Jump to content

Клумба

(Перенаправлено с Партера )
Реставрационные работы в партере-ан-бродери в Рест-парке , Англия.
Дворец в Ораниенбауме, Россия , партер в вышивке с шестью цветами минеральной основы и красными цветами.
Ришелье партер только с травой и гравием, Петергофский дворец
Викторианский партер в поместье Уоддесдон (2016)

Партер — это часть формального сада, построенная на ровном субстрате и состоящая из симметричных узоров, состоящих из клумб, платформ, низких живых изгородей или цветного гравия, которые разделены и соединены дорожками. Обычно это была ближайшая к дому часть сада, возможно, за террасой. [1] Вид на партер изнутри дома, особенно с верхних этажей, был основным фактором при его проектировании. Слово «партер» употреблялось и употребляется как для всей части сада, содержащей партеры, так и для каждого отдельного участка между «аллеями».

Рисунок или границы грядок могут быть обозначены низкой, плотно подстриженной вечнозеленой живой изгородью , а их внутренняя часть может быть засажена цветами или другими растениями или заполнена мульчей или гравием. В партерах вообще не обязательно должно быть цветов, а в оригиналах 17 и 18 веков их было гораздо меньше, чем в современных сохранившихся или реконструкциях. Статуи или небольшие вечнозеленые деревья, подстриженные в виде пирамид или других форм, часто отмечали точки узора, а аллея вдоль стороны часто проходила из деревьев среднего размера. В остальном партер обычно представлял собой открытую зону с очень низкими элементами, контрастирующими с высотой дома и более высокими участками сада за ним. Это сделало партер одновременно местом, которое можно увидеть - обычно все, кто ходит по партеру, и наблюдатели вокруг него могли видеть всех остальных - но также и местом для самых личных разговоров, поскольку никто другой не мог подойти незамеченным. Дорожки покрыты гравием или (гораздо реже в исторических примерах) газонная трава . [2]

Французские партеры возникли на основе узорчатых частей французских садов эпохи Возрождения , которые в Англии называются « узловыми садами ». Позже, в саду в стиле барокко 17-го века , они стали более сложными и стилизованными, на континенте часто использовался стиль партер-ан-бродери с распростертыми и изогнутыми ветвями, полученный из вышивки . Французский формальный садовый партер вдохновил множество подобных партеров по всей Европе, хотя партеры в садах Версаля довольно приглушены; те, что находятся в дворцовых садах Священной Римской империи и, в конечном итоге, контролируемой Россией Восточной Европы, зачастую более обширны и экстравагантны.

С середины XIX века во многих больших садах снова появились участки в стиле партер, теперь гораздо более обильно засаженные клумбами и с менее строго геометрическим орнаментом. Примерно с середины 20-го века, когда возродился интерес к садам в стиле барокко, дизайнеры садов предприняли множество попыток воссоздать или восстановить партеры в стиле барокко, по крайней мере, что касается планировки; посадки часто остаются намного гуще, а высота живых изгородей выше, чем это было в оригинале. [ нужна ссылка ]

Клод Молле из династии садовников-дизайнеров, просуществовавшей до 18 века, разработал партер во Франции . XVI века Его вдохновением для разработки узорчатых компартименов ( то есть простых переплетений из трав, либо открытых и заполненных песком, либо закрытых и наполненных цветами) послужил художник Этьен дю Перак, вернувшийся из Италии в замок Ане. недалеко от Дре , Франция, где он и Молле работали. Около 1595 года Молле представил партеры с купельным рисунком в королевских садах Сен-Жермен-ан-Ле и Фонтенбло . Полностью развитые партеры и вышивка , похожие на завитковую вышивку, впервые появляются в Александра Франчини на пересмотренные садоводческие планы Фонтенбло и Сен-Жермен-ан-Ле в 1614 году. гравюрах [3]

Обрезанный самшит травник Джервас Маркхэм встретил сопротивление со стороны покровителей садоводов из-за его «непослушного запаха», как описал его . К 1638 году Жак Бойсо описал диапазон рисунков самшита, которые садовод должен иметь возможность выращивать: [4]

Партеры — невысокие украшения садов, имеющие большое изящество, особенно если смотреть с возвышенности: они состоят из бордюров нескольких кустарников и полукустарничков разной окраски, оформленных в разной манере в виде купе, листвы, вышивки ( пассажи). ), мавреки , арабески , гротески , гильоши , розетки, солнечные лучи ( gloires ), щиты , гербы , монограммы и эмблемы ( devises ).

К 1630-м годам сложные партеры вышивки , Англия, появились в Уилтон-хаусе в Уилтоне , которые были настолько великолепны, что были выгравированы, и эта гравировка является единственным оставшимся от них следом. « Parterres de pelouse » или « parterres de gazon » обозначают вырезанные партеры из низкорослых трав ( например , ромашки ), а также из плотно скошенной газонной травы . Разделение клумб партера называется « купетарной аллеей ». [ нужна ссылка ]

Но они оставались относительно редкими в Англии, где многие более ранние узловые сады были заменены более простыми конструкциями « квинкунсов , квадратов или прямоугольников травы, уложенных в гравий, с, возможно, некоторыми топиариями, статуями или растениями в горшках по углам». [5]

Фрагмент гравюры сада голландского замка в Утрехте , около 1700 года.

Многие партерные конструкции представляли собой всего лишь «вышивку» травы и гравия. [6] часто разного цвета. Красноватая «кирпичная пыль», состоящая в основном из кирпичных отходов, измельченных до кусков размером с гравий, была популярной добавкой к камню. Они требовали меньше ухода и хорошо выглядели с верхних этажей дома. В загородных домах владелец часто приезжал только летом, когда относительно небольшой ассортимент цветов, доступных в то время, в основном заканчивал свое выставление. Стивен Свитцер , английский садовник начала XVIII века, советовал вообще не использовать цветы в садах загородных домов по этой причине — крайняя позиция, которой придерживаются нечасто: [7]

более благородные развлечения страны происходят ... [после конца мая] ... когда красота цветов исчезла, а границы подобны могилам и скорее являются пороком, чем красотой для наших лучших садов.

Кенсингтонский дворец, гравировка Яна Кипа для Britannia Illustrata (1707/8)

В верхних садах цветы в партерах обычно выращивали в горшках в теплице и помещали в партер только до тех пор, пока продолжалось их цветение. Такова была система поддворца Большого Трианона в Версале, куда, как говорят, король прибыл на ужин с садом, украшенным цветами одного цвета, которые к моменту его отъезда все изменились на другой цвет. Относительно небольшой огороженный сад Трианона, первоначально называвшийся «Дворцом Флоры», по сути был цветочным садом Версаля, и в 1694 году Ле Нотр сказал, что в течение года здесь использовалось 2 000 000 цветочных горшков. [8]

Партерные сады потеряли популярность в 18 веке и были заменены натуралистическим английским ландшафтным садовым стилем, который возник в Англии в 1720-х годах цветочными садами или кустарниками середины века, которые очень часто планировались вокруг змееподобной извилистой дорожки. . В частности, Кэпэбилит Браун , самый плодовитый садовый дизайнер середины века, часто разводил широкую лужайку вплоть до террасы главного фасада сада, чтобы придать неоклассическим домам вид классических зданий на картинах таких художников, как Клод Лоррен. . В результате многие английские партеры были выкопаны. Цветущие растения часто переносили в сторону дома.

Вышивка клумб

[ редактировать ]
Крупный план шкатулки и гравийного партера в вышивке в Во-ле-Виконт.
Бельгийский дипломат в парадной форме с золотой вышивкой , 2011 год.

Партер в вышивке получил свое название от современных стилей вышивки по металлу ( broderie по-французски), которые затем использовались в самой формальной одежде как мужчин, так и женщин при дворе. Похожие стили сохранились и в золотой вышивке на дипломатической форме, которую некоторые, в основном европейские страны, продолжают использовать и по сей день. В то время этот стиль орнамента использовался во многих средствах декоративного искусства . Основными мотивами обычно являются венки и ремешки , реже – вензеля и фигуры. [9]

Обычно живая изгородь была очень низкой, чтобы узоры были видны из главных комнат, выходящих на сад бельэтажа дома . Новые дома часто имели широкие высокие террасы, с которых можно было любоваться партером; Летом они были заполнены тепличными растениями в горшках. Ни один партер в стиле барокко не сохранился полностью в оригинале, но в конце 20 века все чаще предпринимаются попытки их реконструировать. В Германии, например, замки Аугустусбург в Брюле (около 1730 г.) или Шветцингене были реконструированы (1753–1758 гг.).

В Англии партеры в вышивке всегда были редкостью, «вероятно, во всей Англии их никогда не было более двадцати экземпляров». [10] Однако Хэмптон-Корт был ярким примером.

Модель Ham House 1974 года в гр. 1700; восстановленные сады во многом следуют этому. Плиты на главном фасаде сада и партер с отсеками сбоку.

Плат (в Америке это слово переплетается с тем же словом, которое используется для обозначения участка земли под застройку ) представляло собой партерный участок лужайки с простой травой, возможно, с центральным элементом, таким как фонтан или статуя, и небольшими подстриженными деревьями по углам. Участок хорошего газона вызывал большое восхищение, и он был на удивление популярен, особенно в Англии, где круглогодичные осадки обычно означали, что летний полив не нужен, чтобы сохранить зеленую поверхность. Другие термины включали Tapis vert («зеленый ковер»), название огромного ковра в Версальских садах . [11] В переводе с французского «плат» означает «плоский».

Площадки в дальнем конце сада дворца Бельведер в Вене , деталь картины Бернардо Беллотто , ок. 1760 г.

Размещение тарелок на самых видных местах «лучшего сада», по-видимому, началось в Англии в 1630-х годах, а в оставшуюся часть века партерная секция, полностью состоящая из тарелок, стала отчетливым английским стилем, вероятно, используемым в большинстве садов. , особенно дворян, а не знатных магнатов. [12] Среди королевских дворцов Сомерсет-Хаус был преобразован Иниго Джонсом в 1630-х годах, а Тайные сады во дворцах Хэмптон-Корт и Уайтхолл - в 1640 году. [13] В Уайтхолле было 16 относительно небольших площадок со статуями посередине, а в 1662 году рядом с ним была добавлена ​​​​гораздо большая площадка для боулинга. [14]

Платформа могла служить площадкой для боулинга для ранних версий газонных чаш — очень популярного, в основном мужского, вида спорта в Англии. [15] Существовали и другие формы наземного бильярда и игр на газоне , которые в 19 веке превратились в такие виды спорта, как крокет и большой теннис . До 1600 года для привокзальных дворов уже стали привычными площадки, которые оставляли ровными, чтобы не отвлекать внимание от входного фасада дома. [16]

Английский садовник Стивен Свитцер писал в 1718 году: [17]

Зелень для боулинга или простой партер, метод, который они [французы] получили из Англии, ... [являются] наиболее полезными и, прежде всего, самым красивым у нас в Англии, из-за доброты нашей территории, а также той порядочности и непринужденной простоты, которую она придает глазу смотрящего.

На континенте буленгрин (искалеченная французская версия «площадки для боулинга») представлял собой углубленный участок прекрасной лужайки, который обычно находился в боскетной части сада, а не среди партеров. Во французском языке это название также используется для обозначения игры в боулинг и зелени, на которой в нее играют. [18] Некоторые французские писатели были готовы признать превосходство английской травы, в том числе Андре Молле и Дезалье д'Аржанвиль ; Помимо климата, некоторые объясняли это выбором газона, а также частотой и качеством стрижки. [19]

Платы обычно располагались парами, по одной на каждой стороне аллеи вдоль центральной оси. Сад в Хэм-Хаусе недалеко от Лондона был восстановлен после обширных исследований и теперь представляет собой партер из восьми площадок, четырех в ширину и двух в глубину, обращенных к главному фасаду сада, а за ним - заново засаженную дикую природу . Сбоку от дома находится меньший по размеру и более сложный партер с отделениями и цветами, который теперь называется «Вишневый сад». Возможно, в качестве уступки современному вкусу, на грядках теперь высажено 500 000 весенних луковиц и полевых цветов. [20] которые вряд ли были оригинальной особенностью.

У французов английский партер (или а-ля-англе , или а-ля-англуаз ) означал в период барокко плато, окаймленное тонкой каймой ( тарелкой-банде ) из невысоких цветов. [21] Антуана Дезалье д'Аржанвиля « В английском переводе Теория и практика садоводства» (1712 г.) это описывается: [22]

ПАРТЕРЫ на английский манер — самые простые и подлые из всех. Они должны состоять только из больших участков травы, целиком или частично срезанных, и быть окружены бордюром из цветов, отделенным от травы дорожкой шириной в два или три фута, гладко уложенной и отшлифованной. чтобы сделать большее различие

Партер с отсеками в парке Шарлекот , основанный на планах 1700 года, июль 2014 года.

Помимо травы, английские писатели, в том числе Сэмюэл Пепис и сэр Уильям Темпл, также поздравляли себя с превосходством местного гравия. [13] Примерно с 1670 года, возможно, под влиянием Версаля, те английские владельцы, которые могли себе это позволить, начали устанавливать фонтаны, как правило, там, где сходились аллеи между площадками. [23] Статуи в английских партерах 17-го века или около них, как правило, представляли собой отливки из свинца из Нидерландов, окрашенные под мрамор или бронзу. [24]

Комбинированные партеры

[ редактировать ]

Третий основной тип партера охватывал широкий спектр часто довольно сложных рисунков, многие из которых восходят к узловому саду . «Открытые узлы» представляли собой сложные конструкции без переплетения; многие дворяне спроектировали их сами. Часто они были засажены цветущими растениями, и этот стиль часто использовался для цветников сбоку от дома. [25] В самом простом случае это может быть группа прямоугольных клумб с аллеями вокруг них или рисунки «ришелье».

Возрождение

[ редактировать ]
Партер в Кливдене с отреставрированными насаждениями в стиле XIX века.

В 19 веке партеры были возрождены в несколько иной форме, что совпало с появлением ковровых подстилок и ежегодной массовой посадкой незимостойких цветов в виде цветных сегментов, составлявших дизайн. Потребовались ровные основания и приподнятая точка обзора, с которой можно было рассмотреть дизайн, поэтому партер был возрожден в измененном стиле. [26] К настоящему времени партер часто означал набор цветочных клумб довольно формальной формы, но часто избегающих прямых линий, расположенных на лужайке, возможно, с некоторыми гравийными дорожками, как в поместье Уоддесдон , новостройке конца 1870-х годов.

В книге Джейн Лаудон « Садоводство для женщин» (1845 г.) говорится: [27]

Партеры вышивки теперь редко можно встретить ни во Франции, ни в Англии... Партеры отсеков... в настоящее время распространены как во Франции, так и в Англии... Одним словом, партеры теперь представляют собой совокупности цветов в клумбах или группах. , либо на газоне, либо на гравии... Форма грядок в том и другом случае зависит от стиля архитектуры дома, к которому относится партер, либо от вкуса и фантазии владельца. Какие бы формы ни были приняты, они обычно объединяются в симметричную фигуру; ибо когда это не так, совокупность клумб перестает быть партером или цветником... В посадке партеров существуют две разные системы; один — посадить на грядке только один вид цветов так, чтобы каждая грядка представляла собой массу одного цвета, а другой — посадить на одной и той же грядке цветы разных цветов.

Начиная с 20-го века, за исключением нескольких проектов, направленных на аутентичную реставрацию, где существует достаточно информации о старых проектах, недавно посаженные партеры, как правило, были небольшими, но со сложными сучковыми конструкциями, гораздо более густо посаженными и часто с более высокими краями коробочки. чем было бы в оригинале. Гораздо большее количество викторианских партеров сохранилось в своем первоначальном состоянии как в домах, так и в общественных парках и других садах, и они остаются привлекательными для современных посетителей.

Многим восстановленным партерам все чаще угрожают грибы и насекомые, особенно самшитовая плодожорка . [9] и альтернативные виды исследуются, например, в RHS Wisley .

Партер в Хэнбери-холле , Вустершир, вид из окна первого этажа. Реконструкция оригинала 1705 года.

Партеры, как правило, выживали лучше, чем дальше на восток в Европе, и в императорских российских дворцах сохранилось множество лучших сохранившихся примеров.

В Кенсингтонском дворце посадкой партеров занимался Генри Уайз , чей питомник находился неподалеку в Бромптоне . На гравюре 1707–1708 годов современный барокко дизайн каждой секции в стиле представляет собой обрезанные завитки, симметричные вокруг центра, в низкой живой изгороди, перемежающейся деревьями, формально срезанными в конусы; однако их традиционная планировка 17-го века, широкая центральная гравийная дорожка, разделяющая парные площадки , каждая из которых разделена на четыре части, по-видимому, сохранилась со времен прежнего (до 1689 года) существования дворца как Ноттингемского дома. Вспомогательные крылья имеют дополнительные партеры, без каких-либо попыток общей интеграции.

принца Евгения Во дворце Бельведер в Вене затонувший партер перед фасадом, обращенным к городу, был традиционно окружен приподнятыми дорожками, с которых лучше всего можно было оценить узор. По обе стороны стены с бюстами на пьедесталах гермов , поддерживаемые молодыми деревьями, отгораживают партер от прилегающих к нему садовых пространств. Формальные узоры в стиле барокко уступили место симметричным парным арабескам в стиле рококо со свободной прокруткой на гравийном грунте. Кажется, было предпринято мало попыток подогнать каркас под форму партера. За ними (в тени на переднем плане) парные бассейны имеют центральные струи воды. [28]

В Великобритании современные партеры существуют в Трерайф-хаусе в Пензансе (Корнуолл), в замке Драмланриг в Дамфрисшире и в Бодисгаллен-холле недалеко от Лландидно . [29] Примеры также можно найти в Ирландии , например, в замке Бирр . Один из крупнейших в Британии находится в Кливедене в Бакингемшире , занимающий площадь 4 акра (1,6 га; 160 а; 16 000 м²). 2 ; 170 000 кв. футов); он состоит из симметричных клиновидных клумб, заполненных Непетой («кошачьей мятой»), Сантолиной и Сенесио , окаймленных самшитовой живой изгородью. По углам стоят сторожевые пирамиды из тиса. Некоторые ранние узловые сады были покрыты газоном или другим ландшафтным дизайном, но их следы видны в виде волн в современном ландшафте. Примером этого явления является сад замка Мухаллс в Шотландии, построенный в начале 17 века . В парке Шарлекот в Уорикшире на террасе с видом на реку был воссоздан оригинальный партер 1800-х годов. [30] [31]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Партер» Чембера» в «Циклопедии 1743 года дает краткий современный взгляд.
  2. ^ Сюзанна Штаубах (29 октября 2019 г.). Садовый сборник: иллюстрированное руководство по элементам сада, стр. 148 . Лесной пресс. ISBN  978-1-60469-977-7 .
  3. ^ О'Мэлли, Тереза; Вольшке-Бульман, Иоахим. «Elysium Britannicum» Джона Эвелина и европейское садоводство» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 8 мая 2005 г. Проверено 30 июня 2005 г. {{cite web}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) ; 1655 год, вид на Сен-Жермен-ан-Ле.
  4. ^ Жак Бойсо, Traité du iardinage selon les raisons de la Nature et de l'art , как цитирует Марк Лэрд, в «Elysium Britannicum» Джона Эвелина и европейское садоводство : Коллоквиум в Думбартон-Оукс, 1998, стр. 81-2,
  5. ^ Квест-Ритсон, 86 лет.
  6. ^ «Французские партеры обычно полагались на гравий и траву», Quest-Ritson, 81.
  7. ^ Цитируется по Quest-Ritson, 115.
  8. ^ Такер, 156-157.
  9. ^ Перейти обратно: а б Амели Зек (2019), Немецкий фонд защиты памятников (редактор), «Что такое Broderie?», Памятники (на немецком языке), № 3, Бонн: Публикации памятников, стр. 49, ISSN   0941-7125.
  10. ^ Жак, 151-152 (цитируется 151), хотя он проводит различие между ними и завитками , которые также довольно редки в Англии.
  11. ^ История раннего американского ландшафтного дизайна , Центр перспективных исследований в области визуальных искусств, Национальная галерея искусств (Вашингтон, округ Колумбия). «Сюжет/Плата» Анны Л. Хельмрайх
  12. ^ Жак, 69, 77.
  13. ^ Перейти обратно: а б Жак, 69 лет
  14. ^ Жак, 71–72.
  15. ^ Жак, 41–42, 68–69.
  16. ^ Жак, 74 года.
  17. ^ Цитируется в HEALD
  18. ^ Жак, 69, 222.
  19. ^ Жак, 67, 72, 222.
  20. ^ Весна в Хэм Хаусе ; Аудиотур Национального фонда «Южная терраса», 2:40
  21. ^ Жак, 151
  22. ^ ИСЦЕЛЕНИЕ
  23. ^ Жак, 95 лет.
  24. ^ Жак, 97-98.
  25. ^ ИСЦЕЛЕНИЕ; Жак, 66–67 лет.
  26. ^ К.Ф. Феррис (1837). Партер; Или «Все искусство создания цветочных садов» . Бык. стр. 39–.
  27. ^ Цитируется в HEALD; Полный текст из позднейшей редакции «Спутника дамы в цветнике» , 1865 г.
  28. ^ изображение Дворец Бельведер, Вена , гравюра, 1753 г.
  29. ^ Парк Тререйф
  30. ^ Мария Луиза Шретер Готейн (11 сентября 2014 г.). История садового искусства . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-1-108-07615-9 .
  31. ^ Кеннет Вудбридж (1986). Княжеские сады: истоки и развитие французского формального стиля . Компания «Рэндом Хаус Инкорпорейтед». ISBN  978-0-8478-0684-3 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 53871a416220c08a11c119b87eeca946__1709804880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/53/46/53871a416220c08a11c119b87eeca946.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Parterre - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)