Военный корабль США Энтерпрайз (CVN-65)
![]() USS Enterprise находится в Атлантическом океане | |
Обзор класса | |
---|---|
Имя | «Энтерпрайз» класса Авианосец |
Строители | Судостроение Ньюпорт-Ньюса |
Операторы | ![]() |
Предшественник | Китти Хок класс |
Преемник | Нимица класс |
Построен | 1958–1961 |
В эксплуатации |
|
Планируется | 6 |
Завершенный | 1 |
Отменено | 5 |
Ушедший на пенсию | 1 |
История | |
![]() | |
Имя | Предприятие |
Тезка | Военный корабль США Энтерпрайз (CV-6) |
Заказал | 15 ноября 1957 г. |
Строитель | Судостроительная компания Ньюпорт-Ньюс и сухой док |
Расходы | 451,3 миллиона долларов [2] |
Заложен | 4 февраля 1958 г. |
Запущен | 24 сентября 1960 г. |
Крещенный | 24 сентября 1960 г. |
Приобретенный | 29 октября 1961 г. |
Введен в эксплуатацию | 25 ноября 1961 г. |
Выведен из эксплуатации | 3 февраля 2017 г. |
В эксплуатации | 12 января 1962 г. |
Не работает | 1 декабря 2012 г. |
реклассифицирован | ЦВН-65 из ЦВА(Н)-65 |
Ремонт | 27 сентября 1994 г. |
пораженный | 3 февраля 2017 г. |
Девиз |
|
Псевдоним(а) | Большая Е [1] |
Статус | Ожидает переработки на верфи HII, Ньюпорт-Ньюс, Вирджиния. |
Значок | ![]() |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Энтерпрайз» Авианосец класса |
Смещение | 93 284 длиннотонны (94 781 т) при полной загрузке [3] |
Длина | |
Луч |
|
Черновик | 39 футов (12 м) |
Движение |
|
Скорость | 33,6 узлов (38,7 миль в час; 62,2 км / ч) [11] |
Диапазон | Неограниченное расстояние; 20–25 лет |
Дополнить |
|
Датчики и системы обработки |
|
Электронная война и приманки | |
Вооружение |
|
Броня | Алюминиевый пояс толщиной 8 дюймов (20 см) (эквивалент катаной гомогенной стальной брони толщиной 4 дюйма (10 см), бронированная кабина экипажа, ангар, магазины и реактор [7] [8] |
Самолет перевезен |
|
Авиационные объекты | Кабина экипажа: 1123 фута (342 м) |
Примечания | Оснащен четырьмя паровыми катапультами. [10] |
36 ° 58'50 "N 76 ° 26'18" W / 36,9805 ° N 76,4384 ° W USS Enterprise (CVN-65) , ранее CVA(N)-65 , выведенный из эксплуатации. [12] ВМС США Авианосец . В 1958 году он был первым атомным авианосцем и восьмым военным кораблем США, носившим это имя . Как и ее предшественница, прославившаяся во время Второй мировой войны , ее прозвали «Большая И». На высоте 1123 футов (342 м) [4] [5] это самый длинный военный корабль, когда-либо построенный, и единственный корабль того класса, у которого изначально планировалось иметь пять других кораблей. Ее 93 284 длиннотонных (94 781 т ) [3] По водоизмещению ее класс является третьим по величине авианосным классом после «Нимиц» класса и «Джеральд Р. Форд» класса . «Энтерпрайза» насчитывал около 4600 военнослужащих. Экипаж [6]
Предприятие [13] на момент вывода из эксплуатации был третьим по возрасту вошедшим в строй судном ВМС США после авианосца с деревянным корпусом « Конституция» и авианосца « Пуэбло» . [14] Она была деактивирована 1 декабря 2012 года. [15] и официально выведен из эксплуатации 3 февраля 2017 года, [16] [17] после более чем 55 лет службы. [18] [19] В тот же день ее исключили из Регистра военно-морских судов . [20] Это название было присвоено будущему класса Джеральда Р. Форда авианосцу USS Enterprise (CVN-80) . [21] [22]
Дизайн
[ редактировать ]Разработан по проекту SCB 160 . [23] «Энтерпрайз» задумывался как первый из шести авианосцев класса, но резкое увеличение затрат на строительство привело к отмене оставшихся судов.
«Энтерпрайз» — единственный авианосец, на котором размещено более двух ядерных реакторов. [4] имеет восьмиреакторную двигательную установку, причем каждый реактор A2W заменяет один из обычных котлов в более ранних конструкциях. [24] Это единственный авианосец с четырьмя рулями направления (на два больше, чем у других классов) и корпусом, более похожим на крейсерский . [25]
Вооружение
[ редактировать ]Из-за огромной стоимости ее строительства «Энтерпрайз» был спущен на воду и введен в эксплуатацию без запланированных пусковых установок ракет RIM-2 Terrier . [26] Первоначально авианосец имел мало оборонительного вооружения. [23] [27] [а] В конце 1967 года «Энтерпрайз» был оснащен прототипом базовой ракетной системы точечной обороны (BPDMS) с двумя коробчатыми пусковыми установками по восемь снарядов для ракет «Си Спэрроу». [23] [29] Третья пусковая установка БПДМС была установлена во время ремонта корабля в 1970–1971 годах. [30]
Более поздние модернизации добавили две НАТО Sea Sparrow (NSSM) и три Mk 15 Phalanx CIWS . артиллерийские установки [31] Позже одна установка CIWS была удалена и для ракет RIM-116 Rolling Airframe . добавлены две 21-ячеечная пусковая установка [32] [33]
Радар
[ редактировать ]У «Энтерпрайза» была радиолокационная система с фазированной решеткой, известная как СКАНФАР . СКАНФАР должен был лучше отслеживать несколько воздушных целей, чем обычные радары с вращающейся антенной. СКАНФАР состоял из двух радаров: AN/SPS-32 и AN/SPS-33. AN/SPS-32 — радар воздушного поиска и обнаружения целей дальнего действия, разработанный компанией Hughes для ВМС США. AN/SPS-32 работал вместе с AN/SPS-33, который представлял собой квадратную решетку, используемую для 3D-слежения, в одной системе. Он был установлен только на двух судах, «Энтерпрайзе» и крейсере USS Long Beach , что привело к значительному потреблению электроэнергии в электрической системе корабля. [ нужна ссылка ]
Технология AN/SPS-32 была основана на электронных лампах, и система требовала постоянного ремонта. СПС-32 представлял собой радар с фазированной решеткой, имеющий дальность действия 400 морских миль против крупных целей и 200 морских миль против небольших целей размером с истребитель. [34] Эти первые фазированные решетки, замененные примерно в 1980 году, и послужили причиной появления острова характерной квадратной формы. [10]
Радары AN/SPS-32 и AN/SPS-33, хотя и опередили свое время, имели проблемы, связанные с электрическим механизмом управления лучом, и не нашли применения в других классах кораблей. Хотя они считаются ранней формой радара с «фазированной решеткой», для того, чтобы сделать радары с фазированной решеткой одновременно надежными и практичными для ВМС США, потребуется более поздняя технология фазированной решетки Aegis AN / SPY-1 с электронным управлением лучом. . [35] В куполе над СКАНФАРом находился уникальный комплекс радиоэлектронной борьбы — дипольные антенны Эндрю Алфорда AA-8200 (которые так и не получили военного обозначения). Система состояла из шести рядов усиков, опоясывающих купол. Антенны в двух верхних рядах были заключены в обтекатели труб, поскольку они были маленькими и хрупкими.
История
[ редактировать ]Ввод в эксплуатацию и испытания
[ редактировать ]4 февраля 1958 года киль « Энтерпрайза » был заложен в компании Newport News Shipbuilding and Drydock Company на Шипвей 11. 24 сентября 1960 года корабль был спущен на воду при поддержке жены Уильяма Б. Франке , тогдашнего министра военно-морского флота . 25 ноября 1961 года «Энтерпрайз» был введен в строй вместе с капитаном Винсентом П. де Пуа , ранее служившим в 6-й боевой эскадрилье на ее предшественнице , [36] в команде. 12 января 1962 года корабль совершил свой первый рейс, начав обширный поход и длительную серию испытаний и тренировок, призванных определить все возможности атомного суперавианосца . [37] Пробег на полной скорости в сопровождении военного корабля США « Лаффи» (DD-724) продемонстрировал явную мощь и скорость Энтерпрайза » новой ядерной силовой установки « . после этого Лаффи сообщил по рации: «Вы выиграли гонку. Топливо кончилось, верхняя часть засолена, экипаж мокрый, а двигатели устали». [38] 20 февраля 1962 года «Энтерпрайз» был станцией слежения и измерения для полета « Дружбы-7» , космической капсулы проекта «Меркурий» , на которой подполковник Джон Х. Гленн-младший совершил первый американский орбитальный космический полет. [39] 5 апреля 1962 года «Энтерпрайз» завершил работы по диагностике на военно-морской базе Норфолк . [37]
![]() | ![]() USS Enterprise , официальный почтовый штемпель и печать отправлено по почте во время в Гуантанамо (GITMO) круиза Shake Down 10 февраля 1962 г. |
1960-е годы
[ редактировать ]25 июня 1962 года «Энтерпрайз» присоединился ко 2-му флоту во время своего первоначального оперативного развертывания, проводя тренировки у восточного побережья США, и принял участие в учениях LantFlex 2-62 , учениях по нанесению ядерного удара, совместно с авианосцем «Форрестол» с 6 по 12. Июль. [40] [39] В августе авианосец присоединился к 6-му флоту в Средиземном море и вернулся в Норфолк, штат Вирджиния, 11 октября 1962 года. [40]
Кубинский ракетный кризис 1962 года
[ редактировать ]В октябре 1962 года «Энтерпрайз» был отправлен в свой первый международный кризис. После того, как стало известно, что Советский Союз строит для ядерных ракет на Кубе стартовые площадки , президент Джон Ф. Кеннеди приказал Министерству обороны США провести крупномасштабное наращивание ядерных ракет. В рамках подготовки Атлантический флот США подготовил большое количество своих кораблей. 22 октября президент Кеннеди приказал ввести военно-морской и воздушный «карантин» (блокаду) на поставку наступательной военной техники на Кубу и потребовал от Советов демонтировать там ракетные объекты. В блокаде участвовали пять авианосцев Второго флота — «Энтерпрайз» (в составе оперативной группы 135), «Индепенденс» , «Эссекс» , «Лейк Шамплейн » и «Рэндольф » при поддержке береговой авиации. К 28 октября кризис удалось предотвратить после того, как США тайно согласились вывести ядерные ракеты из Италии и Турции. [41]
Второе и третье развертывание
[ редактировать ]![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
19 декабря 1962 года Grumman E-2 Hawkeye был катапультирован с борта Enterprise в ходе первых корабельных испытаний пусковой штанги с носовым колесом, предназначенной для замены уздечки катапульты. [42] Через несколько минут второй запуск с пусковой планкой был произведен самолетом Grumman A-6A Intrumer , продемонстрировав одну из основных целей проектирования — сокращение интервалов запуска. [43]
В 1963–1964 годах, теперь под командованием капитана Фредерика Х. Михаэлиса , «Энтерпрайз» совершил свое второе и третье развертывание в Средиземноморье. Во время своего третьего развертывания авианосец участвовал в операции «Морская орбита» — первой в мире оперативной группе с ядерными двигателями в составе крейсеров «Лонг-Бич» и «Бейнбридж» , которые вместе формировали конвой для кругосветного плавания. 25 февраля 1964 года член экипажа финского торгового судна «Верна Паулин» получил травму в результате падения, когда судно находилось в районе залива Суда в Греции. «Энтерпрайз» ответил на ее призыв о помощи. Хирург был доставлен в Верну Паулин на вертолете. [39] В октябре 1964 года «Энтерпрайз» вернулся в компанию Newport News Shipbuilding and Dry Dock Company для своей первой дозаправки и капитального ремонта . Во время этого ремонта ее восемь ядерных реакторов, которые питали «Энтерпрайз» , пройдя более 200 000 морских миль (230 000 миль; 370 000 км), были дозаправлены, два ее гребных вала были заменены, а электроника корабля была обновлена. «Энтерпрайз» вышел из ремонта 22 июня 1965 года и вернулся в строй. [44]
Развертывание во Вьетнаме
[ редактировать ]В ноябре 1965 года «Энтерпрайз» был передан Седьмому флоту и базировался в авиабазе ВМС Аламеда , Калифорния. В следующем месяце, 2 декабря, он стал первым атомным кораблем, принявшим участие в бою, запустив самолеты против Вьетконга возле города Бьен Хоа . Корабль возглавлял третью авианосную дивизию с «Энтерпрайзом» (переименованным в CVA(N)-65 ), на борту которого находилось девятое авиакрыло авианосца (CVW-9), Бейнбридж ; Барри ; и Сэмюэл Б. Робертс . В первый день «Энтерпрайз» совершил 125 боевых вылетов , сбросив 167 коротких тонн (151 т) бомб и ракет по линиям снабжения противника. 3 декабря она установила рекорд - 165 ударных вылетов за один день. [45]
В январе 1966 года авианосец продолжал действовать в составе 77-й оперативной группы в Тонкинском заливе в качестве флагмана контр-адмирала Генри Л. Миллера, командующего третьей авианосной дивизией. [46] Под командованием капитана Джеймса Л. Холлоуэя III на борту находилось около 350 офицеров и 4800 солдат. Были погружены на борт четыре эскадрильи западного побережья CVW-9 под командованием командира Ф. Т. Брауна; VF-92 под командованием командира Э.А. Роусторна и VF-96 под командованием командира Р.Д. Нормана на F-4B Phantom II ; ВА-93 под командованием командира А. Дж. Монгера и ВА-94 под командованием командира О. Э. Крюгера на самолетах A-4C Skyhawks . В состав этих эскадрилий входили еще три, базирующиеся на Восточном побережье; VA-36 под командованием командира Дж. Э. Маршалла, VA-76 под командованием командира Дж. Б. Линдера на самолетах A-4C Skyhawks; и RVAH-7 под командованием командира К. Энни, летающего на линчевателях RA-5C . Контр-адмирал Миллер был освобожден от должности командира третьей авианосной дивизии контр-адмиралом Т. Дж. Уокером 16 февраля 1966 года. Во время церемонии смены командования на кабине экипажа контр-адмирал Миллер в своем прощальном слове высоко оценил работу корабля и вручил воздушные медали более чем 100 пилоты и летные офицеры. [47]
Корабль пришвартовался у пирса Лейте, военно-морская база США Субик-Бей , вечером 8 декабря 1966 года. [46] Сразу же началась погрузка запасов на первый период линии. Контр-адмирал Уолтер Л. Кертис-младший, командир девятой авианосной дивизии , поднял на борт свой флаг. В компании с Мэнли , Гридли и Бейнбриджем « Энтерпрайз » отплыл к станции Янки 15 декабря и занял там свою позицию через три дня. [ нужна ссылка ]
Когда «Энтерпрайз» покинул Тонкинский залив 20 июня 1967 года, ее пилоты совершили более 13 400 боевых вылетов за 132 боевых дня. (История командования предприятия, 1967, 29). Как заявил вице-адмирал Хайланд в своем поздравительном заявлении, «все девятое авиакрыло заслужило оглушительную оценку «Молодец». Авианосец прошел 67 630 миль в боях с Седьмым флотом. Она прибыла в Субик-Бей 22 июня и отбыла 25 июня, чтобы вернуться в Аламеду 6 июля 1967 года. [ нужна ссылка ]

В Аламеде «Энтерпрайз» начал капитальный ремонт. Капитан Кент Ли сменил капитана Джеймса Л. Холлоуэя с поста командира на церемонии 11 июля 1967 года. Работы на верфи были завершены 5 сентября 1967 года, и после завершения ходовых испытаний 7 сентября «Энтерпрайз» направился на юг из залива Сан-Франциско в Сан-Диего, чтобы снова погрузить CVW. -9 и отправимся на переподготовку у побережья Калифорнии. [ нужна ссылка ]
«Энтерпрайз» находился в Сасебо, Япония, в январе 1968 года, когда американский разведывательный корабль USS Pueblo был захвачен Северной Кореей. Он служил флагманом TF 71 (контр-адмирал Эпес), который был сформирован в ответ и действовал вблизи южнокорейских вод в течение почти месяц, во время операции «Формирование Звезды» . Когда дипломатические переговоры разрядили напряженность, «Энтерпрайз» и ее сопровождающие были освобождены и отправились на юг, к станции Янки 16 февраля 1968 года. «Энтерпрайз» вернулся на авиабазу Аламеда 18 июля 1968 года, выполнив 12 839 пусков катапульт и совершив 12 246 боевых вылетов, из них 9 182 боевых. После непродолжительного ремонта на военно-морской верфи Пьюджет-Саунд с 29 июля по 26 сентября он вернулся в Аламеду, чтобы подготовиться к следующему развертыванию во Вьетнаме. [ нужна ссылка ]
1969 год пожар
[ редактировать ]
Утром 14 января 1969 года в сопровождении эсминцев «Бенджамин Стоддерт» и «Роджерс» , ракета MK-32 Zuni загруженная на припаркованный F-4 Phantom, взорвалась, когда боеприпас взорвался после перегрева пусковой установкой самолета. [48] Взрыв вызвал пожары и дополнительные взрывы в кабине экипажа. [ нужна ссылка ]
Пожары удалось взять под контроль относительно быстро (по сравнению с предыдущими пожарами на летной палубе авианосца), но 27 моряков погибли и еще 314 моряков получили ранения. В результате пожара было уничтожено 15 самолетов, и в результате повреждения вынудили «Энтерпрайз» приступить к ремонту на военно-морской верфи Перл-Харбор на Гавайях, в первую очередь для ремонта броневой обшивки кабины экипажа. [49] 1 марта 1969 года ремонт корабля был завершен, и корабль продолжил свое запланированное развертывание в западной части Тихого океана (WESTPAC) во Вьетнаме и Тонкинском заливе. Эти направления будут отложены из-за событий в восточной части Японского моря. [50]

Корейские операции
[ редактировать ]14 апреля 1969 года напряженность в отношениях с Северной Кореей снова обострилась, когда северокорейский самолет сбил самолет Lockheed EC-121 Warning Star , который совершал разведывательное патрулирование над восточной частью Японского моря со своей базы в Ацуги , Япония. Весь экипаж из 31 человека погиб. В ответ США активизировали оперативную группу 71 (TF 71) для защиты будущих таких полетов над этими международными водами . Первоначально в состав оперативной группы должны были входить «Энтерпрайз» , «Тикондерога» , «Рейнджер» и «Хорнет» с прикрытием из крейсеров и эсминцев. «Энтерпрайз» прибыл на станцию с TF 71 в конце апреля после завершения ремонта. Корабли для TF 71 в основном поступали из Юго-Восточной Азии. Это развертывание стало одной из крупнейших демонстраций силы в этом районе со времен Корейской войны. [ нужна ссылка ]
1970-е годы
[ редактировать ]В 1969–1970 годах «Энтерпрайз» вернулся в судостроение Ньюпорт-Ньюс и прошел капитальный ремонт и второе переоборудование. В январе 1971 года он завершил ходовые испытания новых активных зон ядерного реактора, запаса энергии которых хватило на 10 лет. 11 июня 1971 года «Энтерпрайз» под командованием капитана Форреста С. Петерсена и четырнадцатого авиакрыла авианосца (CVW-14) на борту снова отправился во Вьетнам. [51] : 423
Южная и Юго-Восточная Азия
[ редактировать ]
К 30 июля 1971 года «Энтерпрайз» , «Орискани» и «Мидуэй» совершили в общей сложности 2001 ударный вылет. Забастовочные операции в июле были прерваны, когда авианосцы на станции уклонились от трех тайфунов : «Харриет», «Ким» и «Джин». небольшое увеличение числа боевых вылетов в Южном Вьетнаме В течение месяца произошло . В основном это были визуальные удары по позициям войск противника и поддержка операций вертолетов США . С августа по ноябрь 1971 года «Энтерпрайз» действовал на станции Янки . [51] : 423
В декабре 1971 года капитан Эрнест Э. Тиссо-младший принял командование, и «Энтерпрайз» был переброшен в Бенгальский залив во время индо-пакистанской войны 1971 года в качестве демонстрации силы против военно-морской блокады Индии со стороны INS Vikrant . Позже подводная лодка ВМФ СССР также преследовала оперативную группу США. Конфронтация была предотвращена, когда «Энтерпрайз» отошёл от Индийского океана в сторону Юго-Восточной Азии. [52] Предприятие завершило свое развертывание 12 февраля 1972 года. [51] : 423
«Энтерпрайз» вернулся в Южно-Китайское море 12 сентября 1972 года с CVW-14 на борту. [51] : 424 18 декабря 1972 года США возобновили бомбардировки выше 20-й параллели под названием Linebacker II . Во время операций Linebacker II «Энтерпрайз» и другие авианосцы на станции повторно засеивали минные поля в гавани Хайфона и наносили концентрированные удары по объектам зенитно-ракетной и зенитной артиллерии, армейским казармам противника, нефтехранилищам, районам военно-морских сил и верфей Хайфона, железнодорожные и автомобильные станции. Вылеты тактических воздушных атак ВМФ под командованием Полузащитника II были сосредоточены в прибрежных районах вокруг Ханоя и Хайфона. Во время Linebacker II в этом районе было совершено 705 боевых вылетов. В период с 18 по 22 декабря ВМС нанесли 119 ударов Linebacker II по Северному Вьетнаму, при этом основным ограничивающим фактором авиаударов была плохая погода. [ нужна ссылка ] В декабре 1972 года Северный Вьетнам вернулся за мирный стол, и Linebacker II закончился. В январе 1973 года было объявлено о прекращении огня во Вьетнаме, и американские авианосцы прекратили все боевые вылеты в Северный и Южный Вьетнам. [ нужна ссылка ] С 28 января 1973 года самолеты компаний «Энтерпрайз» и «Рейнджер» совершили 81 боевой вылет против целей на линиях связи в Лаосе . Коридор для облетов проходил между Хуэ и Данангом в Южном Вьетнаме. Эти вылеты боевой поддержки были совершены в поддержку правительства Лаоса, которое запросило эту помощь. Лаос не имел никакого отношения к прекращению огня во Вьетнаме. [ нужна ссылка ] Предприятие завершило свое развертывание 12 июня 1973 года. [51] : 424
Пост-Вьетнам
[ редактировать ]После прекращения огня во Вьетнаме в 1973 году «Энтерпрайз» направился на военно-морскую верфь Пьюджет-Саунд в Бремертоне, штат Вашингтон , где авианосец был переоборудован и переоборудован для поддержки новейших истребителей ВМФ — Grumman F-14 Tomcat . Два из четырех дефлекторов реактивной струи были увеличены для размещения Tomcat. Заменён гребной вал №4; он был погнут, когда его винт запутался в выброшенном тросе тормозного механизма . [ нужна ссылка ]
18 марта 1974 года первые боевые «Томкэты» VF-1 Wolfpack и VF-2 Bounty Hunters совершили свой первый взлет и приземление с авианосца. В сентябре 1974 года «Энтерпрайз» стал первым авианосцем, развернувшим новый истребитель, когда она совершила свое седьмое развертывание WESTPAC. [51] : 426
В феврале 1975 года тайфун Жервез обрушился на островное государство Маврикий , и «Энтерпрайзу» было приказано оказать помощь при стихийных бедствиях. Прибыв в Порт-Луи , персонал авианосца потратил более 10 000 человеко-часов на оказание такой помощи, как восстановление систем водоснабжения, электроснабжения и телефонной связи, расчистка дорог и мусора, а также предоставление вертолетной, медицинской, продовольственной и питьевой воды в пострадавший район. [ нужна ссылка ]
Операция Частый ветер
[ редактировать ]
В апреле 1975 года «Энтерпрайз» , «Мидуэй» , «Коралловое море» , «Хэнкок» и «Окинава» были переброшены в воды Южного Вьетнама на случай возможной эвакуации, поскольку Северный Вьетнам , в нарушение Парижских мирных соглашений , начал обычное вторжение в Южный Вьетнам. 29 апреля операцию «Частый ветер» вертолеты ВМС США и Корпуса морской пехоты США из состава 7-го флота провели . Операция включала эвакуацию американских граждан и вьетнамцев из группы риска из Сайгона , столицы Южного Вьетнама, подвергшейся сильному нападению со стороны вторгшихся сил Северного Вьетнама. [53]
Президент Джеральд Форд приказал эвакуироваться вертолетом, когда обстрел PAVN вынудил прекратить эвакуацию самолетов из аэропорта Таншоннят . Под прикрытием истребителей, обеспечиваемых самолетами-носителями, вертолеты приземлились у посольства США, Сайгона и комплекса ДАО, чтобы забрать эвакуированных. Последний вертолет поднялся с крыши посольства США в 7:53 утра по местному времени 30 апреля 1975 года, на борту находились последние 11 морских охранников . В ходе операции «Частой ветер» самолеты «Энтерпрайза» совершили 95 боевых вылетов. [53] VF-1 и VF-2, вылетевшие с «Энтерпрайза», совершили первое боевое применение F-14 Tomcat. [54]
Восьмое и девятое развертывания
[ редактировать ]В июле 1976 года «Энтерпрайз» начал свое восьмое развертывание в западной части Тихого океана. Начиная с октября она приняла участие в учениях ANZUS «Кенгуру II» с кораблями ВМС Австралии и Новой Зеландии. [55]
Одним из посещенных портов был Хобарт, Тасмания, в ноябре 1976 года. Кроме того, это был первый раз с начала 1920-х годов, когда американский корабль бросил якорь в гавани столицы Хобарта. Пиво с изображением «Энтерпрайза » на этикетке было лишь одним из памятных подарков прославленному атомщику. [ нужна ссылка ]
В феврале 1977 года Иди Амин , президент Уганды , публично выступил с уничижительными высказываниями в адрес Соединенных Штатов, и американцы в Уганде были взяты в заложники. Это произошло через несколько месяцев после израильского рейда в аэропорту Энтеббе . «Энтерпрайз» и его корабли сопровождения должны были вернуться домой после семимесячного развертывания, но, только что покинувшие Момбасу после захода в порт, им было приказано оставаться в этом районе и действовать у восточноафриканского побережья в течение примерно одной недели. Отряд морской пехоты и авиакрыло корабля готовились к возможной миссии по спасению и эвакуации американцев, но в конце концов Амин освободил всех заложников. Затем корабли на высокой скорости пересекли Индийский океан, чтобы совершить ранее запланированный последний заход в порт NAS Cubi Point на Филиппинах, прежде чем вернуться на NAS Alameda. [ нужна ссылка ]

В 1978 году «Энтерпрайз» совершил свое девятое развертывание в западной части Тихого океана, последнее перед запланированным капитальным ремонтом корабля. Круиз WESTPAC 1978 года включал заходы в порты Гонконга, Перта, Австралии и Сингапура и завершился в конце года. В январе 1979 года авианосец прибыл на военно-морскую верфь Пьюджет-Саунд для запланированного 36-месячного ремонта. В ходе капитального ремонта была изменена надстройка корабля - удалены радары СКАНФАР и уникальная верхняя часть в форме перевернутого конуса, высотой в три этажа. Во время длительного ремонта персонал ВМФ и верфи называл «Энтерпрайз» зданием 65. [ нужна ссылка ]
1980-е годы
[ редактировать ]
В 1982 году авианосец совершил свое 10-е развертывание WESTPAC. В апреле 1983 года «Энтерпрайз» , возвращаясь из командировки, сел на мель на песчаной косе в заливе Сан-Франциско и застрял там на несколько часов. [56] По совпадению, Джордж Такей , сыгравший мистера Сулу, рулевого вымышленного космического корабля « Энтерпрайз» , в то время находился на борту в качестве гостя военно-морского флота. [57] Несмотря на то, что посадки на мель и столкновения обычно заканчивают карьеру капитанов военных кораблей США, тогдашний капитан Роберт Дж. Келли , который уже был выбран для повышения до коммодора, в конечном итоге стал четырехзвездочным адмиралом и главнокомандующим. Тихоокеанского флота США . [58]
В 1985 году «Энтерпрайз» начал подготовку к своему 11-му развертыванию WESTPAC. Поздно ночью 2 ноября 1985 года, когда капитан Роберт Л. Лейшнер-младший находился на мостике, во время летных учений она врезалась в Бишоп-Рок на банке Кортес , повредив внешний корпус с порезом длиной более 100 футов и выбив один винт. , чип, размер которого был проиллюстрирован фотографией водолаза ВМФ, вытянутого и лежащего внутри выемки. [ нужна ссылка ] Стоимость устранения ущерба составила 17 миллионов долларов, и 27 января 1986 года Лейшнер был отстранен от командования в результате инцидента капитаном Робертом Дж. Спейном . [59]
В 1986 году авианосец совершил свое 12-е развертывание WESTPAC, выйдя 15 января 1986 года. Она возглавила боевую группу FOXTROT, в которую входили Трукстун , Арканзас , О'Брайен , Ризонер , Льюис Б. Пуллер , МакКласки , Дэвид Р. Рэй и Вабаш . Боевая группа направилась прямо в Индийский океан с остановками на Гавайях, в Субик-Бей и Сингапуре. [60] 28 апреля 1986 года «Энтерпрайз» стал первым атомным авианосцем, прошедшим через Суэцкий канал . Она отправилась из Красного моря в Средиземное, чтобы помочь Коралловому морю , на стоянке с Америкой у берегов Ливии . «Энтерпрайз» вошел в Средиземное море, чтобы поддержать операцию «Каньон Эльдорадо » — бомбардировку США Ливии. Это был первый визит корабля в Средиземное море за более чем 22 года. Во время развертывания контр-адмирал Джей Ти Хоу был заменен на посту командира группы 3 крейсеров-эсминцев контр-адмиралом Полом Дэвидом Миллером. [61]
В феврале 1988 года «Энтерпрайз» прошел свое 13-е развертывание и был назначен на операцию «Эрнест Уилл» по сопровождению кувейтских нефтяных танкеров с сменным флагом в Персидском заливе. 14 апреля другой корабль Earnest Will, Samuel B. Roberts , подорвался на иранской мине в международных водах . В ответ США начали операцию «Богомол» против иранских целей, начиная с двух иранских нефтяных платформ , которые использовались в качестве баз поддержки для иранских атак на торговое судоходство. Самолеты компании Enterprise и повредив разбомбили два иранских фрегата, помогая потопить один CVW-11 другой, а также обеспечили другую воздушную поддержку удара. [62]
В сентябре 1989 года «Энтерпрайз» покинул Аламеду и начал свое 14-е зарубежное развертывание — кругосветное плавание, которое завершилось в новом порту приписки корабля — военно-морской базе Норфолк , штат Вирджиния. В начале декабря 1989 года компании Enterprise и Midway участвовали в операции Classic Resolve , президента Джорджа Буша-старшего ответе на просьбу президента Филиппин Корасон Акино о поддержке с воздуха во время попытки повстанческого переворота. «Энтерпрайз» оставался на станции, выполняя полеты в водах за пределами Манильского залива, пока ситуация не утихла. [ нужна ссылка ]
1990-е годы
[ редактировать ]В апреле 1990 года «Энтерпрайз» завершил свое кругосветное развертывание, прибыв в Норфолк, штат Вирджиния , пройдя более 43 000 миль (69 000 км) (морское плавание). ремонта, когда-либо предпринятого ВМФ В октябре авианосец перешел в судостроение Ньюпорт-Ньюс для дозаправки и крупнейшего комплексного капитального . 27 сентября 1994 года « Энтерпрайз» вернулся в море для ходовых испытаний под командованием капитана Ричарда Дж. Нотона , во время которых он выполнил расширенный пробег на полной мощности так же быстро, как и когда был новичком. [63]
28 июня 1996 года «Энтерпрайз» начал свое 15-е зарубежное развертывание. Авиакомпания установила бесполетные зоны в Боснии в рамках операции «Джойнт Индевор» и над Ираком в рамках операции «Южный дозор» . Развертывание завершилось в декабре 1996 года, что также ознаменовало окончание активной службы Grumman A-6 Intrumer в составе ВМФ. В феврале 1997 года компания Enterprise вошла в состав Newport News Shipbuilding для продления выборочной ограниченной доступности сроком на четыре с половиной месяца. [ нужна ссылка ]
В ноябре 1998 года, после проверок, «Энтерпрайз» отправился в свое 16-е зарубежное развертывание с поднятым на борт CVW-3 . В ночь на 8 ноября, вскоре после начала развертывания, самолет Northrop Grumman EA-6B Prowler врезался в Lockheed S-3 Viking на летной палубе авианосца. Несчастный случай произошел во время посадки EA-6B во время ночных авианосных квалификаций , ударившись о сложенные крылья S-3, который еще не покинул посадочную площадку полетной палубы. [ нужна ссылка ]
Экипаж ЭА-6Б из четырех человек погиб при ударе самолета о воду, а два члена экипажа С-3 катапультировались . В кабине экипажа возник пожар, который был быстро потушен экипажем. Трое из четырех членов экипажа «Проулера» погибли в море, а останки четвертого были обнаружены вскоре после крушения. Экипаж «Викинга» был доставлен в Военно-морской медицинский центр Портсмута , штат Вирджиния. Других серьезных травм не было. Тщательные поиски трех пропавших без вести членов экипажа EA-6B Prowler были приостановлены почти через 24 часа. [ нужна ссылка ]
23 ноября 1998 года «Энтерпрайз» сменил Дуайта Д. Эйзенхауэра в Персидском заливе.


Во время захода в порт Джебель-Али, ОАЭ, перевозчик принимал бывшего президента Джорджа Буша-старшего и наслаждался живым концертом , удостоенной премии Грэмми рок-группы Hootie & the Blowfish . [64]
В декабре 1998 года боевая группа «Энтерпрайз» возглавила операцию «Лис пустыни» , уничтожив иракские военные цели с помощью более чем 300 наземных ударных ракет «Томагавк» и 691 000 фунтов (346 коротких тонн; 313 тонн) боеприпасов. 70-часовой штурм провели «Энтерпрайз» , «Геттисберг» , «Стаут» , «Николсон» и «Майами» . [ нужна ссылка ]
Вскоре после резни в Рачаке и провала югославских мирных переговоров в Рамбуйе , Франция, «Энтерпрайз» быстро покинул порт в Каннах , Франция, чтобы вернуться на Адриатику . [ нужна ссылка ]
В начале марта 1999 года «Энтерпрайз» вернулся в Персидский залив, чтобы заменить Карла Винсона для поддержки операции «Южный дозор» , а в мае 1999 года вернулся в Норфолк. [ нужна ссылка ]
Во время развертывания в 1998–1999 годах «Энтерпрайз» преодолел более 50 000 морских миль (93 000 км; 58 000 миль) и провел в пути 151 день. Enterprise Battle Group была первой, кто развернул IT-21 , который предоставил беспрецедентные возможности внутренней и внешней связи, включая Интернет, электронную почту и телевидение. [ нужна ссылка ]
2000-е
[ редактировать ]
В марте 2001 года «Энтерпрайз» приняла участие в учениях JTFEX 01-2 в Карибском море . [65] U24 , класса Тип 206 дизель-электрическая подводная лодка ВМС Германии , сумела «потопить» « Энтерпрайз », выпустив сигнальные ракеты и сделав фотографию в перископ . [66]
25 апреля 2001 года «Энтерпрайз» начал свое 17-е зарубежное развертывание с бортом CVW-8 под командованием капитана Джеймса А. Виннефельда-младшего . С 18 по 28 июня авианосец и четыре эскорта вместе с Королевским флотом участвовали в совместных и комбинированных учениях по боевым действиям в Северном море , недалеко от Гебридских островов и в Шотландии . [ нужна ссылка ]
«Энтерпрайз» отправлялся домой из Персидского залива , когда теракты 11 сентября произошли . Без приказа авианосец вернулся в воды Юго-Западной Азии в районе Персидского залива , опередив свой эскорт. [67] В октябре 2001 года США нанесли воздушные удары по тренировочным лагерям Аль-Каиды и Талибана военным объектам в Афганистане . Действия были направлены на то, чтобы воспрепятствовать использованию Афганистана в качестве базы для террористических операций и атаковать военный потенциал режима Талибана. [ нужна ссылка ]
За три недели самолеты Enterprise совершили почти 700 вылетов и сбросили над Афганистаном более 800 000 фунтов (400 коротких тонн; 360 т) боеприпасов. [68] 10 ноября авианосец прибыл в порт приписки Норфолк, штат Вирджиния , на 16 дней позже, чем первоначально планировалось. В свой последний день в море на корабле велась прямая двухчасовая трансляция передачи « ABC на канале Доброе утро, Америка» . Гарт Брукс дал концерт с Jewel from Enterprise 21 ноября, когда она стояла в порту Норфолка, штат Вирджиния. Концерт транслировался в прямом эфире на канале CBS . В День Перл-Харбора (7 декабря 2001 г.) президент Джордж Буш обратился к морякам « Энтерпрайза» из кабины экипажа. [69]
В январе 2002 года «Энтерпрайз» вошел в Норфолкскую военно-морскую верфь в Портсмуте, штат Вирджиния, для запланированного годового расширенного сухого дока с ограниченной доступностью. [ нужна ссылка ]
Иракская война
[ редактировать ]Операция «Иракская свобода»
[ редактировать ]
С сентября 2003 года по февраль 2004 года корабль был задействован для смены четырех авианосцев, находившихся на стоянке во время вторжения в Ирак . Роль «Энтерпрайза» заключалась в обеспечении постоянной воздушной поддержки операции «Свобода Ирака». Полностью отремонтированный Коул в это время был членом ее группы сопровождения. В море на борту был проведен тур USO, в котором борец Курт Энгл , гонщик NASCAR Майк Уоллес и комик Робин Уильямс выступали с лекциями и выступлениями. Корабль совершил несколько заходов в порт Джебель-Али, остановку в Бахрейне (во время которой актер Бен Аффлек посетил корабль), а также в Неаполь, Италия, и Картенью, Испания, по пути домой. адмирал Джеймс Ставридис В это время боевой группой командовал «Энтерпрайза » был капитан Эрик Найдлингер. , а командиром [ нужна ссылка ]

В 2005 году корабль прошел очередной плановый капитальный ремонт на верфи Ньюпорт-Ньюс в Ньюпорт-Ньюсе, штат Вирджиния. Покидая док после этого периода верфи, «Энтерпрайз» пробежал через песчаную косу, в результате чего все восемь реакторов остановились, оставив корабль дрейфовать на аварийном электропитании почти на три часа, прежде чем его оттащили обратно на причал военно-морской базы Норфолк. Машинистам-ядерщикам корабля потребовалось около трех дней, чтобы очистить конденсаторы от речной грязи. [70]
В мае 2006 года «Энтерпрайз» отправился на шестимесячное развертывание, действуя в районах 6-го , 5-го и 7-го флотов в кругосветном туре, поддерживая операции «Ирак» и «Несокрушимая свобода», а также посещая порты Дубая, Гонконга и пересекая линию . Она вернулась в Норфолк 18 ноября 2006 года. [70]
19 декабря 2007 года авианосец вернулся домой после шестимесячного пребывания в Персидском заливе. [71]
В апреле 2008 года компания «Энтерпрайз» вошла на верфь Northrop-Grumman в Ньюпорт-Ньюсе для запланированного 18-месячного расширенного стыковки с выбранной ограниченной доступностью с запланированной датой завершения в сентябре 2009 года. По мере проведения технического обслуживания затраты продолжали превышать прогнозы, а дата завершения неоднократно возрастала. скользнул. «Энтерпрайз» , старейший действующий боевой корабль ВМФ, планировалось вывести из эксплуатации не позднее 2014 года. 6 апреля 2009 года адмирал Гэри Рагхед , начальник военно-морских операций , заявил, что он добивается разрешения Конгресса ускорить процесс вывода из эксплуатации. Предприятие . В соответствии с этим новым графиком корабль завершит одно окончательное развертывание перед выводом из эксплуатации в конце 2012 или начале 2013 года. Это временно сократит ВМС США до десяти действующих авианосцев за счет спуска на воду « Джеральда Р. Форда» в 2015 году. В октябре В 2009 году комитеты Палаты представителей и Сената по вооруженным силам согласились с рекомендацией, одобрив вывод Enterprise из эксплуатации. в 2013 году после 51 года службы. [14]
2010-е годы
[ редактировать ]
В апреле 2010 года ВМС объявили, что стоимость ремонта авианосца выросла до 655 миллионов долларов, и его планируется завершить в том же месяце. [72] 19 апреля 2010 года «Энтерпрайз» покинул верфь Northrop Grumman для проведения ходовых испытаний в рамках подготовки к возвращению во флот. [73] Общая стоимость ремонта авианосца составила 662 миллиона долларов, что на 46% превысило бюджет, при этом программа работ заняла на восемь месяцев больше запланированного срока. Военно-морской флот заявил, что планирует использовать авианосец для двух шестимесячных развертываний до запланированной даты вывода из эксплуатации в 2013 году. [74]
1 января 2011 года газета Virginian-Pilot опубликовала отрывки из финального видео набора под названием «XO Movie Night», которое было снято на канале «Энтерпрайз » и транслировалось по замкнутому телевидению в определенные субботние вечера. Видео, которые не предназначались для распространения за пределами командования, были сняты капитаном Оуэном Хонорсом , когда он был старшим офицером (XO) корабля в период 2006–2007 годов, и включали ненормативную лексику, оскорбления против геев и сцены сексуального характера. [75] [76]
Капитан Хонорс получил общественную поддержку со стороны личного состава ВМФ. [77] но 4 января 2011 года адмирал Джон К. Харви-младший, командующий командованием сил флота США в Норфолке, лишился награды за проявление недальновидности. Капитан Ди Мьюборн был назначен новым командиром. [78] Сорок офицеров и рядовых матросов, в том числе шесть флагманов , позже были подвергнуты дисциплинарным взысканиям различной степени в связи с инцидентом. [79]
Авианосец и его ударная группа были развернуты 13 января 2011 года. В походе в Персидский залив и Средиземное море авианосец сопровождали авианосец Air Wing One , ракетный крейсер Leyte Gulf и эсминцы управляемых ракет Barry , Bulkeley и Mason . [80] В феврале 2011 года «Энтерпрайз» был замешан в инциденте с сомалийскими пиратами , который закончился гибелью четырёх американских граждан и двух пиратов. [81]
Авианосец вернулся в Норфолк 15 июля 2011 года. Во время своего развертывания он участвовал в операциях по захвату 75 сомалийских пиратов, а его ударная группа нанесла ракетные удары по ливийскому правительству. [82]

11 марта 2012 года началось окончательное развертывание из порта приписки Норфолка кораблей авианосной группы USS Vicksburg , Porter , Nitze и James E. Williams , а 9 апреля 2012 года ВМС объявили, что «Энтерпрайз» и ее группа, Carrier Strike Group Twelve , будут назначены для присоединения. Авраам Линкольн в Персидском заливе. Миссию описывали как рутинную, а не как ответ на конкретную угрозу. По завершении этого круиза осенью 2012 года «Энтерпрайз» планировалось деактивировать. [83]
В октябре 2012 года «Энтерпрайз» в последний раз прошел Суэцкий канал транзитом. [84] Свой последний заход в зарубежный порт она совершила, когда посетила Неаполь, Италия , в период с 16 по 21 октября, который был первым зарубежным портом захода Большой Е пятьдесят лет назад. [85] [86]
4 ноября 2012 года «Энтерпрайз» в последний раз вернулся в порт приписки на военно-морской базе Норфолк, штат Вирджиния. Во время своего последнего путешествия авианосец преодолел почти 81 000 миль за 238-дневное пребывание в Персидском заливе, а его самолеты совершили более 2000 боевых вылетов в поддержку операции «Несокрушимая свобода» в Афганистане. [87]
Вывод из эксплуатации
[ редактировать ]
«Энтерпрайз» был деактивирован 1 декабря 2012 года на военно-морской базе Норфолк, штат Вирджиния. Деактивация Enterprise привела к единовременному увеличению расходов на содержание складов примерно на 857,3 миллиона долларов в бюджете эксплуатации и технического обслуживания ВМС США на 2013 финансовый год. [88]
«Энтерпрайз» стал первым атомным авианосцем, выведенным из эксплуатации. [89] Энтузиасты военно-морского флота потребовали превратить «Энтерпрайз» в музей. [90] [91] К 2012 году это было сочтено слишком дорогим, чтобы сделать такую попытку практической, в дополнение к тому факту, что корабль все равно придется частично демонтировать, чтобы безопасно удалить восемь реакторов. [19] Также была подана петиция о том, чтобы следующий авианосец был назван девятым USS Enterprise . [92]

На церемонии инактивации министр военно-морского флота Рэй Мабус объявил, что следующий авианосец класса Джеральда Р. Форда , CVN-80 , будет называться «Энтерпрайз» . [93] Среди VIP-персон, присутствовавших на церемонии, были несколько бывших командиров, внучка спонсора корабля и бывший А-6 пилот Юджин МакДэниел , который был сбит и взят в плен в Северном Вьетнаме и возвращался на корабль впервые с тех пор. день, когда его сбили. [ нужна ссылка ]

8 февраля 2013 года Министерство обороны США объявило, что ряд ядерных проектов придется отложить до секвестра бюджета решения предстоящего вопроса . К ним относятся плановая выгрузка топлива с «Энтерпрайза», а также капитальный ремонт (включая дозаправку ядерного топлива) двух «Нимиц» . класса кораблей [94] В июне 2013 года контракт на выгрузку топлива Enterprise был заключен с Huntington Ingalls Industries . [95]
В октябре 2014 года компания Newport News Shipbuilding объявила, что один из якорей « Энтерпрайза » , снятый с корабля во время деактивации, был передан на корабль «Нимиц класса «Авраам Линкольн» » во время его RCOH . [96] В начале 2017 года было объявлено, что сталь ЦВН-65 будет переработана и использована для постройки ЦВН-80. [97] Из CVN-65 было удалено более 35 000 фунтов стали и переработано в CVN-80. [98] Экипаж корабля последнего развертывания построил капсулу времени из стали и дерева, чтобы сохранить историю авианосца CVN-80. [99]
Последний реактор был выгружен в декабре 2016 года. [16] со снятием с эксплуатации 3 февраля 2017 года. [100] В тот же день корабль был исключен из Регистра военно-морских судов (NVR). По данным командования морских систем ВМС, ВМС отложили утилизацию « Энтерпрайза» до тех пор, пока не появится дополнительная информация о «более технически осуществимых и экологически ответственных» подходах к утилизации авианосца. [101] 10 апреля 2018 года Newport News Shipbuilding объявила, что деактивации Enterprise процесс завершен. Бывшее предприятие хранилось на Хэмптон-Роудс, пока планы утилизации определялись ВМФ. [102]
В 2019 году один из якорей бывшего «Энтерпрайза » был переведен на «Нимиц» авианосец класса USS George Washington (CVN-73) во время его дозаправки и капитального ремонта в середине срока службы в Huntington Ingalls Industries Newport News . [103]
Окончательный план ликвидации «Энтерпрайза» оказался долгим и сложным процессом. Авианосец имел восемь реакторов и множество отсеков, загрязненных радиацией, и поэтому не мог использоваться в качестве корабля-мишени в SINKEX или учениях по потоплению с боевой стрельбой. Военно-морской флот создал новый офис для организации ликвидации « Энтерпрайза» и предстоящего вывода из эксплуатации «Нимиц» авианосцев класса . В конечном итоге было решено использовать коммерческий объект для разборки корабля, а утилизация начнется в 2025 году. Ожидается, что этот процесс займет пять лет. [104]
Награды и награды
[ редактировать ]![]() | ||
![]() | ||
![]() | ![]() |
Совместная награда за заслуги перед отрядом | Награда подразделения ВМФ с тремя звездами | Награда за заслуги перед подразделением с шестью звездами. |
Лента Navy E с тремя устройствами Battle «E». | Экспедиционная медаль ВМФ с одной звездой. | Медаль за службу национальной обороны с двумя звездами. |
Экспедиционная медаль Вооруженных Сил с девятью звездами. | Медаль за службу во Вьетнаме с десятью звездами | Экспедиционная медаль «Глобальная война с терроризмом» с четырьмя звездами |
Медаль за службу в Вооруженных Силах с одной звездой. | Медаль за гуманитарную службу с одной звездой | Лента морской службы с двенадцатью звездами |
Награждение за заслуги перед Республикой Вьетнам (Крест за доблесть) | Цитирование Отдела гражданских действий Республики Вьетнам | Медаль за кампанию во Вьетнаме |
В популярной культуре
[ редактировать ]В научно-фантастическом фильме 1986 года «Звездный путь IV: Путешествие домой» несколько персонажей проникают в CVN-65. На момент съемок настоящий CVN-65 был недоступен, поэтому сцены для фильма были сняты на борту военного корабля США «Рейнджер» (CV-61) . [105]
«Энтерпрайз » — это место действия, использованное в фильме 1986 года « Лучший стрелок» . Снимки F-14 главных героев на кабине экипажа и общие сцены полетов были сняты на реальном корабле, а затем перевезены на военный корабль США Карл Винсон (CVN-70) после того, как «Энтерпрайз» столкнулся с кораблем «Бишопс» у берегов Сан-Франциско. Диего, а внутренние снимки были сделаны на борту военного корабля США «Рейнджер» (как в «Звездном пути IV» ). [106]
См. также
[ редактировать ]- Воздушная война
- Господство в воздухе
- Авианосная ударная группа
- Авианосная боевая группа
- Список авианосцев
- Список авианосцев ВМС США
- Список кораблей ВМС США под названием « Энтерпрайз»
- Российский авианосец Адмирал Кузнецов.
- Авианосная ударная группа 12
- Список самых длинных кораблей
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ USS Enterprise : The Legend , США: Navy, заархивировано из оригинала 1 марта 2013 г.
- ^ Американские боевые корабли Джейн 20 века , Нью-Йорк: Mallard Press, 1991, ISBN 0-7924-5626-2
- ^ Jump up to: а б с Регистр военно-морских судов - Предприятие (CVN-65) , США: ВМС.
- ^ Jump up to: а б с Кинг, Джаред М.; USS Enterprise по связям с общественностью (1 декабря 2010 г.). «Второму старейшему кораблю ВМФ исполняется 49 лет» . Военные новости . Проверено 7 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б USS Enterprise « Атомный авианосец » , Military Today , заархивировано из оригинала 23 июля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б «Факты и статистика», Enterprise , США: Navy, архивировано из оригинала 2 мая 2012 г. , получено 13 апреля 2012 г.
- ^ Крэкнелл, с. 56: «Основной броней на «Энтерпрайзе» является тяжелая бронированная кабина экипажа. Это должно было оказаться важным фактором в катастрофическом пожаре и взрывах , произошедших на летной палубе «Энтерпрайза» в 1969 году. ВМС США усвоили этот урок на собственном горьком опыте во время мировой войны. II, когда все его авианосцы имели только бронированные ангары. Все ударные авианосцы, построенные после класса «Мидуэй» , имели бронированные полетные палубы».
- ^ « Enterprise Атомные ударные авианосцы класса », Haze Grey
- ^ Jump up to: а б «УСС Энтерпрайз » . naval-technology.com . Проверено 3 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Шарп, Ричард, изд. (2000). Боевые корабли Джейн 2000–2001 гг . Колсдон, Суррей, Великобритания: Информационная группа Джейн. п. 798. ИСБН 0-7106-2018-7 .
- ^ «Эволюция авианосца» . navylive.dodlive.mil. 12 апреля 2015 года . Проверено 29 августа 2018 г. .
- ^ http://www.nvr.navy.mil/SHIPDETAILS/SHIPSDETAIL_CVN_65.HTML
- ^ ВМС США. «Добро пожаловать на общедоступные онлайн-сайты ВМФ» . Архивировано из оригинала 27 июля 2013 года . Проверено 18 июля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Комитеты Палаты представителей и Сената по вооруженным силам согласовывают разрешение на строительство кораблей ВМФ на 2010 финансовый год , Defpro, 10 октября 2009 г., архивировано с оригинала 17 июля 2011 г.
- ^ «Планируемый график вывода судов из эксплуатации на 2013 финансовый год» . Бюро военно-морского персонала . Март 2012 года . Проверено 13 октября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Вергакис, Брок. «Военно-морской флот прощается с авианосцем USS Enterprise » . Архивировано из оригинала 25 января 2017 года.
- ^ Брэд Лендон. «Перевозчик становится донором: USS Enterprise дает якорь USS Lincoln » . CNN.com . Проверено 3 октября 2014 г.
- ^ USS Enterprise « Официальный веб-сайт (CVN 65)» . Public.navy.mil. Архивировано из оригинала 1 марта 2013 года . Проверено 20 апреля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Первый в мире атомный авианосец Big E совершает последний рейс» . foxnews.com, 10 марта 2012 г.
- ^
В эту статью включена информация, собранная из Регистра военно-морских судов , который, как публикация правительства США, находится в открытом доступе . Запись можно найти здесь .
- ^ USS Enterprise (CVN-65) - официальная страница Facebook , ВМС, 1 декабря 2012 г. , дата обращения 1 декабря 2012 г.
- ^ USS Enterprise по связям с общественностью. « Энтерпрайз », первый атомный авианосец ВМФ, выведен из строя . Военно-морской флот.мил . Проверено 8 декабря 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д Фридман 1983 , с. 313
- ^ «Speed Thrills III — Максимальная скорость атомных авианосцев» . Navweaps.com. 29 апреля 1999 года . Проверено 20 апреля 2013 г.
- ^ Вебер, Билл (20 июня 2007 г.). «Первый и лучший: на борту военного корабля США Энтерпрайз» . NASCAR.com . Архивировано из оригинала 28 июня 2011 года . Проверено 14 июля 2007 г.
- ^ Американские боевые корабли Джейн 20-го века , с. 89. Нью-Йорк: Mallard Press, 1991. ISBN 0-7924-5626-2 .
- ^ Гардинер и Чамбли 1995 , с. 572
- ^ Крэкнелл 1972 , с. 56
- ^ Полмар 1981 , с. 53
- ^ Блэкман 1971 , с. 437
- ^ Каллен, Тони. Энциклопедия мировой морской державы , с. 68. ISBN 0-517-65342-7 .
- ^ 061031-N-0119G-115 Непосредственная сторона, ОЗУ сзади (изображение), США: экранное меню, заархивировано из оригинала ( JPEG ) 21 июля 2011 г.
- ^ Передний порт, панель запуска RAM (изображение), США: OSD, заархивировано из оригинала ( JPEG ) 7 августа 2008 года .
- ^ Тор (15 января 2011 г.). «Наука, природные явления и медицина: AN/SPS-32» . Science-naturalphenomena.blogspot.com. Архивировано из оригинала 20 февраля 2020 года . Проверено 20 апреля 2013 г.
- ^ Дредноутц (имя пользователя) (25 декабря 2022 г.). «Военный корабль США Энтерпрайз (1960)» . Военно-морская энциклопедия . Проверено 9 октября 2023 г.
- ^ Битва 360, «Последний бой Империи». Реж. Тони Лонг. Исторический канал. 2 мая 2008 г. (2 мая 2008 г.)
- ^ Jump up to: а б Крэкнелл 1972 , с. 59
- ^ Видео на YouTube о выводе из эксплуатации военно-морского флота "Большая Е"
- ^ Jump up to: а б с «Энтерпрайз VIII (ЦВАН-65): 1961-1965 гг.» . Словарь боевых кораблей американского флота . Департамент военно-морского флота , Командование военно-морской истории и наследия . Проверено 13 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Крэкнелл 1972 , с. 60
- ^ Клифт, А. Денис (октябрь 2022 г.). «Оперативная группа 135 направляется на Кубу» . Военно-морской институт США . Проверено 9 октября 2023 г.
- ^ «Военно-морская авиация США 1910–1995» . Командование военно-морской истории и наследия . п. 250. Архивировано из оригинала (The Sixth Decade) 2 августа 2013 года.
- ^ «История авианосного предприятия CVN 65» . Digilander.libero.it . Проверено 20 апреля 2013 г.
- ^ Крэкнелл 1972 , с. 65
- ^ Холлоуэй, Джеймс III (2007). «Неделя 3 декабря» . Соединенные Штаты Америки, День памяти войны во Вьетнаме . Проверено 10 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б « предприятия История командования », History , ВМС США, 1966, 1–2.
- ^ Кейгл, Малкольм В. (май 1972 г.). «Оперативная группа 77 в бою у берегов Вьетнама» . Военно-морской институт США . Проверено 10 октября 2023 г.
- ^ «Взрыв потряс USS Enterprise» , History.com , заархивировано из оригинала 7 марта 2010 г.
- ^ Военное видео , архивировано с оригинала 28 сентября 2007 г.
- ^ Кокс, Сэмюэл Дж. (31 января 2019 г.). «H-025-2 USS Enterprise Fire 1969» . Командование военно-морской истории и наследия . Проверено 9 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Гроссник, Рой А.; Эванс, Марк (2016). Военно-морская авиация США, 1910–2010 гг. (PDF) . Командование военно-морской истории и наследия. ISBN 9780945274759 .
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ «Игры холодной войны», Бхарат Ракшак , заархивировано из оригинала 9 июня 2011 г.
- ^ Jump up to: а б «Глава 5: Последний занавес, 1973–1975» . история.военно-морской флот.мил. 2000 . Проверено 24 июля 2007 г.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Тобин, Томас (1978). Серия монографий ВВС США по Юго-Восточной Азии, том IV, монография 6: Последний полет из Сайгона . Типография правительства США. стр. 98–9. ISBN 978-1-4102-0571-1 .
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ «Новости ВМФ» (PDF) . Новости ВМФ . Правительство Австралии, 5 ноября 1976 г. Проверено 21 ноября 2018 г.
- ^ «Off Course» , Time , 9 мая 1983 г., заархивировано из оригинала 22 января 2011 г.
- ^ История , США: ВМС, заархивировано из оригинала 7 декабря 2010 г.
- ^ «Бывший командующий», CPF , ВМС США, заархивировано из оригинала 13 ноября 2007 г.
- ^ Бантинг, Гленн Ф. (26 февраля 1986 г.). «Командир авианосца: всего одна ошибка может разрушить карьеру военно-морского флота» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 13 октября 2014 г.
- ^ МакКласки (1986), История командования
- ^ История командования предприятия , 1986 г.
- ^ Пенистон, Брэдли (2006). Нет выше чести: спасение военного корабля США «Сэмюэл Б. Робертс» в Персидском заливе . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. стр. 181–87. ISBN 1-59114-661-5 . Архивировано из оригинала 18 января 2009 года.
- ^ «USS Enterprise (CVN-65): История командования 1994 года» (PDF) . Военно-морской флот.мил . 6 марта 1995 года . Проверено 19 июля 2022 г.
- ^ «Хути и Блоуфиш выступают перед членами экипажа военного корабля США Энтерпрайз» . Министерство обороны США . Проверено 19 октября 2019 г.
- ^ «Упражнения JTFEX завершены» . Historycentral.com . Проверено 18 декабря 2020 г.
- ^ «Немецкая подводная лодка бросает вызов ВМС США» (на немецком языке). т онлайн. 6 января 2013 года . Проверено 18 декабря 2020 г.
- ^ Рейнольдс, Брайан Г. «Большая буква E чтит жертв терактов 11 сентября» .
- ^ «Легенда о предпринимательстве» . ВМС США. Архивировано из оригинала 1 марта 2013 года . Проверено 9 апреля 2013 г.
- ^ «Буш вспоминает Перл-Харбор на борту военного корабля США «Энтерпрайз»» . CNN.com. Архивировано из оригинала 2 декабря 2010 года . Проверено 20 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Военно-морской флот может демонтировать бывшее предприятие по производству атомных авианосцев на коммерческой верфи» . Новости USNI . 23 августа 2022 г. Проверено 25 января 2023 г.
- ^ "USS Enterprise Returns Home" , Charlottesville Newplex TV , заархивировано из оригинала 2 апреля 2009 г. , получено 10 апреля 2008 г.
- ↑ Фрост, Питер, «USS Enterprise снова задерживается; стоимость обслуживания аэростатов 44,5 процента», Newport News Daily Press , 1 апреля 2010 г.
- ^ «Энтерпрайз» отправляется на ходовые испытания , новости ASD, заархивировано из оригинала 21 апреля 2010 г. , получено 19 апреля 2010 г.
- ^ Фрост, Питер. «USS Enterprise: проведя 2 года в Ньюпорт-Ньюсе, «Энтерпрайз» вернулся в состав ВМФ». Архивировано 25 июня 2010 года в Wayback Machine . Ньюпорт-Ньюс Дейли Пресс , 20 апреля 2010 г.
- ^ «Появляются непристойные видеоролики с участием шкипера «Энтерпрайза»» . Хэмптонские дороги . Декабрь 2010 года . Проверено 2 января 2011 г.
- ^ «Капитан ВМФ Оуэн Хонорс «лишится должности из-за непристойных видео » . Новости Би-би-си . 4 января 2011 года. Архивировано из оригинала 5 января 2011 года . Проверено 4 января 2011 г.
- ^ «Военно-морской флот сменит офицера во время расследования по поводу непристойных видео» . Новости Эн-Би-Си . 3 января 2011 года . Проверено 3 января 2011 г.
- ^ «USFF освобождает от должности командира USS Enterprise» . США: Связи с общественностью командования военно-морских сил флота . Проверено 4 января 2011 г.
- ^ Military Times , « 40 человек виновны в расследовании видео на предприятии », 3 марта 2011 г.; Проверено 4 марта 2011 г.
- ↑ Лессиг, Хью, «Группа корпоративных операторов связи будет развернута на следующей неделе», Newport News Daily Press , 8 января 2011 г.
- ^ «Четыре американских заложника убиты сомалийскими пиратами» , NBC News , 22 февраля 2011 г.
- ↑ Уилсон, Тодд Аллен, «USS Enterprise возвращается в Норфолк», Newport News Daily Press , 16 июля 2011 г.
- ^ ВМС США направляют в Персидский залив второй авианосец , Yahoo! новости, 9 апреля 2012 г. , дата обращения 9 апреля 2012 г.
- ^ Рейнольдс, Брайан Г. (15 октября 2012 г.). « Энтерпрайз в последний раз проходит транзитом через Суэцкий канал» . ННС121015-04 . Ударная группа авиаперевозчиков предприятий по связям с общественностью . Проверено 15 октября 2012 г.
- ^ Смит, Стив (19 октября 2012 г.). « Предприятие прибыло в Неаполь, Италия, для последнего визита в зарубежный порт» . ННС121019-01 . Ударная группа предприятий по связям с общественностью . Проверено 21 октября 2012 года .
- ^ Рейнольдс, Брайан Г. (22 ноября 2012 г.). « Энтерпрайз в последний раз посещает Неаполь» . ННС121022-05 . Ударная группа предприятий по связям с общественностью . Проверено 5 ноября 2012 г.
- ^ «Энтерпрайз» завершает 51-летнюю карьеру в море , Военные, 5 ноября 2012 г.
- ^ Заместитель министра обороны (контролер)/финансовый директор (февраль 2012 г.). «Обзор эксплуатации и технического обслуживания: бюджетная смета на 2012 финансовый год» (PDF) . Вашингтон, округ Колумбия, США: Министерство обороны . п. Военно-морской флот – 13. Архивировано из оригинала (PDF) 3 июля 2012 года . Проверено 4 июня 2012 г.
- ^ Эрвинг, Филипп (21 сентября 2010 г.). «Большая Е готовится к финальному боевому развертыванию» . «ВМС Таймс» . Проверено 22 сентября 2010 г.
- ^ "CVN65", электронные петиции
- ^ «Подписи под петицией о названии следующего атомного авианосца ВМС США USS Enterprise » . электронные петиции . Архивировано из оригинала 7 февраля 2012 года . Проверено 18 июня 2011 г.
- ^ «Пресс-релиз: следующий авианосец ВМФ класса Ford будет называться Enterprise » . ВМС США. 1 декабря 2012 года . Проверено 1 декабря 2012 г.
- ^ «Военно-морской флот откладывает капитальный ремонт авианосца « Авраам Линкольн» , ссылаясь на проблемы с бюджетом» . Вашингтон Пост . Ассошиэйтед Пресс. 8 февраля 2013 года. Архивировано из оригинала 12 апреля 2013 года . Проверено 10 февраля 2013 г. и «Отсутствие финансирования влияет на авианосца Линкольн дозаправку и комплексный ремонт » . ННС130208-17 . Деятельность оборонных СМИ – ВМФ. 8 февраля 2013 года. Архивировано из оригинала 13 декабря 2014 года . Проверено 10 февраля 2013 г.
- ^ «HII заключила контракт на 745 миллионов долларов на дезактивацию USS Enterprise (CVN 65)» . Хантонтон Ингаллс Индастриз. 28 июня 2013 года . Проверено 12 декабря 2014 г.
- ^ Авиакомпания становится донором: USS Enterprise ставит на якорь USS Lincoln , CNN, 3 октября 2014 г.
- ^ Корилло, Тодд (3 февраля 2017 г.). «Первый в мире атомный авианосец официально выведен из эксплуатации» . ВКТР . Проверено 3 февраля 2017 г.
- ^ Штаб военно-морских новостей (28 августа 2022 г.). «HII закладывает киль будущего USS Enterprise авианосца (CVN 80)» . Военно-морские новости . Проверено 29 августа 2022 г.
- ^ Найт, Мэтт (30 ноября 2012 г.). «Моряки на борту военного корабля США «Энтерпрайз» готовят капсулу времени» . ВТКР . Проверено 8 июля 2022 г.
- ^ Джонсон, Кевин. «Вывод из состава военно-морского флота «Большая Е» » . военно-морской флот.мил . ВМС США . Проверено 3 февраля 2017 г.
- ^ Мабеус, Кортни. «Военно-морской флот задерживает утилизацию списанного военного корабля США « Энтерпрайз », который будет помещен на хранение» .
- ^ Митчелл, Бекка (10 апреля 2018 г.). «Ньюпорт-Ньюс Шипбилдинг сообщает, что вывод из эксплуатации бывшего военного корабля США «Энтерпрайз » завершен» . ВКТР . Проверено 15 декабря 2023 г.
- ^ «Якорь бывшего авианосца « Энтерпрайз» продолжает жить, установлен на авианосце «Джордж Вашингтон » . 13newsnow.com . 11 сентября 2019 года . Проверено 20 января 2022 г.
- ^ Кац, Джастин (15 ноября 2023 г.). «Неизведанные воды: Военно-морской флот впервые в истории утилизирует атомный авианосец» . BreakingDefense.com . Брейкинг Медиа, Инк . Проверено 15 декабря 2023 г.
- ^ Окуда, Майкл ; Окуда, Дениз ; Мирек, Дебби (2016). Энциклопедия Звездного пути . Том. 1 (4-е изд.). Беккер и Майер. п. 245. ИСБН 9780062371331 .
- ^ «Авианосец USS Ranger, использованный в фильмах «Лучший стрелок» и «Звездный путь IV», направляется на свалку в Техасе» . Q13 Фокс . Ассошиэйтед Пресс. 5 марта 2015 года . Проверено 17 августа 2021 г.
Библиография
[ редактировать ]- Блэкман, Раймонд В.Б., изд. (1971), Боевые корабли Джейн 1971–72 , Лондон: Ежегодники Джейн, ISBN 0-354-00096-9
- Крэкнелл, WH (1972), Профиль военного корабля 15: USS Enterprise (CVAN 65) Ядерный авианосец , Виндзор, Великобритания: профильные публикации
- Фридман, Норман (1983), Авианосцы США: иллюстрированная история дизайна , Аннаполис, Мэриленд, США: Naval Institute Press, ISBN 0-87021-739-9
- Гардинер, Роберт; Чамбли, Стивен, ред. (1995), Все боевые корабли мира Конвея 1947–1995 , Аннаполис, Мэриленд, США: Naval Institute Press, ISBN 1-55750-132-7
- Полмар, Норман (1981), Корабли и самолеты флота США (двенадцатое изд.), Лондон: Arms and Armor Press, ISBN 0-85368-397-2
- Военно-морская авиация США, 1910–1995 гг. , Военно-морской исторический центр.
- Отдел по связям с общественностью USS Enterprise (CVN 65)
В эту статью включен текст из общедоступного словаря американских боевых кораблей ВМС .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
Внешние СМИ | |
---|---|
Изображения | |
![]() | |
Видео | |
![]() | |
![]() |
- «Утилизация выведенного из эксплуатации, выгруженного из эксплуатации бывшего предприятия (CVN 65) и связанных с ним военно-морских реакторных установок EIS/OEIS» . ВМС США .
- «Официальный USS Enterprise сайт » . Архивировано из оригинала 17 января 2015 года.
- « Предприятие (CVN 65) (бывший CVAN 65)» . Регистр военно-морских судов .
- USS Enterprise « Архив историй (CVN 65)» . Служба новостей ВМФ . Архивировано из оригинала 16 мая 2013 года . Проверено 2 декабря 2011 г.
- «Официальный реактор Big E и инженерные воспоминания» . Король Павел . Архивировано из оригинала 27 апреля 2015 года . Проверено 2 апреля 2015 г.
- «Энтерпрайз (ЦВН-65)» . Словарь боевых кораблей американского флота . Департамент военно-морского флота , Командование военно-морской истории и наследия .
- USS Enterprise « Ассоциация CVAN/CVN-65» .
- «USS Enterprise (CVN 65)» . Сайт ВМФ .
- «USS Enterprise CVN-65» . Американские перевозчики .
- USS Enterprise Истории командования (CVAN-65 / CVN-65) от Командования военно-морской истории и наследия
- «Командир предприятия (CVN-65)» . Словарь боевых кораблей американского флота . Департамент военно-морского флота , Командование военно-морской истории и наследия .