Вирджил Романус
« Вергилий Роман» ( Ватикан , Biblioteca Apostolica , Cod. Vat. lat. 3867), также известный как « Римский Вергилий» V века , представляет собой иллюстрированную рукопись произведений Вергилия . Он содержит « Энеиду» , «Георгику» и некоторые эклоги . Это один из старейших и важнейших манускриптов Вергилия . Его размеры 332 на 323 мм, 309 пергаментных листов. Оно было написано заглавными буквами , по 18 строк на странице.
Украшение
[ редактировать ]«Вергилий Роман» — одна из немногих сохранившихся иллюстрированных классических рукописей. Поэтому его значение для истории искусства трудно переоценить. В рукописи сохранилось 19 иллюстраций, написанных как минимум двумя художниками, оба анонимны. Стиль обоих художников представляет собой начало разрыва с классическим стилем. Человеческая форма становится абстрактной и уплощённой, а натуралистическое изображение пространства отпадает.
Первый художник нарисовал на лицевой стороне первого листа одну миниатюру, иллюстрацию к Первой эклоге. В нем пастух Титир играет на флейте, сидя под деревом. Из-за дерева выглядывают головы трёх коров. Тем временем стоящий пастух Мелибей ведет козу за рога под дерево. Еще больше коз выглядывают из-за этого дерева. Эта миниатюра демонстрирует некоторые остатки классического стиля. Выглядывающие из-за деревьев коровы и козы — попытка, хотя и неудачная, создать видимость пространства. Одежда двух мужчин задрапирована естественно, а головы показаны в три четверти. Миниатюра, в отличие от других миниатюр в этой рукописи, не оформлена в рамку, что свидетельствует о связи с традицией иллюстрации на свитках папируса.
Второй художник демонстрирует в остальных миниатюрах более радикальный разрыв с классической традицией. Все эти миниатюры заключены в красно-золотые рамки. Художник, похоже, не имеет настоящего понимания изображения человеческого тела и не способен справиться с искривленной позой, как, например, на оборотной стороне листа 100 , где лежащая фигура изображена в совершенно неубедительной манере. Лица больше не изображаются в три четверти, а либо фронтально, либо в полный профиль. Одежда больше не драпируется естественно, а сводится к ритмичным изогнутым линиям. Страница часто разделена на отдельные отсеки (см., например, Фолио 108р ). При изображении пейзажа нет попытки изобразить трехмерное пространство. Здесь нет линии земли, и предметы равномерно распределены по полю. Следят за тем, чтобы предметы не накладывались друг на друга. Эффект удивительно похож на некоторые римские напольные мозаики , которые, возможно, послужили источником вдохновения (см. листы 44, оборотная сторона и 45 лицевая сторона . Второй художник был прекрасным художником. Однако его интересовали узоры и линии, а не натуралистическое изображение пространства и человеческой формы.
Рукопись содержит три портрета автора (листы 3т, 9р и 14р ). Эти портреты свидетельствуют о том, что они опираются на раннюю традицию рукописных портретов на папирусных свитках. Они вставляются в текстовый столбец внутри фрейма. На портретах Вергилий изображен сидящим на стуле между кафедрой и запертым сундуком. На портрете на листе 3v кафедра справа от Вергилия находится на груди слева, а на двух других портретах она перевернута.
Провенанс
[ редактировать ]Вергилий Романус производился в неопределенной провинции . Основываясь на стиле некоторых аспектов иллюминации, Мартин Хениг предположил, что она была произведена в Великобритании . [ 1 ] Если это правда, то это будет самый старый из сохранившихся британских кодексов. До 15 века он находился в аббатстве Сен-Дени , но неизвестно, как он оказался в Сен-Дени или в Ватикане.
Vergilius Romanus не следует путать с Vergilius Vaticanus (Ватикан, Biblioteca Apostolica, Cod. Vat. lat. 3225) или Vergilius Augusteus , другими древними вергилианскими рукописями в Biblioteca Apostolica .
Галерея
[ редактировать ]-
Фолио 6 прямо
-
Лист 9 лицевая сторона. Второй портрет автора
-
Фолио 11 прямо
-
Фолио 16 прямо
-
Фолио 44 стих
-
Фолио 74 оборотная сторона
-
Фолио 78 прямой
-
Фолио 101 прямой
-
Фолио 163 прямой
-
Фолио 188, оборотная сторона
-
Фолио 234 оборотная сторона
-
Фолио 235 оборотная сторона
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эшби, Пол (1998). «Столетия римского выживания на Западе» . Британская археология . 32 . Проверено 6 сентября 2011 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Розенталь, Эрвин. Просветления Вергилия Романа (Cod. Vat. Lat. 3867). Стилистический и иконографический анализ. Цюрих 1972 г.
- Вальтер, Инго Ф. и Норберт Вольф. Codices Illustres: Самые известные в мире иллюминированные рукописи, 400–1600 гг . Кельн, Ташен , 2005 г.
- Вайцманн, Курт. Позднеантичная и раннехристианская книжная иллюминация . Нью-Йорк: Джордж Бразиллер, 1977. с. 11 и стр. 52-59.
- Вайцманн, Курт , изд., Эпоха духовности: позднеантичное и раннехристианское искусство, третий-седьмой века , вып. 204 и 225, 1979, Метрополитен-музей , Нью-Йорк, ISBN 9780870991790 ; полный текст доступен в Интернете в библиотеках Метрополитен-музея.
- Райт, Дэвид Х. Римский Вергилий и истоки средневекового книжного дизайна . Торонто, University of Toronto Press, 2001, частично онлайн через книги Google.
- Сокровище 3 Апостольской библиотеки Ватикана , выставленное в Европейской библиотеке.