Южно-французская готика
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( декабрь 2018 г. ) |


Южно-французская готика , или Меридиональная готика ( фр . gothique méridional ), — специфический и воинственный стиль готической архитектуры, развитый на юге Франции , особенно в регионе Тулузы . Он возник в начале 13 века после победы католической церкви над катарами , поскольку церковь стремилась восстановить свою власть в регионе. В результате церковные здания обычно имеют черты военной архитектуры. Принимая во внимание критику катаров в адрес католической церкви, южнофранцузская готика проще и менее богато украшена, чем севернофранцузская готика , а также отличается тем, что строительным материалом обычно является кирпич, а не камень. Со временем этот стиль стал влиять на светские здания, а также на церкви и распространился за пределы территории, где катаризм процветал .
Происхождение
[ редактировать ]Во время подъема катаризма роскошь Римско-католической церкви подвергалась постоянной критике со стороны катарских священнослужителей. После политического искоренения катарской аристократии во время Альбигойского крестового похода (1209–1229) духовенство южной Франции осознало, что после победы в войне им необходимо вернуть себе сознание населения. Идеология средневековой инквизиции отразилась в принятии более строгого и лаконичного архитектурного стиля. [1]
Весьма интересно отметить, что та же самая критика повторилась несколько столетий спустя, с подъемом протестантизма , и что реакция, принятая тогда Римско-католической церковью, была совершенно иной, поскольку она породила буйное декоративное богатство архитектуры барокко. .
Географическая зона
[ редактировать ]Южно-французская готика, как следует из названия, встречается в южной части Франции, главным образом в регионах, где развивался катаризм и которые подвергались религиозным и военным репрессиям с Севера. Завоевание католической иерархии привело к строительству или реконструкции многих религиозных зданий, а также светских. Таким образом, рассматриваемыми регионами являются нынешние департаменты Верхняя Гаронна ( Тулуза ), Тарн ( Альби ), Тарн и Гаронна ( Монтобан ), Арьеж, Жер, Од, Восточные Пиренеи, Эро, случаи в соседних департаментах а также .
Характеристики
[ редактировать ]Южно-французская готика характеризуется строгостью конструкций, например, использованием сплошных контрфорсов, а не аркбутанов , при этом проемов мало и они узкие. Романская архитектура сохранялась на юге Франции дольше, чем на севере, и переход к готике был постепенным. Таким образом, многие здания в стиле южной готики построены с одним нефом, а их перекрывают каркасы крыш, опирающиеся на диафрагменные арки.
Кирпичное строительство
[ редактировать ]
В районе, бедном камнем, типичным строительным материалом был кирпич, использование которого в южно-французской готике регионов Тулузы, Монтобана и Альби стало одной из его отличительных черт. Строители использовали приемы, адаптированные к этому материалу, например, типичные для этого стиля угловые арки. Кирпич хорошо подходит для геометрических декоративных композиций, поэтому в архитектуру интегрировано мало скульптур. В зависимости от типа используемой глины кирпичи можно формовать или округлять путем истирания. В некоторых зданиях камень используется экономно, чтобы создать цветовые контрасты.
Соседние регионы подвергались этому влиянию, но в них преобладали каменные конструкции, часто перенимавшие ту же архитектурную лексику.
Однонефный
[ редактировать ]После катарского эпизода одной из целей католической церкви было восстановление верующих через проповедь (отсюда и основание Домиником де Гусманом ордена братьев-проповедников ). С этой целью предпочтение было отдано единственному нефу , который способствует хорошей акустике и помещает всех верующих под пристальный взгляд проповедника. Неф окружен боковыми часовнями, расположенными между контрфорсами и увенчанными большими окнами, освещающими его. Самым первым примером южно-французской готической архитектуры является неф Тулузского собора , построенный с 1210 по 1220 год и, вероятно, самый широкий неф в Западной Европе на момент его завершения (ширина 19 метров), из которого затем будут следовать архитектурные исследования в нищенствующем городе. монастыри.
Однако наличие одного нефа не обязательно связано с этим желанием, но может быть связано с другими соображениями, такими как наличие одного ранее существовавшего нефа. И наоборот, огромный неф якобинцев Тулузы разделен рядом колонн, но, тем не менее, представляет собой единое целое. Там прививка единственной апсиды многоугольного плана к церкви с двумя сосудами породила звездный свод, сложная организация которого предвосхитила более чем столетнюю яркую готику . Традиция называет этот шедевр «пальмой», потому что из гладкого стержня колонны, словно пальмы, бьют жилы. [2]
Еще одна жемчужина южно-французской готики, собор Альби, на строительство которого ушло два столетия, с 1282 по 1480 год, но он должен был быть завершен к 1390 году. Его необычные размеры для южно-французского готического здания (внутренняя длина: 100 метров, внутренняя ширина: 30 метров, высота сводов: 30 метров) и чуть более позднее завершение делают его уникальным в своем семействе. В отличие от партии, разработанной для якобинцев и в остальном регионе, мастер Альби предпочитал усиливать общее единство конструкции, сводя к минимуму разрывы плана, уменьшая горизонтальное членение объема и смягчая ритм. корабельные бухты. Архитектор Альби умел разместить контрфорсы внутри стены, придав им цилиндрическую форму снаружи. [2]
- Церковь Сен-Поль, Фронтиньян
- Пальма церкви якобинцев высотой 28 метров (Тулуза, 1292 г.)
Колокольня
[ редактировать ]Колокольни могут быть всех типов, но выделяются две формы: «Тулузская» колокольня и пристенная звонница.
Восьмиугольная колокольня «Тулуза»
[ редактировать ]В регионе Тулузы типичная колокольня появилась в романский период с восьмиугольным планом этажа и постепенно уменьшающимися в размерах этажами. При переходе к готике изменилась лишь форма бухт. Колокольни обычно увенчиваются шпилями, но некоторые из них отсутствуют либо потому, что они были разрушены, либо потому, что строительство было прервано. Первым и типичным примером является колокольня Сен-Сернен в Тулузе , усиленная в готический период митровыми арками, пришедшими на смену примерно 1270 году романским арочным окнам, но есть также стрельчатые ниши.
- Церковь якобинцев , Тулуза
- Церковь Кордельеров, Тулуза
- Церковь Сен-Феликс, Сен-Феликс-Лораге, построенная из камня.
- Церковь Сен-Пьер, Бланьяк
- Церковь Сен-Жак, Монтобан
- Церковь Нотр-Дам-де-л'Ассомпсион, Бомон-де-Ломань
- Церковь Сен-Виктор, Монтескье-Вольвестр, с редким образцом 16-гранной колокольни.
Настенная звонница
[ редактировать ]Другая форма колокольни, более распространенная в небольших зданиях, - это настенная звонница, также часто характеризующаяся угловыми арками и часто напоминающая укрепления с такими элементами, как зубцы и машины. И здесь первой моделью стала церковь в Тулузе : Нотр-Дам-дю-Тор .
- Церковь Нотр-Дам-дю-Тор , Тулуза
- Церковь Сен-Поль, Отерив
- Церковь Нотр-Дам-де-л'Ассомпсион, Вильфранш-де-Лораге
- Церковь Сен-Андре, Монжискар
- Церковь Святой Евтропы, Миремон
- Церковь Сент-Мари-Мадлен, Пибрак
Элементы укрепления
[ редактировать ]Оборонительные элементы, такие как зубцы , машины , дорожки и сторожевые башни , часто встречаются в церквях южной готики. В большинстве случаев, за исключением случаев, когда церковь включена в защитную систему, эти элементы играют лишь декоративную и особенно символическую роль, стремясь утвердить власть Церкви. В церкви Нотр-Дам-де-Симорр архитектор и защитник природы XIX века Эжен Виолле-ле-Дюк добавил зубцы и сторожевые башни на вершину контрфорсов.
- Machicolations, бывшая церковь Августинов , Тулуза
- Машинолат, церковь Сен-Ален, Лавор
- Зубцы и сторожевые башни церкви Нотр-Дам, Симорра
- Церковь Святого Николая , Тулуза
Светские здания
[ редактировать ]Термин «южно-французская готика» применяется в основном к культовым зданиям, церквям и соборам. Однако те же архитектурные принципы сдержанности конструкции, отсутствия или ограничения резного декора, массивности внешнего вида и оборонительных элементов можно встретить и в постройках иного назначения. Примеры в Тулузе включают особняки и колледж Сен-Раймон ; в Альби, дворец Берби и т. д.
Галерея
[ редактировать ]- Церковь Сен-Жермен, Алайрак
- Церковь Сен-Андре, Монтаньяк ( Эро )
- Клуатр якобинского монастыря ( Тулуза )
- Нотр-Дам-дю-Тор (слева) и церковь якобинцев в Тулузе.
- Колокольни ND du Taur (справа, вид с края) и Сен-Сернен (в центре), модели колоколен южно-французской готики.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ фр: Собор Святой Сесиль, стр. 6.
- ^ Перейти обратно: а б «Епископальный город Альби» .
Общая библиография
[ редактировать ]- Коллектив, Cahiers de Fanjeaux , № 9, Рождение и расцвет южной готики в 13 веке , Тулуза, 1974.
- Марсель Дюрлиа, «Южная готическая архитектура в 13 веке», École antik Nîmes , Ежегодный бюллетень, Новая серия, № 8–9, Ним, 1973–1974, стр. 63-132.
- Иветт Карбонелл-Ламот, «Южная готика? Миди , № 2 , 1987, с. 53-58.
Специализированные книги
[ редактировать ]- Жан-Луи Биже и Анри Прадалье, «Цистерцианское искусство в Юг-Тулузене», Cahiers de Fanjeaux , № 21, Тулуза, 1986, с. 313-370.
- Собор Святой Сесиль, 1998 г., ISBN 290947805X
- Анри Прадалье, «Средневековое искусство в Юг-Тулузене», Археологический конгресс Франции. Памятники в Тулузене и Комменже (1996 г.) , 154-я сессия, Французское археологическое общество, Париж, 2002 г., с. 11-17.
- Анри Прадалье, «Отношения между гражданской и религиозной архитектурой Лангедока и Авиньона при понтификатах Иоанна XXII и Бенедикта XII», Cahiers de Fanjeaux , 1991, стр. 385-403.
- Морис Прин, «Якобинцы», Археологический конгресс Франции. Памятники в Тулузене и Комменже (1996 г.) , 154-я сессия, Французское археологическое общество, Париж, 2002 г., с. 177-187.
- Морис Прин и Жан Дьезеид « Якобинцы Тулузы». Обзор и описание , изд. Друзья архивов Верхней Гаронны, Тулуза, 2007 г.