Jump to content

Белорусская Греко-Католическая Церковь

Белорусская Греко-Католическая Церковь
Классификация Восточно-католический
Управление Апостольская администрация
Папа Римский Фрэнсис
Лидер Архимандрит Сергий Гаек
Священники 16
приходы 20
Ассоциации Конгрегация восточных церквей
Область Беларусь
Литургия Византийский обряд
Штаб-квартира Мэриан Хаус, Финчли , Англия , Великобритания
Источник 1596 г. (первый), 1990 г. (второй)
Речь Посполитая (первая), Беларусь (вторая)
Отдельно от Русинская Православная Церковь (первая)
Слияние Союз Брестской и Русской униатской церкви (первый)
Несуществующий 1839 г. (первый)
Члены в. 12 000
Религии в Речи Посполитой в 1573 году:
католик
православный
Кальвинист
Религии в Речи Посполитой в 1750 году:
Латинский католик
греко-католик
православный

Белорусская Греко-Католическая Церковь , [а] или Белорусская Византийская Католическая Церковь , является одной из 23 Восточно-католических sui iuris церквей , которые находятся в полном общении со Святым Престолом . Она является наследницей в пределах Беларуси и Брестской унии Русинской униатской церкви .

Христиане , которые через Брестскую унию (1595–1596 гг.) вошли в полное общение с Римским престолом, сохраняя при этом свою византийскую литургию на церковнославянском языке, поначалу были в основном белорусами. Подъем протестантизма в Великом Княжестве и растущая мощь Русской Православной Церкви, которая в 1589 году была создана как независимый Патриархат, были двумя факторами, которые побудили белорусских иерархов принять унию с Римским Престолом. [1] Даже после того, как около 1700 года к Союзу присоединились новые украинцы, белорусы по-прежнему составляли около половины группы. По данным историка Анатолия Тараса, к 1795 году около 80% христиан в Беларуси были греко-католиками, 14% - латино-католиками и 8% - православными. [2]

Четыре униатских епископства существовали в Бресте , Полоцке , Смоленске и Пинске , а Белорусская униатская церковь развила индивидуальность своих ритуалов и обычаев как смесь своего двойного восточного и западного наследия. Такие прелаты, как Лев Киска (1668–1728), и другие священнослужители использовали разговорный язык не только в своих проповедях, но и в своих сочинениях. Гимны (кантычки), колядки (каладки) и молитвы, а также катехизис читались и преподавались на белорусском языке. Был создан целый корпус белорусской церковной музыки для хора, кантора и даже органа. В эпоху растущей полонизации униатская церковь сыграла неоценимую роль в сохранении целостности белорусской национальной культуры. [3]

Российская Империя

[ редактировать ]

Раздел Польши и Литвы и присоединение всей Белоруссии к России привели, по мнению Русской Православной Церкви, к [4] многие белорусы (1553 священника, 2603 прихода и 1483111 человек) объединились к марту 1795 года с Русской Православной Церковью . Другой источник [5] кажется, противоречит этому, поскольку число приходов, попавших под власть России в 1772 году, указано только как «свыше 800», имея в виду, что многие священники и люди остались в общении с Римом.

Во время наполеоновской кампании в Беларуси в 1812 году большое количество белорусских приходов вернулось к униатскому обряду, но после поражения французов несколько епископов были лишены своих кафедр, и была начата новая политика насильственной русификации. Репрессивные меры были усилены после воцарения царя Николая I. В 1826 г. была запрещена продажа униатских богослужебных книг. [6]

После неудачного ноябрьского восстания 1830–1831 гг . против российского господства и последующего отстранения преимущественно католического местного дворянства от влияния в белорусском обществе три епископа Церкви (во главе с Иосифом Семашко ) вместе с 21 священником [5] [7] созвал в феврале 1839 г. синод, который состоялся в Полоцке 25 марта 1839 г. На нем официально присутствовало 1 600 000 христиан и либо 1305 [4] или около 2500 [5] священники присоединяются к Русской Православной Церкви. Этому предшествовала конфискация и уничтожение белорусских богослужебных книг, песнопений и рукописей и замена их официальными русскими православными изданиями. [8]

Однако некоторые священники и верующие все же отказались присоединиться. В 1840-х годах российское государство передало большую часть собственности Православной церкви. Непокорных священников и приходских служащих депортировали в монастыри и каторжные колонии на севере России, эмигрировали в австрийскую Галицию или предпочитали тайно исповедовать ныне запрещенную религию. Негодование по поводу подавления Белорусской униатской церкви было одной из причин восстания 1863 года и использовалось в качестве сплоченного клича лидером восстания на белорусских землях Кастуем Калиновским . [9]

Когда в 1905 году царь Николай II издал указ о предоставлении свободы вероисповедания, аж 230 000 человек [7] Белорусы хотели союза с Римом. Однако, поскольку правительство отказало им в создании общины византийского обряда, они присоединились к Латинской церкви , к которой сейчас принадлежит большинство белорусских католиков.

Тем не менее стремление восстановить униатскую церковь оставалось мощным фактором белорусского национального возрождения начала ХХ века. Газета «Наша Ніва» напечатала униатские праздники, белорусский писатель и политический деятель Иван Луцкевич обсудил восстановление униатской церкви в Беларуси с украинским митрополитом Андреем Шептицким , а одной из общепризнанных целей созданного в 1917 году Белорусского демократического союза было возрождение униатской церкви. -установление этого обряда. [10]

После Первой мировой войны западная часть Белоруссии была включена в состав воссозданного Польского государства, и около 30 тысяч потомков тех, кто менее столетия назад присоединился к Русской Православной Церкви, присоединились к Католической Церкви, сохранив при этом свою византийскую литургию. В 1931 году Святой Престол направил к ним епископа в качестве апостольского посетителя. В 1932–1939 годах о. Антон Неманцевич издавал белорусскоязычный униатский журнал. [11] После того, как Советский Союз аннексировал Западную Белоруссию в 1939 году, отец Неманцевич в мае 1940 года был назначен экзархом белорусских верующих византийского обряда, но два года спустя он был арестован и отправлен в советский концентрационный лагерь, где и умер.

Холодная война

[ редактировать ]

Хотя с тех пор очень мало информации о византийских католиках в Беларуси могло дойти до Рима, беженцы из их числа основали центры в Западной Европе (Париж, Лондон и Лувен) и в некоторых частях Соединенных Штатов Америки , особенно в Чикаго . С 1947 года Лев Гарошка инициировал в Париже пастырско-культурное периодическое издание « Божым Шляхам» ( «Божым Шляхам» ), которое издавалось с 1960 до конца 1980 года в Лондоне . В Лондоне Александр Надсон также в 1970-е годы начал переводить византийские богослужебные тексты на белорусский язык . Благодаря этой работе, когда в 1990 году в Беларуси удалось организовать первые греко-католические приходы, они сразу же смогли использовать эти тексты на своем национальном языке. [12]

В 1960 году Святой Престол назначил Чеслава Сиповича апостольским визитером для белорусских верующих за рубежом. Он был первым белорусским католическим епископом после Полоцкого Синода. Преемник Владимир Тарасевич был назначен в 1983 году. После его смерти в 1986 году Александр Надсон был назначен Апостольским визитером, но не возведен по собственному желанию в епископский сан.

Распад Советского Союза

[ редактировать ]

В 1980-е годы наблюдался постепенный рост интереса минской интеллигенции к Греко-католической церкви. Статьи Анатолия Сидаревича и Юрия Хадыко об его истории появились в номерах журнала «Литаратура и мастаства» за 1987–1988 годы . А осенью 1989 года некоторые молодые интеллектуалы Минска решили издавать периодическое издание «Уния», призванное способствовать возрождению Греко-Католической Церкви. [12]

В начале 1990 года Надсон доставил гуманитарную помощь от белорусов за рубежом их соотечественникам на родине, все еще пострадавшим в результате чернобыльской катастрофы 1986 года . Он был удивлен, встретив молодых белорусов, которые заявили, что они греко-католики. 11 марта он совершил первую в Минске Божественную литургию на национальном языке, а через два дня встретился с редакцией газеты "Уния" , первый номер которой тогда печатался в Латвии . [12]

В сентябре 1990 года был зарегистрирован первый греко-католический приход после Второй мировой войны , а в начале 1991 года Ян Матусевич начал совершать литургию в своей минской квартире. Позже он был назначен руководителем всех греко-католических приходов в Беларуси и умер в 1998 году.

Республика Беларусь

[ редактировать ]

К 1992 году три священника и два дьякона в Беларуси служили византийскую литургию на белорусском языке. В том же году исследование, проведенное Белорусским государственным университетом, показало, что 10 000 человек в Минске назвали себя греко-католиками. [13] По оценкам, к 1993 году число греко-католиков в Беларуси выросло до 100 000. [14]

При экстраполяции на страну в целом это было истолковано так, что, особенно среди интеллигенции и национально сознательной молодежи, около 120 000 белорусов высказались за возрождение Греко-католической церкви. Из-за отсутствия священников и церквей этот интерес не привел к членству. [12]

В 1994 году Папа Иоанн Павел II назначил Сергиуша Гаека апостольским визитером для греко-католиков в Беларуси .

Текущая ситуация

[ редактировать ]

На начало 2015 года в Белорусской Греко-Католической Церкви насчитывалось 20 приходов, из них 18 получили государственное признание. действовало по два белорусских греко-католических прихода По состоянию на 2003 год в каждом из городов — Минске , Полоцке и Витебске ; и только по одному в Бресте , Гродно , Могилеве , Молодечно и Лиде . Число верующих, постоянно прикрепленных к ним, насчитывало около 3000 человек, в то время как еще около 7000 человек жили за пределами пастырской сферы приходов. Сегодня здесь 16 священников и 9 семинаристов. был небольшой Студийский В Полоцке монастырь. Приходы состоят из двух благочиний, каждый из которых возглавляет протопресвитер или протоиерей. [15]

В двух приходах были небольшие церкви. Некоторые из других имели пастырские центры с ораторским искусством.

В марте 2023 года Папа Франциск учредил апостольскую администрацию для верующих византийского обряда в Беларуси, назначив батюшку. Преподобный митрофор архимандрит Ян Сергиуш Гайек, ВПК, (до этого апостольский посетитель) в качестве апостольского администратора без епископского сана. [16]

Белорусские греко-католики за рубежом, численностью около 2000 человек, находились под опекой митрофорного протопресвитера Александра Надсона в качестве апостольского визитатора до его кончины в 2015 году. Главными центрами являются храм св. Кирилла Туровского и Всех святых покровителей белорусского народа в Лондоне и приход в Антверпене (основан в 2003 г.).

Приход в Чикаго , приход Христа Искупителя, существовал с 1955 по 2003 год. Он был основан Иоанном Златоустом Тарасевичем и служил диаконом Василием фон Бурманом ; выдающийся историк Русской Греко-Католической Церкви . Позднее приход Христа-Искупителя был домашним приходом Владимира (Владимира) Тарасевича до его смерти, после чего им управлял местный латино-католический Ординарий, который назначил администраторами сначала Джозефа Сиру, а затем Джона Макдоннелла. 7 сентября 1996 года на приходе состоялась хиротония принца Майкла Хаски, EOHS, как первого белорусского диакона в США. Майкл служил в приходе до тех пор, пока он не был закрыт кардиналом Фрэнсисом Джорджем , архиепископом Чикаго , 20 июля 2003 года.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Белорусский : Белорусская греко-католическая церковь , Белорусская греко-каталицкая церковь БГКЦ ; Латынь : Ecclesiae Graecae Catholico Belarusica.
  1. ^ де Пикарда , Ги (осень 1971 г.). «Белорусская Церковь». Златоуст . III (2): 34.
  2. ^ «Католицизм, о котором мы не знаем» . Архивировано из оригинала 30 июля 2013 г. Проверено 24 октября 2010 г.
  3. ^ де Пикарда , Ги (осень 1971 г.). «Белорусская Церковь». Златоуст . III (2): 34.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б "Воссоединение Униатов и Исторические Судьбы Белорусского Народа" . Archived from the original on 2008-09-15 . Retrieved 2006-01-22 .
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Сергей Гаек: Белорусская Греко-Католическая Церковь вчера и сегодня в Καθολική от 25 июля 2006 г.
  6. ^ де Пикарда , Ги (осень 1971 г.). «Белорусская Церковь». Златоуст . III (2): 35.
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ориенте Каттолико (1974), стр. 176.
  8. ^ де Пикарда , Ги (осень 1971 г.). «Белорусская Церковь». Златоуст . III (2): 35.
  9. ^ де Пикарда , Ги (осень 1971 г.). «Белорусская Церковь». Златоуст . III (2): 36.
  10. ^ де Пикарда , Ги (осень 1971 г.). «Белорусская Церковь». Златоуст . III (2): 37.
  11. ^ де Пикарда , Ги (осень 1971 г.). «Белорусская Церковь». Златоуст . III (2): 39.
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Сергей Гаек: Белорусская Греко-Католическая Церковь вчера и сегодня в Καθολική от 22 августа 2006 г.
  13. ^ Информационная служба восточных церквей (2005), стр. 165
  14. ^ Стефани Махье и Влад Наумеску (2008), Промежуточные церкви: греко-католические церкви в постсоциалистической Европе , Исследования Галле по антропологии Евразии. Страница 46.
  15. ^ "Дом" . carkva-gazeta.org .
  16. ^ «Отставки и назначения» .

Источники

[ редактировать ]


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f146cb930896bf3173a05f9d83d4a2c5__1712773020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f1/c5/f146cb930896bf3173a05f9d83d4a2c5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Belarusian Greek Catholic Church - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)