Чешская архитектура эпохи Возрождения
Архитектура Чешского Возрождения относится к архитектурному периоду раннего Нового времени в Богемии , Моравии и Чешской Силезии , которые тогда включали Корону Богемии , а сегодня составляют Чешскую Республику . Стиль Ренессанс процветал на чешских землях с конца 15 века до первой половины 17 века. [1]
В Короне Богемии, как и в других частях Центральной Европы, стиль Ренессанса воспринимался медленнее, чем в Южной Европе, и его развитие задерживалось по сравнению с Италией. Частично это было вызвано ситуацией в королевстве после гуситских войн . Богемская Реформация не доверяла влияниям, исходившим из «папской» Италии, и скорее уважала традиционные ценности, выраженные в более старом готическом стиле . Поэтому первые образцы архитектуры эпохи Возрождения на чешских землях можно найти во владениях католической аристократии или католического короля. Стиль Ренессанс впервые появился в Чешском королевстве в 1490-х годах. Таким образом, Богемия (вместе с присоединенными к ней землями, особенно Моравией) вошла в число территорий Священной Римской империи с самыми ранними известными образцами архитектуры эпохи Возрождения. [2]
Земли Богемской короны никогда не были частью древней Римской империи , поэтому они упускали свое древнее классическое наследие и должны были зависеть от преимущественно итальянских моделей. Как и в других странах Центральной Европы, готика сохранила свои позиции, особенно в церковной архитектуре. Традиционная готическая архитектура считалась вневременной и поэтому способной выразить вечность Бога или подчеркнуть давнюю традицию места, где она использовалась. Архитектура эпохи Возрождения сосуществовала с готикой в Чехии и Моравии до конца 16 века (например, жилая часть дворца была построена в современном стиле Возрождения, а его часовня была спроектирована с элементами готики).
Фасады чешских зданий эпохи Возрождения часто украшались сграффито (фигурным или орнаментальным). Фигурное сграффито, а также рельефные украшения обычно черпали вдохновение из Библии или древней мифологии .
Светская архитектура
[ редактировать ]Ягеллонский период
[ редактировать ]Самыми ранними известными элементами архитектуры эпохи Возрождения на чешских землях являются порталы двух моравских аристократических резиденций в Моравской Тршебовой и Товачове . [1] Оба датируются 1492 годом. В это же время был перестроен Королевский дворец в Пражском Граде , в столице Чешского королевства при короле Владиславе II . Недавно построенный большой парадный зал, названный в честь короля ( Владиславский зал ), освещен рядом больших прямоугольных окон, которые являются самыми ранними архитектурными элементами эпохи Возрождения в Праге. Один из них датирован 1493 годом. Архитектором Владиславского зала был Бенедикт Рейт , который позже также построил Людовиковское крыло Королевского дворца (1503–1509), считающееся старейшим жилым зданием эпохи Возрождения в Богемии, хотя потолки были спроектированы в форма готических ребристых сводов.
Хотя готический стиль оставался ведущим стилем в Богемии при династии Ягеллонов (1471–1526), он начал все больше смешиваться с элементами Возрождения. Этот этап чешской архитектуры часто называют ягеллонской готикой , но его также можно рассматривать как раннюю фазу стиля ренессанса в Богемии.
-
Крыло Людовика в Пражском Граде 1503–1509 гг.
-
Портал в замке Моравска Тршебова 1492 г.
-
Портал церкви Св. Георгия в Пражском Граде, около 1510 г.
-
Дата 1493 год на самом раннем окне эпохи Возрождения в Богемии. Одно из окон Владиславского зала Пражского Града.
-
Портал в Товачов 1492 г. замке
Габсбургский период
[ редактировать ]Прямое влияние архитектуры итальянского Возрождения впервые проявилось после восшествия Фердинанда I Габсбурга на чешский престол. В 1538–1563 годах Фердинанд построил Королевский Летний дворец (также известный как Бельведер), расположенный в недавно созданном Королевском саду Пражского Града. Летний дворец с рельефными украшениями и аркадами в подвале, поддерживающими большой балкон, считается чистейшим образцом архитектуры итальянского Возрождения к северу от Альп, хотя прямого образца в Италии он не имеет. [1] [3] [4] При его правлении в 1555–1558 годах недалеко от Праги был построен еще один летний дворец ( Lustschloss ) для королевской семьи в форме звезды, так называемый Звездный летний дворец на Белой горе ( чеш . letohrádek Hvězda ), который, вероятно, был спроектирован сыном короля эрцгерцогом Фердинандом . Самыми значительными архитекторами эпохи Возрождения, работавшими при королевском и императорском дворе в Пражском Граде, были Паоло делла Стелла и Бонифак Вольмут , а также Джованни Мария Филиппи .
-
Королевский летний дворец в Королевском саду Пражского Града, построенный в 1538–1563 гг.
-
Деталь колонны Королевского Летнего дворца
-
Звезда - летний дом царской семьи, построенный в форме звезды в 1555–58 гг.
-
Аркады замка Опочно
Превращение средневековой Праги в город эпохи Возрождения было ускорено большим пожаром Малой Страны Праги , Градчан и Пражского Града в 1541 году. После пожара многие первоначально гражданские дома были перестроены в аристократические резиденции, например, Шварценбергский дворец, Мартиницкий дворец и дворец. господ Градца, все с богато украшенными сграффито фасадами.
В XVI веке образованная гуманистами знать перебралась из неуютных готических замков в вновь построенные просторные замки эпохи Возрождения с изящными аркадными двориками и геометрически устроенными садами с фонтанами и статуями. Упор был сделан на комфорт, появились постройки развлекательного назначения (например, залы для игр с мячом, беседки). [5] Наиболее значимые чешские замки эпохи Возрождения: Литомышль, Тельч, Чески-Крумлов, , Нелагозевес Кратохвиле , Йиндржихув Градец Опочно , Пардубице , Горшовский , , Тын Венатки Бехине , Фридлант , Вельке Лосины , П. Лоучницы, Костелец - -над-Йизерой , Бенешов-над - над-Черными лесами , Кацержов , Моравска Тршебова и Бучовице .
Городской архитектурой эпохи Возрождения славятся следующие города: Чески-Крумлов , Тельч , Нове-Место-над-Метуйи , Пардубице , Йиндржихув Градец , Славонице , Хрудим и Прахатице . [1] Многие ратуши были построены в стиле ренессанс, например, в Литомержице , Нимбурке , Простееве , Волыне , Стршибро , Пльзене , Градчанах и Малой Стране в Праге .
В 16 веке итальянские архитекторы, строители, каменщики и художники в целом стали очень популярны в Чешской Короне. Очень значимыми были Ульрико Аосталли и Бальдассаре Магги, работавшие в Богемии.
Во времена правления императора Священной Римской империи и чешского короля Рудольфа II город Прага стал одним из важнейших европейских центров искусства позднего Возрождения (так называемого маньеризма ). Итальянский архитектор Джованни Мария Филиппи Новый Королевский дворец в Пражском Граде перестроил и расширил для императора . К сожалению, сохранились лишь некоторые его части ( Ворота Матьяша , Испанский зал ). Рудольф также построил церковь Св. Роха в Градчанах недалеко от Страговского монастыря . Очень важным зданием позднего Возрождения этого периода является итальянская часовня Клементинум в Старом городе Праги.
-
Ратуша в Стршибро (Мис)
-
Ряд домов эпохи Возрождения в Новом Место над Метуей
-
Фасад сграффито в Славонице с датой 1545 г.
-
Дома в Славонице
-
Ратуша в Пльзене
Сакральная архитектура
[ редактировать ]В эпоху Возрождения положение церковных учреждений в Чехии было очень слабым в результате Богемской Реформации. Во время гуситских войн (1419–1434 гг.) многие монастыри были разрушены или утрачены. Архиепископство Праги стало вакантным до 1561 года, а епископство Литомышль прекратило свое существование. Их имущество было секуляризовано. До 17 века церковные учреждения Чехии не имели достаточных средств для финансирования строительства новых религиозных построек. Таким образом, сакральная архитектура эпохи Возрождения встречается реже, чем сакральная архитектура готики или барокко в Короне Богемии. архитектура эпохи Возрождения Монастырская является исключительным явлением в Чехии и Моравии. Церкви, недавно построенные в 16 веке, в основном спонсировались дворянскими семьями, муниципалитетами и королевским двором.
Церкви чешского Возрождения обычно были вдохновлены готической сакральной архитектурой. В 16 веке готические формы стали выражением священности. Церкви эпохи Возрождения часто сочетают в себе архитектуру эпохи Возрождения с некоторыми готическими элементами, такими как ребристые своды или каменные узоры на окнах.
В церкви Святой Троицы в Опочно ренессансные коринфские колонны поддерживают готический ребристый свод, построенный в 1567 году. Лютеранская ренессансная церковь Христа Спасителя в Старом городе Праги, построенная в 1610-х годах, имеет традиционный план и использует каменные узоры в окнах. которые в остальном не похожи на готические окна. Католическая церковь Святого Роха была построена в 1602–1612 годах по необычному сложному плану.
В эпоху Возрождения было завершено строительство нескольких готических церквей. Церкви Снежной Богоматери и Успения Марии и Св. Карла Великого в Новом городе Праги получили свои нынешние потолки в виде готических ребристых сводов.
Швейцарско-итальянский архитектор церкви Святых Петра и Павла в Воленице Томассо Росси ди Мендрицио находился под влиянием местной богемной культуры и спроектировал новый свод церкви, вдохновленный ребристыми сводами поздней готики. Другими замечательными чешскими церквями эпохи Возрождения являются костел Святых Петра и Павла в Краловице, костел св. Мартина в Меротине, костел св. Михаила в Бранне , костел св. Иоанна Крестителя в Велке-Лосинах , костел св. Вацлава в Руднике и костелы Единства Братьев в Млада-Болеславе и Липнике-над-Бечвой . Часовня Св. Иоанна Крестителя в Архиепископском дворце в Праге является прекрасно сохранившейся жемчужиной сакральных интерьеров эпохи Возрождения в Чехии. Еще одна ценная часовня эпохи Возрождения – часовня Св. Станислава в соборе Св. Вацлава в Оломоуце .
-
Церковь Богемских братьев в Млада Болеславе
-
Церковь Святого Роха в Праге
-
Интерьер Высокой синагоги в Праге
-
Костел Святых Петра и Павла в Краловице
-
Итальянская часовня в Клементинуме 1590-х годов.
В 16 веке три новые синагоги в Праге были построены . Самые старые части синагоги Пинкаса содержат элементы поздней готики (ребристый свод, узор). Синагога Майзель утратила свой ренессансный облик, но Высокая синагога сохранилась очень хорошо. За очень простым фасадом с тремя окнами скрывается очень ценный интерьер эпохи Возрождения.
Итальянская капелла, освященная Успению Богородицы , примыкающая к бывшему иезуитскому коллегиаму Клементинум, построенная в 1590–1600 годах для проживающих в Праге итальянцев по проекту итальянского архитектора О. Маскарино, имеет большое значение для развития сакральной архитектуры в Чехии, поскольку она является одним из первых чешских религиозных зданий, в котором не используются элементы готики. Он имеет эллиптический план, поэтому его даже иногда считают одной из самых ранних архитектурных форм барокко в Чехии .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Блэк, Мари (2012). История изобразительного искусства . Прага: Сервис идей. стр. 91–93. ISBN 978-80-85970-74-6 .
- ^ Хэмлин, Альфред Д. (2010). История архитектуры . Бремен: Зальцвассер Верлаг. стр. 338. ИСБН 9783861952503 .
- ^ Прага: Путеводитель по городу (1-е изд.). Прага: Картография. 2000. с. 40. ИСБН 80-7011-597-1 .
- ^ «История чешской архитектуры» . eu2009.cz . Председательство Чехии в Евросоюзе. Архивировано из оригинала 15 октября 2015 года . Проверено 19 августа 2015 г.
- ^ «История архитектуры» . www.czech.cz . Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 года . Проверено 18 августа 2015 г.