Jump to content

Организаторы нео-дадаизма

Организаторы неодадаизма ( Neo-Dadaizumu - Oruganaizāzu ) , иногда сокращаемые до Neo-Dada Organizers или просто Neo-Dada ( Нео-Дада ) , были недолговечным, но влиятельным японским неодадаистским художественным коллективом, образованным Масунобу Ёсимура в 1960 году. [1] Состоящие из небольшой группы молодых, многообещающих художников, которые периодически встречались в ателье Ёсимуры «Белый дом» в Синдзюку , организаторы Неодадаа занимались всеми видами визуальных и перформансных работ, но специализировались на создании тревожных, импульсивных зрелищ. , часто связанное с физическим разрушением объектов, которое искусствовед Ичиро Хариу считал «дико бессмысленным», и это вдохновило другого искусствоведа, Ёсиаки Тоно, на создание термина «антиискусство» ( хан-гейдзюцу ). [2] Примеры включают заполнение галерей грудами мусора, разбивание мебели в такт джазовой музыке и шествие по улицам Токио в разной одежде и раздетости. [3] Используя человеческое тело в качестве средства искусства, их жестокие выступления отражали как их недовольство ограничительной средой японского мира искусства того времени, так и современные социальные события, в первую очередь массовые протесты Анпо 1960 года против американо-японской безопасности. Договор . [4]

Организаторы Неодадаизма провели в 1960 году три официальные выставки, а также ряд причудливых «акций», «событий» и «хеппенингов», в которых они стремились высмеять, деконструировать, а во многих случаях физически разрушить традиционные формы искусство. Многие из членов и участников группы впоследствии стали известными художниками, в том числе Генпей Акасегава , Сюсаку Аракава , Саяко Кишимото , Тэцуми Кудо , Нацуюки Наканиси и Усио Синохара .

Художественная позиция

[ редактировать ]

Организация Neo-Dada Organizers была создана в то время, когда Япония быстро модернизировалась после разрушений Второй мировой войны . Группа позиционировала себя в оппозиции ко всем устоявшимся формам и институтам искусства, особенно к направлениям гуманизма и социалистического реализма , которые доминировали в японских художественных кругах в 1950-х годах. [5] но также и недавняя тенденция к оптовому импорту зарубежных художественных направлений, таких как абстрактное искусство и Art Informel . [6] Но помимо противостояния доминирующим формам искусства того времени, организаторы нео-дада отреагировали на усилия правительства Либерально-демократической партии во главе с консервативным премьер-министром Нобусукэ Киси по пересмотру и продлению Договора о безопасности США и Японии (известного как «Анпо «на японском языке), что привело к массовым протестам Анпо по всей стране. [7] Поскольку он заключил Японию в квазипостоянный военный союз с Соединенными Штатами , этот договор заставил многих японцев опасаться, что Япония станет мишенью в случае начала ядерной войны. [8]

На своей первой выставке, состоявшейся в галерее Ginza в Токио в апреле 1960 года, организаторы нео-дада обнародовали список своих руководящих принципов:

Мы неодадаисты.

— Нео-даддисты некультурны.
— Нео-даддисты — не японцы.
— Неодаддисты — не люди.
— Нео-даддисты — это группа, приверженная художественной революции.
— Нео-даддисты полностью отвергают движение абстрактного искусства.
— Нео-даддисты обладают жаждой убийств. [6]

Эти принципы сигнализировали о преданности группы тому, что член группы Генпей Акасегава позже назвал «творческим разрушением», посредством чего группа стремилась создать пространство для появления новых видов искусства, систематически выискивая и разрушая все существующие художественные нормы и условности. [6]

«манифест» группы (написанный участником группы Усио Синохарой В июне 1960 года Акасегава зачитал группе репортеров ):

Сколько бы мы ни фантазировали о деторождении в 1960 году, один-единственный атомный взрыв случайно решит за нас все, поэтому боевые быки Пикассо больше не волнуют нас больше, чем брызги крови сбитой бездомной кошки. Когда мы вступаем в пропитанную кровью арену в 20,6 веке – веке, который растоптал искренние произведения искусства, – единственный способ избежать резни – это самим стать мясниками. [6]

В этом заявлении выражалось чувство безнадежного отчаяния, что в то время, когда попытки создания новых форм искусства душились репрессивными идеологиями и замкнутыми институтами, единственный способ спасти искусство — это убить его. [3]

Термин « неодада » впервые был использован в мае 1957 года в Роберта Розенблюма статье «Castelli Group» для журнала Arts Magazine , а затем, что более драматично, в январе 1958 года, в нью-йоркском художественном ежемесячнике ARTnews , для описания стиля новейшие художники-коллажи и ассамбляжи — прежде всего Джаспер Джонс и Роберт Раушенберг . [9] Последние стали известны в Японии прежде всего благодаря искусствоведу Ёсиаки Тоно, опубликовавшему о них статью в ноябрьском 1959 года номере журнала «Гэйдзюцу синчо» . [10] [11]

Использование термина «неодада» не означало, что группа заявляла о какой-либо прямой связи с оригинальными японскими дадаистами 1920-х годов (такими как Томоёси Мураяма или группа MAVO ). Термин «неодада» в таком использовании был как подмигиванием нью-йоркскому авангарду, так и отсылкой к историческому дадаизму. Тем не менее, отношения между некоторыми членами «Организаторов Неодада» и их американскими коллегами могут быть напряженными, что особенно ярко проявляется в конфронтации между Ушио Синохарой ​​и Робертом Раушенбергом во время перформанса « Двадцать вопросов Бобу Раушенбергу» , который проходил в Sōgetsu Art. Центр 28 ноября 1964 года. [12]

Добавив к своему названию английское слово «организаторы», группа выразила свою заинтересованность в присвоении (и, возможно, высмеивании) левого жаргона продолжающихся протестов Анпо . [1] Японское название группы, написанное Neo・dada・oruganaizāzu катаканой , в стандартном английском переводе обычно переводится как «Организаторы нео-дада » с точками между словами . Однако использование группой этого названия было непоследовательным, и со временем его все чаще стали называть просто «Нео-Дада». В объявлении о своей первой выставке группа назвала выставку «Выставкой организатора неодадаизма» без буквы «s» в конце. [13] но слово «Организаторы» с буквой «s» использовалось и в других контекстах. [14]

Историк искусства Рэйко Томии в «Записках переводчика» 2005 года утверждала, что название группы следует писать «Нео Дада» без дефиса, несмотря на то, что термин « Нео-Дада » почти всегда пишется через дефис в английском языке. [14] Однако дефисы обычно не существуют в японском письме, и члены группы часто использовали японский интерпункт (черная точка, расположенная по центру, ближайший японский эквивалент дефиса) между словами «Нео» и «Дада», о чем свидетельствуют их листовки, статьи и произведения искусства. [15] [13] В любом случае, термин «Организаторы Неодада» (с дефисом и во множественном числе) стал стандартным термином для группы в англоязычной науке. [16] [17] [18] [19] [20] а также в стандартных искусствоведческих справочных изданиях. [21]

Деятельность

[ редактировать ]

Члены группы Неодада собрались в ателье своего лидера Масунобу Ёсимуры , называемом «Белый дом» ( Ховаито Хаусу ), который был спроектирован Арата Исодзаки и построен Дзюнзо Ёсимурой в Синдзюку в 1958 году. база операций до 1962 года. [22]

В «Белом доме» они проводили дни и ночи, обсуждая, писали листовки, организовывали выступления и вечеринки, работали над независимой выставкой «Ёмиури» и другими групповыми выставками. [23] В 1960 году они устроили серию стремительных выставок, временами сопровождавшихся партизанскими действиями на улице. [22]

В 1960 году движение против возобновления американо-японского договора о безопасности распространилось по всей стране и сформировало фон для жестоких политических потрясений того времени. [24] В Токио Сейм окружила толпа демонстрантов, и посреди разглагольствований и беспорядков Сюсаку Аракава бросил кирпич в полицию: легенда гласит, что в результате демонстрация переросла в бунт. [ нужна ссылка ] Организаторы Неодада активно принимали участие в протестах против Договора на улицах Токио, но сознательно стремились объединить политическую революцию с художественной революцией. [25] Например, они маршировали по улицам с листовками, лампочками и другими причудливыми атрибутами, прикрепленными по всему телу, и заменяли крики «Анпо хантай» («Долой Договор о безопасности») криками «Анфо хантай» («Долой Договор о безопасности»). Арт-Информель »). [25] [26]

Параллельно с этой активистской деятельностью группа организовала три официальные выставки, а отдельные члены коллектива участвовали в крупных событиях начала 1960-х годов, особенно в цикле независимых выставок Ёмиури (1949–1963) и в Центре искусств Согецу (1958–1971) . ).

Выбранные события

[ редактировать ]

Первая выставка нео-дадаизма (4–9 апреля 1960 г.)

[ редактировать ]

Первая «официальная» выставка Neo-Dada Organizers прошла в галерее Ginza в Токио. [27] Группа демонстрировала найденные предметы и мусор, проигрывая джазовые кассеты и «сексуальный шепот». [28] Тем временем полуобнаженный мужчина рубил «произведения искусства» топором. [28] Звуки разрушаемых объектов были записаны, а затем громко воспроизведены на улицу из окна галереи. [29] Бэцуджин Исибаши также исполнил свою работу «Пятнадцать минут на улице Васэда утром», неодадаиста Роберта Раушенберга американского напоминающую «Отпечаток автомобильных шин» (1951), в котором Исибаши положил на улицу большой лист бумаги и позволил проезжающим автомобилям проехать. все закончилось, прежде чем через 15 минут забрать грязную бумагу. [29] [27] [30]

Праздничное мероприятие Анпо (18 июня 1960 г.)

[ редактировать ]

18 июня 1960 года, всего через три дня после того, как студенческая активистка Мичико Канба была убита в столкновении с полицией в Национальном парламенте в рамках продолжающихся протестов Анпо , члены группы собрались в ателье Ёсинобу «Белый дом» и устроили представление под названием Anpo Commemoration. Мероприятие (安保記念エベント) для собравшихся репортеров и телекамер, якобы «отмечающее» неспособность протестов остановить принятие американо-японского Договора о безопасности . [3] Несколько участников группы разделись догола и дико танцевали. [3] Ёсимура появился с массивным эрегированным пенисом и яичками, сделанными из ткани, бумаги и веревки, привязанными к его пояснице, белыми стрелами, нарисованными на его груди, и зияющей красной раной, нарисованной на его животе, которая выглядела так, как будто он только что выпотрошил себя в сэппуку. ритуал самоубийства, и Аракава появился в гротескном, похожем на монстра костюме и глотнул прямо из бутылки крепкого сётю , танцуя вокруг и издавая странные звуки. [3] Представление завершилось тем, что группа собралась вокруг большой фанерной панели и по очереди ритуально разрушила ее кислотой, огнем и топором. [3] Вскоре после завершения этого мрачного события Договор о безопасности был автоматически принят верхней палатой японского парламента в соответствии с японским законодательством. [3]

Вторая выставка неодадаизма (1–10 июля 1960 г.)

[ редактировать ]

Вторая «официальная» выставка Неодада прошла в ателье Ёсимуры в Синдзюку. Член группы Тацуми Ёсино свою работу с метким названием « Опасность» . поджег в ателье [27]

Пляжное шоу (20 июля 1960 г.)

[ редактировать ]

Пляжное шоу проводилось на пляже Заимокуза в Камакуре . В представлении, снятом телеканалом TBS , участники-мужчины совершали садистские действия в отношении женщин, связанных с группой, в том числе Саяко Кишимото . [31] [32] Это событие было показательным для мужского угнетения, царящего в группе, где женщины - и без того меньшинство - подвергались физическому насилию, а их работа не рассматривалась как равная работе других членов-мужчин. Такое поведение отражало модную в то время в определенных художественных кругах идею о том, что подрыв социальных норм требует, среди прочего, либерализации насилия, особенно сексистского насилия. [33]

Третья выставка неодадаизма (1–7 сентября 1960 г.)

[ редактировать ]

Третья и последняя «официальная» выставка нео-дада прошла в галерее Хибия недалеко от парка Хибия . Ушио Синохара , носивший свою фирменную прическу ирокез , установил временную инсталляцию в парке Хибия, а затем разрезал ее на ленточки. [34] Масунобу Ёсимура обернул свое обнаженное тело рекламными листовками группы, а Кинпей Масузава укрыл себя хрупкими стеклянными лампочками, прежде чем продолжить прогулку по центру Токио. [34]

Причудливая сборка (30 сентября 1960 г.)

[ редактировать ]

Bizarre Assembly , разрушительное представление на открытом воздухе, состоялось в ателье Ёсимуры «Белый дом» в Синдзюку. [27] Ёсимура, Масудзава и Синохара проделали неровные дыры в металлическом листе. Синохара также исполнил свою ставшую знаменитой «картину бокса», в которой он ударил по большому листу бумаги боксерскими перчатками, смоченными чернилами. [27]

Ужин в память нашего поражения в войне (15 августа 1962 г.)

[ редактировать ]

В 17-ю годовщину капитуляции Японии во Второй мировой войне некоторые члены Нео-Дада воссоединились вместе с Группой Онгаку и Тацуми Хиджиката , чтобы устроить совместный спектакль под названием « Ужин в память о нашем поражении в войне» (敗戦記念晩餐会) в Токио. пригороде с помощью искусствоведа Ёсиды Ёсиэ. [35] Мероприятие заключалось в том, что артисты ели роскошный ужин перед публикой, участники которой невольно купили билет за 200 иен, чтобы иметь возможность наблюдать за ними. [36] [35] Вечер имел подзаголовок «Искусство минус искусство» (Geijutsu mainasu geijutsu). [37] В течение вечера последовало одно за другим несколько выступлений: Масунобу Ёсимура чистил зубы около 30 минут, пока изо рта не потекла кровь, Сё Казакура стоял на стуле и прижимал к груди раскаленный утюг в рамках «ритуала исполнения завещания». маркиза де Сада », Ясунао Тоне и группа Онгаку дали концерт экспериментальной музыки, а Тацуми Хиджиката разделся догола и исполнил Буто , среди прочих. [38] [35] [39]

Фотодокументация

[ редактировать ]

Помимо вышеперечисленных мероприятий и мероприятий, группа также участвовала в ряде спонтанных перформансов, включая уличные демонстрации, сценические представления, выступления на открытом воздухе и общественные собрания. Эти события стали источником зрелища в средствах массовой информации и были жадно задокументированы фотографами, в том числе Кендзи Исигуро , Такео Ишимацу, Масанори Кобаяши, Сёмей Томацу , Уильямом Кляйном и Жаклин Пол. [40]

По сравнению с Кюсю-ха , который базировался в отдаленном регионе, Нео-Дада смог использовать мощь средств массовой информации, сосредоточенных в Токио. Как отметил куратор Райджи Курода, члены Нео-Дада, похоже, знали, как важно быть замеченными; Ориентируясь на массовую аудиторию, они выступали перед фотографами и телеоператорами. [41] [42]

По словам историка искусства Рэйко Томии , эти различные формы фото- и видеосъемки типичны для сетей художественного сотрудничества (по сути, совместные практики группы, а затем сотрудничество с фотографами), но при этом они необходимы для сохранения и распространения этих антиискусственных произведений. практики, от которых осталось мало физических следов. [43]

Растворение

[ редактировать ]

Хотя организаторы нео-дада так и не распались официально, они не проводили никаких крупных публичных мероприятий после осени 1960 года, после чего многие из ведущих членов группы начали заниматься собственной индивидуальной творческой деятельностью. В октябре 1960 года пять танцовщиц из танцевальной студии Нобутоси Цуда в Мэгуро посетили Белый дом, и Ёсимура шокировал всех, внезапно сделав предложение одной из них и женившись на ней. После этого, по словам Синохары Ушио, группа организаторов нео-дада «по сути была распущена». [44]

В 1962 году Ёсимура продал свою мастерскую в Белом доме и сбежал в Нью-Йорк. [45] Сюсаку Аракава , Тэцуми Кудо , а чуть позже Ушио Синохара , отчаявшись в восприятии своих работ в своей стране, аналогичным образом отправились в изгнание в Нью-Йорк или Париж.

Наследие

[ редактировать ]

Причудливые и зрелищные выступления Нео-Дада, хотя и просуществовали недолго, привлекли огромное внимание средств массовой информации и оказали влияние на ряд японских художественных коллективов, действовавших в конце 1960-х годов и связанных с движением «анти-искусство», включая Zero Jigen, Group Ongaku, и Привет-Красный Центр . [6]

Оглядываясь назад, можно сказать, что мир искусства Токио явно находился на пороге фундаментального сдвига. Одним из представителей круга Неодада, который решил остаться в Японии, был Генпей Акасегава . Он объединил усилия с Дзиро Такамацу и Нацуюки Наканиси, чтобы сформировать Hi-Red Center , и вместе они продолжили агитацию на арт-сцене Токио. В отличие от Нео-Дада, Центр Hi-Red имел относительно открытый подход к членству: к их акциям и мероприятиям часто присоединялись другие художники. [22]

Известные участники

[ редактировать ]

Членство в группе было нестабильным, и его было трудно определить. Однако искусствовед Райджи Курода определяет основных членов группы следующим образом: художники, указанные в двух рекламных листовках (объявлениях), сделанных для первой и второй групповых выставок, плюс те, кто непосредственно участвовал в третьей выставке. [46] Тэцуми Кудо и Томио Мики отказались официально присоединиться к группе, но почти всегда участвовали в их мероприятиях и мероприятиях. [29]

Организаторы нео-дадаизма

[ редактировать ]

Сторонники нео-дада (не члены, но иногда участвовали)

[ редактировать ]
  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Капур 2018 , с. 195.
  2. ^ Капур 2018 , стр. 195–197.
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Капур 2018 , с. 197.
  4. ^ Капур 2018 , стр. 196–197.
  5. ^ Капур 2018 , стр. 181–182.
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Капур 2018 , с. 196.
  7. ^ Капур 2018 , стр. 194–198.
  8. ^ Капур 2018 , с. 22.
  9. ^ Хэпгуд 1994 , с. 112.
  10. ^ Икегами 2010 , стр. 162.
  11. ^ Тоно 1959 , стр. 104–112.
  12. ^ Икегами 2010 , стр. 184–185.
  13. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чонг 2012 , с. 63.
  14. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Томии 2005б , стр. 53.
  15. ^ Курода 2005 , стр. 62.
  16. ^ Хэпгуд 1994 , с. 41.
  17. ^ Ёсимото 2005 , стр. 26.
  18. ^ Хэвенс 2006 , с. 138.
  19. ^ Фурухата 2013 , стр. 51.
  20. ^ Капур 2018 , стр. 177–178.
  21. ^ Чилверс и Глэйвс-Смит, 2009 , стр. 503.
  22. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Чонг 2012 , с. 62.
  23. ^ Запрос 1986 , с. 331.
  24. ^ Капур 2018 , стр. 194–195.
  25. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Капур 2018 , с. 178.
  26. ^ Запрос 1986 , с. 329.
  27. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Коллинз, Лю и Ян, 2013 , с. 4.
  28. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Возраст 2020 , с. 126.
  29. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Наказава 2008 .
  30. ^ Томии 2007b , стр. 60n46.
  31. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Курода 2005 , с. 69н16.
  32. ^ Ёсимото 2005 , стр. 27–28.
  33. ^ Кагава 1997 , стр. 264.
  34. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Коллинз, Лю и Ян, 2013 , стр. 3–4.
  35. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Томии 2007б , с.60н48.
  36. ^ Томии 2007а , стр. 56.
  37. ^ Госсот 2017 , с. 2.
  38. ^ Гальяно 2018 , с. 46.
  39. ^ Госсот 2017 , стр. 4–5.
  40. ^ Курода 2005 , стр. 59, 61, 63, 64, 67.
  41. ^ Курода 1993 , стр. 11.
  42. ^ Ёсимото 2005 , стр. 27.
  43. ^ Томии 2005а , стр. 7.
  44. ^ Синохара 1968 .
  45. ^ Мицуда 2012 , стр. 167.
  46. ^ Курода 2005 , стр. 55.
  47. ^ Курода 2005 , стр. 58.
  48. ^ Курода 2005 , стр. 69.
  49. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Курода 2005 , стр. 57.
  50. ^ Курода 2005 , стр. 59.
  51. ^ Маротти 2013 , с. хв.
  52. ^ Мереэзер 2007 , с. 121.
  53. ^ Маротти 2006 , с. 29.

Цитированные источники

[ редактировать ]
  • Чилверс, Ян; Глэйвс-Смит, Джон (2009). Словарь современного искусства . Издательство Оксфордского университета.
  • Чонг, Дорюн (2012). Токио, 1955–1970: Новый авангард . Нью-Йорк: Музей современного искусства. ISBN  978-0870708343 .
  • Коллинз, Брэди; Лю, Лио Хэн; Ян, Ян (2013). ТЕЛО/НАСИЛИЕ/ГОРОД: Акции искусства нео-дада в Токио 1960 года . Инициатива городских гуманитарных наук, Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе.
  • Гальяно, Лусиана (2018). Японский Флюксус . Лексингтонские книги. ISBN  978-1498578257 .
  • Госсо, Энн (2017). «Подавление истории и участие тела: рождение искусства действия в начале 1960-х годов». Сэнго, Япония после войны . Париж: Presses de l'Inalco. ISBN  9782858312467 .
  • Фурухата, Юрико (2013). Кино актуальности: японское авангардное кино в эпоху имиджевой политики . Издательство Университета Дьюка. ISBN  978-0822355045 .
  • Хэпгуд, Сьюзен (1994). Неодадаизм: новое определение искусства, 1958-62 . Нью-Йорк: Американская федерация искусств совместно с Universe Publishing. ISBN  0-87663-629-6 .
  • Хэвенс, Томас Р.Х. (2006). Радикалы и реалисты в японском невербальном искусстве: авангардный отказ от модернизма . Гавайский университет Press. ISBN  978-0824830113 .
  • Икегами, Хироко (2010). Великий мигрант: Роберт Раушенберг и глобальный подъем американского искусства . МТИ Пресс. ISBN  9780262014250 .
  • Капур, Ник (2018). Япония на распутье: конфликт и компромисс после Анпо . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета . ISBN  978-0674984424 .
  • Кагава, Маюми (1997) «Нео дада, аруива хоукай но тампон пероджекуто [Нео-Дада, или Проект разрушения]» : Искусство и жизнь Кисимото Саяко] . Иокогама, Япония: Джосей то пуроджекуто. 49–50, цитируется по Ёсимото, 2005, 28.
  • Курода, Райджи (1993 ) . Городской художественный музей Фукуока.
  • Курода, Райджи (декабрь 2005 г.). «Вспышка нео-дада: веселые разрушители в Токио (1993)» . Обзор японской культуры и общества . 17 . Перевод Томии, Рэйко: 51–71. JSTOR   42801111 .
  • Маротти, Уильям (2006). «Звучит повседневность: музыкальная группа и ранние работы Ясунао Тоне». Тон Ясунао: язык шумовых медиа . Пресса о странствующих телах. стр. 13–33. ISBN  978-0-9655570-8-5 .
  • Маротти, Уильям (2013). Деньги, поезда и гильотины: искусство и революция в Японии 1960-х годов . Издательство Университета Дьюка. ISBN  978-0822349808 .
  • Мереэзер, Чарльз, изд. (2007). Искусство, антиискусство, неискусство: эксперименты в публичной сфере в послевоенной Японии, 1950–1970 гг . Исследовательский институт Гетти. ISBN  978-0892368662 .
  • Мицуда, Юрий (2012). «Травма и избавление: портреты художников-авангардистов Японии, 1955–1970». В Чонге, Дорюн (ред.). Токио 1955-1970: Новый авангард . Перевод Томии, Рэйко. Музей современного искусства, Нью-Йорк. стр. 158–177. ISBN  978-0-87070-834-3 .
  • Наказава, Хидеки (2008). «Организаторы неодадаизма». История современного искусства: Япония . Проверено 27 августа 2021 г.
  • Синохара, Усио (1968). Дзенэй но мичи Токио: Бидзюцу Шуппанша.
  • Томии, Рэйко (декабрь 2005 г.). « «Искусство вне коробки» в Японии 1960-х годов: введение и комментарий». Обзор японской культуры и общества . 17 : 1–11.
  • Томии, Рэйко (декабрь 2005б). «Примечание переводчика» [Куроде Райдзи, «Вспышка нео-дада: веселые разрушители в Токио (1993)»]». Обзор японской культуры и общества . 17:53 .
  • Томии, Рэйко (2007a). «После «спуска к повседневности»: японский коллективизм от «Красного центра» до пьесы, 1964–1973» в книге «Коллективизм после модернизма - Искусство социального воображения после 1945 года» . Миннесота: Университет Миннесоты Press. ISBN  978-0-8166-4462-9 .
  • Томии, Рэйко (2007b). « Гейдзюцу в их умах: памятные слова об антиискусстве». В Мереэзере, Чарльз (ред.). Искусство, антиискусство, неискусство: эксперименты в публичной сфере в послевоенной Японии, 1950–1970 гг . Исследовательский институт Гетти. стр. 35–58. ISBN  978-0892368662 .
  • 1959 г.) «Безумие и скандал: фантастические новые лица мира». Синчо . Гейдзюцу Тоно, Ёсиаки ( ноябрь
  • Тоно, Ёсиаки (1986). «Неодадаизм и антиискусство», в «Японии авангарда», напр. кот . Париж: Центр Жоржа Помпиду. стр. 329–337. ISBN  2858503451 .
  • Ёсида, Кеничи (2020). Авангардное искусство и недоминантная мысль в послевоенной Японии . Оксфордшир: Рутледж. ISBN  9780367427870 .
  • Ёсимото, Мидори (2005). В перформанс: японские художницы в Нью-Йорке . Лондон: Издательство Университета Рутгерса. ISBN  0813535212 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 337ddc84e8b9c4aba0bfbcb8079038c4__1720461720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/33/c4/337ddc84e8b9c4aba0bfbcb8079038c4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Neo-Dada Organizers - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)