Усы Дали
![]() | |
Автор | Сальвадор Дали и Филипп Халсман |
---|---|
Художник обложки | Филипп Халсман |
Язык | Английский (2-е и 3-е издания на французском языке) |
Жанр | Книги художников , фотокниги |
Издатель | Саймон и Шустер 1984: Les Éditions Arthaud , 1995: Éditions Flammarion |
Дата публикации | 1954 |
Место публикации | Соединенные Штаты |
Тип носителя | Распечатать ( твердый переплет ) |
ISBN | 2080124331 |
«Усы Дали» — абсурдистская юмористическая книга -сюрреалиста художника Сальвадора Дали (1904–1989) и его друга, фотографа Филиппа Халсмана (1906–1979). Первое издание вышло в октябре 1954 года в Нью-Йорке ; слегка измененные французские издания последовали в 1980-х и 1990-х годах.
Книга имеет подзаголовок «Фотографическое интервью» . [ 1 ] На одной странице Дали задан короткий вопрос, на который художник отвечает внизу следующей страницы. Дополнительная соответствующая черно-белая фотография Халсмана — абсурдные, ироничные или самоироничные портреты Дали с совершенно разным использованием его культовых усов — дополняет ответ, обычно с абсурдным аспектом.
История публикации
[ редактировать ]Халсман жил и работал с 1940 года – и до своей смерти – в США . В 1941 году он встретил Дали в Нью-Йорке , который после предыдущих визитов в Штаты оставался там с Галой с 1940 по 1948 год и работал там писателем и художником-живописцем. Халсман и Дали подружились и оставались друзьями до конца своей жизни.
Идея книги возникла у Ричарда «Дика» Саймона , одного из основателей Simon & Schuster , когда Халсман показал ему фотографии Дали, которые предназначались для журнала Life . Уже пятью годами ранее Саймон предложил Халсману написать книгу о французском актере Фернанделе и «Француз: фотографическое интервью с Фернанделем». [ 2 ] продавался очень хорошо. [ 3 ]
Халсман предложил проект Дали с замечанием, что книг о художниках написано много, но раньше этого никогда не делалось - и это было бы особым почтением - что целая книга была посвящена "детали художника". . Дали понравилась эта идея. На протяжении нескольких месяцев развивалось сотрудничество в рамках проекта, в котором оба художника вносили идеи и вместе воплощали их в жизнь.
Первое издание «Усов Дали» было опубликовано в октябре 1954 года издательством Simon & Schuster, Нью-Йорк, полностью на английском языке. Халсман перевел своеобразный французский каталонского в предисловии Дали. На обратной стороне книги имеется надпись «Внимание! Эта книга нелепа».
Изменения были внесены в следующие издания, вышедшие во Франции в 1980-х и 1990-х годах: оригинальное название было сохранено, подзаголовок, вопросы и ответы были переведены на французский язык , а предупреждение на обороте заменено на «Внимание!» Книга абсурда . Фотография Моны Лизы с монетами была заменена оригиналом с долларовыми купюрами, а французский редактор добавил Note de l'éditeur , в котором подробно описаны методы фотографирования ( D'interet seulement pour les Photographyes ).
Содержание
[ редактировать ]Преданность
[ редактировать ]Оба художника посвятили книгу своим супругам (Дали и Гала (Елена Ивановна Дьяконова) поженились в 1934 году, Халсман и Ивонн Мозер - в 1936 году.
Гале, ангелу-хранителю моих усов.
— Сальвадор Дали, француз: Гале, которая также является ангелом-хранителем моих усов.
Ивонн, ради которой я бреюсь каждый день.
— Филипп Халсман, француз: Ивонне, ради которой я бреюсь каждый день.
Предисловие (Сальвадор Дали)
[ редактировать ]В первой части предисловия [ 4 ] Дали в повествовании от первого лица объясняет свое развитие от детства до «первой американской кампании». Черно -белая фотография Дали с экземпляром журнала Time от 14 декабря 1936 года. [ 5 ] [ 6 ] показано с заявлением, что он появился в то время с «самыми маленькими усами в мире», которые вскоре «как сила моего воображения, продолжили расти».
Во второй части — усы стали важной частью художника — Дали меняет точку зрения повествования и пишет о Дали от третьего лица . Он упоминает Делилу , который также знал о силе волос, и делает ссылку на «Лапорта» , «изобретателя» Magia naturalis , который считал волосы на лице чувствительными антеннами, которые могли уловить творческое вдохновение. Через Платона и Леонардо да Винчи и их «славу волос на лице» Дали достигает 20-го века, «в котором должен был произойти самый сенсационный феномен волосатости: усы Сальвадора Дали».
Фотоинтервью
[ редактировать ]«Усы Дали» содержат 28 черно-белых фотографий, в основном портреты Дали с различными вариантами использования его культовых усов.
На странице, предшествующей каждой фотографии – читатель еще не может ее увидеть – Дали адресуется короткий вопрос о его личности и его действиях, ответ на который находится на следующей странице под фотографией. Эти ответы в основном короткие и иногда загадочные; некоторые из них кажутся имеющими смысл, другие совершенно абсурдны, а в одном случае Дали вообще не отвечает. Визуальное воздействие фотографий Халсмана придает словам Дали дополнительный смысл.
Четыре фотографии намекают на удовольствие Дали от финансового успеха: на одной из них открыто изображены долларовые купюры, [ 7 ] еще один с американскими монетами. Примерно в 1940 году Андре Бретон придумал уничижительное прозвище «Авида Доллары», анаграмму слова «Сальвадор Дали», которое можно более или менее перевести как «жаждущий долларов». [ 8 ] Дали никогда не скрывал своих финансовых намерений. В книге он демонстрирует самоиронию на фотографии, показывая его улыбающимся и усы S-образной формы в виде знака доллара . [ 9 ]
На другой фотографии Мона Лиза изображена с лицом Дали и по одной оригинальной купюре в 10 000 долларов в каждой из его сильных рук. В каком-то смысле это интерпретация известного реди-мейда L.HOOQ франко-американского художника Марселя Дюшана времен дадаизма , на котором изображена всемирно известная картина Моны Лизы с усами и бородкой . С другой стороны, Дали, узнаваемый по его фирменным усам, олицетворяется как новая икона вместо (бывшей) «иконы искусства Джоконды ». [ 10 ] [ 11 ]
Последняя фотография является хорошим примером намерений Халсмана и Дали и также привлекает читателя.
- Вопрос: «У меня такое ощущение, что я раскрыл твою тайну, Сальвадор. Может быть, ты сумасшедший?» [ 12 ]
- Ответ: «Я, конечно, более разумен, чем человек, купивший эту книгу». [ 13 ]
- фотография Халсмана «Дали, более здравомыслящего, чем человек, купивший эту книгу» . Над этим ответом показана
Postface (Филипп Халсман)
[ редактировать ]Помимо издательской истории, Халсман форме рассказывает в постфейсе в анекдотичной о трудностях, возникших в ходе работы над фотографиями:
Фотография № 15 была вдохновлена картиной Дали «Постоянство памяти» . изображено лицо Дали На мягких, плавящихся карманных часах . С технической точки зрения эта фотография была самой требовательной из серии и потребовала более ста часов работы. Позже эта фотография была сделана для фотографии картины, которой она не является .
На фотографии № 18 изображена муха и мед на усах Дали. [ 14 ] Со временем возникла непреодолимая проблема: где найти муху холодной нью-йоркской зимой? [ 15 ]
На фотографии № 21 Дали смотрит одним глазом в отверстие в ломтике сыра, а кончики его усов просовывают еще два отверстия. Кусочек сыра Грюйер был жирным, отверстия слишком маленькими, ассистентам приходилось держать кончики усов Дали, в результате чего художник потерял часть волос во время процесса.
Было сделано больше фотографий, чем вошло в книгу. По его словам, даже дети Халсмана были охвачены «усами» и вносили собственные предложения.
В конце постфейса (во французском издании) Халсман вспоминает разговор с молодой актрисой, которая задавала ему вопросы о Дали, сюрреализме и значении усов, изображения которых она видела в английском издании. Халсман объяснил, что усы Дали являются символом и передают послание , что каждый по-своему должен верить в то, что он особенный, уникальный и незаменимый, после чего молодая женщина воскликнула: «Усы с посланием! Как можно быть таким абсурдным?» ?" Халсман ответил ей: «Вы действительно в это верите или просто хотите мне польстить?»
Примечания редактора
[ редактировать ]В примечаниях редактора французского издания подробно говорится о технической реализации избранных фотографий (« Как были сделаны некоторые фотографии. Представляет интерес только для фотографов »).
Прием
[ редактировать ]Фотографии Халсмана и «Усы Дали» рассматривались и комментировались во многих журналах и книгах. [ 16 ]
В каталоге Государственной галереи Штутгарта за 1989 год указано: «Он содержит одни из лучших фотографий Дали, фотографии, созданные по его собственным указаниям». [ 17 ]
Фотожурналы называют его «великой классикой». [ 18 ] и «восхитительно умный фотоальбом… предмет коллекционирования». [ 19 ] Книга из первого издания, содержащая рисунки, комментарии и посвящение Дали Роберту Шварцу, сотруднику иммиграционной службы США, который обслуживал VIP-персон , была продана на аукционе за 6,875 долларов США в 2012 году. [ 20 ]
Писатель Майкл Элсон Росс называет ее «дикой и сумасшедшей книжкой» и предлагает подросткам и студентам использовать ее в качестве примера того, как они могут творчески проявлять свои собственные волосы ( прическа-арт ). [ 21 ]
Этолог Десмонд , писатель и художник-сюрреалист Моррис ссылается на усы Дали в своей книге «Обнаженный мужчина: исследование мужского тела» (2008). Моррис подозревает, что «Усы» Дали — единственная когда-либо опубликованная книга, описывающая исключительно волосы на лице одного человека. [ 22 ]
В 1991/92 году Музей Сальвадора Дали в Санкт-Петербурге , штат Флорида , организовал выставку фотографий Халсмана из «Усов Дали» . [ 23 ]
Справочная информация
[ редактировать ]От «самых маленьких усов в мире» до «торговой марки»
[ редактировать ]
В середине 1920-х годов Сальвадор Дали был чисто выбрит. [ 24 ] В конце 1920-х или начале 1930-х годов он отрастил усы Менжу . популярные в то время [ 25 ] – и сам назвал их «самыми маленькими усами мира». [ 4 ] Это также задокументировано на фотографии 1933 года, за год до свадьбы Дали и Галы. [ 26 ] Такие усы Дали сохранял до конца 1930-х годов.

Работы нескольких фотографов – Филиппа Халсмана (1942), [ 27 ] Ирвинг Пенн (1947), [ 28 ] Альфредо Валенте ( ок. 1950 ) [ 29 ] и снова Халсман (1954) [ 30 ] – показать, что Дали начал в США отращивать кончики усов длиннее, [ 31 ] пока они не выделялись как антенны в 1950-х годах [ 22 ] [ 32 ] – «Усы» Дали были опубликованы в 1954 году – их общая длина достигла 25 сантиметров. [ 31 ]
Эксцентричная, экстравертная внешность была типична для Дали, а его характерные усы стали «уловкой». [ 33 ] и его неофициальная « торговая марка » с высоким эффектом узнаваемости. [ 25 ] В 1950-х годах его усы стали его культовой частью, и «преобразование Дали в его публичное появление было почти завершено». [ 34 ]
Во время кампании по сбору средств от Movember MSN HIM 2010 провела опрос, чтобы определить « самых известных усов всех времен». Было подано 14 144 голоса, и 24% (1-е место) проголосовали за усы Дали. [ 35 ]
В литературе превосходные степени, замечательные описания и необычные интерпретации встречаются при попытках объяснить Дали и его усы:
Усы - «основная часть его [Дали] униформы как эксцентричного художника». [ 21 ] «странная отличительная черта», [ 36 ] Самая узнаваемая черта Дали. [ 37 ] «Самая узнаваемая черта Дали», «преувеличенная ... черта его личности после 1940 года», [ 37 ] поп-иконка [ 38 ] с «фаллическим подтекстом», [ 39 ] «бросающий вызов гравитации», [ 40 ] «натертое воском и гибкое произведение искусства» [ 21 ]
. Гертруда Стайн , знавшая Дали лично и восхищавшаяся им, считала, что «эти усы сарацинские, в этом нет никаких сомнений», и считала их «самыми красивыми усами среди всех европейцев». [ 41 ] [ 42 ]
С возрастом усы снова стали короче. Одна из последних фотографий художника — сделанная Хельмутом Ньютоном в доме Даля в 1986 году. [ 43 ] через три года после того, как художник представил свою последнюю работу – изображен 82-летний мужчина с седыми висячими усами.
Потенциально вдохновляющие прототипы
[ редактировать ]Оба, Сальвадор Дали и Луис Бунюэль , друзья еще со времен учебы, восхищались актером Адольфом Менжу . [ 44 ] В 1928 году Бунюэль посвятил в La Gaceta Literaria статью под названием «Вариации на тему усов Менжу». [ 45 ] к волосам на лице актера. [ 46 ] Дали: «Сюрреализм – это я». [ 47 ] - объявил усы Менжу сюрреалистическими, заявив: «Усы Адольфа Менжу сюрреалистичны». [ 48 ] В эти дни молодой сюрреалист и некурящий привлекал к себе внимание, предлагая другим людям накладные усы из серебряного портсигара со словами «Усы? Усы?» Усы?", [ 49 ] но обычно никто не смел их тронуть. [ 4 ]
-
Адольф Менжу (1923)
-
Сальвадор Дали (1934)
-
Луис Бунюэль (1968)
-
Филипп IV (1605–1665)
-
Диего Веласкес (1599–1660)
-
Марсель Пруст (1871–1922)
Кто или что вдохновило Дали носить усы так, как это стало для него характерным, до сих пор остается предметом споров. В этом контексте упоминаются еще два известных испанца: первый — испанский художник Веласкес , [ 25 ] [ 50 ] которым восхищался Дали [ 51 ] интерпретируя свои картины по-своему. Второй — Фелипе IV де Испания (Филипп IV Испании) , [ 52 ] также известный как Филипп Великий (Фелипе эль Гранде) или Король Планеты (Эль Рей Планета) , который, как говорили, обладал острым чувством юмора и «большим чувством веселья». [ 53 ] который сочинял стихи и рисовал сам, который поддерживал искусство и поэзию во время своего правления и который призвал Веласкеса придворным художником при испанском дворе. Сальвадор Фелипе Хасинто Дали и Доменек носил то же имя «Фелипе», и до сих пор в доме Дали – между двумя подсвечниками, созданными художником, – можно найти фотографию в рамке картины Веласкеса, изображающей Филиппа IV. [ 54 ]
Сам Дали привлек Марселя Пруста к дискуссии , которого он уже читал в подростковом возрасте и чей стиль письма – длинные предложения, метафоры – Дали тоже практиковал. [ 55 ] [ 56 ] Но Дали упомянул свое имя только для сравнения: «[Усы] — самая серьезная часть моей личности. Это очень простые венгерские усы. Господин Марсель Пруст использовал такую же помаду для этих усов». [ 32 ]
Усы Дали в саморекламе, рекламе и литературе
[ редактировать ]Высокий эффект узнаваемости усов Даля привел к их множеству, в основном коммерческих применений.
В 1960-е годы певица Франсуаза Арди была популярна и имела очень положительный имидж. Другие знаменитости были заинтересованы быть рядом с ней или увидеться с ней. [ 57 ] В октябре 1968 года Жан Мари Перье , известный фотограф музыкальной сцены того времени, сделал целую серию фотографий Харди вместе с Дали на своей территории в Испании. На одной из фотографий художница превращает Харди в копию самого себя, используя свои собственные волосы в форме усов Дали. [ 58 ]
В 1974 году немецкий редактор Rogner & Bernhard опубликовал собрание литературных произведений Дали. Для обложки была выбрана черно-белая фотография, на которой виден только профиль художника от подбородка до носа, с характерными для Дали усами прямо посередине. [ 59 ]
Музей Сальвадора Дали в Санкт-Петербурге использует на своем сайте графическое изображение усов Дали. [ 60 ] Когда в 2010 году музей переехал в новое здание, началась общественная кампания с использованием гигантских трехмерных усов на рекламном щите . С 2011 года эти лакированные усы из пенопласта длиной 40 футов (~12 м) и высотой 14 футов (~4,2 м) можно найти рядом с музеем и стали туристической достопримечательностью. [ 61 ]
В целях рекламной кампании итальянской художественной школы Чивита под девизом «Художники, рожденные здесь», рекламное агентство в Риме разработало «Младенца Дали», который только благодаря своим усам ассоциируется с художником. [ 62 ]
В романе «Усы Дали» Кенана Гёргуна художник размышляет – после смерти – о своем искусстве и своих усах. [ 63 ]
См. также
[ редактировать ]Комментарии и ссылки
[ редактировать ]- ^ В более поздних французских изданиях «Фотографическое интервью» .
- ^ Филипп Халсман: Француз: фотографическое интервью с Фернанделем (англ.), 1. Изд., Simon & Schuster, Нью-Йорк (1949).
- ↑ Халсман упоминает в послесловии к «Усам Дали» , что он до сих пор водит кабриолет , который он ласково называет «Фернандель» и которому он обязан финансовым успехом этой книги.
- ^ Jump up to: а б с «Предисловие к «Усам Дали» Сальвадора Дали» . Архивировано из оригинала 27 ноября 2015 г. Проверено 13 декабря 2015 г.
- ^ «Сюрреалист Сальвадор Дали». Архивировано 8 февраля 2016 г. в Wayback Machine . Время . 14 декабря 1936 года.
- ↑ Дали и Гала прибыли на неделю раньше, 7 декабря 1936 года, по случаю выставки в галерее Жюльена Леви (с 10 декабря по 9 января 1937 года) в Нью-Йорке .
- ↑ В соответствии с американским законодательством 1954 года было запрещено фотографировать долларовые купюры в оригинальном издании. Во французских изданиях замена n durch Originale mit Dollarnoten ersetzt. [ нужны разъяснения ]
- ^ Артциклопедия: Сальвадор Дали . Проверено 4 сентября 2006 г.
- ^ Шейнс, Эрик (2011). Дали . Паркстоун Интернэшнл. п. 70. ИСБН 978-1780426594 .
- ^ Джанлука Спинато: Мона Лиза как современная икона , www.academia.edu; получено 24 ноября 2015 г.
- ^ Мона Лиза и эта история усов , Worldpress, 18 ноября 2011 г.; получено 24 ноября 2015 г.
- ^ По-французски: « Я предчувствую, что раскрыл твою тайну, Сальвадор. Ты не сошел с ума? »
- ↑ По-французски: « Я определенно более разумен, чем человек, купивший эту книгу ».
- ↑ была фотография мухи ( mouche чтобы у него на усах Дали настоял на том , ).
- ^ Описание проблемы, попыток и окончательного решения занимает целую страницу постфейса. Упоминаются усилия Ивонн Халсман, которая расплакалась, когда ее творческая попытка потерпела неудачу. В конце концов работу отложили до следующей весны, и эта фотография была сделана в отсутствие Дали, который к тому времени вернулся обратно в Европу.
- ^ «Дали и Халсман, Библиографические книги и каталоги | Тексты для скачивания | Fundació Gala – Сальвадор Дали» . www.salvador-dali.org .
- ^ Карин фон Маур, Марк Лакруа, Рафаэль Сантос Торроэлла и Лутц В. Лепсингер (введение и каталог): Сальвадор Дали (1904–1989) , Государственная галерея Штутгарта, Verlag Gerd Hatje (1989), ISBN 978 3775702751 , стр. 496: « Он содержит некоторые из лучших фотографий Дали, изображения, которые были сделаны по его собственным инструкциям » .
- ^ Британский журнал фотографии . Генри Гринвуд и компания, Лимитед. Апрель 1994 года . .
- ^ Каллахан, Шон (1985). Американский фотограф . Публикации CBS. стр. 94, том. 15.
- ^ Аукционный дом Bonhams: Усы Сальвадора Дали и Филиппа Халсмана Дали: фотографическое интервью , Саймон и Шустер, Нью-Йорк (1954) .
- ^ Jump up to: а б с Майкл Элсон Росс (2003). Сальвадор Дали и сюрреалисты: их жизнь и идеи: 21 деятельность . Чикаго Ревью Пресс. п. 113. ИСБН 978-1556524790 .
- ^ Jump up to: а б Моррис, Десмонд (2012). Обнаженный мужчина: исследование мужского тела . Случайный дом. стр. 137–138. ISBN 978-1409075721 .
- ^ Журнал Тампа-Бэй . Tampa Bay Publications, Inc., ноябрь – декабрь 1991 г., с. 9. ISSN 1070-3845 .
- ^ Жизнеописание Сальвадора Дали и Доменека , Фонд Гала-Сальвадора Дали.
- ^ Jump up to: а б с капитан Питер Мур; Кэтрин Мур (2009). Отвратительный Дали . Грассе. п. 47. ИСБН 978-2246732495 .
- ^ «Фотография: Гала и Дали (1933) » .
- ^ «Филипп Халсман: Сальвадор Дали в Нью-Йорке (1942) » . Архивировано из оригинала 24 ноября 2015 года.
- ^ Ирвинг Пенн: Сальвадор Дали (1947) .
- ^ Альфредо Валенте: Сальвадор Дали (ок. 1950) .
- ↑ Филипп Халсман: Сальвадор Дали (около 1954 г.). Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine .
- ^ Jump up to: а б Отте, Торстен (2006). Сальвадор Дали: биография с собственными свидетельствами художника . Кенигсхаузен и Нейман. п. 104. ИСБН 978-3826033063 .
- ^ Jump up to: а б Видео: Сальвадор Дали раскрывает секреты своих фирменных усов (1954) на шоу US-Fernseh Show The Name’s Same .
- ^ Пивот, Бернар (2011). Слова моей жизни . Альбин Мишель. п. 43. ИСБН 978-2226229274 .
- ^ Сальвадор Дали; Эллиот Х. Кинг; Дэвид А. Бреннан; Монтсе Агер Уивер; Уильям Джеффетт; Хэнк Хайн; Монтсеррат Агер; Чарльз Хайн (2010). Сальвадор Дали: Поздняя работа . Высокий художественный музей. стр. 120, 126, 130. ISBN 978-0300168280 .
- ^ "Опрос Movember показал, что у Сальвадора Дали были самые знаменитые усы" . The Telegraph , 3 ноября 2010 г.; получено 21 ноября 2015 г.
- ^ Джей Роберт Нэш (1982). Зэниес: величайшие чудаки мира . М. Эванс. п. 102. ИСБН 978-1590775226 .
- ^ Jump up to: а б Ротман, Роджер (2012). Крошечный сюрреализм: Сальвадор Дали и эстетика малого . Издательство Университета Небраски. п. 182. ИСБН 978-0803236493 .
- ^ Нью-Йорк Медиа, ООО (11 июля 1994 г.). "Нью-Йорк" . Нью-Йоркметро.com . New York Media, LLC: 44. ISSN 0028-7369 .
- ^ Коулз, Флер (1960). Дело Сальвадора Дали . Маленький, Браун. п. 296.
- ^ Нью-Йорк Медиа, ООО (22 ноября 1993 г.). "Нью-Йорк" . Нью-Йоркметро.com . New York Media, LLC: 76. ISSN 0028-7369 .
- ^ Мэри Энн Коус (2009). Сальвадор Дали . Книги реакции. п. 63. ИСБН 978-1861896278 .
- ^ Штейн, Гертруда (2013). Автобиография каждого . Издательская группа Кнопфа Doubleday. ISBN 978-0307829771 .
- ^ «Хельмут Ньютон: Сальвадор Дали (1986) » .
- ^ Роб Уайт; Эдвард Баскомб (2003). Классика кино Британского института кино . Тейлор и Фрэнсис. п. 120. ИСБН 978-1579583286 .
- ^ Луис Бунюэль; Гарретт Уайт (2002). Невыразимое предательство: Избранные сочинения Луиса Бунюэля . Издательство Калифорнийского университета. п. 112. ИСБН 978-0520234239 .
- ^ Роман Губерн; Пол Хаммонд (2012). Луис Бунюэль: Красные годы, 1929–1939 . Университет Висконсина Пресс. п. 74. ИСБН 978-0299284732 .
- ^ Жан-Франсуа Гедон; Элен Сорес (2011). Объяснение цитат общего характера . Эйроль. п. 140. ИСБН 978-2212862584 .
- ^ Нуридсани, Мишель (2004). Дали . Фламмарион. п. 177. ИСБН 978-2080682222 .
- ^ Дешарн, Роберт (1984). Сальвадор Дали: Работа, Человек . Х.Н. Абрамс. п. 291. ИСБН 978-0810908253 .
- ^ Джонатан Джонс (21 января 2006 г.). «О неудачниках и королях» . Хранитель . Проверено 17 сентября 2009 г.
- ^ Клиффорд Терлоу; Карлос Лозано (2000). Секс, сюрреализм, Дали и я: Мемуары Карлоса Лозано . Максимилиан Терлоу. п. 65. ИСБН 978-0953820504 .
- ^ Анри-Франсуа Рей (1974). Дали в своем лабиринте . Грассе. п. 15. ISBN 978-2246800057 .
- ^ Р. А. Стрэдлинг, Филипп IV и правительство Испании, 1621–1665 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, Кембридж, 1988, ISBN 0521323339 , с. 84.
- ^ Антонио Питшот; Монтсеррат Агер (2008). Дом-музей Сальвадора Дали: Портльигат-Кадакес . Треугольные открытки. ISBN 978-8484783619 .
- ^ Сальвадор Дали; Джек Дж. Спектор (2006). Тайная жизнь Сальвадора Дали: гений ли я? : критическое издание оригинальных рукописей «Тайной жизни Сальвадора Дали» . Эпоха Человека. п. 188. ИСБН 978-2825136430 .
- ^ Литературный журнал . Литературный журнал. 2004.
- ^ Филип Суини: Искусство: «Не говорите со мной о шестидесятых» , The Independent , 23 октября 2011 г.; получено 27 ноября 2015 г.
- ↑ Жан Мари Перье: Дали и Франсуаза Арди. Архивировано 14 августа 2018 г. в Wayback Machine , октябрь 1968 г.
- ^ Сальвадор Дали: Декларация независимости воображения и Декларация прав человека на его безумие, Сборник сочинений, заархивировано 23 ноября 2015 г. в Wayback Machine , Rogner & Bernhard, Мюнхен (1974), ISBN 978-3807700793 .
- ↑ Хронология – Век Сальвадора Дали , Веб-сайт Музея Сальвадора Дали в Санкт-Петербурге/Флорида.
- ^ «Усы Дали» на туристическом сайте ; получено 22 ноября 2015 г.
- ↑ Рекламная кампания художественной школы Civita: Малыш Дали - Художники, рожденные здесь. Архивировано 24 ноября 2015 г. в Wayback Machine , автором Yes I AM , Рим, Италия.
- ^ Гёргюн, Кенан (2005). Ад наш . Квадратура. п. 10. ISBN 978-2960050608 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фотографии Сальвадора Дали Халсмана ( Magnum Photos ). Не все показанные фотографии были использованы в «Усах Дали» . На сайте представлены обе версии модифицированной Моны Лизы – золотые монеты/руки Халсмана и долларовые купюры/руки Дали. Фотография с куском Грюйера не показана.