Архитектура рококо
Сверху вниз: дворец Сан-Суси в Германии, Екатерининский дворец в России и здание Эрмитажа в Екатерининском парке в России. | |
Годы активности | 18 век |
---|---|
Расположение | Европа |
Архитектура рококо , преобладавшая во время правления Людовика XV во Франции с 1715 по 1774 год, представляет собой исключительно декоративный и яркий архитектурный стиль, характеризующийся использованием мотивов рокайля, таких как ракушки, кривые, маскароны , арабески и другие классические элементы. Стиль рококо отказался от симметрии более ранних барокко стилей , таких как фасады , карнизы и фронтоны , и вместо этого создал гибкий и визуально привлекательный стиль, который поддерживал уровень классической регулярности. [1] Светлые пастельные тона, включая оттенки синего, зеленого и розового, заменили более темные элементы, характерные для архитектуры барокко, такие как обнаженный известняк и обширная позолота . [2]
Иконография архитектуры рококо, преимущественно связанная с Европой XVIII века, оказала значительное влияние на различные архитектурные стили во всем мире на протяжении последующих столетий. Эти стили включают голландский колониальный , французский колониальный , неоклассический , греческое возрождение , прекрасную эпоху , вторую империю , викторианский стиль , ар-деко и модерн . [3]
Некоторые из крупнейших и наиболее известных примеров архитектуры рококо включают королевские дворцы и другие величественные резиденции, такие как дворец Нимфенбург и дворец Сан-Суси в Германии, а также Рунса и дворцы Сальста в Стокгольме, Швеция. В России яркими примерами являются Александровский дворец , Екатерининский дворец и Зимний дворец . [4] Многие из них сохранились и теперь служат историческими домами-музеями. [5]
Андреа Палладио. Внешний дизайн и Quattro Libri
[ редактировать ]
Архитектура восемнадцатого века находилась под глубоким влиянием классических идеалов симметричного дизайна, в которых преобладали такие элементы, как колонны, капители , фронтоны , архитравы , скульптуры и другие внешние украшения. Принципы, изложенные в книге Андреа Палладио « Quattro Libri dell'Architettura » ( «Четыре книги по архитектуре» ), опубликованной в Италии в 1570 году, оставались влиятельными на протяжении второй половины тысячелетия. Эти принципы послужили основой для различных архитектурных стилей, включая ренессанс , барокко , рококо, неоклассику и архитектуру греческого возрождения . Они предоставили образец расположения помещений и базовый дизайн наружных фасадов. [6]
В период рококо архитекторы адаптировали эти классические шаблоны, включив в них асимметричные формы, причудливые изгибы и яркие цвета, создавая более динамичные и привлекательные проекты. Хотя некоторые историки архитектуры могут рассматривать период рококо как продолжение стиля позднего барокко, он преимущественно признается как отдельный архитектурный дизайн. [7]
К концу 18 века стиль рококо все чаще рассматривался как тщательно продуманное и грандиозное проявление, характеризующееся экстравагантными картушами , яркими изгибами и чрезмерной позолотой . В качестве реакции возник неоклассический стиль, стремящийся вернуться к более простым, аллегорическим формам и мотивам, напоминающим Древнюю Грецию и Рим . [8] Эти архитектурные стили последовательно включали аллегорические мотивы, такие как листья аканта , купидоны, путти и фигуры греческих и римских божеств, чтобы передать образ изысканности и моральной стабильности. [9] Центральным элементом многих архитектурных фризов в стиле рококо был маскарон — аллегорическое лицо, служившее либо приветственным символом, либо сдерживающим фактором, в зависимости от его выражения. [10]
Элементы интерьера и классические аллегорические мотивы.
[ редактировать ]
Интерьеры зданий в стиле рококо были призваны создать атмосферу мельчайших деталей и комфорта для жителей и посетителей. Яркими примерами являются Отель де Субиз во Франции и Екатерининский дворец в России, где широкое использование зеркал и больших окон, окруженных позолоченными рамами с арабесками , позволило создать просторные и светлые интерьеры в таких помещениях, как бальные залы, вестибюли и парадные столовые. . Эти декорации были дополнены штукатуркой , водной позолотой, маркетри и паркетным полом , а также расписными и позолоченными плафонными потолками.

Частью декоративной стратегии были арабески, которые часто использовались на обрамленных или утопленных стеновых панелях или наносились непосредственно на плоские стены с использованием техники обманки для создания иллюзии трехмерных границ. Эти панели, как и внешний дизайн, также содержали классические аллегорические мотивы: листья аканта, вазы и маскароны. [11] Кроме того, была распространена иконография шинуазри , отражающая европейскую интерпретацию китайского и восточноазиатского искусства. [12] Мотивы можно было раскрасить, оштукатурить или инкрустировать с использованием таких материалов, как маркетри по дереву или лакированный нефрит . В Екатерининском дворце эти рисунки даже были воплощены в разноцветных янтарных панно. [13]
Мебель и предметы декоративного искусства периода рококо были спроектированы так, чтобы быть функциональными и удобными. В отличие от больших темных деревянных стульев с золотой рамой раннего периода барокко, мебель в стиле рококо обычно имела обивку с яркими подушками и была рассчитана на умеренно интенсивное использование. Декоративные элементы, такие как пластинки из мягкого фарфора, часто инкрустировались в такие предметы мебели, как шкафы, комоды , консольные столики , секретеры и письменные столы. Дополнительные декоративные предметы, в том числе маятниковые часы и вазы, завершали украшение интерьеров в стиле рококо. [14]

Полы
[ редактировать ]В период рококо деревянные полы часто украшали паркетом — техникой дизайна, включающей инкрустацию деревянными панелями, окрашенными в различные цвета. Эти панели были расположены в симметричные и визуально привлекательные узоры.

Потолки
[ редактировать ]В больших зданиях в стиле рококо потолки, часто называемые плафонами , были расписаны и позолочены сценами, изображающими древнегреческие и римские мифы , а также другими классическими и аллегорическими мотивами. Эти украшения служили двойной цели: они были визуально ошеломляющими элементами дизайна интерьера, а также символизировали социальные ценности. [15]


Внутренняя планировка
[ редактировать ]Внутренняя планировка дворцов в стиле рококо часто включала многоуровневую конструкцию, обычно состоящую из двух, трех или четырех этажей, каждый из которых состоял из двух комнат по ширине. Вместо того, чтобы использовать коридоры или коридоры для доступа в комнаты, эти дворцы были спроектированы вокруг одной или нескольких парадных лестниц в дополнение к служебным лестничным клеткам и лифтам, которые вели к центральной точке на верхних этажах. Из этого центрального места обитатели и посетители перемещались через ряд комнат, таких как библиотеки, прихожие, покои, будуары и раздевалки. Этот переход от общественных к более частным пространствам облегчил как социальное взаимодействие, так и иерархическое использование пространства, а также максимизировал чистую полезную площадь здания за счет уменьшения квадратных метров, отведенных под коридоры и переходы.
Когда использовались коридоры, их обычно использовали только слуги и рабочие, часто проходя за каминами и через служебные входы. Лица с более высоким статусом и гости будут путешествовать через ряд соединенных комнат, чтобы добраться до места назначения. На первом этаже функциональные помещения, такие как кладовые дворецких, караульные, вспомогательные помещения, кабинеты из фарфора и серебра, а также теплые кухни, были расположены с легким доступом к внешним хозяйственным постройкам и служебным входам. Церемониальные помещения, такие как бальные залы, часовни, приемные, главные кабинеты и парадные столовые, были размещены ближе к центру дворца, обеспечивая близость к парадной лестнице и доступность к другим смежным помещениям. [16]
Хозяйственные постройки
[ редактировать ]Кухни
[ редактировать ]В восемнадцатом веке кухни в больших домах и дворцах обычно строились как отдельные здания от основного строения. Это разделение было стратегическим, в первую очередь для того, чтобы смягчить жару и запахи приготовления пищи, проникающие в основные жилые помещения, а также снизить риск распространения огня на дворец, если на кухне произойдет инцидент.
После того, как еда была приготовлена на этих внешних кухнях, ее транспортировали на теплую кухню, обычно расположенную на первом этаже главного здания. В теплой кухне блюда расставлялись и готовились с использованием посуды и столовых приборов, хранившихся в близлежащих фарфоровых шкафах или кладовых дворецкого. Чтобы еда оставалась горячей и готовой к подаче, ее переносили из обогреваемой кухни в столовую. Эту транспортировку можно было бы осуществить по специальным коридорам, лестничным клеткам или даже с помощью кухонного лифта .
Конструкции кухонных лифтов различались: от простых кухонных лифтов до более сложных механических или паровых грузовых лифтов. Некоторые системы, известные как «воровские», были еще более сложными и включали отдельные лифты для каждой сервировки обеденного стола. Эти системы позволяли поднимать и опускать посуду непосредственно между обогреваемой кухней и столовой, что потенциально устраняло необходимость входа слуг в столовую. Эта функция была особенно полезна во время еды, когда требовалась конфиденциальность, например, при обсуждении конфиденциальной или секретной информации.
Ретритные здания
[ редактировать ]В некоторых дворцовых комплексах в стиле рококо существовали постройки, известные как ретритные постройки или скиты, отдельные от главного дворца. Эти сооружения обеспечивали более интимную обстановку вдали от главного дворца, где часто собиралось большое количество членов семьи, правительственных чиновников, слуг и гостей. Эрмитажи обычно были двухэтажными и содержали по несколько комнат на каждом уровне.
Каретные домики
[ редактировать ]Дворцовые комплексы в стиле рококо часто включали каретные сараи, служившие для хранения и обслуживания конных повозок и сопутствующего инвентаря. Они были соединены с конюшнями и пастбищами для размещения лошадей, которые их приводили в движение. [17]
В англоязычном мире такие комплексы, предназначенные для содержания и ухода за лошадьми, часто назывались конюшнями . Во многих исторических британских особняках были отдельные конюшни. [18]
Сервисные постройки и зависимости
[ редактировать ]Дворцы в стиле рококо часто представляли собой комплекс хозяйственных построек и пристроек, предназначенных для обеспечения различных эксплуатационных нужд поместья. Помимо кухни для основного приготовления пищи и каретного сарая, сюда входили такие сооружения, как судомойня , где готовились овощи и мылась посуда, а также коптильня , используемая для сохранения мяса путем копчения на горячих углях, чтобы продлить его свежесть и удобство использования.
помещения для прислуги Еще одной составляющей дворцовой инфраструктуры были . Эти помещения либо располагались в отдельном флигеле, либо располагались в определенной части главного дворца. Находясь внутри главного здания, помещения для прислуги часто были доступны только через отдельную систему коридоров и лестничных клеток, отличную от тех, которые использовались высокопоставленными обитателями и посетителями дворца.
Ландшафтный дизайн
[ редактировать ]
Дворцы и величественные дома в стиле рококо содержали несколько формальных и неформальных садов, в том числе партеры, огороды, лабиринты из живой изгороди, фонтаны и отражающие пруды. [19] Каждый из этих элементов служил определенным эстетическим и функциональным целям в ландшафтном дизайне.
Партеры представляли собой формальные сады, поддерживаемые на высоте не более полуметра с помощью кос и косилок. Они считались очень уединенными открытыми площадками, идеально подходящими для обсуждения конфиденциальных вопросов, поскольку низкая высота растительности гарантировала, что любой, кто находился в пределах слышимости, был также виден, что снижало риск подслушивания. [20] [21]
За огородами обычно ухаживали слуги и садовники, производя свежие продукты, которые дополняли запасы продовольствия из внешних источников.
Лабиринты из живой изгороди предлагали как развлечение, так и эстетическую привлекательность, причем некоторые из них были спроектированы с единственным входом и выходом, ведущими в центральный тупик. [22] Эта центральная деталь часто включала небольшие статуи или фонтаны и служила укромным местом для более частных встреч, например свиданий. [23]
Среди декоративных элементов этих садов особенно выделялась ваза-кампана. Эта большая каменная ваза с узким основанием и широким цилиндрическим корпусом вдохновлена древнеримскими вазами и кувшинами, традиционно используемыми при производстве вина в классической античности. [24]

Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Стиль рококо – введение · Виктория и Альберта» . Музей Виктории и Альберта .
- ^ «Расцвет пастели в восемнадцатом веке» . Метрополитен-музей .
- ^ «Буйный и богато украшенный стиль рококо: исследование искусства и дизайна XVIII века» . www.madridacademyofart.com . 22 декабря 2021 г.
- ^ Пинна, Джованни (2001). «Знакомство с историческими домами-музеями» Международный музей.
- ^ Замок Версаль (2023). «Профилактическая консервация исторических домов и дворцов-музеев: методологии оценки и применения»
- ^ «Андреа Палладио | Четыре книги по архитектуре Андреа Палладио… | Венеция: Доменико де'Франчески, 1570» . Метрополитен-музей .
- ^ Сесслен, Реми Г. (1960). «Рококо как мечта о счастье» . Журнал эстетики и художественной критики . 19 (2): 145–152. дои : 10.2307/428280 . JSTOR 428280 – через JSTOR.
- ^ «Неоклассицизм и Французская революция» . Оксфордское искусство онлайн .
- ^ Венейбл, Брэдфорд (2008). «Иконология: помощь студентам-художникам понять аллегорию» . Художественное образование . 61 (3): 15–21. JSTOR 27696292 – через JSTOR.
- ^ «Гротескные головы или маскароны из Пон-Нёфа, стрелковое оружие, вверх по течению | Музей Карнавале — История Парижа» . www.carnavalet.paris.fr .
- ^ «Тромпе л'ойль» .
- ^ «Шинуазри – введение · Виктория и Альберта» . Музей Виктории и Альберта .
- ^ Искусство, Авторы: Отделение ислама. «Геометрические узоры в исламском искусстве | Эссе | Метрополитен-музей | Хронология истории искусств Хайльбрунна» . Хронология истории искусств Метрополитен-Хайльбрунна .
- ^ «Декоративное искусство рококо середины 1700-х годов» . www.nga.gov .
- ^ «Иеремиас Ваксмут | Дизайн потолочного украшения, тарелка 4 из «Различных недавно изобретенных Декена или Плафона» » . Метрополитен-музей .
- ^ «Внутри дворца в стиле барокко · Виктория и Альберта» . Музей Виктории и Альберта .
- ^ «Сад и каретный двор дома 524 Кайзерсграхт в Амстердаме, Хендрик Кеун, 1772 год» . Рейксмузеум .
- ^ «История королевских конюшен» . www.rct.uk.
- ^ «Сад Пейнсвик в стиле рококо, Глостершир» . 6 марта 2021 г.
- ^ «Партерные сады» . Английское наследие .
- ^ «Партер — история раннего американского ландшафтного дизайна» . www.heald.nga.gov .
- ^ «Лабиринт | Дворец Хэмптон-Корт | Исторические королевские дворцы» .
- ^ Мэтьюз, Уильям Генри (19 ноября 1922 г.). Лабиринты и лабиринты: общий отчет об их истории и развитии . Лонгманс, Грин. ISBN 9781690139263 – через Google Книги.
- ^ Чаппелл, Трой Доусон (2016). «Английское гончарное наследие» Северное керамическое общество.