Параноидально-критический метод
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2010 г. ) |
Параноидально -критический метод — сюрреалистическая техника, разработанная Сальвадором Дали в начале 1930-х годов. [1] Он использовал его при создании картин и других произведений искусства , особенно тех, которые включали оптические иллюзии и другие множественные изображения. Техника заключается в том, что художник вызывает параноидальное состояние (страх, что им манипулируют, преследуют или контролируют другие). Результатом является деконструкция психологической концепции идентичности, в результате чего субъективность становится основным аспектом произведения искусства.
Происхождение [ править ]
Сюрреалисты связали теории психологии с идеей творчества и производства искусства. В середине 1930-х годов Андре Бретон писал о «фундаментальном кризисе объекта». Объект стал мыслиться не как фиксированный внешний объект, а как расширение нашего субъективного «я». Одним из типов объектов, теоретизированных в сюрреализме, был фантомный объект. По мнению Сальвадора Дали , эти объекты имеют минимум механического значения, но при их рассмотрении в уме возникают фантомные образы, являющиеся результатом бессознательных действий. [1]
Параноидально-критический метод возник из аналогичных сюрреалистических экспериментов с психологией и создания таких изображений, как Макса Эрнста или фроттаж декалькомания Домингеса , Оскара двух сюрреалистических техник , которые включали в себя натирание карандашом или мелом бумаги по текстурированной поверхности и интерпретацию изображения. фантомные изображения, видимые в текстуре бумаги.
Описание [ править ]
Аспект паранойи , который интересовал Дали и который помог вдохновить этот метод, заключался в способности мозга воспринимать связи между вещами, которые рационально не связаны. Дали описал параноидально-критический метод как «спонтанный метод иррационального познания, основанный на критической и систематической объективности ассоциаций и интерпретаций бредовых явлений». [2]
Использование этого метода при создании произведения искусства использует активный умственный процесс для визуализации изображений в работе и включения их в конечный продукт. Примером получившейся работы является двойное изображение или множественное изображение, в котором неоднозначный образ можно интерпретировать по-разному.
Андре Бретон (через Ги Манжо) приветствовал этот метод, заявив, что параноидально-критический метод Дали был «инструментом первостепенной важности» и что он «сразу показал себя способным в равной степени применяться к живописи, поэзии, кино, создание типичных сюрреалистических объектов, моды, скульптуры, истории искусства и даже, если необходимо, всевозможных толкований ». [3]
Во введении к изданию « Жака Лакана 1994 года Четырех фундаментальных концепций психоанализа » Дэвид Мейси заявил, что «теория «параноического знания» Сальвадора Дали, безусловно, имеет большое значение для молодого Лакана».
См. также [ править ]
- «Безумный Нью-Йорк» — книга, в которой обсуждается Дали и параноидально-критический метод. [4]
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Грили, Роберт Адель (2001). «Фашизм Дали; Паранойя Лакана» . История искусств . 24 (4): 465–492. дои : 10.1111/1467-8365.00278 . Проверено 18 августа 2023 г.
- ^ "Искусство" . Сальвадор Дали . Проверено 17 октября 2019 г.
- ^ Бретон, Андре (1934). Что такое сюрреализм? (Лекция, прочитанная в Брюсселе 1 июня 1934 г. на публичном собрании)
- ^ Вейр, Саймон (3 апреля 2022 г.). «Сальвадор Дали в «Безумном Нью-Йорке» Рема Колхаса» . Журнал архитектуры . 27 (2–3): 398–419. дои : 10.1080/13602365.2022.2106580 . ISSN 1360-2365 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Параноидально-критическое прочтение La Maison Tellier ( Ги де Мопассан ) , Жан-Клод Лютани , Le Veilleur Éditeur, 1993