Jump to content

Троянский конь

(Перенаправлено с Троянского коня )

В греческой мифологии Троянский конь ( греч . δούρειος ίππος , латинизированный : doureios hippos , букв. «деревянный конь») — деревянный конь, который , как говорят, использовался греками во время Троянской войны , чтобы войти в город Трою и одержать победу. война. Троянский конь не упоминается в Гомера «Илиаде» , поэма заканчивается до завершения войны, и лишь кратко упоминается в « Одиссее» . Но в « Энеиде» после Вергилия бесплодной 10-летней осады греки построили огромного деревянного коня по велению Одиссея и спрятали внутри избранный отряд людей, включая самого Одиссея. Греки сделали вид, что уплывают, а троянцы втащили коня в свой город в качестве победного трофея. Той ночью греческий отряд вылез из коня и открыл ворота остальной греческой армии, отплывшей обратно под покровом темноты. Греки вошли и разрушили город, положив конец войне.

Образно говоря , «Троянский конь» стал означать любую уловку или военную хитрость, которая заставляет цель пригласить врага в надежно защищенный бастион или место. , Вредоносная компьютерная программа которая обманом заставляет пользователей запускать ее, также называется « Троянским конем » или просто «Трояном».

Основным древним источником этой истории, сохранившимся до сих пор, является « Энеида Вергилия», латинская эпическая поэма времен Августа . Эта история широко представлена ​​в « Маленькой Илиаде» и « Разграблении Трои» , которые являются частью Эпического Цикла , но они сохранились лишь в виде фрагментов и обобщений . Поскольку Одиссей был главным архитектором Троянского коня, он также упоминается в « Гомера » Одиссее . [1] В греческой традиции лошадь называется «деревянным конем» ( δουράτεος ἵππος douráteos híppos у Гомера / ионического греческого языка ( Одиссея 8.512); δούρειος ἵππος , doúreios бегемотов на аттическом греческом языке ). В рассказе Диктиса Кретенсиса идея создания Троянского коня исходит от Гелена , который предсказывает, что греки должны посвятить Афине деревянного коня. [2]

Воины на лошадях

[ редактировать ]

Тридцать лучших воинов ахейцев скрылись во чреве троянского коня, а в его пасти — двое соглядатаев. Другие источники приводят другие цифры: Библиотека — 50; [3] Цец 23; [4] а Квинт Смирней называет имена 30, но говорит, что их было больше. [5] В поздней традиции это число было стандартизировано до 40. Их имена следующие:

Список ахейцев в Троянском коне
Имена Источники
Квинт Гигин Трифиодор Цец
Одиссей (лидер)
Кровати
Агапенор
Аякс Меньший
Амфидамы
Амфимах
Антиклюс
Антимах
Антифаты
Обувь
Цианипп
Демофонт
Диомед
Эхион
Острее
Джемуэль
Эвриал
Эвридамус
Эвримах
Эврипил
Иалменус
Идоменей
Ифидамас
Леонтей
Махаон
Мегес
Менелай
Менесфей
Мерионес
Неоптолем
Пенелей
Филоктет
Подалирий
Полипоэты
Стенелус
Тевцер
Тальпий
Терсандр
Томас
Фрасимед
Число 30 9 23 23


Литературные отчеты

[ редактировать ]
Синон приносят Приаму из листа 101r римского Вергилия .

По словам Квинта Смирнея , Одиссей задумал построить большую деревянную лошадь (лошадь была эмблемой Трои), спрятать внутри элитные силы и обманом заставить троянцев привезти лошадь в город в качестве трофея. Под руководством Эпея греки построили деревянного коня за три дня. План Одиссея предусматривал, чтобы один человек оставался вне лошади; он будет вести себя так, как будто греки бросили его, оставив лошадь в подарок троянцам. На коне была выгравирована надпись: «По возвращении домой греки посвящают это подношение Афине». Затем они сожгли свои шатры и ночью ушли в Тенедос. Греческий солдат Синон был «брошен» и должен был подать сигнал грекам, зажег маяк. [6]

В стихотворении Вергилия Синон, единственный добровольец на эту роль, успешно убеждает троянцев, что он остался позади, а греки ушли. Синон сообщает троянцам, что Конь — это подношение богине Афине , призванное искупить предыдущее осквернение греками ее храма в Трое и обеспечить безопасное возвращение греческого флота домой. Синон сообщает троянцам, что Конь был слишком большим, чтобы они могли взять его в свой город и завоевать расположение Афины.

Допрашивая Синон, троянский жрец Лаокоон угадывает заговор и предупреждает троянцев в знаменитой строке Вергилия Timeo Danaos et donaferentes («Я боюсь греков, даже тех, кто несет дары»): [7] Датчане ( согласно Данаосу ) или Данаанцы (Гомеровское имя греков) — те, кто построил Троянского коня. Однако бог Посейдон посылает двух морских змей, чтобы задушить его и его сыновей Антифанта и Тимбрея, прежде чем какой-либо троянец прислушается к его предупреждению. По словам Аполлодора , двух змей послал Аполлон , которого Лаокоон оскорбил тем, что спал со своей женой перед «божественным образом». [8] В « Одиссее » Гомер говорит, что Елена Троянская также догадывается о заговоре и пытается обмануть и раскрыть греческих солдат внутри коня, подражая голосам их жен, а Антикл пытается ответить, но Одиссей затыкает ему рот рукой. [9] царя Приама Дочь Кассандра , прорицательница Трои, утверждает, что конь станет гибелью города и его царской семьи. Ее тоже игнорируют, отсюда их гибель и поражение в войне. [10]

Этот случай упоминается в « Одиссее» :

Что же это было за дело, которое этот могучий человек совершил и вынес на резном коне, на котором сидели все мы, вожди аргивян , неся троянцам смерть и судьбу! [11]

Но теперь измените свою тему и воспейте постройку деревянного коня, которого Эпей построил с помощью Афины , коня, которого Одиссей однажды с хитростью привел в цитадель, когда он наполнил ее люди, разграбившие Илиоса. [12]

Самая подробная и наиболее известная версия находится во Вергилия «Энеида ». второй книге [13] (пер. А.С. Клайн).

Спустя много лет лидеры греков
противостоящий Судьбе и поврежденный войной,
построить лошадь огромных размеров с помощью божественного искусства Палласа,
и сплести еловые доски поверх его ребер
они делают вид, что это вотивное приношение: этот слух распространяется.
Они тайно прячут группу людей, выбранных по жребию,
там, в темном теле, наполняющем брюхо и огромную
пещеристые внутренности с вооруженными воинами.
[...]
Тогда Лаокоон жадно бросается вниз с высоты.
из цитадели, чтобы противостоять им всем, большая толпа с ним,
и кричит издалека: «О несчастные граждане, какое безумие?
Думаешь, враг уплыл? Или ты думаешь
какой-нибудь греческий дар свободен от предательства? Это репутация Улисса?
Либо греки скрываются, скрытые лесом,
или его построили как машину, чтобы использовать против наших стен,
или шпионить за нашими домами, или обрушиваться на город сверху,
или там скрывается какой-то другой трюк: Трояны, не верьте этому коню.
Что бы это ни было, я боюсь греков, даже тех, кто несет дары».

Книга II включает Лаокоона высказывание : « Equo ne Credite, Teucri. Quidquid id est, timeo Danaos et dona frentes». («Не доверяйте коням, троянцы! Что бы это ни было, я боюсь данайцев [ греков], даже тех, кто несет дары». .")

Задолго до Вергилия эта история также упоминается в греческой классической литературе. В Еврипида пьесе « Троянки », написанной в 415 г. до н.э., бог Посейдон провозглашает: «Ибо из своего дома под Парнасом фокейец Эпей, с помощью искусства Паллады, создал лошадь, чтобы нести в ее чреве вооруженное войско, и послал он внутри зубчатых стен, чреватый смертью; откуда в грядущие дни люди будут рассказывать о «деревянном коне» со спрятанным на нем грузом воинов». [14]

Копия Троянского коня сегодня стоит в Турции, на месте современного города Троя.

Фактические объяснения

[ редактировать ]
Финикийский корабль под названием бегемоты из ассирийского города Хорсабад, 8 век до нашей эры.

Было высказано предположение, что история о Троянском коне возникла в результате творческого непонимания более поздними поэтами реального исторического использования осадной машины в Трое. Названия животных часто используются для обозначения военной техники, например, римского онагра осадных машин бронзового века и различных ассирийских , которые часто покрывались влажными конскими шкурами для защиты от пылающих стрел. [15] Павсаний , живший во II веке нашей эры, писал в своей книге «Описание Греции» : «То, что работа Эпея была уловкой, призванной пробить брешь в троянской стене, известно каждому, кто не приписывает фригийцам полнейшую глупость » ; [16] под фригийцами он имел в виду троянцев.

Некоторые авторы предполагают, что подарком мог быть и корабль, внутри которого были спрятаны воины. [17] Было отмечено, что термины, используемые для посадки людей на коней, аналогичны тем, которые использовали древнегреческие авторы для описания посадки людей на корабль, и что существуют аналогии между постройкой кораблей Парисом в начале Троянской саги и построение лошади в конце; [18] » называются «морскими коньками» Корабли однажды в « Одиссее . [19] Эта точка зрения недавно получила поддержку со стороны военно-морской археологии: [20] [21] Древние тексты и изображения показывают, что тип финикийского торгового корабля, украшенный головой лошади, который называли гиппопотамом греки («лошадь»), получил широкое распространение в районе Леванта примерно в начале I тысячелетия до нашей эры и использовался для торговли драгоценными металлами и драгоценными металлами. иногда, чтобы отдать дань уважения после окончания войны. [21] Это вызвало предположение, что в оригинальной истории греческие солдаты прятались внутри корпуса такого судна, возможно, замаскированные под дань уважения, и что этот термин позже был неправильно понят при устной передаче истории, что послужило источником мифа о троянском коне. .

Корабли с украшением в виде конской головы, возможно, культовые, представлены и в артефактах минойской / микенской эпохи ; [22] [23] изображение [24] на печати, найденной в Кносском дворце, датированной около 1200 г. до н. э., на которой изображен корабль с гребцами и наложенной фигурой лошади, первоначально интерпретируемой как изображение конного транспорта по морю, [25] на самом деле может быть связано с сосудами этого типа и даже считаться первым (долитературным) изображением эпизода с Троянским конем. [26]

Более умозрительная теория, первоначально предложенная Фрицем Шахермейром , заключается в том, что Троянский конь — это метафора разрушительного землетрясения , которое разрушило стены Трои и позволило грекам проникнуть внутрь. [27] По его теории, лошадь представляет собой Посейдона , который был не только богом моря, но и богом лошадей и землетрясений. Теория подтверждается тем фактом, что археологические раскопки показали, что Троя VI сильно пострадала в результате землетрясения. [27] но это трудно согласовать с мифологическим утверждением о том, что стены Трои построил сам Посейдон . [28]

Древние представления

[ редактировать ]

Графические изображения Троянского коня ранее или одновременно с первыми литературными появлениями этого эпизода могут помочь прояснить, каков был смысл этой истории в восприятии ее современной публикой. Сохранилось несколько древних (до 480 г. до н.э.) изображений Троянского коня. [29] [30] Самый ранний находится на беотийской фибуле, датируемой примерно 700 г. до н. э. [31] [32] Другие ранние изображения встречаются на двух рельефных пифосах с греческих островов Миконос и Тинос , оба обычно датируются 675–650 годами до нашей эры. Миконосская ваза (см. рисунок) известна как Миконосская ваза . [29] [33] Историк Майкл Вуд датирует миконосскую вазу восьмым веком до нашей эры, до появления письменных источников, приписываемых Гомеру , и утверждает, что это свидетельство того, что история о Троянском коне существовала до того, как эти отчеты были написаны. [34] Другие архаичные изображения троянского коня встречаются на коринфском арибалле, датируемом 560 г. до н.э. [29] (см. рисунок), на фрагменте вазы 540 г. до н.э. (см. рисунок) и на этрусском сердоликовом скарабее. [35] Аттический краснофигурный фрагмент калик-кратера, датируемый примерно 400 г. до н. э., изображает сцену, где греки спускаются с Троянского коня, представленного деревянной дверью люка. [36]

Современное метафорическое использование

[ редактировать ]

Термин «Троянский конь» используется метафорически для обозначения любого трюка или стратегии, позволяющей цели пригласить врага в надежно защищенное место; или обманывать внешним видом, скрывая злой умысел за внешне доброй внешностью; подрывать изнутри, используя обманные средства. [37] [38] [39]

  1. ^ Броениман, Клиффорд (1996). «Демодок, Одиссей и Троянская война в «Одиссее» 8». Классический мир . 90 (1): 3–13. дои : 10.2307/4351895 . JSTOR   4351895 .
  2. ^ Кретенсис, Диктис. «5,9» . www.theoi.com . Проверено 12 января 2024 г.
  3. ^ Псевдо-Аполлодор , воплощение 5.14
  4. ^ Цец , Posthomerica 641–650
  5. ^ Квинт Смирней , Падение Трои xii.314–335
  6. ^ Библиотека , Воплощение, e.5.15
  7. ^ «Вергилий: Энеида II» . Poetryintranslation.com . Проверено 10 августа 2012 г.
  8. ^ Псевдо- Аполлодор , Библиотека , Эпитом, Эпит. Е.5.18
  9. ^ Гомер, Одиссея, 4. 274–289 .
  10. ^ Вирджил. Энеида . Пер. Роберт Фицджеральд. Нью-Йорк: Библиотека обывателя, 1992. Печать.
  11. ^ «Гомер, Одиссея, свиток 4, строка 21» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 13 апреля 2020 г. .
  12. ^ «Гомер, Одиссея, книга 8, строка 469» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 13 апреля 2020 г. .
  13. ^ «Вергилий» . сайт поэтического перевода .
  14. ^ «Троянки, Еврипид» . Classics.mit.edu . Проверено 10 августа 2012 г.
  15. ^ Майкл Вуд , в своей книге «В поисках Троянской войны» ISBN   978-0-520-21599-3 (который был показан по телевидению BBC в виде сериала)
  16. ^ «Павсаний, Описание Греции 1, XXIII,8» . Персей.tufts.edu . Проверено 10 августа 2012 г.
  17. ^ Филдс, Ник (2004). Трой ок. 1700–1250 гг . до н.э. Спедальер, Донато и Спедальер, Сара Сулемсон (иллюстраторы). Оксфорд: Оспри. стр. 51–52 . ISBN  1841767034 . OCLC   56321915 .
  18. См. страницы 22–26 в книге «Падение Трои в ранней греческой поэзии и искусстве» , Майкл Джон Андерсон, Oxford University Press, 1997.
  19. ^ Арбуло Байона, Хоакин Руис (2009). «НАВИГАНТЫ И СВЯЩЕННЫЕ. КОРАБЛЬ ТРОИ. НОВЫЕ АРГУМЕНТЫ ДЛЯ МОРСКОГО ОБЪЯСНЕНИЯ ДЕРЕВЯННОЙ ЛОШАДИ» (PDF) . Средиземноморская морская археология, Монографии CASC . 8 . Жирона: 535–551.
  20. ^ Тибони, Франческо. «Гиппопотамы Доратеос из аллегории к археологии: финикийский корабль, разрушивший Стену». Archaeologia maritima mediterranea 13.13 (2016): 91–104.
  21. ^ Перейти обратно: а б Тибони, Франческо (5 декабря 2017 г.). «Финикийское мореплавание в Средиземноморье в раннем железном веке: военно-морской тип бегемотов» . В Мороццо делла Рокка, Мария Карола; Тибони, Франческо (ред.). Материалы 2-й национальной конференции. Военно-морская культура пройдет 22–23 сентября 2016 г. (на итальянском языке). goWare. ISBN  9788867979042 .
  22. ^ Салимбети, А. «Греческий век бронзы — корабли» . Проверено 23 августа 2020 г. .
  23. ^ Ваксманн, Шелли (2008). Морские корабли и мореплавание в Леванте бронзового века . Издательство Техасского университета A&M. ISBN  978-1603440806 .
  24. ^ «Минойский транспортный корабль с наложенной фигурой коня» .
  25. ^ Эванс, Артур (1935). Дворец Миноса: сравнительный отчет о последовательных этапах ранней критской цивилизации, иллюстрированный открытиями в Кноссе . Том. 4. с. 827.
  26. ^ Чондрос, Томас Дж. (2015). «Реконструкция Троянского коня». Теория механизма и машин . 90 : 261–282. doi : 10.1016/j.mechmachtheory.2015.03.015 .
  27. ^ Перейти обратно: а б Эрик Х. Клайн (2013). Троянская война: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0199333820 .
  28. ^ Стивен Кершоу (2010). Краткое руководство по классической цивилизации . Маленькая Коричневая Книга. ISBN  978-1849018005 .
  29. ^ Перейти обратно: а б с д Спаркс, бакалавр (1971). «Троянский конь в классическом искусстве1». Греция и Рим . 18 (1): 54–70. дои : 10.1017/S001738350001768X . ISSN   1477-4550 . S2CID   162853081 .
  30. ^ Садурская, Анна (1986). «Троянский конь». Иконографический лексикон классической мифологии . 3, 1 Цюрих: 813–817.
  31. ^ Британский музей. Отдел греческих и римских древностей; Уолтерс, Генри Бошан (1899). Каталог бронзы греческой, римской и этрусской в ​​Отделе греческих и римских древностей Британского музея . Библиотека колледжа Уэлсли. Лондон, напечатано по заказу попечителей. п. 374.
  32. ^ «Бронзовый лук-фибула (брошь) с изображением Троянского коня с колесами под ногами - Изображения для культурного обмена Мэри Берд - Культурный обмен в Front Row - BBC Radio 4» . Би-би-си . Проверено 3 ноября 2017 г.
  33. ^ Каски, Мириам Эрвин (зима 1976 г.). «Заметки о рельефе пифоев Тенско-Беотийской группы». Американский журнал археологии . 80 (1): 19–41. дои : 10.2307/502935 . JSTOR   502935 . S2CID   191406489 .
  34. ^ Вуд, Майкл (1985). В поисках Троянской войны . Лондон: книги BBC. стр. 80, 251 . ISBN  978-0-563-20161-8 .
  35. ^ «Сердолик скарабей | Этрусский, Популония | Поздняя архаика | Метрополитен» . Метрополитен-музей, то есть Метрополитен-музей . Проверено 27 ноября 2017 г.
  36. ^ Пейшото, Габриэль Б. (2022). «Изображение храмов на чердаке Красной Фигуры: с середины V до середины IV века до н.э.» . дои : 10.13140/RG.2.2.27930.31687 .
  37. ^ «Троянский конь» . Словарь английского языка Коллинза . Проверено 9 октября 2019 г.
  38. ^ «Троянский конь» . Бесплатный словарь . Проверено 9 октября 2019 г.
  39. ^ «Троянский конь» . Мерриам Вебстер . Проверено 9 октября 2019 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f16edd6e7bdc632594556929dc692109__1720895940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f1/09/f16edd6e7bdc632594556929dc692109.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Trojan Horse - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)