Jump to content

Иосиф Семашко

Митрополит Иосиф
Митрополит Иосиф
Semashko Yosyf
Заголовок Митрополит Епископ
Персональный
Рожденный
Yosyf Yosyfovich Semashko

( 1798-12-25 ) 25 декабря 1798 г.
Умер 23 ноября 1868 г. ) ( 1868-11-23 ) ( 69 лет
Известный Полоцкий Синод
Организация
Церковь Русская Православная Церковь , Русинская Униатская Церковь

Иосиф Семашко ( украинский : Йосиф Семашко ; польский : Юзеф Семашко ; русский : Иосиф Семашко ; 25 декабря 1798 - 23 ноября 1868) был восточно-католическим священником и епископом, сыгравшим центральную роль в весьма спорном обращении Русинской церкви униатской западных губерний Российской империи к православию в 1837–1839 гг. [1] архиепископом Русской Православной иерархии, возведен в сан митрополита Виленского Впоследствии он стал и Литовского в 1852 году.

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]

Семашко родился и вырос на Правобережной Украине , в селе Павловка под Киевской губернии ( ныне Винницкая область Украины Ильинцами ). Его отец Иосиф (1776–1856) поначалу был земледельцем и торговцем, затем в 1811 году стал униатским священнослужителем. Поскольку католических храмов в регионе почти не было, Семашко в детстве посещал православные службы чаще, чем католики. Его родным языком был украинский, а польский он выучил в школе. Окончил школу в Немирове , а затем католическую семинарию в Вильнюсе . В 21 год он был рукоположен в сан униатского священника. [2]

В 1822 году он стал асессором Римско-католической духовной коллегии (церковного управления, отвечавшего за религиозные дела для католиков обоих обрядов) в Петербурге , работая в униатском отделении Коллегии. На это назначение повлияло его относительно хорошее владение русским языком. [2] редкость среди униатского духовенства того времени. За время пребывания в Петербурге он установил обширные контакты, в том числе с начальником отдела иностранных конфессий Министерства народного образования Григорием Карташевским [ ru ] , и с министром просвещения Александром Шишковым . Восхищенный великолепием православных храмов в российской столице и в то же время отчужденный от римско-католического духовенства, которое, по его мнению, относилось к униатам снисходительно, он принял русскую идентичность. [1]

Униатская церковь и Полоцкий Синод

[ редактировать ]
Семашко как униатский епископ

После второго и третьего разделов Польши Россия приобрела большое униатское население в Белоруссии и на Украине. К концу правления Екатерины II примерно половина этого населения обратилась в христианство, при этом осталось 1,5 миллиона верующих униатов (в основном на Волыни и в Белоруссии ). [3] К середине 1820-х годов униаты оставались значительной религиозной группой, имевшей почти 1500 приходов и более 75 монастырей Василианского ордена . [4]

В 1827 году Семашко написал меморандум, призывая к объединению оставшихся униатских приходов в Российской империи с Православной церковью. В меморандуме содержались следующие предложения:

  • ликвидация двух из существовавших четырех униатских епархий,
  • подчинение дел Униатской Церкви Святейшему Правительствующему Синоду ,
  • реорганизация Ордена василиан по православному образцу: подчинение монастырей епископам епархий, в которых они находились,
  • создание школ для детей униатского духовенства, не возглавляемого василианами.

План был прочитан и с энтузиазмом одобрен императором Николаем I. [4]

Семашко был рукоположен в епископа Мстислава и главу Белорусской консистории в 1829 году и епископа Литовского в 1832 году. Он провел значительные реформы в Греко-католической церкви , которые в конечном итоге привели к ее присоединению к Православной церкви. Он отменил право покровительства и ввел взамен униатских богослужебных книг православные богослужебные книги из типографии Московского Священного Синода. [5] подверглись латинизации В униатских храмах, облик и оборудование которых в предыдущие десятилетия , были восстановлены иконостасы , православная утварь, богослужебные облачения. Он призвал униатское духовенство, которое говорило по-польски гораздо лучше, чем по-русски, отказаться от своей русинской идентичности (украинской или белорусской) и принять русский язык. [4]

Семашко много работал над наблюдением за униатским духовенством. В 1834 году он в течение двух месяцев лично встретился примерно с 800 священниками. Он также вел блокнот, содержащий сведения о 1200 униатских священниках и 300 монахах. Семашко воспользовался своей способностью закрывать приходы некоторых священнослужителей, считавшихся неблагонадежными, и переселять прихожан в близлежащие. [4] Между 1831 и 1836 годами российские власти закрыли сорок четыре монастыря, подозреваемых в поддержке польских повстанцев, и почти все василианские школы. [5]

В 1835 году Семашко пригласили в состав секретной правительственной комиссии, которой было поручено осуществить объединение униатской и православной церкви. В состав комиссии входили министр внутренних дел Дмитрий Блудов , прокурор Священного Синода Степан Нечаев , митрополит Московский Филарет , униатский митрополит Иосафат Булгак , Семашко и ряд других государственных чиновников и православных священнослужителей. [3] Сложная ситуация на местах, когда многочисленные униаты и католики протестовали против преобразования униатских церквей, быстро привела к разногласиям внутри комитета. Чтобы преодолеть это, Блудов попросил императора создать еще меньшую сверхсекретную подкомиссию из четырех человек: Семашко, Блудова, Филарета и Нечаева. Среди православных иерархов только Филарет знал о плане Семашко в полном объеме, остальные же по большей части держались в неведении. [3] В конце концов, эта небольшая группа курировала все важные шаги в процессе подготовки к февральскому воссоединению 1839 года. 1832 г., был реализован. Церковь подчинялась непосредственно обер-прокурору Святейшего Синода, который был светским чиновником, а не священнослужителем. [4]

В 1838 году формальный глава униатской церкви митрополит Иосафат Булгак умер естественной смертью, оставив церковную иерархию целиком в руках Семашко и его адептов. [4] К концу года Семашко уже представил меморандум, призывающий начать воссоединение, и православные митрополиты Московский и Киевский быстро согласились. С помощью властей Семашко собрал 1305 заявлений от униатских священников о желании присоединиться к православной церкви; однако, несмотря на угрозы ареста и ссылки, 593 священника отказались подписать заявление. собралось униатское духовенство 12 февраля 1839 года в Полоцке . Заседание, известное как Полоцкий Синод , приняло Акт воссоединения и издало обращение к царю (подготовленное Семашко), результатом которого стала передача 1600 униатских приходов и включение 1,5 миллиона прихожан в тело имперского православия. . [1] [6]

Медаль Полоцкого Синода , внизу: «Разлученные насилием 1596 г., воссоединенные любовью 1839 г.»

Впоследствии Семашко заявил о себе: «Господь, избрав ему орудие для совершения этого благородного дела, воодушевил его непреодолимым пылом и дал ему силы преодолевать все препятствия». [2]

Православный Иерарх

[ редактировать ]

11 апреля 1839 года Греко-католическая духовная коллегия была переименована в Белорусско-Литовскую духовную коллегию, а Семашко возведен в сан архиепископа (Виленского и Литовского) и назначен председателем коллегии. В своем стремлении добиться исполнения решений Полоцкого Синода Семашко опирался главным образом на убеждение и манипуляцию в отношении духовенства и прихожан, но не колеблясь прибегал к административным и полицейским репрессиям против греко-католиков, отказывавшихся принять христианство. Несогласных василиан он заключил в специально созданную монастырскую тюрьму в Курске , просуществовавшую до 1842 года, другие указанные им священники были лишены приходов, а часть сослана в Сибирь . [7]

В 1847 году Семашко стал членом Священного Синода Православной Церкви. В том же году было заключено и вступило в силу дипломатическое соглашение между Ватиканом и Российской империей. Это соглашение закрепило права католического духовенства и мирян в Империи. Семашко отрицательно относился к соглашению, особенно потому, что в его литовских епархиях католики в три раза превосходили православное население. [2] Он жаловался на влияние римско-католического духовенства и дворянства на гражданскую администрацию региона и в 1851 году написал императору длинное письмо с просьбой разрешить уйти в отставку. Как и все его предыдущие просьбы такого рода, эта не была удовлетворена. [7] Вместо этого в 1852 году Семашко был возведен в сан митрополита. Это был редкий случай возведения епископа губернской резиденции в сан митрополита. [2]

Со смертью Николая I влияние Семашко в Священном Синоде уменьшилось, но он продолжил борьбу против католической церкви в Западном крае . В феврале 1859 года через обер-прокурора Святейшего Синода он направил ноту, предупреждающую царя Александра II о нежелательных последствиях соглашательской политики по отношению к польскому народу и католицизму в Западном крае. [2] В 1863 году, во время польского восстания , последовательно поддерживал императорское правительство, призывая свою паству сохранять верность русскому царю и православной церкви. [7]

Семашко умер 23 ноября 1868 года в Вильнюсе. Похоронен в усыпальнице, которую он построил для себя под мощами Виленских мучеников . В своем завещании он выделил Императорской Академии наук средства на издание своих мемуаров. В 1883 году его автобиография и сборник документов, связанных с его жизнью, были опубликованы под названием «Записки Иосифа, Митрополита Литовского» («Записки Иосифа, митрополита Литовского», 1883, в 3 тт.). [7]

Споры и наследие

[ редактировать ]

События Полоцкого Синода были встречены с ужасом в Ватикане и католической Европе. Папа Григорий XVI осудил всех епископов, инициировавших отступничество, и выразил протест самому императору Николаю I. [7] Имя Семашко как лицо Полоцкого Синода мгновенно стало скандальным в католических кругах. Эта дурная слава достигла своего пика в 1845 году, когда греко-католическая монахиня, мать Макрина Мечиславская [ pl ] прибыла в Рим с отчетом о злодеяниях, совершенных с полного ведома и одобрения царя Николая I Российской императорской армией и епископом Семашко против василианцев. монахини Минска. Она заявила, что в 1838 году Семашко лично приказал насильственно обратить монахинь монастыря в другую веру, а когда они отказались, их заключили в тюрьму, морили голодом, пороли , подвергали сексуальному насилию и неоднократно пытали. [8] Она подробно и наглядно описала эти события. [9] вызвав возмущение в Риме, в то время как эта история получила дальнейшее распространение среди аристократических польских беженцев в Париже. [10] В польской романтической литературе Юлиуш Словацкий и Станислав Выспянский сделали Мать Макрину предметом бессмертных произведений польской поэзии . [11] Хотя Министерства иностранных дел российские дипломаты и сам митрополит Иосиф Семашко категорически отрицали историю матери Макрины, в нее верили многие, в том числе Папа Григорий XVI и его преемник Пий IX . В течение следующих десятилетий ее рассказ о минских монахинях регулярно переиздавался в Ирландии и Северной Америке . В 1923 году -иезуит ученый о. Ян Урбан [ pl ] написал книгу, в которой исследовал рассказ матери Макрины Мечиславской и пришел к выводу, что это выдумка. [12] и что мать Макрина была «самозванкой». [13]

Однако в 1966 году историк Василий Ленчик писал: «В подтверждение ее достоверности отец Эдмунд Майковский опубликовал некоторые документы, а именно ее переписку с кардиналом Ледоховским и официальный отчет комиссии, назначенной архиепископом Познани Пшилуским. Важное в этом вопросе Это медицинское заключение, подписанное двумя уважаемыми врачами Познани, доктором Крамаркевичем и доктором Ягельским, которые оказали ей медицинскую помощь после того, как она сбежала из России. Документы говорят в пользу Мечиславской, однако ее история не может быть достоверно доказана, хотя это и было так. вполне возможно в существующих условиях в России». [14]

Распространялись также сообщения о натянутых семейных связях митрополита Иосифа Семашко. В частности, о. Иосиф Семашко продолжал проводить греко-католическую литургию до 1840-х годов и принял православные богослужебные книги только после того, как его знаменитый сын перевел его из старого украинского прихода в приход Дзикушки, недалеко от митрополичьей резиденции в Вильнюсе. Утверждалось, что этот перевод был не совсем добровольным и что отец Иосиф никогда не одобрял антикатолицизм своего знаменитого сына. [15]

В современном белорусском экзархате Московского Патриархата Семашко является фигурой почитания. 2018 год, 220-летие со дня его рождения, был объявлен годом митрополита Иосифа. Более того, было заявлено, что должно начаться разбирательство о признании митрополита Иосифа святым Белорусской Православной Церкви, хотя неясно, на какой стадии сейчас находится разбирательство. [16]

После распада Советского Союза и возрождения Украинской Греко-Католической Церкви и Русинской Греко-Католической Церкви , а также, в меньшей степени, Белорусской Греко-Католической Церкви , наследие Семашко также было переосмыслено историками Восточно -Католических Церквей. . В восточно-католических кругах, и особенно среди белорусских и украинских историков-националистов, Семашко рассматривается как поборник цезаропапизма , лингвистического империализма и насильственного обращения русинского народа , а его русофильские взгляды и его авторитарные методы широко осуждаются католиками. [1]

Василий Ленчик утверждал, что истинная причина Полоцкого Синода заключалась в том, что «Униатская Церковь самим фактом своего существования сделала белорусинский и украинский народы отдельными и отличными от русского народа ; таким образом, она должна быть устранена, чтобы способствовать полной русификации этих двух славянских народов». [17]

  1. ^ Jump up to: а б с д Плохий, Сергей (2017). Затерянное королевство: В поисках империи и становление российской нации . Нью-Йорк: Основные книги. стр. 112–118. ISBN  9780141983134 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж Записки Иосифа . St. Petersburg: тип. Аккад. науч. 1883.
  3. ^ Jump up to: а б с Скиннер, Барбара (27 августа 2019 г.). «Православные миссии в «древние православные» земли Белоруссии и униатское обращение 1839 года» . Канадско-американские славянские исследования . 53 (3): 246–262. дои : 10.1163/22102396-05303003 . S2CID   203235823 .
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж Верт, Пол (2021). 1837: Тихая революция в России . Издательство Оксфордского университета. стр. 145–162. ISBN  9780198826354 .
  5. ^ Jump up to: а б Скиннер, Барбара (2020). Аошима, Йоко (ред.). Обращение и культура на западных окраинах России, 1800–1855 гг . Бостон, США: Издательство академических исследований. дои : 10.1515/9781644693575 . ISBN  9781644693575 . S2CID   240979986 .
  6. ^ "Белорусская Церковь отмечает годовщину собора, вернувшего в православие 1,5 миллиона униатов (+ВИДЕО)" . Православие.Com . Проверено 27 декабря 2023 г.
  7. ^ Jump up to: а б с д и «Юзеф Семашко» . Интернет-польский биографический словарь (IPSB) .
  8. ^ Хили, Ройсин (2017). Польша в ирландском националистическом воображении, 1772-1922: Антиколониализм в Европе . Чам, Швейцария. ISBN  9783319434315 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  9. ^ «Минские василианки: Мытарства святой матери Макрины» . Сайт католицизма.org . 24 февраля 2009 года . Проверено 19 ноября 2022 г.
  10. ^ Бейли, Хизер Л. (2020). Общественный имидж восточного православия: Франция и Россия, 1848-1870 гг . Итака. ISBN  9781501749520 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  11. ^ Василий Ленчик, доктор философии. (1966), Восточно-католическая церковь и царь Николай I , Центр исследований Universitari Ucraini в Риме, Рим и Нью-Йорк. Страница 139.
  12. ^ Урбан, Ян (1923), Макрина Мечиславская в свете истины , изд. Пшеглон Повшехны, Краков, 1923 г.
  13. ^ Василий Ленчик, доктор философии. (1966), Восточно-католическая церковь и царь Николай I , Центр исследований Universitari Ucraini в Риме, Рим и Нью-Йорк. Страница 139.
  14. ^ Василий Ленчик, доктор философии. (1966), Восточно-католическая церковь и царь Николай I , Центр исследований Universitari Ucraini в Риме, Рим и Нью-Йорк. Страница 139.
  15. ^ Лауреш, Леонид Лявонцевич; Лавреш, Леонид Леонтьевич (2018). Грека-каталицкая (уникацкая) Царква на Лидчине . Поляк. ISBN  9789856448365 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  16. ^ "Белорусская Церковь обсуждает возможность канонизации митрополита, возвратившего униатов в православие" . ПРАВОСЛАВИЕ В ДИАЛОГЕ . 6 июня 2018 г.
  17. ^ Василий Ленчик, доктор философии. (1966), Восточно-католическая церковь и царь Николай I , Центр исследований Universitari Ucraini в Риме, Рим и Нью-Йорк. Страница 143.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 334321e21dfafc8cd9ccc0d1f6a529ac__1715715780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/33/ac/334321e21dfafc8cd9ccc0d1f6a529ac.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Joseph Semashko - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)