Миссорий Феодосия I

Миссорий Феодосия I — большое церемониальное серебряное блюдо, хранящееся в настоящей Академии истории в Мадриде , Испания . Вероятно, он был изготовлен в Константинополе к десятой годовщине ( десятилетию ) в 388 году нашей эры императора Феодосия I , последнего императора, правившего одновременно Восточной и Западной империями . Это один из лучших сохранившихся образцов позднеантичного имперского изображения и один из лучших образцов позднеримской ювелирной работы . Это самый большой, самый сложный и самый известный из 19 сохранившихся сосудов, который, как полагают, представляет собой largitio («большое») или «церемониальный подарок, подаренный императором гражданскому или военному чиновнику». [1]
Иконография
[ редактировать ]
На блюде изображено иератическое изображение императора в аркаде, вручающего документ, содержащийся в диптихе , возможно, письмо о назначении, гораздо более мелкому высокопоставленному чиновнику, окруженному двумя его соимператорами, Валентинианом II и его собственным сыном Аркадием. и телохранители, которые по прическам, гривнам и щитам могут быть идентифицированы как принадлежащие германской императорской гвардии. Чиновник получает документ руками, покрытыми хламидой ( плащом). [2]
Феодосий изображен намного крупнее других фигур, как это принято в иератическом позднеантичном стиле, несмотря на то, что Валентиниан II был императором дольше (он, в свою очередь, значительно крупнее Аркадия или неизвестного чиновника). У трех императоров есть нимбы , что обычно в этот период.

Их одежда представляет собой ранневизантийскую одежду, соответствующую другим императорским портретам того периода. Два соимператора украсили таблионы на коленях (нашивки, показывающие ранг, прикрепленные к их основной одежде) или, возможно, эпигонации (неприкрепленные церемониальные «носовые платки», которые сохранились как восточно-православное облачение). Они были богато украшены вышивкой и, возможно, драгоценностями . [3]
Чиновник, получающий документ, носит одежду, украшенную лампасами и нашивками, которая могла бы стать своего рода униформой для его ведомства. трех императорских фигур туго завитые прически и диадемы жемчужные У . Их плащи скреплены большими круглыми фибулами , украшенными драгоценными камнями , сравнимыми с теми, которые носил Юстиниан на мозаике в Сан-Витале, Равенна , в то время как у чиновника есть фибула «арбалет». [4]
Архитектурное окружение часто сравнивают с перистилем дворца Диоклетиана в Сплите, Хорватия , куда император ушел в отставку после отречения от своих полномочий. Из императорской резиденции он выходит во двор, который считался местом для церемониальных аудиенций, подобных тому, что изображен на блюде, но эта интерпретация неясна. [5]
Ниже линии императорской сцены находится сцена, где путти предлагают гирлянды и другие предметы Императору наверху; с двумя на фронтоне выше, всего их пять, и этому числу придавались различные значения, как представляющие годы, «епархии» Восточной Империи или другие вещи. Их подношения держат в повязках, точно так же, как чиновник использует свою одежду, чтобы получить свой дар; протягивать императору голые руки не считалось уважительным. [6]
Путти летают над лежащей фигурой Теллуса или Терры, римской богини земли . Более расплывчатые фигуры из римской мифологии, такие как персонификации, путти и крылатые победы, продолжали быть приемлемыми в христианском искусстве римской элиты и, по-видимому, сохранялись по причинам того, что мы могли бы назвать «культурным наследием», где не было изображений конкретных главных божеств. Теллус изображен в позе, продолжающей эллинистический стиль, а не фронтальный культовый позднеантичный стиль фигур в верхней зоне. [7]
- Деталь Валентиниана II .
- Деталь I. Феодосия
- Деталь Аркадия
Открытие и состояние
[ редактировать ]
Миссориум происходит из клада серебряных предметов, в который также входили две простые серебряные чаши, ныне пропавшие, обнаруженные рабочим в 1847 году в Альмендралехо , недалеко от Мериды в испанской провинции Бадахос . Когда его нашли, он был согнут по линии диагонального разреза, который теперь делит его на две части, что было предпринято в рамках попытки его восстановить, хотя попытка разрезать по той же линии могла быть предпринята и в древности. . Он находится в хорошем состоянии, за исключением затронутых участков, но то, что он был согнут, может указывать на то, что при хранении с ним обращались как слитки. [8] Высота серебряного рельефа варьируется и является самой высокой у лица Феодосия и других ярких моментов композиции; большая часть деталей на одежде выгравирована.
Памятное блюдо
[ редактировать ]Блюдо представляет собой один из прекраснейших образцов работы серебряных дел императорской щедрости, то есть относится к категории предметов роскоши, изготовленных для императорских торжеств, таких как восшествие на престол и юбилеи, и подаренных в этих случаях императором высокопоставленным лицам. сановники империи: в основном это были блюда, тарелки, чашки и чаши из серебра. Получателем вполне может быть должностное лицо, изображенное на блюде (возможно, обобщенная фигура, особенно если рисунок был сделан в нескольких экземплярах, о чем мы не можем судить), а место находки в Испании, родной провинции Феодосия, позволяет предположить, что это было одно из его испанские друзья или родственники. [9]
Миссориум — это большое блюдо или неглубокая чаша, которую можно было использовать для церемониального омовения рук и лица как в светском, так и в языческом и христианском религиозном контексте, хотя это блюдо слишком плоское , чтобы быть полезным для этого, и, вероятно, предназначалось главным образом для выставлялся как знак богатства и императорской благосклонности. В настоящее время ученые склонны избегать этого термина. [10] как довольно неточный, но стал традиционным в случае с блюдом в Мадриде. Он изготовлен из цельного серебра и имеет следы позолоты на надписях. Его размер исключителен по сравнению с другими современными серебряными блюдами: диаметр 74 см и толщина от 4 до 8 мм. Он опирается на кольцо толщиной 3 см и диаметром 26 см, которое было приварено к основанию. На этом кольце имеется надпись на греческом языке, указывающая официальный вес предмета: ποc ↑Ν ΜεΤ, т.е.
50 фунтов соответствуют официальному весу серебра 16,13 кг. [11] тогда как на самом деле блюдо весит всего 15,35 кг; Разница могла быть в том, что перед украшением блюдо взвешивали и маркировали: часть блюда также отсутствует. Украшение, одновременно гравированное и с репуссированным декором (выдвинутым сзади), убрало бы немного металла, хотя вряд ли этим объясняется вся разница.

Предметом украшения является император, восседающий на троне, со своими соправящими императорами. Надпись по бокам обода позволяет с уверенностью его идентифицировать: d(ominus) n(oster) theodosivs perpet(uus) avg(ustus)ob diem felicissimvm X ; «Господь наш Феодосий, вечный император, по счастливейшему случаю десятой годовщины (его царствования)».
Надпись указывает на то, что блюдо было изготовлено во времена деценналия императора по имени Феодосий. [12] Наличие двух соправителей позволяет сразу исключить Феодосия II, ибо один соправитель у него был — его дядя Флавий Гонорий — на момент десятой годовщины его правления, отмечаемой в 412 году. Остается десятилетие Феодосия. Я, 19 января 388. [13] Его праздновали, когда император находился в Салониках с сентября 387 по апрель 388 года. Некоторые пришли к выводу, что миссорий был работой фессалоникийской мастерской, но более вероятно, что он был заказан в императорских мастерских в Константинополе ; другие думают, что императорская мастерская сопровождала императора в его путешествиях. [14]
Сохранилось несколько экземпляров этого императорского серебра; всего девятнадцать предметов, все датированные IV веком и изготовленные для шести разных императоров, хотя десять предназначены для Лициния . В этой серии миссорий Феодосия I выделяется тем, что он является одновременно самым поздним (хотя такая практика, вероятно, продолжалась еще два столетия) и тем, что он несет наиболее тщательное украшение: единственными другими хорошо сохранившимися образцами являются Керченская пластина , хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге и изображает Констанция II верхом на коне, а также Валентиниана I или Валентиниана II в Женеве. [15] Фрагмент клада, найденного в Гросс-Бодунгене, вероятно, был наиболее близок по дизайну к миссориуму Феодосия I , но слишком поврежден, чтобы его можно было идентифицировать или точно датировать. Сохранилось гораздо больше образцов аристократического, а не императорского серебра, например, Милденхоллский клад, датируемый, вероятно, несколькими годами ранее, или Севсоский клад .
Ютта Мейшнер переносит Миссорий Феодосия в V век нашей эры, в 421 год. Она утверждает, что императором является Феодосий II , окруженный Гонорием справа и Валентинианом III слева. Мейшнер представляет эту интерпретацию, описывая Миссориум как произведение особого стиля, качества исполнения и мастерства, наблюдаемое в образцовых образцах Западной Римской империи. Она утверждает, что подобные особенности не соответствуют эпохе I. Феодосия [16]
Арне Эффенбергер выступил против этой интерпретации, заявив, что Феодосий II стал самодержцем в 408 году нашей эры, поэтому его 10-летие правления пришлось бы на 418 год, а не в 421 год нашей эры. Поэтому он полагает, что маловероятно, чтобы указанная в надписи годовщина могла относиться ко времени правления Феодосия II.
Однако Мейшнер основывает свой аргумент на надписи, в которой упоминается десятая годовщина империи, которая была призвана отпраздновать продолжение династии через десять лет после прихода к власти Феодосия II в 418 году нашей эры, после смерти его отца Аркадия в 408 году нашей эры. На основании эпиграфических свидетельств (XV, по предложению Алисии Канто, см. выше и ниже), она полагает, что он, скорее всего, был заказан Галлой Плацидией и изготовлен в Равенне примерно в 421 году нашей эры в качестве подарка ее племяннику Феодосию II. . Она признает прочтение римских цифр, начертанных на миссориуме Алисией Канто в своем подробном исследовании (которое было представлено на той же конференции в Мадриде), [17] Пятнадцатая годовщина империи в качестве «пятнадцатидесятилетия», в отличие от обычного прочтения десятилетий , дает нам новую перспективу и переоценку истории, обстоятельств заказа Миссориума Галлой Плацидией, его предполагаемых функций и невыясненного происхождения.
Стиль
[ редактировать ]Блюдо является выдающимся образцом стиля так называемого «Феодосийского Возрождения», наряду с основанием обелиска Феодосия в Стамбуле и сохранившимися там фрагментами его триумфальной колонны. Это первый стилистический этап, который можно четко связать с новой столицей Константинополем , и, по словам Эрнста Китцингера : «Ощущается, что какая-то сильная художественная личность или личности, которые задавали тон и эстетические стандарты, действовали в центре политической власти. накладывая на памятники этого периода безошибочный отпечаток». [18]
Несмотря на ограничения с точки зрения анатомической правильности и «мягкости, эластичности» обнаженных тел, стиль имеет «элемент изученного классицизма», а также «настойчивое внимание к четким, непрерывным и упрощенным очертаниям, аккуратности и регулярности». в фигуре Терры/Теллуса , так что «классическая форма странным образом сочетается с линейным абстрактным порядком», последний более заметен в верхней зоне, чтобы придать имперским фигурам атмосферу власти, «вневременности и абсолютной стабильности». ниже не требуется. [19]
См. также
[ редактировать ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Лидер-Ньюби, 11 лет.
- ^ Лидер-Ньюби, 14, 33; Кюллерих, 278
- ^ Лидер-Ньюби, 34 года; Кюллерих, 275-276
- ^ Лидер-Ньюби, 34 года; Кюллерих, 275-276
- ^ Лидер-Ньюби, 33–34; Кюллерих, 276-277
- ^ Лидер-Ньюби, 14, 28.
- ^ Лидер-Ньюби, 14, 28.
- ^ Лидер-Ньюби, 12–13.
- ^ Кюлерих, 278
- ^ AM Canto, 2000, с. 297, утверждал, что объект не может быть «миссориумом», «предметом, который посылается» (название, повсеместно используемое со времен Р. Дельбрюка в 1929 и 1933 годах), среди других причин, потому что самого слова еще не существовало в четвертом веке. н.э. и предложил термин «клипеус» или, во всяком случае, «диск» или «тарелка».
- ^ Лидер-Ньюби, 14 лет.
- ^ AM Canto, 2000, с. 291 , читается надпись D(ominus) n(oster) Theodosius perpet(uus)· Aug(ustus) ob diem felicissimum XV ( т.е. пятидесятилетие) , 15 лет его правления. Она видит V над X, следовательно, XV (стр. 291 и далее и 1-2 приложений 2015 г.), а также считает дату 388 года невозможной, поскольку Валентиниан II жил и, будучи старшим императором, не мог находиться в второй план по отношению к Феодосию. Однако в 393 году Валентиниан II уже скончался. Поэтому исторически более вероятной датой является пятидесятилетие Феодосия I, 19 января 393 года нашей эры. (стр. 297 и сл.), Это два соправивших Августа, сыновья Феодосия, Аркадий и Гонорий.
- ^ Лидер-Ньюби, 14 лет; Кюллерих, 373-374 гг.
- ^ Кюлерих, 274
- ^ Лидер-Ньюби, 14 лет.
- ^ Канто (2000, стр. 294-295) сказал, что даты, предложенные Дж. Мейшнером и Х. М. Блазкесом (op.cit., 2000) для Феодосия II, 421 и 426 гг. Н.э., также невозможны, потому что мы знаем по Марцеллину Приходит и по монетам отмечались десятилетия и пятерки Феодосия II в 411 и 416 годах нашей эры (то же мнение Дж. Арсе и В. Раека, указ. соч. там же, сноски 26-27).
- ^ Корнер, 289-300.
- ^ Китцингер, 31 год.
- ^ Китцингер, 32 года.
Ссылки
[ редактировать ]- Альмагро-Горбеа, М., Альварес Мартинес, Х.М., Бласкес Мартинес, Х.М., и Ровира, С. (ред.), El Disco de Teodosio , Estudios del Gabinete de Antigüedaes 5, Мадрид, Real Academia de la Historia , 2000 ISBN 8489512604 (на испанском и других языках; включает Киллериха, Мейшнера и Канто выше).
- Канто, Алисия М.: Пятидесятилетия Феодосия I Великого (19 января 393 г. н.э.) в большом наличнике Мадрида , Диск Феодосия , 289–300.
- Хвалвик, Р., «Христос, провозглашающий закон своим апостолам», в книге Ауне, Дэвид Эдвард Ауне и Фотопулос, Джон (редакторы), Новый Завет и раннехристианская литература в греко-римском контексте: исследования в честь Дэвида Э. Ауне , 2006, БРИЛЛ, ISBN 9004143041 , 9789004143043
- Кюлерих, Бенте , «Изображение императора: стиль и значение Миссория Феодосия I», в книгах Альмагро Горбеа, Мартина и др. , El Disco de Teodosio, Google Books
- Китцингер, Эрнст , Византийское искусство в становлении: основные линии стилистического развития средиземноморского искусства, III-VII века , 1977, Faber & Faber, ISBN 0571111548 (США: Кембриджский университет, 1977 г.)
- Лидер-Ньюби, Рут, серебро и общество в поздней античности: функции и значения серебряной пластины в четвертом-седьмом веках , 2004, Ashgate Publishing, Ltd., ISBN 0754607283 , 9780754607281, Google Книги
- Ютта Мейшнер : Миссорий Феодосия в Мадриде , В: Ежегодник Немецкого археологического института 111 (1996), стр. 389-432. [разная датировка Миссориума Феодосия]
- Ютта Мейшнер : «El Missorium de Teodosio: новая интерпретация», El Disco de Teodosio , стр. 233-252, Абв.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- М. К. Тойнби, «Серебряная пластина с изображением поздней античности: 300–700 гг. н. э.», 1986, Archaeologia 108, 15–65, особенно. п. 27-28, № 16.
- Вейцманн, Курт , изд., Эпоха духовности: позднеантичное и раннехристианское искусство, третий-седьмой века , вып. 64, 1979, Метрополитен-музей , Нью-Йорк, ISBN 9780870991790 ; полный текст доступен в Интернете в библиотеках Метрополитен-музея.