неодадаиста Роберта Раушенберга американского напоминающую «Отпечаток автомобильных шин» (1951), в котором Исибаши положил на улицу большой лист бумаги и позволил проезжающим автомобилям проехать. все закончилось, прежде чем через 15 минут забрать грязную бумагу. [29] [27] [30]
Праздничное мероприятие Анпо (18 июня 1960 г.)
[ редактировать ]18 июня 1960 года, всего через три дня после того, как студенческая активистка Мичико Канба была убита в столкновении с полицией в Национальном парламенте в рамках продолжающихся протестов Анпо , члены группы собрались в ателье Ёсинобу «Белый дом» и устроили представление под названием Anpo Commemoration. Мероприятие (安保記念エベント) для собравшихся репортеров и телекамер, якобы «отмечающее» неспособность протестов остановить принятие американо-японского Договора о безопасности . [3] Несколько участников группы разделись догола и дико танцевали. [3] Ёсимура появился с массивным эрегированным пенисом и яичками, сделанными из ткани, бумаги и веревки, привязанными к его пояснице, белыми стрелами, нарисованными на его груди, и зияющей красной раной, нарисованной на его животе, которая выглядела так, как будто он только что выпотрошил себя в сэппуку. ритуал самоубийства, и Аракава появился в гротескном, похожем на монстра костюме и глотнул прямо из бутылки крепкого сётю , танцуя вокруг и издавая странные звуки. [3] Представление завершилось тем, что группа собралась вокруг большой фанерной панели и по очереди ритуально разрушила ее кислотой, огнем и топором. [3] Вскоре после завершения этого мрачного события Договор о безопасности был автоматически принят верхней палатой японского парламента в соответствии с японским законодательством. [3]
Вторая выставка неодадаизма (1–10 июля 1960 г.)
[ редактировать ]Вторая «официальная» выставка Неодада прошла в ателье Ёсимуры в Синдзюку. Член группы Тацуми Ёсино свою работу с метким названием « Опасность» . поджег в ателье [27]
Пляжное шоу (20 июля 1960 г.)
[ редактировать ]Пляжное шоу проводилось на пляже Заимокуза в Камакуре . В представлении, снятом телеканалом TBS , участники-мужчины совершали садистские действия в отношении женщин, связанных с группой, в том числе Саяко Кишимото . [31] [32] Это событие было показательным для мужского угнетения, царящего в группе, где женщины - и без того меньшинство - подвергались физическому насилию, а их работа не рассматривалась как равная работе других членов-мужчин. Такое поведение отражало модную в то время в определенных художественных кругах идею о том, что подрыв социальных норм требует, среди прочего, либерализации насилия, особенно сексистского насилия. [33]
Третья выставка неодадаизма (1–7 сентября 1960 г.)
[ редактировать ]Третья и последняя «официальная» выставка нео-дада прошла в галерее Хибия недалеко от парка Хибия . Ушио Синохара , носивший свою фирменную прическу ирокез , установил временную инсталляцию в парке Хибия, а затем разрезал ее на ленточки. [34] Масунобу Ёсимура обернул свое обнаженное тело рекламными листовками группы, а Кинпей Масузава укрыл себя хрупкими стеклянными лампочками, прежде чем продолжить прогулку по центру Токио. [34]
Причудливая сборка (30 сентября 1960 г.)
[ редактировать ]Bizarre Assembly , разрушительное представление на открытом воздухе, состоялось в ателье Ёсимуры «Белый дом» в Синдзюку. [27] Ёсимура, Масудзава и Синохара проделали неровные дыры в металлическом листе. Синохара также исполнил свою ставшую знаменитой «картину бокса», в которой он ударил по большому листу бумаги боксерскими перчатками, смоченными чернилами. [27]
Ужин в память нашего поражения в войне (15 августа 1962 г.)
[ редактировать ]В 17-ю годовщину капитуляции Японии во Второй мировой войне некоторые члены Нео-Дада воссоединились вместе с Группой Онгаку и Тацуми Хиджиката , чтобы устроить совместный спектакль под названием « Ужин в память о нашем поражении в войне» (敗戦記念晩餐会) в Токио. пригороде с помощью искусствоведа Ёсиды Ёсиэ. [35] Мероприятие заключалось в том, что артисты ели роскошный ужин перед публикой, участники которой невольно купили билет за 200 иен, чтобы иметь возможность наблюдать за ними. [36] [35] Вечер имел подзаголовок «Искусство минус искусство» (Geijutsu mainasu geijutsu). [37] В течение вечера последовало одно за другим несколько выступлений: Масунобу Ёсимура чистил зубы около 30 минут, пока изо рта не потекла кровь, Сё Казакура стоял на стуле и прижимал к груди раскаленный утюг в рамках «ритуала исполнения завещания». маркиза де Сада », Ясунао Тоне и группа Онгаку дали концерт экспериментальной музыки, а Тацуми Хиджиката разделся догола и исполнил Буто , среди прочих. [38] [35] [39]
Фотодокументация
[ редактировать ]Помимо вышеперечисленных мероприятий и мероприятий, группа также участвовала в ряде спонтанных перформансов, включая уличные демонстрации, сценические представления, выступления на открытом воздухе и общественные собрания. Эти события стали источником зрелища в средствах массовой информации и были жадно задокументированы фотографами, в том числе Кендзи Исигуро , Такео Ишимацу, Масанори Кобаяши, Сёмей Томацу , Уильямом Кляйном и Жаклин Пол. [40]
По сравнению с Кюсю-ха , который базировался в отдаленном регионе, Нео-Дада смог использовать мощь средств массовой информации, сосредоточенных в Токио. Как отметил куратор Райджи Курода, члены Нео-Дада, похоже, знали, как важно быть замеченными; Ориентируясь на массовую аудиторию, они выступали перед фотографами и телеоператорами. [41] [42]
По словам историка искусства Рэйко Томии , эти различные формы фото- и видеосъемки типичны для сетей художественного сотрудничества (по сути, совместные практики группы, а затем сотрудничество с фотографами), но при этом они необходимы для сохранения и распространения этих антиискусственных произведений. практики, от которых осталось мало физических следов. [43]
Растворение
[ редактировать ]Хотя организаторы нео-дада так и не распались официально, они не проводили никаких крупных публичных мероприятий после осени 1960 года, после чего многие из ведущих членов группы начали заниматься собственной индивидуальной творческой деятельностью. В октябре 1960 года пять танцовщиц из танцевальной студии Нобутоси Цуда в Мэгуро посетили Белый дом, и Ёсимура шокировал всех, внезапно сделав предложение одной из них и женившись на ней. После этого, по словам Синохары Ушио, группа организаторов нео-дада «по сути была распущена». [44]
В 1962 году Ёсимура продал свою мастерскую в Белом доме и сбежал в Нью-Йорк. [45] Сюсаку Аракава , Тэцуми Кудо , а чуть позже Ушио Синохара , отчаявшись в восприятии своих работ в своей стране, аналогичным образом отправились в изгнание в Нью-Йорк или Париж.
Наследие
[ редактировать ]Причудливые и зрелищные выступления Нео-Дада, хотя и просуществовали недолго, привлекли огромное внимание средств массовой информации и оказали влияние на ряд японских художественных коллективов, действовавших в конце 1960-х годов и связанных с движением «анти-искусство», включая Zero Jigen, Group Ongaku, и Привет-Красный Центр . [6]
Оглядываясь назад, можно сказать, что мир искусства Токио явно находился на пороге фундаментального сдвига. Одним из представителей круга Неодада, который решил остаться в Японии, был Генпей Акасегава . Он объединил усилия с Дзиро Такамацу и Нацуюки Наканиси, чтобы сформировать Hi-Red Center , и вместе они продолжили агитацию на арт-сцене Токио. В отличие от Нео-Дада, Центр Hi-Red имел относительно открытый подход к членству: к их акциям и мероприятиям часто присоединялись другие художники. [22]
Известные участники
[ редактировать ]Членство в группе было нестабильным, и его было трудно определить. Однако искусствовед Райджи Курода определяет основных членов группы следующим образом: художники, указанные в двух рекламных листовках (объявлениях), сделанных для первой и второй групповых выставок, плюс те, кто непосредственно участвовал в третьей выставке. [46] Тэцуми Кудо и Томио Мики отказались официально присоединиться к группе, но почти всегда участвовали в их мероприятиях и мероприятиях. [29]
Организаторы нео-дадаизма
[ редактировать ]- Масунобу Ёсимура , основатель (1932–2011) [1]
- Генпей Акасегава (1937–2014) [1]
- Сюсаку Аракава (1936–2010) [1]
- Хироко Хироока [31]
- Бецуджин Исибаши (1938 г.р.) [47]
- Сё Казакура (1936–2007) [1]
- Саяко Кишимото (1939–1988) [48]
- Кинпей Масузава [1]
- Ушио Синохара (род.1932) [1]
- Сантаро Танабе [29]
- Синтаро Танака [49]
- Сороку Тоёсима [50]
- Джун Уэда [29]
- Тацуми Ёсино [49]
Сторонники нео-дада (не члены, но иногда участвовали)
[ редактировать ]- Тацуми Хиджиката (1928–1986) [51]
- Тоши Итиянаги (1933-2022) [52]
- Арата Исодзаки (1931 г.р.) [22]
- Тэцуми Кудо (1935–1990) [1]
- Томио Мики (1937–1978) [1]
- Нацуюки Наканиси (1935–2016) [1]
- Ясунао Тоне (1935 г.р.) [53]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Капур 2018 , с. 195.
- ^ Капур 2018 , стр. 195–197.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Капур 2018 , с. 197.
- ^ Капур 2018 , стр. 196–197.
- ^ Капур 2018 , стр. 181–182.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Капур 2018 , с. 196.
- ^ Капур 2018 , стр. 194–198.
- ^ Капур 2018 , с. 22.
- ^ Хэпгуд 1994 , с. 112.
- ^ Икегами 2010 , стр. 162.
- ^ Тоно 1959 , стр. 104–112.
- ^ Икегами 2010 , стр. 184–185.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чонг 2012 , с. 63.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Томии 2005б , стр. 53.
- ^ Курода 2005 , стр. 62.
- ^ Хэпгуд 1994 , с. 41.
- ^ Ёсимото 2005 , стр. 26.
- ^ Хэвенс 2006 , с. 138.
- ^ Фурухата 2013 , стр. 51.
- ^ Капур 2018 , стр. 177–178.
- ^ Чилверс и Глэйвс-Смит, 2009 , стр. 503.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Чонг 2012 , с. 62.
- ^ Запрос 1986 , с. 331.
- ^ Капур 2018 , стр. 194–195.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Капур 2018 , с. 178.
- ^ Запрос 1986 , с. 329.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Коллинз, Лю и Ян, 2013 , с. 4.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Возраст 2020 , с. 126.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Наказава 2008 .
- ^ Томии 2007b , стр. 60n46.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Курода 2005 , с. 69н16.
- ^ Ёсимото 2005 , стр. 27–28.
- ^ Кагава 1997 , стр. 264.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Коллинз, Лю и Ян, 2013 , стр. 3–4.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Томии 2007б , с.60н48.
- ^ Томии 2007а , стр. 56.
- ^ Госсот 2017 , с. 2.
- ^ Гальяно 2018 , с. 46.
- ^ Госсот 2017 , стр. 4–5.
- ^ Курода 2005 , стр. 59, 61, 63, 64, 67.
- ^ Курода 1993 , стр. 11.
- ^ Ёсимото 2005 , стр. 27.
- ^ Томии 2005а , стр. 7.
- ^ Синохара 1968 .
- ^ Мицуда 2012 , стр. 167.
- ^ Курода 2005 , стр. 55.
- ^ Курода 2005 , стр. 58.
- ^ Курода 2005 , стр. 69.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Курода 2005 , стр. 57.
- ^ Курода 2005 , стр. 59.
- ^ Маротти 2013 , с. хв.
- ^ Мереэзер 2007 , с. 121.
- ^ Маротти 2006 , с. 29.
Цитированные источники
[ редактировать ]- Чилверс, Ян; Глэйвс-Смит, Джон (2009). Словарь современного искусства . Издательство Оксфордского университета.
- Чонг, Дорюн (2012). Токио, 1955–1970: Новый авангард . Нью-Йорк: Музей современного искусства. ISBN 978-0870708343 .
- Коллинз, Брэди; Лю, Лио Хэн; Ян, Ян (2013). ТЕЛО/НАСИЛИЕ/ГОРОД: Акции искусства нео-дада в Токио 1960 года . Инициатива городских гуманитарных наук, Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе.
- Гальяно, Лусиана (2018). Японский Флюксус . Лексингтонские книги. ISBN 978-1498578257 .
- Госсо, Энн (2017). «Подавление истории и участие тела: рождение искусства действия в начале 1960-х годов». Сэнго, Япония после войны . Париж: Presses de l'Inalco. ISBN 9782858312467 .
- Фурухата, Юрико (2013). Кино актуальности: японское авангардное кино в эпоху имиджевой политики . Издательство Университета Дьюка. ISBN 978-0822355045 .
- Хэпгуд, Сьюзен (1994). Неодадаизм: новое определение искусства, 1958-62 . Нью-Йорк: Американская федерация искусств совместно с Universe Publishing. ISBN 0-87663-629-6 .
- Хэвенс, Томас Р.Х. (2006). Радикалы и реалисты в японском невербальном искусстве: авангардный отказ от модернизма . Гавайский университет Press. ISBN 978-0824830113 .
- Икегами, Хироко (2010). Великий мигрант: Роберт Раушенберг и глобальный подъем американского искусства . МТИ Пресс. ISBN 9780262014250 .
- Капур, Ник (2018). Япония на распутье: конфликт и компромисс после Анпо . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета . ISBN 978-0674984424 .
- Кагава, Маюми (1997) «Нео дада, аруива хоукай но тампон пероджекуто [Нео-Дада, или Проект разрушения]» : Искусство и жизнь Кисимото Саяко] . Иокогама, Япония: Джосей то пуроджекуто. 49–50, цитируется по Ёсимото, 2005, 28.
- Курода, Райджи (1993 ) . Городской художественный музей Фукуока.
- Курода, Райджи (декабрь 2005 г.). «Вспышка нео-дада: веселые разрушители в Токио (1993)» . Обзор японской культуры и общества . 17 . Перевод Томии, Рэйко: 51–71. JSTOR 42801111 .
- Маротти, Уильям (2006). «Звучит повседневность: музыкальная группа и ранние работы Ясунао Тоне». Тон Ясунао: язык шумовых медиа . Пресса о странствующих телах. стр. 13–33. ISBN 978-0-9655570-8-5 .
- Маротти, Уильям (2013). Деньги, поезда и гильотины: искусство и революция в Японии 1960-х годов . Издательство Университета Дьюка. ISBN 978-0822349808 .
- Мереэзер, Чарльз, изд. (2007). Искусство, антиискусство, неискусство: эксперименты в публичной сфере в послевоенной Японии, 1950–1970 гг . Исследовательский институт Гетти. ISBN 978-0892368662 .
- Мицуда, Юрий (2012). «Травма и избавление: портреты художников-авангардистов Японии, 1955–1970». В Чонге, Дорюн (ред.). Токио 1955-1970: Новый авангард . Перевод Томии, Рэйко. Музей современного искусства, Нью-Йорк. стр. 158–177. ISBN 978-0-87070-834-3 .
- Наказава, Хидеки (2008). «Организаторы неодадаизма». История современного искусства: Япония . Проверено 27 августа 2021 г.
- Синохара, Усио (1968). Дзенэй но мичи Токио: Бидзюцу Шуппанша.
- Томии, Рэйко (декабрь 2005 г.). « «Искусство вне коробки» в Японии 1960-х годов: введение и комментарий». Обзор японской культуры и общества . 17 : 1–11.
- Томии, Рэйко (декабрь 2005б). «Примечание переводчика» [Куроде Райдзи, «Вспышка нео-дада: веселые разрушители в Токио (1993)»]». Обзор японской культуры и общества . 17:53 .
- Томии, Рэйко (2007a). «После «спуска к повседневности»: японский коллективизм от «Красного центра» до пьесы, 1964–1973» в книге «Коллективизм после модернизма - Искусство социального воображения после 1945 года» . Миннесота: Университет Миннесоты Press. ISBN 978-0-8166-4462-9 .
- Томии, Рэйко (2007b). « Гейдзюцу в их умах: памятные слова об антиискусстве». В Мереэзере, Чарльз (ред.). Искусство, антиискусство, неискусство: эксперименты в публичной сфере в послевоенной Японии, 1950–1970 гг . Исследовательский институт Гетти. стр. 35–58. ISBN 978-0892368662 .
- 1959 г.) «Безумие и скандал: фантастические новые лица мира». Синчо . Гейдзюцу Тоно, Ёсиаки ( ноябрь
- Тоно, Ёсиаки (1986). «Неодадаизм и антиискусство», в «Японии авангарда», напр. кот . Париж: Центр Жоржа Помпиду. стр. 329–337. ISBN 2858503451 .
- Ёсида, Кеничи (2020). Авангардное искусство и недоминантная мысль в послевоенной Японии . Оксфордшир: Рутледж. ISBN 9780367427870 .
- Ёсимото, Мидори (2005). В перформанс: японские художницы в Нью-Йорке . Лондон: Издательство Университета Рутгерса. ISBN 0813535212 .