Jump to content

Вифредо Лам

Вифредо Лам
Из Хосе Гомеса-Сикре. фотоархива
Рожденный
Вифредо Оскар де ла Консепсьон Лам и Кастилья

8 декабря 1902 г. ( 1902-12-08 )
Умер 11 сентября 1982 г. ( 1982-09-12 ) (79 лет)
Париж , Франция
Известный Рисование
Заметная работа Джунгли (1943), собрание Музея современного искусства .
Супруг (а) Ева Пириз (1929–1931; ее смерть)
Хелена Хольцер (1944–1950)
Лу Лорен (1960–1982; его смерть, 3 сына)
Дети 4
Награды Международная премия Гуггенхайма
Замбезия Лама , Замбезия , холст, масло, 1950, Музей Соломона Р. Гуггенхайма

Вифредо Оскар де ла Консепсьон Лам и Кастилья ( китайский : 林飛龍 ; Джютпинг : lam4 fei1lung4 ; 8 декабря 1902 — 11 сентября 1982), более известный как Вифредо Лам , был кубинским художником, который стремился изобразить и возродить непреходящую афро- Кубинский дух и культура. [1] Вдохновленный некоторыми из самых известных художников 20-го века, в том числе Пабло Пикассо , Анри Матиссом , Фридой Кало и Диего Риверой , Лам объединил свои влияния и создал уникальный стиль, который в конечном итоге характеризовался преобладанием гибридных фигур. . Этот его отличительный визуальный стиль также влияет на многих художников. Хотя он был преимущественно художником, в дальнейшей жизни он также работал со скульптурой, керамикой и гравюрой.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Вифредо Лам родился и вырос в Сагуа-ла-Гранде , деревне в сахарной провинции Вилья-Клара , Куба. Он принадлежал к смешанной расе: его мать, бывшая Ана Серафина Кастилья, родилась в семье из Конго бывшей рабыни и отца-кубинца -мулата , а его отец, Ям Лам, был китайским иммигрантом. [2] В Сагуа-ла-Гранде Лама окружало множество людей африканского происхождения; его семья, как и многие другие, исповедовала католицизм наряду со своими африканскими традициями. Через свою крестную мать, Матонику Уилсон, жрицу Сантерии , прославленную в местном масштабе как целительницу и волшебницу , он подвергся обрядам африканских ориша . [2] Хотя Лам никогда не был посвящен в тайное общество Сантерия , Пало Монте или Абакуа , он был знаком с этой практикой, поскольку участие в культурной жизни было широко распространено на Кубе. [3] Его контакт с африканскими праздниками и духовными практиками оказал на него наибольшее художественное влияние.

В 1916 году Лам переехал в Гавану, чтобы изучать право – путь, который ему навязала семья. Одновременно он начал изучать тропические растения в Ботаническом саду. [4] С 1918 по 1923 год Лам изучал живопись в Школе изящных искусств. Однако он не любил ни академическое преподавание, ни живопись. он уехал в Мадрид Осенью 1923 года , Испания, чтобы продолжить изучение искусства.

Карьера в Европе

[ редактировать ]

В 1923 году Лам начал учиться в Мадриде у Фернандо Альвареса де Сотомайора-и-Сарагосы , куратора Музея дель Прадо и учителя Сальвадора Дали . По утрам он посещал студию своего консервативного учителя, а вечера проводил, работая вместе с молодыми художниками-нонконформистами. В Прадо он открыл для себя и был поражен работами Иеронима Босха и Питера Брейгеля I. Хотя ранние картины Лама были выполнены в модернистской испанской традиции, его работы вскоре стали более упрощенными и декоративными. [2] Хотя его неприязнь к академическому консерватизму сохранялась, время, проведенное в Испании, ознаменовало его техническое развитие, в котором он начал объединять примитивную эстетику и традиции западной композиции. Именно в Париже Лам познакомился с традициями африканской скульптуры. В 1929 году он женился на Еве Пириз, но и она, и их маленький сын умерли в 1931 году от туберкулеза ; вполне вероятно, что эта личная трагедия способствовала мрачному характеру его творчества. [5]

В 1930-е годы Лам подвергся множеству влияний. Влияние сюрреализма было заметно в его творчестве, а также в творчестве Анри Матисса . [2] Лам начал использовать сюрреалистические техники еще до своего пребывания в Европе, изучая таких художников, как Матисс, через публикации и новости от друга. [6] Во время путешествий по сельской местности Лама он развил сочувствие к испанским крестьянам, чьи проблемы в некотором смысле отражали проблемы бывших рабов, среди которых он вырос на Кубе. [7] С началом гражданской войны в Испании он встал на сторону республиканцев в 1936–1937 годах и использовал свой талант для создания республиканских плакатов и пропаганды. Призванный защищать Мадрид, Лам был выведен из строя во время боев в конце 1937 года и отправлен в Барселону . Там он познакомился с Хеленой Хольцер, немецкой исследовательницей, и каталонским художником, известным как Маноло Юге . Маноло дал Ламу рекомендательное письмо, которое положило начало его дружбе с Пикассо , чьи работы произвели впечатление и вдохновили Лама годом ранее, когда он увидел выставку в Мадриде. [2]

В 1938 году Лам переехал в Париж. Он быстро заручился поддержкой Пикассо, который познакомил его со многими ведущими художниками того времени, такими как Фернан Леже , Анри Матисс , Жорж Брак и Жоан Миро . Во время своей поездки в Мексику в том же году Лам гостил у Фриды Кало и Диего Риверы . [5]

Пикассо также познакомил его с Пьером Лебом, парижским арт-дилером; Леб устроил Ламу свою первую выставку в галерее Пьера Леба в 1939 году, которая получила восторженный отклик критиков. [8] В том же году Пикассо и Лам также выставили свои совместные работы в галереях Perls в Нью-Йорке. Работы Лама прошли путь от демонстрации влияния Матисса, проявившегося в его натюрмортах , пейзажах и упрощенных портретах, до влияния кубизма . [2] Работая в основном гуашью , Лам начал создавать стилизованные фигуры, которые, по-видимому, находились под влиянием Пикассо. Большая часть его работ 1938 года отличалась эмоциональной интенсивностью; тематика варьировалась от взаимодействующих пар до женщин в отчаянии и демонстрировала значительно более сильное африканское влияние, проявляющееся в угловатых очертаниях фигур и синтезе их тел. [2]

Хотя Лам начал упрощать свои формы еще до того, как познакомился с работами Пикассо, очевидно, что Пикассо оказал на него значительное влияние. Что касается выставки Пикассо, Лам сказал, что это было «не только откровение, но… шок». [2] Лам получил одобрение Пикассо, чья поддержка, как говорят, побудила Лама искать собственную интерпретацию модернизма. [7]

С началом Второй мировой войны и вторжением немцев в Париж Лам уехал в Марсель , Франция, в 1940 году. Там он воссоединился со многими интеллектуалами, включая сюрреалистов , с которыми он был связан с тех пор, как встретил Андре Бретона в 1939 году. Находясь в Марселе, Лам и Бретон совместно работали над публикацией стихотворения Бретона « Фата Моргана» , которое иллюстрировал Лам. Хотя рисунки, которые он создал в Марселе между 1940 и 1941 годами, известны как сюита «Фата Моргана» , лишь около трех из них послужили вдохновением для иллюстраций к стихотворению. [2] В 1941 году Бретон, Лам и Клод Леви-Стросс в сопровождении многих других уехали на Мартинику только для того, чтобы попасть в тюрьму. Через сорок дней Лама освободили и разрешили уехать на Кубу, куда он добрался в середине лета 1941 года.

Гаванские годы

[ редактировать ]
Лам в своей студии, 1964 год.

По возвращении в Гавану Лам по-новому осознал афро-кубинские традиции. Он заметил, что потомков рабов по-прежнему угнетают, а афро-кубинскую культуру деградируют и делают живописной ради туризма. Он считал, что Кубе грозит опасность потерять свое африканское наследие, и поэтому стремился освободить их от культурного порабощения. В интервью Макс-Полю Фуше он сказал:

«Я хотел всем сердцем нарисовать драму моей страны, но досконально выразив негритянский дух, красоту пластического искусства негров. Таким образом, я мог действовать как троянский конь , извергающий галлюцинирующие фигуры с сила удивлять, тревожить мечты эксплуататоров». [7]

Кроме того, время, проведенное на Кубе, ознаменовало быструю эволюцию его стиля. Основываясь на изучении тропических растений и знакомстве с афро-кубинской культурой, его картины стали характеризоваться присутствием гибридной фигуры — частично человека, частично животного и частично растительного происхождения. [2] Его стиль также отличался сочетанием сюрреалистических и кубистических подходов с образами и символами Сантерии. [9] В 1943 году он начал свою самую известную работу «Джунгли» . Оно отражало его зрелый стиль и изображало четыре фигуры с головами, похожими на маски, полувыступающими из густой тропической растительности. Позже в том же году она была показана на выставке в галерее Пьера Матисса в Нью-Йорке, где вызвала споры. Картина изобразила напряжение между модернизмом и яркостью и энергией африканской культуры . [7] В конечном итоге «Джунгли» были приобретены Музеем современного искусства в Нью-Йорке. Ее часто сравнивают с «Герникой» Пикассо , которая висит в Музее королевы Софии в Мадриде.

Еще одна работа Пикассо, которую сравнивают с «Джунглями» , — «Авиньонские девицы» . [10] Хотя эти две картины были созданы с разницей в тридцать шесть лет и имеют разный культурный контекст, они обе изображают женщин в сексуализированном контексте и содержат элементы примитивизма и кубизма в своих проектах. [10]

Сочетание африканских идей с европейским стилем в работе Лама «Джунгли» привело к тому, что Лам и его вторая жена столкнулись с дискриминацией со стороны преимущественно небелого кубинского населения. По возвращении на Кубу Лам отошел от космополитического художественного сообщества и больше экспериментировал со стилями кубинского авангарда . Кубинские художники обвинили Лама в том, что он самозванец, когда дело касается его произведений искусства и его идентичности как кубинца.

Лам с коллегой-художником Мануэлем Карбонеллом (1952)

Лам продолжал упрощать и синтезировать абстракцию, продолжая при этом рисовать фигурально; он также продолжал развивать мифологию и тотемизм , которые определяли его стиль. [8] В 1944 году он женился на Хелане Хольцер, с которой развелся в 1950 году. В 1946 году он и Бретон провели четыре месяца на Гаити . Там Лам обогатил свое и без того обширное понимание и знания африканского божества и магических ритуалов, наблюдая за церемониями Вуду , хотя позже он сказал, что его контакт с африканской духовностью, которую он нашел по всей Америке, не повлиял напрямую на его формальный стиль. С другой стороны, говорили, что африканская поэзия оказала расширяющее влияние на его картины. [7] В 1950 году он работал с Рене Портокарреро и другими; в деревне Сантьяго-де-Лас-Вегас группа художников работала над керамикой. [11] Лам поселился в Париже в 1952 году, разделив свое время между Кубой, Нью-Йорком и Францией.

Салон-де-Майо, 1967 год. Вставка в тротуар перед зданием Radiocentro CMQ, автор Вифредо Лам.

Лам, который продолжал симпатизировать простому человеку, в 1955 году выставил серию картин в Гаванском университете , чтобы продемонстрировать свою поддержку студенческих протестов против диктатуры Батисты. Точно так же в 1965 году, через шесть лет после революции, он продемонстрировал свою преданность Кастро и свои цели социального и экономического равенства, нарисовав El Tercer Mundo («Третий мир») для президентского дворца. В 1960 году Лам основал студию в Альбиссола-Марина на северо-западном побережье Италии и поселился там со своей женой Лу Лорин, шведской художницей, и тремя сыновьями. В 1964 году он был удостоен Международной премии Гуггенхайма, а в период с 1966 по 1967 год по всей Европе было проведено множество ретроспектив его работ. При поддержке Асгера Йорна и после того, как Лам был заинтригован местным гончарным мастерством, Лам начал экспериментировать с керамикой и провел свою первую выставку керамики в 1975 году. тем, кого он нарисовал.

Вифредо Лам умер 11 сентября 1982 года в Париже в возрасте 79 лет. Проведя более ста персональных выставок по всему миру, к моменту смерти Лам имел хорошо зарекомендовавшую себя репутацию.

Наследие

[ редактировать ]

Лам, как и многие из самых известных художников 20-го века, сочетал радикальные современные стили с «примитивным» искусством Америки. [9] В то время как Диего Ривера и Хоакин Торрес Гарсия черпали вдохновение в доколумбовом искусстве , Лам находился под влиянием афро-кубинцев того времени. Он драматически синтезировал стратегии сюрреализма и кубизма, включив при этом иконографию и дух афро-кубинской религии. По этой причине его работы не принадлежат какому-либо конкретному художественному течению. [2]

Он считал, что общество слишком много внимания уделяет личности, и стремился показать человечество в целом в своих произведениях искусства. [2] Он рисовал типовые фигуры, создавая универсальное. Для достижения своей цели он часто рисовал маски лица, похожие на . Хотя кубинская культура и мифология пронизывали его работы, они касались природы человека и поэтому были полностью понятны некубинцам.

Центр современного искусства Вифредо Лама, открытый в 1983 году (на испанском языке: Centro de Arte Contemporáneo Wifredo Lam), представляет собой государственную галерею в честь Лама, расположенную в Гаване, Куба. [12] Эта художественная галерея отвечает за организацию Bienal de la Habana, Куба, постоянной коллекции произведений искусства объемом ок. 1000 работ, а также исследования современного изобразительного искусства в развивающихся странах. [12] [13]

В 2015 году ретроспективная выставка его работ открылась в Центре Жоржа Помпиду в Париже, после чего она отправится в музей королевы Софии в Испании и музей Тейт в Лондоне. [14]

В 2019 году его работы были включены в групповую выставку «Дар искусства » в Художественном музее Переса в Майами . На выставке были представлены важные произведения постоянной коллекции ПАММ, посвященные латиноамериканским и латиноамериканским художникам. Среди художников, представленных на выставке, были Хосе Бедиа (Куба), Тереза ​​Маргольес (Мексика), Роберто Матта (Чили), Оскар Мурильо (Колумбия), Амелия Пелаес (Куба), Зилия Санчес (Куба), Тунга (Бразилия) и Кармен Эррера (Куба). [15]

Вифредо Лам, Джунгли , , гуашь бумага , 1943, Музей современного искусства.

«Джунгли» , считающаяся шедевром Лама, является образцом зрелого стиля художника. Полиморфизм, которым хорошо известен Лам, объединяет аспекты людей, животных и растений, создавая чудовищных гибридных существ. Это слияние человеческих, животных и растительных форм описывается как магическая метаморфоза. [5] Ученые выдвинули гипотезу, что эти фигуры возникли из подсознания Лама, связывая произведения искусства с принципами сюрреализма. [16] Плотная композиция создает ощущение клаустрофобии, а формы по-прежнему трудно различить. Ученые относят это абстрактное построение фигур к стилю кубизма. [16]

Элементы картины

[ редактировать ]

Удлиненным конечностям четырех фигур не хватает четкости, в то время как большое внимание уделяется частям тела, таким как их большие ступни, круглые ягодицы и груди, а также изображениям под ртами двух фигур, которые, по утверждению Адриана, напоминают мужские гениталии. [16] [10] Есть также головы в масках в африканском стиле; Ученые сообщают, что Лама интересовала резьба на африканских масках. [16] Кроме того, переливчатость форм усиливает тропическое ощущение картины. Образы тропиков также представлены в густо расположенных стеблях тростника и пальмовых листьях, которые сливаются с фигурами, отражая космологические концепции афро-кубинских религий, где божества обитают в элементах природы. [6] Предполагается, что сахарный тростник на картине намекает на поля, на которых работали африканские рабы, принадлежавшие испанцам и португальцам. [16] Считается, что крайняя правая фигура с ножницами собирает сахарный тростник, а крайняя левая фигура напоминает лошадь и предположительно представляет собой фигуру из афро-кубинской мифологии. [16] Хотя сахарный тростник обеспечивает некоторый потенциальный контекст для произведения искусства, не существует конкретного географического места, где «Джунгли» . предположительно происходят [10] Ученые предполагают, что отсутствие конкретики заставляет произведения искусства ориентироваться на более универсальную аудиторию. [10]

Мрачная палитра, содержащая смесь синего, зеленого, желтого и белого, предполагает скрытую лунную сцену, возможно, отсылку к тайной практике африканских религий среди порабощенных народов. [16] [17] Использование цвета в «Джунглях» также можно рассматривать как происходящее днем ​​в глубине джунглей. [16] Кроме того, историки предполагают, что использование красного и оранжевого цветов в цветовой палитре символизирует кровь. [10]

Культурный контекст

[ редактировать ]

Однако «Джунгли» не предназначались для описания примитивизма Кубы. Скорее, намерением Лама было изобразить духовное состояние, которое, несомненно, вдохновлено Сантерией ; [18] он проливает свет на абсурд, которым стала афро-кубинская культура, и, в частности, на то, как афро-кубинские традиции были удешевлены ради туризма. В частности, исследователь Карибского бассейна и Атлантики Франсиско-Дж. Эрнандес Адриан предполагает, что «Джунгли» служат критикой экзотизирующего взгляда на Атлантику как побочного продукта колониальной эпохи. [10] Он стремился описать реальность афро-кубинского опыта своего времени и заслужил за это признание и известность. [16] [10] Предполагается, что произведение искусства бросило вызов колониальной точке зрения. [10] Более того, Эрнандес Адриан утверждает, что образы произведений искусства отражают постоянную борьбу, с которой чернокожие люди сталкиваются в кубинском обществе. [10] В частности, одной из центральных проблем в произведении искусства является рабский труд, о котором свидетельствует сахарный тростник в «Джунглях» . [19] Историк искусства Дорис Мария-Рейна Браво утверждает, что интенсивный труд, в котором многим приходилось участвовать на Кубе, о чем свидетельствуют произведения искусства, сильно отличается от того, как туристы видели Кубу. [19] Она утверждает, что во время создания произведения искусства туристы рассматривали Кубу как «игровую площадку». [19]

Арт-рынок

[ редактировать ]

6 декабря 2017 года Sotheby's продал картину Лама «Три сантиметра земли» (1962) за 4,44 млн евро (5,24 млн долларов), что установило новый рекорд цены для художника. Работа была продана как часть коллекции Алена и Кэндис Фрайбергер. [20] Предыдущий рекорд артиста был установлен в мае 2012 года, когда картина «Идоло» ( Oya/Divinit de l’air de la mort ) была продана за $4,56 млн. Новый рекорд был установлен 28 июня 2020 года, когда Sotheby's выставил на аукцион «Оми Обини» Лама за 9 603 800 долларов.

Произведения искусства

[ редактировать ]

Выставки

[ редактировать ]
  • «Вифредо Лам Пейнтурес». Галерея Пьера, Париж. 30 июня – 14 июля 1939 г.
  • «Рисунки Пикассо и гуаши Вифредо Лама». Галерея Перлс, Нью-Йорк. 13 ноября – 2 декабря 1939 г.
  • «Картины Лама». Галерея Пьера Матисса, Нью-Йорк. 17 ноября – 5 декабря 1942 г.
  • «Картины Лама». Галерея Пьера Матисса, Нью-Йорк. 6–24 июня 1944 г.
  • «Картины Лама». Галерея Пьера Матисса, Нью-Йорк. 20 ноября – 8 декабря 1945 г.
  • «Вифредо Лам». Галерея Пьера, Париж. 12–31 декабря 1945 г.
  • Галерея искусств «Лам», Порт-о-Пренс, Гаити, 24 января – 3 февраля 1946 года.
  • «Кубинский художник Вифредо Лам». Лондонская галерея, Лондон. 5–30 ноября 1946 г.
  • «Лэм: Последние работы 1950 года». Центральный парк, Гавана. 2–15 октября 1950 г.
  • «Вифредо Лам». Музей изящных искусств, Каракас, 8–22 мая 1955 г.
  • «Вифредо Лам». Университет Нотр-Дам, Нотр-Дам, 8–22 января 1961 г.
  • «Картина Вифредо Лама, скульптура Вика Джентиля». Кунстхалле, Базель, 10 сентября – 9 октября 1966 г.; «Вифредо Лам». Kestnergesellschaft , Ганновер, 16 декабря 1966 г. - 16 января 1967 г.; Стеделикский музей, 26 января – 12 марта 1967 г.; Moderna Museet, Стокгольм, 8 апреля – 7 мая 1967 г.; Дворец изящных искусств, Брюссель, 18 мая – 18 июня 1967 г.
  • «Вифредо Лам». Ордрупгаард, Шарлоттенлунд (Дания), 14 сентября – 15 октября 1978 г.; Соня Хени, Фонд Нильса Онстада, Хёвиккоден (Норвегия),
  • «Дань Вифредо Ламу 1902–1982». Национальный музей современного искусства, Мадрид, 20 октября – 12 декабря 1982 г.; Музей Икселя, Брюссель, 7 января – 6 марта 1983 г.; Музей современного искусства, Париж, 23 марта – 22 мая 1983 г.
  • «Вифредо Лам, Принты». Центральный институт изящных искусств, Пекин; Дворец изящных искусств, Шанхай; Институт изящных искусств, Ханчжоу, Институт изящных искусств; Гуанчжоу; Центр искусств, Гонконг, сентябрь 1991 г. – март 1992 г.
  • «Вифредо Лам: Ретроспектива работ на бумаге». Американское общество , Нью-Йорк, 19 сентября – 20 декабря 1992 г.; Fundacio La Caixa, Барселона, 21 января – 21 марта 1993 г.
  • «Вифредо Лам». Национальный музей искусств королевы Софии, Мадрид, 29 сентября – 14 декабря 1992 г.; Фонд Миро, Барселона, 21 января – 21 марта 1993 г.
  • «Лам метис». Fondation Dapper, Париж, 26 сентября 2001 г. - 20 января 2002 г.
  • «Вифредо Лам: меняющийся образ, столетняя выставка». Иокогамский художественный музей, Иокогама, октябрь 2002 г. – январь 2003 г.
  • «Wifredo Lam et les poètes». Музей Кампредона, Maison René Char, Л'Иль-сюр-ла-Сорг, Франция, 7 июля – 2 октября 2005 г.
  • «Вифредо Лам в Северной Америке», Художественный музей Хаггерти, Университет Маркетт, Милуоки, 11 октября 2007 г. - 21 января 2008 г. Художественный музей Майами, Майами, 8 февраля - 18 мая 2008 г.; Музей латиноамериканского искусства, Лонг-Бич, 12 июня – 31 августа 2008 г.; Музей Дали, Санкт-Петербург (Флорида), 2 октября 2008 г. – 10 января 2009 г.
  • «Вифредо Лам, гравюры», Caixacultural de Rio de Janeiro, Рио-де-Жанейро, 22 октября – 3 января 2010 г.; Пинакотека штата, Сан-Паулу, 27 февраля – 2 мая 2010 г.
  • «Вифредо Лам 1902–1982: Путешествие между Карибами и авангардом», Музей изящных искусств Нант, Франция, 6 мая – 29 августа 2010 г.
  • «Сезер, Лам, Пикассо, Мы нашли себя», Национальная галерея Гран-Пале, Париж, Франция, 16 марта – 6 июня 2011 г.
  • «Сезер, Лам, Пикассо. Мы нашли себя», Fondation Clément, Ле Франсуа (Мартиника), 6 декабря 2013 г. – 2 марта 2014 г.
  • «Вифредо Лам, Воображая новые миры, Художественный музей Макмаллена», Бостон, 30 августа – 14 декабря 2014 г.; Высокий художественный музей, Атланта, 10 февраля – 24 мая 2015 г.
  • Вифредо Лам, выставка Ey. Лондон, Галерея Тейт Модерн (14 сентября 2016 г. – 8 января 2017 г.).
  • «Вифредо Лам», Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж, 30 сентября 2015 г. – 15 февраля 2016 г.; Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofia, Мадрид, 5 апреля – 15 августа 2016 г.; Тейт Модерн, Лондон, 14 сентября 2016 г. – 8 января 2017 г.
  • «Рисунки Вифредо Лама: 1940–1955. Из личной коллекции Хуана Кастильо Васкеса, Гавана, Куба». Художественные галереи Университета Лихай, Центр искусств Зёлльнер, Вифлеем, Пенсильвания, 30 августа – 10 декабря 2017 г.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Вифредо Лам» . Латиноамериканское искусство . Проверено 8 сентября 2021 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Бальдеррама, Мария Р., изд. Вифредо Лам и его современники 1938–1952 . Нью-Йорк: Музей-студия в Гарлеме , 1992.
  3. ^ Москера, Херардо (1997). «Верхом на модернизме: децентрализация Вифредо Лама». Журнал современного африканского искусства . 6–7 (6–7): 16–21. дои : 10.1215/10757163-6-7-1-16 . S2CID   191522394 .
  4. ^ Элли, Рин. «Лам, Вифредо» . Гроув Арт Онлайн. 27 сентября 1999 г. Издательство Оксфордского университета.
  5. ^ Jump up to: а б с «Вифредо Лам». Коллекция Гуггенхайма. Музей Соломона Р. Гуггенхайма . «Коллекция Гуггенхайма — Художник — Лам — Биография» . Архивировано из оригинала 6 января 2006 г. Проверено 6 января 2006 г. .
  6. ^ Jump up to: а б Симс, Лоури Стоукс (2002). «Линия художника: рисунки Вифредо Лама». Мастер-чертежи 40 . 1 (1): 57–72. JSTOR   1554554 – через JSTOR.
  7. ^ Jump up to: а б с д и Ричардс, Полетт. «Вифредо Лам: набросок». Каллалу 34 (1988): 90–92. ДЖСТОР.
  8. ^ Jump up to: а б Симс, Лоури С. Вифредо Лам и международный авангард, 1923–1982 . Остин, Техас: Техасский университет Press, 2002.
  9. ^ Jump up to: а б Нессен, Сьюзен. «Обзор: мультикультурализм в Америке». Художественный журнал 52 (1993): 86–91. ДЖСТОР.
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Эрнандес Адриан, Франциско-Х. (2009). «Париж, Куба, Нью-Йорк: Вифредо Лам и затерянные истоки джунглей ». Культурная динамика . 21 (3): 339–359. дои : 10.1177/0921374008350292 . S2CID   220712511 .
  11. ^ Виктор Морено - кубинский художник , Феликс Буссе, Издательство для часто летающих пассажиров
  12. ^ Jump up to: а б «Центр современного искусства Вифредо Лам» . Путеводитель по Гаване . 11 декабря 2013 г. Архивировано из оригинала 18 октября 2015 г. Проверено 12 декабря 2019 г.
  13. ^ «Центр современного искусства Вифредо Лама» . www.afar.com . 22 марта 2017 г. Проверено 12 декабря 2019 г.
  14. ^ Рамос, Афонсу Диаш (01 декабря 2016 г.). «ВЫСТАВКА EY: ВИФРЕДО ЛАМ» . Кубинские контрапункты . Архивировано из оригинала 12 декабря 2019 г. Проверено 12 декабря 2019 г.
  15. ^ «Художественный музей Переса в Майами объявляет о создании Фонда латиноамериканского и латиноамериканского искусства • Художественный музей Переса в Майами» . Художественный музей Переса в Майами . Проверено 5 апреля 2023 г.
  16. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «МоМА | Вифредо Лам. Джунгли. 1943» . www.moma.org . Проверено 17 марта 2021 г.
  17. ^ «Джунгли» . МоМАОбучение . Проверено 8 ноября 2020 г.
  18. ^ Люси-Смит, Эдвард. Латиноамериканское искусство ХХ века . 2-е изд. Лондон, Англия: Thames & Hudson Ltd, 2004.
  19. ^ Jump up to: а б с «Лам, Джунгли (статья)» . Ханская академия . Проверено 26 марта 2021 г.
  20. ^ «Сотбис, 06.12.17, лот 11» . Архивировано из оригинала 07.12.2017.
  21. ^ «Двойная обнаженная натура II – Лежащие женщины • Художественный музей Переса в Майами» . Художественный музей Переса в Майами . Проверено 6 сентября 2023 г.
  22. ^ «La Table Blanche (Белый стол) • Художественный музей Переса в Майами» . Художественный музей Переса в Майами . Проверено 6 сентября 2023 г.
  23. ^ «La ventana I (Окно) • Художественный музей Переса в Майами» . Художественный музей Переса в Майами . Проверено 6 сентября 2023 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Бенитес, Хелена. Вифредо и Хелена: Моя жизнь с Вифредо Ламом 1939–1950 , Акатос, Лозанна, 1999.
  • Кэтрин Давид (редактор), каталог выставки, Центр Жоржа Помпиду, Париж, Национальный центр искусства королевы Софии, Мадрид, Тейт Модерн, Лондон, Editions du Centre Pompidou, Париж, 2015 г.
  • Диас Рамос, Афонсу. 2016. «Выставка Ey: Вифредо Лам». Кубинские контрапункты, 1 декабря 2016 г. Архивировано 12 декабря 2019 г. в Wayback Machine .
  • Фуше, Макс-Поль. Вифредо Лам, Полиграфа , Барселона, 1976 год; Серкль д'Арт, Париж, 1976 год; Риццоли, Нью-Йорк, 1978 год.
  • Эрнандес Адриан, Франциско-Х. «Париж, Куба, Нью-Йорк: Вифредо Лам и затерянные истоки джунглей », Culture Dynamics 21.3 (2009): 339–59.
  • Жоффруа, Ален. Лам , Editions Georges Fall, Париж, 1970.
  • Лам, Эскил, Долега-Риттер, Дорота, Тонно-Рикелинк, Доминик. Каталог Raisonné, Prints, Estampes, Grafica, 版画 , HC Éditions, Париж, 2016.
  • Лорин-Лам, Лу. Каталог-резоне живописных работ, том I, 1923–1960 , Акатос, Лозанна, 1996.
  • Лаурин-Лам, Лу, Лам, Эскил. Каталог-резоне живописных работ, том II, 1961–1982 гг ., Акатос, Лозанна, 2002 г.
  • Ленхардт, Жак, Лам , HC Éditions, Париж, 2009.
  • Лейрис, Мишель. Вифредо Лам , Фрателли Фабри, Милан, 1970 год; Гарри Н. Абрамс, Нью-Йорк, 1970 год.
  • Ортис, Фернандо. Вифредо Лам и его работа через критический смысл , Публикации Министерства образования, The
  • Виктор Морено – кубинский художник, часто летающий издатель Гаваны, 1950 год.
  • Симс, Лоури, С. Вифредо Лам и международный авангард, 1923–1982 , Издательство Техасского университета, Остин, 2002.
  • Тонно-Рикелинк, Доминик. Вифредо Лам, Гравированные и литографированные работы, Каталог Raisonné , Éditions du Musée de Gravelines, 1994.
  • кубинские художники , редакторы Висенте Баес, Вирилио Пинера, Калверт Кейси и Антон Арруфат; Ediciones Revolucion, Гавана, Куба, 1962 год.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 002074fcace22a45569ee6bb6ee7a884__1716399420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/00/84/002074fcace22a45569ee6bb6ee7a884.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Wifredo Lam - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)