Чешская готическая архитектура

Чешская готическая архитектура относится к архитектурному периоду преимущественно позднего средневековья на территории современной Чешской Республики (бывшая Корона Богемии , в основном состоящая из Королевства Богемии и Маркграфства Моравии ).
Готический стиль впервые появился на чешских землях в первой половине 13 века и был там распространен до начала 16 века. Фазы развития готической архитектуры на чешских землях часто называют по имени правящей чешской династии соответствующего времени:
- Ранняя готика - Пржемысловская готика (13 - начало 14 веков).
- Высокая готика - Люксембургская готика (14 - начало 15 веков).
- Поздняя готика – Ягеллонская готика (около 1471–1526 гг.). [2]
Наиболее значительными готическим архитекторами, работавшими на чешских землях (особенно в Богемии), были Петер Парлер и Бенедикт Рейт .
Ранняя готика
[ редактировать ]

Готический стиль проник на чешские земли в первой половине XIII века – во времена расцвета романского стиля в Чехии и высокой готики во Франции. [2] В 13 веке Королевство Богемия стало стабильной страной, и рост политического и экономического значения Богемии отразился также и в искусстве. До этого времени культурное развитие чешских земель явно задерживалось по сравнению с Западной Европой. В 13 веке было основано множество монастырей, женских монастырей, городов, поселков и деревень. Это было время колонизации еще необитаемых территорий королевства. Чешская знать приняла культуру рыцарей , поэтому слушала немецких миннезингеров , участвовала в турнирах , получила их герб и строила замки каменные . Благодаря недавно обнаруженным серебряным рудникам королевство становилось богаче (например, Йиглава , Стршибро или Кутна Гора ). [3]
В 1240-х годах были построены последние чисто романские церкви (например, в Винце , Потворове , Тисмице или Кондраце ). В 1230-х годах первые здания ранней готики были построены в «переходном» стиле, завезенном в Чехию и Моравию орденом цистерцианцев . Их постройки не отличались особой роскошью, и они часто использовали мотивы листьев и ягод, особенно на капителях . [3] Цистерцианцы были крупнейшими строителями архитектуры ранней готики на чешских землях. [2]

Церковь аббатства Тепла ( премонстраты ), освященная в 1232 году. [4] – одна из старейших готических церквей Чехии. Другим важным зданием ранней готики является монастырь Осек (цистерцианцы) в Богемии с уникальным залом капитула . Первым готическим зданием в Моравии был монастырь цистерцианских монахинь Порта Коэли в Пржедклаштержи-у-Тишнова недалеко от Брно, основанный Констанцией Венгерской , королевой Богемии , в 1233 году и сконцентрированный в 1239 году. [5] Здесь сохранились старейшие узоры окон-розеток на чешских землях, а очень причудливый портал, построенный в стиле французских соборов, был единственным в Центральной Европе того времени. [3]
Базилика Святого Прокопия в Тршебиче считается самым причудливым произведением европейской архитектуры второй трети XIII века. Архитектура бывшей церкви бенедиктинского аббатства в Тршебиче представляет собой уникальную смесь романского и готического стилей. [2] Он не был построен в «переходном» романско-готическом стиле, но строители использовали элементы обоих стилей в их зрелых формах и таким образом создали здание, которое одновременно является чисто романским и готическим. [3] Поэтому он занесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО . [6]
Самым старым готическим зданием Праги является монастырь Святой Агнессы, основанный в 1231 году чешской принцессой Агнесс Богемской (позже канонизированной). Это был первый женский монастырь бедных кларочек за пределами Италии. Первая церковь этого монастыря (церковь Св. Франциска) была построена в 1234 году и считается старейшей сводчатой церковью нищенствующего ордена к северу от Альп. Церковь Христа Спасителя, построенная в 1261–1265 годах как королевский мавзолей династии Пршемысловичей королём Богемии Оттокаром II, находилась под прямым влиянием французской готической архитектуры . [3]

В недавно основанном богатом шахтерском городе Йиглаве в 1240-х годах были построены три раннеготические церкви ( приходская , миноритская и доминиканская ), которые также относятся к старейшим сохранившимся готическим церквям на чешских землях. [7]
После 1260-х годов влияние цистерцианского стиля уменьшилось, и чешская архитектура была вдохновлена французской архитектурой высокой готики. королем В южной Чехии работали королевские строители, нанятые чешским Оттокаром II . В королевском городе Писек построено несколько важных зданий (Королевский замок, Писекский каменный мост , приходская церковь). Они также построили замок Звиков с центральным двором, окруженным двухуровневыми аркадами, вдохновленными монастырем — типичным элементом монастырской архитектуры . Часовня замка была завершена в 1270 году. [7]
Другими важными замками являются королевский замок Бездез (с его красивой часовней) и замок Кршивоклат , епископский замок Горшовский Тын (его часовня сохранилась, другие части позже были перестроены). В Моравии есть замок Шпильберк в Брно , замок Вевержи , Бухлов , Гуквальды и другие. [7]
Староновая синагога в еврейском квартале Старого города Праги была построена около 1270 года каменщиками королевской мастерской, которые также построили монастырь Святой Агнессы. Эта двухнефная синагога — одна из старейших сохранившихся в Европе и старейшая из действующих до сих пор в Европе. [8]
По стилю Староновая синагога напоминает цистерцианские монастыри Злата Коруна (основана в 1263 году) и Вышши-Брод (основана в 1259 году). В Вышшем Броде сохранился очень ценный зал раннеготического капитула 1285 года. Эти монастыри затем были завершены в стиле высокой готики. [9]
- Монастырь Святой Агнессы Богемской в Праге, 1230–1270-е гг.
- Интерьер базилики Св. Прокопия в Тршебиче 1240-1250-х гг.
- Монастырь Осек , до 1240 г.
- Староновая синагога в Праге, после 1270 г.
- Замок Звиков в Чехии , до 1270 г.
- Мост из песчаника , 1263–1265 гг. [10]
- Часовня в замке Бездез , до 1283 г.
- Зал капитула Вышшибродского монастыря , 1285 г.
Высокая готика
[ редактировать ]Поздняя пржемысловская готика.
[ редактировать ]
Период высокой готики в чешских землях начался во времена правления короля Вацлава II в 1290-х годах. В это время изменился готический стиль на чешских землях. Новые здания стали очень сильно подчеркивать вертикальность и свет.
В цистерцианском аббатстве Седлец близ Кутной Горы около 1300 года был построен первый в чешских землях костел в стиле французских готических соборов . Его называют костелом Успения Богородицы и святого Иоанна Крестителя , и хотя он был перестроен в XVIII века в стиле барокко-готики его пресвитерий, главный неф и трансепт не потеряли своего первоначального вида. Считается одним из первых зданий высокой готики в Чехии. [9] и он также был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. [11]
Очень похожая церковь построена в другом цистерцианском монастыре в Збраславе . В свое время это была самая большая церковь в Чехии – ее длина составляла 104 метра. [12] Збраславский собор был разрушен во время гуситских войн .
Люксембургская готика
[ редактировать ]
Первый король новой люксембургской династии Иоанн Люксембургский не был великим зачинателем новых построек. Вероятно, он перестроил Дом каменного колокола на Староместской площади в Праге после 1310 года. В это время дом был украшен великими статуями и картинами и, вероятно, использовался в качестве королевской резиденции вместо Пражского Града , который стал непригодным для проживания после пожара 1303 года. . [9]
Епископ Пражский Ян IV. z Дражич поддержал новую архитектуру вместо короля, который часто отсутствовал в стране. Он основал новую мастерскую в своем городе Роуднице-над-Лабем , куда пригласил строителей из Южной Франции. Он начал строительство нового моста в Роуднице через реку Эльбу ( чеш . Labe ). Он также пригласил на один год архитектора моста Вильгельма Авиньонского, который обучил местных каменщиков, чтобы они могли завершить строительство моста самостоятельно. Епископ также основал новый монастырь с костелом в Роуднице и новые замки в Литовице и Дражице . Он также основал новую монументальную церковь Святого Джайлса ( чеш . Kostel sv. Jiljí ) в Старом городе Праги. [9] и восстановил резиденцию епископа в Малой Стране Праги (была разрушена во время гуситских войн). [13]
Правление Карла IV и Вацлава IV.
[ редактировать ]Расцвет искусства высокой готики в чешских землях наступил при сыне Иоанна Карле IV . Этот молодой чешский принц приехал в Чехию в 1333 году из Франции, где он воспитывался при французском королевском дворе. Затем он стал первым королем Богемии, императором Священной Римской империи , и Прага стала императорской резиденцией. Правление императора Карла IV и его сына короля Вацлава IV — один из немногих периодов чешского искусства, когда оно находилось на сопоставимом уровне с европейским развитием и даже стало ведущей силой в развитии европейского искусства. [14]

Карл IV был очень важным сторонником искусства. Он основал множество новых зданий, например, самое важное здание высокой готики в Чешской Республике – собор Святого Вита в Пражском Граде , который был основан им, его отцом королем Иоанном и пражским архиепископом Арноштом Пардубицким в 1344 году. Первым архитектором был француз Матиас Аррасский , спроектировавший церковь в стиле французской готики . После его смерти Петр Парлер архитектором собора стал (приехавший из Германии) и изменил прежние планы. Питер Парлер построил сетчатый свод в главном нефе, один из первых сетчатых сводов в континентальной Европе. [14] Этот сетчатый свод затем вдохновил своды во многих центральноевропейских церквях (например, в Милевско , Чески-Крумлове или Нысе в Польше). Одним из самых ценных помещений собора является часовня Св. Вацлава, напоминающая часовню Святого Креста в замке Карлштейн в центральной Чехии. Строительство собора было прервано гуситскими войнами и было завершено впервые в начале 20 века. [15] Карл IV также приказал восстановить Старый Королевский дворец в Пражском Граде , его сын Вацлав IV затем продолжил восстановление после смерти Карла.
Еще одним важным сооружением пражской высокой готики является Карлов мост со Староместской мостовой башней, построенный Петром Парлером и являющийся одним из самых больших и красивых готических ворот в Европе. [14] [16]
Петр Парлер также спроектировал новый пресвитерий церкви Св. Варфоломея в Колине ( чеш . Kostel sv. Bartoloměje ). Работы Петра Парлера позже стали большим источником вдохновения для центральноевропейских архитекторов поздней готики. [17]
Самым важным чешским замком высокой готики является замок Карлштейн, построенный в 1348–1357 годах (и украшенный до 1367 года), где можно увидеть уникальную часовню Святого Креста, которая должна была выглядеть как Небесный Иерусалим и в которой хранились самые драгоценные святые мощи и драгоценности Королевства Богемия и Священной Римской империи хранились (например, Императорская корона Священной Римской империи ). Его стены украшены драгоценными камнями и 130 изображениями святых, написанными Теодорихом Пражским , а золотой потолок напоминает небо со звездами, солнцем и луной. [17]
Во время правления Вацлава IV готический стиль немного изменился в так называемую международную готику , для которой характерна замена монументальности элегантностью (поэтому он также известен как «Красивый стиль» ). Типичными для интернациональной готической архитектуры, особенно в Центральной Европе, были зальные церкви . Зальные церкви обычно также имели тонкие высокие колонны, поддерживающие свод. Типичными примерами интернациональной готической архитектуры в Королевстве Богемия являются южночешские церкви Св. Джайлса в Тршебони ( чеш . Kostel sv. Jiljí ) и Св. Вита в Собеславе ( чеш . Kostel sv. Víta ). Сам король приказал перестроить Итальянский двор в Кутной Горе и построить замок Точник . [17] Другой важной церковью была церковь Св. Вита в Чески-Крумлове, построенная после 1407 года как зальная церковь с сетчатым сводом в главном нефе.
- Барочный рисунок разрушенного собора Збраславского монастыря, ок. 1300
- Церковь Вышшибродского монастыря , ок. 1300 г.
- Церковь Успения Богородицы в Брно , после 1323 года.
- Церковь в Роуднице-над-Лабем, основанная в 1333 году пражским епископом Яном IV. из Дражице
- Замок Карлштейн , Богемия , 1348–1357 гг.
- Каменный колокольный дом в Старом городе Праги , после 1310 года.
- Карлов мост в Праге после 1357 года.
- Церковь Св. Варфоломея в Колине с высоким пресвитерием, 1360–1378 гг.
- Замок Кашперк , юго-западная Чехия, после 1356 г. [18]
- Интерьер церкви Святого Вита в Чески-Крумлове, после 1407 г.
Поздняя готика
[ редактировать ]Расцвет архитектуры высокой готики в Чешской короне был остановлен началом гуситских войн в 1419 году. Многие церкви, монастыри и замки были сожжены, а многие новые здания остались незавершенными строителями, например, собор Святого Вита в Пражский Град. Удивительная система укреплений гуситского города Табор , пожалуй, единственное ценное архитектурное произведение того времени. Во время войн и многих лет после них не хватало денег на строительство каких-либо драгоценных зданий. Единственными важными памятниками того времени в Праге являются церковь Богоматери перед Тыном в Старом городе Праги (использовавшаяся как главная гуситская церковь в Чехии), строительство которой продолжалось и после войн. [17] и более высокая башня ворот Карлова моста в Малой Стране Праги , построенная на средства короля Георга после 1464 года. [19]
Ягеллонская готика
[ редактировать ]Плохое положение чешского искусства, вызванное войнами и политической нестабильностью, улучшилось после 1471 года, когда польский принц-католик Владислав Ягеллон (внук чешской принцессы Елизаветы Люксембургской, внучки Карла IV) стал новым королем Богемии, и особенно после 1485 года, когда появилась свобода вероисповедания. был принят (для католиков и гуситов), и таким образом религиозные войны наконец закончились. [20]

В то время как стиль Возрождения процветал в Италии, а Западная Европа и Венгрия находились под его влиянием, чешское искусство в своем стиле возвращалось к наследию старых готических мастеров. Богемия была не единственной страной, которая очень рано не приняла искусство Возрождения и пыталась развить старый готический стиль в новых формах – так было также в Австрии , Баварии, Саксонии. [20] или Англия (см. архитектуру Тюдоров ). Хотя они все еще использовали готический стиль, постепенно начали смешивать его с некоторыми элементами Возрождения.
Самым выдающимся архитектором чешской поздней готики был Бенедикт Рейт, работавший на короля Владислава. Он перестроил Пражский Град в стиле поздней готики, а также использовал некоторые элементы раннего Возрождения . Шедевром Рейта является Владиславский зал в Старом Королевском дворце Пражского Града, строительство которого было завершено в 1502 году и которое в свое время было крупнейшим светским сводчатым помещением (без внутренних опорных колонн), по крайней мере, в Центральной Европе. [21] [22]
Бенедикт Рейт завершил церковь Св. Варвары в Кутной Горе в стиле поздней готики, используя свод, очень похожий на свод Владиславского зала. Эта церковь имеет типичную шатровую крышу поздней готики.
Вместе с Гансом Шписсом Бенедикт Рейт после 1490 года построил Королевскую ораторию в соборе Св. Вита в Пражском Граде. Интересный свод этой оратории имеет натуралистически выполненные сухие срезанные ветви, перевязанные прочными веревками наверху арок вместо обычных ребер. [23] Ганс Шписс, приехавший из Франкфурта-на-Майне, также перестроил королевский замок Кршивоклат в центральной Чехии. [24]
Другим важным архитектором поздней готики был Матей Рейсек чешского происхождения. Он построил Пороховые ворота в Праге в 1475–1484 гг. [25] который был вдохновлен Мостовой башней Старого города.
В Брно работал австрийский архитектор Антон Пильграм , который спроектировал очень интересный портал Старой ратуши. [24]
- Конная лестница Пражского Града, около 1500 г.
- Владиславский зал в Пражском Граде работы Бенедикта Рейта, около 1500 г.
- Свод церкви Святого Иакова в Прахатицах , 1505–1513 гг.
- Портал Старой ратуши в Брно работы Антона Пильграма , 1510–1511 гг.
- Хранилище в доме в Славонице
- Королевская оратория в соборе Святого Вита в Праге, построенная Бенедиктом Рейтом и Гансом Шписсом, около 1500 г.
- Свод церкви Петра и Павла в Мельнике работы Ганса Шписса, 1490-е гг.
- Пороховая башня в Праге, Матей Рейсек , 1475–1484 гг.
- Башня церкви Богоматери перед Тыном в Праге с оригинальной крышей, до 1511 г.
- Замок Пернштейн , Моравия , рубеж 15-16 веков.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кутан, Иржи – Ройт, Ян (2011). Собор Св. Вит, Вацлав и Войтех (на чешском языке). Прага: Издательство Lidové noviny. стр. 577–579. ISBN 978-80-7422-090-6 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д Блэк, Мари (2012). История изобразительного искусства (на чешском языке). ИДЕЯ-СЕРВИС. стр. 63. ISBN 978-80-85970-74-6 .
- ^ Jump up to: а б с д и Блэк, Мари (2005). Готическая архитектура (на чешском языке). Прага: ИДЕЯ СЕРВИС. стр. 57–58. ISBN 80-85970-46-5 .
- ^ «История» . Монастырь Тепла (на чешском языке). Архивировано из оригинала 1 июля 2007 года . Проверено 10 июля 2013 г.
- ^ «История» . Порта Коэли (на чешском языке) . Проверено 10 июля 2013 г.
- ^ «Тршебич Объект ЮНЕСКО» . ЮНЕСКО Чехия . Проверено 25 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Блэк, Мари (2005). Готическая архитектура (на чешском языке). Прага: ИДЕЯ СЕРВИС. стр. 59. ISBN 80-85970-46-5 .
- ^ «Староновая синагога» . Синагога.cz . Архивировано из оригинала 20 июня 2013 года . Проверено 10 июля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д Блэк, Мари (2005). Готическая архитектура (на чешском языке). Прага: ИДЕЯ СЕРВИС. стр. 60–61. ISBN 80-85970-46-5 .
- ^ Летопись чешских земель (на чешском языке) (4-е изд.). Прага: Фортуна Либри. 2012. стр. 115. ISBN. 978-80-7321-651-1 .
- ^ «Кутна Гора: исторический центр города с церковью Святой Варвары и собором Богоматери в Седлеце» . ЮНЕСКО . Проверено 12 июля 2013 г.
- ^ Либал, Доброслав (1994). Цистерцианская архитектура в чешских землях (на чешском языке). Прага: Единорог. стр. 36. ISBN 80-901587-1-4 .
- ^ «Епископский суд» . Hrady.cz (на чешском языке) . Проверено 10 июля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Блэк, Мари (2012). История изобразительного искусства (на чешском языке). ИДЕЯ-СЕРВИС. стр. 64. ISBN 978-80-85970-74-6 .
- ^ Блэк, Мари (2005). Готическая архитектура (на чешском языке). Прага: ИДЕЯ СЕРВИС. стр. 64–65. ISBN 80-85970-46-5 .
- ^ «Староместская мостовая башня» . Краловская цеста . Архивировано из оригинала 21 декабря 2013 года . Проверено 25 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д Блэк, Мари (2005). «Земля чешской короны». Готическая архитектура (на чешском языке). Прага: ИДЕЯ СЕРВИС. стр. 66–68. ISBN 80-85970-46-5 .
- ^ «История» . Замок Кашперк . Архивировано из оригинала 22 января 2014 года . Проверено 12 июля 2013 г.
- ^ «Малостранские мостовые башни» . Královsá cesta (Королевский путь) . Архивировано из оригинала 11 января 2014 года . Проверено 12 июля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б История чешских земель (на чешском языке). Прага: Книжный клуб. 2011. стр. 122–123. ISBN 978-80-242-3205-8 .
- ^ Поче, Эмануэль (1983). Средневековая Прага (на чешском языке). Прага: Панорама. стр. 349.
- ^ Чотебор, Петр (2005). Пражский Град: Подробный путеводитель . Прага: Администрация Пражского Града. стр. 83. ISBN 80-86161-61-7 .
- ^ Чотебор, Петр (2005). Пражский Град: Подробный путеводитель . Прага: Администрация Пражского Града. стр. 62. ISBN 80-86161-61-7 .
- ^ Jump up to: а б Блэк, Мари (2012). История изобразительного искусства . ИДЕЯ-СЕРВИС. стр. 66. ISBN 978-80-85970-74-6 .
- ^ Поче, Эмануэль (1983). Средневековая Прага (на чешском языке). Прага: Панорама. стр. 341–343.
- Бартлова, Милена. «Конфликт, толерантность, репрезентация и конкуренция: конфессиональный профиль богемного позднеготического искусства». Богемская Реформация и религиозная практика 5.2 (2005): с. 255-66.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бём, Барбара Дрейк; и др. (2005). Прага: Корона Богемии, 1347-1437 гг . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. ISBN 1588391612 .