Чешская архитектура барокко
Архитектура чешского барокко относится к архитектурному периоду 17 и 18 веков в Богемии , Моравии и Силезии , которые входили в состав Чешской короны и сегодня составляют Чешскую Республику .
Стиль барокко также изменил характер чешской деревни (церкви и часовни в чешской деревне в основном построены в стиле барокко). [1] Чешская архитектура в стиле барокко считается уникальной частью европейского культурного наследия благодаря своей обширности и необычности. В 1-й трети 18 в. чешские земли (особенно Чехия) были одним из ведущих художественных центров стиля барокко. В Богемии весьма оригинально завершилось развитие стиля радикального барокко, созданного в Италии Франческо Борромини и Гуарино Гуарини . Ведущими архитекторами чешского стиля высокого барокко (также называемого радикальным барокко Богемии) были Кристоф Динценхофер , Килиан Игнац Динценхофер и Ян Блажей Сантини-Айхель . [2]
Распространение архитектуры барокко в Чешской короне сопровождалось победой католической церкви во время Тридцатилетней войны , когда католическая церковь стала единственной легальной церковью в Королевстве Богемии (с 1627 г.) и маркграфстве Моравии (с 1628 г.). ). Расцвет стиля барокко на чешских землях приходится на начало 18 века.
Многие из архитекторов эпохи барокко, работавших, живших и часто умерших на чешских землях, были выходцами из разных стран или имели иностранное происхождение, в основном итальянское, некоторые были также выходцами из Баварии , Австрии или Франции .
От позднего Возрождения и маньеризма к раннему барокко
[ редактировать ]Стиль барокко проник в Богемию в первой половине 17 века. Прага была одним из главных центров искусства маньеризма (стиля позднего ренессанса, предвещавшего раннее барокко) при Рудольфе II (1576–1611). В конце его правления и во время правления его брата Матиаса (1611–1619) в Праге было построено несколько зданий позднего ренессанса или маньеризма с элементами раннего барокко. Но отличить стиль маньеризма от стиля раннего барокко трудно, поскольку нет четкого разрыва, поэтому некоторые ученые считают эти здания ранним барокко, а другие считают их маньеристскими.
Среди этих переходных построек — итальянская капелла, освященная Успению Девы Марии , примыкающая к бывшему иезуитскому колледжу Клементинум, построенная в 1590-1600 годах для проживающих в Праге итальянцев по проекту итальянца О. Маскарино. Хотя это часовня позднего ренессанса или маньеризма, она очень важна для архитектуры чешского барокко из-за ее эллиптической формы, которая гораздо более типична для архитектуры барокко, чем для рационального стиля ренессанса. [3]
Ворота Матьяша , Пражского Града построенные до 1614 года, вероятно, Джованни Марией Филиппи, традиционно считаются первым сооружением в стиле барокко в Праге. [4]
Раннее барокко
[ редактировать ]Ясный стиль барокко пришел в Корону Богемии во время Тридцатилетней войны (1618–1648), когда он окончательно заменил стиль Возрождения . Стиль барокко, пришедший из католической Италии, пользовался решительной поддержкой богатой католической аристократии и католической церкви.
Архитекторами раннего барокко на чешских землях были иностранцы, преимущественно итальянцы.
Первый дворец в стиле барокко в Праге и, вероятно, первый в Центральной Европе. [5] был построен в 1621–1630 годах для чешского дворянина, генерала императорской армии в Тридцатилетней войне Альбрехта фон Валленштейна . Валленштейнский дворец (по-чешски: Valdštejnský palác ) был спроектирован и построен итальянскими архитекторами Джованни де Гальяно Пьерони и Андреа Спецца и вдохновлен новейшей итальянской архитектурой своего времени, но также можно увидеть влияние маньеризма.
Церковь Богоматери Победоносной на Малой Стране Праги считается первой церковью в стиле барокко в Праге. Он был построен, вероятно, Джованни Марией Филиппи в 1611–1613 годах для лютеран в стиле позднего ренессанса. В 1620-х годах церковь стала католической и была перестроена в стиле раннего барокко. Новый фасад в стиле барокко был завершен в 1644 году.
Очень важным архитектором стиля раннего барокко в Праге был Карло Лураго , приехавший из Италии и работавший на иезуитов. Он начал перестраивать Клементинум и старую ренессансную церковь Св. Сальватора в Старом городе , а для иезуитов построил церковь Св. Игнатия на Карловой площади в Новом городе и церковь в Бржезнице . Он построил замок Гумпрехт в 1666-1668 годах с интересным эллиптическим первым этажом. [6] Другим итальянским архитектором, поселившимся на чешских землях, был Франческо Каррати , спроектировавший Чернинский дворец в Праге.
В стиле раннего барокко была отреставрирована резиденция оломоуцких архиепископов в Кромержиже итальянско-швейцарским архитектором Филиберто Луккезе , а затем итальянцем Джованни Пьетро Тенкалла . Дворец кромержижского архиепископа внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО .
Жан Батист Мати был выдающимся французским архитектором, работавшим в Короне Богемии. Среди его работ — церковь Св. Франциска Серафима в Старом городе Праги и Тройский дворец , построенный недалеко от Праги для графов Штернбергов. Он также перестроил Архиепископский дворец в Праге. Его работы являются прообразом стиля высокого барокко на чешских землях.
- Парадный фасад церкви Святого Спасителя работы Карло Лураго , 1650–1660-е гг.
- Главный фасад Клементинума работы Карло Лураго, 1650–1660-е гг.
- Замок Гумпрехт работы Карло Лураго, 1666–1668 гг.
- Дворец кромержижского архиепископа работы Филиберто Луккезе, 1660-е гг.
- Чернинский дворец работы Франческо Каратти, 1660–1680-е гг.
- Дворец Троя работы Жана Батиста Мати , 1679–1685 гг.
- Церковь Святого Франциска Серафима в Старом городе Праги работы Жана Батиста Матея , 1679–1688 гг.
- Церковь Св. Маргариты в Яромержице-над-Рокитной , конец 17 века.
Высокое Барокко
[ редактировать ]Период высокого барокко на чешских землях начинается примерно с 1690 года и длится до середины XVIII века. Архитекторы того времени в основном родились в Богемии или Моравии, но часто имели иностранное происхождение. Наиболее значительными архитекторами этого периода были Кристоф Динценхофер , приехавший в Богемию из Баварии и живший в Праге, и его сын Килиан Игнац Динценхофер . Они известны своим стилем под названием «радикальное барокко», вдохновленным образцами северной Италии, особенно работами Гуарино Гуарини , и стремящимся выразить движение. Для него характерна кривизна стен и пересечение овальных пространств. Вместе отец и сын Динценгофер построили в 1702–1715 и 1737–1751 годах церковь Св. Николая в Малой Стране Праги, по своей архитектуре одну из самых важных церквей в стиле барокко в Европе .
Другими важными архитекторами высокого барокко в Короне Богемии были Джованни Баттиста Аллипранди , родившийся в Италии, работавший в основном на аристократию, Франтишек Максмилиан Канька и Ян Сантини Айхель . Значительными являются, прежде всего, паломнические церкви Сантиниса, церковь Имени Девы Марии (Крштины), паломническая церковь Святого Иоанна Непомуцкого в Ждяр-над-Сазавой и монастырская церковь в Райграде .
Одним из самых ценных светских зданий в стиле барокко в Праге является дворец Клам-Галлас, построенный в 1714-1718 годах известным австрийским архитектором Иоганном Бернхардом Фишером фон Эрлахом , который также спроектировал барочную перестройку замка Вранов-над-Дыи в Моравии и фонтан Парнас в Брно. .
В Праге также есть прекрасные дворцовые сады с высокими террасами в стиле барокко под Пражским Градом на Малой Стране в Праге: сад Ледебур, Малый и Большой сады Палфи, Коловрат и Малый сад Фюрстенберга. Еще одним важным террасным садом в районе Малой Страны является сад Вртба .
В 1714–1754 годах колонну Святой Троицы в Оломоуце жители построили Венцель Рендер и другие оломоуцкие . Он также внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
- Знаменитое пространство радикального барокко - Костёл имени Девы Марии (Крштины) , Моравия.
- Интерьер церкви Св. Николая на Малой Стране в Праге, 1750–1760-е гг.
- Церковь Св. Яна Непомуцкого в Новом городе Праги работы Килиана Игнаца Динценхофера , 1730-е гг.
- Передняя стена Лореты в Праге работы отца и сына Динценгоферов , 1666–1668 гг.
- Мнихово Градиште Замок работы Марко Антонио Каневалле , 1690–1720-е гг.
- Лестница дворца Клам-Галлас в Праге работы Иоганна Бернхарда Фишера фон Эрлаха , 1714–1718 гг.
- Фонтан Парнас в Брно работы Иоганна Бернхарда Фишера фон Эрлаха, 1693–1695.
- Замок Вранов-над-Дыйи с куполом работы Иоганна Бернхарда Фишера фон Эрлаха, начало 18 века.
Барокко Готика
[ редактировать ]Стиль барокко-готики – это уникальное направление чешского искусства высокого барокко, которое соединяет стиль богемного радикального барокко с элементами готики . Создателем и главным представителем этого стиля был богемский архитектор Ян Сантини Айхель .
Паломническая церковь Святого Иоанна Непомуцкого, построенная в этом стиле в 1720-х годах Яном Сантини Айхелем, внесена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
- Паломническая церковь Святого Яна Непомуцкого на Зеленой горе недалеко от Ждяра-над-Сазавой, построенная в 1720-х годах.
- Купол церкви в Кладрубах работы Яна Сантини Айхеля , 1712–1726 гг.
- Церковь в монастыре Желив работы Яна Сантини Айхеля , 1714–1721 гг.
- Церковь в Роуднице-над-Лабем работы Октавио Броджио .
- Деревянная барочная готическая обстановка церкви Св. Церковь Галла (церковь Св. Гавела) в Поржичи-над-Сазавой работы Лазаря Видемана , 1740-е гг.
Позднее барокко и рококо
[ редактировать ]Стиль позднего барокко был обычным явлением в Чешской короне во время правления королевы Марии Терезии (1740–1780). В это время возник стиль рококо , очень похожий на барокко, но отличающийся от него орнаментальным убранством. Во время ее правления неоклассический стиль , а после ее смерти заменил стиль барокко. на чешские земли пришел [7]
Примерами архитектуры позднего барокко (с элементами рококо) в Праге являются Архиепископский дворец или дворец Гольц-Кинских на Староместской площади . В стиле барочного классицизма Новый Королевский дворец Пражского Града был перестроен венским архитектором Николо Пакасси во второй половине XVIII века.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Семотанова, Ева (2007). Чехия: Исторический атлас Отто . Прага: Издательство Отто. стр. 192. ISBN 9788073605773 .
- ^ Коталик, Иржи (2002). Архитектура барокко (на чешском языке) (Десять веков архитектуры под ред.). Прага: Администрация Пражского Града и ДаДа. стр. 13. ISBN 80-86161-38-2 .
- ^ «Краловская цеста (Королевский маршрут в Праге)» . Архивировано из оригинала 24 августа 2020 г. Проверено 9 мая 2013 г.
- ^ Чотебор, Петр (2005). Пражский Град: Подробный путеводитель . Прага: Администрация Пражского Града. п. 28. ISBN 80-86161-61-7 .
- ^ Бажант, Ян - Бажантова, Нина (2011). Валленштейнский дворец в Праге . Прага: Фестина Ленте Пресс. стр. 15. ISBN 978-80-254-9201-7 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Летопись чешских земель . Прага: Фортуна Либри. 2012. стр. 346. ISBN. 978-80-7321-651-1 .
- ^ Блэк, Мари (2012). История изобразительного искусства . ИДЕЯ-СЕРВИС. стр. 106. ISBN 978-80-85970-74-6 .