Jump to content

Чешская архитектура барокко

Типичная церковь в стиле барокко в чешской деревне (Церковь Святого Николая, Частров ).

Архитектура чешского барокко относится к архитектурному периоду 17 и 18 веков в Богемии , Моравии и Силезии , которые входили в состав Чешской короны и сегодня составляют Чешскую Республику .

Стиль барокко также изменил характер чешской деревни (церкви и часовни в чешской деревне в основном построены в стиле барокко). [1] Чешская архитектура в стиле барокко считается уникальной частью европейского культурного наследия благодаря своей обширности и необычности. В 1-й трети 18 в. чешские земли (особенно Чехия) были одним из ведущих художественных центров стиля барокко. В Богемии весьма оригинально завершилось развитие стиля радикального барокко, созданного в Италии Франческо Борромини и Гуарино Гуарини . Ведущими архитекторами чешского стиля высокого барокко (также называемого радикальным барокко Богемии) были Кристоф Динценхофер , Килиан Игнац Динценхофер и Ян Блажей Сантини-Айхель . [2]

Распространение архитектуры барокко в Чешской короне сопровождалось победой католической церкви во время Тридцатилетней войны , когда католическая церковь стала единственной легальной церковью в Королевстве Богемии (с 1627 г.) и маркграфстве Моравии (с 1628 г.). ). Расцвет стиля барокко на чешских землях приходится на начало 18 века.

Многие из архитекторов эпохи барокко, работавших, живших и часто умерших на чешских землях, были выходцами из разных стран или имели иностранное происхождение, в основном итальянское, некоторые были также выходцами из Баварии , Австрии или Франции .

От позднего Возрождения и маньеризма к раннему барокко

[ редактировать ]
Ворота Матьяша в Пражском Граде , вероятно, первое сооружение в стиле барокко в Чехии.

Стиль барокко проник в Богемию в первой половине 17 века. Прага была одним из главных центров искусства маньеризма (стиля позднего ренессанса, предвещавшего раннее барокко) при Рудольфе II (1576–1611). В конце его правления и во время правления его брата Матиаса (1611–1619) в Праге было построено несколько зданий позднего ренессанса или маньеризма с элементами раннего барокко. Но отличить стиль маньеризма от стиля раннего барокко трудно, поскольку нет четкого разрыва, поэтому некоторые ученые считают эти здания ранним барокко, а другие считают их маньеристскими.

Среди этих переходных построек — итальянская капелла, освященная Успению Девы Марии , примыкающая к бывшему иезуитскому колледжу Клементинум, построенная в 1590-1600 годах для проживающих в Праге итальянцев по проекту итальянца О. Маскарино. Хотя это часовня позднего ренессанса или маньеризма, она очень важна для архитектуры чешского барокко из-за ее эллиптической формы, которая гораздо более типична для архитектуры барокко, чем для рационального стиля ренессанса. [3]

Ворота Матьяша , Пражского Града построенные до 1614 года, вероятно, Джованни Марией Филиппи, традиционно считаются первым сооружением в стиле барокко в Праге. [4]

Раннее барокко

[ редактировать ]
Валленштейнский дворец – первый дворец в стиле барокко в Центральной Европе.

Ясный стиль барокко пришел в Корону Богемии во время Тридцатилетней войны (1618–1648), когда он окончательно заменил стиль Возрождения . Стиль барокко, пришедший из католической Италии, пользовался решительной поддержкой богатой католической аристократии и католической церкви.

Архитекторами раннего барокко на чешских землях были иностранцы, преимущественно итальянцы.

Первый дворец в стиле барокко в Праге и, вероятно, первый в Центральной Европе. [5] был построен в 1621–1630 годах для чешского дворянина, генерала императорской армии в Тридцатилетней войне Альбрехта фон Валленштейна . Валленштейнский дворец (по-чешски: Valdštejnský palác ) был спроектирован и построен итальянскими архитекторами Джованни де Гальяно Пьерони и Андреа Спецца и вдохновлен новейшей итальянской архитектурой своего времени, но также можно увидеть влияние маньеризма.

Фасад церкви Богоматери Победоносной, завершенный в 1644 году.

Церковь Богоматери Победоносной на Малой Стране Праги считается первой церковью в стиле барокко в Праге. Он был построен, вероятно, Джованни Марией Филиппи в 1611–1613 годах для лютеран в стиле позднего ренессанса. В 1620-х годах церковь стала католической и была перестроена в стиле раннего барокко. Новый фасад в стиле барокко был завершен в 1644 году.

Очень важным архитектором стиля раннего барокко в Праге был Карло Лураго , приехавший из Италии и работавший на иезуитов. Он начал перестраивать Клементинум и старую ренессансную церковь Св. Сальватора в Старом городе , а для иезуитов построил церковь Св. Игнатия на Карловой площади в Новом городе и церковь в Бржезнице . Он построил замок Гумпрехт в 1666-1668 годах с интересным эллиптическим первым этажом. [6] Другим итальянским архитектором, поселившимся на чешских землях, был Франческо Каррати , спроектировавший Чернинский дворец в Праге.

В стиле раннего барокко была отреставрирована резиденция оломоуцких архиепископов в Кромержиже итальянско-швейцарским архитектором Филиберто Луккезе , а затем итальянцем Джованни Пьетро Тенкалла . Дворец кромержижского архиепископа внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО .

Жан Батист Мати был выдающимся французским архитектором, работавшим в Короне Богемии. Среди его работ — церковь Св. Франциска Серафима в Старом городе Праги и Тройский дворец , построенный недалеко от Праги для графов Штернбергов. Он также перестроил Архиепископский дворец в Праге. Его работы являются прообразом стиля высокого барокко на чешских землях.

Высокое Барокко

[ редактировать ]
Церковь Святого Николая в Праге, построенная в первой половине XVIII века в стиле радикального барокко.

Период высокого барокко на чешских землях начинается примерно с 1690 года и длится до середины XVIII века. Архитекторы того времени в основном родились в Богемии или Моравии, но часто имели иностранное происхождение. Наиболее значительными архитекторами этого периода были Кристоф Динценхофер , приехавший в Богемию из Баварии и живший в Праге, и его сын Килиан Игнац Динценхофер . Они известны своим стилем под названием «радикальное барокко», вдохновленным образцами северной Италии, особенно работами Гуарино Гуарини , и стремящимся выразить движение. Для него характерна кривизна стен и пересечение овальных пространств. Вместе отец и сын Динценгофер построили в 1702–1715 и 1737–1751 годах церковь Св. Николая в Малой Стране Праги, по своей архитектуре одну из самых важных церквей в стиле барокко в Европе .

Другими важными архитекторами высокого барокко в Короне Богемии были Джованни Баттиста Аллипранди , родившийся в Италии, работавший в основном на аристократию, Франтишек Максмилиан Канька и Ян Сантини Айхель . Значительными являются, прежде всего, паломнические церкви Сантиниса, церковь Имени Девы Марии (Крштины), паломническая церковь Святого Иоанна Непомуцкого в Ждяр-над-Сазавой и монастырская церковь [ cs ] в Райграде .

Одним из самых ценных светских зданий в стиле барокко в Праге является дворец Клам-Галлас, построенный в 1714-1718 годах известным австрийским архитектором Иоганном Бернхардом Фишером фон Эрлахом , который также спроектировал барочную перестройку замка Вранов-над-Дыи в Моравии и фонтан Парнас в Брно. .

В Праге также есть прекрасные дворцовые сады с высокими террасами в стиле барокко под Пражским Градом на Малой Стране в Праге: сад Ледебур, Малый и Большой сады Палфи, Коловрат и Малый сад Фюрстенберга. Еще одним важным террасным садом в районе Малой Страны является сад Вртба .

В 1714–1754 годах колонну Святой Троицы в Оломоуце жители построили Венцель Рендер и другие оломоуцкие . Он также внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Барокко Готика

[ редактировать ]

Стиль барокко-готики – это уникальное направление чешского искусства высокого барокко, которое соединяет стиль богемного радикального барокко с элементами готики . Создателем и главным представителем этого стиля был богемский архитектор Ян Сантини Айхель .

Паломническая церковь Святого Иоанна Непомуцкого, построенная в этом стиле в 1720-х годах Яном Сантини Айхелем, внесена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Позднее барокко и рококо

[ редактировать ]
Главный фасад Пражского Града работы Николо Пакасси и Архиепископский дворец слева.

Стиль позднего барокко был обычным явлением в Чешской короне во время правления королевы Марии Терезии (1740–1780). В это время возник стиль рококо , очень похожий на барокко, но отличающийся от него орнаментальным убранством. Во время ее правления неоклассический стиль , а после ее смерти заменил стиль барокко. на чешские земли пришел [7]

Примерами архитектуры позднего барокко (с элементами рококо) в Праге являются Архиепископский дворец или дворец Гольц-Кинских на Староместской площади . В стиле барочного классицизма Новый Королевский дворец Пражского Града был перестроен венским архитектором Николо Пакасси во второй половине XVIII века.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Семотанова, Ева (2007). Чехия: Исторический атлас Отто . Прага: Издательство Отто. стр. 192. ISBN  9788073605773 .
  2. ^ Коталик, Иржи (2002). Архитектура барокко (на чешском языке) (Десять веков архитектуры под ред.). Прага: Администрация Пражского Града и ДаДа. стр. 13. ISBN  80-86161-38-2 .
  3. ^ «Краловская цеста (Королевский маршрут в Праге)» . Архивировано из оригинала 24 августа 2020 г. Проверено 9 мая 2013 г.
  4. ^ Чотебор, Петр (2005). Пражский Град: Подробный путеводитель . Прага: Администрация Пражского Града. п. 28. ISBN  80-86161-61-7 .
  5. ^ Бажант, Ян - Бажантова, Нина (2011). Валленштейнский дворец в Праге . Прага: Фестина Ленте Пресс. стр. 15. ISBN  978-80-254-9201-7 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  6. ^ Летопись чешских земель . Прага: Фортуна Либри. 2012. стр. 346. ISBN.  978-80-7321-651-1 .
  7. ^ Блэк, Мари (2012). История изобразительного искусства . ИДЕЯ-СЕРВИС. стр. 106. ISBN  978-80-85970-74-6 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 65d36d7d01380d94431ebfd0cfe0e2a4__1719455580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/65/a4/65d36d7d01380d94431ebfd0cfe0e2a4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Czech Baroque architecture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)