Атис (Пиччинни)
Атис | |
---|---|
Лирическая трагедия Никколо Пиччинни | |
Никколо Пиччинни, гравюра Ипполита Поке | |
Либреттист | Жан-Франсуа Мармонтель |
Язык | Французский |
На основе | Овидия Пост |
Премьера | 22 февраля 1780 г. Зал Пале-Рояль , Париж |
«Атис» — лирика-трагедия в трёх действиях Никколо Пиччинни на французское либретто Жана -Франсуа Мармонтеля . Либретто Мармонтеля было основано на Филиппа Кино либретто Жана-Батиста Люлли 1676 года к одноименной опере . Кино основывал свою интерпретацию на Овидия » «Фасти . Мармонтель адаптировал либретто Кино и изменил его, удалив пролог и дивертисменты. Он также изменил сюжет; вместо того, чтобы использовать метаморфический финал Овидия (который использовал Кино), Атис совершает самоубийство. Премьера оперы Пиччинни состоялась в Парижской опере во втором зале Пале-Рояль 22 февраля 1780 года. [ 1 ] В музыкальном плане опера вызывает восхищение благодаря фугальной увертюре , сновидению во втором акте, длинному квартету в драматической кульминации и мрачной панихиде, которой она заканчивается. [ 2 ]
В 1783 году вышла вторая версия оперы, поставленная Пиччинни и Мармонтелем. Чтобы удовлетворить нынешние тенденции в опере, они изменили финал на «ложь» на «хороший » или «хеппи-энд», переписав целые разделы оригинальной оперы. В этой второй версии «Атис» возвращался на сцену Оперы в 1783, 1784, 1791 и 1792 годах. Всего он устанавливался в Опере 65 концертов, прежде чем был снят с производства навсегда. [ 3 ]
Роли
[ редактировать ]
Бросать | Тип голоса | Премьера актерского состава: 22 февраля 1780 г. [ 4 ] [ 5 ] |
---|---|---|
Атис ( Аттис ), друг Целена | высокий против | Жозеф Легро (Толстяк) |
Кибела | сопрано | Франсуаза-Клод-Мари-Розали Кампань (по прозвищу мадемуазель Дюплант) |
, принцесса фригийская Сангарида | сопрано | Мари-Жозефина Лагерр |
Целен, король Фригии | бас-баритон | Анри Ларриви |
Идас, доверенное лицо Аттиса | тенор | Этьен Лайнес |
Мелисса, доверенное лицо Кибелы | сопрано | Мисс Шатовье |
Дорис, доверенное лицо Сангарида | сопрано | Сюзанна Жуанвиль |
Морфеус ( Морфеус ) | бас | М Дюран |
Сюита Морфея | теноры/бас-баритоны | Франсуа Ле , М. Ройе, Жан-Жозеф Руссо , [ 6 ] Августин-Афанасий (Огюстен) Шерон, М. Меон, М. Такуссе |
Приятные сны | сопрано | Анн-Мари-Жанна Гаводан , старшая , Гертруда Жирарден, мисс Розали, мисс Дюбюиссон |
Страшный сон | бас | М. Моро |
Припев : Страшные сны, свита короля, фригийцы, корибанты , дактиты. | ||
Балет : Анна Энель , Мари-Мадлен Гимар , Гренье, Песлен; Гаэтано Вестрис , Пьер Гардель , Огюст Вестрис , Жан Доберваль |
Синопсис (исходная версия 1780 года)
[ редактировать ]Акт 1
[ редактировать ]Атис тайно влюблен в нимфу Сангариду, обрученную с другом Атиса, королем Селеном. Атис признается в своей тайне своему близкому другу Идасу. Без ведома Атиса, Сангарида также тайно влюблена в него, о чем она признается Дорис, сестре Идаса. Когда приходит Кибела, великая фригийская Мать богов, фригийцы празднуют ее присутствие. Атис и Сангарид сначала пытаются скрыть свои чувства друг от друга, но в конце концов признаются друг другу в любви. Акт заканчивается тем, что богиня Кибела объявляет о неожиданном решении сделать «великим жертвователем» Атиса Сангарида, а не Селена.
Акт 2
[ редактировать ]Богиня Кибела признается Мелиссе, своей наперснице, что она тоже любит Атиса. Тем временем Селен пытается понять истинные чувства Сангарида к нему, расспрашивая Атиса. Атис уверяет его, что Сангарида будет ему хорошей женой. После ухода Селенуса Атис размышляет о своих противоречивых чувствах относительно дружбы с Селенусом и любви к Сангариду. При этом Атис засыпает, и во сне его посещает Морфи, Бог сна. Морфи сообщает Атису, что Сибела влюблена в него и что он должен ради нее отказаться от Сангарида, иначе последствия будут катастрофическими. Атис просыпается и обнаруживает, что Сибела смотрит на него сверху вниз. Входит Сангарида и просит Кибелу освободить ее от помолвки с Селеном. Атис, однако, не позволяет Сангариде раскрыть свою любовь друг к другу, что ее сбивает с толку. Сибель соглашается разорвать помолвку, но понимает, что от нее скрывают всю правду.
Акт 3
[ редактировать ]Сангарид расстроен поведением Атиса и приходит к выводу, что он влюблен в Кибелу. Убитая горем Сангарида решает отказаться от преследования Атиса и возобновить помолвку с Селеном. Входит Атис, и завязывается ссора, которая в конечном итоге заканчивается примирением двух влюбленных. Без их ведома Сибела стала свидетельницей этого спора и из ревности решает отомстить влюбленным с помощью Селенуса. Кибела накладывает на Атиса заклинание, сводя его с ума. Под этим заклинанием Атис убивает Сангариду, приняв ее за монстра. После того, как Селен сообщает всем об этом убийстве, Сибела восстанавливает рассудок Атиса. Узнав об убийстве Сангарида собственными руками, Атис впадает в отчаяние и кончает жизнь самоубийством.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Хантер 1997 .
- ^ Джулиан Раштон (1991). Введение. Атис, лирическая трагедия . Никколо Пиччинни. Французская опера 17-18 веков. Том. 65. Нью-Йорк: Пендрагон Пресс.
- ^ В основном 1985 , с. 57.
- ^ Кино и Пикчинни 1780 , с. 4.
- ^ Казалья, Герардо (2005). « Атыс , 22 февраля 1780 года» . Альманах Герардо Казальи (на итальянском языке) .
- ^ Источники традиционно сообщают только начальную букву (J) имени певца; полную информацию, однако, можно найти в «Организации талантливых братьев Парижской ложи Сен-Жан д'Экос дю Контрат Социал (1773–89)» (список членов этой масонской ложи), представленной в Приложении . в Дзеффиро Чиуффолетти и Серджио Моравиа (редакторы), Масонство. История, люди, идеи , Милан, Мондадори, 2004 г. ISBN 978-8804536468 (на итальянском языке) .
Источники
- Хантер, Мэри (1997). « Атис (ii)». В Стэнли Сэди (ред.). Оперный словарь Нью-Гроув . Том. Я. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 244. ИСБН 978-0-19-522186-2 .
- Питу, Шпиль (1985). « Атис ». Парижская опера. Энциклопедия опер, балетов, композиторов и исполнителей - рококо и романтика, 1715–1815 гг . Вестпорт/Лондон: Greenwood Press. стр. 56–57. ISBN 0-313-24394-8 .
- Кино; Пиччинни (1780 г.). Атис , лирическая трагедия в трех действиях, впервые исполненная Королевской музыкальной академией во вторник, 22 февраля 1780 года (на французском языке). Париж: Де Лормель.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аманда Холден (редактор), The New Penguin Opera Guide , Нью-Йорк: Penguin Putnam, 2001. ISBN 0-14-029312-4
- Теодор Лажарт , Музыкальная библиотека Театра Оперы. Исторический, хронологический, анекдотический каталог , Париж, Librairie des bibliophiles, 1878, vol. Я, объявление nomen , стр. 316 (на французском языке)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Atys : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур