Антонен Арто
Антонен Арто | |
---|---|
Рожденный | Антуан-Мари-Жозеф Арто 4 сентября 1896 г. Марсель , Франция |
Умер | 4 марта 1948 г. Иври-сюр-Сен , Франция | (51 год)
Место отдыха | Кладбище Сен-Пьер , Марсель |
Образование | Колледж Святого Сердца |
Занятия |
|
Известный | |
Заметная работа | Театр и его двойник |
Антуан Мари Жозеф Поль Арто , более известный как Антонен Арто ( произносится [ɑ̃tɔnɛ̃ aʁto] ; 4 сентября 1896 — 4 марта 1948) — французский художник, работавший в различных средствах массовой информации. Он наиболее известен своими произведениями, а также работами в театре и кино. [ 1 ] [ 2 ] Широко признанный крупной фигурой европейского авангарда , он оказал особенно сильное влияние на театр двадцатого века благодаря своей концепции «Театра жестокости» . [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Его тексты, известные своими грубыми, сюрреалистическими и трансгрессивными работами, исследовали темы космологии древних культур, философии, оккультизма, мистицизма и местных мексиканских и балийских практик. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Антонен Арто родился в Марселе в семье Эфрази Нальпа и Антуана-Руа Арто. Его родители были двоюродными братьями: его бабушки были сестрами из Смирны (современный Измир , Турция). [ 2 ] Его бабушка по отцовской линии, Катрин Чили, выросла в Марселе, где вышла замуж за Мариуса Арто, француза. Его бабушка по материнской линии, Мариетт Чили, выросла в Смирне, где вышла замуж за Луи Нальпаса, местного судового торговца . [ 10 ] На протяжении всей своей жизни на него сильно повлияло его греческое происхождение. [ нужна ссылка ] Евфразия родила девять детей, но четверо родились мертвыми, а двое умерли в детстве. [ 2 ]
В пять лет Арто был поставлен диагноз менингит , от которого в то время не было лекарства. [ 11 ] Однако биограф Дэвид Шафер утверждает, что
учитывая частоту таких ошибочных диагнозов в сочетании с отсутствием лечения (и, как следствие, почти минимальной выживаемостью) и имеющимися у него симптомами, маловероятно, что Арто действительно заразился. [ 2 ]
Арто посещал Колледж Сакре-Кер, католическую среднюю и среднюю школу, с 1907 по 1914 год. В школе он начал читать произведения Артюра Рембо , Стефана Малларме и Эдгара Аллана По и вместе со своими друзьями основал частный литературный журнал. [ нужна ссылка ]
К концу своего пребывания в Колледже Арто заметно отошел от общественной жизни, «уничтожил большую часть своих письменных работ и раздал свои книги». [ 5 ] :3 Расстроенные родители отправили его на прием к психиатру. [ 2 ] :25 В течение следующих пяти лет Арто был госпитализирован в ряд санаториев . [ 12 ] :163
В 1916 году в лечении Арто наступила пауза, когда его призвали во французскую армию . [ 2 ] :26 Его выписали досрочно по «неустановленной причине здоровья» (позже Арто утверждал, что это произошло «из-за лунатизма», а его мать объяснила это его «нервным состоянием»). [ 5 ] :4
В мае 1919 года директор санатория прописал Арто лауданум , что спровоцировало пожизненное пристрастие к этому и другим опиатам . [ 12 ] :162 В марте 1921 года он переехал в Париж, где попал под психиатрическую опеку доктора Эдуарда Тулузы , который принял его в качестве пансионера. [ 2 ] :29
Карьера
[ редактировать ]Театральное обучение
[ редактировать ]В Париже Арто работал со многими знаменитыми французскими «учителями-режиссерами», в том числе с Жаком Копо , Андре Антуаном , Жоржем и Людмилой Питоевым , Шарлем Дюллином , Фирменом Жемье и Люнье-По . [ 4 ] Люнье-По, подаривший Арто его первую работу в профессиональном театре, позже описал Арто как «художника, потерявшегося среди актеров». [ 13 ] : 350
Его основное театральное образование проходило в труппе Дуллена Théâtre de l'Atelier , к которой он присоединился в 1921 году. [ 13 ] :345 Будучи членом труппы Дуллина, Арто тренировался по 10–12 часов в день. [ 14 ] : 119 Изначально Арто был ярым сторонником преподавания Дуллина, и они разделяли большой интерес к восточноазиатскому театру, особенно к традициям исполнительского мастерства Бали и Японии. [ 5 ] :10 Он заявил: «Слушая учение Дуллина, я чувствую, что заново открываю древние секреты и совершенно забытую мистику производства». [ 13 ] :351 Однако по мере того, как они продолжали работать вместе, их разногласия возрастали, особенно в отношении разной логики восточных и западных театральных традиций. [ 13 ] :351-2 Их последнее разногласие возникло по поводу его роли императора Карла Великого в Александра Арну «Гюоне Бордо» ; он покинул труппу в 1923 году, проработав в ней восемнадцать месяцев. [ 1 ] :22; [ 13 ] :345
Вскоре после этого он присоединился к труппе Жоржа и Людмилы Питоевых. Он оставался с ними до следующего года, а затем переключил свое внимание на работу в кино. [ 5 ] :15-16
Литературная карьера
[ редактировать ]В 1923 году Арто представил стихи в La Nouvelle Revue Française известный французский литературный журнал (NRF). Стихи были отклонены, но Жак Ривьер , редактор журнала, нашел Арто интригующим и пригласил его на встречу. Это положило начало письменной переписке, результатом которой стала первая крупная публикация Арто — эпистолярный труд «Переписка с Жаком Ривьером» . [ 5 ] :45 Арто продолжал публиковать некоторые из своих самых влиятельных работ в NRF . Позже он переработал многие из этих текстов для включения в книгу «Театр и его двойник» , в том числе «Первый манифест театра жестокости » (1932) и «Театр и чума» (1933). [ 1 ] :105
Работа в кино
[ редактировать ]Арто вел активную карьеру в кино как критик, актер и писатель. [ 15 ] Это включало его исполнение роли Жан-Поля Марата в Абеля Ганса » «Наполеоне (1927) и монаха Массье в Карла Теодора Дрейера ( «Страстях Жанны д'Арк» 1928). [ 5 ] :17
Арто также написал ряд сценариев к фильмам, десять из которых сохранились. [ 5 ] :23 При его жизни был создан только один из сценариев — «Ракушка и священнослужитель» (1928). [ 16 ] Режиссер Жермен Дюлак , многие критики и ученые считают его первым сюрреалистическим фильмом, хотя отношение Арату к получившемуся фильму было противоречивым. [ 16 ] [ 17 ]
Ассоциация с сюрреалистами
[ редактировать ]Арто некоторое время был связан с сюрреалистами, прежде чем Андре Бретон исключил его в 1927 году. [ 5 ] :21 Частично это произошло из-за растущей связи сюрреалистов с Коммунистической партией Франции. : [ 18 ] 274 Как отмечает Рос Мюррей, «Арто вообще не занимался политикой и писал такие вещи, как: « Я гадю на марксизм . » Кроме того, «Бретон становился ярым антитеатром, потому что он считал театр буржуазным и антиреволюционным». [ 19 ]
В «Манифесте абортивного театра» (1926/27), написанном для Театра Альфреда Жарри , Арто делает прямую атаку на сюрреалистов, которых он называет «революционерами из болотной бумаги», которые «заставят нас поверить, что создание театра сегодня это контрреволюционная попытка». [ 6 ] :24 Он заявляет, что они «склоняются перед коммунизмом». [ 6 ] :25 это «революция ленивых», [ 6 ] :24 и призывает к более «существенной метаморфозе» общества. [ 6 ] :25
Театр Альфреда Джарри (1926–1929)
[ редактировать ]В 1926 году Арто, Робер Арон и изгнанный сюрреалист Роже Витрак основали Театр Альфреда Жарри (TAJ). [ 20 ] В период с июня 1927 по январь 1929 года они поставили четыре спектакля. Театр просуществовал крайне недолго, но его посетило огромное количество европейских артистов, в том числе Артур Адамов , Андре Жид и Поль Валери . [ 20 ] :249
(Подробнее, включая полный список постановок, см. в Театре Альфреда Жарри )
На Парижской колониальной выставке (1931)
[ редактировать ]В 1931 году Арто увидел исполнение балийского танца на Парижской колониальной выставке . Хотя он неправильно понял многое из увиденного, это повлияло на его представления о театре. [ 5 ] :26 Адриан Кертин отметил значение балийского использования музыки и звука для Арто, и особенно
«гипнотические» ритмы ансамбля гамелана, его диапазон ударных эффектов, разнообразие тембров, которые воспроизводили музыканты, и – что, пожалуй, самое главное – то, как движения танцоров динамически взаимодействовали с музыкальными элементами, а не просто функционировали. как вид фонового сопровождения. [ 21 ] : 253
Ченчи (1935)
[ редактировать ]В 1935 году Арто поставил оригинальную экранизацию «Ченчи» Биши Шелли в Перси Театре Фоли-Ваграм в Париже. Драма была первым и единственным шансом Арто поставить постановку после его манифестов «Театра жестокости». [ 21 ] :250 Его декорации были разработаны Бальтюсом и использовали инновационные звуковые эффекты, включая первое театральное использование электронного инструмента Ondes Martenot . [ нужна ссылка ] Однако это был коммерческий провал. [ 22 ]
Шелли В то время как версия «Ченчи» передала мотивы и страдания дочери Ченчи Беатрис с ее отцом через монологи, адаптация Арто подчеркнула жестокость и насилие пьесы, в частности «ее темы инцеста, мести и семейного убийства». [ 5 ] :21 Арто стремился передать угрожающий характер присутствия Ченчи и отголоски их инцестных отношений через физические разногласия, как если бы их окружало невидимое «силовое поле». [ 14 ] : 123
Вступительные ремарки Арто демонстрируют его подход. Он описывает первую сцену как «наводящую на мысль о чрезвычайной атмосферной турбулентности, с развеваемыми ветром шторами, волнами внезапно усиливающегося звука и толпами фигур, вовлеченных в «яростную оргию», сопровождаемую «хором церковных колоколов», а также наличие многочисленных больших манекенов. [ 14 ] : 120
Ученый Джейн Гудолл пишет о «Ченчи»:
Преобладание действия над размышлением ускоряет развитие событий... монологи... обрезаются в пользу внезапных, резких переходов... так что создается спазматический эффект. Чрезвычайные колебания темпа, высоты тона и тона усиливают сенсорное восприятие, усиливают... действие здесь и сейчас. [ 14 ] :119
Ученый Адриан Кертин приводил доводы в пользу важности «звуковых аспектов постановки, которые не просто поддерживали действие, но и косвенно мотивировали его». [ 21 ] :251
Театр и его двойник (1938)
[ редактировать ]В 1938 году Арто опубликовал «Театр и его двойник» — один из важнейших своих текстов . [ 5 ] :34 В нем он предложил
театр, который, по сути, был возвращением к магии и ритуалу, и он стремился создать новый театральный язык тотема и жеста – язык пространства, лишенный диалога, который обращался бы ко всем чувствам. [ 23 ] : 6
Театр жестокости, который он теоретизировал в тексте, отказался от формальной арки авансцены и доминирования драматурга, которые он считал «помехой магии подлинного ритуала», в пользу «жестоких физических образов», которые «сокрушали и гипнотизировали чувственность зрителя», который будет «охвачен театром, как вихрем высших сил». [ 23 ] :6
Путешествия и институционализация
[ редактировать ]Путешествие в Мексику
[ редактировать ]В 1935 году Арто решил поехать в Мексику, где был убежден, что существует «своего рода глубокое движение в пользу возвращения к цивилизации до Кортеса». [ 24 ] :11 Мексиканская миссия в Париже предоставила ему грант на поездку, и он уехал в Мексику в январе 1936 года. Приехав в Мексику в следующем месяце, Арто «стал чем-то вроде «неизбежного» на мексиканской арт-сцене», хотя часто находился под влиянием опиатов и большую часть времени проводил «сидя и неподвижно, ' cual Momia ' [как мумия]». [ 5 ] : 29–30 ; [ 25 ] :73
Арто также жил в Норогачиче, деревне в горах Тараумара. [ 25 ] :77 Он утверждал, что участвовал в пейота . обрядах [ 8 ] хотя ученые ставят это под сомнение. [ 26 ] [ 27 ] За это время он перестал употреблять опиаты и у него случился синдром абстиненции. [ 2 ] [ 25 ] :77 [ 27 ]
Ирландия и репатриация во Францию
[ редактировать ]В 1937 году Арто вернулся во Францию, где его друг Рене Тома подарил ему трость из сучковатого дерева, которая, по мнению Арто, была «самой священной реликвией ирландской церкви, Бачалль Ису , или «Посох Иисуса», и содержала магические полномочия. [ 5 ] :32 Арто отправился в Ирландию, приземлился в Коб и отправился в Голуэй , возможно, пытаясь вернуть посох. Он очень плохо говорил по-английски и вообще не говорил по-гэльски, поэтому не мог объясниться. [ 5 ] :33 В Дублине Арто оказался без гроша в кармане и большую часть поездки провел в «приютах для бездомных». [ 5 ] :34 После «нескольких жестоких столкновений с полицией Дублина» он был наконец арестован после инцидента в иезуитском колледже. [ 5 ] :34 Перед депортацией он ненадолго содержался в печально известной тюрьме Маунтджой . [ 2 ] :152 Согласно документам правительства Ирландии, он был депортирован как «нищий и нежелательный иностранец». [ 28 ] На обратном пути Арто полагал, что на него напали двое членов экипажа корабля. Он принял ответные меры и был закован в смирительную рубашку ; по возвращении во Францию он был принудительно задержан полицией и переведен в психиатрическую больницу. [ 5 ] :34
Остаток своей жизни Арто провел, перемещаясь между разными учреждениями, в зависимости от своего состояния и мировых обстоятельств. [ нужна ссылка ]
В Родезе
[ редактировать ]В 1943 году, когда Франция была оккупирована немцами и итальянцами, Робер Деснос организовал перевод Арто в психиатрическую больницу в Родезе , который находился на территории Виши . [ 29 ] Там он был отдан под опеку доктора Гастона Фердьера . [ 29 ] В Родезе Арто прошел курс лечения, включая электрошок и арт-терапию. [ 30 ] :194 Доктор считал, что привычки Арто к созданию магических заклинаний, созданию астрологических карт и рисованию тревожных изображений были симптомами психического заболевания . [ 31 ] Арто осудил электрошоковую терапию и постоянно просил приостановить ее, одновременно приписывая им «пользу от того, что они вернули ему его имя и самообладание». [ 30 ] :196 Ученый Александра Люкес отмечает, что «восстановление» его имени могло быть «жестом, направленным на то, чтобы успокоить представление его врачей о том, что представляет собой здоровье». [ 30 ] :196 Именно в это время Арто снова начал писать и рисовать после долгого периода бездействия. [ 32 ] В 1946 году Фердьер передал Арто своим друзьям, которые поместили его в психиатрическую клинику в Иври-сюр-Сен . [ 33 ]
Последние годы
[ редактировать ]В Иври-сюр-Сен друзья Арто поощряли его писать. [ нужна ссылка ] Он посетил выставку Винсента Ван Гога в Оранжерее в Париже и написал исследование « Ван Гог le suicidé de la société» («Ван Гог, человек, покончивший с собой обществом»); в 1947 году его опубликовал французский журнал «К». [ 34 ] :8 В 1949 году это эссе стало первым эссе Арто, переведенным в американском издании, влиятельном литературном журнале Tiger's Eye . [ 34 ] :8 Это возродило интерес к его творчеству. [ нужна ссылка ]
Чтобы положить конец Божьему суду
[ редактировать ]Он записал Pour en Finir avec le Jugement de Dieu («Покончить с судом Божьим») 22–29 ноября 1947 года. Работа осталась верной его видению театра жестокости, используя «крики, тираду и голосовые содрогания», чтобы продвигать свое видение. [ 34 ] :1 Владимир Порше, директор французского радио, отложил работу за день до ее выхода в эфир 2 февраля 1948 года. [ 1 ] :62 Частично это произошло из-за его скатологических , антиамериканских и антирелигиозных упоминаний и заявлений, но также и из-за его общей случайности, с какофонией ксилофонических звуков, смешанных с различными ударными элементами, а также криками, криками, хрюканьем, звукоподражаниями . и глоссолалия . [ нужна ссылка ]
В результате Фернан Пуэ, директор драматических и литературных передач французского радио, собрал комиссию для рассмотрения передачи « Pour en Finir avec le Jugement de dieu». [ 1 ] :62 Среди примерно 50 художников, писателей, музыкантов и журналистов, присутствовавших на частном прослушивании 5 февраля 1948 года, были Жан Кокто , Поль Элюар , Раймон Кено , Жан-Луи Барро , Рене Клер , Жан Полан , Морис Надо , Орик Орик , Жорж Жорж и Рене Шар . [ 35 ] Порше отказался транслировать его, хотя комиссия почти единогласно поддержала трансляцию произведения Арто. [ 1 ] :62 Пуи ушел с работы, и шоу больше не звучало до 23 февраля 1948 года, на частном представлении в Театре Вашингтона. [ нужна ссылка ] Первая публичная трансляция произведения состоялась только 8 июля 1964 года, когда общественная радиостанция KPFK в Лос-Анджелесе показала нелегальную копию, предоставленную художником Жан-Жаком Лебелем . [ 34 ] :1 Первая французская радиопередача « Pour en Finir avec le Jugement de Dieu» состоялась через 20 лет после ее первоначальной постановки. [ 36 ]
Смерть
[ редактировать ]В январе 1948 года у Арто диагностировали колоректальный рак . [ 37 ] Он умер 4 марта 1948 года в психиатрической клинике в Иври-сюр-Сен , коммуне в юго-восточном пригороде Парижа. [ 38 ] Садовник поместья нашел его сидящим в одиночестве у изножья своей кровати с туфлей в руке, и предполагалось, что он умер от смертельной дозы препарата хлоралгидрат , хотя неизвестно, знал ли он о его летальности. [ 38 ] [ 15 ]
Наследие и влияние
[ редактировать ]Арто оказал глубокое влияние на театр, авангардное искусство , литературу, психиатрию и другие дисциплины. [ 4 ] [ 12 ] [ 17 ] [ 29 ] [ 34 ]
Театр и спектакль
[ редактировать ]Хотя многие из его работ не были представлены публике до его смерти - например, «Брызг крови» (1925) был впервые поставлен в 1964 году, когда Питер Брук и Чарльз Маровиц поставили его как часть своего «Театра жестокости». сезон в Королевской шекспировской труппе — оказал сильное влияние на развитие экспериментального театра и исполнительского искусства. [ 5 ] : 73 Во введении к своим «Избранным произведениям» Сьюзен Зонтаг утверждает, что его влияние «настолько глубоко», что западные театральные традиции можно разделить на два периода — до Арто и после Арто». [ 39 ] :xxxviii
Такие художники, как Карен Финли , Сполдинг Грей , Элизабет ЛеКомпт , Ричард Форман , Чарльз Маровиц , Сэм Шепард , Джозеф Чайкин , Чарльз Буковски , Аллен Гинзберг и многие другие, называли Арто одним из тех, кто оказал на них влияние. [ 23 ] : 6–25
Его влияние можно увидеть в:
- Адаптация Барро «Процесса» Кафки (1947). [ 40 ]
- Театр абсурда , особенно произведения Жана Жене и Сэмюэля Беккета . [ 41 ]
- Постановка Питера Брука « Марат/Сад» 1964 года, которая была показана в Нью-Йорке и Париже, а также в Лондоне. [ нужна ссылка ]
- Живой театр . [ нужна ссылка ]
- Зимой 1968 года Уильямс-колледж предложил специальный интерсессионный класс по артодианскому театру, в результате которого состоялся недельный «Фестиваль жестокости» под руководством Кейта Фаулера . Фестиваль включал в себя постановки « Струя крови», «Все написанное — свиное дерьмо » и несколько оригинальных ритуальных представлений, одно из которых основано на убийствах в Техасской башне , а другое создано как ансамблевый катарсис под названием «Воскрешение человека-свиньи» . [ 42 ]
- В Канаде драматург Гэри Боттинг создал серию артудианских «хеппенингов» от «Эолийского стрингера» до «Дзен-рок-фестиваля» , а также поставил дюжину пьес на артодианскую тему, в том числе «Прометей: Возвращение» . [ 43 ]
- Пьеса Шарля Маровица «Арто в Родезе» повествует об отношениях между Арто и доктором Фердьером во время заключения Арто в психиатрической больнице в Родезе; Впервые пьеса была показана в 1976 году в Театре Траставере в Риме. [ 44 ]
Философия
[ редактировать ]Арто также оказал значительное влияние на философов. [ 34 ] :22 Жиль Делёз и Феликс Гваттари позаимствовали фразу Арто «тело без органов», чтобы описать свою концепцию виртуального измерения тела и, в конечном итоге, основного субстрата реальности в своей книге «Капитализм и шизофрения» . [ 45 ] Философ Жак Деррида представил одну из ключевых философских трактовок творчества Арто через свою концепцию « условно-досрочного суфле ». [ 46 ] Исследователь-феминистка Юлия Кристева опиралась на Арто в своей теории «субъекта в процессе». [ 34 ] :22-3
Литература
[ редактировать ]Поэт Аллен Гинзберг утверждал, что произведение Арто, в частности «Покончить с судом Божьим», оказало огромное влияние на его самое известное стихотворение « Вой ». [ 47 ] Латиноамериканский драматический роман «Йо-Йо Боинг!» Джаннины Браски включает в себя дебаты между художниками и поэтами о достоинствах «множественных талантов» Арто по сравнению с исключительными талантами других французских писателей. [ 48 ] Роман « Комета предателя » был опубликован в июне 2023 года как первый из серии, посвященной жизни Арто и его дружбе с поэтом Робером Десносом . [ 49 ]
Музыка
[ редактировать ]Группа Bauhaus включила песню о драматурге под названием «Антонен Арто» в свой альбом Burning from the Inside . [ 50 ] Влиятельная аргентинская хард-рок-группа Pescado Rabioso записала альбом под названием Artaud . Их лидер Луис Альберто Спинетта написал тексты, частично основываясь на произведениях Арто. [ 51 ]
Венесуэльская рок-группа Zapato 3 включила песню «Antonin Artaud» в свой альбом «Ecos punzantes del ayer» (1999) [1]
Композитор Джон Зорн написал множество произведений, вдохновленных Арто и посвященных ему, в том числе семь компакт-дисков: « Астроном », « Лунное дитя: песни без слов », « Шесть ектений для Гелиогабала », « Горнило », « Ипсиссимус », « Тамплиеры: В « Священная кровь » и «Страшный суд», монодрама для голоса с оркестром, вдохновленная поздними рисунками Арто «La Machine de l'être» (2000), «Le Momo» (1999) для скрипки и фортепиано и «Suppots et Suppliciations». (2012) для полного оркестра.
Фильм
[ редактировать ]Кинорежиссер Э. Элиас Мерхиге в интервью писателю Скотту Николаю назвал Арто ключевым фактором, оказавшим влияние на экспериментальный фильм «Порожденный» . [ 52 ]
«Правдивая история Арто ле Момо», [ 53 ] Жерар Мордилья и Жером Приер, документальный фильм
Фильмография
[ редактировать ]Год | Заголовок | Роль | Директор | Примечания |
---|---|---|---|---|
1923 | Новость | Мистер 2 | Ас-Лара | [ 39 ] :182 |
1925 | Сюркуф | Жак Морель, предатель | Луитц-Морат | |
1926 | Грациелла | Чекко | Марсель Вандал | |
1926 | Странствующий еврей | Грингалет | Луитц Морат | [ 39 ] :183 |
1927 | Наполеон | Марат | Абель Ганс | [ 54 ] :182 |
1928 | Страсти Жанны д'Арк | Масье | Карл Дрейер | |
1928 | Верден: взгляды на историю | Пол Амио | Леон Пуарье | |
1928 | Деньги | Секретарь Мазо | Марсель Л'Эрбье | |
1929 | тараканова | Молодой цыган | Раймонд Бернар | |
1931 | Женщина одной ночи | Предатель | Марсель Л'Эрбье | |
1931 | Монмартр | Неопознанный | Раймонд Бернар | |
1931 | Трехгрошовая опера | Вор | Г.В. Пабст | |
1932 | Выстрелы на рассвете | Лидер группы убийц | Серж де Полиньи | |
1932 | Деревянные кресты | Безумный солдат | Раймонд Бернар | |
1932 | Ребенок моей сестры | неопознанная роль | Генри Вулшлегер | |
1933 | Матер Долороза | Адвокат | Абель Ганс | |
1934 | Лили | Продавец ножей | Фриц Ланг | |
1934 | Сидони Панаш | Эмир Аба-эль Кадер | Генри Вулшлегер | |
1935 | Лукреция Борджиа | Савонарола | Абель Ганс | |
1935 | Кенигсмарка | Библиотекарь | Морис Турнер |
Библиография
[ редактировать ]Избранные работы
[ редактировать ]Французский
[ редактировать ]Год | Заголовок | Оригинальная публикация/Издатель | Примечания |
---|---|---|---|
1913 | Мистические сонеты | ||
1922 | Трик-Трак с неба | ||
1925 | Пуп Лимбо | ||
1927 | Нервная шкала | ||
Искусство и смерть | |||
Ракушка и священнослужитель | сценарий фильма | ||
Колдовство и кино | |||
1934 | Гелиогабал, или Коронованный анархист | ||
1938 | Театр и его двойник | Галлимар, Коллекция «Метаморфозы» | плодотворный сборник текстов о театре |
1946 | Письма из Родеза | ||
1947 | Ван Гог, самоубийство общества | ||
В стране Тараумаров | |||
1948 | Чтобы положить конец Божьему суду | ||
Письмо против Каббалы |
английский перевод
[ редактировать ]Год | Заголовок | Переводчик | Издатель | Примечания |
---|---|---|---|---|
1958 | Театр и его двойник | Мэри Кэролайн Ричардс | Нью-Йорк: Гроув Вайденфельд | |
1963 | Антология Арто | Джек Хиршман | Сан-Франциско: Издательство City Lights | Отредактировано и с предисловием Сьюзен Зонтаг. |
1971 | Собрание сочинений Антонена Арто | Виктор Корти | Лондон: Колдер и бояре | |
1976 | Избранные произведения | Хелен Уивер | Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру | Отредактировано и с предисловием Сьюзен Зонтаг. |
1995 | Watchfiends и Rack Screams: работы заключительного периода | Клейтон Эшлеман с Бернардом Бадором | Бостон: точное изменение | |
2008 | 50 рисунков магии убийства | Дональд Николсон-Смит | Лондон: Книги Чайки. | ISBN 978-1-905422-66-1 |
2019 | Гелиогабал, или Коронованный анархист | Алексис Ликиард | Лондон: Infinity Land Press | ISBN 978-1-9160091-1-0 |
2024 | Театр и его двойник | Марк Тейлор-Бэтти | Издательство Bloomsbury: Метуэн Драма | ISBN 9781350288720 |
2024 | Путешествие в Мексику: революционные послания и Тараумара | Райнер Дж. Ханше | Нью-Йорк: против мировой прессы | ISBN 978-1940625-64-5 |
Критические и биографические произведения
[ редактировать ]По-английски
[ редактировать ]Книги
- Барбер, Стивен. Антонен Арто: Удары и бомбы (Фабер и Фабер: Лондон, 1993) ISBN 0-571-17252-0
- Брэднок, Люси. Шедевров больше нет: современное искусство после Арто (Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 2021).
- Делёз, Жиль и Феликс Гваттари . Анти-Эдип : Капитализм и шизофрения . Пер. Р. Херли, Х. Сим и М. Лейн. (Нью-Йорк: Викинг Пингвин, 1977).
- Эсслин, Мартин. Антонен Арто . Лондон: Джон Колдер, 1976.
- Грин, Наоми. Антонен Арто: Поэт без слов . (Нью-Йорк: Саймон и Шустер, 1971).
- Гудолл, Джейн. Арто и гностическая драма. Оксфорд: Кларендон Пресс; Оксфорд; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1994. ISBN 0-19-815186-1
- Джеймисон, Ли. Антонен Арто: от теории к практике (Гринвичская биржа: Лондон, 2007) ISBN 978-1-871551-98-3 .
- Джаннароне, Кимберли. Арто и его двойники (Анн-Арбор, Мичиган, издательство Мичиганского университета, 2010).
- Кнапп, Беттина. Антонен Арто: Человек видения . (Афины, Огайо: Swallow Press, 1980).
- Моррис, Блейк. Антонен Арто (Лондон: Routledge, 2022).
- Планка, Джин А. (ред.). Антонен Арто и современный театр . (Крэнбери: Associated University Press, 1994).
- Роуз, Марк. Актер и его двойник: мим и движение для театра жестокости . (Научно-исследовательский институт актерской подготовки, 1986).
- Шафер, Дэвид. Антонен Арто . (Лондон: Reaction Books, 2016)
Статьи и главы
- Батай, Джордж . «Сюрреализм изо дня в день». В отсутствие мифа: сочинения о сюрреализме . Пер. Майкл Ричардсон. Лондон: Версо, 1994. 34–47.
- Берсани, Лео . «Арто, дефекация и рождение». В будущем Астианакса: характер и желания в литературе . Бостон: Литтл, Браун, 1976.
- Бланшо, Морис . «Жестокий поэтический разум (хищная потребность в бегстве)». В Бесконечном Разговоре . Пер. Сьюзен Хэнсон. Миннеаполис: Университет Миннесоты, 1993. 293–297.
- Делёз, Жиль . «Тринадцатая серия шизофреника и маленькой девочки». В «Логике смысла» . Пер. Марк Лестер с Чарльзом Стивейлом. Эд. Константин Владимирович Бундас. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета, 1990. 82–93.
- Делёз, Жиль и Феликс Гваттари . «28 ноября 1947 года: как сделать себе тело без органов?». На тысяче плато : капитализм и шизофрения . Пер. Брайан Массуми. Миннеаполис: Университет Миннесоты, 1987. 149–166.
- Деррида, Жак . «Театр жестокости» и «Условное суфле». В письме и различии . Пер. Алан Басс. Чикаго: Издательство Чикагского университета, 1978. ISBN 0-226-14329-5
- Фердьер, Гастон. «Я присматривал за Антоненом Арто». В Арто в Родезе . Маровиц, Чарльз (1977). стр. 103–112. Лондон: Мэрион Боярс. ISBN 0-7145-2632-0 .
- Иннес, Кристофер. «Антонен Арто и театр жестокости». В Авангардном театре 1892–1992 (Лондон: Routledge, 1993).
- Джаннароне, Кимберли. «Театр перед своим двойником: Арто руководит Театром Альфреда Жарри», Theater Survey 46.2 (ноябрь 2005 г.), 247–273.
- Кох, Стивен. «Об Арто». Раз в три квартала , нет. 6 (весна 1966 г.): 29–37.
- Пиредду, Николетта. «Знак и маска: психоз в алфавите жестокости Арто», Арахне: Международный журнал языка и литературы 3 (1), 1996: 43–65.
- Райнер, Фридрих. «Деконструированная личность у Арто и Брехта: отрицание субъекта и антитоталитаризм», Forum for Modern Language Studies , 26:3 (июль 1990 г.): 282–297.
- Шаттак, Роджер . «Одержимый Арто». В «Невинном глазу» . Нью-Йорк: Фаррар, Штраус, Жиру, 1984. 169–186.
- Зонтаг, Сьюзан . «Приближаясь к Арто». Под знаком Сатурна . Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру, 1980. 13–72. [Также напечатано как «Введение в Антонен Арто: Избранные произведения» , изд. Зонтаг.]
- Уорд, Найджел «Пятьдесят одно потрясение Арто», New Theater Quarterly Vol. XV, часть 2 (NTQ58, май 1999 г.): 123–128.
На французском языке
[ редактировать ]- Бланшо, Морис. «Арто» La Nouvelle Revue Française 4 (ноябрь 1956 г., № 47): 873–881.
- Брау, Жан-Луи. Антонен Арто . Париж: La Table Ronde, 1971.
- Гелиогабал, или Коронованный анархист , 1969 год.
- Флоранс де Мередье, Антонен Арто, Portraits et Gris-gris , Париж: Blusson, 1984, новое издание с дополнениями, 2008. ISBN 978-2907784221
- Флоранс де Мередье, Антонен Арто, «Путешествия» , Париж: Блюссон, 1992. ISBN 978-2907784054
- Флоранс де Мередье, Антонен Арто, de l'ange , Париж: Blusson, 1992. ISBN 978-2907784061
- Флоранс де Мередье, Sur l'electroshoc, le cas Antonin Artaud , Париж: Blusson, 1996. ISBN 978-2907784115
- Флоранс де Мередье, Это был Антонен Арто , биография, Файяр, 2006. ISBN 978-2213625256
- Флоранс де Мередье, Китай Антонена Арто / Япония Антонена Арто , Париж: Blusson, 2006. ISBN 978-2907784177
- Флоранс де Мередье, L'Affaire Artaud , этнографический журнал, Париж: Fayard, 2009. ISBN 978-2213637600
- Флоранс де Мередье, Антонен Арто на войне, от Вердена до Гитлера. Психическая гигиена , Париж: Блюссон, 2013. ISBN 978-2907784269
- Флоранс де Мередье, Винсент Ван Гог, Антонен Арто. Кино-роман. Ciné-peinture , Париж: Blusson, 2014. ISBN 978-2907784283
- Флоранс де Мередье, БЕКОН, АРТО, ВИНЧИ. Великолепная рана , Париж: Блюссон, 2019. ISBN 978-2-907784-29-0
- Вирмо, Ален. Антонен Арто и театр . Париж: Зегерс, 1970.
- Вирмо, Ален и Одетта. Арто: критическая оценка . Париж: Белфонд, 1979.
- Вирмо, Ален и Одетта. Антонен Арто: кто ты? Лион: Мануфактура, 1986.
На немецком языке
[ редактировать ]- Сигерс, У. Алхимия видения. Герметическое искусство ХХ века. Антонен Арто, Ив Кляйн, Зигмар Польке (Кёльн: Verlag der Buchhandlung Walther König, 2003).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Эсслин, Мартин (2018) [1977]. Антонен Арто . Книги Альмы. ISBN 9780714545622 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Шафер, Дэвид А., 1958– (15 апреля 2016 г.). Антонен Арто . Лондон, Великобритания. п. 16. ISBN 9781780236018 . OCLC 954427932 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Селлин, Эрик (2017) [1975]. Драматические концепции Антонена Арто . Томпсон, Питер. Новый Орлеан, Луизиана: Книги Quid Pro. ISBN 9781610273718 . OCLC 988943807 .
- ^ Jump up to: а б с Джаннароне, Кимберли. (2012). Арто и его двойники (1-е изд. в мягкой обложке). Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. ISBN 978-1280880506 . OCLC 802057630 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Моррис, Блейк (30 декабря 2021 г.). Антонен Арто . Рутледж. ISBN 978-0-429-67097-8 .
- ^ Jump up to: а б с д и Арто, Антонен (1 января 1999 г.). Собрание сочинений . Альма Классика. ISBN 978-0-7145-0172-7 .
- ^ Арто, Антонен (1956–94). Завершение произведений (на французском языке). Галлимар.
- ^ Jump up to: а б Арто, Антонен (1976). Танец пейота . Фаррар, Штраус и Жиру. ISBN 978-0-374-23090-6 .
- ^ Арто, Антонен (1995). Watchfiends и Rack Screams: работы из заключительного периода . Точная смена. ISBN 1-878972-18-9 .
- ^ Гроссман, Эвелин (2004). Антонен Арто, работы . Париж: Editions Gallimard. ISBN 978-2-07-076507-2 .
- ^ де Мередье, Флоренция (2006). Это был Антонен Арто . Париж: Файард. ISBN 978-2-213-62525-6 .
- ^ Jump up to: а б с Эшлиман, Клейтон (2001). Паук-компаньон: Очерки . Издательство Уэслианского университета. ISBN 978-0-8195-6483-2 .
- ^ Jump up to: а б с д и Деак, Франтишек (октябрь 1977 г.). «Антонен Арто и Шарль Дюллен: обучение Арто в театре». Учебно-театральный журнал . 29 (3): 345–353. дои : 10.2307/3206180 . JSTOR 3206180 .
- ^ Jump up to: а б с д Гудолл, Джейн (лето 1987 г.). «Редакция Арто «Ченчи» Шелли : текст и его двойник». Сравнительная драма . 21 (2): 115–126. дои : 10.1353/cdr.1987.0047 . JSTOR 41153273 . S2CID 190460270 .
- ^ Jump up to: а б Барбер, Стивен (1994). Антонен Арто: Удары и бомбы . Фабер и Фабер. ISBN 978-0-571-17252-8 .
- ^ Jump up to: а б Вирмо, Ален; Санценбах, Симона (1966). «Арто и кино» . Обзор драмы Тьюлейна . 11 (1): 154–165. дои : 10.2307/1125279 . ISSN 0886-800X . JSTOR 1125279 .
- ^ Jump up to: а б Барбер, Стивен (1999). Арто: Кричащее тело . Книги творения. ISBN 9781840680096 .
- ^ Дрен, Ричард (11 сентября 2002 г.). Театр двадцатого века: справочник . Рутледж. ISBN 978-1-134-86474-4 .
- ^ «ВСТРЕЧА АРТО С СЮРРЕАЛИСТАМИ: АРТО ПРОТИВ БРЕТОНА – Интервью с Роз Мюррей» . Незаменимая драма . 2017 . Проверено 29 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Джаннароне, Кимберли (2005). «Театр до своего двойника: Арто руководит Театром Альфреда Жарри». Театральный обзор . 46 (2): 247–273. дои : 10.1017/S0040557405000153 . ISSN 1475-4533 . S2CID 194096618 .
- ^ Jump up to: а б с Кертин, Адриан (2010). «Жестокие вибрации: озвучивание постановки Антонена Арто « Les Cenci» . Международное театральное исследование . 35 (3): 250–262. дои : 10.1017/S0307883310000568 . ISSN 0307-8833 . S2CID 194010604 .
- ^ Лэндон, Меган (2020). «Арто, Живой театр, перформанс-группа: неудачные катализаторы длительных культурных изменений» . Кинский университет . Проверено 23 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Боттинг, Гэри (1972). Театр протеста в Америке . Эдмонтон: Харден Хаус.
- ^ Герц, Ури (2003). «Арто в Мексике» . Фрагменты . 25 : 11–17.
- ^ Jump up to: а б с Паттесон, Джозеф (2021). Наркотики, насилие и Латинская Америка: глобальная психотропия и культура . Чам, Швейцария: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-3-030-68923-0 .
- ^ ЛеКлезио, Жан-Мари Г. (1984). «Антонен Арто: мексиканская мечта». Европа: Ежемесячный литературный обзор . 667–668.
- ^ Jump up to: а б Крутак, Ларс (2014). «(Сюр)реально или нереально?: Антонен Арто в Сьерра-Тараумара в Мексике» . Журнал сюрреализма и Америки . 8 (1): 28–50.
- ^ Арто, Антонен. « 'Рассеянный человек студенческого типа': Выдержки из дела Арто» . Дублинское обозрение . Архивировано из оригинала 13 апреля 2014 года . Проверено 28 июня 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с Мюррей, Рос (2014). Антонен Арто: Отбросы души . Спрингер. ISBN 9781137310583 .
- ^ Jump up to: а б с Хардинг, Джейсон; Нэш, Джон (30 октября 2019 г.). Модернизм и неперевод . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780198821441 .
- ^ Лотрингер, Сильвер (2003). Безумный, как Арто (1-е изд.). Унивокальное издательство. п. 20. ISBN 9781937561413 .
Он был не менее подвержен всевозможным бредовым идеям, которые постоянно оправдывали его заключение в приюте. Доктор Фердьер, сам поэт, кажется, ни на мгновение не усомнился в том, что его симптомы носили патологический, а не поэтический характер, как будто они не вытекали из одного и того же источника.
- ^ Лотрингер, Сильвер (2003). Безумный, как Арто (1-е изд.). Унивокальное издательство. п. 21. ISBN 9781937561413 .
- ^ Морфи, Адриан. «Антонен Мари Жозеф Арто» . Литературный ресурсный центр . Современные французские поэты . Проверено 12 апреля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Брэднок, Люси (2021). Шедевров больше нет: современное искусство после Арто . Нью-Хейвен. ISBN 978-0-300-25103-6 . OCLC 1184240032 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Гадоффр, GFA (1971). «Антонен Арто и театр авангарда» . Бюллетень библиотеки Джона Райлендса . Университет Манчестера. стр. 329–336 . Проверено 25 сентября 2017 г.
- ^ Медиа-поэзия: международная антология . Кац, Эдуардо. Бристоль, Великобритания: Интеллект. 2007. ISBN 978-1-84150-932-7 . OCLC 185144409 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ де Грамон, Санче (зима 1971 г.). «Обзор: Антонен Арто». Диакритика . 1 (2): 25. JSTOR 465078 .
- ^ Jump up to: а б Тевенен, Поль; Кнапп, Беттина (1965). «Письмо об Арто». Обзор драмы Тьюлейна . 9 (3): 99–117. дои : 10.2307/1125050 . ISSN 0886-800X . JSTOR 1125050 .
- ^ Jump up to: а б с Арто, Антонен (10 октября 1988 г.). Антонен Арто: Избранные произведения . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520064430 .
актер.
- ^ Оксфордская иллюстрированная энциклопедия . Судья Гарри Джордж, Тойн Энтони. Оксфорд [Англия]: Издательство Оксфордского университета. 1985–1993. п. 23. ISBN 0-19-869129-7 . OCLC 11814265 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ «Антонен Арто» . Британская энциклопедия . 4 марта 1948 года . Проверено 9 октября 2016 г.
- ^ «Темные дни». Уильямс Рекорд . Уильямстаун, Массачусетс. Январь 1968 года.
- ^ Эдмонтон: Харден Хаус, 1972.
- ^ «Маровиц, Чарльз (1977). Арто в Родезе . Лондон: Марион Боярс. ISBN 0-7145-2632-0 .
- ^ Делёз, Жиль и Феликс Гваттари (1980), «28 ноября 1947 года: Как сделать себе тело без органов?» На тысяче плато . Пер. Брайан Массуми. Миннеаполис: Университет Миннесоты, стр. 149–166. ISBN 978-0816614028 .
- ^ Деррида, Жак (1986). Forcener le subjectile (на французском языке). Ширмер/Издательство Мозель.
- ^ Гинзберг, Аллен (1995). Майлз, Барри (ред.). Оригинальный черновой вариант факсимиле, стенограмма и варианты версий "Вой", полностью аннотированных автором, с современной перепиской, отчетом о первом публичном чтении, юридическими стычками, текстами-предшественниками и библиографией . Многолетник Харпер. п. 130. ИСБН 978-0-06-092611-3 .
- ^ Соммер, Дорис (1998). "Введение". Йо-йо Боинг! Джаннина Браски . Питтсбург: Латиноамериканское литературное обозрение прессы. ISBN 9780935480979 .
- ^ Комета-предатель от Personne . Окраина Пресс. 2023. ISBN 9781977260826 .
- ^ "Баухауз: слова: Антонен Арто" . Waste.org . Проверено 9 октября 2016 г.
- ^ Унтербергер, Ричи. «Арто – Пескадо Рабиозо» . Вся музыка . Вся медиасеть . Проверено 30 января 2016 г.
- ^ «Э. Элиас Мерхиге: величайшее яблоко, которое вы когда-либо ели» . Внешняя тьма: Эпизод 29 . 28 января 2016 года. Архивировано из оригинала 31 января 2016 года . Проверено 29 января 2016 г.
- ^ ГРУБАЯ МОЛНИЯ (12 марта 2023 г.). Антонен АРТО – Témoignages (ДОКУМЕНТАЛ с английскими субтитрами, 1993) . Проверено 5 июня 2024 г. - через YouTube.
- ^ Иннес, Кристофер (9 марта 2004 г.). Театр «Авангард»: 1892–1992 гг . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9780203359372 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Антонена Арто или о нем в Интернет-архиве
- En compagnie d'Antonin Artaud (1993) на IMDb, анахроничный фильм-рассказ о жизни Арто.
- Проклятые поэты
- Антонен Арто
- 1896 рождений
- 1948 смертей
- Французские драматурги и драматурги XX века.
- Французские актеры-мужчины 20-го века
- Французские поэты XX века
- Писатели-мужчины 20-го века
- Смертность от колоректального рака во Франции
- Французские теоретики актерского мастерства
- Французские художники
- Французские киноактеры-мужчины
- Французские поэты-мужчины
- Французские актеры немого кино мужского пола
- Французские актеры мужского пола
- Французские военнослужащие Первой мировой войны
- Французы греческого происхождения
- Французские писатели-сюрреалисты
- Актеры-мужчины из Марселя
- Современные художники
- Модернистский театр
- Люди с шизофренией
- Драматурги и драматурги-сюрреалисты
- Поэты-сюрреалисты
- Театральные деятели
- Писатели из Прованса-Альп-Лазурного Берега
- Поэты с ограниченными возможностями
- Актеры с ограниченными возможностями
- Французские писатели-инвалиды