Таинство Тайной Вечери
Таинство Тайной Вечери | |
---|---|
![]() | |
Художник | Сальвадор Дали |
Год | 1955 |
Середина | Холст, масло |
Размеры | 267 см × 166,7 см (105 × 65,6 дюйма) |
Расположение | Национальная галерея искусств , Вашингтон, округ Колумбия |
«Таинство Тайной Вечери» — картина Сальвадора Дали . Завершенное в 1955 году, после девяти месяцев работы, оно остается одним из самых популярных его произведений. С момента своего прибытия в Национальную галерею искусств в Вашингтоне в 1955 году она заменила Ренуара « Девушку с лейкой» как самое популярное произведение в музее.
Предыстория [ править ]
Таинство Тайной Вечери было завершено Дали в период после Второй мировой войны, который характеризуется его повышенным интересом к науке, оптическим иллюзиям и религии. За это время он стал набожным католиком и одновременно был поражен « атомным веком ». Сам Дали назвал эту эпоху в своем произведении «Ядерный мистицизм ». Он стремился объединить традиционную христианскую иконографию с изображениями распада. Особенно это заметно в его произведении «Мадонна из Порт-Льигата» , законченном шестью годами ранее.
Картина не была заказана. После покупки «Распятия» и передачи его Метрополитен-музею коллекционер и банкир Честер Дейл сказал Дали, что ему «нужно написать еще одну религиозную картину». Дейл считал, что эта картина «слишком важна, чтобы ее могли оставить лишь немногие», и поэтому передал ее в дар Национальной галерее. [1] В абзаце кураторского файла Национальной галереи, который отсутствует во всех опубликованных отчетах, Дали написал об этой картине:
Первое Святое Причастие на Земле задумано как священный обряд величайшего счастья человечества. Этот обряд выражен пластическими средствами, а не литературными. Моей целью было объединить с мистическим реализмом Сурбарана экспериментальное творчество современной живописи и сделать ее классической.
— Сальвадор Дали, цит. Дали Нора Хамерман, «Новый взгляд на Таинство », Arlington Catholic Herald. [2]
Описание [ править ]
Таинство Тайной Вечери изображает тринадцать фигур, собравшихся вокруг стола. Если предположить, что эта картина соответствует традиционной символике, то на ней изображены Христос и его 12 апостолов. Христос – центральная фигура картины, расположенная прямо на линии горизонта. За ним, в точке пересечения перспективы, покоится источник солнечного света, делающий фигуру Христа центром картины. Он указывает вверх, направляя внимание зрителя на доминирующий прозрачный туловище с вытянутыми наружу руками, охватывающими всю ширину картинной плоскости. Место действия сцены находится внутри прозрачного додекаэдра или двенадцатигранного пространства, как это видно через оконные стекла в форме пятиугольника за столом. На заднем плане — знакомый пейзаж Каталонии, который Дали неоднократно включал в свои картины, одним из примеров является его знаменитая картина «Постоянство памяти» .
Символизм и интерпретации [ править ]
Сочетание классической христианской темы с резкими приемами сюрреализма приковывает взгляд, что Дали удавалось неоднократно делать с такими работами, как «Искушение святого Антония» , «Христос Иоанна Креста» , «Распятие (Тело Гиперкуба) » , «Ядерное тело». Крест и Вселенский Собор , среди других. Размеры картины даны в золотом сечении . [3] как и додекаэдр на заднем плане. Цитируется, что Дали сказал, что «Причастие должно быть симметричным». [4]
Было много интерпретаций этой картины, но некоторые критики отвергли ее, а протестантский богослов Пауль Тиллих даже назвал ее «мусором». [5] Майкл Энтони Новак, католический богослов, представил доклад на эту тему в 2005 году. [6] Он предполагает, что целью Дали было не просто изобразить событие Тайной вечери. Позже он заявил:
Истинное намерение Дали, которое он мастерски осуществил на этом полотне, состоит в том, чтобы напомнить нам о том, что происходит при каждом праздновании этой тайны хлеба и вина: что поклонение здесь, на Земле, представляет реальность поклонения на Небесах.
— Новак, «Непонятый шедевр» [7]
Другие критики, такие как Новак, говорят, что, глядя на название, основное внимание уделяется не одному вечеру две тысячи лет назад. Отсутствие индивидуализации апостолов, их невнимательность к Христу и почти дематериализованный Христос выходят за рамки самого факта события. Некоторые говорят, что, поскольку Христос указывает на себя и парящий над ним туловище, возможно, он имеет в виду себя уже вознесенным на небеса. [8]
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ «Таинство Тайной Вечери» . 1955.
- ^ Хамерман, Нора (13 октября 2010 г.). Дали «Новый взгляд на Таинство » . Арлингтонский католический вестник . Архивировано из оригинала 24 сентября 2016 года . Проверено 29 июля 2021 г.
- ^ Ливио, Марио (1 ноября 2002 г.). «Золотое сечение и эстетика» . plus.maths.org . Архивировано из оригинала 9 февраля 2016 года . Проверено 23 ноября 2018 г.
- ^ Ливио, Марио (2002). Золотое сечение: история Фи, самого удивительного числа в мире . Нью-Йорк: Бродвейские книги . п. 9. ISBN 0-7679-0815-5 .
- ^ Время , 19 ноября 1956 г., с. 46.
- ^ Новак, Майкл Энтони. «Таинство Тайной Вечери» Сальвадора Дали: богословская переоценка» (PDF) . этический центр.nd.edu . Архивировано из оригинала (PDF) 11 июня 2010 года . Проверено 12 января 2022 г.
- ^ «Непонятый шедевр: «Таинство Тайной вечери» Сальвадора Дали » . 5 ноября 2012 г.
- ^ Браун, Дэвид (25 февраля 2007 г.). «Тайная вечеря» (PDF) . Часовня Тринити-колледжа (проповедь). Часовня Тринити-колледжа, Кембридж. Архивировано (PDF) из оригинала 6 марта 2016 года.
Библиография [ править ]
- Хамерман, Нора. «Новый взгляд на «Таинство» Дали». The Catholic Herald (13 октября 2010 г.), по состоянию на 2 июня 2013 г. Архивировано 4 марта 2016 г. на Wayback Machine .
- Новак, Майкл Энтони. «Неправильно понятый шедевр». Журнал America Magazine (5 ноября 2012 г.), по состоянию на 28 мая 2013 г.
- Новак, Майкл Энтони. Сальвадора Дали « Таинство Тайной Вечери : богословская переоценка». Документ конференции, 2005 г., по состоянию на 27 марта 2015 г.
- Браун, Дэвид. «Тайная вечеря». Проповедь, произнесенная в часовне Тринити-колледжа в Кембридже (25 февраля 2007 г.), по состоянию на 28 мая 2013 г., http://www.trinitycollegechapel.com/media/filestore/sermons/BrownLastSupper250207.pdf .