Тацуми Хиджиката
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( сентябрь 2014 г. ) |
Тацуми Хиджиката | |
---|---|
Хиджиката Тацуми | |
Рожденный | |
Умер | 21 января 1986 г. | ( 57 лет
Известный | Изобретатель Буто |
Движение | Буто |
Тацуми Хидзиката ( 土方 巽 , Хидзиката Тацуми , 9 марта 1928 — 21 января 1986) — японский хореограф , основатель жанра танцевального перформанса под названием Буто . [1] К концу 1960-х годов он начал развивать эту танцевальную форму, которая тщательно поставлена со стилизованными жестами, взятыми из его детских воспоминаний о доме на севере Японии. [2] Именно этот стиль чаще всего ассоциируется у жителей Запада с Буто .
Жизнь и Буто
[ редактировать ]Тацуми Хиджиката родился Кунио Ёнеяма 9 марта 1928 года в префектуре Акита на севере Японии и был десятым в семье из одиннадцати детей. [3] После того, как с 1947 года он курсировал туда и обратно между Токио и своим родным городом, в 1952 году он переехал в Токио навсегда. Он утверждает, что первоначально выжил как мелкий преступник благодаря кражам со взломом и грабежам, но, поскольку он был известен тем, что приукрашивал подробности своей жизни , неясно, насколько его рассказу можно доверять. В то время он изучал чечетку, джаз, фламенко, балет и немецкий экспрессионистский танец. [4] Он провел свое первое Анкоку Буто выступление , «Киндзики» , в 1959 году, используя роман Юкио Мисимы в качестве исходного материала для резкого, сексуально окрашенного акта хореографического насилия, который ошеломил публику. Примерно в то же время Хидзиката встретил трех фигур, которые стали важными соавторами в его будущей работе: Юкио Мисима , Эйко Хосоэ и Дональд Ричи . В 1962 году он и его партнер Мотофудзи Акико основали танцевальную студию Asbestos Hall. [5] в районе Мэгуро в Токио , который станет базой его хореографической деятельности на всю оставшуюся жизнь; Вокруг него собралась переменчивая компания молодых танцоров.
Хидзиката с самого начала считал Анкоку Буто запрещенной формой танцевального искусства и отрицанием всех существующих форм японского танца . Вдохновленный преступностью французского писателя Жана Жене , Хиджиката написал манифесты своей новой танцевальной формы с такими названиями, как «В тюрьму». [6] '. Его танец будет танцем телесной крайности и трансмутации, движимым одержимостью смертью и пропитанным неявным отрицанием современного общества и власти средств массовой информации. Многие из его ранних работ были вдохновлены деятелями европейской литературы, такими как маркиз де Сад. [7] и граф де Лотреамон , [8] а также французским сюрреалистическим движением, которое оказало огромное влияние на японское искусство и литературу и привело к созданию автономного и влиятельного японского варианта сюрреализма, наиболее заметной фигурой которого был поэт Сюдзо Такигучи , воспринявший Анкоку Буто как явно «сюрреалистическая» форма танцевального искусства. [9]
Особенно в конце 1950-х и на протяжении 1960-х годов Хиджиката сотрудничал с кинематографистами, фотографами, городскими архитекторами и художниками как важный элемент своего подхода к пересечению хореографии с другими формами искусства. Среди наиболее выдающихся из этих совместных работ была его работа с японским фотографом Эйко Хосоэ над книгой «Камаитачи» . [10] который включал в себя серию путешествий обратно в северную Японию, чтобы запечатлеть присутствие мифических и опасных фигур на периферии японской жизни. В книге упоминаются истории о сверхъестественном существе — « серпе-ласке », которое, как говорят, обитало в японской сельской местности в детстве Хосоэ. На фотографиях Хиджиката бродит по суровому ландшафту и сталкивается с фермерами и детьми. [11]
Начиная с 1960 года Хидзиката финансировал свои проекты Анкоку Буто , работая в секс-кабаре со своей труппой танцоров, а также снимался в выдающихся фильмах японского жанра «эротик-гротеск» фильмов ужасов, в таких работах, как режиссер Теруо Исии . « Ужасы уродливых мужчин» и «Проклятие слепой женщины» , в обоих из которых Хидзиката исполнил Анкоку Буто . эпизоды [12]
Период Хидзикаты как публичного исполнителя и хореографа простирался от исполнения « Киндзики» в 1959 году до его знаменитой сольной работы « Хидзиката Тацуми и японский народ: восстание тела» (вдохновленной озабоченностью римским императором Гелиогабалом и работами Ганса Беллмера). [13] ) в 1968 году, а затем к его сольным танцам в рамках групповой хореографии, таким как «Двадцать семь ночей для четырех сезонов» в 1972 году. [7] Последний раз он появлялся на сцене в качестве приглашенного исполнителя в «Мифе о фаллосе» Дайракудакана 1973 года . [14] В период с конца 60-х по 1976 год Хиджиката экспериментировал с использованием обширных сюрреалистических образов для изменения движений. Затем Хиджиката постепенно удалился в Асбестовый зал и посвятил свое время писательству и обучению своей танцевальной труппы. На протяжении всего периода его публичных выступлений работы Хидзикаты воспринимались как скандальные и вызывающие отвращение, являясь частью «грязного авангарда». [15] ', который отказался ассимилироваться с японским традиционным искусством, властью или обществом. Однако сам Хидзиката воспринимал свою работу как существующую за пределами авангардных движений той эпохи и комментировал: «Я никогда не считал себя авангардистом. Если вы бежите по гоночной трассе и отстаете на полный круг от всех остальных, то вы один и кажетесь первым. Возможно, именно это случилось со мной... [16] '.
Период уединения и молчания Хидзикаты в Асбестовом зале позволил ему совместить свои занятия Анкоку Буто с воспоминаниями о детстве в северной Японии, одним из результатов которых стала публикация гибридного текста длиной в книгу о памяти и телесной трансформации под названием « Больной танцор» . [17] (1983); он также составлял альбомы для вырезок, в которых аннотировал художественные изображения, вырезанные из журналов, с фрагментарными размышлениями о телесности и танце. [18] К середине 1980-х Хиджиката вышел из своего длительного периода замкнутости, в частности, поставив хореографию для танцора Кадзуо Оно , с которым он начал работать в начале 1960-х и чья работа стала заметным публичным проявлением Буто . несмотря на глубокие разногласия в отношении интересов Хидзикаты и Оно. [19] Во время уединения Хидзикаты Буто начал привлекать внимание всего мира. Хиджиката планировал снова выступать на публике и разрабатывал новые проекты, но внезапно умер от печеночной недостаточности в январе 1986 года, в возрасте 57 лет. был распродан и преобразован в частный дом в 2000-х годах, но киноработы Хидзикаты, альбомы для вырезок и другие артефакты в конечном итоге были собраны в виде архива в Университете Кейо в Токио . [20] Хиджиката остается жизненно важной фигурой вдохновения в Японии и во всем мире не только для хореографов и исполнителей, но также для художников, режиссеров, писателей, музыкантов, архитекторов и цифровых художников. [21]
Истоки Буто
[ редактировать ]«Киндзики» ( «Запретные цвета ») Тацуми Хидзикаты, премьера которого состоялась на танцевальном фестивале в 1959 году. Он был основан на одноименном романе Юкио Мисимы . [2] Он исследовал табу на гомосексуализм и закончился тем, что между ног сына Кадзуо Оно, Ёсито Оно, задушили живого цыпленка, после чего Хидзиката в темноте прогнал Ёсито со сцены. Главным образом из-за возмущения публики этим произведением Хиджиката был запрещен на фестивале, что сделало его иконоборцем. [22]
Самые ранние выступления буто назывались (на английском языке) «Dance Experience». [23] В начале 1960-х годов Хидзиката использовал термин «Анкоку-Бую» (暗黒舞踊 – танец тьмы) для описания своего танца. Позже он изменил слово «буйо», наполненное ассоциациями японского классического танца, на « буто » , «давно выброшенное слово для обозначения танца, которое первоначально означало европейский бальный танец. [24]
В более поздних работах Хиджиката продолжал разрушать общепринятые представления о танце. Вдохновленный такими писателями, как Юкио Мисима (как отмечалось выше), Лотреамон , Арто , Жене и де Сад , он погрузился в гротеск, тьму и разложение. В то же время Хидзиката исследовал трансмутацию человеческого тела в другие формы, например, в животные. [25] Он также разработал поэтический и сюрреалистический хореографический язык буто-фу. [23] (фу в переводе с японского означает «слово»), чтобы помочь танцору перейти в другие состояния бытия. [26]
См. также
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- Фрели, Сондра (1999). Танцы во тьме – Буто, Дзен и Япония . Издательство Питтсбургского университета. ISBN 1-85273-0684 .
- Оно, Кадзуо, Ёсито (2004). Мир Кадзуо Оно снаружи и изнутри . Издательство Уэслианского университета. ISBN 9780819566942 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Барбер, Стивен (2010). Хиджиката – Бунт тела . Солнечные книги. ISBN 9780982046432 .
- Фрели, Сондра (2010). Буто – Метаморфический танец и глобальная алхимия . Издательство Университета Иллинойса. ISBN 978-0-252-03553-1 .
- Бэрд, Брюс (2012). Нажмите «Загрузить», чтобы сохранить Hijikata Tatsumi — Dancing In A Pool Of Grey Grits mp3 youtube com Пэлгрейв Макмиллан США. ISBN 978-0-230-12040-2 .
- Миками, Ты (2016). Тело как сосуд Книги Озару. ISBN 978-0-9931587-4-2 .
- Фрэли, Сондра, Тамах, Накамура (2017). Хиджиката Тацуми и Оно Кадзуо Рутледж. ISBN 9781138572799 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - «Архив Тацуми Хиджиката» - Исследовательский центр искусств и управления искусствами Университета Кейо. (японский)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ см . Международная энциклопедия танца, том 3, 1998, стр. 362–363. ISBN 0-19-517587-5
- ^ Jump up to: а б Бэрд, Брюс (2012). Хиджиката Тацуми и Буто . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан, США. дои : 10.1057/9781137012623 . ISBN 978-1-349-29858-7 .
- ^ Нанако Курихара, Хронология Хиджиката Тацуми, Project Muse
- ^ Ёсида, Юкихико Нобутоши монасей-тати . » « Цуда Ёсида, Юкихико Нобутоши в Киндай Буйо . » « Цуда
- ^ Нанако, Курихара (2000). «Хиджиката Тацуми: Слова Буто: [Введение]» . ТДР . 44 (1): 12–28. дои : 10.1162/10542040051058816 . ISSN 1054-2043 . JSTOR 1146810 . S2CID 191434029 .
- ^ Фрэли, Сондра Хортон (октябрь 2010 г.). Буто: метаморфический танец и глобальная алхимия . Урбана. ISBN 978-0-252-09013-4 . OCLC 708738115 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Бэрд, Брюс (2012). Хиджиката Тацуми и Буто: Танцы в луже серой крупы . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан, США. дои : 10.1057/9781137012623 . ISBN 978-1-349-29858-7 .
- ^ Фрэли, Сондра Хортон; Накамура, Тамах (2006). Хидзиката Тацуми и Оно Кадзуо (1-е изд.). Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-415-35438-7 . OCLC 63702680 .
- ^ Сас, Мирьям (2003). «Руки, линии, действия: Буто и сюрреализм». Куи Парле . 13 (2): 19–51. дои : 10.1215/quiparle.13.2.19 . ISSN 1041-8385 . JSTOR 20686149 .
- ^ Фрэли, Сондра Хортон (15 июля 1999 г.). Танцы во тьме: Буто, Дзен и Япония . Питтсбург. ISBN 978-0-8229-9062-8 . OCLC 887803111 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Камаитачи. Нью-Йорк: Апертура, 2006. ISBN 978-1-59711-121-8
- ^ Даниеллу, Саймон (2018). «Анкоку буто Тацуми Хидзикаты: подрывной аттракцион, обслуживающий эро-кинотеатр Теруо Исии» . Вторые изображения . Танец и кино: исследование движения (1).
- ^ Барбер, Стивен (2010). Хиджиката: бунт тела . Вашингтон, округ Колумбия: Солнечные книги. ISBN 978-0-9820464-3-2 . OCLC 606779112 .
- ^ Фрэли, Сондра Хортон (15 июля 1999 г.). Танцы во тьме: Буто, Дзен и Япония . Питтсбург. ISBN 978-0-8229-9062-8 . OCLC 887803111 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Фрэли, Сондра Хортон (октябрь 2010 г.). Буто: метаморфический танец и глобальная алхимия . Урбана. ISBN 978-0-252-09013-4 . OCLC 708738115 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Фрэли, Сондра Хортон (октябрь 2010 г.). Буто: метаморфический танец и глобальная алхимия . Урбана. ISBN 978-0-252-09013-4 . OCLC 708738115 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Нанако, Курихара (2000). «Хиджиката Тацуми: Слова Буто: [Введение]». ТДР . 44 (1): 12–28. дои : 10.1162/10542040051058816 . ISSN 1054-2043 . JSTOR 1146810 . S2CID 191434029 .
- ^ Вурмли, Курт (2008). Сила изображения: альбомы для вырезок Хидзикаты Тацуми и искусство буто (диссертация). hdl : 10125/20908 .
- ^ Фрели, Сондра; Накамура, Тамах (22 ноября 2006 г.). Хиджиката Тацуми и Оно Кадзуо Рутледж. дои : 10.4324/9780203001035 . ISBN 978-0-203-00103-5 .
- ^ «Центр искусств Университета Кейо (KUAC) | Архив Хиджиката Тацуми» www.art-c.keio.ac.jp Проверено 31 января 2021 г.
- ^ Курихара, Нанако (1996). Самая далекая вещь во вселенной: критический анализ танца Буто Хиджиката Тацуми (Диссертация). ОСЛК 38522507 .
- ^ Фрэли, Сондра Хортон, 1939- (15 июля 1999 г.). Танцы в темноте: Буто, Дзен и Япония . Питтсбург, Пенсильвания. ISBN 978-0-8229-9062-8 . OCLC 887803111 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Фрэли, Сондра Хортон, 1939- (октябрь 2010 г.). Буто: метаморфический танец и глобальная алхимия . Урбана. ISBN 978-0-252-09013-4 . OCLC 708738115 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ " "Апоптоз в белом: буто-фу в память о Хидзикате Тацуми. Архивировано 7 сентября 2014 г. в Wayback Machine ", Фулья Пекер. (Английский) Представлено в «Гиперионе: о будущем эстетики» , том V, выпуск 1 мая 2010 г.
- ^ Виала, Жан; Массон-Секин, Нурит (1988). Буто: оттенки тьмы . Токио: Шуфунотомо. ISBN 978-4-07-974630-4 . ОСЛК 613231996 .
- ^ " "Бессструктурность в структуре: хореографическая тектоника в Буто Хиджиката Тацуми" " . Карлтон . Проверено 31 января 2021 г.