Jump to content

Отто Каллир

Портрет Отто Каллира в возрасте двадцати пяти лет, 1919 год , автор Богуслав Кокошка.

Отто Каллир (родившийся Отто Ниренштайн , 1 апреля 1894, Вена — 30 ноября 1978, Нью-Йорк) — австрийско-американский историк искусства, писатель, издатель и галерист. В 1968 году он был награжден Серебряной медалью Почета за заслуги перед Венским государством.

Ниренштейн посещал Akademisches Gymnasium (Академическую среднюю школу) в Вене с 1904 по 1912 год. После службы в австрийской армии во время Первой мировой войны он учился в Венском техническом институте с 1919 по 1920 год. Однако антисемитизм в Высшей школе заставил для него было невозможно реализовать свою первую амбицию - стать авиационным инженером, поэтому в 1919 году он начал издательскую карьеру, основав Verlag Neuer Graphik, подразделение Rikola Verlag. [ 1 ]

Среди наиболее важных публикаций Verlag Neuer Graphic были графические работы Эгона Шиле, [ 2 ] портфолио, содержащее первые издания шести офортов художника и двух его литографий. В 1923 году Ниренштайн основал Neue Galerie (до сих пор действующую под другим владельцем как Galerie nächst St. Stephan ), которая открылась первой крупной посмертной выставкой работ Шиле . В конце концов, Ниренштейн стал всемирно признанным арт-дилером, представляя Густава Климта , Оскара Кокошки , Эгона Шиле и Альфреда Кубина . В 1931 году он спас от забвения творчество Рихарда Герстля . [ 3 ] Ниренштейн также спас поместье Петера Альтенберга , создав постоянную галерею-инсталляцию (позже переданную в дар Венскому музею), в которой представлено содержимое бывшего гостиничного номера поэта. Кроме того, в Новой галерее выставлялись современные австрийские художники, такие как Герберт Бёкль, Антон Файстауэр , Герхард Франкл, Людвиг Генрих Юнгникель, Оскар Ласке и Отто Рудольф Шац, а также австрийские мастера девятнадцатого века, такие как Антон Ромако и Фердинанд Георг Вальдмюллер . В то время, когда австрийцы были еще относительно незнакомы с европейским модернизмом, Ниренштейн организовал персональные выставки работ Ловиса Коринта , Эдварда Мунка , Огюста Ренуара , Поля Синьяка и Винсента Ван Гога . [ 4 ]

В 1922 году Ниренштейн женился на баронессе Франциске фон Левенштейн-Шарффенек (1899–1992). В следующем году, чтобы отпраздновать рождение сына Джона Каллира (ум. 2022 г.), он изменил название своего издательства на Йоханнес Прессе. Как и Verlag Neuer Graphik, Йоханнес Прессе специализировался на книгах и портфолио с ограниченным тиражом, содержащих оригинальные гравюры. Дочь Эвамари Каллир родилась в 1925 году (ум. 2022).

В 1928 году Ниренштайн в сотрудничестве с объединением художников Хагенбунда организовал крупную выставку, посвященную десятилетию со дня смерти Эгона Шиле. Картины выставлялись в Хагенбунде, работы на бумаге — в Новой галерее. Два года спустя Ниренштайн опубликовал первый каталог-резонне картин Шиле «Эгон Шиле: Persönlichkeit und Werk». [ 5 ]

Также в 1930 году он получил докторскую степень по истории искусств в Венском университете . В 1933 году Отто Ниренштейн официально изменил свое имя на Каллир, взяв имя, которое принадлежало его семье на протяжении многих поколений.

В 1937 году он помог Фредерику Вельцу организовать выставку Вальдмюллера в Зальцбурге. [ 6 ] После Второй мировой войны Каллир отказался иметь какое-либо дело с Вельцем, чьи дела в период нацизма были печально известны.

Эмиграция

[ редактировать ]

После того, как нацисты аннексировали Австрию в 1938 году, Каллиру грозило неминуемое преследование не только потому, что он был евреем, но и потому, что он активно поддерживал правительство Шушнига . Вынужденный эмигрировать, он продал Новую галерею своей секретарше Вите Кюнстлер , которая не была еврейкой. Это был редкий пример «дружественной арианизации». Кюнстлер сохранила галерею, как могла, и добровольно вернула ее Каллиру после Второй мировой войны. Поскольку современные художники, представленные Новой галереей, не подпадали под действие австрийских законов об экспорте в 1938 году, и большинство из них в любом случае считались нацистами «дегенератами» , Каллир смог взять с собой в изгнание значительную коллекцию. Он, его жена и двое детей первоначально поселились в Люцерне, Швейцария. Но швейцарцы не дали ему разрешения на работу, и он отправился в Париж. Здесь он основал галерею St. Etienne, названную в честь центральной достопримечательности Вены — собора Святого Стефана . Однако французы отказались принять остальных членов семьи Каллир, и поэтому им пришлось найти страну, которая приняла бы их всех. В 1939 году они эмигрировали в США, привезя с собой значительную часть инвентаря галереи. [ 7 ]

В том же году Каллир основал нью-йоркскую галерею Сент-Этьен, где представил Соединенным Штатам австрийское и немецкое экспрессионистское искусство.

Австрийско-американская лига

[ редактировать ]

В Париже Каллир, естественно, общался с другими австрийскими беженцами и подружился с Отто фон Габсбургом , претендентом на австрийский престол. Почти сразу после прибытия в Нью-Йорк Каллир вошел в правление Австро-Американской лиги, одной из нескольких полуполитических эмигрантских групп. Он был назначен председателем в 1940 году. Лига организовывала «художественные вечера» и помогала недавно прибывшим адаптироваться к жизни в США. Будучи председателем Лиги, Каллир пытался получить американские визы и письменные показания для преследуемых австрийцев, в конечном итоге обеспечив безопасный проход примерно 80 беженцам. Каллир был также обеспокоен тем, что, если США вступят в войну, активы австрийцев как вражеских иностранцев могут быть конфискованы или ограничены в возможности свободного передвижения. В 1941 году он убедил Отто фон Габсбурга, недавно прибывшего в Америку, сопровождать его в Вашингтон, округ Колумбия, где они встретились с генеральным прокурором Фрэнсисом Биддлом . Они убедили Биддла, что австрийцы были жертвами, а не сообщниками Гитлера. В 1942 году, после вступления США в войну, Австрия была официально признана нейтральной страной, что имело желаемый эффект для австрийских жителей США, но также непредвиденные последствия в Австрии после войны.

Отто Каллир и Виллибальд Плёхль

[ редактировать ]

Виллибальд Плёхль был основателем Свободного австрийского национального совета, соперника Австро-американской лиги. Он считал Каллира ответственным за разногласия, возникшие между ним и Отто фон Габсбургом. Это побудило членов группы Плёхля сообщить ФБР о Каллире как о «бывшем агенте Гитлера и Муссолини», который имел дело с награбленными произведениями искусства. Необоснованное обвинение привело к тому, что Каллир перенес почти смертельный сердечный приступ 12 декабря 1942 года. После долгого выздоровления он вышел из Австро-американской лиги и после этого прекратил какое-либо участие в политике. Газета Washington Daily News , напечатавшая статью о предполагаемых связях Каллира с нацистами, принесла официальные извинения. ФБР завершило расследование заявлением Дж. Эдгара Гувера, подтверждающим, что дело было спровоцировано завистью конкурирующей политической группы и не имело фактических оснований. 14 апреля 1942 года Отто фон Габсбург написал в УСС (Управление стратегических служб, предшественник ЦРУ): «Каллир подвергся нападению со многих сторон. Похоже, эти нападения были неоправданными. Каллир честен, но очень некомпетентен в политике. " [ 8 ]

Соединенные Штаты

[ редактировать ]

В 1939 году, когда Каллир основал галерею Сент-Этьен в Нью-Йорке, австрийские модернисты имели очень мало международного признания и рыночной стоимости. На первой американской выставке Эгона Шиле, организованной галереей в 1941 году, рисунки стоили 20 долларов, акварели — 60 долларов; ни один не продан. [ 9 ] Благодаря неоднократным показам, продажам и подаркам музеям Каллир постепенно завоевал репутацию не только Шиле, но и Густава Климта, Оскара Кокошки и Альфреда Кубина. Галерея Сент-Этьен организовала первые в Америке персональные выставки таких художников, как Эрих Хекель (1955), Климт (1959), Кокошка (1940), Кубин (1941), Паула Модерсон-Беккер (1958). В 1940-е годы, когда работы австрийских мастеров было практически невозможно продать, Каллир добился большого успеха, «открыв» восьмидесятилетнюю художницу-самоучку Анну Мэри Робертсон Мозес . Известная во всем мире как «Бабушка» Мозес, она была одной из самых известных художниц времен холодной войны и самой успешной художницей своего времени.

Подход Каллира во многом опирался на научные знания и сотрудничество с музеями. В 1960 году он сотрудничал с Томасом Мессером , чтобы организовать первую в американском музее выставку работ Шиле. Он открылся в Бостонском институте современного искусства (директором которого тогда был Мессер) и посетил еще пять площадок. В 1965 году, после того как Мессер был назначен директором Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке, Каллир убедил его организовать крупную выставку Климта и Шиле. В 1966 году Каллир выпустил обновленное издание своего каталога-резонне Шиле «Эгон Шиле: Каталог произведений живописи». [ 10 ] за которым в 1970 году последовал каталог-резонне гравюр художника «Эгон Шиле: Графическая работа». [ 11 ] В знак признания поддержки Гуггенхайма Каллир подарил в 1969 году «Портрет старика (Иоганн Хармс)» Шиле. Среди других крупных пожертвований Каллира были «Грушевое дерево» Климта (переданное Художественному музею Фогга в 1956 году) и «Младенец» (подаренный в Национальную галерею искусств в 1978 году).

Он также является автором каталогов-резонне, документирующих творчество бабушки Мозес (1973). [ 12 ] и Ричард Герстл (1974). [ 13 ]

После смерти Каллира в 1978 году галерея St. Etienne перешла во владение его давней соратницы Хильдегард Бахерт и его внучки Джейн Каллир . В 2020 году галерея прекратила коммерческую деятельность и стала консалтинговой по искусству. Его архивы и библиотека были переданы Исследовательскому институту Каллира — фонду, созданному в 2017 году для продолжения научной деятельности Отто Каллира.

Новая галерея в Вене, которой после войны управляли различные директора, была официально распущена в 1975 году. Ее архивы были переданы в дар Österreichische Galerie im Belvedere . Семья Отто Каллира подарила его коллекцию исторических автографов Венской библиотеке в Ратхаусе в 2008 году. Дополнительные архивные материалы можно найти в Институте Лео Бека в Нью-Йорке.

Послевоенная реституция

[ редактировать ]

В первые годы своего пребывания в Америке Каллир был склонен считать себя и своих собратьев-беженцев жертвами нацизма, но после войны он был вынужден признать сговор многих, кто остался. Учитывая его связи в изгнании и знание довоенных коллекций произведений искусства, Каллир приложил особые усилия, чтобы помочь коллекционерам вернуть произведения искусства, украденные в годы Гитлера. В большинстве случаев он встречал ожесточённое сопротивление со стороны австрийских музеев и правового истеблишмента. Однако в 1998 году записи Каллира способствовали конфискации украденной картины Шиле « Портрет Уолли» , предоставленной в аренду в Австрии Музею современного искусства . Этот случай заставил Австрию пересмотреть свои законы о реституции, разрешив возврат многих украденных произведений искусства.

Среди них была «Летняя ночь на пляже» Эдварда Мунка, которая была возвращена внучке Альмы Малер Верфель в 2006 году. Каллир безуспешно пытался помочь Малеру Верфелю вернуть картину после войны, и, как и в случае с Шиле, его записи сыграл важную роль в последующих усилиях по восстановлению.

Торговля произведениями искусства в эпоху нацизма

[ редактировать ]

Историк искусства Джонатан Петропулос писал, что деятельность Каллира в эпоху нацизма находится в «серой зоне». [ 14 ] В 2007 году были обнаружены письма с подробным описанием продажи Каллиром картины Вальдмюллера через агента Йозефу Геббельсу . [ 15 ] Защитники Каллира говорят, что Каллир собирался бежать из Австрии после аншлюса , что он не заработал на сделке денег и что впоследствии написал владельцу: «Весь этот эпизод был для меня крайне неприятен». [ 16 ]

Иски о реституции произведений искусства, которыми владел Каллир, дали неоднозначные результаты. В деле о « Оскара Кокошки » Двух обнаженных телах , в котором Музей изящных искусств в Бостоне подал в суд на истца, Клаудию Зегер-Томшиц , [ 17 ] судья вынес решение в пользу музея. [ 18 ]

По делу акварели Шиле « Женщина, скрывающая свое лицо » (1912) судья вынес решение в пользу наследника жертвы Холокоста Фрица Грюнбаума . [ 19 ] [ 20 ] Каллир купил «Женщину, скрывающую свое лицо» у Эберхарда Корнфельда в 1956 году и продал ее в следующем году за 300 долларов. Работа много раз переходила из рук в руки и значительно выросла в цене к тому времени, когда Ричард Надь купил ее в 2013 году. [ 21 ] Попытки Надя обжаловать это решение не увенчались успехом.

В более раннем деле, касающемся другого Шиле, «Сидящая женщина с согнутой левой ногой» (1917), также купленного у Корнфельда в 1956 году, судья вынес решение в пользу владельца, Дэвида Бакалара, который подал заявление об упрощенном судебном разбирательстве . В деле речь шла о защите «laches», «справедливой доктрины, утверждаемой Бакаларом, которая запрещает судебные иски, в которых произошла длительная задержка с подачей иска». [ 22 ] Судья заявил: «После более чем двух лет разоблачений в связи с этим судебным разбирательством и использования архивных исследований, недоступных в 1956 году, ответчики не представили никаких конкретных доказательств того, что нацисты разграбили рисунок или что он был иным образом украден из Грюнбаума». [ 23 ]

• 1968 г.: Серебряная медаль «За заслуги перед Венским государством».

Публикации

[ редактировать ]
  • Отто Каллир, Эгон Шиле: Каталог картин (Crown Publishers, Нью-Йорк: 1966).
  • Отто Каллир. Эгон Шиле: Графическая работа (Корона, Нью-Йорк: 1970).
  • Отто Каллир, бабушка Мозес (Абрамс: Нью-Йорк: 1973).
  • Отто Каллир, Ричард Герстль (1883–1908): Вклад в документацию его жизни и творчества (Counsel Press: Нью-Йорк, 1974).
  • Джейн Каллир, Спасенные из Европы (Галерея Сент-Этьен, Нью-Йорк: 1999).
  • Джейн Каллир, Австрийский экспрессионизм (Риццоли, Нью-Йорк: 1981).
  • Отто Каллир: пионер австрийского искусства (каталог выставки с текстами Ганса Бисанца, Джейн Каллир и Виты Марии Кюнстлер; Исторический музей города Вена, Вена: 1986)
[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Джейн Каллир, Спасенные из Европы (Галерея Сент-Этьен, Нью-Йорк: 1999).
  2. ^ Отто Каллир, Графическая работа Эгона Шиле (Вена: Verlag Neuer Graphik, 1922).
  3. ^ Хаддад, Натали (16 сентября 2017 г.). «Блудный сын Вены» . Гипераллергический . Архивировано из оригинала 22 ноября 2017 г. Проверено 19 апреля 2021 г. Мифология страстного, нестабильного гения, опередившего свое время и несвоевременного в ницшеанском смысле противостояния течениям своего времени, пронизывает Рихарда Герстля в Новой галерее, первой музейной ретроспективе художника в США. Тематически организованная выставка включает более половины из примерно 70 работ, приписываемых Герстлю с момента его повторного открытия венским торговцем произведениями искусства Отто Каллиром в 1931 году. Основополагающее повествование о таланте и смятении, а также сила работ заставляют задуматься о том, что именно было бы, если бы он не покончил с собой.
  4. ^ Полный список выставок Neue Galerie см. в « Джейн Каллир: австрийский экспрессионизм» (Риццоли, Нью-Йорк, 1981), стр. 95–98.
  5. ^ Отто Ниренштайн, Эгон Шиле: Личность и работа (Берлин/Вена: Лейпциг/Жолнай, 1930).
  6. ^ Петропулос, Джонатан (2011). «Мосты из Рейха: важность эмигрантов-торговцев произведениями искусства, что отражено в тематических исследованиях Курта Валентина и Отто Каллира-Ниренштайна» . Художественное произведение . OCLC   888872791 .
  7. ^ Джонсон, «Обзор искусства»; «Спасенные из Европы», The New York Times, 24 декабря 1999 г.
  8. ^ Герхардт Плёхль: Виллибальд Плёхль и Отто Габсбург в США. – Борьба за «правительство Австрии в изгнании» 1941/42. Архив документации издателя австрийского сопротивления, Вена, 2007 г.
  9. ^ Эгон Шиле, Galerie St. Etienne, Нью-Йорк, 7 ноября — 5 декабря 1941 г. (архив Исследовательского института Каллир, Нью-Йорк); примерно 424 и 1273 доллара США по состоянию на 2023 год. Это и все последующие долларовые эквиваленты согласно данным Бюро статистики труда США, калькулятор инфляции ИПЦ, https://www.bls.gov/data/inflation_calculator.htm .
  10. ^ Отто Каллир, Эгон Шиле: каталог произведений картин (Нью-Йорк: Crown Publishers, 1966).
  11. ^ Отто Каллир. Эгон Шиле: Графическая работа (Нью-Йорк: Crown Publishers, 1970).
  12. ^ Отто Каллир, бабушка Мозес (Нью-Йорк: Harry N. Abrams, Inc., 1973).
  13. ^ Отто Каллир, Ричард Герстль (1883-1908): Вклад в документацию его жизни и творчества (Нью-Йорк: Counsel Press, 1974).
  14. ^ Петропулос, Джонатан (24 мая 2011 г.). «Мосты из Рейха: важность эмигрантских арт-дилеров, отраженная в тематических исследованиях Курта Валентина и Отто Каллира-Ниренштайна». Kunstgeschichte (на немецком языке). Архивировано из оригинала 18 августа 2016 г. Курт Валентин и Отто Каллир-Ниренштайн, два самых важных торговца модернистским искусством двадцатого века, помогли преобразовать американский музейный ландшафт. Тем не менее, они также участвовали в ряде сомнительных действий, в которых был замешан национал-социалистический режим: несмотря на то, что оба дилера были евреями, они установили с нацистскими властями modus Vivendi, который позволял им вывозить произведения искусства из Рейха. Сюда входили работы, изъятые из государственных коллекций Германии, а также работы, известные как «побегные товары», когда преследуемые евреи продавали свое имущество под принуждением. Валентин и Каллир в процессе обогатились. Несмотря на этически сомнительную деятельность, они были отмечены в мире искусства и до сих пор избегали критического научного рассмотрения.
  15. ^ «Историки Холокоста критикуют позицию МИД в судебном споре; настаивают на том, что давление эпохи привело к продаже картины» . www.lootedart.com . Проверено 9 декабря 2023 г. Дауд также указал на исследование профессора Джонатана Петропулоса, историка Холокоста из колледжа Клермонт Маккенна в Калифорнии, которое показало, что Каллир способствовал продаже картины Фердинанда Вальдмюллера между нацистским коллекционером и сотрудником нацистского музея, который предназначал эту работу министру пропаганды Третьего рейха. Йозеф Геббельс, который, в свою очередь, планировал передать его Гитлеру.
  16. ^ «Дилер с дьяволом» . Наблюдатель . 11 сентября 2007 г. Архивировано из оригинала 18 ноября 2015 г. Проверено 5 июня 2021 г. Гитлер хотел «Портрет молодой девушки» работы Фердинанда Георга Вальдмюллера, одного из его любимых художников. И Каллир, желая того или нет, был дилером, который получил это для него.
  17. ^ Эджерс, Джефф (24 января 2008 г.). «МИД подает в суд, чтобы поддержать иск по спорной картине 1913 года» . Бостон.com . Проверено 5 июня 2021 г.
  18. ^ «МИД сохранит картину Кокошки» . Центр художественного права . 16 октября 2010 г. Проверено 5 июня 2021 г.
  19. ^ Раммелл, Ник (10 июля 2019 г.). «Наследники жертвы Холокоста одерживают победу в деле о возвращении произведений искусства» . Служба новостей здания суда . Проверено 5 июня 2021 г. До того, как нацисты отправили его в концентрационный лагерь Дахау, у Фрица Грюнбаума было более 400 произведений искусства, 81 из которых были написаны художником австрийского происхождения Эгоном Шиле. Двое наследников Грюнбаума подали иск в Нью-Йорке с требованием вернуть две акварели Шиле «Женщина, скрывающая свое лицо» (1912) после того, как коллекционер Ричард Надь представил их в ноябре 2015 года в Оружейной палате на Парк-авеню на выставке Salon Art + Design Show. Надь настаивал на том, что произведения искусства были приобретены добросовестно, но судья Нью-Йорка в прошлом году встал на сторону наследников Грюнбаума в упрощенном порядке, заявив, что «подпись под дулом пистолета не может привести к законной передаче». Надь не представил никаких доказательств, опровергающих документы, свидетельствующие о том, что нацисты конфисковали коллекцию Грюнбаума, заставив его подписать доверенность на свою жену до того, как она тоже была убита во время Холокоста.
  20. ^ «Суд постановил, что наследники жертвы Холокоста могут оставить себе украденные нацистами произведения» . www.lootedart.com . Проверено 5 июня 2021 г. Все произведения Шиле на выставке Корнфельда 1956 года были позже проданы одному американскому дилеру Отто Каллиру, а затем проданы множеству других людей.
  21. ^ «Рейф против Надя, 175 AD3d 107 | Поиск по тексту + цитатор» . Casetext.com . Проверено 5 июня 2021 г.
  22. ^ центр арт-права (18 октября 2012 г.). «Обзор дела: семилетняя сага Бакалара против Вавра подходит к концу» . Центр художественного права . Проверено 2 ноября 2022 г.
  23. ^ Дэвид Бакалар против Милоша Вавра и Леон Фишер , Дело 05, Гражданское дело. 3037 «Мнение и порядок» (Южный округ Нью-Йорка, США, 02 сентября 2008 г.).
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7cc321a3cb09428a1252c8e7669fa98b__1702100940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7c/8b/7cc321a3cb09428a1252c8e7669fa98b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Otto Kallir - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)