Тэцуми Кудо
Тэцуми Кудо (Кудо Тэцуми) | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 12 ноября 1990 г. | (55 лет)
Национальность | японский |
Образование | Токийский университет искусств |
Известный | Скульптура , Художник |
Тецуми Кудо ( 工藤哲巳 , Кудо Тецуми ) (23 февраля 1935 — 12 ноября 1990) — японский художник-авангардист, чья междисциплинарная практика включала живопись, перформанс, инсталляцию и скульптуру. Провокационное искусство Кудо , связанное с движением «Анти-искусство» ( Хан-гейдзюцу ) в Японии в конце 1950-х — начале 1960-х годов, питалось давними интересами к науке, спорту и предметам повседневного обихода. Его работы часто представляют радикально трансформированное и гротескное видение человеческого тела, ставящее под сомнение его желания и пределы, а также его будущее и происхождение. Никогда официально не отождествляя себя ни с одной группой или движением на протяжении всей своей международной карьеры, творчество художника не поддается классификации по истории искусства.
Биография
[ редактировать ]Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Кудо родился в 1935 году в Осаке , Япония, в семье двух художников, учителей рисования. Его отец, художник Кудо Масаёси, скончался, когда Кудо было десять лет. [ 1 ] : 268
В детстве его эвакуировали в префектуру Аомори , где он провел последние годы Второй мировой войны . [ 2 ] Историк искусства Накамура Кейдзи отметил, что, хотя Кудо и другие художники, связанные с движением «Анти-искусство» ( Хан-гейдзюцу ), были слишком молоды, чтобы участвовать в войне, они были воспитаны и образованы в соответствии с идеалами Японии военного времени. Таким образом, возможное поражение их страны по-прежнему «представляло собой психологический шок, столь же жестокий, сколь и неожиданный». [ 3 ] : 114
В старшей школе Кудо присоединился к художественному кружку и брал частные уроки у художника Койсо Рёхея. [ 1 ] : 268 Он также увлекался наукой, находя вдохновение в фотографиях раковых и нервных клеток, которыми с ним делились одноклассники, изучающие медицину, а также в изображениях, сделанных с помощью электронных микроскопов . Он читал книги по новым развивающимся темам, таким как ядерная и квантовая физика . [ 4 ] : 275
Хотя он изначально не был принят в Токийский национальный университет изящных искусств и музыки , когда он впервые подал заявление в 1953 году, его приняли в следующем году. Окончил его в 1958 году. [ 1 ] : 268
Появление и прорыв на японской авангардной сцене (1957-1962).
[ редактировать ]Будучи студентом университета, Кудо активно участвовал в жизни авангардного искусства Токио. В 1957 году он стал соучредителем группы Tsuchi (что означает «земля» или «почва»), название которой позже изменилось на Ei («острый»). [ 1 ] : 268 В нем приняли участие художники, которые впоследствии станут известными как неотъемлемые фигуры японского послевоенного искусства, в том числе Синохара Усио и Наканиси Нацуюки . [ 1 ] : 270 Однако Кудо покинул группу после ее четвертой выставки. В конце 1950-х Кудо был очень близок к организаторам нео-дада , однако официально так и не присоединился к группе. [ 5 ]
Первая персональная выставка Кудо состоялась в 1957 году в галерее Бланш в Токио, где он выставил картины, несомненно, частично вдохновленные токийской выставкой 1956 года « Искусство мира сегодня » ( Sekai konnichi bijutsu ten ). [ 6 ] Выставка, на которой были представлены работы европейских и американских художников, связанных с абстрактным экспрессионизмом и Art Informel , воодушевила японских художников, которые долго спорили о будущем искусства после окончания войны, и еще больше побудила их выйти за пределы традиционного искусства. формы искусства.
Жестовые абстрактные картины Кудо завалены краской и редкими каплями. Накамура Кейджи отмечал, что полотна, несмотря на свой «автоматический» вид, предполагают нарочитую точность композиции, как бы «выражая желание что-то построить». [ 3 ] : 114 Картины носят названия, связанные с естественными науками, такие как «Реакция синтеза », что свидетельствует об увлечении Кудо науками и создает впечатление, что Кудо создавал картины, «думая о происхождении материи и структуре пространства». [ 3 ] : 114
В дополнение к своей живописной практике Кудо начал создавать трехмерные произведения искусства, используя найденные предметы, сделанные из материалов, включая, помимо прочего, дерево, гвозди, корзины, щетки и веревки. [ 6 ] : 26 Критик Тоно Ёсиаки позже идентифицировал Кудо как представителя тенденции «Мусорное антиискусство», восклицая: «Какая недвусмысленная метафизика, проявленная в самых обыденных предметах!» [ 7 ] Как и его картины, Кудо назвал эти работы названиями, напоминающими о научных явлениях, в частности, о « Цепной реакции распространения» . С 1960 года Кудо создавал почти исключительно скульптурные произведения.
Кудо также организовал серию из трех мероприятий « Хеппенинг », которые он назвал «Анти-искусство» ( Хан-гейдзюцу ) в течение 1957 и 1958 годов. В этих выступлениях художник рисовал холсты всем своим телом с чрезвычайной энергией и мощными жестами, иногда в сопровождении музыкантов. [ 6 ] : 26 Используя «действие» в « живописи действия », как это делали до него Сирага Кадзуо и Жорж Матье , чрезвычайно физический элемент творчества Кудо также следует связывать с постоянным интересом художника к спорту. Кудо был активным членом команды по регби во время учебы в университете. [ 1 ] : 268 и он был заядлым боксером. В тексте, написанном художником в 1960 году, Кудо подчеркивает важность бокса в своем творческом процессе, сравнивая творчество с боем. [ 4 ] : 273
Кудо женился на Курихаре Хироко в 1959 году, с которой жил с 1955 года. [ 1 ] : 268 Пока Кудо продавал свою кровь и подрабатывал, чтобы свести концы с концами, [ 6 ] : 29 Хироко работала моделью, чтобы поддержать пару, и активно участвовала в творчестве Кудо на протяжении всей своей карьеры. [ 8 ]
В 1960 году Кудо участвовал в массовых протестах Анпо против американо-японского договора о безопасности . В разгар протестов его пригласили выступить с речью перед Обществом молодой Японии ( Вакаи Нихон но Кай ), группой художников, писателей и композиторов, которые объединились, чтобы принять участие в акциях протеста против договора. [ 9 ] : 177 Вместо того, чтобы произнести длинную речь, Кудо поднялся на сцену и перед тем, как покинуть сцену, произнес только слова «Теперь не осталось ничего, кроме действия» ( Ima ya akushon aru nomi desu ), тем самым указав на свою веру в то, что время речей прошло. [ 9 ] : 180
Философия импотенции
[ редактировать ]После того, как протесты не смогли остановить принятие договора, что привело к подавляющему чувству разочарования и неудачи со стороны многих участников, Кудо начал работать над продолжительной серией инсталляций и хеппенингов под общим названием «Философия бессилия» (インポ).哲学, Импо тэцугаку ). Первая версия инсталляции была представлена в галерее Bungei Shunjū в Токио в рамках персональной выставки. Состоящий из различных формальных элементов, в том числе фотоколлажей, больших цилиндрических скульптур, громкоговорителя, объявляющего цены на акции, и буханок коппе-пан — японской версии западного хлеба, — Кудо считал, что эти объекты в совокупности образуют единое произведение. [ 8 ] : 210
Кудо представит вторую, другую инсталляцию, все еще носящую то же название, на Независимой выставке Ёмиури 1962 года , где он выставлялся ежегодно с 1958 года. Работа заняла целую галерею Токийского музея искусств Метрополитен . Художник развесил с потолка и стен галереи черные предметы в форме пениса, некоторые из которых были заключены в прозрачные пластиковые сферы. Лапша удон и коппе-пан были разложены по полу галереи, чтобы вызвать эякуляцию. Влиятельный художник Акасегава Генпей назвал эту работу «шедевром года». [ 6 ] : 29
Весьма провокационный и далекий от эротики, Кудо стремился разрушить «красивую концепцию секса», демонстрируя, что люди, в первую очередь, являются рабами воспроизводства, несмотря на наш вклад в общество и историю: наша единственная реальная цель — обеспечить выживание. вида. [ 3 ] : 116 Искусствовед и подруга художницы Анн Тронш отметила, что «Философия импотенции» противоречила методологии движения боди-арта 60-х и 70-х годов, утверждавшей сексуальность как средство эмансипации и бунта. [ 10 ] : 44
Переехав в Париж в 1962 году, Кудо продолжал использовать название «Философия бессилия» для двух хеппенингов, в которых использовались элементы его токийской инсталляции. Запоминающееся представление включало Кудо, одетого как священник, с несколькими фаллическими формами, свисающими с его тела, собиравшимися вместе с большим пенисом, пока, наконец, не упавшим на землю со стоном. [ 8 ] : 218 Аллан Капроу включил краткое описание этого события в свою публикацию 1966 года «Assemblage, Environments & Happenings» .
Переезд в Париж и жизнь в Европе (1962-1980).
[ редактировать ]В 1962 году Кудо получил главный приз на Второй Международной выставке молодых художников (Пан-Тихоокеанская выставка) ( Dai-nikai kokusai seinen bijutsuka-ten [ Han taiheiyo-ten ]) в Токио. Кудо решил использовать призовые деньги — 1500 долларов США — на переезд в Париж. [ 6 ] : 29
Провокационные выступления и работы Кудо привели его в мир парижского искусства, где он активно выставлял свои работы. Художник и критик Жан-Жак Лебель пригласил Кудо принять участие в групповой выставке «Катастрофа» в галерее Raymond Cordier. Пьер Рестани впервые представил скульптуры Кудо в Париже в 1963 году, в галерее J. [ 11 ] Он участвовал в 3-й Парижской биеннале в Музее современного искусства в 1963 году, где представил в японскую секцию три работы (однако из трех было отказано как «непристойное»). [ 8 ] : 218
Приезд Кудо в Париж внес серьезные изменения в его творчество. Он полностью отказался от живописи и абстракции, сосредоточившись на производстве предметов и театральных хеппенингов, которые разыгрывал в Париже и других европейских городах. Он начал разрабатывать произведения в виде коробочек и игральных костей. Историк искусства и куратор Дорюн Чунг описывает кубик как «мощный символ, представляющий собой микрокосм современной человеческой жизни, в котором отчужденные люди могут уйти и сосредоточиться на лечении или комфорте по своему выбору [...] В то же время, [...] ассоциация с играми и шансами фактически указывает на полное отсутствие у человека контроля и самоопределения». [ 6 ] : 31
Кудо также начал лепить гротескные части тела — глаза, кожу, руки — изолированные от тела, иногда измельченные, иногда хранящиеся в птичьих клетках или аквариумах, а иногда живущие собственной жизнью: расслабляясь в шезлонгах, целуясь, выглядывая из детская коляска. Критики часто связывали эти работы с последствиями атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки . Хотя эта интерпретация, несомненно, уместна, Кудо в большей степени стремился продемонстрировать, что тело всегда находится в состоянии постоянного метаморфоза. Показ тела в таком состоянии — по словам художника, «некрасивом, ужасном, тревожном и местами комичном». [ 12 ] - также служил атаке на европейскую идею человеческого благородства, главную движущую силу в творчестве Кудо с момента его прибытия в Париж до конца его жизни.
Несмотря на свой относительный успех в Париже, Кудо старался сохранить свой статус аутсайдера. Он мало говорил по-английски и не говорил по-французски. Анн Тронш вспоминала, что художник часто использовал рисунки и почти математические диаграммы, чтобы донести свою точку зрения во время разговоров. [ 10 ] : 44 Кроме того, Кудо продолжал избегать любых связей с другими художниками, художественными движениями или группами. [ 6 ] : 31
В 1969 году Кудо вернулся в Японию впервые после своего отъезда, где участвовал в продолжающихся протестах после возобновления американо -японского договора о безопасности в 1970 году. [ 6 ] : 34 Находясь в Японии, он создал монументальное произведение лэнд-арта, уникальное в творчестве художника. Кудо решил выгравировать форму пениса-куколки на склоне плоского скалистого утеса на горе Нокогири в префектуре Тиба . Озаглавленный «Памятник метаморфозе» , Дорюн Чунг важно отмечает, что мотив пениса, присутствующий в работах художника со времен «Философии бессилия» , больше не считается символом бессилия, а трансформации. [ 6 ] : 36
Другая мотивация в работе Кудо развивалась вокруг идей экологии , эволюции человека и технологий . Накамура Кейджи упоминает, что Кудо выражал обеспокоенность по поводу загрязнения окружающей среды в 1960-х годах, еще до того, как это стало широко обсуждаемой темой. [ 3 ] : 116 В 1968 году он начал создавать установки тепличного типа, которые развивал до первой половины 1970-х годов. Его работа 1970 года « Привитой сад/Загрязнение – культивирование – новая экология» представляет собой причудливую смесь металлических столбов, растений и расчлененных частей тел. И все же Кудо не намерен вызывать ужас, а скорее предлагает видение «Новой экологии», в которой человек, растительность и технология питают, трансформируют, культивируют и защищают друг друга в «равных отношениях, подобных отношениям между насекомыми и растениями или между нервными и мышечными клетками». [ 13 ]
1970 год ознаменовал первую в карьере обзорную выставку Кудо « Тэцуми Кудо: культивирование с помощью радиоактивности » в Дюссельдорфе . В 1978 году он получил стипендию Германской службы академических обменов на пребывание в Берлине . За это время он перестал называть свои выступления «Хеппенингами» и вместо этого стал называть их «Церемониями». Действительно, Кудо отказался от эксцентричных, красочных нарядов, которые он часто надевал, в пользу белых одежд и принял более медитативную, мистическую атмосферу, которая включала в себя возжигание благовоний и соединение рук в молитве. [ 8 ] : 256 Элементы скульптурных работ Кудо сохранялись во время этих событий.
Последние годы между Парижем и Японией (1980–1990)
[ редактировать ]Кудо был госпитализирован с алкоголизмом в Париже летом 1980 года. Вскоре после этого художник вспоминает, что алкоголь «спасал» его от «поглощения Европой». [ 14 ] В следующем году он поехал со своей семьей в Японию, где пробыл там больше года. С 1983 года и до конца своей жизни он делил свое время между Парижем и Японией, точнее, в Цугару , в префектуре Аомори . Интерес Кудо к Японии рос, и он начал использовать традиционные искусства и ремесла в своей работе, например, рисовать воздушных змеев. [ 6 ] : 41
Кудо активно работал в Японии, помогая организовать ретроспективную выставку своего отца в Городском музее Хиросаки , который открылся в 1984 году, и производил работы до середины 1980-х годов. [ 1 ] : 268
В 1987 году в Париже у Кудо диагностировали рак горла. После постановки диагноза он был назначен профессором Токийского национального университета изящных искусств и музыки ок. [ 1 ] : 268
После прохождения лучевой терапии он умер от рака в 1990 году в возрасте 55 лет в Токио.
Признание и наследие
[ редактировать ]В течение своей жизни работы Кудо часто выставлялись на международных выставках. Он участвовал в Венецианской биеннале 1976 года и Биеннале в Сан-Паулу 1977 года , где был удостоен специального упоминания. Его работы регулярно выставлялись в музеях и галереях по всей Франции и Японии, а в Нидерландах он получал все большее признание. [ 15 ] Кудо также участвовал в крупных выставках на тему японского авангарда, таких как «Япония авангарда», проходившая в Центре Помпиду в 1986 году, Музея Гуггенхайма выставка 1994 года «Японское искусство после 1945 года: Крик против неба», а также как выставка 2012 года « Токио 1955-1970: Новый авангард», организованная Музеем современного искусства. Арт, Нью-Йорк .
После его кончины крупные учреждения в Нидерландах, США, Франции, Японии и Дании организовали ретроспективы его работ.
Покойный художник Майк Келли писал о значительном влиянии Кудо на его творчество.
Публичные коллекции и избранные выставки
[ редактировать ]Коллекции
[ редактировать ]Работы Кудо можно найти в следующих публичных коллекциях:
- Художественный музей Аомори , Аомори
- Центр Жоржа Помпиду , Париж
- Городской художественный музей Тиба, город Тиба
- Городской художественный музей Кураси, город Кураси
- Музей современного искусства Марселя, Марсель
- Музей современного искусства города Парижа , Париж
- Монреальский музей изящных искусств , Монреаль
- Музей современного искусства Фонда Людвига Вена , Вена,
- Музей современного искусства, Токио
- Музей современного искусства, Нью-Йорк
- Национальный музей искусств, Осака
- Муниципальный музей современного искусства , Гент
- Стеделик-музей , Амстердам
- Центр искусств Уокера , Миннеаполис
Избранные персональные выставки
[ редактировать ]- 1958: Тэцуми Кудо: Демонстрация изготовления , Галерея Бланш, Токио.
- 1961: Тэцуми Кудо: философия импотенции, карта распространения импотенции и появление защитных куполов в точках насыщения , галерея Бунгей Сюндзю, Токио
- 1965: Тэцуми Кудо: Ничто не оставлено на волю случая, Galerie J, Париж.
- 1970: Тесуми Кудо: Культивирование с помощью радиоактивности, Художественное объединение Рейнской области и Вестфалии, Дюссельдорф.
- 1972: Тэцуми Кудо: Загрязнение - Выращивание - Новая экология - Ваш портрет, Стеделийкский музей, Амстердам
- 1977: Кудо: Портрет художника в кризисе/клетках — компьютерная живопись , Галерея Бобур, Париж.
- 1981: Тэцуми Кудо 1977–1981, Музей Согецу, Токио.
- 1986: Путь, который прошел художник: мир Тэцуми Кудо, Городской музей Хиросаки, Хиросаки
- 1989: КУДО, Новая экология [КУДО, Новая экология], Galerie du Génie/FIAC, Париж.
- 1991: Тэцуми Кудо 1935–1990, Стеделикский музей, Амстердам.
- 1994: Тэцуми Кудо - Конкурс/Создание, Национальный художественный музей, Осака,
- 2007: Тецуми Кудо: Гора, которую мы ищем, находится в оранжерее [Тецуми Кудо: Гора, которую мы ищем, находится в оранжерее], La Maison Rouge, Париж
- 2008: Тэцуми Кудо: Сад метаморфоз, Центр искусств Уокера, Миннеаполис
- 2013: Ваш портрет: ретроспектива Тэцуми Кудо, Национальный художественный музей, Осака,
- 2020: Тэцуми Кудо - Культивирование, Музей современного искусства Луизианы, Хамблбек
Избранные групповые выставки
[ редактировать ]- 1961: Приключение в современном искусстве Японии, Национальный музей современного искусства, Токио.
- 1961: Преемственность и авангард в Японии, Международный центр эстетических исследований, Турин.
- 1962: Чтобы вызвать дух Катастрофы , Galerie Raymond Cordier, Париж.
- 1963: 3-я Парижская биеннале (Японская секция) , Музей современного искусства города Парижа, Париж.
- 1965: Противники, Galerie J, Париж.
- 1967: Научная фантастика, Кунстхалле Берн, Берн
- 1977: 14-я Международная биеннале Сан-Паулу, Сан-Паулу, Бразилия.
- 1981: 1960-е: Десятилетие перемен в современном японском искусстве, Национальный музей современного искусства, Токио.
- 1985: Реконструкции: авангардное искусство в Японии, 1945–1965, Музей современного искусства, Оксфорд.
- 1986: Авангард Японии, 1910–1970, Центр Жоржа Помпиду, Париж.
- 1994: Японское искусство после 1945 года: Крик против неба, Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк.
- 1994: Революция: искусство шестидесятых от Уорхола до Бойса, Музей современного искусства, Токио.
- 1994: Хиросима: прошлое и обещания, Художественный музей префектуры Кунамото, Кумамото.
- 1994: За пределами границ: искусство и жизнь 1952–1994 , Центр Жоржа Помпиду, Париж.
- 1995: Японская культура: пятьдесят послевоенных лет, Художественный музей Мэгуро, Токио.
- 1998: Вне действия: между перформансом и объектом, 1949–1979, Музей современного искусства, Лос-Анджелес.
- 2001: Годы поп-музыки , Центр Жоржа Помпиду, Париж.
- 2002: Незавершенный век: наследие искусства ХХ века, Национальный музей современного искусства, Токио.
- 2007: Жизнь в материальном мире: «вещи» в искусстве ХХ века и за его пределами, Национальный центр искусств, Токио.
- 2012: Объекты искусства Японии: с 1920-х по 70-е годы, Художественный музей Уравы, Сайтама.
- 2012: Токио 1955–1970: Новый авангард, Музей современного искусства, Нью-Йорк.
- 2016: Послевоенное время: Искусство между Тихим океаном и Атлантикой, 1945–1965, Haus der Kunst, Мюнхен
- 2017: Бесконечный сад. От Живерни до Амазонки [Бесконечный сад. От Живерни до Амазонки], Центр Помпиду в Меце.
- 2022: Тела будущего из недавнего прошлого, Мюнхен, Музей Брандхорст
- 2022: Венецианская биеннале, «Молоко мечты», Венеция.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Дорюн Чунг (редактор), Тэцуми Кудо: Сад метаморфоз , отл. кот., Миннеаполис, Центр искусств Уокера, 2008.
- ^ Мицуда, Юрий (2012). «Травма и избавление: портреты художников-авангардистов Японии, 1955–1970». В Чонге, Дорюн (ред.). Токио 1955-1970: Новый авангард . Музей современного искусства, Нью-Йорк. п. 168.
- ^ Jump up to: а б с д и Накамура Кейдзи, «Тэцуми Кудо», в Тэцуми Кудо — Конкурс/Создание , отл. кат., Осака, Национальный художественный музей, 1994, с. 114-121.
- ^ Jump up to: а б Рэйко Томии, «Кудо Тецуми и его коллеги, выступающие против искусства: дальновидные декларации в 1961 году», в Сюзанне Пфеффер (редактор), Ретроспектива Тецуми Кудо , Кельн, Buchhandlung Walther König, 2021, стр. 271-278.
- ^ Ёсиаки Тоно, «Неодадаизм и антиискусство», в «Japon des avant-gardes» , exh. кат., Париж, Центр Жоржа Помдиу, 1987, с. 329.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Дорюн Чунг, «Когда тело принимает новые формы: по следам Тэсуми Кудо», в книге «Тэцуми Кудо: Сад метаморфоз» , отл. кат., Миннеаполис, Центр искусств Уокера, 2008, с. 24-49.
- ↑ Тоно Ёсиаки, «Гаракута но хан-гейдзюцу» [Мусорное антиискусство], Ёмиури синбун , вечерний выпуск, 2 марта 1960 г., цитируется в Рэйко Томии, «Кудо Тэцуми и его коллеги, выступающие против искусства: дальновидные декларации в 1961 г.», в Сюзанне Пфеффер (редактор), Ретроспектива Тэцуми Кудо , Кельн, Buchhandlung Walther König, 2021, с. ХХХ
- ^ Jump up to: а б с д и Хироко Кудо, «Хронология избранных произведений», в Тэцуми Кудо: Сад метаморфоз , эксх. кат., Миннеаполис, Центр искусств Уокера, с. 199-264.
- ^ Jump up to: а б Капур, Ник (2018). Япония на распутье: конфликт и компромисс после Анпо . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
- ^ Jump up to: а б Анн Тронче, «Гора, которую мы ищем, находится в теплице», в Тэцуми Кудо: Гора, которую мы ищем, находится в теплице, эксх. кат., Париж, La Maison Rouge, Фонд Антуана де Гальбера, 2007, с. 33-95.
- ^ Пьер Рестани, «Неофициальное искусство и обмены Париж-Токио», в «Japon des avantgardes» , exh. кат., Париж, Центр Жоржа Помпиду, 1986, с. 268.
- ^ Кудо Тэцуми, «Дорогой мистер Бирен (Дорогие европейцы)», 1966, воспроизведено в «Тэцуми Кудо: Сад метаморфоз» , exh. кат., Миннеаполис, Центр искусств Уокера, с. 104.
- ↑ Кудо Тецуми, «Диалог 30», Мизуэ , декабрь 1972 г., цитируется в Накамура Кейджи, «Тэцуми Кудо», в Тэцуми Кудо: Contestation/Creation , exh. кат., Осака, Национальный художественный музей, Осака, 1994, с. 121.
- ^ Кудо Тэцуми, «Достижение моей духовной второй жизни», 1981, переведено и воспроизведено в «Тэцуми Кудо: Сад метаморфоз» , exh. кат., Миннеаполис, Центр искусств Уокера, с. 180.
- ^ «Поместье Тэцуми Кудо — Биография» . Хаузер и Вирт . 28 августа 2022 г. Проверено 28 августа 2022 г.