Отто Каллир

Отто Каллир (родившийся Отто Ниренштайн , 1 апреля 1894, Вена — 30 ноября 1978, Нью-Йорк) — австрийско-американский историк искусства, писатель, издатель и галерист. В 1968 году он был награжден Серебряной медалью Почета за заслуги перед Венским государством.
Австрия
[ редактировать ]Ниренштейн посещал Akademisches Gymnasium (Академическую среднюю школу) в Вене с 1904 по 1912 год. После службы в австрийской армии во время Первой мировой войны он учился в Венском техническом институте с 1919 по 1920 год. Однако антисемитизм в Высшей школе заставил для него было невозможно реализовать свою первую амбицию - стать авиационным инженером, поэтому в 1919 году он начал издательскую карьеру, основав Verlag Neuer Graphik, подразделение Rikola Verlag. [ 1 ]
Среди наиболее важных публикаций Verlag Neuer Graphic были графические работы Эгона Шиле, [ 2 ] портфолио, содержащее первые издания шести офортов художника и двух его литографий. В 1923 году Ниренштайн основал Neue Galerie (до сих пор действующую под другим владельцем как Galerie nächst St. Stephan ), которая открылась первой крупной посмертной выставкой работ Шиле . В конце концов, Ниренштейн стал всемирно признанным арт-дилером, представляя Густава Климта , Оскара Кокошки , Эгона Шиле и Альфреда Кубина . В 1931 году он спас от забвения творчество Рихарда Герстля . [ 3 ] Ниренштейн также спас поместье Петера Альтенберга , создав постоянную галерею-инсталляцию (позже переданную в дар Венскому музею), в которой представлено содержимое бывшего гостиничного номера поэта. Кроме того, в Новой галерее выставлялись современные австрийские художники, такие как Герберт Бёкль, Антон Файстауэр , Герхард Франкл, Людвиг Генрих Юнгникель, Оскар Ласке и Отто Рудольф Шац, а также австрийские мастера девятнадцатого века, такие как Антон Ромако и Фердинанд Георг Вальдмюллер . В то время, когда австрийцы были еще относительно незнакомы с европейским модернизмом, Ниренштейн организовал персональные выставки работ Ловиса Коринта , Эдварда Мунка , Огюста Ренуара , Поля Синьяка и Винсента Ван Гога . [ 4 ]
В 1922 году Ниренштейн женился на баронессе Франциске фон Левенштейн-Шарффенек (1899–1992). В следующем году, чтобы отпраздновать рождение сына Джона Каллира (ум. 2022 г.), он изменил название своего издательства на Йоханнес Прессе. Как и Verlag Neuer Graphik, Йоханнес Прессе специализировался на книгах и портфолио с ограниченным тиражом, содержащих оригинальные гравюры. Дочь Эвамари Каллир родилась в 1925 году (ум. 2022).
В 1928 году Ниренштайн в сотрудничестве с объединением художников Хагенбунда организовал крупную выставку, посвященную десятилетию со дня смерти Эгона Шиле. Картины выставлялись в Хагенбунде, работы на бумаге — в Новой галерее. Два года спустя Ниренштайн опубликовал первый каталог-резонне картин Шиле «Эгон Шиле: Persönlichkeit und Werk». [ 5 ]
Также в 1930 году он получил докторскую степень по истории искусств в Венском университете . В 1933 году Отто Ниренштейн официально изменил свое имя на Каллир, взяв имя, которое принадлежало его семье на протяжении многих поколений.
В 1937 году он помог Фредерику Вельцу организовать выставку Вальдмюллера в Зальцбурге. [ 6 ] После Второй мировой войны Каллир отказался иметь какое-либо дело с Вельцем, чьи дела в период нацизма были печально известны.
Эмиграция
[ редактировать ]После того, как нацисты аннексировали Австрию в 1938 году, Каллиру грозило неминуемое преследование не только потому, что он был евреем, но и потому, что он активно поддерживал правительство Шушнига . Вынужденный эмигрировать, он продал Новую галерею своей секретарше Вите Кюнстлер , которая не была еврейкой. Это был редкий пример «дружественной арианизации». Кюнстлер сохранила галерею, как могла, и добровольно вернула ее Каллиру после Второй мировой войны. Поскольку современные художники, представленные Новой галереей, не подпадали под действие австрийских законов об экспорте в 1938 году, и большинство из них в любом случае считались нацистами «дегенератами» , Каллир смог взять с собой в изгнание значительную коллекцию. Он, его жена и двое детей первоначально поселились в Люцерне, Швейцария. Но швейцарцы не дали ему разрешения на работу, и он отправился в Париж. Здесь он основал галерею St. Etienne, названную в честь центральной достопримечательности Вены — собора Святого Стефана . Однако французы отказались принять остальных членов семьи Каллир, и поэтому им пришлось найти страну, которая приняла бы их всех. В 1939 году они эмигрировали в США, привезя с собой значительную часть инвентаря галереи. [ 7 ]
В том же году Каллир основал нью-йоркскую галерею Сент-Этьен, где представил Соединенным Штатам австрийское и немецкое экспрессионистское искусство.
Австрийско-американская лига
[ редактировать ]В Париже Каллир, естественно, общался с другими австрийскими беженцами и подружился с Отто фон Габсбургом , претендентом на австрийский престол. Почти сразу после прибытия в Нью-Йорк Каллир вошел в правление Австро-Американской лиги, одной из нескольких полуполитических эмигрантских групп. Он был назначен председателем в 1940 году. Лига организовывала «художественные вечера» и помогала недавно прибывшим адаптироваться к жизни в США. Будучи председателем Лиги, Каллир пытался получить американские визы и письменные показания для преследуемых австрийцев, в конечном итоге обеспечив безопасный проход примерно 80 беженцам. Каллир был также обеспокоен тем, что, если США вступят в войну, активы австрийцев как вражеских иностранцев могут быть конфискованы или ограничены в возможности свободного передвижения. В 1941 году он убедил Отто фон Габсбурга, недавно прибывшего в Америку, сопровождать его в Вашингтон, округ Колумбия, где они встретились с генеральным прокурором Фрэнсисом Биддлом . Они убедили Биддла, что австрийцы были жертвами, а не сообщниками Гитлера. В 1942 году, после вступления США в войну, Австрия была официально признана нейтральной страной, что имело желаемый эффект для австрийских жителей США, но также непредвиденные последствия в Австрии после войны.
Отто Каллир и Виллибальд Плёхль
[ редактировать ]Виллибальд Плёхль был основателем Свободного австрийского национального совета, соперника Австро-американской лиги. Он считал Каллира ответственным за разногласия, возникшие между ним и Отто фон Габсбургом. Это побудило членов группы Плёхля сообщить ФБР о Каллире как о «бывшем агенте Гитлера и Муссолини», который имел дело с награбленными произведениями искусства. Необоснованное обвинение привело к тому, что Каллир перенес почти смертельный сердечный приступ 12 декабря 1942 года. После долгого выздоровления он вышел из Австро-американской лиги и после этого прекратил какое-либо участие в политике. Газета Washington Daily News , напечатавшая статью о предполагаемых связях Каллира с нацистами, принесла официальные извинения. ФБР завершило расследование заявлением Дж. Эдгара Гувера, подтверждающим, что дело было спровоцировано завистью конкурирующей политической группы и не имело фактических оснований. 14 апреля 1942 года Отто фон Габсбург написал в УСС (Управление стратегических служб, предшественник ЦРУ): «Каллир подвергся нападению со многих сторон. Похоже, эти нападения были неоправданными. Каллир честен, но очень некомпетентен в политике. " [ 8 ]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]В 1939 году, когда Каллир основал галерею Сент-Этьен в Нью-Йорке, австрийские модернисты имели очень мало международного признания и рыночной стоимости. На первой американской выставке Эгона Шиле, организованной галереей в 1941 году, рисунки стоили 20 долларов, акварели — 60 долларов; ни один не продан. [ 9 ] Благодаря неоднократным показам, продажам и подаркам музеям Каллир постепенно завоевал репутацию не только Шиле, но и Густава Климта, Оскара Кокошки и Альфреда Кубина. Галерея Сент-Этьен организовала первые в Америке персональные выставки таких художников, как Эрих Хекель (1955), Климт (1959), Кокошка (1940), Кубин (1941), Паула Модерсон-Беккер (1958). В 1940-е годы, когда работы австрийских мастеров было практически невозможно продать, Каллир добился большого успеха, «открыв» восьмидесятилетнюю художницу-самоучку Анну Мэри Робертсон Мозес . Известная во всем мире как «Бабушка» Мозес, она была одной из самых известных художниц времен холодной войны и самой успешной художницей своего времени.
Подход Каллира во многом опирался на научные знания и сотрудничество с музеями. В 1960 году он сотрудничал с Томасом Мессером , чтобы организовать первую в американском музее выставку работ Шиле. Он открылся в Бостонском институте современного искусства (директором которого тогда был Мессер) и посетил еще пять площадок. В 1965 году, после того как Мессер был назначен директором Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке, Каллир убедил его организовать крупную выставку Климта и Шиле. В 1966 году Каллир выпустил обновленное издание своего каталога-резонне Шиле «Эгон Шиле: Каталог произведений живописи». [ 10 ] за которым в 1970 году последовал каталог-резонне гравюр художника «Эгон Шиле: Графическая работа». [ 11 ] В знак признания поддержки Гуггенхайма Каллир подарил в 1969 году «Портрет старика (Иоганн Хармс)» Шиле. Среди других крупных пожертвований Каллира были «Грушевое дерево» Климта (переданное Художественному музею Фогга в 1956 году) и «Младенец» (подаренный в Национальную галерею искусств в 1978 году).
Он также является автором каталогов-резонне, документирующих творчество бабушки Мозес (1973). [ 12 ] и Ричард Герстл (1974). [ 13 ]
После смерти Каллира в 1978 году галерея St. Etienne перешла во владение его давней соратницы Хильдегард Бахерт и его внучки Джейн Каллир . В 2020 году галерея прекратила коммерческую деятельность и стала консалтинговой по искусству. Его архивы и библиотека были переданы Исследовательскому институту Каллира — фонду, созданному в 2017 году для продолжения научной деятельности Отто Каллира.
Новая галерея в Вене, которой после войны управляли различные директора, была официально распущена в 1975 году. Ее архивы были переданы в дар Österreichische Galerie im Belvedere . Семья Отто Каллира подарила его коллекцию исторических автографов Венской библиотеке в Ратхаусе в 2008 году. Дополнительные архивные материалы можно найти в Институте Лео Бека в Нью-Йорке.
Послевоенная реституция
[ редактировать ]В первые годы своего пребывания в Америке Каллир был склонен считать себя и своих собратьев-беженцев жертвами нацизма, но после войны он был вынужден признать сговор многих, кто остался. Учитывая его связи в изгнании и знание довоенных коллекций произведений искусства, Каллир приложил особые усилия, чтобы помочь коллекционерам вернуть произведения искусства, украденные в годы Гитлера. В большинстве случаев он встречал ожесточённое сопротивление со стороны австрийских музеев и правового истеблишмента. Однако в 1998 году записи Каллира способствовали конфискации украденной картины Шиле « Портрет Уолли» , предоставленной в аренду в Австрии Музею современного искусства . Этот случай заставил Австрию пересмотреть свои законы о реституции, разрешив возврат многих украденных произведений искусства.
Среди них была «Летняя ночь на пляже» Эдварда Мунка, которая была возвращена внучке Альмы Малер Верфель в 2006 году. Каллир безуспешно пытался помочь Малеру Верфелю вернуть картину после войны, и, как и в случае с Шиле, его записи сыграл важную роль в последующих усилиях по восстановлению.
Торговля произведениями искусства в эпоху нацизма
[ редактировать ]Историк искусства Джонатан Петропулос писал, что деятельность Каллира в эпоху нацизма находится в «серой зоне». [ 14 ] В 2007 году были обнаружены письма с подробным описанием продажи Каллиром картины Вальдмюллера через агента Йозефу Геббельсу . [ 15 ] Защитники Каллира говорят, что Каллир собирался бежать из Австрии после аншлюса , что он не заработал на сделке денег и что впоследствии написал владельцу: «Весь этот эпизод был для меня крайне неприятен». [ 16 ]
Иски о реституции произведений искусства, которыми владел Каллир, дали неоднозначные результаты. В деле о « Оскара Кокошки » Двух обнаженных телах , в котором Музей изящных искусств в Бостоне подал в суд на истца, Клаудию Зегер-Томшиц , [ 17 ] судья вынес решение в пользу музея. [ 18 ]
По делу акварели Шиле « Женщина, скрывающая свое лицо » (1912) судья вынес решение в пользу наследника жертвы Холокоста Фрица Грюнбаума . [ 19 ] [ 20 ] Каллир купил «Женщину, скрывающую свое лицо» у Эберхарда Корнфельда в 1956 году и продал ее в следующем году за 300 долларов. Работа много раз переходила из рук в руки и значительно выросла в цене к тому времени, когда Ричард Надь купил ее в 2013 году. [ 21 ] Попытки Надя обжаловать это решение не увенчались успехом.
В более раннем деле, касающемся другого Шиле, «Сидящая женщина с согнутой левой ногой» (1917), также купленного у Корнфельда в 1956 году, судья вынес решение в пользу владельца, Дэвида Бакалара, который подал заявление об упрощенном судебном разбирательстве . В деле речь шла о защите «laches», «справедливой доктрины, утверждаемой Бакаларом, которая запрещает судебные иски, в которых произошла длительная задержка с подачей иска». [ 22 ] Судья заявил: «После более чем двух лет разоблачений в связи с этим судебным разбирательством и использования архивных исследований, недоступных в 1956 году, ответчики не представили никаких конкретных доказательств того, что нацисты разграбили рисунок или что он был иным образом украден из Грюнбаума». [ 23 ]
Награды
[ редактировать ]• 1968 г.: Серебряная медаль «За заслуги перед Венским государством».
Публикации
[ редактировать ]- Отто Каллир, Эгон Шиле: Каталог картин (Crown Publishers, Нью-Йорк: 1966).
- Отто Каллир. Эгон Шиле: Графическая работа (Корона, Нью-Йорк: 1970).
- Отто Каллир, бабушка Мозес (Абрамс: Нью-Йорк: 1973).
- Отто Каллир, Ричард Герстль (1883–1908): Вклад в документацию его жизни и творчества (Counsel Press: Нью-Йорк, 1974).
- Джейн Каллир, Спасенные из Европы (Галерея Сент-Этьен, Нью-Йорк: 1999).
- Джейн Каллир, Австрийский экспрессионизм (Риццоли, Нью-Йорк: 1981).
- Отто Каллир: пионер австрийского искусства (каталог выставки с текстами Ганса Бисанца, Джейн Каллир и Виты Марии Кюнстлер; Исторический музей города Вена, Вена: 1986)
Внешние ссылки
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джейн Каллир, Спасенные из Европы (Галерея Сент-Этьен, Нью-Йорк: 1999).
- ^ Отто Каллир, Графическая работа Эгона Шиле (Вена: Verlag Neuer Graphik, 1922).
- ^ Хаддад, Натали (16 сентября 2017 г.). «Блудный сын Вены» . Гипераллергический . Архивировано из оригинала 22 ноября 2017 г. Проверено 19 апреля 2021 г.
Мифология страстного, нестабильного гения, опередившего свое время и несвоевременного в ницшеанском смысле противостояния течениям своего времени, пронизывает Рихарда Герстля в Новой галерее, первой музейной ретроспективе художника в США. Тематически организованная выставка включает более половины из примерно 70 работ, приписываемых Герстлю с момента его повторного открытия венским торговцем произведениями искусства Отто Каллиром в 1931 году. Основополагающее повествование о таланте и смятении, а также сила работ заставляют задуматься о том, что именно было бы, если бы он не покончил с собой.
- ^ Полный список выставок Neue Galerie см. в « Джейн Каллир: австрийский экспрессионизм» (Риццоли, Нью-Йорк, 1981), стр. 95–98.
- ^ Отто Ниренштайн, Эгон Шиле: Личность и работа (Берлин/Вена: Лейпциг/Жолнай, 1930).
- ^ Петропулос, Джонатан (2011). «Мосты из Рейха: важность эмигрантов-торговцев произведениями искусства, что отражено в тематических исследованиях Курта Валентина и Отто Каллира-Ниренштайна» . Художественное произведение . OCLC 888872791 .
- ^ Джонсон, «Обзор искусства»; «Спасенные из Европы», The New York Times, 24 декабря 1999 г.
- ^ Герхардт Плёхль: Виллибальд Плёхль и Отто Габсбург в США. – Борьба за «правительство Австрии в изгнании» 1941/42. Архив документации издателя австрийского сопротивления, Вена, 2007 г.
- ^ Эгон Шиле, Galerie St. Etienne, Нью-Йорк, 7 ноября — 5 декабря 1941 г. (архив Исследовательского института Каллир, Нью-Йорк); примерно 424 и 1273 доллара США по состоянию на 2023 год. Это и все последующие долларовые эквиваленты согласно данным Бюро статистики труда США, калькулятор инфляции ИПЦ, https://www.bls.gov/data/inflation_calculator.htm .
- ^ Отто Каллир, Эгон Шиле: каталог произведений картин (Нью-Йорк: Crown Publishers, 1966).
- ^ Отто Каллир. Эгон Шиле: Графическая работа (Нью-Йорк: Crown Publishers, 1970).
- ^ Отто Каллир, бабушка Мозес (Нью-Йорк: Harry N. Abrams, Inc., 1973).
- ^ Отто Каллир, Ричард Герстль (1883-1908): Вклад в документацию его жизни и творчества (Нью-Йорк: Counsel Press, 1974).
- ^ Петропулос, Джонатан (24 мая 2011 г.). «Мосты из Рейха: важность эмигрантских арт-дилеров, отраженная в тематических исследованиях Курта Валентина и Отто Каллира-Ниренштайна». Kunstgeschichte (на немецком языке). Архивировано из оригинала 18 августа 2016 г. Курт Валентин и Отто Каллир-Ниренштайн, два самых важных торговца модернистским искусством двадцатого века, помогли преобразовать американский музейный ландшафт. Тем не менее, они также участвовали в ряде сомнительных действий, в которых был замешан национал-социалистический режим: несмотря на то, что оба дилера были евреями, они установили с нацистскими властями modus Vivendi, который позволял им вывозить произведения искусства из Рейха. Сюда входили работы, изъятые из государственных коллекций Германии, а также работы, известные как «побегные товары», когда преследуемые евреи продавали свое имущество под принуждением. Валентин и Каллир в процессе обогатились. Несмотря на этически сомнительную деятельность, они были отмечены в мире искусства и до сих пор избегали критического научного рассмотрения.
- ^ «Историки Холокоста критикуют позицию МИД в судебном споре; настаивают на том, что давление эпохи привело к продаже картины» . www.lootedart.com . Проверено 9 декабря 2023 г.
Дауд также указал на исследование профессора Джонатана Петропулоса, историка Холокоста из колледжа Клермонт Маккенна в Калифорнии, которое показало, что Каллир способствовал продаже картины Фердинанда Вальдмюллера между нацистским коллекционером и сотрудником нацистского музея, который предназначал эту работу министру пропаганды Третьего рейха. Йозеф Геббельс, который, в свою очередь, планировал передать его Гитлеру.
- ^ «Дилер с дьяволом» . Наблюдатель . 11 сентября 2007 г. Архивировано из оригинала 18 ноября 2015 г. Проверено 5 июня 2021 г.
Гитлер хотел «Портрет молодой девушки» работы Фердинанда Георга Вальдмюллера, одного из его любимых художников. И Каллир, желая того или нет, был дилером, который получил это для него.
- ^ Эджерс, Джефф (24 января 2008 г.). «МИД подает в суд, чтобы поддержать иск по спорной картине 1913 года» . Бостон.com . Проверено 5 июня 2021 г.
- ^ «МИД сохранит картину Кокошки» . Центр художественного права . 16 октября 2010 г. Проверено 5 июня 2021 г.
- ^ Раммелл, Ник (10 июля 2019 г.). «Наследники жертвы Холокоста одерживают победу в деле о возвращении произведений искусства» . Служба новостей здания суда . Проверено 5 июня 2021 г.
До того, как нацисты отправили его в концентрационный лагерь Дахау, у Фрица Грюнбаума было более 400 произведений искусства, 81 из которых были написаны художником австрийского происхождения Эгоном Шиле. Двое наследников Грюнбаума подали иск в Нью-Йорке с требованием вернуть две акварели Шиле «Женщина, скрывающая свое лицо» (1912) после того, как коллекционер Ричард Надь представил их в ноябре 2015 года в Оружейной палате на Парк-авеню на выставке Salon Art + Design Show. Надь настаивал на том, что произведения искусства были приобретены добросовестно, но судья Нью-Йорка в прошлом году встал на сторону наследников Грюнбаума в упрощенном порядке, заявив, что «подпись под дулом пистолета не может привести к законной передаче». Надь не представил никаких доказательств, опровергающих документы, свидетельствующие о том, что нацисты конфисковали коллекцию Грюнбаума, заставив его подписать доверенность на свою жену до того, как она тоже была убита во время Холокоста.
- ^ «Суд постановил, что наследники жертвы Холокоста могут оставить себе украденные нацистами произведения» . www.lootedart.com . Проверено 5 июня 2021 г.
Все произведения Шиле на выставке Корнфельда 1956 года были позже проданы одному американскому дилеру Отто Каллиру, а затем проданы множеству других людей.
- ^ «Рейф против Надя, 175 AD3d 107 | Поиск по тексту + цитатор» . Casetext.com . Проверено 5 июня 2021 г.
- ^ центр арт-права (18 октября 2012 г.). «Обзор дела: семилетняя сага Бакалара против Вавра подходит к концу» . Центр художественного права . Проверено 2 ноября 2022 г.
- ^ Дэвид Бакалар против Милоша Вавра и Леон Фишер , Дело 05, Гражданское дело. 3037 «Мнение и порядок» (Южный округ Нью-Йорка, США, 02 сентября 2008 г.).