Портрет евангелиста
Портреты евангелистов представляют собой особый тип миниатюр, включенных в древние и средневековые иллюминированные рукописные Евангелия , а затем в Библии и другие книги, а также в другие средства массовой информации. Каждое Евангелие от четырех евангелистов , книги Матфея , Марка , Луки и Иоанна , может предваряться портретом евангелиста, обычно занимающим целую страницу. Их символы могут отображаться вместе с ними или отдельно. Зачастую они являются единственным образным освещением в рукописи. Они являются общей чертой больших Евангелий, начиная с самых ранних примеров в VI веке и до упадка этого формата иллюстрированных книг в эпоху Высокого Средневековья, когда их условности стали использоваться для портретов других авторов.
Авторские портреты
[ редактировать ]Они берут свое начало в классической светской традиции портрета автора, который часто был единственной иллюстрацией в классической рукописи, а также использовался в качестве фронтисписа (мало чем отличаясь от современной фотографии автора, хотя обычно она отображается на задней обложке или обертке). Сохранилось очень мало примеров портретов светских авторов позднеантичного периода, а также гораздо больше более поздних копий. Некоторые примеры также опираются на условности позднеантичного консульского портрета, часто используемого для императоров, которые также были консулами . Их примеры, скопированные с оригинала, можно увидеть в Хронографии 354 г. (см. также Миссорий Феодосия I 30 лет спустя). Евангелист может держать книгу, но не пишет в ней, и он сидит лицом вперед на большом троне, окруженном сложной рамой, обычно куполообразной или фронтонной. Считается, что эти рамки заимствованы из стиля скенских фронтов или сложных авансцены структур римских театров .
Символы евангелистов
[ редактировать ]Традиционные символы евангелистов часто включались в изображения, особенно в островной традиции, либо давая свои дополнительные изображения на отдельной странице, либо использовались вместо портрета евангелиста. Символы: Лев Марка, Орел Иоанна, Бык или Телец Луки и Ангел или Человек Матфея. Часто все изображаются с крыльями, как на знакомом крылатом льве, изображенном на гербе Венеции , покровителем которой был Марк. Иногда, как в примере с Лоршем, показаны символы, диктующие текст евангелисту.
Символы четырех евангелистов взяты из видения в книге ветхозаветного пророка Иезекииля четырех живых существ в виде людей, но каждое с четырьмя лицами:
«Что же касается подобия лиц их, то у каждого лицо человеческое спереди; у четырех — лицо льва с правой стороны, у четырех — лицо быка с левой стороны, и у четверых — лицо быка с левой стороны, и у четверых — лицо быка с левой стороны. лицо орла сзади». (Иезек. 1:10)
Христианская иконографическая традиция стала ассоциировать человека со святым Матфеем, льва со святым Марком, быка со святым Лукой и орла со святым Иоанном.
Изображения и другие средства массовой информации
[ редактировать ]Позднеантичные портреты евангелистов часто изображают стоящие фигуры, как, например, на панелях из слоновой кости трона Максимиана в Милане , но, начиная с островного искусства 7-10 веков, портреты евангелистов в рукописях почти всегда точно следовали за сидящими классическими моделями, изображая евангелистов. в полный рост, либо глядя на зрителя, либо пишу за столом или письменным столом и смотрим под косым углом. Они произошли от неизвестных классических прототипов, подобных прототипам Кодекса Амиатина и Евангелий Святого Августина , хотя оба эти типа сильно отличаются от общих типов. [1] Обычно для фигуры предусмотрена настройка. Детали классических моделей, такие как устаревшие свитки и коробки для свитков, а также небольшая подставка для письма с единственной опорой в форме дельфина (см. галерею ниже), сохранились до средневековья, иногда явно неправильно понятые заинтересованными художниками. Возможно, в силу светского происхождения типологии нимбы носят реже, чем в других типах изображений. Уровень детализации мебели и аксессуаров необычен для искусства раннего средневековья. Арка за спиной автора, часто с перекинутыми через нее шторами, в некоторых примерах близких к классическим моделям, постепенно превращается в декоративное обрамление всей сцены.
Ранние Евангелия часто имели очень сложный и дорогой переплет или обложку из металла, часто украшенную драгоценными камнями и слоновой костью. Чаще всего на них была центральная панель с изображением Христа в величии , часто с евангелистами и/или их символами по углам. Версии одной и той же композиции встречаются во всех средствах массовой информации, используемых в религиозном искусстве раннего средневековья, включая настенные росписи. Чаша Тассило представляет собой образец работы из чистого металла VIII века с пятью овальными медальонами-портретами Христа и евангелистов (с символами) вокруг чаши.
Островные варианты и упадок
[ редактировать ]Ранние художники островного периода часто изображают евангелистов спереди, которые кажутся стоящими, хотя позади них придвинут стул; человеческая фигура не была предметом интереса или мастерства этих художников. Более поздние островные изображения, кажется, показывают стоящие фигуры без стульев. Однако большая часть Европы продолжала использовать сидячую модель, которую обычно можно увидеть в трех четвертях обзора и обычно с подушкой позади. Иногда все четыре евангелиста объединялись на странице, иногда вокруг Христа в Величестве . Однако стоячие портреты были обычным явлением для настенных и более поздних панно (и в композиции « Древо Иессея» ), где евангелисты часто рассматривались как другие святые и смешивались с ними.
Евангелие как средство для хорошо иллюстрированных рукописей пришло в упадок на Западе с романского периода, а вместе с ним и использование портрета евангелиста. В восточно-православном мире Евангелие оставалось основным объектом освещения, а портреты евангелистов, заимствованные из современных византийских версий, широко представлены среди самых ранних иллюстраций новых славянских национальных традиций, таких как Евангелия Остромира XI века и Евангелие Остромира XI века. Хитрово Евангелие около 1390 года из Московии . На Западе портреты продолжали встречаться в Библии, чаще всего в виде изображения внутри исторического инициала в начале каждого Евангелия. Другие книги иногда тоже содержали их. Подобные композиции стали использоваться и для других святых-авторов, особенно для святого Иеронима , которого часто изображают в кабинете, заставленном книгами, часто со своим символом, львом, дремлющим у его ног. Точно так же святой Григорий Великий может быть изображен с голубем, символизирующим его вдохновение от Святого Духа, шепчущим ему на ухо.
Галерея
[ редактировать ]- Вергилий из римского Вергилия , Портрет светского автора V века в классической традиции. Обратите внимание на поле прокрутки , хотя книга, в которой оно находится, представляет собой кодекс .
- Один из трех авторских портретов в Венском Диоскуриде писателя-врача I века . Он пишет растение, удерживаемое его олицетворением. Византия начала VI века.
- Групповой авторский портрет выдающегося врача из Вены Диоскурида . Предположительно собрано по отдельным портретам в их произведениях. Только у Галена есть стул.
- Один из самых ранних сохранившихся портретов евангелистов в Евангелиях Россано — Марк, пишущий на свитке, VI век. Написан во времена византийского правления в Италии (знак над плечами — пятно).
- Портрет евангелиста Марка из эфиопского Евангелия Гаримы , радиоуглеродный датированный V или началом VI века. Написано в Аксуме , Эфиопия, по образцам позднеантичного Египта.
- Лука в Евангелиях святого Августина , VI век. Итальянский. Следуя более формальным классическим моделям, таким как имперские консульские портреты в Хронографии 354 года .
- Имаго Леонис - Лев Марка из Эхтернахского Евангелия , в котором нет портретов, а только символы. Островной c. 690.
- Джон, «Книга размышлений» конца VIII века , островные карманные евангельские книги , с портретами в качестве единственного освещения всей страницы.
- Мэтью; Англосаксонский 8 век, сочетающий в себе множество классических деталей, таких как занавески, с переплетенным декором на стуле. Стокгольмский золотой кодекс
- Евангелие от Эббо , 9 век, Матфей
- Люк, Фульда школа , гр. 840
- Четыре евангелиста и пророка окружают Христа. в. 850 г., Харегарий Турский .
- Гораздо более редкий авторский портрет Святого Павла 9 века следует аналогичным правилам.
- Лука, Византиец, X век, Британская библиотека . Тумбочка с письменными принадлежностями гораздо более характерна для православного мира.
- Ориген ; Стебель кафедры в форме дельфина, который до сих пор известен в византийских примерах, в Северной Европе превратился в своего рода дракона.
- Спасское Евангелие , Ярославль , 1220-е гг. Сравните арку и занавеси с Хронографией 354 г.; их функция теперь кажется потерянной в этом двойном портрете, художник которого также неясно, как функционирует свиток.
- Ангел Матфея, Андрея Рублева единственная известная миниатюра , из Хитрово Евангелия , ок. 1400 г., содержащий полностраничные портреты евангелистов и первые русские полностраничные символы.
- Иоанн из Евангелия Катберхта (8 век)
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Портрет Марка в Линдисфарнском Евангелии, кажется, взят непосредственно из единственного портрета, который обычно считается Ездрой , в Кодексе Амиатинуса.
Ссылки
[ редактировать ]- Калкинс, Роберт Г. Иллюминированные книги Средневековья . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета, 1983.
- Норденфальк, Карл. Цетская и англосаксонская живопись: иллюминация книг на Британских островах 600–800 гг . Нью-Йорк: Джордж Бразиллер, 1977.
- Отто Пяхт, Книжное освещение в средние века (перевод с немецкого), 1986, Harvey Miller Publishers, Лондон, ISBN 0-19-921060-8