Готическое искусство в Милане
Готическое искусство Милана обозначает художественный период города на рубеже второй половины 13-го и первой половины 15-го веков. Готический стиль, первоначально привнесенный на территорию Милана монахами-цистерцианцами , был основным художественным стилем обширного покровительства и самопрославления семьи Висконти , лордов Милана, чье правление городом обычно связывается с периодом миланской готики.
Историческая справка
[ редактировать ]
В качестве условной даты начала готического периода на территории миланского сеньора Висконти в 1282 году. часто называют приход к власти семьи [ 1 ] Таким образом, распространение новых художественных тенденций за пределами Альп произошло позже, чем в центральной Италии , где цистерцианская готика уже почти веком ранее создала аббатство Фоссанова (1187 г.) и аббатство Казамари (1203 г.). [ 2 ] Эту задержку во внедрении готического стиля в районе Милана можно объяснить сильным и глубоко укоренившимся присутствием романской архитектуры , а также связью между этой архитектурой и Империей , которая не зря была преодолена только с Висконти новый политический курс сеньора . [ 3 ]
Дата, однако, является лишь приблизительной, поскольку первый образец готического искусства появился в Милане монахами-цистерцианцами в первой половине 13 века: в 1221 году аббатство Кьяравалле было освящено епископом Энрико Сеттала . В то же время готический стиль не получил заметного распространения на территории, стилистические особенности которого находились под сильным влиянием романского стиля, до тех пор, пока между 1329 и 1339 годами не появились работы Аццоне Висконти , который представил своему двору художников из Пизы и Флоренции. [ 4 ] [ 5 ]
Обширную программу поддержки искусств, начатую Аццоне Висконти, продолжил его преемник Бернабо Висконти, но особенно Джан Галеаццо : под его светлостью была открыта крупнейшая итальянская готическая строительная площадка для строительства нового городского собора. Для этой работы, которая, по замыслу герцога, была бы монументальной и грандиозной, в Милан были вызваны архитекторы и художники со всей Европы: постоянное противостояние местных и иностранных рабочих способствовало зрелости стиля ломбардской готики, который до того времени был привязан к сильному романскому наследию, создавая синтез итальянской и европейской готической архитектуры. [ 6 ] [ 7 ]
После неудачи, вызванной бурным политическим периодом после смерти Джана Галеаццо Висконти, художественное великолепие Милана возобновило свою силу при Филиппо Марии Висконти , который в первой половине 15 века превратил миланский двор в один из главных центров итальянского гуманизма . призывая к себе на службу таких личностей, как Франческо Филельфо , Пьер Кандидо Декебрио , Гаспарино Барзицца и Антонио да Ро. В последние годы господства Висконти, подобно тому, что произошло во Флоренции, появились первые намеки на искусство нового Возрождения с работами Мазолино да Паникале в Кастильоне-Олона . [ 8 ]
Таким образом, завершение готического периода показательно совпало с крахом сеньора Висконти в 1447 году, когда стиль поздней готики был привит к развитию раннего центральноитальянского Возрождения, что привело к Ломбардскому Возрождению . [ 9 ] [ 10 ]
Религиозная архитектура
[ редактировать ]Знакомство с готическим искусством: аббатства
[ редактировать ]
В Милане, как и в других местах, готический стиль был привнесен монахами-цистерцианцами из Франции: самым ранним образцом готического искусства в Милане является аббатство Кьяравалле , построенное в первой половине 13 века монахами из аббатства Клерво . Описание должно учитывать особую сложность ее истории, которая включает в себя вмешательства в церковь с момента ее основания до XVIII века: например, от готического фасада остался только верхний терракотовый ордер, украшенный окулусом и приложенной . бифорой в профиле двускатная крыша украшена ломбардными лентами . [ 11 ]
Церковь, построенная с учетом архитектурных указаний цистерцианских церквей, предоставленных святым Бернаром , по своей структуре и части декора может быть определена как компромисс между ломбардской архитектурой тринадцатого века и цистерцианской готикой , то есть первое здание, порвавшее с романскую традицию и ввести, хотя и с формами, значительно смягченными лангобардской традицией, формы готического стиля. [ 12 ]
Первым вмешательством, призванным преодолеть переход между романским стилем и готикой, была работа над южным монастырем церкви с остроконечными кирпичными арками, поддерживаемыми двумя каменными колоннами. Однако самым заметным и наиболее характерным готическим архитектурным вмешательством в аббатстве было строительство фонарной башни: башня восьмиугольной формы опирается на пресвитерий квадратного плана, с которым она соединена подвесками с нисходящими арками. Восьмиугольная башня состоит из трех вертикальных рядов, которые сужаются по мере продвижения вверх: башня украшена чередующимися бифорами , монофорами и квадрифорами, в которых чередуются терракотовые и белые мраморные украшения, создавая контраст цветов. [ 13 ]
Внутри наиболее интересные живописные украшения включают фрагменты фресок евангелистов четырнадцатого века в пространстве купола и шестнадцать фигур святых , написанных автором, названным Первым мастером Кьяравалле. [ 12 ] [ 14 ] В нижней части купола, напротив, находятся « Истории Богородицы» , изысканная и элегантная композиция в стиле Джоттес, приписываемая Стефано Фиорентино и основанная на « Золотой легенде» Якоба де Ворагина . [ 15 ]

Основанное в 1176 году, большая часть аббатства Виболдоне была построена между концом 13 и 14 веками. Кирпичный фасад, завершенный в 1348 году, имеет остроконечную конструкцию, окаймленную висячими арками, и разделен по вертикали на три перегородки, определяемые контрфорсами . Портал богато украшен мрамором со скульптурами Мадонны с младенцем среди святых кампионской школы и окружен двумя висячими эдикулами и двумя узкими монофорами с заостренными терракотовыми рамами; Убранство верхнего ордера состоит из круглого окна и трех бифор, из которых два боковых имеют чисто декоративный характер, так как не ведут в нижние нефы. Интерьер разделен на три с ребристыми сводами нефа . [ 16 ]
К середине 1400-х годов относится внутреннее живописное оформление: самой старой работой является фреска Мадонны с младенцем и святыми в апсиде работы анонимного ломбардского мастера с тосканским влиянием. Также на стенах апсиды находится « Страшный суд» Джусто деи Менабуи, схема « Джотто » Страшного суда в капелле Скровеньи . в котором воспроизведена [ 17 ] Наконец, можно упомянуть «Истории из жизни Христа» анонимного ломбардского художника, в которых ломбардская натуралистическая точность находится под влиянием использования светотени Джусто деи Менабуи , и « Мадонна на троне среди святых» Микелино да Безоццо . [ 18 ]
Хотя за пределами муниципальной территории, несомненно, связано с городом аббатство Моримондо , которое, как и только что упомянутые аббатства, возникло в первой половине XII века в связи с прибытием цистерцианских монахов из Франции. Также и в этом случае в сохранившихся оригинальных частях церкви мы сталкиваемся с очень примитивным готическим стилем, заметным, например, в тонких пропорциях по сравнению с пропорциями романского искусства. Фасад выполнен из открытой терракоты с бифорами и окном-розой, выполненным в очень простой манере, как того требуют правила цистерцианской архитектуры . [ 19 ]
Комплекс аббатства Мирасоль , один из немногих примеров ломбардской укрепленной религиозной архитектуры , был основан в 13 веке, а церковь датируется концом 14 века. Фасад выполнен из терракоты с очень простым декором, состоящим из окна-розы, двух монофор и терракотового портала с пониженной аркой; В интерьере есть однонефный зал, заканчивающийся четырехугольной апсидой, где фреска Успения Богородицы написана анонимным художником, вероятно, связанным со стилем Микелино да Безоццо. [ 20 ]
Период Висконти
[ редактировать ]
В начале 14 века лорд Аццоне Висконти запустил полноценную программу патронажа, центральным элементом которой была готическая архитектура. Среди самых ранних достижений - церковь Сан-Готтардо-ин-Корте , построенная как герцогская часовня, посвященная покровителю подагры , которая поразила Аццоне, хотя ее внешний вид был значительно реконструирован в 18 веке. [ 21 ] Из первоначального внешнего вида сохранились восьмиугольная колокольня и полувосьмиугольная апсида : декор выполнен чередованием терракотовых элементов, типичных уже для ломбардско-романской архитектуры , и элементов из белого мрамора. [ 22 ] Выдающимся элементом комплекса является восьмиугольная колокольня, приписываемая Франческо Пегорари из Кремоны: на нижних уровнях колокольни преобладает использование терракоты, чтобы оставить место для белого мрамора в верхних частях вплоть до венца, вероятно, взятого из фонарная башня аббатства Кьяравалле и на вершине Торраццо Кремоны . [ 23 ]
Интерьер, согласно хроникам Гальвано Фиаммы того времени, был полностью расписан фресками Джотто , вызванного в Милан Аццоне Висконти, и его школой: из цикла картин в настоящее время сохранилось только « Распятие» , приписываемое некоторыми непосредственно тосканскому мастеру. , [ 24 ] в то время как, согласно другой гипотезе, некоторые особенности картины, такие как реализм и внимание к деталям, позволяют предположить анонимного, хотя и выдающегося мастера сферы Джотто с влиянием Ломбардии. [ 25 ]

Церковь Сан-Кристофоро-суль-Навильо представляет собой объединение двух зданий конца XII и конца XIV веков соответственно. Фасад, также разделенный на две части, имеет слева арочный остроконечный терракотовый портал с окном-розой, вписанным в арку, согласно некоторым интерпретациям в ломбардском стиле бокового портала церкви Санта-Мария-делла-Спина в Пиза , а справа находится еще один портал с остроконечной аркой, менее украшенный, но более стройных пропорций и окруженный двумя окнами с заостренными арками. По обе стороны фасада сохранились остатки фресок. Внутри правая часть церкви имеет зал прямоугольной формы с деревянной крышей и полукруглой апсидой , а левая — крестообразно-ребристую крышу с монофорами на стене, обеспечивающими освещение. Фрагменты фресок, видимые в церкви, Распятие Заваттари включают . [ 26 ] [ 27 ]
Ко второй половине XII века относится церковь Сан-Лоренцо-ин- Монлуэ , построенная орденом Гумилиати в очень простом стиле, вероятно, заимствованном из цистерцианской архитектуры . Фасад очень тонкий, выполненный из открытой терракоты, а портал имеет круглую арку, увенчанную ложным протиром, окруженным двумя узкими монофорами . Колокольня церкви квадратного плана состоит из четырех горизонтальных ордеров: верхний этаж украшен бифорами с арками, опирающимися на каменные колонны. [ 28 ] Простой интерьер имеет один неф и первоначально имел деревянную стропильную крышу: на стенах сохранились остатки фресок на тему растительных элементов, типичных для живописного убранства Ломбардии начала XIV века. [ 29 ]

Церковь Св. Марка была основана в конце 12 века монахами-августинцами ; однако тяжелые вмешательства, претерпевшие церковь с 16 века, в значительной степени исказили ее внешний вид, который был минимально восстановлен снаружи благодаря реставрациям 19 века Карло Макиакини . [ 30 ] Из оригинальной структуры сегодня можно увидеть ломаную структуру, отмеченную вертикально контрфорсами: также оригинальными являются терракотовое окно-розетка и белый мраморный портал, увенчанный тремя статуями Святых Августина, Марка и Амвросия . [ 31 ] К началу 14 века относится четырехугольная каменная колокольня, которая представляет собой одну из типичных архитектурных моделей миланского района того времени, уже использовавшихся, например, в аббатстве Мирасоле и Аренгарио в Монце . [ 32 ]
несколько фрагментов фрески в часовне левой апсиды, посвященной Деве Марии Из оригинального живописного убранства сохранились , а именно «Мадонна с Младенцем на троне» и «Святые», датированные концом XIII века и выполненные под влиянием византийского искусства, а также фрески строительной площадки базилики св. Франциска Ассизского и более поздняя фреска Магдалины и святого рыцаря , стилистическое сходство которых со строительством сайт аббатства Кьяравалле позволяет приписать эту работу так называемому Первому мастеру Кьяравалле. [ 33 ] Наконец, внутри церкви находится множество важных скульптурных произведений, датируемых готическим периодом, в том числе Погребальный памятник Ланфранко Сеттала и Арка Алипранди . [ 34 ]

была основана в конце 14 века, Хотя церковь Санта-Мария-дель-Кармине она не имеет существенных элементов готической архитектуры, за исключением плана: фасад фактически является результатом неоготической реставрации 19 века, а интерьер украшался в основном между 15 и 17 веками. План этажа имеет латинский крест с тремя нефами, форму, взятую из Чертозы ди Павия того же архитектора Бернардо да Венеция . При чтении плана становится очевидным построение строительного правила « adquaratum », в котором квадрат используется в качестве основного элемента для определения пропорций: главный неф состоит из трех квадратов, как и трансепт, а нефы и боковые часовни имеют площадь четверти элементарной площади. [ 35 ] [ 36 ]
В базилике Сант-Эусторджио находится часовня Висконти, строительство которой было начато в 1297 году Маттео Висконти . Из первоначального живописного убранства в хорошем состоянии сохранились только фигуры четырех евангелистов , при этом имеются следы более поздних фресок, таких как « Триумф Святого Фомы» , «Святой Георгий, освобождающий принцессу» и «Семь святых» , отнесенных к так называемому Мастер Лентате, автор цикла фресок в Оратории Санто-Стефано -ин- Лентате . Наконец, в часовне находится Ковчег Маттео и Валентины Висконти . [ 37 ] позднеготические фрески 1440 года, изображающие евангелистов и святых, приписываемые кругу Заваттари . Также в Сант-Эусторджио в часовне Торриани можно найти [ 38 ]

Часовня Висконти, однако, была оставлена в стороне Барнабо Висконти , который перенес семейную часовню в ныне снесенную церковь Сан-Джованни-ин-Конка : внешняя архитектура и внутренняя планировка были взяты из архитектуры аббатств того времени, о чем свидетельствует у перенесенного до сноса фасада с окном-розеткой и монофорами по образцу аббатства Вибольдоне. Среди остатков живописного убранства, снятых до сноса церкви, - « Ангел возвещающий» и « Богоматерь Благовещающая», написанные анонимным художником начала XIV века с венецианским влиянием. Напротив, более заметное тосканское влияние имеют « Истории святого Иоанна Богослова» , хранящиеся в коллекциях замка Сфорца , в которых используются яркие цвета с намеками на перспективную конструкцию; приписывают анонимному мастеру кружка Джусто деи Менабуои . [ 39 ] [ 40 ]
В базилике Сан-Калимеро находится Леонардо да Безоццо фреска « Мадонна с младенцем », картина, выполненная в поздней готике пятнадцатого века по формам персонажей, вдохновленным фресками Игр Борромео во дворце Борромео и его собственными работами. в церкви Сан-Джованни-а-Карбонара в Неаполе . Леонардо, сын Микелино да Безоццо, сотрудничал со своим отцом в создании Мадонны дель Идеи, хранящейся в соборе в Милане. [ 41 ]
Из множества церквей, построенных в готическом стиле между 12 и 15 веками, сегодня сохранились лишь несколько примеров, в то время как большинство из них были либо полностью преобразованы между 16 и 17 веками во время работы кардиналов Борромео , либо снесены во время подавления Жозефины в 18 век. Среди сносов, произведенных в последний период, была церковь Санта-Мария-ин-Брера : фасад был спроектирован Джованни ди Бальдуччо и предполагал остроконечный фасад, построенный из черного и белого мрамора, образующий полосы чередующихся цветов, а внутреннее разделение на три нефа. был подчеркнут снаружи контрфорсами . Портал представлял собой круглую арку с выступом, увенчанную шпилем с небольшим окном-розеткой; Затем украшение завершили бифоры и трифоры , а также различные группы статуй, включая группу Вимперга . осталось лишь несколько следов интерьера В Художественной галерее Брера , в том числе некоторые боковые ниши церкви, в которых находятся фрески Святых и Пророков. приписываемые Джусто деи Менабуои. [ 42 ] Церковь имела трехнефный интерьер, разделенный колоннами с зооморфными капителями, типичными для ломбардской скульптуры конца XIII века. [ 43 ]
Наконец, еще одна знаменитая готическая церковь, которая больше не существует, — это церковь Санта-Мария-алла-Скала : здание имело остроконечный фасад, состоящий из трех вертикальных перегородок, отмеченных четырьмя контрфорсами, заканчивающимися вершинами . Фасад, типичный для ломбардской готики, был украшен чередующимися терракотовыми и мраморными элементами для создания хроматического контраста, такими как окно-розетка из белого мрамора или монофоры и бифоры из терракоты и мрамора. В церкви также была многоугольная колокольня, похожая на колокольню церкви Сан-Готтардо-ин-Корте. [ 44 ]
Кафедральный собор
[ редактировать ]
Превратности Миланского собора , шедевра интернациональной готики , были сложными с момента основания Фаббрики в 1386 году и продолжались в течение многих столетий: оригинальными для готического периода являются только апсида, ризницы и часть трансепта, остальная часть церкви была выполнена позже в манере, более или менее соответствующей первоначальному проекту. Очень сильный толчок в меценатском направлении к строительству грандиозного здания дал Джан Галеаццо Висконти , недавно коронованный императором герцогом, который финансировал часть работ и работал над сбором других средств от населения и созвал архитекторов со всего мира. Европы, особенно из Франции, Германии и Фландрии . [ 45 ]
Первоначальный проект, который сейчас утерян, вероятно, был разработан эльзасским архитектором, но через несколько лет архитектора сменили, что положило начало периоду непрерывных изменений в архитекторах и проектах: через несколько лет появился француз Николя де Бонавентура, итальянцы Антонио ди Винченцо и Габриэле Сторналоко, немцы Джованни да Фернак и Генрих Парлер На стройку собора были вызваны, среди прочих, . Среди основных причин различных разногласий был выбор пропорций фасада, который будет вписан в квадрат (« конструкция ad Quadratum ») или в треугольник (« конструкция ad triangolum »). [ 46 ]
Споры можно суммировать с итальянцами в пользу конструкции « ad triangolum », которая в конечном итоге возобладала и привела к строительству более низкой церкви с более приземистыми пропорциями, а также с немецкими и французскими мастерами-строителями в пользу « adquaratum ». Конструкция, которая позволила бы сделать фасад более высоким и тонким. [ 47 ] Аналогичные дебаты снова возникли с парижским архитектором Джованни да Миньо, который через короткое время также был свергнут, по поводу пропорций и статики сводов: эти дебаты, выходящие далеко за рамки обычных местнических заморочек, были в основном связаны с сопротивление итальянской традиции, все еще связанное с романской архитектурой , и последующая задержка, с которой на территории Милана внедрялись новинки европейской готической архитектуры. [ 48 ]

Первым элементом отделения собора от более ранних миланских церквей была конструкция по периметру, которая, в отличие от других церквей, предусматривавших возможное покрытие кирпичной конструкции более благородными материалами, состоит исключительно из блоков мрамора Кандольи: несущей Структура представляет собой типичную для готической архитектуры аркбутанную систему, стены по внешнему периметру которой украшены огромным количеством статуй и карнизов . [ 49 ] Внешнее скульптурное убранство представлено по сравнению с заказами готической эпохи как образец европейской скульптуры с работами местных, бургундских , богемских , немецких и французских мастеров: в частности, девяноста шести гигантов , украшающих горгульи сооружения. можно отнести к последним двум группам. Среди основных ломбардских художников, работавших с плотным массивом внешних статуй, — Якопино да Традате и Маттео Раверти . [ 50 ]
Двумя образцовыми работами двух главных итальянских скульпторов, работающих на этом месте, являются « Якопино да Традате » Святой апостол Варфоломей » Раверти и «Святой епископ : в первом случае широко используется драпировка и особое внимание уделяется деталям, поскольку пример в изображении бороды, не придавая, однако, излишней выразительности лицу, как это имеет место в статуе Раверти, восстанавливающей страдающего святого с выдолбленными щеки, результат тщательного изучения и моделирования. [ 51 ]
По вышеупомянутым временным причинам апсида является частью, наиболее соответствующей стилистическим особенностям интернациональной готики: три остроконечных окна глубоко украшены центральной темой Раза Висконтеа , или сияющего солнца, символа семьи. , спроектированный Микелино да Безоццо: витражи украшены циклом « Истории из Ветхого Завета» в северном витраже, « Апокалипсис» в центральном витраже. окно и «Эпизоды из Нового Завета» в южном витраже работы Стефано да Пандино и Франческино Заваттари. [ 52 ] [ 53 ] В более общем плане, начиная с начала пятнадцатого века, собор можно рассматривать как одну из крупнейших европейских лабораторий искусства витражей, в которой до ее завершения принимали участие крупнейшие ломбардские художники различных периодов. [ 54 ]

Интерьер имеет план латинского креста с залом, разделенным на пять нефов, со слегка выступающим трансептом, разделенным на три нефа, и полувосьмиугольной апсидой. Ребристые своды поддерживаются полистильными колоннами с капителями, украшенными изображениями святых, помещенными в ниши Джованнино де Грасси. [ 55 ]
Портал южной ризницы, вырезанный с 1392 года Джованни да Фернахом с украшениями «Истории Богородицы» , представляет собой прекрасный образец немецкой интернациональной готики . Над строгим архитравом работы Джованнино де Грасси, украшенным четырехлепестковыми панелями с головами пророков , находится самый пышный декор на тему «Истории Богородицы» , вставленный в стрельчатую арку, окруженную двумя вершинами и заканчивающуюся у вершины. вершина с Распятием . Наконец, экстрадосы люнета . украшены традиционным готическим декором в виде больших завитых листьев Среди оригинальных украшений внутри ризницы находится умывальник с острием , также работы Джованнино де Грасси. [ 56 ] [ 57 ] Подобное украшение можно найти у входа в северную ризницу, за которой попадаешь в единственное помещение собора, где можно полюбоваться оригинальным полом церкви начала XV века, выполненным Марко Солари . наряду с остатками современных терракотовых украшений. [ 58 ] [ 59 ]
Таким образом, в целом собор оказался точкой отрыва от последних связей с романской архитектурой на территории Милана, однако церковь, несмотря на влияние итальянской архитектуры на ее строительство, оставалась уникальной не только на территории. герцогства, но и во всей Италии:
Церковь в том виде, в котором она была построена, остается чуждой итальянской архитектурной традиции [...] Как собор Святого Марка в Венеции построен в византийском стиле, так и собор в Милане является французским или немецким, но не итальянским. Только на основании того факта, что она построена в Милане и к тому же украшена итальянскими скульпторами, можно назвать ее итальянской церковью: это, конечно, не умаляет того факта, что это выдающийся памятник и что оно передает ощущение тайны. по своей витражной полутени является абсолютно уникальным на итальянской земле.
Гражданская и военная архитектура
[ редактировать ]Среди первых вмешательств, которые способствовали распространению готики в Милане, были Маттео и Аццоне Висконти работы на Бролетто Нуово , сегодняшней площади Пьяцца деи Мерканти , которая долгое время была резиденцией гражданской власти. [ 60 ]
Первым зданием, которое было перестроено, была Лоджия дельи Осии в 1316 году: фасад выполнен из черно-белого мрамора, выбор, который противоречил традиционному использованию открытой терракоты, хотя уже использовался в церкви Санта-Мария-ин-Брера , и установлен на двух горизонтальных ордерах, первоначально украшенных портиком. Первый этаж имеет круглые арки, поддерживаемые восьмиугольными каменными колоннами, и эта конфигурация повторяется на верхнем этаже с использованием арок равной ширины, но с заостренными арками, а также имеется парапет, украшенный гербами Висконти. Наконец, здание венчает высокий карниз , где есть цилиндрические сводчатые ниши, содержащие круговые статуи: сюжеты включают Мадонны с Младенцем и различных святых , в том числе Св. Амвросия и Св. Иакова . [ 61 ] [ 62 ]
Начиная с 1433 года был построен Дом Панигарола , сильно перестроенный с годами, от первоначальной структуры которого сохранились остроконечные арки с терракотовой окантовкой на первом этаже, поддерживаемые колоннами с капителями , украшенными мотивами листьев, а на верхнем этаже находится терракотовое окно, которое не является оригинальным, но повторяет оригинальный дизайн с декором, типичным для ломбардской архитектуры начала 15 века. [ 63 ]
Еще одним вмешательством на площади, теперь полностью утраченным, поскольку его заменил дворец Скуоле Палатин , стал портик Банкьери, построенный в 1336 году с портиком, похожим на портик Лоджии дельи Осии. [ 64 ]

Среди немногих сохранившихся в городе частных готических дворцов — дворец Борромео, построенный в конце 15 века. От оригинальной конструкции является часть открытого кирпичного фасада с остроконечным арочным порталом, украшенным тесаным камнем из мрамора Кандолья и красным веронским мрамором, окруженным складчатым фризом . [ 65 ] Почетный двор с трех сторон украшен портиком со стрельчатыми арками, поддерживаемыми восьмиугольными колоннами с капителями, украшенными листьями. На стороне без портика расположены шесть терракотовых монофоров со стрельчатыми арками, а на стенах сохранились следы фресок с геральдическими мотивами покровителей дворца. [ 66 ] Внутри находятся следы позднеготических фресок Игр Борромео , приписываемых некоторыми Пизанелло . Когда-то во дворце присутствовали, а затем были удалены, несколько фрагментов фресок, в том числе « Сбор гранатов», приписываемый Микелино да Безоццо , ныне сохранившийся в крепости Анджера . [ 67 ] [ 68 ] Однако столь же обоснованная альтернативная гипотеза приписывает создание комплекса Игр Борромео автору по имени Мастер игр Борромео: эта атрибуция, отличающаяся от Пизанелло или Микелино, была сделана после анализа вновь открытого « Св. Иоанна в печали» , фрагмента фрески во дворце Борромео со стилистическими отсылками к Мазолино, » «Христу в жалости но демонстрирующие влияние ломбардской школы. [ 69 ]
Из многочисленных башен того времени, которые строились вместе с дворянскими дворцами, до наших дней сохранились только башня Горани и башня Мориги. [ 70 ]
Из исторических описаний Королевского дворца, тогдашнего Бролетто Нуово и позднее Дворца дожей, можно упомянуть работу Джотто , которого призвал ко двору Аццоне Висконти. [ 71 ] Среди различных произведений, описанных летописцами того времени, - фреска « Прославленные люди» на мифологическую тему, созданная по образцу его собственной работы в Зале баронов в Маскио Анджоино в Неаполе , украшенная золотом и эмалями, типичными для французской готической живописи: [ 72 ]
— Гальвано Фиамма [ 71 ]
Наконец, среди примеров гражданской архитектуры, хотя и с использованием религиозной власти, следует упомянуть Архиепископский дворец. Как и в случае с соседним дворцом, реконструкция в различные эпохи почти полностью уничтожила первоначальную постройку, заказанную Оттоне Висконти и Джованни Висконти , архиепископами Милана: среди немногих готических руин есть несколько терракотовых бифоров на фасаде собора и на западе. сторона. Во время реставрации дворца после Второй мировой войны появились фрагменты фресок школы Джотто. [ 73 ] Также в архиепископстве сохранились фрагменты фресок, сохранившихся по чистой случайности от реконструкций церкви Санта-Мария-Подоне , заново открытых и удаленных в XX веке, изображающих процессию волхвов , приписывание которых Микелино да Безоццо или его мастерской имеет Это было невозможно из-за фрагментарного характера произведения, хотя его дизайн можно с уверенностью проследить по модели и схеме до либретто дельи Анакорети . Микелино. [ 74 ]

Среди многих инициатив, продвигаемых Аццоне Висконти, следует также упомянуть завершение работ над средневековыми стенами города и воротами, которые были задуманы как настоящие памятники. В каждых из шести ворот Милана в Аццоне была помещена скиния, посвященная Деве Марии , обычно рядом со святыми, держащими модель городской сестьере по отношению к воротам: три из них были созданы Джованни ди Бальдуччо, а другие три работы так называемого маэстро делла Лунетта ди Вибольдоне, скульптора, одного из самых выдающихся представителей круга кампионских мастеров. К первым можно отнести Богородицу и Святых Порта Тичинезе и статуи, взятые из снесенных Восточных ворот и Порта Комасина, а ко вторым - скинии Порта Нуова и снесенные Порта Романа и Порта Верчеллина. [ 75 ]
Наряду с развитием городских стен, Висконти отвечали за строительство замка Порта Джовиа, на остатках которого замок Сфорца будет построен . Укрепление было начато в 1368 году Галеаццо II Висконти , при этом Джан Галеаццо добавил к нему внешнюю укрепленную цитадель, не связанную с центральным ядром, которая, однако, была соединена вместе со строительством Гирланды (второй внешней крепостной стены, соединенной с центральное ядро замка) Филиппо Мария Висконти , начиная с 1420 года. О старинном замке Висконти, подвергшемся нападению в период Золотая Амброзианская республика , полностью перестроенная династией Сфорца , не осталось никаких следов, кроме основания сериццо замка Сфорца. [ 76 ]
Скульптура
[ редактировать ]
Переход от романского стиля к готике ознаменовал отказ от скульптуры как сущности, исключительно функциональной для архитектурного декора, в пользу автономных произведений, для которых может быть целесообразным отдельный анализ из архитектурного контекста. Таким образом, миланскую готическую скульптуру можно разделить на два основных направления, которые, очевидно, никогда не были полностью разделены и находились под взаимным влиянием: с одной стороны, тосканская школа Джованни ди Бальдуччо с его мастерской, а с другой - кампионские мастера - название, данное группе. скульпторов из семей, происходящих из Кампионе-д'Италия, чей стиль трудно различить и которые часто работали в сотрудничестве, хотя для крупнейших художников школы иногда можно точно указать автора. [ 77 ]
Среди старейших готических скульптурных памятников Милана - Надгробный памятник Оттоне Висконти работы неопознанного кампионского мастера, датируемый концом 13 века и сохранившийся в Миланском соборе. Памятник выполнен из красного веронского мрамора и имеет структуру саркофага с наклонными ступеньками, что является явной отсылкой к римским погребальным памятникам из порфира: памятник, поддерживаемый двумя колоннами, добавленными в конце XIV века, имеет фигуру лежащего архиепископа. на переднем поле. Это решение находит обширные прецеденты во французской скульптуре того времени, но особенно в « Арнольфо ди Камбио » Похоронном памятнике кардинала Де Брея в церкви Сан-Доменико в Орвието . [ 78 ] Саркофаг послужил источником вдохновения для ковчега Берардо Магги , также представителя кампионской школы, сохранившегося в старом соборе в Брешии . [ 79 ]
Величайшее произведение Джованни ди Бальдуччо и его мастерской — Ковчег Святого Петра , хранящийся в капелле Портинари в базилике Сант-Эусторджо . Гробница из каррарского мрамора монументальных размеров и сложного иконографического содержания покоится на восьми колоннах из красного веронского мрамора , на которых помещены статуи Добродетелей ; бока саркофага украшены восемью барельефами Эпизодов из жизни святого Петра, разделенными статуями Святых и Учителей Церкви . Крышка имеет форму усеченной пирамиды, фронтоны которой украшены рельефами Святых , увенчанной остроконечной скинией, содержащей статуи Богородицы со святыми Домиником и Петром . [ 80 ]
Композиция знакомит с территорией Ломбардии изолированный комплексный погребальный памятник, то есть памятник, видимый и украшенный со всех четырех сторон: [ 81 ] Ковчег Святого Августина , еще один из самых известных скульптурных памятников ломбардской готики, в своем трехстороннем убранстве отмечен статуями святых, увенчанных скинией, вдохновленной шедевром Бальдуччи, хотя и в еще более монументальных формах. [ 82 ]
С другой стороны, шедевром и высшим выражением скульптуры кампионских мастеров является Конный памятник Бернабо Висконти работы Бонино да Кампионе , первоначально помещенный в церкви Сан-Джованни-ин-Конка . Памятник, выполненный из цельного куска каррарского мрамора , состоит из саркофага, поддерживаемого двенадцатью колоннами различных форм и размеров: как и в предыдущей работе, все четыре стороны памятника видны и украшены рельефами, соответственно Коронации Богородица , евангелисты , Распятие со святыми и Пьета со святыми . Саркофаг увенчан внушительной конной статуей Бернабо, когда-то расписанной, а аллегориями Стойкости также и Мудрости . [ 83 ]
Бонино и его мастерская, вобрав в себя влияние миланского творчества Джованни ди Бальдуччо, показывают в работе продолжение ломбардской натуралистической традиции, уделяя большое внимание мелким деталям и украшениям, в то время как главный герой изображен в нарочито торжественной и иератической манере. , далекий от интенсивности и утонченности тосканской традиции Бальдуччо. [ 84 ]
Именно Надгробный памятник Аццоне Висконти работы Джованни ди Бальдуччо, сохранившийся в церкви Сан-Готтардо-ин-Корте , представил погребальный памятник с балдахином, поддерживаемым на колоннах, в районе Ломбардии: убранство саркофага очень богато и состоит из фигуры святых , а вверху – Ангелы , держащие погребальную завесу. Модель была повторно предложена несколько лет спустя Кампионскими мастерами при создании Погребального памятника Франкино Руске . [ 85 ]
В базилике Сант-Эусторджо находится надгробный памятник Стефано и Валентине Висконти , впечатляющая композиция, в которой саркофаг вставлен в эдикулу с выступом, поддерживаемым витыми колоннами , приписываемая Бонино да Кампионе за внимание к деталям и декоративному оформлению. мотивы. [ 86 ] Также в базилике находится Ковчег Волхвов , мраморный триптих с отсеками и Анкона Страстей со сценами из жизни Христа с выпуклыми стрельчатыми остриями наверху. [ 87 ]
Другими интересными скульптурными памятниками четырнадцатого века являются Ковчег Мартино Алипранди , Ковчег Сальварино Алипранди и Ковчег Ребальдо Алипранди , сохранившиеся в церкви Сан-Марко , скульптурные произведения с высоким вниманием к деталям ломбардского натурализма, приписываемые неуказанным кампионским мастерам. [ 88 ] Также в той же церкви находится Погребальный памятник Ланфранко Сеттала , памятник конца 14-го века, иллюстрирующий влияние Джованни ди Бальдуччо в миланском районе. [ 89 ]
Из скульптуры поздней готики XV века следует упомянуть надгробный памятник Пьетро Торелли работы Мартино Бенцони и Лукино Чернуски, расположенный в одноименной часовне в Сант-Эусторджио. [ 90 ] Саркофаг опирается на шесть изящных витых колонн, основу которых составляют три стилофорных льва: корпус, перемежающийся пятью нишами, перекликается с типологией Погребального памятника Марко Карелли работы Якопино в Миланском соборе, в обоих случаях ниши заканчиваются остроконечным выступом. Над саркофагом лежит покойный и балдахин, увенчанный погребальным занавесом, поддерживаемым ангелами , структурой, взятой из погребального памятника Аццоне Висконти в Сан-Готтардо, увенчанной эдикулой с благословенным Богом-Отцом внутри. Композиция благодаря мягкости мантии и занавеса отходит от иератического и торжественного скульптурного производства периода ранней ломбардской готики. [ 38 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бальзарини , с. 5).
- ^ Бальзарини , с. 6).
- ^ Бальзарини , с. 8).
- ^ Фиоре , с. 166).
- ^ Бальзарини , с. 9).
- ^ Фиоре , с. 169).
- ^ Росси , стр. 219–220).
- ^ Полночь , с. XXVI).
- ^ Бальзарини , с. 17).
- ^ Фиоре , с. 172).
- ^ Бальзарини , с. 54).
- ^ Перейти обратно: а б Бальзарини , с. 55).
- ^ Фиорио , с. 362).
- ^ Кассанелли , с. 48).
- ^ Бальзарини , с. 56).
- ^ Бальзарини , с. 57).
- ^ Кассанелли , с. 62).
- ^ Бальзарини , с. 60).
- ^ Кассанелли , с. 227).
- ^ Кассанелли , с. 228).
- ^ Бальзарини , с. 26).
- ^ Бальзарини , с. 27).
- ^ Кассанелли , с. 168).
- ^ Бальзарини , с. 28).
- ^ Кассанелли , с. 171).
- ^ Бальзарини , с. 35).
- ^ Кассанелли , с. 238).
- ^ Бальзарини , с. 33).
- ^ Кассанелли , с. 242).
- ^ Кассанелли , с. 116).
- ^ Бальзарини , с. 40).
- ^ Кассанелли , с. 115).
- ^ Кассанелли , с. 120).
- ^ Кассанелли , с. 123).
- ^ Кассанелли , с. 237).
- ^ Росси , с. 111).
- ^ Росси , с. 156).
- ^ Перейти обратно: а б Пассони , с. 37).
- ^ Кассанелли , с. 231).
- ^ Росси , с. 157).
- ^ Босковиц , с. 40).
- ^ Бальзарини , с. 31).
- ^ Кассанелли , с. 233).
- ^ Фиорио , с. 214).
- ^ Бальзарини , с. 47).
- ^ Брэнди , стр. 87).
- ^ Брэнди , с. 88).
- ^ Перейти обратно: а б Брэнди , с. 90).
- ^ Кассанелли , с. 220).
- ^ Росси , с. 232).
- ^ Босковиц , стр. 102–103).
- ^ Бальзарини , с. 51).
- ^ Пассони , с. 51).
- ^ Бальзарини , с. 52).
- ^ Бальзарини , с. 50).
- ^ Росси , с. 226).
- ^ Полночь , с. 46).
- ^ Пассони , стр. 52).
- ^ Фиорио , с. 32).
- ^ Бальзарини , с. 19).
- ^ Росси , с. 119).
- ^ Кассанелли , с. 232).
- ^ Бальзарини , с. 22).
- ^ Бальзарини , с. 21).
- ^ Кассанелли , с. 240).
- ^ Бальзарини , с. 23).
- ^ Бальзарини , с. 24).
- ^ Кассанелли , с. 241).
- ^ Босковиц , с. 154).
- ^ Бальзарини , с. 25).
- ^ Перейти обратно: а б Росси , с. 68).
- ^ Росси , с. 70).
- ^ Кассанелли , с. 235).
- ^ Босковиц , стр. 100–101).
- ^ Росси , стр. 129–130).
- ^ Пассони , стр. 15–16).
- ^ Бальзарини , с. 36).
- ^ Росси , с. 115).
- ^ Росси , с. 116).
- ^ Бальзарини , с. 37).
- ^ Росси , с. 122).
- ^ Росси , с. 128).
- ^ Бальзарини , с. 44).
- ^ Бальзарини , с. 45).
- ^ Росси , стр. 123–124).
- ^ Кассанелли , стр. 135).
- ^ Кассанелли , с. 139).
- ^ Кассанелли , стр. 125).
- ^ Кассанелли , с. 121).
- ^ Каваццини , стр. 127–139)
Библиография
[ редактировать ]- Мария Грация Бальзарини (2000). Готика . Милан: Node Libri.
- Миклос Босковиц, изд. (1988). Искусство Ломбардии между готикой и ренессансом . Милан: Фаббри.
- Чезаре Брэнди (2013). Рисунок итальянской архитектуры . Рим: Кастельвекки.
- Роберто Кассанелли, изд. (2002). Готическая Ломбардия . Милан: Книга Хака.
- Франческо Паоло Фиоре, изд. (1998). Кватроченто . Милан: Электа.
- Мария Тереза Фиорио (2006). Церкви Милана . Милан: Электа.
- Паоло Меццанотте; Джакомо Баскапе (1968). Милан в искусстве и истории . Милан: Бесетти 1198.
- Мария Кристина Пассони; Якопо Стоппа (2000). Поздняя готика и Возрождение . Милан: Node libri.
- Марко Росси, изд. (2005). Готическая и позднеготическая Ломбардия . Милан: Скира.
- Лаура Каваццини (2004). Закат средневековой скульптуры в Ломбардии . Флоренция: издатель Лео Ольшки.