Дидона (Пиччинни)
Дидона | |
---|---|
Лирическая трагедия Никколо Пиччинни | |
Никколо Пиччинни, гравюра Ипполита Поке | |
Либреттист | Жан-Франсуа Мармонтель |
Язык | Французский |
На основе | Дидона |
Премьера | 16 октября 1783 г. |
Дидона ( Dido ) — лирика-трагедия в трёх действиях композитора Никколо Пиччинни на франкоязычное либретто Жана -Франсуа Мармонтеля . В основу оперы , легла история Дидоны и Энея из Вергилия » « Энеиды а также Didone либретто Метастазио abbandonata (которое сам Пиччинни поставил в 1770 году). Впервые «Дидона» была исполнена в Фонтенбло 16 октября 1783 года в присутствии французских государей Людовика XVI и Марии-Антуанетты . После того, как опера была дважды перемонтирована при дворе, 1 декабря 1783 года опера имела публичную премьеру в Париже. Она оказалась величайшим успехом композитора, и ее объявляли почти каждый год до 1826 года, в общей сложности в Парижской опере было представлено 250 представлений . [1] Дидона оказала некоторое влияние на Троянцы оперу Берлиоза на ту же тему « » .
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса | Премьера актерского состава: 16 октября 1783 г. [2] [3] |
---|---|---|
Дидона , царица Карфагена | сопрано | Антуанетта Сесиль де Сент-Юберти |
Эней , троянский принц | тенор | Этьен Лайнес |
Ярбе , африканский король | бас-баритон | Анри Ларриве |
Феника, доверенное лицо Дидоны | сопрано | Аделаида Гаводан , кадет |
Элиза, сестра Дидоны | сопрано | Сюзанна Жуанвиль [4] |
Неуверенный д'Ярбе, доверенное лицо Ярбаса | бас-баритон | Луи-Клод-Арман Шарден («Шардине») |
Претре де Плутон , жрецы Плутона. | бас-баритоны и теноры |
|
Тень, тень Анхиза | бас-баритон | Огюст-Атанас (Огюстен) Шерон |
Последователи Дидоны, карфагеняне, троянские воины: хор | ||
Балет – балерины : Мари-Мадлен Гимар , Песлен, Анн-Маргерит Дориваль, Дорле; танцоры-мужчины : Максимилиан Гардель , Нивелон, Лоран. |
Краткое содержание
[ редактировать ]
Дидона, царица Карфагена (Дидон), влюбляется в троянского воина Энея (Энея), потерпевшего кораблекрушение на ее берегу. Однако Дидону обещают замуж за африканского короля Ярбаса (Ярбе). Между Энеем и Ярбасом вспыхивает война, в которой побеждает троянец. Но призрак его отца Анхиса предупреждает Энея , что он должен немедленно покинуть Карфаген и отправиться в Италию . Убитая горем Дидона кончает жизнь самоубийством, бросившись на погребальный костер. Ее карфагенские подданные клянутся в вечной мести потомкам Энея, римлянам .
Запись
[ редактировать ]- Дидоны Солисты , Оркестр театра Петруцелли под управлением Арнольда Босмана (Dynamic, 2003)
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Лахарте, с. 337
- ^ согласно оригинальному либретто
- ^ Казалья, Герардо (2005). « Дидона , 16 октября 1783 года» . Альманах Герардо Казальи (на итальянском языке) .
- ^ Мадемуазель Жуанвиль была успешно заменена в следующих выступлениях Анн-Мари Жанной Гаводан, старшей (ср.: Литературная, философская и критическая переписка Гримма и Дидро, с 1753 по 1790 год , Nouvelle Édition, Париж, Фюрн и Легранж, 1830, Том XII , с.
- ^ И Моро, и Шардини ( басы-хвосты ), а также Руссо и Дюфрене ( высокие контры ) были солистами оперной труппы, а Такюссе и Леру были членами хора.
Источники
- Лажарт, Теодор , Музыкальная библиотека Театра оперы. Исторический, хронологический, анекдотический каталог , Париж, Librairie des bibliophiles, 1878, том I, ad nomen, стр. 337–338
- Краткая премьера оригинального либретто: «Дидона», лирическая трагедия, в трёх действиях, исполненная в Фонтенбло перед Их Величествами, 16 октября 1783 года, и впервые — в Театре Королевской Музыкальной Академии, понедельник, 1 декабря 1783 года , Париж, П. де Лормель, 1783 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Первое публичное исполнение оригинального либретто: «Дидона», лирическая трагедия, в трех действиях: впервые исполнено в Театре оперы, 1 декабря 1783 г. , Париж, Chez les Marchands de Peintures de Théâtre, 1783 г.
- Фортепиано-вокальная партитура: Пиччинни, Дидона, Лирическая трагедия в 3-х действиях, Слова Мармонтеля, Исполнение Королевской музыкальной академии 16 октября 1783 года, Реконструировано и сокращено для фортепиано и голоса Гюставом Лефевром, директором Школы Нидермейера, Издание соответствует к рукописи и изданию 1783 года , Париж, Михаэлис, ок. 1876–1893 гг.
- Бланчетти, Франческо, « Дидон », в Джелли, Пьеро и Полетти, Филиппо (ред.), Dizionario dell'Opera 2008 , Милан, Baldini Castoldi Dalai, 2007, стр. 316–317. ISBN 978-88-6073-184-5 (на итальянском языке)
- Холден, Аманда (редактор), The New Penguin Opera Guide , Нью-Йорк: Penguin Putnam, 2001. ISBN 0-14-029312-4
- « Дидон (1815) - Никколо Пиччинни». Архивировано 25 сентября 2009 г. в Wayback Machine , Библиотеки Университета Северного Техаса на сайте Library.unt.edu.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Дидон (Пиччинни) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур