Дидона покинута (Сарро)
Didone abbandonata ( Покинутая Дидона ) — опера в трёх действиях, написанная Доменико Сарро на либретто Пьетро Метастазио одноименное , основанное на истории Дидоны и Энея из четвёртой книги « Вергилия » Энеиды . Премьера оперы состоялась 1 февраля 1724 года в театре Сан-Бартоломео в Неаполе.
Предыстория и история выступлений
[ редактировать ]Didone abbandonata Метастазио была первым оригинальным либретто , а опера Сарро была первой из более чем пятидесяти музыкальных постановок произведения. Премьера оперы состоялась в театре Сан-Бартоломео в Неаполе 1 февраля 1724 года вместе с двухчастным комическим интермеццо, также написанным Сарро на либретто Метастазио, L'impresario delle Isole Canarie . [1] Didone abbandonata была шестнадцатой оперой Сарро, написанной для театров Неаполя, и считается важным примером его зрелого стиля. [2]
Заглавную партию в премьере исполнила Марианна Булгарелли , прославившаяся своим талантом актрисы. Булгарелли была также покровительницей и любовницей молодого Метастазио, который жил в ее доме, пока писал «Дидоне» . Он задумал это как демонстрацию для нее, и, согласно свидетельствам современников, Булгарелли оказал значительное влияние на произведение, особенно на формирование сцен ревности Дидоны во втором акте. [3] Марианна Булгарелли и ее Эней Николо Гримальди повторили свои роли 26 декабря 1724 года в театре Сан-Кассиано в Венеции на премьере Томазо Альбинони либретто и снова 10 мая 1725 года в Реджо-Эмилии на премьере « Николы». Порпоры . Обстановка [3]
Премьера « Дидоне » Сарро прошла очень успешно: современные источники сообщают, что публика была глубоко тронута. [4] Позже в том же году опера была показана во второй раз в Театре Сан-Бартоломео, а также в нескольких других оперных театрах Италии. Сарро переработал оперу (с текстом, адаптированным из «Метастазио» Джованни Больдини) для ее премьеры в Венеции 24 ноября 1730 года в театре Сан-Джованни Гризостомо . По этому случаю Николо Гримальди снова исполнял партию Энея, но Дидону пела Лючия Факкинелли . Переработанная версия была посвящена Густаву Гамильтону, 2-му виконту Бойну, который присутствовал в аудитории в тот вечер. [5] Опера была исполнена также в Брно осенью 1734 года. [6] и его возрождение в Театре Сан-Бартоломео в 1737 году было последним оперным спектаклем театра перед тем, как он уступил место недавно построенному Театру Сан-Карло . [7]
В конце концов опера Сарро канула в безвестность, и записей всего произведения не сохранилось. Однако 23 сентября 2005 года сокращенная концертная версия была исполнена в замке Элизабетенбург в Майнингене ансамблем Les Amis de Philippe под управлением Людгера Реми транслировалась по радио MDR , концертная запись которого в следующем году . Несколько копий рукописной партитуры хранятся в консерватории Сан-Пьетро-а-Маджелла в Неаполе.
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса | Премьерный состав [8] 1 февраля 1724 г. |
---|---|---|
Дидона, Дидона , царица Карфагена , влюбленная в Энею | сопрано | Марианна Булгарелли |
Эней, Эней , троянский герой | высокий кастрированный | Николо Гримальди |
Ярба, , король мавров Ярба который появляется как «Арбас». | контральто ( в трансвестите ) | Антония Маргарита Мериги |
Селена, сестра Дидоны, тайно влюбленная в Энея. | сопрано | Бенедетта Соросина |
Араспе, доверенное лицо Ярбы и возлюбленная Селены. | тенор | Аннибале Пио Фабри |
Осмида, доверенное лицо Дидоны | контральто (у трансвестита) | Катерина Леви |
Краткое содержание
[ редактировать ]- Место действия: Древний Карфаген.
Дидона (Дидона), царица Карфагена, была обещана замуж за царя Ярбаса (Ярба), но влюбилась в троянского воина Энея (Энея), потерпевшего кораблекрушение у берегов ее города. Ярбас появляется под видом «Арбаса», чтобы предупредить Дидону, что Эней не может стать королем Карфагена. Тем не менее Дидона отказывается выйти замуж за Ярбаса. Хотя Эней теперь влюблен в Дидону, он просит ее сестру Селену рассказать ей о своих планах покинуть Карфаген и отправиться в Италию. Затем между Энеем и Ярбасом вспыхивает война, в которой побеждает Троян. После его победы Дидона убеждает Энея остаться в Карфагене и стать ее мужем. Но когда призрак отца Энея напоминает ему о его долге перед своим народом, Эней понимает, что он должен покинуть Дидону. Убитая горем, она совершает самоубийство, когда Эней и его люди отправляются в Италию.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Касалья 2005 . Импресарио Канарских островов также известен под несколькими другими именами: Дорина и Ниббио , Импресарио , Импресарио и певец и Мастер оперы .
- ^ Робинсон 2001 .
- ^ Jump up to: а б Маркстрем 2007 , с. 146
- ^ «Марианна под видом несчастной Дидоны и Никколо Гримальди под видом Энея совершили там такие чудеса и так сильно тронули каждое сердце, что в Неаполе самые старые люди в Неаполе до сих пор говорят о слезах, высказанных по этому поводу. " Метастазио и др. 1791 , с. хх – XXI
- ^ Селфридж-Филд 2007 , с. 420.
- ^ Фриман 1992 , с. 185.
- ^ Хеслин 2005 , с. 39.
- ↑ Премьерный состав Касальи, 2005 г.
Источники
- Казалья, Герардо (2005). « Дидона оставлена , 1 февраля 1724 года» . Альманах Герардо Казальи (на итальянском языке) .
- Фриман, Дэниел Э. (1992). Оперный театр графа Франца Антона фон Шпорка в Праге . Пендрагон Пресс. ISBN 0-945193-17-3 .
- Хеслин, П.Дж. (2005). Трансвестит Ахилл: пол и жанр в «Ахиллеиде» Статиуса . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-85145-9 .
- Маркстрем, Курт Свен (2007). Оперы Леонардо Винчи, Наполетан . Пендрагон Пресс. ISBN 978-1-57647-094-7 .
- Метастазио, Пьетро; и др. Работы аббата Пьетро Метастазио: С диссертациями, наблюдениями и цитатами , том=1. Джованни Франчелли, 1791 г.
- Робинсон, Майкл (2001). «Сарри [Сарро], Доменико Натале». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN 978-1-56159-239-5 .
- Селфридж-Филд, Элеонора (2007). Новая хронология венецианской оперы и родственных жанров, 1660–1760 гг . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-4437-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Даолми, Давиде (2007). « Дидона заброшена ». В Джелли, Пьеро; Полетти, Филиппо (ред.). Словарь оперы 2008 года . Милан: Бальдини Кастольди Далай. стр. 318–319. ISBN 978-88-6073-184-5 .