Jump to content

Усы Дали

Усы Дали
Автор Сальвадор Дали и Филипп Халсман
Художник обложки Филипп Халсман
Язык Английский (2-е и 3-е издания на французском языке)
Жанр Книги художников , фотокниги
Издатель Саймон и Шустер 1984: Les Éditions Arthaud , 1995: Éditions Flammarion
Дата публикации
1954
Место публикации Соединенные Штаты
Тип носителя Распечатать ( твердый переплет )
ISBN 2080124331

«Усы Дали» абсурдистская юмористическая книга -сюрреалиста художника Сальвадора Дали (1904–1989) и его друга, фотографа Филиппа Халсмана (1906–1979). Первое издание вышло в октябре 1954 года в Нью-Йорке ; слегка измененные французские издания последовали в 1980-х и 1990-х годах.

Книга имеет подзаголовок «Фотографическое интервью» . [ 1 ] На одной странице Дали задан короткий вопрос, на который художник отвечает внизу следующей страницы. Дополнительная соответствующая черно-белая фотография Халсмана — абсурдные, ироничные или самоироничные портреты Дали с совершенно разным использованием его культовых усов — дополняет ответ, обычно с абсурдным аспектом.

История публикации

[ редактировать ]

Халсман жил и работал с 1940 года – и до своей смерти – в США . В 1941 году он встретил Дали в Нью-Йорке , который после предыдущих визитов в Штаты оставался там с Галой с 1940 по 1948 год и работал там писателем и художником-живописцем. Халсман и Дали подружились и оставались друзьями до конца своей жизни.

Идея книги возникла у Ричарда «Дика» Саймона , одного из основателей Simon & Schuster , когда Халсман показал ему фотографии Дали, которые предназначались для журнала Life . Уже пятью годами ранее Саймон предложил Халсману написать книгу о французском актере Фернанделе и «Француз: фотографическое интервью с Фернанделем». [ 2 ] продавался очень хорошо. [ 3 ]

Халсман предложил проект Дали с замечанием, что книг о художниках написано много, но раньше этого никогда не делалось - и это было бы особым почтением - что целая книга была посвящена "детали художника". . Дали понравилась эта идея. На протяжении нескольких месяцев развивалось сотрудничество в рамках проекта, в котором оба художника вносили идеи и вместе воплощали их в жизнь.

Первое издание «Усов Дали» было опубликовано в октябре 1954 года издательством Simon & Schuster, Нью-Йорк, полностью на английском языке. Халсман перевел своеобразный французский каталонского в предисловии Дали. На обратной стороне книги имеется надпись «Внимание! Эта книга нелепа».

Изменения были внесены в следующие издания, вышедшие во Франции в 1980-х и 1990-х годах: оригинальное название было сохранено, подзаголовок, вопросы и ответы были переведены на французский язык , а предупреждение на обороте заменено на «Внимание!» Книга абсурда . Фотография Моны Лизы с монетами была заменена оригиналом с долларовыми купюрами, а французский редактор добавил Note de l'éditeur , в котором подробно описаны методы фотографирования ( D'interet seulement pour les Photographyes ).

Содержание

[ редактировать ]

Преданность

[ редактировать ]

Оба художника посвятили книгу своим супругам (Дали и Гала (Елена Ивановна Дьяконова) поженились в 1934 году, Халсман и Ивонн Мозер - в 1936 году.

Гале, ангелу-хранителю моих усов.
— Сальвадор Дали, француз: Гале, которая также является ангелом-хранителем моих усов.
Ивонн, ради которой я бреюсь каждый день.
— Филипп Халсман, француз: Ивонне, ради которой я бреюсь каждый день.

Предисловие (Сальвадор Дали)

[ редактировать ]

В первой части предисловия [ 4 ] Дали в повествовании от первого лица объясняет свое развитие от детства до «первой американской кампании». Черно -белая фотография Дали с экземпляром журнала Time от 14 декабря 1936 года. [ 5 ] [ 6 ] показано с заявлением, что он появился в то время с «самыми маленькими усами в мире», которые вскоре «как сила моего воображения, продолжили расти».

Во второй части — усы стали важной частью художника — Дали меняет точку зрения повествования и пишет о Дали от третьего лица . Он упоминает Делилу , который также знал о силе волос, и делает ссылку на «Лапорта» , «изобретателя» Magia naturalis , который считал волосы на лице чувствительными антеннами, которые могли уловить творческое вдохновение. Через Платона и Леонардо да Винчи и их «славу волос на лице» Дали достигает 20-го века, «в котором должен был произойти самый сенсационный феномен волосатости: усы Сальвадора Дали».

Фотоинтервью

[ редактировать ]

«Усы Дали» содержат 28 черно-белых фотографий, в основном портреты Дали с различными вариантами использования его культовых усов.

На странице, предшествующей каждой фотографии – читатель еще не может ее увидеть – Дали адресуется короткий вопрос о его личности и его действиях, ответ на который находится на следующей странице под фотографией. Эти ответы в основном короткие и иногда загадочные; некоторые из них кажутся имеющими смысл, другие совершенно абсурдны, а в одном случае Дали вообще не отвечает. Визуальное воздействие фотографий Халсмана придает словам Дали дополнительный смысл.

Четыре фотографии намекают на удовольствие Дали от финансового успеха: на одной из них открыто изображены долларовые купюры, [ 7 ] еще один с американскими монетами. Примерно в 1940 году Андре Бретон придумал уничижительное прозвище «Авида Доллары», анаграмму слова «Сальвадор Дали», которое можно более или менее перевести как «жаждущий долларов». [ 8 ] Дали никогда не скрывал своих финансовых намерений. В книге он демонстрирует самоиронию на фотографии, показывая его улыбающимся и усы S-образной формы в виде знака доллара . [ 9 ]

На другой фотографии Мона Лиза изображена с лицом Дали и по одной оригинальной купюре в 10 000 долларов в каждой из его сильных рук. В каком-то смысле это интерпретация известного реди-мейда L.HOOQ франко-американского художника Марселя Дюшана времен дадаизма , на котором изображена всемирно известная картина Моны Лизы с усами и бородкой . С другой стороны, Дали, узнаваемый по его фирменным усам, олицетворяется как новая икона вместо (бывшей) «иконы искусства Джоконды ». [ 10 ] [ 11 ]

Последняя фотография является хорошим примером намерений Халсмана и Дали и также привлекает читателя.

Вопрос: «У меня такое ощущение, что я раскрыл твою тайну, Сальвадор. Может быть, ты сумасшедший?» [ 12 ]
Ответ: «Я, конечно, более разумен, чем человек, купивший эту книгу». [ 13 ]
фотография Халсмана «Дали, более здравомыслящего, чем человек, купивший эту книгу» . Над этим ответом показана

Postface (Филипп Халсман)

[ редактировать ]

Помимо издательской истории, Халсман форме рассказывает в постфейсе в анекдотичной о трудностях, возникших в ходе работы над фотографиями:
Фотография № 15 была вдохновлена ​​картиной Дали «Постоянство памяти» . изображено лицо Дали На мягких, плавящихся карманных часах . С технической точки зрения эта фотография была самой требовательной из серии и потребовала более ста часов работы. Позже эта фотография была сделана для фотографии картины, которой она не является .
На фотографии № 18 изображена муха и мед на усах Дали. [ 14 ] Со временем возникла непреодолимая проблема: где найти муху холодной нью-йоркской зимой? [ 15 ]
На фотографии № 21 Дали смотрит одним глазом в отверстие в ломтике сыра, а кончики его усов просовывают еще два отверстия. Кусочек сыра Грюйер был жирным, отверстия слишком маленькими, ассистентам приходилось держать кончики усов Дали, в результате чего художник потерял часть волос во время процесса.

Было сделано больше фотографий, чем вошло в книгу. По его словам, даже дети Халсмана были охвачены «усами» и вносили собственные предложения.

В конце постфейса (во французском издании) Халсман вспоминает разговор с молодой актрисой, которая задавала ему вопросы о Дали, сюрреализме и значении усов, изображения которых она видела в английском издании. Халсман объяснил, что усы Дали являются символом и передают послание , что каждый по-своему должен верить в то, что он особенный, уникальный и незаменимый, после чего молодая женщина воскликнула: «Усы с посланием! Как можно быть таким абсурдным?» ?" Халсман ответил ей: «Вы действительно в это верите или просто хотите мне польстить?»

Примечания редактора

[ редактировать ]

В примечаниях редактора французского издания подробно говорится о технической реализации избранных фотографий (« Как были сделаны некоторые фотографии. Представляет интерес только для фотографов »).

Фотографии Халсмана и «Усы Дали» рассматривались и комментировались во многих журналах и книгах. [ 16 ]

В каталоге Государственной галереи Штутгарта за 1989 год указано: «Он содержит одни из лучших фотографий Дали, фотографии, созданные по его собственным указаниям». [ 17 ]

Фотожурналы называют его «великой классикой». [ 18 ] и «восхитительно умный фотоальбом… предмет коллекционирования». [ 19 ] Книга из первого издания, содержащая рисунки, комментарии и посвящение Дали Роберту Шварцу, сотруднику иммиграционной службы США, который обслуживал VIP-персон , была продана на аукционе за 6,875 долларов США в 2012 году. [ 20 ]

Писатель Майкл Элсон Росс называет ее «дикой и сумасшедшей книжкой» и предлагает подросткам и студентам использовать ее в качестве примера того, как они могут творчески проявлять свои собственные волосы ( прическа-арт ). [ 21 ]

Этолог Десмонд , писатель и художник-сюрреалист Моррис ссылается на усы Дали в своей книге «Обнаженный мужчина: исследование мужского тела» (2008). Моррис подозревает, что «Усы» Дали — единственная когда-либо опубликованная книга, описывающая исключительно волосы на лице одного человека. [ 22 ]

В 1991/92 году Музей Сальвадора Дали в Санкт-Петербурге , штат Флорида , организовал выставку фотографий Халсмана из «Усов Дали» . [ 23 ]

Справочная информация

[ редактировать ]

От «самых маленьких усов в мире» до «торговой марки»

[ редактировать ]
Сальвадор Дали (1934)

В середине 1920-х годов Сальвадор Дали был чисто выбрит. [ 24 ] В конце 1920-х или начале 1930-х годов он отрастил усы Менжу . популярные в то время [ 25 ] – и сам назвал их «самыми маленькими усами мира». [ 4 ] Это также задокументировано на фотографии 1933 года, за год до свадьбы Дали и Галы. [ 26 ] Такие усы Дали сохранял до конца 1930-х годов.

Сальвадор Дали со своим домашним оцелотом Бабу . (1965)

Работы нескольких фотографов – Филиппа Халсмана (1942), [ 27 ] Ирвинг Пенн (1947), [ 28 ] Альфредо Валенте ( ок. 1950 ) [ 29 ] и снова Халсман (1954) [ 30 ] – показать, что Дали начал в США отращивать кончики усов длиннее, [ 31 ] пока они не выделялись как антенны в 1950-х годах [ 22 ] [ 32 ] «Усы» Дали были опубликованы в 1954 году – их общая длина достигла 25 сантиметров. [ 31 ]

Эксцентричная, экстравертная внешность была типична для Дали, а его характерные усы стали «уловкой». [ 33 ] и его неофициальная « торговая марка » с высоким эффектом узнаваемости. [ 25 ] В 1950-х годах его усы стали его культовой частью, и «преобразование Дали в его публичное появление было почти завершено». [ 34 ]

Во время кампании по сбору средств от Movember MSN HIM 2010 провела опрос, чтобы определить « самых известных усов всех времен». Было подано 14 144 голоса, и 24% (1-е место) проголосовали за усы Дали. [ 35 ]

В литературе превосходные степени, замечательные описания и необычные интерпретации встречаются при попытках объяснить Дали и его усы:
Усы - «основная часть его [Дали] униформы как эксцентричного художника». [ 21 ] «странная отличительная черта», [ 36 ] Самая узнаваемая черта Дали. [ 37 ] «Самая узнаваемая черта Дали», «преувеличенная ... черта его личности после 1940 года», [ 37 ] поп-иконка [ 38 ] с «фаллическим подтекстом», [ 39 ] «бросающий вызов гравитации», [ 40 ] «натертое воском и гибкое произведение искусства» [ 21 ]
. Гертруда Стайн , знавшая Дали лично и восхищавшаяся им, считала, что «эти усы сарацинские, в этом нет никаких сомнений», и считала их «самыми красивыми усами среди всех европейцев». [ 41 ] [ 42 ]

С возрастом усы снова стали короче. Одна из последних фотографий художника — сделанная Хельмутом Ньютоном в доме Даля в 1986 году. [ 43 ] через три года после того, как художник представил свою последнюю работу – изображен 82-летний мужчина с седыми висячими усами.

Потенциально вдохновляющие прототипы

[ редактировать ]

Оба, Сальвадор Дали и Луис Бунюэль , друзья еще со времен учебы, восхищались актером Адольфом Менжу . [ 44 ] В 1928 году Бунюэль посвятил в La Gaceta Literaria статью под названием «Вариации на тему усов Менжу». [ 45 ] к волосам на лице актера. [ 46 ] Дали: «Сюрреализм – это я». [ 47 ] - объявил усы Менжу сюрреалистическими, заявив: «Усы Адольфа Менжу сюрреалистичны». [ 48 ] В эти дни молодой сюрреалист и некурящий привлекал к себе внимание, предлагая другим людям накладные усы из серебряного портсигара со словами «Усы? Усы?» Усы?", [ 49 ] но обычно никто не смел их тронуть. [ 4 ]

Кто или что вдохновило Дали носить усы так, как это стало для него характерным, до сих пор остается предметом споров. В этом контексте упоминаются еще два известных испанца: первый — испанский художник Веласкес , [ 25 ] [ 50 ] которым восхищался Дали [ 51 ] интерпретируя свои картины по-своему. Второй — Фелипе IV де Испания (Филипп IV Испании) , [ 52 ] также известный как Филипп Великий (Фелипе эль Гранде) или Король Планеты (Эль Рей Планета) , который, как говорили, обладал острым чувством юмора и «большим чувством веселья». [ 53 ] который сочинял стихи и рисовал сам, который поддерживал искусство и поэзию во время своего правления и который призвал Веласкеса придворным художником при испанском дворе. Сальвадор Фелипе Хасинто Дали и Доменек носил то же имя «Фелипе», и до сих пор в доме Дали – между двумя подсвечниками, созданными художником, – можно найти фотографию в рамке картины Веласкеса, изображающей Филиппа IV. [ 54 ]

Сам Дали привлек Марселя Пруста к дискуссии , которого он уже читал в подростковом возрасте и чей стиль письма – длинные предложения, метафоры – Дали тоже практиковал. [ 55 ] [ 56 ] Но Дали упомянул свое имя только для сравнения: «[Усы] — самая серьезная часть моей личности. Это очень простые венгерские усы. Господин Марсель Пруст использовал такую ​​же помаду для этих усов». [ 32 ]

Усы Дали в саморекламе, рекламе и литературе

[ редактировать ]

Высокий эффект узнаваемости усов Даля привел к их множеству, в основном коммерческих применений.

В 1960-е годы певица Франсуаза Арди была популярна и имела очень положительный имидж. Другие знаменитости были заинтересованы быть рядом с ней или увидеться с ней. [ 57 ] В октябре 1968 года Жан Мари Перье , известный фотограф музыкальной сцены того времени, сделал целую серию фотографий Харди вместе с Дали на своей территории в Испании. На одной из фотографий художница превращает Харди в копию самого себя, используя свои собственные волосы в форме усов Дали. [ 58 ]

В 1974 году немецкий редактор Rogner & Bernhard опубликовал собрание литературных произведений Дали. Для обложки была выбрана черно-белая фотография, на которой виден только профиль художника от подбородка до носа, с характерными для Дали усами прямо посередине. [ 59 ]

Музей Сальвадора Дали в Санкт-Петербурге использует на своем сайте графическое изображение усов Дали. [ 60 ] Когда в 2010 году музей переехал в новое здание, началась общественная кампания с использованием гигантских трехмерных усов на рекламном щите . С 2011 года эти лакированные усы из пенопласта длиной 40 футов (~12 м) и высотой 14 футов (~4,2 м) можно найти рядом с музеем и стали туристической достопримечательностью. [ 61 ]

В целях рекламной кампании итальянской художественной школы Чивита под девизом «Художники, рожденные здесь», рекламное агентство в Риме разработало «Младенца Дали», который только благодаря своим усам ассоциируется с художником. [ 62 ]

В романе «Усы Дали» Кенана Гёргуна художник размышляет – после смерти – о своем искусстве и своих усах. [ 63 ]

См. также

[ редактировать ]

Комментарии и ссылки

[ редактировать ]
  1. ^ В более поздних французских изданиях «Фотографическое интервью» .
  2. ^ Филипп Халсман: Француз: фотографическое интервью с Фернанделем (англ.), 1. Изд., Simon & Schuster, Нью-Йорк (1949).
  3. Халсман упоминает в послесловии к «Усам Дали» , что он до сих пор водит кабриолет , который он ласково называет «Фернандель» и которому он обязан финансовым успехом этой книги.
  4. ^ Jump up to: а б с «Предисловие к «Усам Дали» Сальвадора Дали» . Архивировано из оригинала 27 ноября 2015 г. Проверено 13 декабря 2015 г.
  5. ^ «Сюрреалист Сальвадор Дали». Архивировано 8 февраля 2016 г. в Wayback Machine . Время . 14 декабря 1936 года.
  6. Дали и Гала прибыли на неделю раньше, 7 декабря 1936 года, по случаю выставки в галерее Жюльена Леви (с 10 декабря по 9 января 1937 года) в Нью-Йорке .
  7. В соответствии с американским законодательством 1954 года было запрещено фотографировать долларовые купюры в оригинальном издании. Во французских изданиях замена n durch Originale mit Dollarnoten ersetzt. [ нужны разъяснения ]
  8. ^ Артциклопедия: Сальвадор Дали . Проверено 4 сентября 2006 г.
  9. ^ Шейнс, Эрик (2011). Дали . Паркстоун Интернэшнл. п. 70. ИСБН  978-1780426594 .
  10. ^ Джанлука Спинато: Мона Лиза как современная икона , www.academia.edu; получено 24 ноября 2015 г.
  11. ^ Мона Лиза и эта история усов , Worldpress, 18 ноября 2011 г.; получено 24 ноября 2015 г.
  12. ^ По-французски: « Я предчувствую, что раскрыл твою тайну, Сальвадор. Ты не сошел с ума? »
  13. По-французски: « Я определенно более разумен, чем человек, купивший эту книгу ».
  14. была фотография мухи ( mouche чтобы у него на усах Дали настоял на том , ).
  15. ^ Описание проблемы, попыток и окончательного решения занимает целую страницу постфейса. Упоминаются усилия Ивонн Халсман, которая расплакалась, когда ее творческая попытка потерпела неудачу. В конце концов работу отложили до следующей весны, и эта фотография была сделана в отсутствие Дали, который к тому времени вернулся обратно в Европу.
  16. ^ «Дали и Халсман, Библиографические книги и каталоги | Тексты для скачивания | Fundació Gala – Сальвадор Дали» . www.salvador-dali.org .
  17. ^ Карин фон Маур, Марк Лакруа, Рафаэль Сантос Торроэлла и Лутц В. Лепсингер (введение и каталог): Сальвадор Дали (1904–1989) , Государственная галерея Штутгарта, Verlag Gerd Hatje (1989), ISBN   978 3775702751 , стр. 496: « Он содержит некоторые из лучших фотографий Дали, изображения, которые были сделаны по его собственным инструкциям » .
  18. ^ Британский журнал фотографии . Генри Гринвуд и компания, Лимитед. Апрель 1994 года . .
  19. ^ Каллахан, Шон (1985). Американский фотограф . Публикации CBS. стр. 94, том. 15.
  20. ^ Аукционный дом Bonhams: Усы Сальвадора Дали и Филиппа Халсмана Дали: фотографическое интервью , Саймон и Шустер, Нью-Йорк (1954) .
  21. ^ Jump up to: а б с Майкл Элсон Росс (2003). Сальвадор Дали и сюрреалисты: их жизнь и идеи: 21 деятельность . Чикаго Ревью Пресс. п. 113. ИСБН  978-1556524790 .
  22. ^ Jump up to: а б Моррис, Десмонд (2012). Обнаженный мужчина: исследование мужского тела . Случайный дом. стр. 137–138. ISBN  978-1409075721 .
  23. ^ Журнал Тампа-Бэй . Tampa Bay Publications, Inc., ноябрь – декабрь 1991 г., с. 9. ISSN   1070-3845 .
  24. ^ Жизнеописание Сальвадора Дали и Доменека , Фонд Гала-Сальвадора Дали.
  25. ^ Jump up to: а б с капитан Питер Мур; Кэтрин Мур (2009). Отвратительный Дали . Грассе. п. 47. ИСБН  978-2246732495 .
  26. ^ «Фотография: Гала и Дали (1933) » .
  27. ^ «Филипп Халсман: Сальвадор Дали в Нью-Йорке (1942) » . Архивировано из оригинала 24 ноября 2015 года.
  28. ^ Ирвинг Пенн: Сальвадор Дали (1947) .
  29. ^ Альфредо Валенте: Сальвадор Дали (ок. 1950) .
  30. Филипп Халсман: Сальвадор Дали (около 1954 г.). Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine .
  31. ^ Jump up to: а б Отте, Торстен (2006). Сальвадор Дали: биография с собственными свидетельствами художника . Кенигсхаузен и Нейман. п. 104. ИСБН  978-3826033063 .
  32. ^ Jump up to: а б Видео: Сальвадор Дали раскрывает секреты своих фирменных усов (1954) на шоу US-Fernseh Show The Name’s Same .
  33. ^ Пивот, Бернар (2011). Слова моей жизни . Альбин Мишель. п. 43. ИСБН  978-2226229274 .
  34. ^ Сальвадор Дали; Эллиот Х. Кинг; Дэвид А. Бреннан; Монтсе Агер Уивер; Уильям Джеффетт; Хэнк Хайн; Монтсеррат Агер; Чарльз Хайн (2010). Сальвадор Дали: Поздняя работа . Высокий художественный музей. стр. 120, 126, 130. ISBN  978-0300168280 .
  35. ^ "Опрос Movember показал, что у Сальвадора Дали были самые знаменитые усы" . The Telegraph , 3 ноября 2010 г.; получено 21 ноября 2015 г.
  36. ^ Джей Роберт Нэш (1982). Зэниес: величайшие чудаки мира . М. Эванс. п. 102. ИСБН  978-1590775226 .
  37. ^ Jump up to: а б Ротман, Роджер (2012). Крошечный сюрреализм: Сальвадор Дали и эстетика малого . Издательство Университета Небраски. п. 182. ИСБН  978-0803236493 .
  38. ^ Нью-Йорк Медиа, ООО (11 июля 1994 г.). "Нью-Йорк" . Нью-Йоркметро.com . New York Media, LLC: 44. ISSN   0028-7369 .
  39. ^ Коулз, Флер (1960). Дело Сальвадора Дали . Маленький, Браун. п. 296.
  40. ^ Нью-Йорк Медиа, ООО (22 ноября 1993 г.). "Нью-Йорк" . Нью-Йоркметро.com . New York Media, LLC: 76. ISSN   0028-7369 .
  41. ^ Мэри Энн Коус (2009). Сальвадор Дали . Книги реакции. п. 63. ИСБН  978-1861896278 .
  42. ^ Штейн, Гертруда (2013). Автобиография каждого . Издательская группа Кнопфа Doubleday. ISBN  978-0307829771 .
  43. ^ «Хельмут Ньютон: Сальвадор Дали (1986) » .
  44. ^ Роб Уайт; Эдвард Баскомб (2003). Классика кино Британского института кино . Тейлор и Фрэнсис. п. 120. ИСБН  978-1579583286 .
  45. ^ Луис Бунюэль; Гарретт Уайт (2002). Невыразимое предательство: Избранные сочинения Луиса Бунюэля . Издательство Калифорнийского университета. п. 112. ИСБН  978-0520234239 .
  46. ^ Роман Губерн; Пол Хаммонд (2012). Луис Бунюэль: Красные годы, 1929–1939 . Университет Висконсина Пресс. п. 74. ИСБН  978-0299284732 .
  47. ^ Жан-Франсуа Гедон; Элен Сорес (2011). Объяснение цитат общего характера . Эйроль. п. 140. ИСБН  978-2212862584 .
  48. ^ Нуридсани, Мишель (2004). Дали . Фламмарион. п. 177. ИСБН  978-2080682222 .
  49. ^ Дешарн, Роберт (1984). Сальвадор Дали: Работа, Человек . Х.Н. Абрамс. п. 291. ИСБН  978-0810908253 .
  50. ^ Джонатан Джонс (21 января 2006 г.). «О неудачниках и королях» . Хранитель . Проверено 17 сентября 2009 г.
  51. ^ Клиффорд Терлоу; Карлос Лозано (2000). Секс, сюрреализм, Дали и я: Мемуары Карлоса Лозано . Максимилиан Терлоу. п. 65. ИСБН  978-0953820504 .
  52. ^ Анри-Франсуа Рей (1974). Дали в своем лабиринте . Грассе. п. 15. ISBN  978-2246800057 .
  53. ^ Р. А. Стрэдлинг, Филипп IV и правительство Испании, 1621–1665 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, Кембридж, 1988, ISBN   0521323339 , с. 84.
  54. ^ Антонио Питшот; Монтсеррат Агер (2008). Дом-музей Сальвадора Дали: Портльигат-Кадакес . Треугольные открытки. ISBN  978-8484783619 .
  55. ^ Сальвадор Дали; Джек Дж. Спектор (2006). Тайная жизнь Сальвадора Дали: гений ли я? : критическое издание оригинальных рукописей «Тайной жизни Сальвадора Дали» . Эпоха Человека. п. 188. ИСБН  978-2825136430 .
  56. ^ Литературный журнал . Литературный журнал. 2004.
  57. ^ Филип Суини: Искусство: «Не говорите со мной о шестидесятых» , The Independent , 23 октября 2011 г.; получено 27 ноября 2015 г.
  58. Жан Мари Перье: Дали и Франсуаза Арди. Архивировано 14 августа 2018 г. в Wayback Machine , октябрь 1968 г.
  59. ^ Сальвадор Дали: Декларация независимости воображения и Декларация прав человека на его безумие, Сборник сочинений, заархивировано 23 ноября 2015 г. в Wayback Machine , Rogner & Bernhard, Мюнхен (1974), ISBN   978-3807700793 .
  60. Хронология – Век Сальвадора Дали , Веб-сайт Музея Сальвадора Дали в Санкт-Петербурге/Флорида.
  61. ^ «Усы Дали» на туристическом сайте ; получено 22 ноября 2015 г.
  62. Рекламная кампания художественной школы Civita: Малыш Дали - Художники, рожденные здесь. Архивировано 24 ноября 2015 г. в Wayback Machine , автором Yes I AM , Рим, Италия.
  63. ^ Гёргюн, Кенан (2005). Ад наш . Квадратура. п. 10. ISBN  978-2960050608 .
[ редактировать ]
  • Фотографии Сальвадора Дали Халсмана ( Magnum Photos ). Не все показанные фотографии были использованы в «Усах Дали» . На сайте представлены обе версии модифицированной Моны Лизы – золотые монеты/руки Халсмана и долларовые купюры/руки Дали. Фотография с куском Грюйера не показана.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 93d55913b3f3653872eeef4e93a2bd83__1704450360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/93/83/93d55913b3f3653872eeef4e93a2bd83.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dali's Mustache - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)