Пейзаж с Асканием, стреляющим в Сильвийского оленя

«Пейзаж с Асканием, стреляющим в Сильвийского оленя» — картина 1682 года, написанная маслом на холсте Клода Лоррена (Клод Желле, по-английски традиционно просто «Клод»), художника из герцогства Лотарингии , который провел свою карьеру в Риме. Она была написана в Риме для принца Лоренцо Онофрио Колонна (1637–1689), самого важного покровителя Клода в его последние годы, и сейчас находится в Эшмоловском музее в Оксфорде . Он подписан, датирован годом и написан предметом (в центре внизу), как Клод иногда делал со своими менее распространенными предметами. [1]
Это была последняя картина Клода, и, возможно, она еще не совсем закончена; поэтому он не появляется в Liber Veritatis , где он делал рисунки для записи своих законченных работ. Дата его рождения неизвестна, но когда он написал эту картину, ему было по крайней мере под семьдесят, а возможно, и 82 года. Это была подвеска к его картине, завершенной шестью годами ранее, « Вид Карфагена с Дидоной и Энеем (или » Прощание с Дидоной в Карфагене , 1676, ныне Кунстхалле, Гамбург ), ещё одна сцена из « Энеиды» , произошедшая раньше этой. Это была последняя из многих сцен Клода в гавани. Оксфордская картина висит слева, группы фигур обращены внутрь, а главные здания обрамляют внешнюю часть пары. [2] На обеих картинах изображены большие колонны классического здания, что является отсылкой к семье Колонна , которая включила такую колонну в свой герб. [3]
На картине изображена сцена из 7-й книги , стихи 483–499, Энеида эпической поэмы Вергилия « » . Энея Сын Асканий стреляет в оленя, домашнего любимца Сильвии, дочери «Тиррея, главного следопыта латийского царя» ( перевод Джона Драйдена ), провоцируя войну с Лацием за будущее место Рима. [4] В рассказе Вергилия, состоящем из 16 строк, большая часть из них описывает близость отношений между Сильвией и оленем. Показанный момент представляет собой момент тишины: Асканий прицеливается, а олень, слишком доверяя своему особому статусу, смотрит на него. Как только стрела будет выпущена, спокойный прибрежный пейзаж, простирающийся позади них, очень быстро будет нарушен войной, которую продолжает описывать Вергилий. [5]

Необычно для Клода небо затянуто грозовыми тучами, а деревья сгибает ветер, дующий слева. [6] Роскошный храм коринфского ордера уже давно пришел в упадок. На первый взгляд, в сцене, происходящей до основания Рима, это анахронизм, который был бы очевиден даже в 17 веке, но он отражает состояние, до которого были приведены древнеримские памятники во времена Клода. Таким образом, картина охватывает весь исторический путь римской цивилизации, от ее начала до конца, и наполняет идеализированный пейзаж времен Клода фигурами из ее ранней истории. [7]
Тема и композиция
[ редактировать ]
Эта тема очень редка в искусстве, но есть композиция Рубенса с картиной в Жироне и эскизом маслом в Художественном музее Филадельфии , показывающая другой момент истории. Это тоже поздняя работа, но композиция едва ли могла быть более иной; здесь Сильвия кормит умирающего оленя, а спутница отгоняет от него собак, а за их спиной вспыхнула битва между латинянами и отрядом Аскания. [8]
Клод вполне мог знать об изображении в « Вергилии Романе» , иллюстрированной рукописи произведений Вергилия V века, находящейся в Ватиканской библиотеке (Cod. Vat. lat. 3867, f 163 ректо), которое представляло интерес для Римские знатоки. Без пейзажа элементы на картине похожи, хотя Асканий уже ранил оленя и натягивает лук для второго выстрела. Сцена, более близкая к Рубенсу, где раненый олень находит Сильвию, находится в Вергилии Ватиканском , около 400; Любопытно, что именно здесь два позднеантичных цикла иллюстраций Вергилия наиболее близки к совпадению. [9]
Композиция развивалась посредством серии рисунков, начиная с 1669 года, два из которых сейчас находятся в Чатсуорт-хаусе (1671 или 1678) и Ашмолиане (1682). [10] Окончательная композиция, в которой река разделяет лучника и оленя, была создана лишь на поздних стадиях процесса. [11] Как и в кулоне в Гамбурге, и во многих картинах Клода, композиция уводит взгляд зрителя на задний план за счет наличия двух больших элементов -репуссуара с каждой стороны, один из которых находится очень близко под рукой, а другой - значительно дальше. Установленная таким образом диагональ слева направо уравновешивается рекой, текущей в противоположном направлении. [12]
Цифры
[ редактировать ]
Хотя практически каждая картина Клода содержит фигуры, пусть даже только пастуха, их слабость всегда признавалась, не в последнюю очередь самим Клодом; по словам его биографа Филиппо Балдинуччи, он шутил, что брал плату за свои пейзажи, но давал рисунки бесплатно. По словам другого его современника, биографа Иоахима фон Зандрарта, он приложил значительные усилия для их улучшения, но безуспешно; среди его рисунков наверняка есть многочисленные этюды, как правило, для групп фигур. [13]
В последние годы творчества Клода его фигуры имеют тенденцию становиться все более вытянутыми, и этот процесс доведен до крайности на этой картине, о которой даже ее владелец говорит: «Охотники невероятно вытянуты - в частности, у Аскания абсурдно тяжелый верх». [14] Его кулон имеет почти столь же крайние цифры. В связи с модой середины 20-го века на медицинскую диагностику с помощью искусства было высказано предположение, что Клод разработал оптическое состояние, вызывающее такие эффекты, но это было отвергнуто как врачами, так и критиками.
Критическая оценка
[ редактировать ]
Несмотря на фигуры, картина стала одной из самых почитаемых работ Клода. Для Энтони Бланта это «раскрывает все качества последней фазы творчества художника… Цветовая гамма сужена до крайних пределов: серебристо-зеленые деревья, бледное серо-голубое небо, серая архитектура и платья нейтральных цветов для фигур». Деревья теперь настолько прозрачны, а портик настолько открыт, что почти не прерывает непрерывность воздуха. Фигуры тонкие и вытянутые, так что они тоже обладают нематериальным качеством, подходящим для этой сказочной страны. поэзия здесь в своей самой обнаженной форме, но объединена волшебным образом, не поддающимся анализу». [15]
По мнению специалиста по Клоду Майкла Китсона, он «одновременно подводит итог и выходит за рамки предыдущего развития Клода. Он совершенно личный, но в то же время обладает тем глубоким, трепетным и отстраненным качеством, которое характеризует стиль других великих художников в старости». [16]
Происхождение и цены
[ редактировать ]После завершения картина оставалась во дворце Колонна в Риме до 1798/9 года. [17] когда французы оккупировали Рим, встревожив великие дворянские семьи. Наряду со многими другими лучшими картинами из римских коллекций, ее купил английский коллекционер, дилер, писатель и куратор Уильям Янг Оттли . Оттли привез его в Лондон, в то время, когда Клод продавался по огромным ценам. [18] Он был продан на аукционе Christie's 16 мая 1801 года за 462 фунта стерлингов, и с этого момента его отделили от кулона, который был продан за 840 фунтов стерлингов. [19] Он был куплен банкиром сэром Томасом Бэрингом, Bt , и к 1837 году находился в его доме в Стрэттон-Парке , Хэмпшир. Он оставался в Бэрингов семейной коллекции до тех пор, пока 2-й граф Нортбрук не продал его на аукционе Christie's в 1919 году за 588 фунтов стерлингов; к этому времени цены на Клода упали, что привело к инфляции. [20] Его подарила Эшмолианцу в 1926 году миссис Ф. Уэлдон. [21]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Китсон, 31 год; Вино (1994), 24, 101
- ^ Китсон, 31 год; Вино (1994), 101
- ^ Вино (1994), 101, 103.
- ^ Китсон, 31 год.
- ^ Уотерхаус, 207.
- ^ Уотерхаус, 207–208.
- ^ Уотерхаус, 212–214.
- ^ Смерть оленя Сильвии , Художественный музей Филадельфии.
- ^ Стэнсбери, Марк, Обзор Райта, Дэвида Х. Римский Вергилий и истоки средневекового книжного дизайна. Торонто: University of Toronto Press, 2002.» в The Medieval Review , Университет Индианы, 2003, онлайн-текст.
- ^ Китсон, 31, 50–51; Вино (1994), 103; Уотерхаус, 220
- ^ Вино (1994), 21, 103.
- ^ Уотерхаус, 209–211.
- ^ Вино (1994), 12–14; Блант, 275, н. 243
- ^ Сводка Ashmolean Press. Архивировано 17 апреля 2016 г. в Wayback Machine для Клода Лоррена: Очарованный пейзаж в 2011 г.
- ^ Блант, 176
- ^ Китсон, 31 год.
- ^ Китсон, 31 год.
- ^ Райтлингер, 39–40, 274–275.
- ^ Подробности продажи в «Мемуарах живописи» с хронологической историей ввоза картин великих мастеров в Англию со времен Французской революции (1824 г.) Уильяма Бьюкенена . №№ 31 и 40.
- ^ Райтлингер, 276; Ашмоловский
- ^ Китсон, 31 год; Ашмоловский
Ссылки
[ редактировать ]- Блант, Энтони , Искусство и архитектура во Франции, 1500–1700 , 2-е изд. 1957 г., Пингвин
- Китсон, Майкл (1969), Искусство Клода Лоррена (каталог выставки, № 38), 1969, Совет по делам искусств Великобритании.
- Райтлингер, Джеральд ; Экономика вкуса, Том I: Взлет и падение цен на картины 1760–1960 , 1961, Барри и Роклифф, Лондон
- Уотерхаус, Эллис , в издании Пайпер, Дэвида , Наслаждаясь картинами , 1964, Пингвин
- Вино, Хамфри (1994), Клод: Поэтический пейзаж (каталог выставки), 1994, National Gallery Publications Ltd, ISBN 1857090462
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кларк, Кеннет , «Пейзаж в искусстве» , 1949 г.
- Соннабенд, Мартин и Уайтли, Джон, с Рюмелином, Кристианом. 2011. Клод Лоррен: Очарованный пейзаж . Фарнхэм: Лунд Хамфрис; совместно с Эшмоловским музеем в Оксфорде.