Бельведер, Вена
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2022 г. ) |
Бельведер | |
---|---|
![]() Верхний Бельведер ночью | |
![]() | |
Расположение | Вена , Австрия |
Координаты | 48 ° 11'39 "N 16 ° 22'49" E / 48,19417 ° N 16,38028 ° E |
Построен | 1723 |
Создан для | Летняя резиденция принца Евгения Савойского. |
Текущее использование | Музей |
Архитектор | Иоганн Лукас фон Хильдебрандт |
Архитектурный стиль (ы) | Барокко |
Веб-сайт | https://www.belvedere.at/en |
Бельведер , Австрия, состоящий из двух дворцов в стиле барокко (Верхнего и Нижнего Бельведера — исторический комплекс зданий в Вене ), Оранжереи и Дворцовых конюшен. Здания расположены в парковом ландшафте в стиле барокко в третьем районе города, на юго-восточной окраине его центра. Здесь находится музей Бельведер. Территория расположена на плавном уклоне и включает в себя декоративные многоярусные фонтаны и каскады, скульптуры в стиле барокко и величественные кованые ворота. Дворцовый комплекс в стиле барокко был построен как летняя резиденция принца Евгения Савойского .
Бельведер был построен в период обширного строительства в Вене, которая в то время была одновременно столицей империи и домом правящей династии Габсбургов. Этот период процветания последовал за успешным завершением главнокомандующим принцем Евгением Савойским серии войн против Османской империи .
Нижний Бельведер
[ редактировать ]30 ноября 1697 года, через год после начала строительства Городского дворца , принц Евгений приобрел значительный участок земли к югу от Реннвега, главной дороги в Венгрию. План садового комплекса «Бельведер» был составлен сразу же. принц выбрал Иоганна Лукаса фон Хильдебрандта, Главным архитектором этого проекта а не Иоганна Бернхарда Фишера фон Эрлаха , создателя своего Городского дворца. Хильдебрандт (1668–1745), с которым генерал познакомился во время военной кампании в Пьемонте , уже в 1702 году построил дворец Раккеве для него на Чепеле , острове на Дунае к югу от Будапешта . Позже он построил множество других зданий для своей службы. Архитектор изучал гражданское строительство в Риме у Карло Фонтаны и в 1695–1696 годах поступил на императорскую службу, чтобы научиться строить укрепления. Согласно записям, начиная с 1696 года он работал придворным архитектором в Вене. Помимо Бельведера, к самым выдающимся достижениям Хильдебрандта относятся Дворец Шлосс Хоф , который также был построен по заказу принца Евгения, дворец Шварценберг (ранее известный как дворец Мансфельд-Фонди), дворец Кински , а также все монастыря Геттвайг поместье в долине Вахау .
В то время, когда принц планировал купить землю на окраине Вены для своего проекта Бельведера, эта территория была совершенно незастроенной и представляла собой идеальное место для строительства ландшафтного сада и летнего дворца. Однако за месяц до того, как принц совершил свое приобретение, императорский великий маршал граф Генрих Франц фон Мансфельд , принц Фонди, купил соседний участок и поручил Хильдебрандту построить на этой земле садовый дворец. Чтобы купить участок, принц Евгений был вынужден взять крупную ссуду под залог своего Stadtpalais, который все еще находился в процессе строительства. Он купил дополнительные соседние участки земли в 1708, 1716 и снова в 1717–1718 годах, чтобы позволить ему поэтапно расширять сад.
Записи указывают [ нужна ссылка ] что строительство Нижнего Бельведера началось к 1712 году, поскольку 5 июля 1713 года принц Евгений подал просьбу о строительной инспекции. Работы шли быстро, и Маркантонио Кьярини из Болоньи в 1715 году приступил к росписи квадратуры в центральном зале. Испанская Фландрия посетила Нижний Бельведер, а также Штадтпале в апреле 1716 года. Обширные работы проводились на территории одновременно с строительством Люстшлосса , как Нижний Бельведер был описан на раннем городском пейзаже. Доминик Жирар существенно изменил планы сада в период с января по май 1717 года, чтобы его можно было завершить к следующему лету. Жирар, который с 1707 по 1715 год работал фонтаниром дю руа, или королевским водным инженером, в Версале, с 1715 года начал работать садовым инспектором у баварского курфюрста Максимилиана Эммануэля . Именно по рекомендации последнего он поступил на службу к принцу Евгению. Скульптура для балюстрады — самая известная работа Giovanni Stanetti .
Сады
[ редактировать ]
Сады Бельведер были спроектированы в формальном французском стиле с подстриженными живыми изгородями, посыпанными гравием дорожками и играми Доминика Жирара , который обучался в садах Версаля в качестве ученика Андре Ленотра . Обширные мифологические отсылки в садах намекают на возвышение принца Евгения, а скульптурная программа связывает его с богом Аполлоном. [1] Большой водный бассейн в верхнем партере , а также лестницы и каскады, населенные нимфами и богинями, соединяющие верхний и нижний партеры, сохранились, но узорчатые подстилки давно заросли травой; в настоящее время он восстанавливается.
На картине Вид на Вену с Бельведера» Бернардо Беллотто « изображена знаменитая перспектива центра Вены, называемая Каналетто Блик . Этот вид из дворца Верхний Бельведер с садами на переднем плане до сих пор играет важную роль в дискуссиях по городскому планированию, когда дело доходит до изменения горизонта исторического центра города. [2]
Верхний Бельведер
[ редактировать ]Строительство Верхнего Бельведера началось еще в 1717 году, о чем свидетельствуют два письма, которые принц Евгений отправил из Белграда своему слуге Бенедетти летом 1718 года, описывая ход работ над дворцом. [ нужна ссылка ] Ко 2 октября 1719 года строительство зашло настолько далеко, что принц смог принять там турецкого посла Ибрагим-пашу. Украшение интерьера началось еще в 1718 году. В 1719 году он поручил итальянскому художнику Франческо Солимене выполнить как алтарный образ Дворцовой капеллы, так и потолочную фреску в Золотой комнате. В том же году Гаэтано Фанти было поручено выполнить иллюзионистическую квадратурную картину в Мраморном зале. В 1720 году Карло Карлоне было поручено написать фреску на потолке Мраморного зала, которую он выполнял с 1721 по 1723 год.
Здание было завершено в 1723 году. Однако Сала Террена рисковала обрушиться из-за структурных проблем, и зимой 1732–33 годов Хильдебрандт был вынужден установить сводчатый потолок, поддерживаемый четырьмя колоннами Атласа, что придало помещению нынешний вид. появление. Саломон Кляйнер, инженер из суда Майнца избирательного , между 1731 и 1740 годами выпустил публикацию из десяти частей, содержащую в общей сложности девяносто листов, под названием Wunder würdiges Kriegs- und Siegs-Lager deß Unvergleichlichen Heldens Unserer Zeiten Eugenii Francisco Hertzogen zu Savoyen und. Пьемонт («Удивительный лагерь войны и победы главного героя нашего времени Евгения Франциска, герцога Савойского и Пьемонта»), в котором подробно задокументировано состояние комплекса Бельведер.
Верхний Бельведер изображен на австрийской монете евро номиналом 20 центов .
После смерти принца Евгения
[ редактировать ]
Когда принц Евгений умер в своем городском дворце в Вене 21 апреля 1736 года, он не оставил юридически обязательного завещания . Комиссия, созданная императором Священной Римской империи Карлом VI, племянницу принца Викторию назначила наследницей . Она была дочерью его старшего брата Томаса и единственным выжившим членом дома Савой-Суассон. Принцесса Виктория переехала в Бельведер, известный в то время как Гартенпале, 6 июля 1736 года, но сразу же дала понять, что ее не интересует ее наследство, и намеревалась как можно скорее продать дворцовый комплекс с аукциона. 15 апреля 1738 года она вышла замуж за принца Йозефа Саксен-Хильдбургхаузена (1702–1787), который был на несколько лет младше ее, в присутствии королевской семьи в Шлоссхофе в регионе Мархфельд, Нижняя Австрия . Однако ее выбор мужа оказался неудачным, и в 1744 году несовместимая пара развелась. Однако принцесса Виктория наконец решила покинуть Вену и вернуться в свой родной город Турин в Италии. восемь лет спустя Мария Терезия Поместье смогла приобрести , дочь Карла VI.
Императорская чета так и не переехала в Гартенпале, который в договоре купли-продажи от ноября 1752 года впервые был описан как Бельведер. Комплекс несколько затмевался другими императорскими дворцами, и поначалу здания оставались неиспользованными. Позже Мария Терезия создала в Нижнем Бельведере галерею предков династии Габсбургов, как это было принято во всех других дворцах, принадлежавших императорской семье. Дворец пробудился от сна лишь однажды в 1770 году, когда 17 апреля здесь был устроен бал-маскарад по случаю бракосочетания императорской принцессы Марии Антонии с французским дофином, который впоследствии стал Людовиком XVI . Лорду-камергеру принцу Иоганну Йозефу Хевенхюллер-Метчу и придворному архитектору Николаусу Пакасси было поручено тщательно подготовиться к балу, на который были приглашены 16 000 гостей.

В 1776 году Мария Терезия и ее сын, император Иосиф II, решили перенести kuk Gemäldegalerie («Императорскую картинную галерею») из Императорских конюшен – части городского императорского дворца Хофбург – в Верхний Бельведер. Вдохновленный идеей просвещенного абсолютизма , целью было сделать императорскую коллекцию доступной для широкой публики. [3] Галерея открылась пять лет спустя, став одним из первых публичных музеев в мире. [ нужна ссылка ] Ряд выдающихся художников возглавляли императорскую коллекцию в Верхнем Бельведере до 1891 года, когда она была переведена в недавно построенный Музей истории искусств (Музей изящных искусств) на венской Рингштрассе.
В то время как Верхний Бельведер был преобразован в картинную галерею в конце восемнадцатого века, Нижний Бельведер служил в основном членам королевской семьи, бежавшим от Французской революции . В частности, среди них была принцесса Мария Тереза Шарлотта , единственный выживший ребенок Марии-Антуанетты и Людовика XVI , и эрцгерцога Фердинанда. Мария Тереза Шарлотта проживала во дворце до своей свадьбы с принцем Луи Антуаном, герцогом Ангулемским , в 1799 году. Эрцгерцог Фердинанд, бывший губернатор Миланского герцогства до 1796 года, переехал жить туда после Кампо-Формионского мира в 1797 году.
как Габсбургская монархия была вынуждена уступить Тироль Баварии После того , по Пресбургскому договору в 1805 году, для императорской коллекции пришлось найти новый дом в замке Амбрас, недалеко от Инсбрука . Сначала коллекцию вывезли в Петроварадин (ныне Нови-Сад , Воеводина , Сербия ), чтобы защитить ее от разграбления французскими войсками. В 1811 году император Франциск II постановил установить ее в Нижнем Бельведере, который на самом деле был слишком мал для коллекции. Таким образом, эта часть Бельведера также взяла на себя функцию музея и уже ко времени Венского конгресса (1814–1815 гг.) начала привлекать значительное количество посетителей.
Под руководством префекта библиотеки императорского двора Морица, графа Дитрихштейна-Проскау-Лесли, с 1833 года Коллекция египетских древностей и Зал древностей были добавлены к коллекции Амбраса в коллекции Нижнего Бельведера. В 1844 году римские памятники, хранившиеся до этого момента в катакомбах храма Тесея, были перенесены на открытое место в Тайном саду. О зарождении Нижнего Бельведера как музея свидетельствуют акварели Карла Гебеля Младшего, как и описательный путеводитель Йозефа Бергмана по коллекции, датируемый 1846 годом. Эта ситуация оставалась почти неизменной до переезда в недавно построенный Музей истории искусств на Рингштрассе. в 1888–89.
Бельведер и Франц Фердинанд
[ редактировать ]После переезда императорских коллекций оба дворца Бельведер по крайней мере на какое-то время перестали быть публичными музеями. В 1896 году император Франц Иосиф I решил, что Верхний Бельведер должен служить резиденцией наследника престола, его племянника Франца Фердинанда . Предполагаемый наследник приказал перестроить дворец под руководством архитектора Эмиля фон Фёрстера , который также был заместителем императорского министра, и с этого момента он служил резиденцией Франца Фердинанда. Напротив, Moderne Galerie была открыта несколько лет спустя, 2 мая 1903 года, в Нижнем Бельведере. Этот музей был первой государственной коллекцией в Австрии, посвященной исключительно современному искусству и созданной по инициативе Союза австрийских художников, известного как Венский Сецессион . Целью было сопоставить австрийское искусство с международным модернизмом . С самого начала крупные произведения Винсента Ван Гога , Клода Моне и Джованни Сегантини для Moderne Galerie были куплены . Затем музей был переименован в kuk Staatsgalerie (« Императорская и Королевская галерея») в 1911 году после того, как было решено расширить фокус внимания за пределы современного искусства, включив в него произведения более ранних эпох. Убийство наследника Франца Фердинанда и его жены, начало Первой мировой войны и последующий крах Габсбургской монархии в 1918 году ознаменовали начало новой эры для Бельведера.
Бельведер в Первой и Второй республиках
[ редактировать ]Вскоре после окончания войны в ноябре 1918 года историк искусства Франц Хабердицль подал в Министерство образования запрос с просьбой передать дворцы Государственной галерее. Это заявление было удовлетворено уже в следующем году. Национализация дворцового комплекса Бельведер была заложена и в проекте документа о реорганизации бывших императорских коллекций, составленном Гансом Титце в 1920–21. В дополнение к музеям, которые существуют до сих пор, он также включал планы по созданию Österreichische Galerie (Австрийской галереи) и Moderne Galerie . В ходе реорганизации 1921–23 к существующему музейному ансамблю был добавлен Музей барокко в Нижнем Бельведере. Галерея Moderne была открыта в Оранжерее в 1929 году.

Дворцы сильно пострадали во время Второй мировой войны : части Мраморного зала в Верхнем Бельведере и Зала гротесков в Нижнем Бельведере были разрушены бомбами. Послевоенная реставрация продолжалась с 1945 по 1953 год. 4 февраля того же года вновь открылась Австралийская галерея, а затем Музей барокко. Музей mittelalterlicher österreichischer Kunst («Музей средневекового австрийского искусства») открылся в Оранжерее 5 декабря 1953 года. [4]
В 1996 году Всемирный фонд памятников (WMF) опубликовал отчет, в котором сослался на неадекватные послевоенные реставрации, из-за которых Сала Террена и парадная лестница потеряли «большую часть своего первоначального характера». [5] В том же году сад Бельведер был добавлен в список наблюдения WMF, чтобы подчеркнуть «разрушительное состояние столь любимой венской достопримечательности». [5] В конце 1990-х годов появилось множество планов реставрации для решения этих физических и эстетических проблем в рамках федерального плана по модернизации национальных музеев. [4] программа, которая вернула садам их первоначальный характер в стиле барокко и значительно отремонтировала зал-террена и парадную лестницу. [5]
Нижний Бельведер и Оранжерея были специально приспособлены для проведения специальных выставок. После победы в конкурсе, доступном только по приглашению, архитектор Сюзанна Зоттль превратила Оранжерею в современный выставочный зал, сохранив при этом оригинальную ткань здания в стиле барокко. Это место открылось в марте 2007 года выставкой Gartenlust: Der Garten in der Kunst ( «Удовольствия сада: Сад в искусстве »). Несколько месяцев спустя Нижний Бельведер вновь открылся шоу Вена – Париж. Реконструкцию здания осуществил берлинский архитектор Вильфрид Кюн, который перенес вход на его место в курдонёре, тем самым еще раз освободив первоначальный обзор от главных ворот Нижнего Бельведера через Мраморный зал с садовым фасадом Верхнего Бельведера. Различные части первоначальных оранжерей, пристроенных к Мраморному залу, были возвращены в исходное состояние и теперь предоставляют место для новых выставочных залов. Великолепные парадные залы в стиле барокко – Мраморная галерея, Золотая комната и Зал гротесков – остались неизменными и открыты для публики.
Галерея
[ редактировать ]- Верхний Бельведер
- Ворота Бельведера
- Вход в Верхний Бельведер
- Интерьер Верхнего Бельведера
- Верхний Бельведер, сторона сада
- Бельведерские сады
- Скульптуры сфинкса, сады Бельведер
- Бельведерские сады
- Нижний Бельведер
- Вид на Нижний Бельведер сверху
- Оранжерея Нижнего Бельведера
- Вид с воздуха
Споры и реституции произведений искусства, разграбленных нацистами
[ редактировать ]- 26 августа 1959 года пережившая Холокост Алиса Моргенштерн подала иск в Finanzlandesdirektion für Wien, Niederösterreich und das Burgenland (Налоговое управление провинции Вена, Нижней Австрии и Бургенланда), в котором она заявила: «картина « Четыре дерева » Эгона Шиле , в которой использовалась принадлежит нам, сейчас висит в Верхнем Бельведере. Мы никогда не продавали картину, а отдали ее на хранение другу, Роберту Рёрлю, юристу из Вены, Гумпендорферштрассе. К сожалению, он умер, и я не знаю, как картина. попал в коллекцию девятнадцатого века [recte двадцатого века] в Бельведере». [6] 20 марта 2020 года Австрийская консультативная комиссия рекомендовала вернуть Шиле наследникам Моргенштерна. [7]
- В ноябре 2006 года, после более чем пяти десятилетий юридических споров, комиссия постановила, что «Летняя ночь на пляже» Эдварда Мунка, выставленная в венской галерее Бельведер, должна быть возвращена Марине Фистулари-Малер, внучке и единственной наследнице Альмы. Малер, жена австрийского композитора Густава Малера. [8]
- В 2006 году Австрия вернула пять картин Густава Климта из Бельведера наследникам Адели Блох-Бауэр. [9] [10]
- В 2006 году австрийский арбитраж постановил, что портрет Густава Климта «Амалия Цукеркандль» не был разграблен нацистами и не нуждается в реставрации. [11] Это решение вызвало много комментариев, отчасти потому, что Амалия Цукеркандль погибла вместе со своей дочерью в Освенциме, а отчасти потому, что, как сообщил MSNBC: «Вместо того, чтобы вернуть эту явно украденную картину, австрийская арбитражная комиссия пришла к выводу, что она должна оставаться в Бельведере». [12]
- В 2012 году в документальном фильме «Портрет Уолли» рассказывалось, как знаменитый портрет Эгона Шиле, принадлежавший венскому торговцу произведениями искусства по имени Леа Бонди, пока нацист Фридрих Вельц не конфисковал его из ее частной коллекции в 1939 году, был по ошибке возвращен в музей Бельведер в Австрии. после Второй мировой войны в составе коллекции другого дилера. [13]
- В 2014 году Бельведеру было приказано восстановить «Фермерскую кухню / Интерьер кухни» Вильгельма Лейбля наследникам Марты Либерманн (вдовы Макса Либермана) из-за преследований нацистов. [14]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фирнигль, Анетт (2011). «Скульптуры в садах: от исторических эпох до «нео-смущающих» тенденций» (PDF) . п. 35 . Проверено 5 июля 2023 г.
- ^ Маритс, Мирьям (13 марта 2018 г.). «Оси зрения: Как Вена защищает беспрепятственный обзор» . Пресса . Проверено 13 мая 2024 г.
- ^ Шелленберг, Рената (2018). «Музеи и музейность: празднование 150-летия Венской Рингштрассе» . Журнал австрийских исследований . 51 (2): 31–50. дои : 10.1353/oas.2018.0020 . ISSN 2327-1809 .
- ^ Jump up to: а б «История Бельведера | Бельведерский музей Вена» . www.belvedere.at . Проверено 2 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с «Дворец и сады Бельведер» . Всемирный фонд памятников . Проверено 2 июля 2023 г.
- ^ «ТЕМАТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Эгон Шиле, Четыре дерева / Осенняя аллея» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 2 июня 2020 г.
- ^ «Моргенштерн_Йозеф_РЕШЕНИЕ 6 марта 2020 г.» (PDF) . provienzforschung.gv.at . Архивировано (PDF) из оригинала 26 января 2021 года.
Таким образом, консультативный совет считает доказанным, что картина существует самое позднее с 1924 года и - как это теперь подтверждено актом оценки в соответствии с Войной и преследованием. Закон о материальном ущербе — по крайней мере, до тех пор, пока «Связь» 1938 года не принадлежала доктору. Йозеф Моргенштерн установил и приходит к выводу, что факты, предусмотренные пунктом 1 Z 2 статьи 1 Закона о реституции произведений искусства, выполнены. Таким образом, федеральный министр имеет право передать право собственности на картину правопреемникам доктора. Рекомендую Йозефа Моргенштерна.
- ^ «Картина Мунка, украденная нацистами, возвращена наследнику Малера» . www.lootedart.com . Архивировано из оригинала 24 ноября 2010 года . Проверено 28 апреля 2021 г.
- ^ Ваксман, Шэрон (6 апреля 2006 г.). «Возвращение домой в Лос-Анджелесе для пяти Климтов, разграбленных нацистами» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Архивировано из оригинала 10 августа 2016 года . Проверено 28 апреля 2021 г.
Ее портреты и портреты других Климтов г-н Блох-Бауэр повесил в специальной комнате своего дворца как своего рода святилище своей любимой жены. Но после того, как Германия аннексировала Австрию в марте 1938 года, он бежал без всего своего имущества. Новое нацистское правительство наложило на промышленника фиктивный налоговый счет и конфисковало его имущество, поместив три картины Климта в Австрийскую галерею и продав остальные.
- ^ «Австрия вернет произведения искусства, украденные нацистами» . www.lootedart.com . Нью-Йорк Таймс. Архивировано из оригинала 24 ноября 2010 года . Проверено 28 апреля 2021 г.
Ее муж бежал в Швейцарию после того, как нацисты захватили Австрию. Затем нацисты забрали картины, и формальным владельцем стала галерея Бельведер.
- ^ «Арбитражная комиссия пришла к выводу, что портрет Климта не был разграблен нацистами» . www.lootedart.com . Архивировано из оригинала 24 ноября 2010 года . Проверено 28 апреля 2021 г.
- ^ «Последние военнопленные: внутри битвы за возвращение украденных нацистами произведений искусства» . MSNBC.com . Архивировано из оригинала 24 ноября 2020 года . Проверено 28 апреля 2021 г.
Портрет Амалии Цукеркандль — Густав Климт Вместо того, чтобы вернуть эту явно украденную картину, австрийская арбитражная комиссия пришла к выводу, что она должна остаться в Бельведере. Арбитры заявили, что они не уверены в том, как именно картина покинула дом Фердинанда, и полагают (несмотря на массу доказательств, касающихся ликвидации нацистами всего поместья Фердинанда), что Фердинанд мог решить передать картину семье Амалии. Как это можно было осуществить, пока Фердинанд находился в изгнании, арбитры не объяснили.
- ^ Кэрролл, Мариса (24 мая 2012 г.). «Картина, вызвавшая тысячу судебных исков» . Гипераллергический . Архивировано из оригинала 25 октября 2012 года . Проверено 28 апреля 2021 г.
Рудольф Леопольд, австрийский офтальмолог, за свою жизнь накопил ошеломляющее количество произведений Шиле — но не всегда честно, как убедительно доказывает документальный фильм «Портрет Уолли». Первоначально картина принадлежала венскому торговцу произведениями искусства по имени Леа Бонди, но в 1939 году член нацистской партии Фридрих Вельц конфисковал ее из ее частной коллекции. По ошибке картина была восстановлена в музее Бельведер в Австрии после Второй мировой войны как часть коллекции другого дилера. В 1954 году Бонди попросила Леопольда, известного коллекционера Шиле, помочь ей найти картину. Вместо этого он обменял его на музей и сделал его своим.
- ^ «Бельведер должен вернуть картину наследникам Либермана» . www.lootedart.com . Стандарт. Архивировано из оригинала 9 августа 2016 года . Проверено 28 апреля 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Официальный сайт (на немецком и английском языках)
- Бельведер в Институте культуры Google
- Дома построены в 1723 году.
- Здания и сооружения на Ландштрассе
- Дворцы в Вене
- Музеи Вены
- Императорские резиденции в Австрии
- Дворцы в стиле барокко в Австрии.
- Архитектура барокко в Вене
- Исторические дома-музеи Австрии
- Художественные музеи и галереи Вены
- Сады в Австрии
- 1781 год в искусстве
- Художественные музеи и галереи, основанные в 1780-х годах.
- Музеи, основанные в 1781 году
- 1723 заведения в монархии Габсбургов.
- 1723 заведения в Священной Римской империи.
- Заведения XVIII века в Австрии