Иосиф Семашко
Митрополит Иосиф | |
---|---|
Митрополит Иосиф | |
Заголовок | Митрополит Епископ |
Персональный | |
Рожденный | Yosyf Yosyfovich Semashko 25 декабря 1798 г. |
Умер | 23 ноября 1868 г. | ( 69 лет
Известный | Полоцкий Синод |
Организация | |
Церковь | Русская Православная Церковь , Русинская Униатская Церковь |
Иосиф Семашко ( украинский : Йосиф Семашко ; польский : Юзеф Семашко ; русский : Иосиф Семашко ; 25 декабря 1798 - 23 ноября 1868) был восточно-католическим священником и епископом, сыгравшим центральную роль в весьма спорном обращении Русинской церкви униатской западных губерний Российской империи к православию в 1837–1839 гг. [1] архиепископом Русской Православной иерархии, возведен в сан митрополита Виленского Впоследствии он стал и Литовского в 1852 году.
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Семашко родился и вырос на Правобережной Украине , в селе Павловка под Киевской губернии ( ныне Винницкая область Украины Ильинцами ). Его отец Иосиф (1776–1856) поначалу был земледельцем и торговцем, затем в 1811 году стал униатским священнослужителем. Поскольку католических храмов в регионе почти не было, Семашко в детстве посещал православные службы чаще, чем католики. Его родным языком был украинский, а польский он выучил в школе. Окончил школу в Немирове , а затем католическую семинарию в Вильнюсе . В 21 год он был рукоположен в сан униатского священника. [2]
В 1822 году он стал асессором Римско-католической духовной коллегии (церковного управления, отвечавшего за религиозные дела для католиков обоих обрядов) в Петербурге , работая в униатском отделении Коллегии. На это назначение повлияло его относительно хорошее владение русским языком. [2] редкость среди униатского духовенства того времени. За время пребывания в Петербурге он установил обширные контакты, в том числе с начальником отдела иностранных конфессий Министерства народного образования Григорием Карташевским , и с министром просвещения Александром Шишковым . Восхищенный великолепием православных храмов в российской столице и в то же время отчужденный от римско-католического духовенства, которое, по его мнению, относилось к униатам снисходительно, он принял русскую идентичность. [1]
Униатская церковь и Полоцкий Синод
[ редактировать ]После второго и третьего разделов Польши Россия приобрела большое униатское население в Белоруссии и на Украине. К концу правления Екатерины II примерно половина этого населения обратилась в христианство, при этом осталось 1,5 миллиона верующих униатов (в основном на Волыни и в Белоруссии ). [3] К середине 1820-х годов униаты оставались значительной религиозной группой, имевшей почти 1500 приходов и более 75 монастырей Василианского ордена . [4]
В 1827 году Семашко написал меморандум, призывая к объединению оставшихся униатских приходов в Российской империи с Православной церковью. В меморандуме содержались следующие предложения:
- ликвидация двух из существовавших четырех униатских епархий,
- подчинение дел Униатской Церкви Святейшему Правительствующему Синоду ,
- реорганизация Ордена василиан по православному образцу: подчинение монастырей епископам епархий, в которых они находились,
- создание школ для детей униатского духовенства, не возглавляемого василианами.
План был прочитан и с энтузиазмом одобрен императором Николаем I. [4]
Семашко был рукоположен в епископа Мстислава и главу Белорусской консистории в 1829 году и епископа Литовского в 1832 году. Он провел значительные реформы в Греко-католической церкви , которые в конечном итоге привели к ее присоединению к Православной церкви. Он отменил право покровительства и ввел взамен униатских богослужебных книг православные богослужебные книги из типографии Московского Священного Синода. [5] подверглись латинизации В униатских храмах, облик и оборудование которых в предыдущие десятилетия , были восстановлены иконостасы , православная утварь, богослужебные облачения. Он призвал униатское духовенство, которое говорило по-польски гораздо лучше, чем по-русски, отказаться от своей русинской идентичности (украинской или белорусской) и принять русский язык. [4]
Семашко много работал над наблюдением за униатским духовенством. В 1834 году он в течение двух месяцев лично встретился примерно с 800 священниками. Он также вел блокнот, содержащий сведения о 1200 униатских священниках и 300 монахах. Семашко воспользовался своей способностью закрывать приходы некоторых священнослужителей, считавшихся неблагонадежными, и переселять прихожан в близлежащие. [4] Между 1831 и 1836 годами российские власти закрыли сорок четыре монастыря, подозреваемых в поддержке польских повстанцев, и почти все василианские школы. [5]
В 1835 году Семашко пригласили в состав секретной правительственной комиссии, которой было поручено осуществить объединение униатской и православной церкви. В состав комиссии входили министр внутренних дел Дмитрий Блудов , прокурор Священного Синода Степан Нечаев , митрополит Московский Филарет , униатский митрополит Иосафат Булгак , Семашко и ряд других государственных чиновников и православных священнослужителей. [3] Сложная ситуация на местах, когда многочисленные униаты и католики протестовали против преобразования униатских церквей, быстро привела к разногласиям внутри комитета. Чтобы преодолеть это, Блудов попросил императора создать еще меньшую сверхсекретную подкомиссию из четырех человек: Семашко, Блудова, Филарета и Нечаева. Среди православных иерархов только Филарет знал о плане Семашко в полном объеме, остальные же по большей части держались в неведении. [3] В конце концов, эта небольшая группа курировала все важные шаги в процессе подготовки к февральскому воссоединению 1839 года. 1832 г., был реализован. Церковь подчинялась непосредственно обер-прокурору Святейшего Синода, который был светским чиновником, а не священнослужителем. [4]
В 1838 году формальный глава униатской церкви митрополит Иосафат Булгак умер естественной смертью, оставив церковную иерархию целиком в руках Семашко и его адептов. [4] К концу года Семашко уже представил меморандум, призывающий начать воссоединение, и православные митрополиты Московский и Киевский быстро согласились. С помощью властей Семашко собрал 1305 заявлений от униатских священников о желании присоединиться к православной церкви; однако, несмотря на угрозы ареста и ссылки, 593 священника отказались подписать заявление. собралось униатское духовенство 12 февраля 1839 года в Полоцке . Заседание, известное как Полоцкий Синод , приняло Акт воссоединения и издало обращение к царю (подготовленное Семашко), результатом которого стала передача 1600 униатских приходов и включение 1,5 миллиона прихожан в тело имперского православия. . [1] [6]
Впоследствии Семашко заявил о себе: «Господь, избрав ему орудие для совершения этого благородного дела, воодушевил его непреодолимым пылом и дал ему силы преодолевать все препятствия». [2]
Православный Иерарх
[ редактировать ]11 апреля 1839 года Греко-католическая духовная коллегия была переименована в Белорусско-Литовскую духовную коллегию, а Семашко возведен в сан архиепископа (Виленского и Литовского) и назначен председателем коллегии. В своем стремлении добиться исполнения решений Полоцкого Синода Семашко опирался главным образом на убеждение и манипуляцию в отношении духовенства и прихожан, но не колеблясь прибегал к административным и полицейским репрессиям против греко-католиков, отказывавшихся принять христианство. Несогласных василиан он заключил в специально созданную монастырскую тюрьму в Курске , просуществовавшую до 1842 года, другие указанные им священники были лишены приходов, а часть сослана в Сибирь . [7]
В 1847 году Семашко стал членом Священного Синода Православной Церкви. В том же году было заключено и вступило в силу дипломатическое соглашение между Ватиканом и Российской империей. Это соглашение закрепило права католического духовенства и мирян в Империи. Семашко отрицательно относился к соглашению, особенно потому, что в его литовских епархиях католики в три раза превосходили православное население. [2] Он жаловался на влияние римско-католического духовенства и дворянства на гражданскую администрацию региона и в 1851 году написал императору длинное письмо с просьбой разрешить уйти в отставку. Как и все его предыдущие просьбы такого рода, эта не была удовлетворена. [7] Вместо этого в 1852 году Семашко был возведен в сан митрополита. Это был редкий случай возведения епископа губернской резиденции в сан митрополита. [2]
Со смертью Николая I влияние Семашко в Священном Синоде уменьшилось, но он продолжил борьбу против католической церкви в Западном крае . В феврале 1859 года через обер-прокурора Святейшего Синода он направил ноту, предупреждающую царя Александра II о нежелательных последствиях соглашательской политики по отношению к польскому народу и католицизму в Западном крае. [2] В 1863 году, во время польского восстания , последовательно поддерживал императорское правительство, призывая свою паству сохранять верность русскому царю и православной церкви. [7]
Семашко умер 23 ноября 1868 года в Вильнюсе. Похоронен в усыпальнице, которую он построил для себя под мощами Виленских мучеников . В своем завещании он выделил Императорской Академии наук средства на издание своих мемуаров. В 1883 году его автобиография и сборник документов, связанных с его жизнью, были опубликованы под названием «Записки Иосифа, Митрополита Литовского» («Записки Иосифа, митрополита Литовского», 1883, в 3 тт.). [7]
Споры и наследие
[ редактировать ]События Полоцкого Синода были встречены с ужасом в Ватикане и католической Европе. Папа Григорий XVI осудил всех епископов, инициировавших отступничество, и выразил протест самому императору Николаю I. [7] Имя Семашко как лицо Полоцкого Синода мгновенно стало скандальным в католических кругах. Эта дурная слава достигла своего пика в 1845 году, когда греко-католическая монахиня, мать Макрина Мечиславская прибыла в Рим с отчетом о злодеяниях, совершенных с полного ведома и одобрения царя Николая I Российской императорской армией и епископом Семашко против василианцев. монахини Минска. Она заявила, что в 1838 году Семашко лично приказал насильственно обратить монахинь монастыря в другую веру, а когда они отказались, их заключили в тюрьму, морили голодом, пороли , подвергали сексуальному насилию и неоднократно пытали. [8] Она подробно и наглядно описала эти события. [9] вызвав возмущение в Риме, в то время как эта история получила дальнейшее распространение среди аристократических польских беженцев в Париже. [10] В польской романтической литературе Юлиуш Словацкий и Станислав Выспянский сделали Мать Макрину предметом бессмертных произведений польской поэзии . [11] Хотя Министерства иностранных дел российские дипломаты и сам митрополит Иосиф Семашко категорически отрицали историю матери Макрины, в нее верили многие, в том числе Папа Григорий XVI и его преемник Пий IX . В течение следующих десятилетий ее рассказ о минских монахинях регулярно переиздавался в Ирландии и Северной Америке . В 1923 году -иезуит ученый о. Ян Урбан написал книгу, в которой исследовал рассказ матери Макрины Мечиславской и пришел к выводу, что это выдумка. [12] и что мать Макрина была «самозванкой». [13]
Однако в 1966 году историк Василий Ленчик писал: «В подтверждение ее достоверности отец Эдмунд Майковский опубликовал некоторые документы, а именно ее переписку с кардиналом Ледоховским и официальный отчет комиссии, назначенной архиепископом Познани Пшилуским. Важное в этом вопросе Это медицинское заключение, подписанное двумя уважаемыми врачами Познани, доктором Крамаркевичем и доктором Ягельским, которые оказали ей медицинскую помощь после того, как она сбежала из России. Документы говорят в пользу Мечиславской, однако ее история не может быть достоверно доказана, хотя это и было так. вполне возможно в существующих условиях в России». [14]
Распространялись также сообщения о натянутых семейных связях митрополита Иосифа Семашко. В частности, о. Иосиф Семашко продолжал проводить греко-католическую литургию до 1840-х годов и принял православные богослужебные книги только после того, как его знаменитый сын перевел его из старого украинского прихода в приход Дзикушки, недалеко от митрополичьей резиденции в Вильнюсе. Утверждалось, что этот перевод был не совсем добровольным и что отец Иосиф никогда не одобрял антикатолицизм своего знаменитого сына. [15]
В современном белорусском экзархате Московского Патриархата Семашко является фигурой почитания. 2018 год, 220-летие со дня его рождения, был объявлен годом митрополита Иосифа. Более того, было заявлено, что должно начаться разбирательство о признании митрополита Иосифа святым Белорусской Православной Церкви, хотя неясно, на какой стадии сейчас находится разбирательство. [16]
После распада Советского Союза и возрождения Украинской Греко-Католической Церкви и Русинской Греко-Католической Церкви , а также, в меньшей степени, Белорусской Греко-Католической Церкви , наследие Семашко также было переосмыслено историками Восточно -Католических Церквей. . В восточно-католических кругах, и особенно среди белорусских и украинских историков-националистов, Семашко рассматривается как поборник цезаропапизма , лингвистического империализма и насильственного обращения русинского народа , а его русофильские взгляды и его авторитарные методы широко осуждаются католиками. [1]
Василий Ленчик утверждал, что истинная причина Полоцкого Синода заключалась в том, что «Униатская Церковь самим фактом своего существования сделала белорусинский и украинский народы отдельными и отличными от русского народа ; таким образом, она должна быть устранена, чтобы способствовать полной русификации этих двух славянских народов». [17]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Плохий, Сергей (2017). Затерянное королевство: В поисках империи и становление российской нации . Нью-Йорк: Основные книги. стр. 112–118. ISBN 9780141983134 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Записки Иосифа . St. Petersburg: тип. Аккад. науч. 1883.
- ^ Jump up to: а б с Скиннер, Барбара (27 августа 2019 г.). «Православные миссии в «древние православные» земли Белоруссии и униатское обращение 1839 года» . Канадско-американские славянские исследования . 53 (3): 246–262. дои : 10.1163/22102396-05303003 . S2CID 203235823 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Верт, Пол (2021). 1837: Тихая революция в России . Издательство Оксфордского университета. стр. 145–162. ISBN 9780198826354 .
- ^ Jump up to: а б Скиннер, Барбара (2020). Аошима, Йоко (ред.). Обращение и культура на западных окраинах России, 1800–1855 гг . Бостон, США: Издательство академических исследований. дои : 10.1515/9781644693575 . ISBN 9781644693575 . S2CID 240979986 .
- ^ "Белорусская Церковь отмечает годовщину собора, вернувшего в православие 1,5 миллиона униатов (+ВИДЕО)" . Православие.Com . Проверено 27 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Юзеф Семашко» . Интернет-польский биографический словарь (IPSB) .
- ^ Хили, Ройсин (2017). Польша в ирландском националистическом воображении, 1772-1922: Антиколониализм в Европе . Чам, Швейцария. ISBN 9783319434315 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Минские василианки: Мытарства святой матери Макрины» . Сайт католицизма.org . 24 февраля 2009 года . Проверено 19 ноября 2022 г.
- ^ Бейли, Хизер Л. (2020). Общественный имидж восточного православия: Франция и Россия, 1848-1870 гг . Итака. ISBN 9781501749520 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Василий Ленчик, доктор философии. (1966), Восточно-католическая церковь и царь Николай I , Центр исследований Universitari Ucraini в Риме, Рим и Нью-Йорк. Страница 139.
- ^ Урбан, Ян (1923), Макрина Мечиславская в свете истины , изд. Пшеглон Повшехны, Краков, 1923 г.
- ^ Василий Ленчик, доктор философии. (1966), Восточно-католическая церковь и царь Николай I , Центр исследований Universitari Ucraini в Риме, Рим и Нью-Йорк. Страница 139.
- ^ Василий Ленчик, доктор философии. (1966), Восточно-католическая церковь и царь Николай I , Центр исследований Universitari Ucraini в Риме, Рим и Нью-Йорк. Страница 139.
- ^ Лауреш, Леонид Лявонцевич; Лавреш, Леонид Леонтьевич (2018). Грека-каталицкая (уникацкая) Царква на Лидчине . Поляк. ISBN 9789856448365 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ "Белорусская Церковь обсуждает возможность канонизации митрополита, возвратившего униатов в православие" . ПРАВОСЛАВИЕ В ДИАЛОГЕ . 6 июня 2018 г.
- ^ Василий Ленчик, доктор философии. (1966), Восточно-католическая церковь и царь Николай I , Центр исследований Universitari Ucraini в Риме, Рим и Нью-Йорк. Страница 143.
- 1798 рождений
- 1868 смертей
- Антикатолические активисты
- Антикатолицизм в восточном православии
- Антибелорусские настроения
- Антиукраинские настроения
- Епископы Русской Православной Церкви
- Обращенные из восточного католицизма
- Переходит в православие из католицизма
- панславизм
- Русский национализм в Украине
- русификация
- Украинские восточные католики