Леа Бонди
Леа Бонди Кат | |
---|---|
Рожденный | Леа Бонди 12 декабря 1880 г. |
Умер | 1969 (88–89 лет) |
Занятие | арт-дилер |
Известный | Борьба за возвращение «Портрета Уолли» Эгона Шиле, незаконно экспроприированного нацистами в 1939 году. |
Леа Бонди , позже Леа Джарай или Леа Бонди-Жарай (12 декабря 1880 — 1969) — австрийский арт-дилер и коллекционер произведений искусства, которая была вынуждена эмигрировать в Великобританию из-за нацистских преследований после присоединения Австрии к нацистско- немецкому рейху. [ 1 ] Галерея Вюртле, которой она управляла, была « арианизирована » нацистами, а ее коллекция произведений искусства, в том числе « Портрет Уолли» Эгона Шиле , была вымогательна. [ 2 ]
Биография
[ редактировать ]Семья
[ редактировать ]Леа Бонди родилась в немецко-еврейской купеческой семье в Майнце, которая переехала в Вену в середине 1880-х годов. Ее родителями были Маркус Бонди (1831–1926) и Берта, урожденная Хирш (1842–1912). У нее было 15 братьев и сестер, восемь братьев и семь сестер.
В 1936 году она вышла замуж за скульптора Александра Шандора Ярая (1870–1943) из Темешвара после смерти его первой жены. [ 3 ] становясь Леа Джарай или Леа Бонди-Джарай.
Владелец галереи в Вене.
[ редактировать ]6 июня 1919 года Леа Бонди была внесена в Венский коммерческий реестр как уполномоченное лицо, подписавшее преемника Würthle & Sohn, известного как Kunsthandlung Würthle или позже как Galerie Würthle. [ 4 ] В следующем году бизнес был расширен, и к названию присоединилась компания Verlag Neuer Graphik. 22 июня 1920 года Отто Ниренштейн (1894–1978), который позже стал известен как Отто Каллир , также получил индивидуальную доверенность. Расширенная компания публиковала современную и современную оригинальную графику из Австрии таких художников, как Файстауэр, Иттен, Юнгникель, Кубин и Шиле. Доверенность Ниренштейна была аннулирована 26 мая 1922 года. Бонди стал открытым партнером компании. В 1926 году владельцы Леопольдин и Ульф Зейдли (1881–1960) ушли в отставку; 13 августа 1926 года Бонди стал единоличным владельцем арт-дилера. [ 5 ] Согласно базе данных еврейских коллекционеров и арт-дилеров, партнером был фабрикант и коллекционер Отто Брилль (1881–1954). [ 6 ]
Леа Бонди также коллекционировала произведения искусства, приобретя « Портрет Уолли» ( Wally Neuzil ) Эгона Шиле в середине 1920-х годов. Сама она изображалась несколько раз, в том числе в 1927 году Кристианом Шадом маслом по дереву. [ 7 ]
Арианизация, грабеж, эмиграция
[ редактировать ]
нет Первоначальных источников об арианизации галереи Вюртле зальцбургским торговцем произведениями искусства Фридрихом Вельцем , потому что, как выяснилось в связи с обвинениями в мошенничестве против Вельца в 1943 году, по словам Вельца, «не было заключено никакого письменного контракта [...] ] – только на своем месте журнал, который Вельц хранит в распоряжении налоговой инспекции. ". [ 8 ] После арианизации галереи Вюртле Фридрих Вельц посетил Бонди-Харай в ее доме по адресу Вайсгерберланде, 38, на Дунайском канале, за день до запланированного отъезда в Лондон, 17 марта 1939 года. На стене висел «Портрет Уолли» Шиле. Вельц сразу осознал ценность картины и потребовал ее, а также предмет мебели. Леа Бонди-Жарай дала понять, что на протяжении многих лет это была ее частная собственность, что картина не принадлежала Galerie Würthle и не продавалась. Вельц настаивала до тех пор, пока муж Бонди-Джарай не посоветовал ей не рисковать запланированным побегом. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] Согласно материалам суда, он сказал ей, что она не должна сопротивляться Вельцу, потому что «вы знаете, на что он [Вельц] способен». [ 12 ]
Холокост: судьбы членов семьи
[ редактировать ]Четыре сестры и брат были убиты во время Холокоста, Роза Граденвиц и Хелен Хаусдорф - в концентрационном лагере Аушвиц-Биркенау , Эстер - в Праге, Хильда - в Майданеке и Зигмунд Бонди - в последние дни нацистского режима в 1945 году в Берген-Бельзен. концентрационном лагере лагерь. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] Трое братьев сбежали: Джозеф в Нью-Йорк, Уго Нафтали в Палестину и Сэмюэль Бонди, кардиолог, в Нью-Йорк через Лондон. [ 16 ]
Владелец галереи в Лондоне
[ редактировать ]В 1939 году Бонди-Жарай вместе с мужем сбежала в Лондон. С собой она могла взять только то, что могла унести, в том числе несколько рисунков и, конечно же, несколько листов Эгона Шиле. Она жила в Хэмпстеде и торговала произведениями австрийских эмигрантов. Ее муж умер в Лондоне 5 июля 1943 года. В том же году она и Отто Брилл, которому также удалось бежать в Лондон, захватили галерею Святого Георгия на Гросвенор-стрит, 81 в Мейфэр. Предыдущим владельцем был Артур Роуленд Хауэлл (1881–1956), который продавал там работы современных английских художников, таких как Фрэнсис Ходжкинс и Дэвид Джонс. Помимо графики, можно было купить новые и подержанные книги по всем направлениям искусства, театра и музыки. Галерея быстро стала точкой контакта для немецкоязычных эмигрантов и дала работу некоторым из них, например Эрике Браузен и Гарри Фишеру, которые позже оба основали известные галереи в Лондоне. Леа Харай представляла современных художников разных стилей, в том числе Массимо Кампильи , Люсьена Фрейда , Альберто Джакометти. , Оскар Кокошка , Андре Массон , Кери Ричардс и другие. Она была одной из первых, кто показал экспрессионистские работы в Лондоне, области, в которой она имела высокий уровень знаний. спонсировал галерею В 1947 году Британский совет выставки британских и французских художников нового поколения. Леа Джарай стала гражданкой Великобритании в апреле 1948 года. [ 17 ] В 1950 году она показала свою галерею «Современные австрийские художники» в сотрудничестве с Альбертиной и Федеральным министерством образования, отвечающим за культуру. После этого галерею закрыли из-за отсутствия рентабельности. Агата Садлер, младшая дочь Отто Брилла, которая отвечала за ассортимент книг, закрепила за собой имя и после долгого периода строительных работ по различным адресам смогла открыть то, что позже станет известным антикварным книжным магазином St. Джорджс Галерея Букс Лтд. [ 18 ]
Британский искусствовед Уильям Фивер писал о Леа Джарай: «В своей лондонской галерее она представила международных художников под названием «Известные и неизвестные» в качестве названия групповой выставки, на которой был представлен Люсьен Фрейд. Художник дал ей высокую оценку: «Она очень любила искусство». " [ 19 ]
Реституция
[ редактировать ]С 1945 года Луиза Кремлачек стала исполняющей обязанности руководителя галереи. После решения Австрийской комиссии по реституции от 17 марта 1948 года Фридриху Вельцу пришлось вернуть «Галерею Вюртле» Леа Бонди-Жарай. Затем Вельц потребовал расходы на галерею. Второе слушание было решено в пользу Вельца, «арианизатора». Чтобы вернуть свою компанию, Бонди-Джараю пришлось заплатить ему 9000 шиллингов. [ 20 ] Коллекция галереи, включающая 47 произведений искусства Антона Колига , а также картину Шиле «Валли» 1912 года, законной владелицей которой была Леа Бонди-Жарай, считалась утерянной.
На ее вопрос Вельц сообщила, что картина Шиле была конфискована вместе с другими произведениями искусства и находится в коллекции Бельведера. Поскольку Бонди-Жарай пришлось вернуться в Лондон, она не могла дальше заниматься этим вопросом. В 1953 году ее посетил в Лондоне врач и коллекционер Рудольф Леопольд , с которым она также говорила о картине «Уолли». Она попросила его попытаться вернуть его. Следующее, что она услышала о картине, было то, что она принадлежала Леопольду. [ 21 ] В 1957 году она через адвоката попросила коллекционера вернуть ей картину. Леопольд ответил, что у нее больше нет прав собственности на картину, поскольку она не смогла вернуть ее у Бельведера. Картина теперь принадлежит ему. Ответ адвоката заключался в том, что Бонди-Жарай никогда не отказывалась от своих прав на картину и что Уолли попала во владение наследников Ригера только в результате путаницы, а оттуда в Бельведер. Адвокат рекомендовал подать иск, но Леа Бонди-Жарай отказывается, поскольку не доверяет австрийской судебной системе. Она написала адвокату: «Если иск будет проигран, я навсегда потеряю свою фотографию». [Если суд проиграется, я потеряю свою картину навсегда.] [ 22 ]
В августе 1966 года она обратилась за помощью к Отто Каллиру, эксперту по Шиле и владельцу галереи на Манхэттене, также эмигранту из Вены. В письме к нему, написанном на немецком языке, она описала, как у нее вымогали фотографию Вельца. Леа Бонди-Жарай до самой смерти пыталась вернуть картину. Она умерла (в Лондоне), не получив его и не получив никакой компенсации. [ 23 ]
В январе 1998 года окружной прокурор Манхэттена Роберт Моргентау вызвал Уолли (и «Мертвый город III 1912 года», еще одно произведение, предположительно украденное нацистами) в рамках расследования того, были ли фотографии украденными предметами, незаконно ввезенными в штат Нью-Йорк. Оно было передано во временное пользование Музею современного искусства в Нью-Йорке и впоследствии более десяти лет находилось под стражей у государства как предмет юридических споров между наследниками Бонди-Жарая и коллекционером Рудольфом Леопольдом . [ 24 ] [ 25 ] После смерти коллекционера Музей Леопольда заплатил 19 миллионов долларов, и картина вернулась в Вену. [ 26 ] [ 27 ]
В июле 2010 года пятьдесят членов рассеянной семьи Бонди воссоединились, чтобы почтить память и отпраздновать это событие в вестибюле Музея еврейского наследия в Нью-Йорке. По словам искусствоведа Ли Розенбаума, присутствовавшего на мероприятии, это был момент великих эмоций. «Андре Бонди, внучатый племянник Леи… трогательно и эмоционально рассказывал об усилиях своего отца Генри исправить историческую несправедливость. Когда Андре со слезами на глазах закончил описание реакции своего покойного отца на благоприятное развитие событий в затянувшемся деле, мало кто высказался сухо. глаза в доме: [ 28 ]
В 2012 году об этом деле был снят документальный фильм. [ 29 ] В фильме представлена история произведения искусства и положительное влияние, которое борьба Леа Бонди за его возвращение оказала на усилия по реституции украденных нацистами произведений искусства. [ 30 ] [ 31 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Анализ дела Леа Бонди Джарай , проведенный Рафаэлем Рамосом (Историческое общество судов Нью-Йорка)
- Портрет Уолли - США и поместье Леа Бонди и музей Леопольда
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ильзе Эрика Коротин, изд. Биография: Лексикон австрийских женщин . Вена. ISBN 978-3-205-79590-2 . OCLC 953945386 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Книги и публикации: Герт Кершбаумер, мастер интриг: дела торговца произведениями искусства Фридриха Вельца» . www.lootedart.com . Проверено 10 апреля 2021 г.
- ^ «История Дома Джарай – Вена» (PDF) .
- ^ «ДОСЬЕ. Эгон Шиле Моа, Скачать PDF бесплатно» . docplayer.org . Проверено 10 апреля 2021 г.
- ^ «Арианизация» на примере компаний Halm & Goldmann и Verlag Neuer Graphic (Würthle & Sohn Nachf.)» (PDF) .
- ^ «Интернет-база данных потерянного искусства – еврейские коллекционеры и торговцы произведениями искусства (жертвы нацистских преследований и экспроприации) – Брилл, Отто» . www.lostart.de . Проверено 10 апреля 2021 г.
- ^ «Леа Бонди» . www.mumok.at . Проверено 10 апреля 2021 г.
- ^ Кершбаумер, Герт (2000). Мастер путаницы: бизнес арт-дилера Фридриха Вельца . Вена: Чернин. ISBN 3-7076-0030-0 . OCLC 44569763 .
- ^ «Документальный фильм о преступлениях в сфере искусства: «Портрет Уолли» (часть первая)» (на индонезийском языке) . Проверено 10 апреля 2021 г.
- ^ Другое., Алфорд, Роджер П. Редактор. Ари, автор Цукермана. Бэзилер, Майкл Дж. Редактор. Берт, участник Neuborne. Кэрин, участник Becker. Дэвид А., участник Lash. Дебора, автор проекта Sturman. Э. Рэндол, автор Шенберга. Эдвард Р., участник Кормана. Эрик, участник Freedman. Фиорентина, автор Азизи. Гидеон, автор Тейлора. Ханна, участник Лессинга. Ховард Н., сотрудник Spiegler. Кай, участник Хеннига. Лоуренс, участник Kill. Ли, участник Бойда. Линда, автор Gerstel. Лотар, участник Ulsam. Мелвин И., участник Weiss. Майкл Дж., участник Bazyler. Майкл, БеренбаумXXecontributorXX4ctbXX4https://id.loc.gov/vocabulary/relators/ctb Другое. Митчелл А., KaminXXecontributorXX4ctbXX4https://id.loc.gov/vocabulary/relators/ctb Другое. Моника С., DugotXXecontributorXX4ctbXX4https://id.loc.gov/vocabulary/relators/ctb Другое. Моррис, RatnerXXecontributorXX4ctbXX4https://id.loc.gov/vocabulary/relators/ctb (25 декабря 2005 г.). Реституция Холокоста: перспективы судебного процесса и его наследие . Нью-Йорк Пресс. ISBN 978-1-4798-4562-0 . OCLC 1225884398 .
{{cite book}}
:|first=
имеет родовое имя ( помощь ) ; Внешняя ссылка в
( справка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )|first=
- ^ «США против ПОРТРЕТА ВАЛЛИ, КАРТИНЫ ЭГОНА ШИЛЕ, 99 Civ. 9940 (MBM) | Поиск по тексту + Цитатор» . Casetext.com . Проверено 10 апреля 2021 г.
В апреле того же года Фридрих Вельц приобрел венскую художественную галерею, принадлежавшую Леа Бонди Жарай («Бонди»), австрийской еврейке, посредством процесса «арианизации», в результате которого евреи были вынуждены продавать свою собственность «арийцам» по искусственно созданной цене. низкие цены. (Там же) Позже Вельц вступил в нацистскую партию. (Там же, абз. 5d) Во время последующего посещения квартиры Бонди Вельц увидел Уолли, висящего на стене, и заявил, что его арианизация галереи дает ему на это право. Бонди ответила, что Уолли была частью ее частной коллекции и не имела никакого отношения к галерее, но «Вельц продолжала настаивать на картине, пока муж [Бонди] наконец не сказал ей об этом, поскольку они хотели покинуть Австрию, возможно, потому, что уже на следующий день она не должна сопротивляться Вельцу, потому что «вы знаете, на что он [Вельц] способен». Затем Бонди сдал картину Вельцу и сбежал в Лондон (Там же, абз. 5e).
- ^ «США против ПОРТРЕТА ВАЛЛИ, КАРТИНЫ ЭГОНА ШИЛЕ, 99 Civ. 9940 (MBM) | Поиск по тексту + Цитатор» . Casetext.com . Проверено 10 апреля 2021 г.
- ^ «Центральная база данных имен жертв Шоа Роза Граденвиц» . yvng.yadvashem.org . Проверено 10 апреля 2021 г.
- ^ «Хелен Хаусдорф» . yvng.yadvashem.org . Проверено 10 апреля 2021 г.
- ^ «Хильда Фанни Бонди» . yvng.yadvashem.org . Проверено 10 апреля 2021 г.
- ^ «Сэмюэл Бонди» . gedenkbuch.univie.ac.at . Проверено 10 апреля 2021 г.
- ^ Свидетельство о натурализации: Леа Джарай. Из Австрии. Резидент в Лондоне . 9 апреля 1948 года.
- ^ «Смелые новости: эмигранты, изменившие мир искусства» (PDF) .
- ^ Фивер, Уильям (2019). Жизни Люсьена Фрейда (Первое американское изд.). Нью-Йорк. ISBN 978-0-525-65752-1 . OCLC 1097465769 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Документальный фильм о преступлениях в сфере искусства: «Портрет Уолли» (часть вторая)» (на индонезийском языке) . Проверено 10 апреля 2021 г.
- ^ Добжински, Джудит Х. (24 декабря 1997 г.). «РЕВЕНТНЫЙ КОЛЛЕКЦИОНЕР - Специальный репортаж. Необычайная страсть к коллекционированию произведений искусства, так или иначе» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 10 апреля 2021 г.
- ^ Габриэле Андерл; Александра Карузо (2005). Нацистская кража произведений искусства в Австрии и ее последствия . Инсбрук: StudienVerlag. ISBN 3-7065-1956-9 . OCLC 70267398 .
- ^ Добжински, Джудит Х. (24 декабря 1997 г.). «РЕВЕНТНЫЙ КОЛЛЕКЦИОНЕР - Специальный репортаж. Необычайная страсть к коллекционированию произведений искусства, так или иначе» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 10 апреля 2021 г.
- ^ Добжински, Джудит Х. (10 января 1998 г.). «Дело Шиле уже правит в мире искусства» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 10 апреля 2021 г.
- ^ Добжински, Джудит Х. (8 января 1998 г.). «Окружной прокурор вступает в спор по поводу произведений искусства» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 10 апреля 2021 г.
- ^ «Закрытие урегулирования по делу Портрета Уолли» . www.lootedart.com . Художественная газета . Проверено 10 апреля 2021 г.
- ^ «Ссора из-за работы Эгона Шиле обошлась австрийскому музею в 19 миллионов долларов» . Новости Би-би-си . 21 июля 2010 года . Проверено 10 апреля 2021 г.
- ^ « Представление «Портрета Уолли»: слезливое и радостное воссоединение потомков Леа Бонди» . КультураГррл . 30 июля 2010 г. Проверено 11 апреля 2021 г.
В вестибюле Музея еврейского наследия в Нью-Йорке царила праздничная атмосфера приема в честь бар-мицвы, без спиртных напитков и закусок, где около 50 разноплановых Бонди всех поколений воссоединились на церемонии, посвященной выплате 19 миллионов долларов от «Леопольда». Музей в Вене наследникам Леа Бонди Джарай, австрийской еврейки, у которой в 1939 году нацисты незаконно экспроприировали «Портрет Уолли» Эгона Шиле. Вена без своей заветной картины. Она уступила мудрому настоянию своего мужа, но провела остаток своей жизни, пытаясь вернуть себе свой все еще удивительно яркий шедевр, который заворожил меня сегодня на пресс-показе перед утренним чествованием ее памяти и празднованием урегулирования: Прежде чем предоставить собственную информацию и комментарии (в следующем посте), я предоставляю слово двум ораторам на сегодняшнем утреннем собрании. Во-первых, Андре Бонди, внучатый племянник Ли, который трогательно и эмоционально рассказал об усилиях своего отца Генри исправить историческую несправедливость. Когда Андре со слезами на глазах закончил описание реакции покойного отца на благоприятное правовое развитие затянувшегося дела, в доме было мало сухих глаз:
- ^ Ши, Эндрю (28 апреля 2012 г.), Портрет Уолли (документальный фильм, история, новости) , получено 10 апреля 2021 г.
- ^ Университет, © Стэнфорд. «Камера как свидетель представляет документальный фильм ПОРТРЕТ ВАЛЛИ - Stanford Arts» . Архивировано из оригинала 1 декабря 2020 года . Проверено 11 апреля 2021 г.
В фильме прослеживается история этого культового образа – от жеста привязанности Шиле к своей юной возлюбленной до кражи картины у Леа Бонди, еврейского торговца произведениями искусства, спасающегося бегством из Вены, до послевоенной неразберихи и уловок, вызывающих воспоминания. «Третий человек», к удивлению, вновь появляется «Уолли», переданный в аренду Музею современного искусства на Манхэттене. В 1997 году, когда наследники арт-дилера Леа Бонди попросили МоМА хранить картину в Нью-Йорке, МоМА и Музей Леопольда уперлись и отказались. Окружной прокурор Роберт Моргентау вызвал в суд и начал уголовное расследование. Последовала тринадцатилетняя судебная тяжба, проследившая ход преступления против собственности, связанного с Холокостом, и вновь вскрывшая раны одной из самых страшных трагедий века – и все это в то время, когда цены на работы Эгона Шиле росли быстрее, чем у любого художника, работающего в этом искусстве. рынок. Коллекционер Шиле Рональд Лаудер оказался между несколькими интересами: он был председателем МоМА и основателем Комиссии по восстановлению произведений искусства, организации, занимающейся возвращением украденных произведений искусства евреям, потерявшим их из-за нацистов. Лаудер встал на сторону Музея и выступил против еврейской семьи. То же самое сделали все музеи Нью-Йорка, даже Еврейский музей. Дело «Уолли» обнародовало историю о хищениях произведений искусства нацистами, что в конечном итоге вынудило музеи Европы и США вернуть произведения искусства еврейским семьям.
- ^ Кэрролл, Мариса (24 мая 2012 г.). «Картина, вызвавшая тысячу судебных исков» . Гипераллергический . Архивировано из оригинала 23 августа 2020 года . Проверено 11 апреля 2021 г.
Ши показывает, как художественное сообщество отдало предпочтение своему будущему, а не поиску справедливости для жертв нацистских запугиваний и воровства. Он добивается этого в первую очередь посредством интервью с экспертами и участниками дела, в том числе с исследователем проекта по реституции произведений искусства Холокоста, бывшим агентом Министерства внутренней безопасности, владельцами художественных галерей, репортером The New York Times, который много писал об этой истории и окружные прокуроры Нью-Йорка.