Jump to content

Микулаш Медек

Микулаш Медек
Эмила Медкова - Микулаш Медек, Генуя, 1967 г.
Рожденный ( 1926-11-03 ) 3 ноября 1926 г.
Умер 23 августа 1974 г. ) ( 1974-08-23 ) ( 47 лет
Прага, Чехословакия
Образование Академию искусств и ремесел в Праге отчислили с учёбы по политическим мотивам
Известный Художник
Супруг Эмила Медкова
Дети 1
Родители
Родственники Иван Медек , брат
Награды Первая премия за живопись, Линьяно , 1968 г., Государственная премия, 1969 г., Медаль «За заслуги» (Чехия) , 1 степень, 1996 г.

Микулаш Медек (3 ноября 1926 — 23 августа 1974) — чешский художник. Он объединил художественную традицию более трех поколений. [ 1 ] и благодаря оригинальности выражения, глубине и одухотворенности своего необыкновенного творчества он занимает одно из самых видных мест в истории чешского искусства послевоенного периода. [ 2 ] Все творчество Медека необходимо воспринимать в контексте времени, поскольку оно напрямую отражает гнетущую атмосферу коммунистического режима в Чехословакии . Он свободно работал лишь в течение короткого периода с 1963 по 1969 год и провел всего две выставки в Праге за свою жизнь .

Он был внуком импрессиониста Антонина Славичека , сыном генерала и писателя Рудольфа Медека и братом Ивана Медека . Студия Медека была одним из центров встреч художников и искусствоведов во время коммунистического правления в Чехословакии.

Микулаш Медек был сыном Рудольфа Медека , учителя, легионера и бригадного генерала Чехословацкой армии , и Евы Медек, урожденной Славичковой. Он был внуком художника Антонина Славичека . У него была сестра Ева (1921–1924), трагически погибшая в детстве, и старший брат Иван (1925–2010). Его бабушка Богумила Славичкова была замужем во второй раз за Гербертом Масариком , а тетками Микулаша были две ее дочери - историк искусства Анна Масарик и Герберта Масарик, замужем за историком искусства Эмануэлем Поче. Ее дочь Шарлотта была замужем за Петром Котиком , сыном художника Яна Котика . Микулаш Медек поддерживал дружеские отношения со своим дядей, кинорежиссером Иржи Славичеком . Рудольф Медек написал пятитомную хронику Чехословацких легионов , опубликовал легионерские рассказы, написал стихи для ревю «Модерни» , был автором сценариев кинофильмов и пьесы «Плуковник Швец» , поставленной Национальным театром . [ 3 ] В квартире Медеков собирался дискуссионный клуб интеллектуалов и художников самого широкого спектра политических взглядов - от католических поэтов до коммунистов. Рудольф Медек дружил с генералом Яном Сыровым , архитектором Стрнадом, епископом Антонином Подлахой, писателями Йозефом Коптой и Виктором Дыком , а также поэтами Ярославом Зейфертом , Франтишеком Халасом , Йозефом Горой , Йозефом Паливцем , Ярославом Дурыхом , Яном Заградничеком , Йозефом Костогрызом и другие. Мать Микулаша также занималась литературной деятельностью. [ 4 ]

С 1929 года Медеки жили в служебной квартире Национального памятника в Виткове , директором которой был Рудольф Медек. В 1939 году квартиру забрало гестапо , и семья провела год в своем загородном доме в Чейковице, а затем с 1940 года жила в квартире на набережной Яначека, 49 в Праге. Рудольф Медек намеренно попросил госпитализировать его в больницу Буловка, чтобы избежать ареста, но умер от перитонита в августе 1940 года. В 1943 году нацисты их дом в Чейковице заняли Красная Армия , а затем его захватила .

Микулаш Медек окончил начальную школу в Карлине , а затем до 1942 года посещал Академическую гимназию. В то время он в основном интересовался литературой и собирался изучать биологию . [ 5 ] но университеты были закрыты во время войны. На четвертом курсе гимназии у него возобладал интерес к изобразительному искусству, и он перевелся в Государственную графическую школу в Праге . Он учился у профессора К. Мюллера, среди его одноклассников были Ян Гладик, Владимир Фука, Властимил Сова и Вацлав Сивко. В последний год войны весь класс был «поголовно развернут» в кооперативе «Дорка» , где вязали мешки. В мае 1945 года в составе нелегального студенческого отряда участвовал в Пражском восстании вместе с защитниками Старой ратуши и после ее поджога скрылся через канализацию. Летом 1945 года он был принят в Академию художеств в мастерскую проф. В. Минарж и В. Рада. После первого семестра он перешел в студию Франтишека Музыки в Академии художеств и ремесел , а в 1947 году перешел в студию Франтишека Тихого. Его одноклассниками были Збинек Секал , Станислав Подразский и Йозеф Легоушка . Микулаш и его мать вступили в Коммунистическую партию. в 1945 году, но после чехословацкого переворота 1948 года они оба уехали. В 1949 году во время чисток, организованных студентами-коммунистами, Микулаш Медек был исключен из Академии художеств и ремесел .

До конца войны Милены дочь , с Медексами жили две девочки, чьи родители были увезены нацистами в концлагерь, — Яна Крейчарова, Есенской , и Габриэла Дворжакова, студентка Академии художеств и ремесел с которой Микулаш Медек влюбился и женился в 1947 году. В то же время Йозеф Лехушка познакомил его с Эмилой Тласкаловой и у них завязался роман, который углубился в следующем году, когда они вместе провели отпуск. В начале 1949 года Микулаш Медек развелся и в сентябре 1951 года женился на Эмиле . В 1952 году у пары родилась дочь Ева (Ивиска). Семья Микулаша жила в общей квартире с семьей Ивана и его матерью, которая вышла замуж во второй раз за адвоката Я. Велкоборского, на набережной Яначека, 49 в Праге. Одна из двух гостиных также служила мастерской и местом встреч друзей Медека. Эмила Медкова работала фотографом в Институте человеческого труда, а за ее дочерью присматривал Микулаш по будням или оставался с бабушкой Эмилией Тласкаловой, и ее родители ездили на работу, чтобы навестить ее.

После исключения из школы Медек оказался в социальной изоляции и экзистенциальных тревогах. Неоконченное обучение означало, что он не мог стать художником-фрилансером , ему угрожали призывом на два года обязательной военной службы , и ему пришлось искать работу. Наступил трудный период, когда он несколько месяцев проработал на револьверно-токарном станке машиностроительного завода «Шкода» в Смихове (1950 г.) и, наконец, у него случился нервный срыв , и он был госпитализирован в Буловку. Он уклонился от военной службы , нанеся ножевое ранение в грудь. [ 6 ] В последующие годы он время от времени получал заказы в области прикладной книжной графики, в качестве дизайнера плакатов для цирка или художника-декоратора. Художников заказал и снабдил живописными материалами Ярослав Пухмертль , скульптор, бывший член группы "Ра" , работавший в ЦК Национального фронта .

Микулаш Медек никогда не отказывался от собственной работы ради заказов на жизнь, которая непрерывно развивалась с середины 1940-х годов. В 1945 году он впервые выставил две картины на студенческой выставке и познакомился с Либором Фарой и через него с кружком сюрреалистов Споржилова . С 1949 года он поддерживал контакты с Владимиром Будником , Богумилом Грабалом и его окружением ( Эгоном Бонди ) и Иржи Коларжем . В 1951 году Эмила и Микулаш Медек присоединились к группе сюрреалистов вокруг Карела Тейге и участвовали в самиздатовских изданиях « Знаки зодиака» и «Объект» , а также в анкетах по сюрреализму, организованных Вратиславом Эффенбергером . За всей группой сюрреалистов следила и подслушивала тайная полиция (Действие: Мазалове ), а несколько сотрудников СБ находились в окрестностях Микулаша Медека и докладывали о нем ( Эгон Бонди , Ярослав Пухмертль, Йозеф Вылеталь, Станислав Дрвота). [ 7 ]

В 1955 и 1956 годах вместе со Зденеком Палцром и Станиславом Подразским работал реставратором фресок в Страконицах и Клатовах. В 1957 году он представил чертежи для мануфактуры гобеленов в Валашских Мезиржичи , которые компании в конечном итоге не удалось реализовать; он иллюстрировал книги под псевдонимом. Первые статьи о творчестве Медека были опубликованы в 1956 году польским изданием Przegląd Artystyczny , а год спустя Людмилой Вахтовой в журнале Tvar . [ 8 ] В том же году он познакомился с Вацлавом Гавелом , Иржи Кубеной и Йозефом Тополем . В 1958 году три картины Медека в течение двух дней выставлялись на факультете искусств , и Людмила Вахтова познакомила его с теоретиками Франтишеком Шмейкалом и Зденеком Феликсом . Он подружился с Яном Кобласой и группой «Шмидра» . Через Герберту Масарика в следующем году он познакомился с композиторами Кшиштофом Пендерецким , Юзефом Патковским и Луиджи Ноно . Запросы Медека о датах выставок в то время были окончательно отклонены, и его также исключили из всех групповых выставок. [ 9 ] В 1960 году Людмила Вахтова статью о пяти чешских художниках (Медек, Истлер, Кобласа, Котик, Скленарж) представила в рецензию La Biennale di Venezia . Статья стала первым репортажем о чешском современном искусстве на Западе, а Вахтова попала под расследование StB и уволена из редакции журнала Výtvarné uméní .

Художники и теоретики, встретившиеся на квартире Микулаша Медека, попытались зарегистрировать творческую группу Konfrontace («Противостояние»). В начале 1961 года прошла серия арестов и допросов, членов группы прослушивали. [ 10 ] Заявка на регистрацию, поданная в 1961 году, а также запросы о датах выставки в 1962 и 1963 годах остались без ответа, и группа постепенно распалась. Только в 1962 году, благодаря теоретику Яну Кржижу , картины Медека были представлены в Вимперке и Каменице-над-Липой на выставках, организованных Южночешской галереей Алеша в Глубоке-над-Влтавой. В том же году он был представлен на выставке «Аргументы 62» в галерее «Крживе Коло» в Варшаве , подготовленной Марианом Богушем .

Ситуация изменилась, когда в 1963 году Медек получил ряд общественных заказов на архитектуру-живопись для офиса «Чешских авиалиний» в Дамаске , монументальную панораму для зала «Чешских авиалиний» в Кошице , [ 11 ] и алтарь Едовнице . Его приняли кандидатом в Союз художников Чехословакии , и в августе состоялась его первая крупная выставка картин в Теплицком замке вместе со скульптором Яном Кобласой. В следующем году он выставил три картины на выставке D в галерее Nová síň в Праге, но выставку не разрешили сопровождать каталогом или рецензией в художественном журнале. Выставка «Имагинативная живопись 1930–1950» , подготовленная в 1964 году в Южночешской галерее Алеша в Глубоке-над-Влтавой Верой Линхартовой и Франтишеком Шмейкалом , была запрещена региональным комитетом Коммунистической партии Чехословакии и не была открыта для публики. Только после реформы Союза чехословацких художников в декабре 1964 года и выборов нового президиума во главе с Адольфом Хоффмейстером Микулаш Медек был принят в члены и избран заместителем члена его центрального комитета. В конце 1964 года он завоевал первую премию на конкурсе на украшение нового здания. здание аэропорта в Праге-Рузине и ему было поручено написать две картины для офиса Чешских авиалиний в Париже (одна из картин была установлена ​​в Пражском Граде после 1989 года).

В 1965 году состоялась его первая персональная выставка картин 1947–1965 годов в пражской галерее Nová síň. [ 12 ] и был представлен на ряде выставок современного чешского искусства в Западной Европе ( Бохум , Баден-Баден , Целле , Париж , Мюнхен , Льеж , Роттердам , Аквила ), в Салоне молодёжи в Париже , на Биеннале Сан-Марино и Европейский форум в Альпбахе , Линце и Граце . Ему поставили диагноз диабет , из-за которого в последующие годы его часто госпитализировали.

В 1966 году ему предоставили просторную студию в Летне в честь художника-коммуниста Яна Чумпелика и он получил свой первый паспорт . Его картины были частью важных выставок современного чешского искусства в Праге ( Весенняя выставка , Манес, Современные тенденции , Конгресс AICA, Символы чудовищности , Галерея D) и за рубежом ( Западный Берлин , Мехико , Лозанна , Брюссель , Ворпсведе , Скопье ). Вместе с Эмилой он посетил Западный Берлин , Ворпсведе , Бремен и Гамбург . Он получил премию издательства «Блок» за иллюстрации к Отакара Бржезины книге «Руки» и оформил вместе с Йозефом Вагнером декорации к Йозефа Тополя пьесе «Соловей к ужину» для театра «Дивадло за брану» . У него были небольшие выставки в Усти-над-Орлици и Либерце , но запланированная выставка Медека в Доме искусств в Брно не состоялась.

В следующем году по приглашению галереи La Bertesca он провел четыре недели в Генуе с Эмилой и создал картины и рисунки, которые выставил там в июне 1967 года на своей первой персональной выставке за границей. По случаю выставки в Целле он в течение двух недель путешествовал по городам северной Германии и принял участие в дальнейших выставках в Киле , Зосте , Турине , Стокгольме , Гааге , Бухаресте , Антверпене и Копенгагене .

В 1968 году он снова провел несколько недель в Генуе и выставил двенадцать картин, сделанных там, в галерее Chisel . Вместе с Эмилой он посетил Гамельн и Целле . Он был представлен на международных выставках в Дортмунде , Намюре , Риеке , Копенгагене , Риме , на Майском салоне в Париже и в Линьяно , где получил первую премию за живопись. В Праге он был приглашен на выставку 300 живописцев, скульпторов и графиков 5 поколений, посвященных празднованию 50-летия Республики . Режиссер Ян Иван снял фильм о Медеке и Алеше Веселых под названием « Дорога к абстракции» .

В 1969 году он реализовал композицию «Сигналы» для нового здания аэропорта Прага-Рузыне и получил Государственную премию за серию «Дизайнеры башен» , выставленную в галерее Вацлава Шпалы . Кроме того, он провел персональные выставки в Региональной галерее в Градце-Кралове , Галерее Ла Бертеска в Генуе , Городском музее в Регенсбурге и был представлен на выставках в Париже , Риме , Брно , Йиглаве ( Фазы ). Семья переехала на улицу Шумавскую в Виноградах.

Эмила Медкова - последняя фотография Микулаша Медека, Летняя студия (1973)

После вторжения Варшавского договора в Чехословакию и начала « нормализации » Медек снова оказался в индексе, его работы с галерейных выставок были сняты и помещены в хранилище, ему не разрешили выставляться, его контракты на архитектурные заказы были аннулированы. . Начиная с 1970 года работы Медека были представлены только за рубежом ( Гамбург , 1970, Лайнфельден , 1970, Цюрих , 1976, Бохум , 1976). Монография Медека, подготовленная в 1970 году Богумиром Мразом для издательства «Обелиск» , была снята с продажи и попала на целлюлозный завод. [ 13 ]

Из-за обострения диабета его несколько раз госпитализировали в 1970 году и снова в 1972 году. Эмила Медкова бросила работу, чтобы ухаживать за Микулашем. В 1973 году он представил две картины для отеля «Интерконтиненталь» , но они были отклонены на том основании, что «полным противоречием миссии искусства в социалистическом обществе». Диабет также проявился в истончении костей, а в 1974 году Микулаш Медек получил перелом тазобедренного сустава , после чего больше не мог посещать студию. В июне 1974 года семья переехала в квартиру на первом этаже по адресу улица Эстонска, 6 в Праге. Микулааш Медек был доставлен в больницу и прооперирован 21 августа 1974 года, но умер через два дня после операции, 23 августа 1974 года, в больнице. Похоронен на Ольшанском кладбище .

Иван Медек вспоминал о нем в 1978 году: « Микулаш был невероятно нежным и чутким братом. Ужасно красивый человек. Не знаю, кто мог бы вынести то, что он сделал — физически и морально ». [ 14 ]

Выставки после 1974 г.

[ редактировать ]

Посмертная выставка последних картин Медека была проведена в его мастерской в ​​1975 году Эмилой . Его посетили многие друзья Медека, в том числе Вацлав Гавел и его жена Ольга . Посмертная выставка по случаю 50-летия Медека была организована Яном Кобласой и Петром Шпильманном в Музее Бохума в 1976 году. В последние годы нормализации Микулаш Медек вернулся в общественное сознание благодаря выставке, организованной Антонином Хартманном в 1988 году в Галерея современного искусства в Роуднице-над-Лабем . Выставку сопровождал каталог, в котором были представлены 60 картин, представляющих собой репрезентативный разрез творчества Медека с 1944 по 1974 год. [ 15 ] прошла более скромная выставка В сентябре 1989 года в Городском музее Аша .

В 1990 году, после падения коммунистического режима , монографические выставки Микулаша Медека прошли в региональных галереях Праги , Брно , Глубокой , Йиглавы , Оломоуца и Остравы . прошла крупная ретроспективная выставка, подготовленная Богумиром Мразом (†2001) и Антонином Хартманном и сопровождавшаяся повествовательным каталогом. Рудольфинум В 2002 году в галерее Ретроспектива Микулаша Медека была подготовлена ​​в 2020 году Национальной галереей в Валленштейнском манеже, монастыре Святой Агнессы и Выставочном дворце. [ 16 ]

При жизни Микулаш Медек был признан не только как живописец, но и за сильный интеллект, глубокое художественное и литературное образование, моральную стойкость, скромность и самоотверженность. Во времена, когда он отходил от живописи и видел современность в других областях художественного выражения, его творчество считалось возвышением и прославлением висящей картины. [ 17 ] Хотя он работал пасьянсом в чешской среде, он стал частью целого течения мировой живописи, которая после исчерпания сил лирической абстракции и после впадения поздних ветвей сюрреализма в академизм нашла выход из кризис в новой целостности мировоззрения и участия всех компонентов психофизической деятельности художника в творческом процессе. [ 18 ] Творчество Медека отмечено постоянным напряжением, источником которого были сны и травматические детские переживания, тревожащие телесные ощущения и саморазрушающее поведение, а также ближайшая культурная и политическая ситуация, особенно полная изоляция Чехословакии от западной культуры в 1948 году. –1956. На него оказали глубокое влияние литературные произведения Ладислава Климы , Франца Кафки и Рихарда Вайнера . [ 19 ] его отношения с Эмилой и дружба со Збинеком Секалем , Либором Фарой и Яном Кобласой. Медек писал сюрреалистические стихи, работал иллюстратором, сценографом и, что не менее важно, теоретиком и интерпретатором современного искусства, новатором техники живописи. Его творчество можно разделить на несколько периодов, которые плавно следуют друг за другом.

Ранние работы (1942–1949)

[ редактировать ]

В начале Второй мировой войны Микулаш Медек готовился изучать биологию , а позже использовал рисунки деталей цветов и тканей животных в своих сюрреалистических картинах. В то же время его первые живописные эксперименты основывались на картинах Антонина Славичека и репродукциях современных французских художников. Его отношение к христианству , позже поощряемое интересом Медека к средневековой живописи , также было очевидно в его юношеских работах. Уже в шестнадцатилетнем возрасте он выполнил ряд выразительных, почти в стиле Руо, рисунков темперой на новозаветные и литературные темы. [ 20 ] Во время учебы в Школе графических искусств он попробовал свои силы в кубизме и масляной маньеристской живописи в стиле Эль Греко с сильным использованием цвета. [ 21 ] Начало его собственного творчества связано с сюрреализмом . Последнее было для него привлекательно как последнее программное авангардное движение, действовавшее без учета границ и перекликающееся с революционными настроениями общества второй половины 1940-х годов с его левой ориентацией.

Картины сюрреалистического периода включают цитаты из произведений Пауля Клее , Миро , Ива Танги и Макса Эрнста , однако сюжеты происходят из сферы непосредственных интересов Медека — ботаники и зоологии . Он создал несколько серий картин на темы «Мир луковицы» (1944–1946), «Детская прогулка» (1946–1947), «Детский пейзаж» (1947), «Чудесная мать» (1948–1949). Картинная плоскость в «Мире луковицы» состоит из нескольких разделенных и обрамленных деталей реальных или воображаемых тканей по принципу картинка в картинке. Они написаны маслом, в технике старых мастеров, с тщательной проработкой деталей. Добавляя в масляную краску песок, он формировал пластичные конструкции. В последующих циклах он компоновал на поверхности картины казалось бы несвязанные фрагменты действительности по сюрреалистическому принципу, создавая из них поэтический коллаж, соединенный геометрическими элементами и стрелками ( «Детский пейзаж» , 1947). Срезы различных тканей и органов, микроскопические изображения клеток, простейших, ракообразных, детали человеческого тела ( Чудотворная Мать III , 1948) являются сюжетами картин.

Образная живопись (1949–1951).

[ редактировать ]

Медек не участвовал в послевоенной групповой жизни и имел сомнения в отношении группы Ра и сюрреалистической группы вокруг Карела Тейге . Он полностью отверг ортодоксальную концепцию сюрреализма и оккультизма , к которому привел сюрреализм в представлении Андре Бретона . Хотя в конечном итоге он стал членом группы сюрреалистов вместе с Эмилой в 1951 году, в анкетах он заявил, что не считает себя сюрреалистом. и намеревался прославить сознание как родного брата реальности. [ 22 ] В живописи он опирался на магический реализм Тойена , Магритта и Дали. [ 23 ] создавать композиции, объединяющие фрагменты реальности в новые смысловые единицы. Картины характеризуются точным рисунком и максимально иллюзионистической прорисовкой плавно струящейся масляной краской. [ 24 ] Послевоенный психоз воинствующего коммунистического режима , его постоянные призраки ядерного конфликта , политических процессов и советских ГУЛАГов казались ему настолько ужасающими, что сюрреализм больше не был программой, а отправной точкой новой поэзии, передавшей аналитический образ реальность в полной мере. [ 25 ]

Образы Медека этого периода являются выражением садизма или мазохизма реального мира, не омраченного лицемерной завесой бытовых условностей. Элементами этой жестокости являются когти, острые клювы хищников, пасти с ядовитыми зубами, глаза, свисающие с удочки, топоры, вилки, бритвы, ножи, стрелы, револьверы, израненные бритвой и ножом или сшитые между собой рты и груди. веревка, пламя, пряди волос и тлеющий пепел. Поэтические тексты Медека часто предвосхищают реализацию художника (стихотворение и картина «Магнитная рыба» , 1949, «лоб, полный кричащих птиц» из стихотворения « В ловушке в окне» в картине «Пир I» , 1950). На основе них он создает ситуации, в которых проверяет свою способность шокировать зрителя, ссылаясь на конкретную ужасающую социальную ситуацию начала 1950-х годов. [ 26 ] (Микулаш Медек: ...они пошли казнить каждого из нас, а потом передумали... ). [ 27 ] Стихотворение « В закрытых комнатах... » (1949) содержит многочисленные комментарии о судьбах евреев военного времени и имеет аналог в картине «Улыбки полудня» (1950). [ 28 ]

На этом этапе мотив в картине создает образное пространство, иллюзорность которого выдается в его непосредственной связи с ускользающими от него или покоряющими его предметами на фоне потрескавшейся стены, рваной и горящей бумаги или неба. Веристическая передача средствами иллюзионистской живописи усиливает реалистичность поэтического видения. Одновременность видений и галлюцинаторное проникновение предмета в предмет составляют суть поэтической фантасмагории цикла « Пир» . [ 29 ]

Картина Медека «Шум тишины» точно датирована и совпадает со днем ​​казни Милады Гораковой 27 июня 1950 года. [ 30 ] Картину можно интерпретировать как сцену неминуемого ужаса — три прута с глазами — три виселицы ( Ян Бухал , Завиш Каландра , Олдржих Пецл ), четвёртая виселица — стержень, воткнутый в разрезанный бритвой рот, на фоне женский торс ( Милада Горакова ). Все символы казненных возносятся к небесам, на выступе тлеют груды пепла (тела казненных были сожжены), из туловища вылупляется саранча как далиевский символ обжорства и разрушения. [ 31 ]

Абсолютное чувство обреченности и экзистенциального дистресса демонстрируется в картинах « Выпавшая мать» (1949) и «Весна '51» или в почти реалистической картине кролика со шкурой, основанной на фотографии Эмили (1951). Медек пришел к осознанию того, что сюрреализм не имеет средств для адекватного описания вялой, мучительной, абсурдной и безразличной ко всем вопросам предметной реальности, в которой оказался человек (в: Обзоре сюрреализма, январь 1951 г.). [ 32 ] Завершает весь этот период творчества Медека картина «Страсти по Миллеру» (1951), в которой часть сюрреалистического реквизита оставлена ​​в оконной нише рядом с поцарапанной стеной.

Циклы Действие, Еда, Обнаженные в шипах, Игры, переход к абстракции (1952–1959)

[ редактировать ]

Медек разделял основное экзистенциальное чувство с поэтами своего поколения Карелом Гинеком и Вратиславом Эффенбергером , авторами современного черного романа « Жить» (1952), и, как и некоторые его однокурсники по Академии художеств и ремесел , он переживал глубокий творческий кризис. в начале 1950-х годов. В первой половине 1950-х годов он страдал от чувства надвигающейся катастрофы, депрессии , которую пытался подавить алкоголем и психофармпрепаратом Психотон ( амфетамин ). Он страдал бессонницей и ему было трудно сосредоточиться. В своих дневниках он пишет: объективная реальность этих лет настолько программно отупляет сознание, что делает невозможной любую концентрацию и ориентацию в мире поэзии (живописи) и сложностях субъективности. Если это их программа воздействия на идеологическую надстройку, то ничего нельзя сказать, кроме того, что их работа увенчалась успехом (27 января 1954 г.). [ 33 ] В январском опросе 1953 года он ответил на вопрос о том, как возникает черный юмор, цитируя вездесущие коммунистические лозунги того времени и резюмировал: все это есть проявление стихийной немощи мира, которая выпадает в нашем сознании в кислый осадок черный юмор. Черный юмор — это реакция на смертельную глупость и на мирный дебильный оптимизм. [ 34 ] Медек ищет фон в своей семье и студии и конкретизирует внутреннюю модель с помощью предварительного рисунка. От образных картин «Глотатель цепей» (1950) и «Пир IV» (1951), в которых фигурирует очертание человеческого тела из сна Медека, в котором Эмила проходит сквозь стену, к непосредственному изображению фигуры по модели . портреты Збинека Секаля и Ярослава Пухмертля К этому же периоду относятся и (1952–1953).

В своей записной книжке он констатирует: « Я думаю, что явление экзистенциального мироощущения коммуницируется в живописи разве что через образную и конкретную формулировку «предметов», то есть прежде всего людей. Это мир абсурдной конкретности и громовой материальности без философствования и психологизации, удивительно простой, простой, но по накалу экзистенциального чувства чарующе-волшебный. Оно требует изображения, лишенного всех схематических реквизитов, присущих художественным произведениям довоенного периода. Отсюда явный неавангардизм . [ 35 ] Медек стал использовать новую технику живописи — фигуры писал маслянистой яичной темперой, фон — маслом. Первой моделью была Эмила ( «Эмила и мухи» , 1952), а позже Вратислава Эффенбергера жена Анна Мария ( «Голова, которая спит империалистическим сном» , 1953, «Краначеска супралирика с империалистическим цветком» , 1953–1954). Безжалостно увиденный женский персонаж представляет в выразительных сценах драму жестокого зверства, садизма, страха, уродства, бесконечной заброшенности и ужаса ( «Жерекурже I» , 1952, уничтожено, «Горячая еда» , 1953). [ 36 ] Между 1951 и 1953 годами Медека также посетила Анна Фарова , которая переводила для него тексты с французского и по очереди выступала моделью для некоторых названий ( «Портрет 53» , «Горячая еда» , 1953, «Чувствительное действие» , 1954). Детали ее фигуры, которые Эмила в свое время фотографировала для него, стали основой для последующих работ. [ 37 ]

В одной из первых картин этого периода, «Голова, которая спит империалистическим сном» (1953), сырая действительность жестоко извращена в противоположность соцреалистическому оптимистическому китчу чёрный китч . [ 38 ] В серии «Действие» Медек создал свой образный шрифт, изначально основанный на реальной модели. Его стилизация и деформация имеют четкий порядок и не кажутся преувеличенными. Типичное удлинение рук, а также частый мотив «игла во рту» берут свое начало в фебрильном припадке , во время которого он испытал соматическую деперсонализацию . [ 39 ] Основой фигуры является рисунок, который он лепит цветом и светом в одном тоне. Красные фигуры в основном расположены в пустом синем пространстве, обозначенном сначала только линиями ( «Большая еда» , 1954–1956). Иногда под низким горизонтом изображается лабиринт с лестницами ( «Краначеская супралирика с империалистическим цветком» , 1953–1954) или пространство открывается окном и видом на стену, усеянную осколками стекла ( «Крик» , 1954). Цвет берет на себя эмоционально-символическую функцию и сильнее всего проявляется в картинах, выполненных только оттенками синего ( Действие I (Яйцо) , 1955–1956, Действие II (Шерсть) , 1956). Базовую экзистенциальную тревогу и психологическую атмосферу 1950-х годов лучше всего характеризует название серии картин «Обнаженные в шипах» (1956–1958; первая картина серии, которую Медек позже переписал, датируется 1954 годом). [ 40 ]

Выразительность картин постепенно исчезает в цикле «Игры» , когда их предметом становится дочь ( «Игры II — Дети в городе» , 1957). Медек плавно продолжает стилизацию фигуры, изображая короткие волосы в виде жестких шипов и геометрически сводя головы и руки к квадратам и треугольникам. Плоскость картины постепенно становится ареной мелких событий ( «Ребенок и башня» , 1957, «22 сентября под проливным дождем» , 1958) и перестает быть монохромной. В «Спящем IV» (1957) Медек впервые использовал синтетические лаки вместе с маслом и затем развивал эту технику на протяжении всей своей последующей работы.

Серия «Игры» конца 1950-х годов привела к усилению стилизации и декоративности картины, потере напряжения мысли и ознаменовала наиболее значительный художественный кризис Медека ( «Прогулка по городу» , 1957). Следующий переходный период, который можно неточно назвать переходом к абстракции, является наиболее важным для понимания творчества Медека. Картины «Обнаженные в шипах без шипов» (1957), «Игра на пикколо» (1957), «Черный гамбит» (1958) и «Голубая Венера» (1958–1959) стоят на рубеже следующего этапа творчества Медека. Они иллюстрируют процесс сведения пластической формы к поверхности, исключения конкретных знаков (руки, волосы) и создания новых знаков в новом изобразительном порядке. [ 41 ] Постепенный процесс сублимации фигуры продолжается в картинах « Волосы на ветру» (1958–1959), «Молодой человек в бегах» (1959) и «Красная Венера» (1959), где носителем смысла становится сама живописная плоскость.

Готовые картины (1960–1963).

[ редактировать ]

Конец 1950-х годов ознаменовал трансформацию живописи Медека – сюжет исчез, а сама картина стала носителем всех смыслов. Весь процесс уже происходил в фигуративных картинах предыдущего периода, где, например, в серии « Обнаженные в шипах » внутренние ситуации изображены как психологические микродрамы. От них Медек перешел к построению оптически иллюстративной модели некоторых психологических ситуаций, существующих в конкретной форме и имеющих конкретное воздействие, но не сообщающихся простым изображением. [ 42 ]

Серия « Подготовленные картины» представляет собой новую художественную технику структурной живописи и не предполагает полного отказа от человеческой фигуры или предмета, а постепенное лишение фигуры всех реалистических деталей. Одна из самых ранних картин 1960 года — «Дядя Чарльз Романтик» , другие — «Два копчика» (1960), «Мясо креста» (1961) и т. д. Медек трактует краску и красящую материю как живую ткань, которую рвут и ранят ножом и гвоздем. и совершенное насилие видно и распространяется наружу. Медек строит картины постепенно из нескольких слоев, каждый из которых по-своему определен и содержит смыслы, которые в конечном итоге могут быть затемнены и визуально неактивны. Эмоциональное воздействие одного слоя, вначале совершенно скрытое, определяет эмоциональность или выражение следующего слоя, и следующего, и следующего, так что психическая деятельность всех слоев проецируется на верхний слой. Процесс создания «внутренней (субъектной) модели» идет параллельно с работой. Здесь задействована гораздо более интеллектуальная деятельность, чем просто эмоциональная и импульсивная. [ 43 ]

Сам Медек описывает этот процесс как прямой отпечаток реальности без всякой дистанции, то есть « уже не зеркало, свидетельство и т. д., нечто как бы с другого берега, а нечто, непосредственно осознающее великое смятение и тревогу, нечто то есть непосредственно внутри него (12 сентября 1958 г.) Ранее оптически разборчивое определение отношения к миру и т. д. усиливается в оптически самостоятельный элемент подготовленного образа путем перехода к беспредметному выражению ». [ 44 ] В другом месте он сравнил свой процесс со сценой из фильма « Гамлет» , где камера поднимается на затылок Л. Оливье , сидящего на берегу моря, проходит над его головой и, наконец, видит его глазами. [ 45 ]

Картина представляет собой чувствительную поверхность, на которой запечатлеваются процессы и отношения его психики в процессе доработки первоначальной идеи до ее окончательного воплощения в виде следов и впечатлений в краске. Драма движения оставляет след в виде гладкой поверхности, которая выступает как обнаженная и живая рана среди жесткой структуры развернутой массы, образующей ее струп. Черная поверхность картины может быть предметом самой картины, тогда как пленка картины, окружающая ее, перекрывает другое ничто и является отрицательным определением этого маленького черного ничто. [ 46 ] Отождествление художника с массой картины подтверждается названиями некоторых работ, где означающей поверхности придается определенное измерение ( Место для 6606 романтических см). 2 , 1962).

Картины Медека выступают как поэтический акт, крик боли, драматическое событие и человеческое послание, которое, наряду с воображением и сложно закодированным сознанием культуры и интуицией за порогом личного опыта, содержит, прежде всего, непосредственно переживаемую реальность. Это приобретает уникальный характер безвозвратной фатальности, что подчеркивает актуальность показаний Медека. Первоначально непоэтические эмоции в процессе реализации заряжаются высоким поэтическим потенциалом, не теряя при этом своей жестокой непосредственности. Впечатанные в сформировавшуюся живописную материю, они со временем становятся своеобразной художественной реальностью и эмоциональным призывом эстетического порядка. [ 47 ] Богумир Мраз находит в живописи Медека наследие Византии , которое проявляется в склонности к особой форме монументальности, ощущении абсолютного пространства и, прежде всего, воспевании светящейся массы масляной живописи. В полученном эффекте преобладает ощущение красоты, гармонии и совершенства изображения художника. [ 48 ]

В серии « Внезапные происшествия » Медек с несколько ироничной дистанцией приписывает самостоятельное существование самой живописной массе, которая является причиной мелких катастроф (« Внезапное происшествие на границе 16 200 Розовых см». 2 , 1962–1963). Цикл Чувствительных Проявлений и Чувствительных Сигналов реагирует на ситуацию личности в современном городе своей системой инструкций, предупреждений и команд, воздействующих на подсознание и заставляющих людей действовать автоматически. На поверхности картины преобладают небольшие «сюжеты», выполненные гравированными рисунками, которые будут продолжать доминировать и на последующих этапах творчества Медека. [ 49 ]

Личная ситуация Медека резко изменилась, когда после демократических выборов нового руководства Союза чехословацких художников-изобразителей в декабре 1964 года он был принят в члены, а затем и в качестве альтернативного члена Центрального комитета Союза чехословацких художников-изобразителей . Одновременно с реабилитацией он стал объектом критической оценки со стороны искусствоведов, некоторые из которых считали картину Медека консервативным пережитком середины 1960-х годов. Медек отреагировал на интерпретаторов его работ со стороны самых близких ему людей, которые, как он считал, слишком много говорили о его искусстве и жизни, ироническим циклом «Инквизиторы» . [ 50 ] [ 51 ]

Пятый творческий период Медека плавно переходит из серии «Чувствительные сигналы» и представляет собой возвращение к фигуративности на фоне живописного пространства при сохранении техники структурной живописи. Он создает новую фигуративную типологию для своих больших циклов картин, с геометрически стилизованными шеями, конечностями и головами, а также с элементами, заимствованными из более ранних периодов - например, волосами или руками в виде длинных изогнутых шипов (или клювов более раннего хищника). , ядовитые зубы с картины «Курящий пир I» (1950). Характерная прямоугольная форма головы с темными отверстиями вместо глаз закреплена в картине « Смерть за 21 870 хрупких синих сантиметров» (1964), а в «Жалости четвертого инквизитора» (1965) закрытые глаза отмечены длинными ресницами.

Многие картины отражают проблемы с алкоголем ( «Слишком много алкоголя» , 1965, «Слишком глубокий сон II» , 1965) или являются автопортретами художника ( «Портрет святого» , 1966, «Святой, обнаженный в шипах» , 1966), которому пришлось отдать начал употреблять алкоголь из-за диабета ( «Святой, теперь это я не могу пить» , Микулаш Медек, 1966). [ 52 ] Важной вехой стал переезд в новую студию (1 мая 1966 г.), которую Союз поручил ему после Яна Чумпелика. Медек поначалу чувствовал себя там неуютно, и его чувствительность к элементам реальности, видимой из окна, проявлялась в его картинах в изменении окраски и в выцарапывании на цветной материи небольших моделей машин на гравюрах. Медек снова начал делать живописные зарисовки, проверяя жизнеспособность своего нового метода на узко определенной области одного предмета ( «Стакан, полный волнений IV» , 1966). В серии « Гости без хозяина » он пишет портреты вещей, которые символически представляют конкретного человека ( «Чудовище, которое хочет жить с любовью» , 1965 — В. Эффенбергер).

Названия картин Медека второй половины 1960-х годов, в которых преобладает фигуративность, отражают новое отношение к сюжету и творческому процессу, выражающее дистанцию ​​и самоиронию. Это привело к созданию целой серии «Изображений вида..» ( «Благовещение» , «Голодный святой» , «Человек в напряжении »). Некоторые картины отсылают к более старым темам ( «Чудесная мать III» , 1967, «Синий крик» , 1967, «Внезапное происшествие на границе желтого III» , 1967), но трактуются в новой форме. Маленькие механизмы в виде колес, шестеренок, клювообразных складок и рычагов впервые появляются на картинах, сделанных во время его пребывания в Генуе . [ 53 ] В 1967 году были обнаружены так называемые мадридские альбомы Леонардо да Винчи с рядом технических рисунков. Медек, который интересовался Леонардо еще со студенческих времен, когда он открыл для себя книгу Фреда Беренса « Лионардо да Винчи, работник разума» (1939), придал его машинам эротический или садомазохистский смысл. В картине «Изображение взгляда напряженного человека» (1967) он интерпретирует их как взаимно пожирающие птичьи головы, прикрепленные к общей оси. [ 54 ] Картина с технической тематикой также была вдохновлена ​​газетной фотографией авианосца «Энтерпрайз» ( Mr. Enterprise , 1968).

Технические мотивы в картинах Медека также могут быть связаны с отчуждением, которое он испытывал к технической цивилизации. После возвращения из первых поездок на Запад он совершенно открыто заявляет, что предпочитает нищету Востока, близкую францисканскому принципу , и идею духовного человека как носителя культуры ( «Никто не возьмет наш социализм от души, потому что мы продажные» ). [ 55 ] На него, несомненно, повлияли революционные идеи Мао Цзэдуна , чья Красная книга с избранными цитатами стала популярной среди левых идеалистов и была доступна в посольстве Китая в Праге . в конце 1960-х годов [ 56 ]

Изображение Попытка портрета Дж.Ч. (1967) вспоминает ситуацию, когда искусствовед Йиндржих Халупецкий был завернут в рулон оберточной бумаги в рамках хеппенинга. Тот же мотив предвещает всю серию «Проектировщики башен» , в которой Медек привносит ряд иронических смыслов и демонстрирует критическую дистанцию ​​от технической цивилизации. Картины представляют собой прежде всего интеллектуальную конструкцию, в которой подчеркиваются контур, рисунок и форма, а структура картины отходит на второй план. Вся тема может быть связана и с заказом на отделку нового здания аэропорта в Рузине , которому предшествовали частые встречи и консультации с архитекторами. [ 57 ] Мотив обновляется в ряде вариаций, а иногда вершина башни выходит за пределы поверхности картины как символ трансцендентности (« Стол дизайнера башни» , 1968). Последние картины всей серии 1969 года: «Голова проектировщика башни» , «Крик проектировщика башни » и «Письменный стол любовника розовой башни» возвращаются к более ранним мотивам из картин «Крик» (1954), «Мрачный жнец» (1964), и Банкет I (1950). картины, посвященные Иерониму Босху , маркизу де Саду или Вернеру фон Брауну К этому циклу также относятся . В 1968 году Медек создал картину, которая выделяется среди других циклов и, вероятно, была реакцией на вторжение войск Варшавского договора в Чехословакию в августе 1968 года — «Камни во рту, шишка в голове» (впервые опубликовано в «Листах», 14 ноября 1968 года). . [ 58 ]

Мстительность культурных нормализаторов была жестока по отношению к Медеку, и его исключение из общества после 1970 года мало чем отличалось от 1950-х годов. Более того, Медек страдал от болезни и все оставшиеся силы отдавал живописи. Он вернулся к некоторым своим сюжетам еще в 1950-е годы и полностью переработал их формально ( «Золотой крик III» , 1969, «Чудесная мать V» , 1970). В то же время его картины 1970-х годов включают цитаты из его предыдущих работ, а также возвращаются к биоморфным вдохновениям его ранних лет как художника. В картине «Ивишка II» (1970) и нескольких картинах из серии «ангелы» ( «Голова жаждущего ангела II» , 1970, «Жаждущий ангел II» , 1970) структуры голов напоминают поперечный разрез растительной ткани. Книга о средневековом религиозном движении [ 59 ] легла в основу цикла экспрессивных картин «Бегины I-III» (1970) и картины «Лампа бешеной монахини» .

В 1970 году Медек создал алтарный образ для часовни в Котврдовице , которому предшествовали несколько этюдов с геометрическими телами, выполненными иллюзорной пластической живописью. [ 60 ] 1970-е годы также ознаменовались необыкновенным творческим подъемом в его больной жизни. Личное мученичество Медека изображено кричащей головой на картине «Мрачный воздержанный» (1970) или орудиями Страстей Христовых с алтаря Котврдовице, вновь использованными в картине «Пустая голова» (1970). Тема смерти и страданий в различных вариациях повторяется во всех его произведениях после 1970 года.

Для пары картин «Стрельба» (1973) он позаимствовал название у Тойена , который в период с 1939 по 1940 год сделал серию из двенадцати рисунков на эту тему. Прибытие Ангела Смерти он рассмотрел в своей обширной серии «Ангелы смерти». «Болезненное окно» (1970), «Жаждущие ангелы» (1970–1973), «Ангелы злых птиц» и «Танцующие ангелы черной мрачности». Жнец . пара ( Вероники ) вуалей К тому же периоду относится (1971-1972 гг.). Завершает работу Медека серия «Движущиеся могилы» , где снова появляются обелиски из его ранних рисунков к Эвелин короткому роману Во «Любимый» (1948) и мотивы из его картины «Стрельба» (1973), на этот раз в красном цвете на фоне черного небытия. . Обманчивая перспектива строительных блоков — бордюров, плит, порогов — разлагает и властно запутывает пространство агонии. Картины построены из элементов, тайны которых знал только сам художник, и, по мнению Линхартовой , принимают форму, напоминающую утробу как символ обновляющейся силы Вселенной ( Перемещение могилы II, как у малыша , 1973). [ 61 ] Завершает творчество Медека небольшая картина «Четыре круга» (1974).

Микулаш Медек был одним из наиболее постоянно подвергавшихся санкциям художников, если не самым преследуемым различными запретами и ограничениями до середины 1960-х годов, а затем, после непродолжительного ослабления, снова, начиная с 1970-х годов. Его жизнь и его картины кажутся криком. Это череда опьянений и смертельных падений. Это калейдоскоп человеческих страданий, художественных сомнений, душевных терзаний, физической боли. Микулаш Медек – выдающаяся личность чехословацкого искусства. Его работы удивительны, неповторимы, едва ли искупаемы. [ 62 ]

Техника живописи Медека

[ редактировать ]
Эмила Медкова – Микулаш Медек в студии, 1965–1966 гг.

Ранние работы меньшего формата выполнены на картоне, фанере или мазоните, позднее работает исключительно на холсте. Он покрыл панели мелом, добавив алебастровую штукатурку, и отшлифовал их, чтобы поверхность стала гладкой. Он сам собрал раму и начал работу над картиной с натяжки и подготовки холста, выдалбливания и разрисовки плавающим мелом. В период творческой и фигуративной живописи он использовал плотный холст и добавлял белый мел для создания яркого фона. Для подготовительных рисунков тушью он писал масляными красками легкими слоями лессировки. Для фигуративных картин он делал подготовительные рисунки на оберточной бумаге, а затем переносил их на холст. Фигуры он нарисовал маслянистой яичной темперой, а фон - масляными красками. Будучи незарегистрированным художником 1950-х годов, у Медека были проблемы с поиском материалов, поэтому он вынул несколько холстов из рамы и повторно использовал их с противоположной стороны. [ нужна ссылка ]

В конце 1950-х годов он стал использовать синтетическую эмалевую краску ( Индустрол ), разбавленную скипидаром, для создания пластической структуры картины и писал первые слои картины горизонтально на земле. Он смешивал синтетическую эмаль с плавающим мелом или песком, затвердевал и раскрашивал масляными красками. Он наносил базовый слой широким шпателем, а затем шпателями меньшего размера вырезал края рисунка и детали. После высыхания он наносил тонкий слой масляной краски поверх слоя эмали и постепенно делал декаль с помощью прилагаемой газеты и кисти, иногда неоднократно. После того, как земля затвердела, он нарисовал картину плоскими кистями и масляными красками. Он использовал масляные краски «Столо», в основном парижскую синь, кадмий и темный краплак. После полного высыхания картины он покрыл ее дамасским лаком. [ нужна ссылка ]

До середины 1950-х годов он отмечал картины точной датой; позже он подписал картины для выставки или продажи постфактум, и датировка может быть неточной. [ 63 ]

Комиссии - работы в публичном пространстве

[ редактировать ]
  • 1963 Картина «Проникновение в пространство» (182 х 401 см) для офиса Чешских авиалиний в Дамаске.
  • из четырнадцати частей 1963 года Панорама (248 х 1701 см) для офиса Czech Airlines в Кошице. [ 64 ]
  • 1963–1965 Крест , алтарь, настоятельский костел св. Петра и Павла в Едовнице. Рама картины – работа Яна Кобласа.
  • 1966 Настенная роспись « Хрупкость» ( «Голубое вращение Вселенной ») для туристического агентства в Париже (одна часть сейчас находится в Пражском Граде ).
  • 1969 Сигналы , 319 х 1747 см, первоначально для транзитного ресторана Прага — аэропорт Рузине , сейчас находится в собственности Национальной галереи.
  • 1970 Святейшее Сердце Господне , алтарь, 180 х 140 см, Часовня Божественного Сердца Господня в Котврдовице [ 65 ]
  • 1970 г. «Великая Ивиска» , 215 х 120 см, для туристического агентства в Нью-Йорке.
  • 1971 Четырнадцать станций креста , 122 х 1050 см, Церковь Св. Иосифа в Сенетаржове
  • 1973 Мозаика Солнца на фасаде школы в Ждяр-над-Сазавой (выполнена мастерскими Центра декоративно-прикладного искусства) [ 66 ]

Книжные иллюстрации

[ редактировать ]
  • Эвелин Во, Любимый, Мировая литература № 4, 1957 (под псевдонимом Дагмар Козакова)
  • Тейдж Аурелл, Три истории, Мировая литература № 2, 1962 г.
  • Хорхе Луис Борхес, Вавилонская библиотека, Лабиринт (Комитет западных научно-фантастических рассказов), СНКЛУ, Прага, 1962 г.
  • Тайджун Такэда, Светящийся мох, Мировая литература № 5, 1964 г.
  • Отокар Бржезина, «Руки», издательство «Блок», Брно, 1965 г.
  • Владимир Голан, Смерть, сон и слово (Из края Маха), Северочешское региональное издательство, Либерец, 1965 г.
  • Боль (стихи с 1949 по 1955 год), Издательство чехословацкого писателя, Прага, 1966 г.
  • Франтишек Лангер, «Живописные сказки» (том I), чехословацкий писатель, Издательство, Прага, 1966 г.
  • Магнитные поля, КПП, Издательство чехословацкого писателя, Прага, 1967 г.
  • Зденек Лоренц, Полая лампа, Издательство чехословацкого писателя, Прага, 1967 г.
  • Владимир Голан, Вавилоньяка, Одеон, Прага, 1968 г.
  • Рио Прейснер, Капилары, издательство «Блок», Брно, 1968 г.
  • Иржи Махен, Луна (Фэнтези), Одеон, Прага, 1968 г.
  • Boris Pasternak, Doctor Zhivago (excerpts), World Literature No. 1, 1969
  • Иржина Хаукова, Леторосты (Подборка стихов 1940–1965), чехословацкий писатель, Издательство, Прага, 1970 г.
  • Франц Верфель, Песня Бернадетты, Издательство «Вышеград», Прага, 1989 г. (опубликовано в 1972 г. без иллюстраций)

Неопубликовано

[ редактировать ]
  • Альфред Джарри, «Супермужчина», 1947 год.
  • Лотреамон, «Песни Мальдора», 1947 г.
  • Леонард Франк, Песня пятого мая, 1949 г.
  • Карел Хайнек, «Икар играет», 1951 год.
  • Генри Миллер, «Тропик рака», 1968 г.

Авторские выставки

[ редактировать ]
  • 1963 Картины и скульптуры Яна Кобласы и Микулаша Медека с 1959 по 1963 год, Региональный музей национальной истории, Теплицкий замок.
  • 1965 Микулаш Медек: Картины 1947–1965, Галерея Нова Синь, Прага.
  • 1966 Микулаш Медек: Картины 1961–1966, Объединенный гоночный клуб ROH, Усти-над-Орлици.
  • 1966 Микулаш Медек: Двадцать ранее не выставлявшихся картин 1960–1965 годов, Региональная галерея Либерец.
  • 1967 Медведь Санты, Galleria La Bertesca, Генуя.
  • 1969 Микулаш Медек: рисунки и иллюстрации, Малая галерея чехословацкого писателя, Прага.
  • 1969 Микулаш Медек, Музей города Регенсбург, Регенсбург
  • 1969 Микулаш Медек, Galleria La Bertesca, Генуя
  • 1969 Микулаш Медек: Дизайнеры башен, Галерея Вацлава Шпалы, Прага.
  • 1969 Микулаш Медек: Картины 1944–1969, Региональная галерея, Градец Кралове.
  • 1970 Микулаш Медек, Художественный кружок Лайнфельден, Лайнфельден-Эхтердинген
  • 1975 Микулаш Медек: Перемещение могил, Студия Микулаша Медека, Прага
  • 1976 Микулаш Медек, Галерея ASA AG, Цюрих.
  • 1976 Микулаш Медек 1926–1974, Музей Бохума.
  • 1988 Микулаш Медек: Картины 1944–1974, Галерея изящных искусств, Роуднице-над-Лабем.
  • 1989 Микулаш Медек, Муниципальный музей, Аш
  • 1990 Микулаш Медек: Собрание картин, Дом искусства Брно.
  • 1990 Микулаш Медек: Собрание картин, Муниципальная библиотека, Прага.
  • 1990 Микулаш Медек: Избранные произведения. Избранные картины, Южночешская галерея Алшова в Глубоке-над-Влтавой
  • 1990/1991 Микулаш Медек: Избранные произведения. Картины, Региональная галерея высокогорья в Йиглаве
  • 1991 Микулаш Медек, Галерея изящных искусств в Остраве.
  • 1991 Микулаш Медек: Избранное из его произведений. Картины, Кабинет графики, Оломоуц
  • 2002 Микулаш Медек, Галерея Рудольфинум, Прага (выставка была досрочно закрыта из-за наводнения 11.08.2002.) [ 67 ]
  • 2012 Микулаш Медек: CSA Кошице 1963–64, Dvorak Sec Contemporary, Прага
  • 2014 Микулаш Медек: Перемещение могил, Зденек Скленарж Chambre à part Gallery, Прага
  • 2016 Микулаш Медек: Портрет Иржины Хауковой, 1967, Музей Восточной Чехии в Градце Кралове
  • 2017 Микулаш Медек: Соловей на ужин, Галерея Gema, Прага
  • 2018/2019 Микулаш Медек, Галерея современного искусства, Роуднице-над-Лабем
  • 2019 Посвящение Микулашу Медеку, Галерея Зденека Скленаржа, Прага
  • 2019–2020 Микулаш Медек: Обнаженный в шипах, Вальдштейнский манеж, Велетржни дворец, Монастырь Агнессы, Национальная галерея в Праге [ 68 ]
  1. ^ Мраз Б, 1970, с. 56
  2. ^ Владимир Хирш, Микулаш Медек: Метафизическая трансформация боли, American Convozine 2004
  3. Рудольф Медек и его премьера «Полковник Сапожник», Colorful Week, 3 ноября 1928 г.
  4. ^ Ева Славичкова-Медкова, Я помню Антонина Славичека, (2-е издание), LJ Peroutka, Прага, 1946 г.
  5. ^ Иван Медек, Жизнь с Микой, в Микулаше Медеке, Тексты, 1995, с. 292
  6. ^ Станислав Дрвота, Личность и работа, Avicenum 1973, с. 86
  7. ^ Водяной знак М, 2019, стр. 49, 72-74, 105, 108
  8. ^ LV (Людмила Вахтова), Художник Микулаш Медек, Твар VIII, 1957, вып. 9, с. 280-281
  9. ^ Микулаш Медек - Тексты, 1995, с. 202
  10. ^ Ян Кобласа, Записи 1950-х и 1960-х годов, 2002, Vetus Via, Брно
  11. Монументальный Кошицкий цикл Микулаша Медека в Праге, Чешское телевидение, 15 мая 2012 г.
  12. ^ Хартманн А, Мраз Б, 1965 г.
  13. ^ Зенклова I, 2014, с. 29
  14. ^ Иван Медек, в: Микулаш Медек, Тексты, 1995, с. 295
  15. ^ Ян Ройт, Микулаш Медек в Роуднице-над-Лабем, Ателье 11, 1988, с. 4
  16. Национальная галерея в Праге, Микулаш Медек: Обнаженная в шипах, 9.11.2020 — 31.01.2021.
  17. ^ Мраз Б, 1970, с. 9
  18. ^ Иржи Падрта: Микулаш Медек, Fine Arts XV, 1965, с. 407
  19. ^ Карел-старший, 2020, стр. 18-19.
  20. ^ Карел-старший, 2020, с. 163
  21. ^ Антонин Хартманн, 1990, без страниц.
  22. ^ Микулаш Медек, Тексты, 1995, стр. 86, 89
  23. ^ Микулаш Медек, Тексты, 1995, с. 83
  24. ^ Мраз Б, 1970, с. 25
  25. ^ Мраз Б, 1970, с. 18
  26. ^ Микулаш Медек, в. Тетива В изд., 1990, с. 6
  27. ^ Микулаш Медек, Тексты, 1995, с. 278
  28. ^ Микулаш Медек, Тексты, 1995, с. 378
  29. ^ V. Effenberger, in: A. Hartmann, ed., 2002, pp. 13, 14, 17
  30. ^ Микулаш Медек, Тексты, 1995, с. 380
  31. ^ Шалкова Б, Символические аспекты творчества Сальвадора Дали, FF MUNI Brno 2012, с. 20
  32. ^ Микулаш Медек, Тексты, 1995, с. 87
  33. ^ Микулаш Медек, Тексты, 1995, стр. 165-166
  34. ^ Микулаш Медек, Тексты, 1995, стр. 106-107
  35. ^ Микулаш Медек, Тексты, 1995, с. 169
  36. ^ Франтишек Шмейкал, в: А. Хартманн, изд., 2002, с. 73
  37. ^ Анна Фарова, в: А. Хартманн, изд., 2002, стр. 183-187
  38. ^ Мраз Б, 1970, с. 31
  39. ^ Станислав Дрвота, Личность и работа, Avicenum 1973, с. 87
  40. ^ Мраз Б, 1970, стр. 29, 34
  41. ^ Мраз Б, 1970, с. 38
  42. ^ Микулаш Медек, Тексты, 1995, стр. 262-263
  43. ^ Алексей Кусак, Беседы с Микулашем Медеком, Výtvarná práce XIV, вып. 10, с. 6-8
  44. ^ Микулаш Медек, Тексты, 1995, стр. 208, 250
  45. ^ Микулаш Медек, Тексты, 1995, с. 262
  46. ^ Микулаш Медек, Тексты, 1995, стр. 234-238
  47. ^ Иржи Падрта, в: А. Хартманн, изд., 2002, стр. 103, 107
  48. ^ Мраз Б, 1970, стр. 49, 57
  49. ^ Мраз Б, 1970, с. 48
  50. ^ Срп П, 2020, с. 112
  51. ^ Мраз Б, 1970, с. 51
  52. ^ Микулаш Медек, Тексты, 1995, с. 264
  53. ^ Мраз Б, 1970, стр. 52-54.
  54. ^ Карел-старший, 2020, с. 131
  55. ^ Микулаш Медек, Тексты, 1995, с. 278
  56. ^ Микулаш Медек, Тексты, 1995, стр. 276-277
  57. ^ Богумир Мраз, в: А. Хартманн, изд., 2002, с. 120
  58. ^ Богумир Мраз, Камни во рту, шишка на голове , Тварж 4, 1969, вып. 1, стр. 14-15
  59. ^ Милан Маховец, Маркета Маховцова, Утопия сумасшедших и сектантов, ČSAV Прага, 1960
  60. ^ Б. Мраз, 1970, с. 55
  61. ^ Вера Линхартова, Перемещение могил, в: А. Хартманн (редактор), 2002, с. 167
  62. ^ Микулаш Медек: Я не рисую, я задыхаюсь от своих картин , Коннектикут, 2003, режиссер Алеш Кисил.
  63. ^ Ева Косакова, в: А. Хартманн 2002, стр. 177-180
  64. ^ Монументальное панно Микулаша Медека впервые в Праге, Чешское радио, 2012 г.
  65. ^ Интерьер часовни Божественного Сердца Господня в Котврдовице.
  66. ^ Микулаш Медек: Мозаика Солнца
  67. ^ Микулаш Медек, Галерея Рудольфинум, 2002 г.
  68. ^ Павла Печинкова, Зазденый Медек, Револьверный барабан, 01.12.2021

Источники

[ редактировать ]
  • Мирек Водражка, Изобразительное искусство и его подрывная роль в период нормализации, Центр документации тоталитарных режимов, Прага, 2019, ISBN 978-80-270-5668-2
  • Ивета Зенклова, Размышления о неформальном искусстве художника Микулаша Медека в современной и более поздней литературе, бакалаврская работа, ÚDU FF UK Прага 2014
  • Микулаш Медек – закрытая проблема или современный феномен чешского искусства? Известия НИИ Академии художеств, Прага, 2002 г.
  • Иржи Шевчик, Павлина Морганова, Дагмар Душкова Сватошова, Чешское искусство 1938–1989, 520 стр., Академия, Прага 2001, ISBN 80-200-0930-2
  • Вогелова, Павлина: Микулаш Медек и Эмила Медкова: Тени картин, текстов и фотографий, В: Труды Национального музея в Праге. Серия А - История. Том. 70, нет. 1-2, 2016, с. 53–64
  • Рышард Станиславский, Кристоф Брокгауз, Европа, Европа: век авангарда в Центральной и Восточной Европе, 351 стр., Художественно-выставочный зал Федеративной Республики Германия (Bundeskunsthalle), Бонн, 1994 г.
  • Петр Крал, Сюрреализм в Чехословакии, 359 стр., Галлимар, Париж, 1983, ISBN 2-07-021692-6
  • Hommage à Mikuláš Medek, антология, 66 стр., Париж-Тёкендорф-Вена, 1976 г.
  • Сюрреалистическая отправная точка 1938–1968, 290 стр., Чехия. писатель, Прага 1969 г.

Монографии

[ редактировать ]
  • Богумир Мраз, Медек, 178 стр., издательство: Обелиск, Прага, 1970 г.
  • Микулаш Медек - Тексты, 1995, 436 стр., Торст, Прага, ISBN 80-85639-56-4
  • Антонин Хартманн, Микулаш Медек, 211 стр., Gema Art Group, Прага, 2002, ISBN 80-86087-34-4

Каталоги

[ редактировать ]
  • Микулаш Медек: Подборка картин 1947–1965 годов, Антонин Хартманн, Богумир Мраз, 40 стр., SČSVU Прага, 1965 г.
  • Микулаш Медек: Картины 1961–1966, Антонин Хартманн, Богумир Мраз, 7 стр., Объединенный гоночный клуб ROH, Усти-над-Орлици 1966
  • Микулаш Медек: Двадцать неопубликованных картин 1960/65 гг., Честмир Кратки, 24 стр., Региональная галерея Либерец, 1966 г.
  • Микулаш Медек, Антонин Хартманн, Сильвио Чеккато, Джермано Берингели, 56 стр., Galleria La Bertesca, Генуя, 1967 г.
  • Микулаш Медек: Peintures, Paintings, Bilder 1958–1967, Антонин Хартманн, 52 стр., Art Cenrum, Прага, 1968 г.
  • Микулаш Медек: Проектировщики башен, Либор Фара, Богумир Мраз, 12 стр., SČSVU Прага, 1969 г.
  • Микулаш Медек: Рисунки и иллюстрации, 4 стр., 1-я выставка «Лица» 1969 г.
  • Микулаш Медек: Картины 1944–1969, Богумир Мраз, 48 стр., Центр искусств, Региональная галерея, Градец Кралове 1969
  • Микулаш Медек, 6 стр., выставка Регенсбург, Музей д. Город 1969 г.
  • Микулаш Медек Прага, В художественном кружке Лайнфельдена, Кристоф Вильгельми, 8 стр., Лайнфельден-Эхтердинген 1970
  • Микулаш Медек: Выставка картин, 1 лист, Выставка картин Микулаша Медека в его мастерской в ​​Праге 7, Летоградска 5, 20–22 сентября 1975 г.
  • Микулаш Медек 1926–1974, Ян Кобласа, Микулаш Медек, Богумир Мраз, Петр Шпильманн, Милан Направник, 32 стр., Музей Бохума 1976, ISBN 3-8093-0027-6
  • Микулаш Медек: Избранные картины 1944/1974 годов, Хартманн Антонин и др., 1988, каталог выставки, 52 стр., ГМУ Роуднице-над-Лабем; 1990 Дом искусства Брно
  • Микулаш Медек: Картины, Избранные произведения, Berinhelli G et al., 1990, кат. 86 листов, ОГВУ Оломоуц
  • Микулаш Медек: Картины (Избранные произведения), Ян Кобласа и др., 77 + 9 стр., Alšova jihočeská галерея в Глубоке-над-Влтавой 1990
  • Микулаш Медек: Картины 1942–1974, Эффенбергер Вратислав и др., кат. 60 стр., ДУ г. Брно 1990 г.
  • Микулаш Медек: ČSA Košice 1963–64, Карел Срп, 48 стр., Dvorak Sec Contemporary (Галерея DSC), Прага, 2012 г.
  • Микулаш Медек: Движущиеся могилы, Карел Срп, Вера Линхартова, Йозеф Тополь, 59 стр., Галерея Зденека Скленаржа, Прага 2014, ISBN 978-80-87430-42-2
  • Микулаш Медек: Обнаженная в шипах, Карел Срп, Ленка Быджовска (ред.), 204 стр., Национальная галерея в Праге 2020, ISBN 978-80-7035-761-3
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5e8e05033e456de0b763dffb0c1ea695__1718657100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5e/95/5e8e05033e456de0b763dffb0c1ea695.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mikuláš Medek - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)